УДК 338.3+658.7
О.А. КУРНОСОВА, канд. экон. наук, доцент кафедры «Математическое моделирование», e-mail: kurnosova.olesya@mail.ru
Автомобильно-дорожный институт ГОУ ВПО Донецкий национальный технический университет, г. Горловка, ДНР
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
На основе всестороннего анализа современных тенденций развития рынка труда и образовательных услуг в сфере логистики определены пути решения ключевых проблем кадрового обеспечения системы логистического сервиса в реальном секторе экономики для восстановления производственно-экономического потенциала Донецкой Народной Республики.
Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, классификатор профессий, логистический сервис, управление цепями поставок (УЦП), логист, логистика.
Kurnosova O.A. Human resourcing of the logistics service in the real sector of the economy of the Donetsk People's Republic
On the basis of a comprehensive analysis of the current trends in the development of the labour market and educational services in the field of logistics, the article identifies the solutions of the key problems of human resourcing in the logistics service system in the real sector of the economy in order to restore the production and economic potential of the Donetsk People's Republic.
Keywords: State Educational Standard, occupational classification, logistics service,
supply chain management (SCM), logisti-cian, logistics.
Восстановление производственно-экономического потенциала Донецкой Народной Республики определяет необходимость внедрения современных методов и моделей управления промышленными предприятиями, направленных на повышение обоснованности и прозрачности принимаемых решений на всех уровнях. В условиях международной конкуренции достижение конкурентоспособности отечественных производителей невозможно без организации качественного логистического сервиса и интегрированной логистической поддержки всего жизненного цикла продукции. Внедрение современных инструментов логистики и управления цепями поставок позволяет существенно повысить эффективность функционирования предприятий за счет оптимизации затрат во всей цепочке образования стоимости продукции. Вместе с тем одной из ключевых проблем является кадровое обеспечение логистического сервиса и подготовка квалифицированных логистов, востребованных на рынке труда. Потребность отечественного бизнеса в высококвалифицированных специ-
© О.А. Курносова, 2018
алистах в области логистики и УЦП в настоящее время достаточно велика и в процессе восстановления экономики Донбасса будет интенсивно нарастать. Формирование уникальных цепей поставок в промышленности ДНР, ориентированных на новые рынки сбыта, способствует росту спроса на качественный логистический сервис, поэтому в ближайшем будущем профессионалы в данной сфере будут востребованы. В данных обстоятельствах появляется острая необходимость совершенствования государственных образовательных стандартов, изменения подходов к подготовке логистов и специалистов по управлению цепями поставок с набором компетенций, необходимых для бизнеса, с целью обеспечения качественного управления логистическими бизнес-процессами.
Острота затронутых проблем обусловливает высокий интерес к ним со стороны ученых и специалистов-практиков. Кадровое обеспечение логистических систем в РФ, Украине, Республике Беларусь и ДНР затронуты в трудах В.В. Борща, В.М. Приходько, З.С. Сазоновой [1; 2], Г.В. Бубновой [3], Е.П. Дудкина, О.Н. Ку-рановой, Е.А. Тарасевич [4], В.В. Дыб-ской [5], Н.А. Латышевой [6], А.В. Поло-вяна [7], А.И. Прищепы [8], О.А. Свитло-вского [9], В.И. Сергеева [10], Ю. Соль-ской, О.А. Фрейдман [11] и др. Вместе с тем, несмотря на значительное количество научных работ, затрагивающих различные аспекты качественной подготовки логистов для реального сектора экономики, в Донецкой Народной Республике остается открытым вопрос обеспечения предприятий высококвалифицированными кадрами в сфере логистики и управления цепями поставок.
Цель статьи - на основе анализа современного состояния и тенденций развития рынка труда и образовательных услуг в сфере логистики обобщить ключевые проблемы кадрового обеспечения
логистического сервиса в промышленности ДНР и определить пути их решения.
Специалисты в области логистики и УЦП являются одними из наиболее востребованных и высокооплачиваемых на рынке труда в разных странах. Согласно данным рекрутинговых и рейтинговых агентств, «логист» в последние годы устойчиво занимает одно из лидирующих мест в десятке самых популярных профессий, в рейтингах 2018 г. логисты заняли 5-е место [12]. Деятельность профессионального логиста связана с решением проблем управления цепочкой добавленной стоимости в процессе производства и сбыта продукции и услуг. При этом основная задача логиста - интеграция и синхронизация планов, создание единой информационной платформы, на основе которых решаются проблемы межфункциональной и межорганизационной координации, интегрированного управления кооперации и взаимодействия между контрагентами в цепях поставок [9].
В ДНР проблема подготовки квалифицированных логистов стоит особо остро. Это объясняется объективными процессами становления и развития экономической системы Донбасса, осуществляемыми в условиях ведения боевых действий, экономической блокады, разобщенности логистических цепочек и потери рынков сбыта. В данных обстоятельствах отечественные предприятия переориентируют свою деятельность на рынок Российской Федерации, стран Таможенного Союза, Азии, формируя инновационные схемы цепей поставок сырья и готовой продукции. В силу дипломатической изоляции ДНР и действующей системы санкций отечественные предприятия для работы с контрагентами используют широкую сеть посредников, вследствие чего значительно повышаются затраты на логистические услуги в себестоимости продукции предприятий ДНР, что не позволяет конкурировать им на внешних
рынках. В данных обстоятельствах в реальном секторе экономки ДНР востребованность специалистов в области логистики, способных как эффективно управлять интегрированными логистическими бизнес-процессами внутри промышленных предприятий, так и координировать межорганизационные процессы в сети контрагентов, резко возрастает.
Однако при значительном дефиците в экономике управленческих кадров -специалистов по управлению цепями
поставок, менеджеров по планированию цепей поставок, интегральных SCM-менеджеров в настоящее время на рынке труда ДНР имеется спрос, в основном, на сотрудников в области складского хозяйства, менеджеров по продажам и сбыту, экспедиторов, логистов-диспетчеров, специалистов в сфере транспортной логистики. Это подтверждает проведенный анализ данных о вакансиях в сфере логистики (табл. 1).
Таблица 1
Специалисты в сфере логистики Количество вакансий
Данные Республиканского центра занятости ДНР [13]
Логист 1
Экспедитор 3
Менеджер (управитель) в оптовой торговле 3
Менеджер (управитель) по сбыту 5
Кладовщик 10
Всего вакансий 22
Данные портала work.ua (Донецк и Донецкая область) [14]
Аналитик-логист 1
Логист 3
Менеджер по логистике 2
Менеджер по продажам транспортных услуг, логист, экспедитор 1
Менеджер по работе с клиентами 12
Менеджер по продажам (В2В) 1
Менеджер по продажам 11
Кладовщик-экспедитор, экспедитор 2
Кладовщик 1
Менеджер ВЭД 1
Всего вакансий 34
Данные сайта поиска работы в ДНР [15]
Таможенный декларант/брокер 4
Мастер кладовщик , учетчик , оператор 1
Экспедитор, охранник, оператор, стикеровщик, сборщик товара 3
Товаровед, кладовщик 2
Кладовщик, работник склада 9
Водитель погрузчика 2
Экспедитор, продавец 1
Логист, торговый представитель 2
Кладовщик-приемщик , зав. склада 8
Менеджер по логистике, начальник отдела 5
Диспетчер по транспорту 1
Транспортный логист, диспетчер-логист 16
Торговый представитель, экспедитор 2
Логист 1
Менеджер ВЭД 4
Менеджер по железнодорожным перевозкам 1
Всего вакансий 62
Данные о вакансиях в сфере логистики на рынке труда ДНР, единиц
Детальный анализ требований к перечисленным вакансиям показывает имеющиеся несоответствия из-за неоднозначности понимания компетенций, реализуемых профессиональными логистами и менеджерами по УЦП. Идентичные требования выдвигаются к менеджерам по логистике, экспедиторам, заведующим складами. Это свидетельствует о том, что руководство компаний четко не понимает, что входит в обязанности логиста. Профессиональными стандартами не определено место логистов в организационной структуре управления предприятиями. В практике существует множество трактовок и наименований профессий. На одну вакансию приходится несколько должностей - от операционного логиста до управленца высшего звена. Данная проблема обусловлена, прежде всего, отсутствием профессии в современном Классификаторе профессий. В связи с этим руководители кадровых служб не могут указать фактическую должность нанимаемого сотрудника и указать соответствующую профессию в трудовой книжке. Это
затрудняет разработку регламентирующей документации и описание трудовых функций в должностных инструкциях.
Особенностью является также территориальная неравномерность спроса на логистов на рынке труда ДНР. Практически все вакансии предполагают работу в Донецке, 2 вакансии - в Макеевке и 3 вакансии - в Снежном. Прежде всего это связано с остановкой промышленных предприятий в городах ДНР, находящихся в непосредственной близости к прифронтовой зоне, но имеющие значительный производственно-экономический потенциал (Горловка, Енакиево, Ясиноватая, Дебальцево, Углегорск и др.).
В Европе для преодоления разночтений при приеме логистов на работу разработан Сборник стандартов компетенций по логистике и УЦП, который стал основным нормативным документом по обеспечению выполнения процедур европейской сертификации логистов, которых сертифицируют по трем уровням (табл. 2).
Таблица 2
Уровень компетентности Профессиональные характеристики персонала
Название Аббревиатура Перевод
Supervisory Operational level ElogSO Операционный логист Персонал операционного/функционального уровня управления логистическими бизнес-процессами, в том числе: цепями поставок, сервисом, заказами, запасами, складированием, транспортировкой, логистической поддержкой производственных операций, информационной поддержкой логистики и др.
Seniorlevel ElogSE Старший логист 1. Менеджеры и консультанты, занимающиеся планированием и координацией работы разных компонентов логистической системы. 2. Координаторы логистического процесса в функциональных сферах предприятия и компонентах сетевой структуры цепи поставок. 3. Инспекторы, контролеры, аудиторы, аналитики, руководители отделов логистики.
Strategiclevel ElogST Логист стратегического уровня 1. Старшие менеджеры, старшие консультанты, дирек-торы со значительным опытом работы в отрасли логистики или управления цепями поставок (стратегические менеджеры). 2. Руководители высшего ранга сфер бизнеса, которые взяли на себя должностные обязанности логиста стратегического уровня.
Уровни компетентности европейских стандартов сертификации по логистике [9]
Стандарт разрабатывался в тесном сотрудничестве с ведущими европейскими компаниями и прошел согласование с работодателями свыше 100 ведущих предприятий в сфере логистики, поэтому он отражает консолидированные требования бизнеса к персоналу, что является хорошим примером синтетического единства кадрового планирования в процессе теоретической подготовки и практического опыта будущего специалиста в области логистики.
В настоящее время на территории ДНР действует Национальный классификатор Украины «Классификатор профессий ГК 003:2010» [16]. Это единственный официальный документ, классифицирующий должности и профессии в Республике, который предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления последующих пенсий, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда. Следовательно, записи в трудовой книжке сотрудников компаний следует производить согласно с данным классификатором. В Классификаторе профессий в настоящее время отсутствуют должности «логист», «менеджер по логистике», «специалист по управлению цепями поставок», но в перечень входят менеджеры различных направлений, в том числе «менеджер на транспорте», «менеджер коммерческой деятельности», а также экспедиторы, кладовщики, диспетчера и др. Поэтому при приеме на работу выпускника ВУЗа по профилю «логистика» в штатном расписании и трудовой книжке чаще всего указывают должность в соответствии с Классификаторам профессий, что не всегда соответствует уровню и направлению его
подготовки, освоенным компетенциям, квалификации и часто отражается на уровне заработной платы. В ином случае, принимая на работу логистов и указывая фактическую должность в трудовой книжке, в будущем могут возникнуть трудности при начислении пенсий, определении трудового стажа, льгот. Кроме того, указание в трудовой должности, не включенной в Классификатор профессий, противоречит Постановлению Президиума Совета министров ДНР от 18 апреля 2015 г. № 6-4 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и размеров должностных окладов (тарифных ставок) по оплате труда работников учреждений, предприятий, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы».
Министерство труда и социальной политики ДНР инициировало разработку Единого Классификатора должностей и профессий ДНР, который будет дополнен новыми актуальными должностями и профессиями. Такая инициатива обусловлена возникшей необходимостью обеспечения правового регулирования вопросов в сфере трудовых отношений, реализации права работников на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, предоставления отпусков, недопущения неточностей в наименованиях должностей и профессий [17].
Другая ключевая проблема кадрового обеспечения логистического сервиса связана с особенностями подготовки кадров в сфере логистики в высших учебных заведениях ДНР. Несмотря на то, что ВУЗы Республики готовят и выпускают логистов, на рынке труда по-прежнему ощущается острая их нехватка, а уровень знаний выпускников не удовлетворяет международным требованиям и запрашиваемым рынком труда компетенциям. Практика показывает, что выпускники
ВУЗов не имеют фундаментальных знаний и навыков оптимизации бизнес-процессов в цепях поставок. В настоящее время в Донбассе, как и в Украине, логистика отсутствует в перечне специальностей, по которым осуществляется подготовка в ВУЗах ДНР, она является специализацией в менеджменте, т.е. выпускникам присваивается квалификация бакалавра/магистра по направлению 38.03.02/38.04.02 «Менеджмент» с профилем «Логистика». При этом интересным является тот факт, что в ДНР разработан и утвержден Приказом МОН ДНР от 25.09.2015 г. № 596 Государственный образовательный стандарт (ГОС) для средних профессиональных образовательных учреждений, которым установлен профиль 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», соответствующий операционному логисту в европейской практике.
Для получения высшего профессионального образования, предполагающего выпуск логистов, аналогичного уровням ElogSE и ElogST, предусмотрена только профильная подготовка, отличительной особенностью которой является лишь дополнение перечня профессиональных компетенций будущих менеджеров характерными для логистов. Так, в настоящее время ГОС определяет три вида компетенций - общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Именно частью профессиональных компетенций отражается специфика профиля подготовки. Вместе с тем зачастую за основу берется стандартный их набор, общий для направления подготовки по менеджменту, за редким исключением дополняемый профессиональными компетенциями, которые могут отражать требования подготовки логистов и специалистов по УЦП. Это не позволяет будущим выпускникам сформировать
необходимый набор навыков и умений для эффективного управления логистическими системами различного уровня. Кроме того, профиль отражается лишь в приложении к диплому, который при приеме на работу работодателями практически не рассматривается или вообще не требуется. Соответственно, снова возникают разночтения в должностных обязанностях кандидата на вакансию логиста.
Выпуск логистов по направлению 38.03.02 «Менеджмент» (профиль «Логистика») в настоящее время осуществляют:
Донецкий национальный университет (в 2017 г. в бакалавриат принято всего 33 студента при лицензионном объеме 40 мест очной и 50 мест заочной форм обучения, магистратура по данному профилю не лицензирована) [18];
Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики (в 2017 г. принято 20 бакалавров при лицензионном объеме 480 мест по направлению 38.03.02 «Менеджмент» для академического бакалавра, магистратура по профилю отсутствует) [19];
Донецкий национальный технический университет (в 2017 г. зачислено 44 бакалавра по направлению 38.03.02 «Менеджмент» при лицензионном объеме 225 мест и 27 магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент» при лицензионном объеме 260 мест, данные о зачислении по профилю «Логистика» в контрольных цифрах не отражены) [20];
Донецкая академия транспорта (подготовка по направлению 38.03.02 «Менеджмент» (профиль «Логистика»), контрольные цифры о приеме в 2017 г. и лицензионном объеме на сайте академии отсутствуют) [21];
пройдено лицензирование, и в 2018 г. планируется прием бакалавров и магистров по профилю «Логистика» в
Донецком национальном университете экономики и торговли им. М. Туган-Бара-новского [22].
Как можно заметить, предложение на рынке образовательных услуг по профилю подготовки «Логистика» значительно превышает спрос при острой нехватке специалистов в данной сфере. Подготовка будущих логистов должна определяться синтетическим характером профессии и базироваться на системном подходе к разработке государственных образовательных стандартов, в которых должны быть отражены компетенции в области экономики, менеджмента, оптимизации бизнес-процессов, экономико-математического моделирования и современных информационных технологий. Следовательно, сложность обучения и высокий уровень требований к профессиональной подготовке логистов определяет несоответствие потребности рынка труда количеству поступающих абитуриентов. Профильная подготовка не позволяет дифференцировать менеджеров по различным направлениям. Современным абитуриентам не разъясняется, чем отличается менеджер от менеджера-логиста. Кроме того, о подготовке будущих логистов заявлено и в ГОСе некоторых инженерных специальностей. Например, Автомобильно-дорожный институт ГОУ ВПО «ДонНТУ» готовит бакалавров и магистров по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» (профиль «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»), в учебных планах которого предусмотрено углубленное изучение цикла логистики и УЦП [23]. Интуитивно понимается, что выпускники данного профиля должны обладать набором инженерных компетенций в упоре на технологии транспортных процессов и их техническое обеспечение, но по факту различия между изучаемыми
дисциплинами в учебных планах менеджеров и выпускников по организации перевозок и управлению на транспорте не существенны. Следовательно, действующие ГОСы не отражают специфики будущей профессиональной деятельности логистов.
Учитывая перспективы, темпы и динамику развития логистического рынка ДНР, необходимы лицензирование и аккредитация специальности «Логистика» в классических и технических университетах с обеспечением системности и комплексности образовательных программ по аналогии с такими западными школами, как Schule Logistik (Германия), Международный университет логистики и транспорта (Польша). Примером в Росси может служить Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ, г. Москва), представители которого были инициаторами открытия новой специальности в РФ (утверждено Приказом Министерства образования РФ № 1213 «Об эксперименте по подготовке специалистов по специальности 062200 «Логистика» (25.04.2002 г.), ГОС предусматривал присвоение выпускникам квалификации «логист». С 26 по 30 мая 2003 г. в открытом Международном центре логистики (МЦЛ) при ГУ-ВШЭ состоялись защиты первых в России выпускных квалификационных работ в рамках программы второго высшего профессионального образования по логистике, всего было выпущено 27 логистов. Вследствие изменения парадигмы логистики и развития теории управления цепями поставок, в 2005 г. профиль и название специальности 06.02.00 «Логистика» изменены на 08.05.06 «Логистика и управление цепями поставок». Школа логистики, созданная в ВШЭ, признана в России и за рубежом, что позволяет получить качественное образование в рамках интегрированного
подхода к обучению. Выпускники программы овладевают знаниями и навыками, необходимыми для управления процессом обеспечения поставок товаров (или услуг) от производителя до конечного потребителя, т.е. умеют планировать и контролировать потоки, ресурсы в сложных интегрированных бизнес-структурах и сетевых системах - цепях поставок [5; 10].
Однако в ДНР при подготовке документов для лицензирования и аккредитации специальностей ВУЗы ориентируются на лицензионно-аккредитационные требования, в рамках которых разработаны таблицы соответствия по кадровому, методическому, информационному, материально-техническому обеспечению и др. Кадровое обеспечение предполагает наличие профильных докторов наук, высокий уровень остепененности профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр, наличие публикаций по проблемам логистического управления в авторитетных изданиях. Однако анализ публикационной активности ученых ДНР указывает на недостаточный интерес к данной проблематике, а отсутствие профессиональных логистов и менеджеров по управлению цепями поставок не позволяет аккредитовать и лицензировать логистику как самостоятельную специальность. Следовательно, образуется замкнутый круг, и трансформировать профиль подготовки в полноценную специальность в настоящее время не предоставляется возможным. Учитывая, что методология современной интегрированной логистики и управления цепями поставок базируется на современных информационных технологиях и предполагает оптимизацию бизнес-процессов в цепи поставок, в настоящее время целесообразнее профильную подготовку логистов отнести к направлению 38.03.05 (38.04.05)
«Бизнес-информатика», выпускники которого овладевают практическими навыками и компетенциями в сфере проектирования архитектуры предприятий, стратегического планирования развития информационно-коммуникационных и корпоративных информационных систем управления предприятиями, моделирования экономических процессов, анализа и оптимизации бизнес-процессов предприятий, управления проектами, организационного проектирования, аналитической поддержки процессов принятия решений управления предприятиями, т.е. получают те знания, которые соответствуют европейским стандартов компетенций по логистике и УЦП.
Выводы
Таким образом, возможным решением существующих проблем выступает механизм государственного регулирования рынков труда и образовательных услуг, в основе которых лежит система планирования потребностей реального сектора экономики в профессиональных логистах и увязки навыков и компетенций, реализуемых ГОСом, с необходимыми для практической деятельности компетенциями. Это предполагает:
совершенствование Классификатора профессий и дополнение его перспективными и востребованными на рынке труда профессиями;
совершенствование государственного образовательного стандарта и трансформация профильной подготовки логистов в полноценную специальность «Логистика и управление цепями поставок» и перевод профиля «Логистика» в направление подготовки «Бизнес-информатика»;
адаптацию европейских стандартов компетенций по логистике и УЦП и сертификацию логистов в соответствии с уровнем их подготовки;
всестороннее привлечение в учебный процесс подготовки логистов специалистов-практиков и руководителей предприятий;
совместную работу образовательных учреждений высшего профессионального образования и представителей бизнеса по планированию ГОСав сфере логистики и управления цепями поставок;
разработку универсальных учебных планов для всех ВУЗов ДНР;
планирование учебных дисциплин для формирования компетенций и навыков, востребованных в практической деятельности;
прохождение реальных производственных практик с последующим трудоустройством на промышленных предприятиях.
Комплексный подход к решению проблем кадрового обеспечения логистического сервиса в реальном секторе экономики ДНР с участием государства, бизнеса, образовательных учреждений позволит преодолеть существующие противоречия и выстроить целостный механизм управления, ориентированный на восстановление производственно-экономического потенциала Республики.
Список используемой литературы
1. Борщ, В.В. Формирование и реализация основных и дополнительных образовательных программ в области логистики / В.В. Борщ, В.А. Демин, З.С. Сазонова // Высшее образование в России, 2015. - № 11. - С. 108-113.
2. Приходько, В.М. Подготовка логистов в условиях интеграции образования, науки, производства и бизнеса // В.М. Приходько, В.В. Борщ, З.С. Сазонова // Высшее образование в России, 2014. - № 11. - С. 126-133.
3. Бубнова, Г.В. Подготовка кадров и развитие компетенций в сфере логистики / Г.В. Бубнова // Логистика и управление цепями поставок. - 2016. -№ 2 (73). - С. 90-97.
4. Дудкин, Е.П. Кадровое обеспечение менеджмента для российских логистических центров / Е.П. Дудкин, О.Н. Куранова, Е.А. Тарасевич // Транспорт Российской Федерации. - 2006. -№ 2. - С. 76-77.
5. Дыбская, В.В. Роль МЦЛ НИУ ВШЭ в становлении отечественной школы логистики / В.В. Дыбская,
B.И. Сергеев // Логистика и управление цепями поставок. - 2015. - № 2 (67). -
C. 8-25.
6. Латышева, Н.А. Специфика и проблемы формирования компетенций логистического персонала / Н.А. Латышева // Логистика и бизнес: проблемы организации и развития: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции; под редакцией Т.М. Степанян. - М.: Изд-во «Канцлер». -2017. - С. 26-32.
7. Половян, А.В. Подход к планированию потребности Донецкой Народной Республики в трудовых ресурсах / А.В. Половян, К.И. Синицына // Вестник Института экономических исследований. - 2017. - № 3 (7). - С. 5-16.
8. Прищепа, А.И. Необходимость повышения компетенций специалистов в транспортно-логистической сфере / А.И. Прищепа, Л.И. Прищепа // Социально ориентированное управление в условиях глобализации: материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции. - М.: Российский университет дружбы народов. - 2016. -С.203-212.
9. Св^ловський, О.О. Перспективи тдготовки спещалю^в з лопстики для управлшня корпоративною лопстичною
вщповщальшстю тдприемств / О.О. Свь тловський // Вiсник Хмельницького наць онального унiверситету. - 2009. - Т. 1. -№ 5. - С. 199-201.
10. Сергеев, В.И. Проблемы подготовки персонала российский компаний в логистике и управления цепями поставок / В.И. Сергеев // Транспортные системы: тенденции развития: сб. тр. Международной научно-практической конференции (26-27 сентября 2016 г.); под общей редакцией Б.А. Лёвина. - М.: Изд-во: Российский университет транспорта (МИИТ). - 2016. - С. 389-390.
11. Сольская, И.Ю. Исследование рынка специалистов по логистике / И.Ю. Сольская, О.А. Фрейдман // Мир транспорта. - 2016. - № 1. - Т. 14. -С.236-244.
12. Самые востребованные профессии в мире 2018 // Все для поступающих. -URL: https://edunews.ru/professii/rating/ vostrebovannie-v-mire.html
13. Информация о вакансиях, поданных в центры занятости Донецкой Народной Республики (по состоянию на 23.04.2018 г.) // Республиканский центр занятости Донецкой Народной Республики: официальный сайт. - URL: http://rcz-dnr.ru
14. Вакансии логиста // Сайт поиска работы №1 в Украине: портал work.ua. -URL: https://www.work.ua/
15. Логистика, склад, ВЭД: вакансии // Сайт поиска работы в ДНР. - Режим доступа: http://workdnr.ru/resume/r9
16. ДК 003:2010: класифшатор про-фесш (чинний з 01.11.2010 р.). - URL: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/klassifikator-professij
17. В Республике разрабатывается Единый Классификатор должностей и профессий ДНР // Донецкая Народная Республика: официальный сайт. - URL: https://dnr-online.ru/v-respublike-razrabaty vaetsya-edinyj -klassifikator-dolzhnostej -i-professij-dnr/
18. Донецкий национальный университет: официальны сайт. - URL: http://donnu.ru/
19. Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики: официальный сайт. - URL: http://www.dsum.org
20. Донецкий национальный технический университет: официальный сайт. -URL: http://donntu.org/
21. Донецкая академия транспорта: официальный сайт. - URL: http:// www.diat.edu.ua
22. Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского: официальный сайт. - URL: http://donnuet.education/
23. Автомобильно-дорожный институт ДонНТУ: официальный сайт. - URL: http://www.adidonntu.ru
Статья поступила в редакцию 01.10.18