Научная статья на тему 'Южный компонент в якутском орнаментальном искусстве'

Южный компонент в якутском орнаментальном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
543
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРНАМЕНТИКА / ORNAMENTS / ЮЖНЫЙ КОМПОНЕНТ / SOUTHERN COMPONENT / ЭТНОГЕНЕЗ / ETHNOGENESIS / СКИФО-СИБИРСКИЙ ПЕРИОД / SCYTHIAN SIBERIAN PERIOD / ХУННЫ / УЗОРЫ / PATTERNS / РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / FLORAL MOTIFS / ИСКУССТВО / ART / ГЕНЕЗИС / GENESIS / XIONGNU

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стручкова Анна Васильевна

В статье рассматриваются компоненты южного происхождения в орнаментальном искусстве якутов. Дается описание основных орнаментальных мотивов с сопоставительным анализом схожих мотивов у тюркоязычных народов Сибири, Центральной Азии. Отмечается, что в материальной культуре якутов встречаются наиболее прямые аналогии с орнаментальными мотивами алтайцев, казахов, киргизов, хунну, а также скифо-сибирской культурой. Эти параллели отражают генетическую связь, сохранившуюся в национальной орнаментике народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOUTH COMPONENT IN THE YAKUT ORNAMENTAL ART

This article discusses the components of the southern origin in the ornamental art of Yakuts. The author describes the main ornamental patterns comparing them with similar motifs of Turkic peoples of Siberia and Central Asia. It is noted that the material culture of Yakuts has the most direct analogy with the ornamental patterns of Altaians, Kazakhs, Kyrgyz, Xiongnu, and the Scythian-Siberian culture. These parallels reflect a genetic link, remaining in the national ornamentation of the Sakha people.

Текст научной работы на тему «Южный компонент в якутском орнаментальном искусстве»

УДК 903.089:7.048(571.56)

Стручкова Анна Васильевна

Struchkova Anna Vasilyevna

аспирант кафедры всемирной истории и этнологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

PhD student,

World History and Ethnology Department, North-Eastern Federal University

ЮЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ЯКУТСКОМ ОРНАМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

THE SOUTH COMPONENT IN THE YAKUT ORNAMENTAL ART

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются компоненты южного происхождения в орнаментальном искусстве якутов. Дается описание основных орнаментальных мотивов с сопоставительным анализом схожих мотивов у тюркоязычных народов Сибири, Центральной Азии. Отмечается, что в материальной культуре якутов встречаются наиболее прямые аналогии с орнаментальными мотивами алтайцев, казахов, киргизов, хунну, а также скифо-си-бирской культурой. Эти параллели отражают генетическую связь, сохранившуюся в национальной орнаментике народа саха.

This article discusses the components of the southern origin in the ornamental art of Yakuts. The author describes the main ornamental patterns comparing them with similar motifs of Turkic peoples of Siberia and Central Asia. It is noted that the material culture of Yakuts has the most direct analogy with the ornamental patterns of Altaians, Kazakhs, Kyrgyz, Xiongnu, and the Scythian-Siberian culture. These parallels reflect a genetic link, remaining in the national ornamentation of the Sakha people.

Ключевые слова:

орнаментика, южный компонент, этногенез, скифо-сибирский период, хунны, узоры, растительные мотивы, искусство, генезис.

ornaments, southern component, ethnogenesis, Scythian Siberian period, Xiongnu, patterns, floral motifs, art, genesis.

Keywords:

Орнаментальное искусство отражает часть народной культуры этноса. Орнамент не только носил эстетический характер, изображенные мотивы также имели определенный кодовый смысл. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время нет специальных обобщающих трудов по исследованию южного компонента в орнаментальном искусстве якутов. За долгий период изучения истории Якутии было опубликовано большое количество разнообразных научных трудов. Среди них следует выделить исследования по изучению традиционной культуры якутов. Основным источником для изучения орнаментального искусства якутов послужили материалы музеев и этнографических экспедиций. Ценные сведения были собраны А. Миддендорфом, Р. Мааком, В. Иохельсоном, В. Ионовым, Э. Пекарским. Первые попытки систематизации материала по якутскому орнаменту были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым. Он составил альбом зарисовок предметов якутского народного искусства «Материальная культура якутов XVII—XIX вв.» [1].

Из последующих работ следует особенно выделить монографию С.В. Иванова «Орнамент народов Сибири как исторический источник» [2], также его статью «К вопросу о хуннском компоненте в орнаментике якутов». Большой вклад в изучение традиционного искусства якутов внесла У. Йохансен в своей работе «Орнаментальное искусство якутов» [3], опубликованной в Гамбурге в 1954 г., где она затронула вопросы происхождения якутских узоров. А.И. Гоголев в учебном пособии «Историческая этнография якутов» рассматривал происхождение наиболее распространенных якутских узоров. Он отмечает, вслед за У. Йохансен, что якутский орнамент вобрал многие узоры пазырыкской эпохи Горного Алтая, датируемой скифо-сибирским периодом. Кроме того, следует выделить монографию Т.П. Тишиной «Якутское орнаментальное искусство» [4].

В ходе проделанных исследований были сделаны выводы, послужившие обоснованием гипотезы южного происхождения основ якутского орнаментального искусства, что оно является результатом преемственности традиций, симбиоза культур и хранит в себе богатое духовное наследие прошлого. Неоспоримым является тот факт, что в орнаментальном искусстве якутов сохранились древние мотивы, отражающие единые черты культурно-исторической общности степей Евразии. Племена скотоводов, проникшие на территорию Якутии на рубеже XIII—XIV вв., предки современных якутов, являлись носителями богатого наследия, восходящего своими истоками к культуре скифо-сибирского мира.

Следует отметить, что орнамент свидетельствует как о ранних, так и о поздних связях народов и в этом отношении является очень ценным историческим источником. О том, в каком направлении видоизменяется орнамент под влиянием искусства соседей, дает представление изучение его в зонах контакта одних народов с другими. В этих случаях, как отмечает известный

советский этнограф С.В. Иванов, орнамент либо приобретает характер, близкий к характеру орнамента соседних народов, либо включает в свой состав отдельные мотивы этого орнамента, либо при сохранении своих мотивов выполняется иной техникой, на новом материале, изменяет колорит [5, с. 40].

На основе вышеуказанных источников был проведен анализ традиционного орнаментального искусства якутов (таблица 1). Следует отметить, что якуты не являются автохтонным населением Средней Лены. Богатое орнаментальное искусство якутов проявляется в традиционной культуре и тесно соотносится с мифологией и традиционными представлениями народа. В орнаментике можно увидеть компоненты, характерные для народов Южной Сибири, отображенные в мотивах. В орнаментах этой разновидности скотоводов Лены выделяют десять основных мотивов [6, с. 36]. Мотив - это повторяющаяся часть орнаментов. Из них следует выделить геометрические орнаменты, спиралевидные и растительные. Вызывает затруднения вопрос определения происхождения простых геометрических мотивов ввиду их распространенности у многих народов.

Таблица 1 - Аналогии в орнаментальном искусстве народов Южной Азии,

Центральной Азии и якутов

Алтайцы Тувинцы Казахи Киргизы Якуты Хунну Пазырыкцы

Геометрические Зигзагообразный орнамент + +

Композиция из четырех точек + + + +

Косые кресты + + + + +

Небесный орнамент + +

Спиралевидные и растительные Лировидный мотив + + + + + +

Мотив «бараньи рога» + + + + + +

Антропоморфные + + +

В частности, мотив линий и штрихов служил для украшения сосудов для кумыса. Обнаруженный в Венгрии железный котел напоминает древние по форме сосуды для кумыса. Характер орнаментации был полностью идентичен с орнаментом якутских сосудов для кумыса.

Особый интерес представляет небесный орнамент (рисунок 1). Якуты варьировали и передавали данный орнамент из поколения в поколение [7, с. 51]. Другое название небесного орнамента - «арочный» орнамент. С.В. Иванов провел аналогии между якутским арочным орнаментом и арочными мотивами хуннского орнамента. По его мнению, данный мотив является бесспорным свидетельством проникновения в якутский орнамент через курыканскую орнаментику [8].

Рисунок 1 - Арочные мотивы в орнаментике якутов (по С.В. Иванову)

Следующая группа орнаментов состоит из спиралевидных и растительных мотивов. Данная группа орнаментов не встречается ни у палеоазиатов, ни у тунгусов, ни у самодийских народов [9, с. 55]. Они преимущественно распространены у тюркоязычных народов Южной Сибири, Казахстана, Средней Азии. Считается, что основное назначение этого мотива состоит в отделке предметов и вещей, связанных со скотоводством [10, с. 89].

А.И. Гоголев происхождение якутского лировидного узора (рисунок 2) относит ко времени сооружения второго Пазырыкского кургана на Алтае, кроме того, исследователь не исключает того факта, что в основе этого узора был заложен культ аргали [11, с. 17]. Аналогичный лировидному мотив обнаруживается у курыкан, а параллели ему встречаются среди предметов, найденных в Пазырыкских курганах. У. Йохансен также придерживается точки зрения, что в качестве образца

для лировидного узора служила голова аргали. Форма изображения бараньей головы, уже в первом Пазырыкском кургане ставшая традиционной, дала начало мотиву, который очень часто встречается на находках из II Пазырыкского кургана [12, с. 70]. Данный мотив распространен в хакасском орнаменте и имеет древние корни. Это мотив «бегущая волна». С таштыкского времени в этом орнаменте проявляются арочные мотивы на изделиях из ткани. Традиционные криволинейные мотивы «бараньи рога» или растительные мотивы узора используют и до сих пор современные хакасские мастерицы в вышивках тамбурным швом национальной одежды [13, с. 61].

Рисунок 2 - Лировидный орнамент

Большой интерес у исследователей вызывает вопрос происхождения декора, выполненного в стиле «бараньих рогов». Он больше всего встречается в крестовидной форме, концы которой разветвляются, загибаясь в спирали, напоминающие бараньи рога. А.П. Окладников отмечает, что такой декор встречается в народном искусстве киргизов, казахов, алтайцев, тувинцев [14, с. 8-10]. А.И. Гоголев данный мотив узора с «бараньими рогами» и четырьмя промежуточными лучами связывает с древними мифологическими представлениями скотоводов Лены и их предков о направлениях частей света и в целом с образом Вселенной, где стилизованная передача «бараньих рогов» должна была символизировать покой и счастье, выполнять охранительные функции своеобразного оберега [15, с. 96].

В якутском орнаментальном искусстве встречаются также антропоморфные мотивы. А.И. Гоголев выделяет следующую группу узоров, обнаруженную на более позднем этнографическом материале (рисунок 3).

Рисунок 3 - Антропоморфный мотив по А.И. Гоголеву 1. Рукоять кумысного ковша XVIII в. 2. Фигурка - украшение из серебра из погребения XVIII в.

Он выделяет два таких узора. Первый узор вырезан на рукояти кумысного ковша, имеет схожие очертания с одним силуэтным изображением цветка лотоса, вырезанного из кожи, из II Пазырыкского кургана. Следующий узор представлен трехрогим головным убором, стилизованно передающим верхнюю часть тулова второй фигуры. По предположению А.И. Гоголева, данный узор ассоциируется с известным изображением древнетюркской богини Умай в трехрогой тиаре, богини плодородия, покровительницы детей и воинов, начертанной на «Кудыргинском валуне» в Горном Алтае [16, с. 102-103].

В результате длительного и сложного процесса становления современного якутского орнаментального искусства, орнаментика народа саха вобрала в себя черты различных культур кочевников Центральной Азии и Южной Сибири ранних периодов. Все это можно проследить в установленных параллелях между якутской орнаментикой и орнаментальными мотивами других народов. Помимо визуального сходства, следует отметить схожесть в фактуре, на которую наносили орнаменты. В основном это были предметы материальной культуры, на которые наносились эти мотивы, содержащие в себе глубокую семантическую нагрузку. С этой позиции особый интерес представляют якутские кубки для кумыса и обнаруженный в Венгрии железный котел, относящийся к гуннскому периоду 1-111 вв., с похожими орнаментами, выполненными в виде линий

и штрихов [17, с. 65]. Находясь на отдаленном расстоянии от территории Саяно-Алтайского региона, где происходили множественные этнические процессы, приводящие к изменению этнических общностей, якуты сохранили многие черты древней культуры номадов в традиционном искусстве. Связь предков якутов с древними номадами получила отражение в «арочном» орнаменте, характерном для хуннской культуры. Мотив креста с бараньими рогами был широко распространен в Китае, откуда его впоследствии перенесли хунны. Мотив «лира» своими корнями восходит к Пазырыкской эпохе Горного Алтая. Якутское орнаментальное искусство является очень ценным историческим источником и, несмотря на частичную ассимиляцию с местным палеоазиатским и тунгусским населением, не утратило общие черты с искусством древних номадов центральноазиатских степей.

Ссылки:

1. Носов М.М. Изобразительное искусство у якутов. 1947 // Архив ЯФ СО АН СССР. Дело № 25, на 25 листах, индекс 225,3.

2. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М., 1960.

3. Йохансен У. Орнаментальное искусство якутов. 2-е изд. Якутск, 2012.

4. Тишина Т.П. Якутское орнаментальное искусство. М., 2005.

5. Иванов С.В. Указ.соч.

6. Йохансен У. Указ. соч.

7. Там же.

8. Иванов С.В. Указ. соч.

9. Йохансен У. Указ. соч.

10. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Якутск, 1980.

11. Г°г°лев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. Якутск, 1993.

12. Йохансен У. Указ. соч.

13. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII - середины XVIII вв. Новосибирск, 1998.

14. Окладников А.П., Шибаев Ю.А. К истории якутской орнаментики (совпадение в орнаментике якутов и мургабских киргизов) // Труды Института языка, литературы и истории. Вып. 1/6. Якутск, 1959.

15. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов ...

16. Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры ...

17. Йохансен У. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.