Научная статья на тему 'О проблемах преподавания философии студентам современного вуза'

О проблемах преподавания философии студентам современного вуза Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ КРИЗИСА ФИЛОСОФСКОГО СОЗНАНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ / ПРИНЦИПЫ ПОНИМАНИЯ / THE CONDITIONS OF THE CRISIS OF PHILOSOPHICAL CONSCIOUSNESS / TEACHING PHILOSOPHY / PRINCIPLES OF UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Утуров Кытайбек Утурович, Каниметов Эмиль Жангорозович

В статье концептуально рассмотрены вопросы преподавания предмета философии студентам на различных факультетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах преподавания философии студентам современного вуза»

противоположных парадигм прогнозирование будущего, развития современного мира аксиологических предпочтений, где имеют место зачатки виртуального мира.

По мере усвоения таких новых идеалов и норм вырисовывается картина развития общества (в том числе и на основе коэволюции техники и технологии). Ведь развития человеческого общества на основе цивилизационных установок Нового времени с неизбежностью вело к нарастанию негативных последствий научно-технической цивилизации, глобальному экологическому кризису. Что требует социально-философского переосмысления стратегии развития высоких технологий, учитывая их мощнейшее воздействие на социогуманитарную сферу существования человека.

Литература

1. Каниметов Э. Философско-методологические проблемы исследования развития постсоветского общества // Вестник ИГУ, 1999. № 3. С. 13.

2. Утуров К. Теоретико-методологические основы упорядоченного состояния материи. Б., 2012.

3. Сребродольский Б. И. Загадки минералогии. М.: Наука, 1987. С. 28.

4. Алексеев И. Ю. Американская философия техники в конце XX века. // Вопросы естествознания и техники. 1997. № 1. С. 139-150.

About the problems of teaching philosophy to students of modern high school

Uturov K.1, Kanimetov E.2 О проблемах преподавания философии студентам современного вуза Утуров К. У.1, Каниметов Э. Ж.2

'Утуров Кытайбек Утурович / UturovKytaybek - доктор философских наук, профессор; 2Каниметов Эмиль Жангорозович /Kanimetov Emil - кандидат философских наук, доцент, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье концептуально рассмотрены вопросы преподавания предмета философии студентам на различных факультетах.

Abstract: article conceptual questions of philosophy of teaching subjects to students in various faculties.

Ключевые слова: условия кризиса философского сознания, преподавания философии, принципы понимания.

Keywords: the conditions of the crisis of philosophical consciousness, teaching philosophy, principles of understanding.

Сегодня преподаватели-философы стремятся по-новому осмыслить научно-теоретический багаж философии, стараются подвести философию к современному уровню научного знания, стремятся к диалогу различных философских учении, парадигм. Все это - требование современного этапа развития нашего общества.

Однако в практике мы видим, что по существу почти каждая тема учебного курса, представленная в форме дидактической единицы Госстандарта, не имеет единственно верных принципов ее рассмотрения (марксизм, как известно, давно уже не принимается в качестве парадигмы) [1]. Проблематизируются не только проблемы социальной философии, но даже такие фундаментальные темы учебных программ, как материя, бытие, сознание, гносеология и др.

Чтобы прояснить, как подвергаются критическому анализу те или иные философские проблемы, рассмотрим этот вопрос на примере одного из материалов круглого стола, опубликованных в ведущем философском журнале постсоветского пространства [2]. Например, доктор философских наук Л. А. Микешина, которая к тому же работает ведущим чиновником в системе образования, заявляет: «По-прежнему некритически используется определение материи, натурфилософски излагаются категории движения, пространства и времени... Теория познания по-прежнему преподается как теория отражения, т.е. упрощенное и вульгаризированное представление о «ступенчатом» познании, неинтересное, бесплодное и беспомощное перед проблемами 20 века.» и т.д. Очевидно, что это не только констатация

факта, но и содержит элементы обвинения в адрес преподавателей философии. Но, к сожалению, подобные заявления мало что могут дать в плане позитивного развития философского знания, не говоря об его преподавании. Подвергать критике прежние парадигмы необходимо, но как и каким образом сегодня подавать студентам фундаментальные философские категории. Например, возникает вопрос у любого преподавателя: как определять материю? Возникает и другой вопрос: как мы можем формировать философское мировоззрение, если у нас нет, так сказать, верного, адекватного сегодняшнему уровню научно-теоретического философского знания, соответствующего достижениям 21 вв. Преподавателям философии сегодня необходимо, прежде всего, научно-методическое обеспечение, научно-методическая помощь.

В условиях кризиса сознания в целом и философского в том числе, преподаватели философии должны выполнять свою педагогическую задачу - формировать философское мировоззрение молодежи.

На наш взгляд, задача преподавания состоит в том, чтобы, не отходя от научности той или иной проблемы, исходя из уровня подготовленности студентов на различных факультетах, сделать изложение этой проблемы доступной восприятию студентов. Только тогда, когда студент понимает, о чем идет речь, он проявляет интерес, пытается осмыслить поставленную проблему. Примеры из жизни, затрагивающие интересы молодежи, общества в целом могут подтвердить жизненную силу философских категорий, а не будут казаться им ненужными, оторванными от жизни.

В преподавании философии необходимо практиковать осознанный плюрализм языков к дискурсов, методов и подходов. При изложении учебного материала необходимо, чтобы студент осознал многообразие не только «языков» и дискурсов, но также концепций, в контексте которых вводятся принципы, получает значение то или иное понятие, даются определения. В то же время необходимо дать студентам возможность (на семинарских занятиях и не только) высказать свою точку зрения по поставленным проблемам. Именно такое методологическое понимание и мышление должно прийти на смену традиционным размышлениям о единственно верном определении, понятии.

В то же время, ясно, что в преподавании философии к различным факультетам необходимо подходить дифференцированно, учитывая особенности специализации студентов. Ниже мы попытаемся рассмотреть некоторые методологические проблемы преподавания философии для нефилософских специальностей.

Фактическая ситуация в преподавании философии для нефилософских специальностей такова, что аудитория может быть представлена самыми различными специальностями, как «естественными», так и «гуманитарными». Также формы и продолжительность занятий, как правило, значительно разнятся - от двухсеместрового лекционно-семинарского курса, до семестрового лекционного курса без семинарских занятий с тестированием, как например, в Кыргызско-Турецком университете «Манас».

В подобной ситуации возникает необходимость в создании методических схем, которые подходили бы в самых различных случаях, но вместе с тем, по возможности, не профанировали содержание философского курса. При этом, его ведущей идеей в случае нефилософских факультетов должно стать идея философски образованного или хотя имеющего представления философии. Такая идея не заключает в себе того, что названный специалист, кроме позитивных занятий предметом собственной дисциплины, должен непременно заниматься также и философскими обоснованиями этой дисциплины. Хотя, конечно же, и эта возможность не исключается. Но существенным в ней является то, что философски образованный специалист, и как специалист, и как человек, благодаря занятиям философией оказывается способным соотносить свои знания и навыки с возможным предельным горизонтом их применения вообще.

Если же принять идею о философском образовании специалиста, например экономиста, то ведущей целью такого образования будет формирование у слушателей понятия об особенности философского мышления. Эта цель может показаться слишком общей, что, в общем-то, справедливо. Однако ввиду фактического положения дел с преподаванием философии на нефилософских факультетах поставленная цель представляется оптимальной. В случае, когда общее понятие об уникальности философской установки уже выработано у слушателей, каждый из них, исходя из своих собственных интересов, сможет восполнить недостаток положительных знаний благодаря самостоятельной работе.

Достижение названной цели требует формирования следующих методологических установок.

Во-первых, негативного указания на отличие философии от других способов постижения мира. Здесь основная трудность заключается в том, чтобы отличить собственно философское понимание философии от внешних ей предрассудков, приписывающих этому понятию неадекватные значения. Очень важно для предварительного понимания отличить философию от различных форм идеологии («философий» различных политических и общественных движений, слоев общества, даже коммерческих предприятий и частных лиц). Приходится также указывать на некорректность понимания философии как житейской мудрости, как индифферентного отношения к происходящим событиям, как различного рода мистико-эзотерических учений и, главное, понимания философии как публицистической или квазинаучной интерпретационной деятельности по поводу уже достигнутых другими видами человеческой деятельности результатов. Традиционное отличие философии от мифологии, искусства и религии оказывается несколько более простым, и трудности, вызываемые им, связаны более с общетеоретическими трудностями такого отличия, нежели с укоренившимися в сознании слушателей предрассудками.

Во-вторых, преподавание философии на факультетах, связанных с частными науками, требует уделить особое внимание сравнению философии с этими науками в целом. К счастью, такое сравнение уже может вестись на формальном уровне.

В-третьих, в связи с выявленным научным статусом философии следует указать на проблему соотношения философии как науки и философии как «естественной склонности». В этом смысле философия в качестве науки должна быть рассмотрена как осуществление философии как естественной склонности и немыслимой без такого осуществления.

В-четвертых, особого разбора требует соотношение философии и истории философии. Точнее, проблемы возможности единства философии при плюрализме философских позиций в ее истории и проблемы скептицизма в отношении достижения философских истин из-за исторической смены таковых. Из всего историко-философского материала выбираются показательные образцы, в которых понятие философии продумано наиболее глубоко. Соответственно, историко-философский блок ориентирован на показ постановки основных философских вопросов и способов понимания философии в истории таковой.

В-пятых, наконец, необходимо дать установку на общие позитивные характеристики философской работы. Если обобщить все сказанное, то можно сформулировать следующий вывод: мы должны показать студенту, зачем ему нужна философия, как ею пользоваться, доказать, что философия, в конечном счете, не только знания о мире, но и основание для самоопределения человека.

Литература

1. Каниметов Э. Философско-методологические проблемы исследования развития общества // Вестник ИГУ, 1999. № 3. С. 13.

2. Круглый стол о преподавании философии // Вопросы философии, 1997. № 9.

3. Утуров К. Теоретико-методологические основы упорядоченного состояния материи. Б., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.