Научная статья на тему '"за" и "против" государственного регулирования внешнеэкономической деятельности'

"за" и "против" государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"за" и "против" государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»

В последующие месяцы семинары, сборы по этой тематике проводились в ГТК, СЗТУ, Российской таможенной академии и Санкт-Петербургском им. В. Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии.

Отдельные лица таможни, приняли участие в Интернет-конкурсе. 26.08.2003 г. был издан приказ ГТК "О проведении Интернет-конкурса на лучшее знание нового Таможенного кодекса Российской Федерации". В приказе было сказано: "В целях проведения широкомасштабной разъяснительной работы по подготовке и организации деятельности таможенных органов в условиях вступления в действие с 1 января 2004 г. нового Таможенного кодекса Российской Федерации провести с 1 сентября по 23 октября 2003 г. открытый Интернет-конкурс на лучшее знание нового Таможенного кодекса Российской Федерации". Приказом был утвержден Оргкомитет конкурса и Положение о проведении конкурса.

В конкурсе приняли участие 4 должностных лица таможни. Подготовка и участие в конкурсе позволили им значительно углубить знания нового ТК РФ.

Работники таможни. Работники находятся в штате двух отделов: отделе тылового обеспечения (работники складов) и автотранспортном отделе (водители). В период проведения занятий по профессиональной учебе работники в полном составе посещали все плановые занятия, а также сдавали зачеты по знанию новой редакции ТК РФ.

Вышеизложенная работа Санкт-Петербургской таможни по изучению новой редакции ТК РФ позволила должностным лицам таможни перейти с 1 января 2004 г. к работе в новых условиях.

и. В. Сопова

"За" и "против" государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Любая рыночная экономика не может нормально существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более, чем любая иная, нуждается в регулировании. В этом свете термин "регулируемая рыночная экономика" обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета "регулируемая" не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства. Роль регулирующего центра может выполнять только государство — институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспе-

Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Р^^,

чили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в "вечную" проблему.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляются два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надежной работы, организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их ограниченному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Что касается нашего акцентирования внимания на государственном регулировании сферы внешнеэкономических отношений, то это обусловлено тем, что активное участие в общемировом разделении труда — средство повышения эффективности национального производства. Оптимизация мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности позволяет повысить эффективность влияния государства на экономическую жизнь страны.

Создавая стоимостной барьер на пути движения товаров к потребителям путем применения к товарам при их перемещении через таможенную границу установленных ставок таможенных пошлин, государство тем самым повышает уровень цен на импортные товары, влияет на конкурентоспособность товаров, что в свою очередь сказывается на накоплении капитала, темпах развития и нормах прибыли отдельных отраслей производства, формирует хозяйственную структуру и тем самым постепенно меняет место страны в международном разделении труда.

Внешнеэкономическая политика развитых государств строится на сочетании методов обеспечения свободы торговли и протекционизма, что обеспечивает защиту экономических интересов страны на мировой арене.

А что же Россия?! Организационная перестройка, проводимая в России в последние десятилетия, была нацелена на предоставление хозяйствующим субъектам большей самостоятельности. У предприятий появились возможности ориентироваться в своей хозяйственной деятельности не только на спрос и предложение внутри страны, но и на связи за рубе-

жом; выбирать рынки и партнеров, руководствуясь критериями прибыли. Однако наша экономика была не готова к этой свободе и вместо рыноч-

<-» и и г\

ной экономики мы пришли к дикому рынку . В этот момент и должно было вмешаться государство.

Результатами реформирования внешнеэкономической сферы в первые годы рыночных преобразований в России явились незащищенные экономические границы страны, через которые хлынули на Запад сначала сырьевые ресурсы, а затем и российские капиталы. Массированное использование на первых порах российскими производителями цен, заниженных по сравнению с мировыми, имело своими последствиями установление по ряду важнейших позиций российского экспорта антидемпинговых процедур, действующих и в настоящее время.

Центральной проблемой внешнеэкономической политики является увязка открытости экономики с требованиями национальной безопасности и защиты экономических интересов страны на мировом рынке. К примеру, США и страны Европейского Союза имеют достаточно разносторонние системы регулирования внешнеэкономической деятельности, направленные на то, чтобы оберегать свой внутренний рынок от тех товаров, которые производятся в стране, обеспечивать интересы национальных производителей. По этому пути должна идти и Россия, сохраняя и совершенствуя государственную систему регулирования внешнеэкономической деятельности.

Ныне в поисках путей выхода из экономического кризиса, защиты интересов и экономической безопасности страны одним из ключевых понятий внешнеэкономической политики России стал "разумный протекцио-

II ТЛ и 1« 1«

низм . В современных российских условиях под разумностью протекционизма, на взгляд автора, следует понимать, прежде всего, сочетание следующих направлений: 1 — обеспечение надежной защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и недобросовестной иностранной конкуренции; 2 — создание здоровой конкурирующей среды, стимулирующей отечественных производителей; 3 — поощрение ввоза тех товаров, технологий и инвестиций, в которых нуждаются отечественные производители; 4 — осуществление государственной поддержки экспорта, прежде всего за счет повышения конкурентоспособности национального производства и увеличения вывоза готовой продукции.

Наконец, последнее, что хотелось бы отметить: государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.