Научная статья на тему 'За четкие законы и их неукоснительное соблюдение'

За четкие законы и их неукоснительное соблюдение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «За четкие законы и их неукоснительное соблюдение»

За четкие законы и их неукоснительное соблюдение

В рамках выставки «Золотая осень» состоялась научно-практическая конференция «О совершенствовании законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами», в работе которой приняли участие представители Минсельхоза России и фирм по производству и продаже пестицидов, ученые.

Открыл конференцию заместитель директора Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза Д.А. Штун-дюк. Он отметил, что совершенствование законодательства в этой области должно начинаться прежде всего с внесения изменений в федеральный закон №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», который является фундаментом правового обеспечения в этой сфере.

После вступления в силу изменений в законодательство, регулирующее осуществление надзорных функций, в том числе и в сфере безопасного обращения с пестицидами и

агрохимикатами,возник ряд вопросов, связанных с ограничением полномочий Россельхознадзора. В Министерстве прошла серия совещаний, на последнем из которых принято решение о дополнительной проработке возможности внесения изменений в статью 15 закона №109-ФЗ, которой регулируется государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Дмитрий Александрович отметил, что не все из поступивших предложений могут быть приняты безоговорочно. Например, об осуществлении надзора за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов. Нарушения в этой сфере могут проявляться в превышении остаточных количеств токсичных веществ в почве и продукции растениеводства. В первом случае надзор уже осуществляется в рамках земельного контроля и урегулирован рядом нормативно-правовых актов о государственном земельном контроле, которыми однозначно оп-

ределены полномочия Россельхознадзора. Во втором случае в целях исключения дублирования контрольных мероприятий требуется разграничение полномочий между Россельхознадзором и Роспотреб-надзором, который также отвечает за безопасность продукции растениеводства как продуктов питания.

Пестициды применяются не только в сельском, но и в лесном и коммунальном хозяйствах, а также на промышленных объектах, автомобильных и железных дорогах, трубопроводах. Представляется целесообразным разграничить полномочия надзорных органов в соответствующих сферах их применения.

Об осуществлении надзора за оборотом контрафактных, фальсифицированных и запрещенных пестицидов и агрохимикатов. Ответственность за производство, распространение, реализацию контрафактной продукции регулируется в первую очередь законодательством в области защиты авторских прав и интеллектуальной собственности.

В зале заседаний

Д.А. Штундюк, заместитель директора Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России

В то же время оборот контрафактных пестицидов наносит ущерб как минимум по четырем направлениям. В первую очередь применение таких средств защиты растений может стать причиной негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду. Второе - в лучшем случае добросовестный приобретатель не получит ожидаемой эффективности такого пестицида против вредных организмов, а в худшем - своими руками повредит или даже уничтожит свой урожай.

Третье - экономический ущерб добросовестным производителям пестицидов, выражающийся в сокращении объемов сбыта их продукции. Кроме того, ущерб наносится и государству в виде снижения налоговых поступлений в федеральный бюджет от законного производителя пестицидов.

Следует иметь в виду, что большая часть контрафакта поступает в Россию из-за рубежа. В связи с этим считаем необходимым совершенствовать таможенное законодательство, наполняя его нормами, препятствующими ввозу в страну контрафактных пестицидов под видом других категорий продукции. Единственным условием для ввоза пестицидов в страну, кроме предусмотренных в настоящее время таможенным законодательством, является наличие свидетельства о государственной регистрации. Этого недостаточно, чтобы предотвратить поток фальсифицированной и контрафактной продукции, и потребуется внести соответствующие изменения в федеральную нормативную правовую базу.

В настоящее время в Минсельхо-зе России находится на согласовании проект нормативного акта Евразийской экономической комиссии, направленного на установление порядка ввоза на таможенную территорию Таможенного союза средств защиты растений. Однако этим до-

кументом невозможно предусмотреть запрет ввоза пестицидов, заявляемых при таможенном оформлении, например, как моющие средства или другие виды продукции.

Оборот той части объема контрафактных пестицидов, которая незаконно производится в стране, может быть предотвращен путем законодательного установления обяза-

тельного лицензирования деятельности, связанной с реализацией пестицидов.

Нередко реализация средств химизации сельского хозяйства осуществляется лицами, не имеющими даже базового уровня знаний об их опасности и правилах обращения с ними. В связи с этим представляется целесообразным нормативное установление квалификационных требований к лицам, занимающимся продажей средств защиты растений. Потребуется и внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях, направленных на повышение уровня административной ответственности за нарушение установленных требований и условий лицензирования, за реализацию незарегистрированных, а также контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов.

Нарушение санитарных правил и норм, утвержденных постановлениями Главного санитарного врача Российской Федерации, устанавливающих требования к безопасному хранению химических средств защиты растений, также может стать причи-

В.А. Захаренко, академик РАСХН, у стенда «Агромашхолдинг»

ной нанесения ущерба как здоровью людей, так и окружающей среде.

Кроме того, серьезную угрозу представляют и незаконные свалки и захоронения запрещенных к применению и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов. В этой связи следует отметить и положительный опыт. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, натерриториях которых размещены такие опасные отходы, за счет региональных средств реализуют региональные программы, направленные на их утилизацию и обезвреживание.

Отчасти надзор за безопасностью осуществления этих мероприятий может осуществляться в рамках земельного контроля.

Работа предстоит большая. Сегодня ей препятствуют недостаточно четкое разграничение полномочий между надзорными органами в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также острый недостаток конструктивных предложений по решению этой проблемы.

Отдельно следует отметить, что в разработанном Минсельхозом России законопроекте о внесении изменений в закон № 109-ФЗ предусматриваются нормы, способствующие урегулированию и вопросов, возникающих при государственной экологической экспертизе документации на пестициды и агрохимикаты. В ближайшее время законопроект будет размещен на официальном сайте Министерства для общественного обсуждения.

Предстоит кардинально изменить и действующую процедуру регистрации, которая, по общему мнению как Министерства, так и деловой общественности, страдает «непрозрачностью», содержит избыточные и обременительные административные процедуры.

Основным направлением оптимизации предоставления государственной услуги по государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, является принцип «одного

К. Фельсхарт, руководитель рабочей группы Комитета производителей пестицидов Ассоциации европейского бизнеса

окна». Его немедленная реализация не противоречит российскомузаконодательству, и Министерством уже подготовлена необходимая нормативно-правовая база по передаче этих полномочий Минсельхозу России.

Краткий обзор законодательства и правоприменительной практики Европейского Союза по регистрации и лицензированию деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами сделала руководитель рабочей группы Комитета производителей пестицидов Ассоциации европейского бизнеса К. Фельсхарт. Введение первой гармонизированной схемы регистрации средств защиты растений ЕС (Директива 91/414/ЕЕС) главной целью имело рассмотрение и перерегистрацию всех существующих на европейском рынке действующих веществ. Результат через 20 лет - 67 % д.в. снято с рынка, 26 % зарегистрировано и 7 % д.в. не разрешено. В настоящее время в ЕС в этой сфере действуют 4 важнейших законодательных доку-

мента: Регулирование (ЕС) 1107/ 2009 (Регистрация действующих веществ и средств защиты растений); Директива 2009/127/ЕС (Безопасное обращение со средствами защиты растений и технология их применения); Регулирование (ЕС) 1272/ 2008 (Классификация, этикетирова-ние и упаковка) и Регулирование (ЕС) 396/2005 (Максимальные допустимые уровни остаточного содержания пестицидов в пищевых продуктах и кормах растительного и животного происхождения и в импортируемой продукции). Регулирование 1107/2009 заменило Директиву 91/414/ЕЕС и вступило в силу в декабре 2009 г., но с учетом переходного периода применяется только с июня 2011 г. Регистрация д.в. включает подготовку досье, оценку, рассмотрение досье органами ЕС по безопасности для потребителей и окончательное голосование стран-членов. Прежними остались положения о регистрации д.в. на уровне ЕС (1-я ступень) и на национальном уровне (2-я ступень). Новыми являются оценка препарата по зонам и взаимное признание. При зональной системе правила оценки одинаковые, но принимаются во внимание локальные почвенно-климатические особенности. Все страны разделе-

Ю.М. Веретенников, ведущий специалист Отделения защиты растений РАСХН (слева) и В.Т. Алехин, директор ВНИИЗР МСХ РФ

ны на 3 зоны - северную, центральную и южную. Одна страна оценивает представленное досье для всей зоны и регистрирует пестицид. Другие страны могут признать эту регистрацию без подробной оценки досье в течение 120 дней.

Процесс сложный,многие его пункты требуют обсуждения, доработки и выполнения большого объема работ. Оценивая ситуацию, К. Фель-схарт выразила опасение, что «суп, который готовят много поваров, может получиться невкусным».

Трудности переходного периода очевидны, отметил академик-секретарь Отделения защиты растений РАСХН В.И. Долженко. Что же могут сделать и делают ученые в сложившейся ситуации, и в чем они видят свою главную задачу? Прежде всего, это научное обеспечение санитарно-гигиенических и экотоксико-логических нормативов пестицидов и участие в разработке нормативно-правовой базы.Российскими учеными созданы и утверждены Научно-техническим советом Минсельхоза России единые для страны методические указания по регистрационным испытаниям инсектицидов, фунгицидов, гербицидов. Они применяются также в Белоруссии и Казахстане, поэтому предлагается придать им статус межгосударственного стандарта в рамках Таможенного союза. В них был учтен и опыт ЕОКЗР. Принципиальных отличий нет, но есть различия в деталях (необходимость проведения производственных опытов, методы учета эффективности на разных культурах и по отдельным вредным организмам). В России эти методы более трудоемки, но они точнее и дают более объективную оценку. Россия, как и Европа, тоже разделена на 3 зоны и существуют различия в зональных нормах применения, но регистрация препаратов ведется для всей России, а не отдельных зон.

Наиболее слабым местом в решении поставленной проблемы является недостаток специалистов по защите растений. Необходимо законо-

дательно запретить работы с применением пестицидов и агрохимика-тов людям, не имеющим специального образования в области фитоса-нитарии. Между тем, факультеты и кафедры по их подготовке закрываются, и эта тревожная тенденция сохраняется.

Об отраслевых особенностях регулирования в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохи-микатами говорила ответственный секретарь Комиссии по проблемам гигиены и токсикологии пестицидов и агрохимикатов Роспотребнадзора Л.П. Терешкова, ее доклад публикуется ниже.

Руководитель экспертной группы по экологической оценке пестицидов (ВНИИФ, МГУ имени М.В. Ломоносова) В.С. Горбатов сообщил о том, как идет гармонизация нормативного регулирования в сфере экологической оценки пестицидов в РФ с принципами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Процедура вступления России в ОЭСР началась в 2007 г. и близка к завершению.

Программа ОЭСР по пестицидам действует с 1992 г. и имеет целью повышение эффективности регулирования обращения химических и биологических пестицидов в странах - членах ОЭСР, помощь в разделении труда по регистрации и перерегистрации пестицидов,поскольку часто в этих странах используются одни и те же пестициды; гармонизацию требуемых при регистрации данных, методов их получения и оценки рисков применения пестицидов; помощь в уменьшении рисков, которые могут возникать даже если зарегистрированные пестициды применяются правильно.

Предполагается, что к 2014 г. данные по оценке пестицида, подготовленные в одной из стран ОЭСР, могут использоваться для регистрации во всех странах - членах этой организации. Данные по д.в. будут едины во всех странах - членах ОЭСР, регистрационные органы этих стран будут иметь доступ к досье на пестици-

ды, подготовленным в едином формате. Имеются около 100 руководств по лабораторным методам тестирования химикатов. В 2012-2014 гг. почти все они будут оформлены в России как ГОСТы. Нормативно-методическое обеспечение экологической оценки пестицидов при их регистрации предполагает не только оценку опасности, но и оценку риска. Подробную информацию по этому вопросу можно получить на сайте «Пестициды, окружающая среда и регулирование (www.penreg.ru)».

Директор по связям с органами государственной власти Ассоциации европейского бизнеса Т.О. Бе-лоусович рассказала об инициативе этой Ассоциации и Российского союза производителей химических средств защиты растений - пилотном проекте по сбору и утилизации тары (полимерных канистр) из-под пестицидов, который был запущен в марте 2012 г. в Воронежской области. После правильной промывки канистры уже не представляют опасности, и сельхозтоваропроизводители могут один раз в год сдавать их в специально организованные пункты приема. Впоследствии они сжигаются или перерабатываются.

В обсуждении поднятых вопросов приняли участие В.В. Попович (Центр по оценке качества зерна), В.Н. Ракитский (НИИ гигиены, токсикологии пестицидов и химической безопасности)и др.

По итогам конференции было принято решение поддержать инициативы Минсельхоза РФ по совершенствованию законодательства в области безопасного обращения с пе-стицидами,рекомендовать Ассоциации европейского бизнеса, Российскому союзу производителей химических средств защиты растений и МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с МСХ РФ и РАСХН подготовить предложения по гармонизации законодательства РФ в этой области с документами международных организаций.

Т.С. ЧЕРТОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.