На совещании Россельхознадзора
5 апреля в п. Ватутинки Московской области под председательством С.А. Данкверта состоялось совещание Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Заместитель Руководителя Службы Е.А. Непоклонов доложил о результатах деятельности Россельхознадзора в 2006 г. и о задачах на 2007г.
Значительное место в работе совещания было отведено работе по надзору в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимиката-ми.С содокладом на эту тему выступил заместитель начальника Управления по надзору в сфере качества и безопасности зерна и безопасности применения пестицидов В.В. Попович. Ниже публикуется текст содоклада.
Уважаемый Сергей Алексеевич, уважаемые члены Коллегии и участники совещания!
В сельском, лесном, коммунальном и других хозяйствах Российской Федерации ежегодно используется около 34 тыс. т пестицидов, из них 15 тыс. т производится в России, 16-19 тыс. т ввозится в виде готовых препаративных форм из-за рубежа, а также 1200 тыс. т агрохимикатов. При этом в 2006 г. выявлено 773 случая обращения контрафактных и фальсифицированных препаратов, в 64 случаях материалы направлены в правоохранительные органы, наложено штрафов на сумму более 1 млн руб.
Благодаря вмешательству Россельхознадзора и Генеральной прокуратуры получило логическое завершение дело о препарате пума супер 100 в Омской области: более 27 т этого контрафактного и фальсифицированного пестицида на сумму 15,5 млн руб. было утилизировано на полигоне в г. Обнинске Калужской области. Приказом Россельхознадзора Руководителю Управления Россельхознадзора по Омской области Б.И. Мишкину и директору ФГУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» О.А. Красноносовой объявлена благодарность и выплачена премия.
Национальный агрохимический союз Российской Федерации в письме на имя Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеева от 04.09.2006 г. отметил, что «Россельхознадзором впервые в нашей стране ведется широкомасштабная работа по удалению с рынка контрафактных и фальсифицированных пестицидов».
Европейская ассоциация производителей химических средств защиты растений в Брюсселе в письме
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 октября 2006 г. заместителю начальника Управления по надзору в сфере качества и безопасности зерна и безопасности применения пестицидов Россельхознадзора В.В. Поповичу за многолетний труд и достижения в развитии агропромышленного комплекса присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации».
На снимке: государственную награду В.В. Поповичу вручает Руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитоса-нитарному надзору С.А. Данкверт
на имя Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова выразила благодарность за проводимую Россией работу по борьбе с контрафактными и фальсифицированными средствами защиты растений и сообщила, что, по расчетам ее аналитиков, деятельность Россельхознадзора в этой сфере способствовала получению дополнительного урожая в 2006 г. на сумму более 450 млн евро.
Активно работают в этом направлении управления Россельхознадзора по г. Москва и Московской области, Волгоградской, Тульской, Вологодской, Воронежской, Кемеровской, Омской и Саратовской областям, Республике Дагестан. Вместе с тем практически мы не видим такой работы управлений Россель-хознадзора по Липецкой области и Чеченской Республике, Республикам Ингушетия и Северная Осетия, Приморскому краю, несмотря на то, что это регионы интенсивного земледелия. На территории Российской Федерации в различных условиях хранения (в большинстве неприглядных!) находится более 18,5 тыс. т запрещенных или непригодных к использованию пестицидов. Только в 2006 г. было дополнительно выявлено более 1400 т таких пестицидов. По
2 Защита и карантин растений № 6
3
фактам грубого нарушения правил хранения пестицидов, выявленным Управлением Россельхознадзо-ра по Ярославской области, решениями судов председатели двух сельскохозяйственных кооперативов признаны виновными по ч. 1 ст. 247 Уголовного кодекса РФ. За захоронение в яме непригодных пестицидов, повлекшее загрязнение почвы и атмосферного воздуха, осужден руководитель ФГУП «Рыбинскде-зинфекция» (Ярославская область).
Благодаря настойчивой позиции территориальных управлений и центрального аппарата Россельхоз-надзора в 44 регионах действуют специальные программы по утилизации и уничтожению непригодных или запрещенных к применению пестицидов. В прошлом году только на специализированные полигоны вывезено 1730 т таких пестицидов. Всего из региональных бюджетов в 2006 г. выделено для этих целей 182 млн руб.
Вскрыто множество фактов нахождения в обороте не имеющих государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов. В Томской области, Хабаровском и Приморском краях сельхозтоваропроизводители-китайцы зачастую применяют незаконно ввезенные пестициды, как правило, не имеющие государственной регистрации. В связи с этим мы обратились в таможенную службу с просьбой усилить контроль багажа и ручной клади граждан КНР.
Всего в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами выявлено 22 тысячи нарушений, из них устранено 15,2 тысячи. Вынесены постановления о наложении административных штрафов на сумму 17 млн руб., взыскано 12,7 млн руб. Если добавить сюда достигнутое благодаря деятельности Россельхознадзора предотвращение ущерба природе и здоровью населения, повышение эффективности применения пестицидов и агрохимикатов, то можно констатировать, что Россельхознадзор вполне оправдывает свое предназначение в целом только за счет этого вида деятельности.
Вместе с тем следует отметить, что наши потенциальные как по этим, так и по другим направлениям возможности в полном объеме не реализованы.
В результате нарушения регламентов применения пестицидов производимая продукция может оказаться опасной для человека, при этом будет нанесен ущерб объектам окружающей среды. Соответственно, мы должны работать на упреждение. Управлением Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в результате широкомасштабной проверки зерна выявлено в пшенице наличие дикам-бы. Применение этого десиканта на пшенице недо-
пустимо. В обычных условиях его использование на этой культуре как десиканта, а не как гербицида, вообще неоправданно. Но в 2006 г., когда перед уборкой урожая прошли дожди и поднялись сорняки, в частности подмаренник цепкий, их зеленая масса затруднила уборку. Фермеры с целью ее подсушивания пошли на это нарушение. Это можно и нужно было предвидеть и предотвратить. Тогда в целом заслуживающая поощрения деятельность Управления по Краснодарскому краю и Республике Адыгея могла быть оценена значительно выше.
Наша страна богата водоемами рыбохозяйственно-го значения. В их санитарных зонах можно использовать довольно ограниченный ассортимент средств защиты растений. Но нельзя получать высокие урожаи любой ценой, в том числе за счет нанесения ущерба водным биологическим объектам. Соответственно, мы обязаны пресекать применение запрещенных в этих зонах пестицидов.
Особая роль в защите растений в нашей стране с ее огромными полями и лесами принадлежит авиации. Но ряд пестицидов недопустимо применять авиаметодом. Это связано с их летучестью и эффективностью только при мелкодисперсном распылении. Применение таких препаратов, да еще и с нарушением технологии (полеты выше 5 м и установка не соответствующих распылителей), приводит к сносу химикатов на ни в чем не повинные культуры на других, даже на значительном удалении, участках. В результате могут быть уничтожены посевы, если применяются гербициды, десиканты, дефолианты, либо их урожай станет опасным. Может произойти также снос пестицидов на территорию санитарных зон водоемов. Предотвратить подобное - это поле нашей деятельности. Пора приниматься пахать его по-настоящему!
Мы вскрыли только верхушку айсберга проблемы контрафактных или фальсифицированных пестицидов. В секторе рынка средств защиты растений вращаются огромные деньги. Пестициды - более 12 миллиардов, удобрения - более 20 миллиардов рублей. И справедливость утверждения Карла Маркса о том, что нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради наживы, в данном случае вряд ли кто сможет опровергнуть. Вред фальсифицированных пестицидов очевиден.
Но это относится и к агрохимикатам. В результате нарушения технических условий производства удобрения могут быть не только менее эффективными, но и просто опасными как для людей, так и для почвы. Это происходит, в частности, за счет повышенного содержания в них вредных веществ, например мышьяка.
Партии таких удобрений выявило Управление Россель-хознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Управлением по Свердловской области выявлены удобрения, в которых азота и калия оказалось меньше нормы на 10-30 %. Спрашивается, за что должны платить фермеры взятые в кредит деньги?
Вытеснение с рынка контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов, проверка соблюдения требований технических условий при их производстве - задача нашей деятельности не только на 2007 г., но, к сожалению, видимо, и на ближайшие годы.
Ввоз пестицидов. В настоящее время имеется множество терминалов-складов временного хранения (СВХ), где осуществляется их таможенное оформление. Это создает почву для контрабандного ввоза партий контрафактных и фальсифицированных пестицидов. В целях повышения эффективности контроля нужно свести к минимуму их количество. После тотальной проверки СВХ на предмет соответствия их требованиям СанПиНа должны остаться только единицы, а именно лучшие. Поэтому такая проверка должна быть проведена незамедлительно и о ее результатах проинформирован Россельхознадзор.
В целом контроль движения пестицидов должен начинаться от границы или от производителя и заканчиваться складом, полем, садом, лесом потребителя, то есть их применением или утилизацией, уничтожением, если это контрафакт или фальсификат.
Пресечение ввоза китайскими гражданами в багаже и ручной клади пестицидов - это задача управлений Дальневосточного и Сибирского регионов. В 2007 г. она может и должна быть решена во взаимодействии с таможенными и другими правоохранительными органами.
Нет надлежащего надзора за хранением и применением пестицидов в лесном и коммунальном хозяйствах. Подавляющее большинство управлений отрапортовало, что «в лесах порядок». Вряд ли это соответствует истине.
Не выявлено в прошлом году ни одного нарушения при обработках гербицидами полос отвода железных и автомобильных дорог. Необходимо взять на учет места хранения пестицидов в коммунальном и лесном хозяйствах, места заправок самолетов пестицидами, затребовать у лесхозов прогноз развития вредителей лесных пород и планы авиаобработок.
В 2007 г. ожидается вспышка в развитии вредителей лесных пород. В первую очередь это монашенка, сибирский и непарный шелкопряды. Это означает широкомасштабные обработки лесов пестицидами.Учитывая, что обработки лесов производятся за счет
средств федерального бюджета, их выполнение должно строго контролироваться. Проверка движения пестицидов, актов выполненных работ, эффективности обработок даст наглядную картину. По фактам мошенничества с объемами обработок лесов надо с чистой совестью передавать материалы в правоохранительные органы, лучше в прокуратуру.
Безопасность продукции. Тот, кто считает, что у нас нет полномочий на пресечение оборота отечественной продукции с остаточным количеством пестицидов, наличием нитратов и нитритов выше максимально допустимых уровней, глубоко заблуждается. Такие действия - это реализация нашей функции по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохими-катами как конечный результат соблюдения регламентов их применения. Контроль должен начинаться со склада хранения пестицидов и учета их расхода, а заканчиваться контролем выращенной продукции во время уборки урожая и на складах оптовой торговли.
Иной подход к импортной продовольственной продукции растительного происхождения. Наша задача вести широкомасштабные наблюдения по всем показателям ее безопасности. Это не только пестициды, нитраты и нитриты, но и микотоксины, соли тяжелых металлов, радионуклиды и другие токсиканты. Такую работу мы должны вести согласно Положению о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. № 60. В нем определено, что сам мониторинг осуществляется Роспотреб-надзором. Данные наблюдений по безопасности пищевых продуктов для этих целей предоставляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору наряду с другими федеральными органами исполнительной власти. То есть осуществлять наблюдения и предоставлять данные Роспотребнад-зору о выявленных партиях опасной как импортной, так и отечественной продукции - наша обязанность.
Некоторые задачи ФГУ. Несмотря на то, что согласно уставам большинство ФГУ, подведомственных Россельхознадзору, стали многопрофильными, до сознания отдельных руководителей территориальных управлений и директоров учреждений это еще не дошло. В результате не способно проводить анализы и другие работы, связанные с пестицидами и агрохи-микатами, большинство ветлабораторий и бывших семенных инспекций. Исключением являются Брянская, Саратовская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская ветлаборатории, Краснодарский и Башкирский референтные центры, которые начали или уже готовы начать эти работы.
Согласно отчету Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю проанализировано 88 тыс. т продукции, при этом установлено лишь одно нарушение. ФГУ «Красноярский референтный центр» за счет выделенных ему средств федерального бюджета заказывает анализы где-то на станции защиты растений, станции агрохимической службы, которые ничего не дают. Все это происходит в крае с довольно интенсивным сельским и лесным хозяйствами. Такая же ситуация и в Приморском крае. В ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» якобы уже все готово для работы с пестицидами, но самой работы нет, несмотря на значительные объемы применения пестицидов в этом регионе и огромное количество завозимой из Китая продукции. В равной степени сказанное относится и к Управлению Россельхознадзора по Калининградской области и к ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория».
Непонятны действия директора ФГУ «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» А.Н. Панина. Руководителем Россельхознадзора ему поставлена задача - обеспечить анализ продукции растительного происхождения на ее безопасность. Вместо плана, как это делать, у него обоснование, как не выполнять это поручение. Отсутствуют, де, оборудование, кадры, аналитические стандарты, методики и так далее.
Но тогда вопрос: как же этим учреждением осуществляется анализ мясной и молочной продукции на ее безопасность? Ведь согласно СанПиН остаточное содержание не менее 22 действующих веществ пестицидов регламентируется в продукции как растительного, так и животного происхождения. Неужели такое знаменитое и уважаемое учреждение, уподобившись Роспотребнадзору, как следует из многих санитарно-эпидемиологических заключений, из всех пестицидов способно определять только гексахлоран и ДДТ?
Обязанность всех ФГУ, уставом которых определены задачи в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в 2007 г. развернуть в этом направлении широкомасштабные работы. Ответственность за обеспечение этой задачи в равной степени несут и руководители управлений, в регионе деятельности которых находятся эти учреждения. При этом не следует забывать, что ФГУ работают не только для управлений, где они находятся, но и для других управлений Россельхознадзора.
Задача и территориальных управлений, и ФГУ - продолжить начатую работу по утилизации, уничтожению непригодных пестицидов. Достучитесь до сознания
руководителей регионов - губернаторов, мэров, президентов! Если сознания у них нет, направляйте материалы для принятия мер в правоохранительные органы.
Задают вопросы о том, где и как готовятся кадры для Россельхознадзора. Ответ: обучением занимаются специальные учебные заведения. Тот, кого приняли на работу без соответствующего образования и знаний, сам должен принять решение - увольняться или стать специалистом в этой отрасли. Если такое решение им не будет принято, его должен принять руководитель территориального управления, желательно без нашей помощи.
Вместе с тем, мы обязаны обеспечивать условия для повышения квалификации специалистов. К сожалению, в прошлом году нами был проведен лишь один поток стажировки - для специалистов управлений Южного федерального округа на базе Ростовского референтного центра. В этом году планируем организовать не менее трех таких потоков на базе, скорее всего, Нижегородского, Ростовского, Ленинградского референтных центров или в Москве. Прорабатывается также вопрос стажировок в 2007 г. специалистов как ФГУ, так и управлений, в лабораториях зарубежных производителей средств защиты растений. Получено предварительное согласие на такие стажировки в лабораториях заводов «Сингента» в Швейцарии и заводов БАСФ в Германии в количестве 25 человек. Все начальники отделов, заместители начальников отделов защиты растений и агрохимии, отделов зерна управлений, руководители лабораторий и аналитики ФГУ обязаны иметь загранпаспорта, совершенствовать или изучать английский язык. Если такого желания нет, значит, они не видят себя в нашей Службе. Истинные специалисты по защите растений, да еще со знанием английского, будут востребованы для оценки систем обеспечения безопасности продукции других стран при поставках ее в Россию.
Кроме того, для поддержания квалификации на должном уровне нужна специальная литература, в частности, журнал «Защита и карантин растений». Поручение заместителя Руководителя Службы А.И. Саурина по вопросу приобретения специальной литературы и подписки на этот журнал выполнили не все руководители управлений. Кто не обеспечил специалистов литературой, пусть подумает, пока не поздно, как поступить. А как нужно поступить нам, мы уже знаем.
Журнал «Защита и карантин растений» издается под эгидой Россельхознадзора. В нем открыта рубрика «Россельхознадзор информирует». Она должна на-
полняться вашими материалами, в первую очередь по борьбе с контрафактом и фальсификатом, с другими нарушениями в сфере оборота пестицидов.
Рекомендую к фермерам, производителям, реализаторам, то есть ко всем, кто связан с оборотом пестицидов, но не читающим журнал «Защита и карантин растений», приходить с проверкой в первую очередь, а при установлении нарушений административные наказания для них определять по полной программе. Ведь тот, кто информирован, выбор принимает осознанно: нарушать или не нарушать.
Одной из немедленных задач является избавление наших должностных лиц от мании величия, то есть превышения своих полномочий. Несмотря на направленное руководителям всех управлений разъяснение о том, что вопросы соблюдения техники безопасности при хранении и применении пестицидов и агрохи-микатов, наличия спецодежды, средств индивидуальной защиты, полотенец, мыла и прочего не входят в функции Россельхознадзора, вторжения в эти сферы деятельности продолжаются. Ярким примером является Управление Россельхознадзора по Брянской области. Кроме названного, оно проявляет интерес и к медицинским осмотрам (хотя справедливости ради нужно отметить, что без учета этих переборов оно работает нормально).
В рамках социально-гигиенического мониторинга мы можем направлять данные о подобных нарушениях органам Роспотребнадзора. Но приостанавливать деятельность юридических и физических лиц и тем более налагать за эти нарушения административные штрафы мы не уполномочены.
Есть и другие крайности. Так, Руководитель Управления Россельхознадзора по Пермскому краю А.В. Бражкин пеняет Руководителю Россельхознадзора С.А. Данкверту за то, что его заместители Е.А. Непоклонов и А.И. Саурин выдают разрешение на использование препаратов, не имеющих государственной регистрации (письмо от 05.03.07 № 01-13/334). Но прежде чем подписывать такое, Вам, Анатолий Васильевич, следовало бы прочитать те письма, на которые Вы ссылаетесь и прилагаете. А в них указано, что именно имеющие государственную регистрацию агрохимикаты могут обращаться как со старыми тарными этикетками, так и с новыми. Согласно законодательству регистрации подлежат пестициды и агрохимикаты, а не тарные на них этикетки.
Мы неоднократно информировали, что такие вещества, как биогумусы, газовые среды, почвенные грунты, не подлежат государственной регистрации в качестве агрохимикатов. Это значит, что они не подлежат и нашему контролю при реализации.
Пример другой крайности. Руководителям территориальных управлений мы направили поручение обеспечить пресечение оборота пестицидов, у которых окончился срок государственной регистрации, и приложили перечень более чем из двухсот препаратов. Но Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай росчерком пера заместителя руководителя Б.П. Банщикова, наоборот, разрешает их использование на всей территории России (письмо от 17.03.07 № 636). Необходимо учесть всем, в том числе Борису Петровичу Банщикову, что в этой области мы ничего не можем разрешать, разрешает Закон. На основании Закона мы можем только пресекать и привлекать за содеянное к ответственности.
Нужно иметь в виду и то, что законодательство не предусматривает регистрацию фасовщиков пестицидов и агрохимикатов. Мы их учитываем, чтобы строить нашу работу. И не надо их преследовать за то, что они не встали на учет, а проверяйте, все ли они делают правильно.
Конечно, в таком кратком содокладе невозможно охарактеризовать работу каждого управления и учреждения. Но мы сделали оценку деятельности управлений в этой сфере по 10-балльной шкале и в ближайшее время направим об этом информацию в виде сводной таблицы на места. По учреждениям, в силу пока их еще фактической разнопрофильности, такой оценки мы не делали, но в будущем она будет полезной.
Благодарю за внимание.
***
По завершении совещания состоялась пресс-конференция Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С.А. Данк-верта, который рассказал журналистам о работе Россельхознадзора и ответил на интересующие их вопросы. Он сообщил, в частности, о мерах по усилению контроля за поставляемой в Россию иностранной и экспортируемой из нашей страны продукцией относительно карантинных объектов, наличия остатков пестицидов и качества самой продукции, например зерна. Особая опасность возникает сегодня, подчеркнул С.А. Данкверт, при завозе продукции из стран Юго-Восточной Азии, где распространен ряд карантинных объектов, отсутствующих в России. Специалисты Россельхознадзора должны глубже изучать фи-тосанитарную обстановку в этих регионах, увидеть своими глазами лаборатории, где страны-поставщики проводят оценку вывозимой ими продукции, узнать, какие анализы для этого осуществляют, чтобы потом спокойно принимать эту продукцию в России.
3 Защита и карантин растений № 6
7