Татьяна Петровна Тишина,
искусствовед, заместитель директора Якутского филиала Красноярского государственного художественного института, член Союза художников РФ и
РС(Я), член ассоциации искусствоведов (г. Москва), отличник культуры РС(Я).
Якутское народное искусство -значительное явление в культуре народов Сибири. Общепризнана его самобытность в различных формах бытования. Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства любого народа, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно какорнамен-тальное. Якутский орнамент, связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, является неотъемлемой частью его материальной и духовной культуры. Он играет значительную роль как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке. Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров XIX века.
Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.
Существующие обобщения орнаментального материала связаны с различными принципами и направлениями его классификации: по хронологическому признаку (орнамент XVIII, XIX, XX веков), историческим периодам и эпохам (орнамент древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения), региональному признаку (орнамент Поволжья, Средней Азии, Сибири), этнонациональному (русский, чувашский, якутский), по назначению (архитектурный), технике исполнения (орнамент в вышивке, резьбе по дереву, кости), материалу (орнаментация серебра, дерева, меха), семантике и содержанию (солярный, небесный), композиционным особенностям (розетки, бордюры), характеру симметрии (симметричный, асимметричный), ритму (прерывный, частый, редкий), цветопластическим свойствам (полихромный, рельефный),
Т. П. Тишина
стилевым признакам (орнамент барокко, рококо, классицизма, ампира, модерна), по местным названиям и общему характеру узоров (геометрический, растительный, зооморфный).
Обзор литературы по русскому народному искусству и искусству народов бывшего СССР убеждает в отсутствии единого критерия классификации народного орнамента. Неудивительно, что при слабой разработке общей теории орнамента и проблем его классификации, систематизация мало коснулась якутского орнамента, не изученного искусствоведами, недостаточно исследованного этнографами. Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.) [1]. Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.
В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орна-
Чепрак боковой. Середина XIX в. Сукно, металл, бисер. Шитье, аппликация, вышивка.
ментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития [2].
Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногене-тических слоев якутского орнамента [3].
Нами избран комплексный метод исследования орнамента, в основе которого лежит использование данных фольклора, археологии, этнографии, истории и художественной практики. Специфические особенности якутской орнаментики наиболее заметны в сравнении с орнаментами других народов. В отличие, например, от монгольского, якутский орнамент лишен мотива плетения, который характерен также для средневековой орнаментики, орнамента скандинавского, северорусского, новгородского. Отсутствует в нем и мотив меандра, столь распространенный у монголов. При всем родстве и внешнем сходстве форм орнамента у якутов и других тюркоязыч-ных народов, это сходство читается только на уровне орнаментальных элементов. Образная же структура и материально-предметное воплощение различны.
Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, мы выделяем в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Зооморфные (со стилизованным изображением животных), антропоморфные (со стилизованным изображением человека), орнитоморфные (со стилизованным изображением птиц) мотивы не всегда достаточно четко читаются в структуре якутского орнамента и часто сливаются с группой геометрических по начертанию узоров. Поэтому в геометрическом орнаменте мы выделяем две подгруппы: простые геометрические узоры и геометризованные мотивы. Подобная классификация позволяет выявить и подчеркнуть стилистические особенности якутского орнамента.
Особое место в якутском орнаментальном комплексе занимает группа орнаментов с мотивом следа (медведя, лося, утки, мыши и т.д.). По всей вероятности, она является результатом культурного взаимодействия яку-
тов с другими народами Крайнего Севера и связана с сохранившимися до недавнего времени в среде эвенов, эвенков пережитками охотничьей магии, находившими выражение в почитании следа.
Выделяются в якутском орнаменте, особенно в косторезном искусстве, мотивы жемчужин, пальметт*, аканта**, картушей***, подвергшиеся известной переработке и геометризации. Истоки этих классических мотивов барокко и классицизма, проникших в якутское народное искусство после вхождения Якутии в состав России, следует искать в культуре промышленных людей, поселенцев, политических ссыльных - выходцев из европейской части страны.
Геометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре.
Обратимся прежде всего к простым геометрическим мотивам. Прямые линии (длинные и короткие, одинар-
Т.В. Аммосов. Чорон. XX в. Мамонтовая кость, резьба.
* Пальметта (франц.)-украшение в виде пальмового листа. Орнаментальный мотив- стилизованный веерообразный лист.
**Акант (аканф) - стилизованное изображение резного листа растения под тем же названием (греческ.).
*** Картуш (франц.) - украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображен герб, эмблема, надпись.
ные и двойные) довольно часто встречаются в якутской орнаментике. Выполненные различными способами (резьба, гравировка, вышивка бисером), в различных материалах (дерево, береста, кость, серебро, сукно), прямые линии играют существенную роль в композиции, ограничивая пространство, окаймляя его (чепраки*, кычимы**), отделяя друг от друга орнаментальные пояса (кумысная посуда: чороны, кенкелей***, кыты-йа****). Бесконечность прямой линии, лишенной какого-либо самостоятельного образного содержания, служит «разрядкой» при восприятии насыщенного орнаментальными формами декора предмета. Конструктивно-декоративные функции линии, ее графическая четкость и пластическая выразительность подчеркивают форму предмета, его фактуру.
Короткие, параллельно повторяющиеся линии, штрихи, образуют так называемый «гребеночный» орнамент. Расположен он вдоль бортика кумысных кубков - места, которое в керамике железного века Якутии декорировалось насечками и налепными валиками. Гребеночный орнамент имеет модификации в виде шашечного узора, представляющего чередование групп штрихов с квадратными промежутками - цезурами. Гребень издавна считался символом плодовитости [4]. Поскольку
И. Захаров. Фрагмент нагрудного украшения (с треугольной пластиной).ХХв. Серебро, ковка, гравировка, чеканка.
И. Захаров. Чайник.ХХв. Серебро. Литье, гравировка, чеканка.
кумысные кубки используются чаще всего во время ысыа-ха - летнего праздника изобилия, семантика этого узора связана с идеей плодородия и благопожелания.
В деревянной якутской посуде типа кытыйа, до XIX в. включительно, сохранялся шнуровидный (канатовид-ный) орнамент, корни которого уходят в керамику железного века и даже в эпоху неолита [3, 4]. Вариантом этого орнамента, его модификацией является «косичка», или «елочный» орнамент. Он возникает, если, например, на поверхности предмета рядом расположены два разнонаправленных шнуровидных орнаментальных ряда.
В XIX в. широкое распространение получил узор в виде расположенных в шахматном порядке клеток, организованных наподобие ряда (нескольких рядов) или орнаментального поля. Поясной принцип композиции шахматного орнамента характерен для чоронной орнаментики. Сплошное заполнение клетками пространства вещи встречается в якутских изделиях из мягких материалов - ковриках из коровьего и конского меха и лоскутных одеялах. В основе композиции этого орнамента - смещение составляющих его квадратов на один элемент относительно друг друга.
К числу распространенных относится мотив креста. Одна из его особенностей в якутском орнаменте заключается в том, что крест, как пра-
* Чепрак (якутск.) - элемент конского убранства (парные декоративные коврики, покрывающие бока лошади).
** Кычим (кычым) - элемент конского убранства (попона, покрывающая круп лошади).
*** Кенкелей - деревянная воронка в форме ноги коня. Вставляется в кожаный мешок для кумыса, служит его горлом, в
которое вставляется деревянная мутовка для взбалтывания кумыса.
**** кытыйа _ деревянная чаша для ухи или саламата (якутской каши на сливках из муки).
вило, равноконечен, его фигура легко вписывается в квадрат. Другой особенностью является то, что крест используется и в виде прямого, и в виде косого иксооб-разного элемента, легко складывающегося в орнаментальный ряд. Этоторнаментальный мотив получил широкое распространение в резьбе по дереву, косторезном искусстве. У. Йохансен подчеркивала автохтонное происхождение этого орнамента, отмечая его наличие задолго до появления русских. Орнамент из косых иксо-образных равноконечных крестов она именовала «андреевским крестом» [2]. Думается, прав А.И. Гоголев, утверждавший древность этого орнамента и относивший его к раннекочевническому этногенетическому слою [3]. Подобный орнамент известен в декоративно-прикладном искусстве бурят, тувинцев, алтайцев и других народов Сибири. Мотив креста с «бараньими рогами» часто комбинируется в якутской резьбе по дереву и
бересте с ромбом, располагающимся в центре композиции.
Мотив ромба распространен в орнаменте разных народов различных эпох и географических широт. Как у земледельческих, так и у скотоводческих народов он ассоциируется с древнейших времен с женским началом, символом плодородия. Существуют и другие толкования этого мотива. В русском народном орнаменте академик Б.А. Рыбаков трактует ромб, разделенный начеты-ре сектора с точкой внутри каждого, как изображение засеянного поля [5]. И.Я. Богуславская в вышивке рассматривает ромб с крестом как изображение венца избы [6]. В.М. Василенко связывает его с образом Солнца и цветущей земли [7]. В якутском народном искусстве мотив ромба распространен в меховой мозаике, резьбе по дереву, косторезном и ювелирном искусстве. Как составная часть, мотив ромба сочетается с арочным и
лировидным орнаментом, символизируя, как и в славянской орнаментике, источник развития, зародыш жизни, вобравший в себя начало начал. В виде ромбов делаются металлические подвески в якутской деревянной посуде, к кумысным кожаным мешкам типа «симира» и в ювелирных украшениях.
Мотив зигзагов получил широкое распространение в изделиях из дерева и бересты, реже - в кузнечных, ювелирных, косторезных вещах. Зигзаги, или арочный мотив, особенно характерны для украшения интерьера урасы и ее декоративной перегородки -хапахчы, поэтому данный орнамент нередко называют ураса-ойуу (ура-са-узор). Подобный рисунок имеет шов якутской вышивки крестом. Совокупность швов такого типа, наложенных близко друг к другу, образует якутскую гладь. Один из аспектов содержания этого узора связан с представлениями якутов о трехчастном делении мира. Древность его очевидна. А.И. Гоголев, например,проводит параллель с орнаментацией костяных обкладок кочевнических колчанов южнорусских степей XIII-XVI вв. из погребений половцев, печенегов, тюрков. В орнаментальном строе этих вещей автор усматривает отражение якутской лиры, косых «андреевских» крестов, спиралей, сетчатого узора, треугольников, как символов плодовитости [3].
К мотиву зигзагов близки по своему характеру дуги, арки, так называемый «небесный» орнамент-сарбынньах ойуу. Из пяти типов якутского орнамента XIX-XX вв., выделенных C.B. Ивановым, криволинейный орнамент, в том числе и арочный, является, по его мнению, ведущим [8]. Он встречается в керамике, изделиях из дерева и бересты, в вышивке бисером, часто имеет ромбовидные или крестовидные дополнения, точки. C.B. Иванов различает несколько вариантов этого орнамента, ищет его истоки в Прибайкалье, Центральной Азии, в керамике курыкан (древний народ Прибайкалья, одна из составных первопред-ков якутов по версии академика А.П. Окладникова), уйгуров (древний народ Сибири) VIII-IX вв., хуннов (кочевой народ, сложившийся во II-IV вв. в Приуралье из тюркоя-зычных племен «хунну» из местных угров и сарматов). Арки уйгурской керамики выпрямлены, концы отогнуты внутрь. Этот мотив распространен у эвенков, эвенов, только арки опущены вниз и символизируют пейзаж: горы, реки и т.д. Кроме народов Севера «небесный» декор знали южные алтайцы, тувинцы, калмыки. Небесная символика якутского орнамента находит яркое выражение в интерьере урасы, внутренний купол которой М.М. Носов сравнивал с небесным сводом [9].
Такие простые геометрические фигуры, как квадрат, прямоугольник, круг, довольно часто встречаются в орнаментации чепраков и кычимов, в виде бляшек и серебря-
А.В. Федоров. 1946 г. Ножны с точилом. Мамонтовая кость, металл.
Резьба, чеканка.
ных пластин якутских поясов. Мотив круга и точекявляет-ся очень древним в якутской орнаментике и имеет ряд модификаций. Со времен Древнего Египта круге точкой в центре ассоциировался с изображением Солнца и входил в титулатуру* имени египетского царя [10]. В древ-неславянском искусстве круг-символ огня, Солнца, языческий очистительный и охранительный знак [11]. Отметка антропоморфной фигуры кругами, розетками означала причастность к небу, что впоследствии было использовано христианством и его искусством. Глазковый орнамент встречается в новгородском искусстве XII в. В якутском народном искусстве мотив круга распространен широко, в различных материалах, в разной технике исполнения. Для его обозначения существует специальный термин тюгюрюкойуу. Особенно часто он встречается в изделиях из серебра, дерева, кости, бересты, в гончарных изделиях. Мотив круга с вписанной вихревой розеткой - солярный знак; он использовался в росписи и резьбе якутской народной мебели, домовой резьбе XIX в. Простые, неорнаментированные круги различных размеров широко распространены в украшении чепраков и кычимов. Примером заполнения сложной орнаментальной композицией круга может служить орнаментация пряжек поясов из серебра и серебряных бляшек шапок дьабака**.
С мотивом круга, ромба, креста и «небесного» орнамента связан мотив точек. Одна точка может покоиться в центре круга - солярного знака, в центре ромба. Наиболее часто четыре точки группируются внутри ромба или круга, разделенного крестом на четыре части, или крестообразно располагаются у места слияния дуг арочного орнамента. Иногда точки превращаются в маленькие ромбики. Особенно часто этот мотив встречается в якутских деревянных изделиях, чоронах. Точки, расположен-
Навершие женской шапки дьабака. Чопчуур. XIX в. Сукно, металл. Шитье, вышивка бисером, металлическими бляшками.
ные крестообразно, характерны для памятников, наиболее тесно связанных с народным течением в новгородском искусстве. Завершение надписей в виде орнаментально трактованных точек известно почти во всех новгородских рукописях ХИ-ХШ вв., а в ХУ-ХУ1 вв. подобные три точки являлись одним из признаков новгородского происхождения серебряной посуды [12].
В отличие от новгородского, мотив орнаментально трактованных точек в якутском искусстве получил максимальное развитие не в серебряных, а в деревянных изделиях. Включение точек в орнаментальную композицию связано с древними космогоническими и солярными представлениями якутов. Мотив простых спиралей, лиры, сердца в чисто геометрической трактовке встречается как в вышивке, так и в резьбе по дереву, в ювелирном искусстве.
Геометризация и стилизация форм реального мира является одной из закономерностей развития орнаментального искусства. Якутской орнаментальной культуре присуща геометризация зооморфных, антропоморфных и растительных мотивов. Образная структура орнаментов этой группы сложнее, чем предыдущей, отражает более высокий уровень орнаментального мышления, связана с приемом совмещения разносемантических основ, который обнаруживается через сопоставлние узоров с кругом традиционных верований и фольклорных представлений.
Как известно, верования якутов, их представления о духах, населяющих окружающий природный и предметный мир, препятствовали развитию изображений человека в искусстве. Реалистическая трактовка человеческой фигуры появилась в якутском народном искусстве после прихода русских, она отличалась схематизмом, упрощенностью рисунка и нашла отражение в резьбе по кости, декоре деревянных и берестяных коробок, передних лук женских седел. Только пристальное изучение предметов якутского народного искусства в совокупности с другими видами и формами народого творчества позволяет обнаружить в
Рукавицы. КонецХ1Хв. Сукно, вышивка цветными нитками.
* Титулатура- перечень титулов, званий, должностей правителя (царя, фараона, князя, графа и т.д.).
** Шапка дьабака - тип женского якутского головного убора с декоративным навершием, в центре которого - лировидный узор, вышитый цветными нитками или бисером.
Торбаза мужские тунэ этэрбэс (слева). Торбаза женские сарыы этэрбэс (справа). Ровдуга, подшейный волос оленя, цветная нить. Шитье, вышивка.
недрах якутской орнаментики сильно стилизованное и геометризованное изображение женской фигуры, связанное с традиционным кругом фольклорных представлений. Антропоморфное начало было подмечено И.А. Потаповым в орнаментальной проработке фигурных наверший кумысных ковшей, которую он ассоциировал с изображением «белого шамана» - жреца, открывающего ысыах [13]. Оно характерно также для определенного типа женских серег, форм якутской берестяной игрушки и некоторых видов вышивок с орнаментом ынах ойуу (корова-узор). Мотив женской фигуры в якутском народном искусстве свя- | зан с кругом традиционных женских представлений, отражает расцвет культа женских духов-вла-дычиц эпохи мат-риарха- та, представлений об
Айыысыт и Иэйэхсит - покровительницах человеческого рода и скота.
С мотивом женской фигуры в якутской орнаментике соседствует мотив коня, отражающий древний культ животного, нашедший выражение в богатом археологическом и этнографическом материале. С этим образом мы встречаемся в декоре надмогильных сооружений типа чардаат, скульптурных навер-шиях коновязей сэргэ, некоторых видах серебряных украшений. Почитание коня своеобразно отразилось в формах якутской мебели; в некоторых видах столов и трехножных чоронов, которым придавалась форма конских ног. Форма кенкелеев-воронок для кумыса в перевернутом виде напоминает ногу коня с
копытом. Конский волос был не только |_
прекрасным материалом для шитья, вышивки, плетения, но и символизировал благополучие, плодородие. В якут-
ском народном искусстве встречается мотив сдвоенных и учетверенных коньков, связанный, как и в древнерусском искусстве, с солярным культом и простран-ственными представлениями. Наделение предметов анималистическими деталями - ногами, копытами коня, по всей вероятности было связано со стремлением возвысить предмет до уровня почитаемого животного. В якутской народной вышивке цветными нитками до сих пор сохранился сильно геометризованный мотив сылгы ойуу (орнамент коня), в основе которого -образная линия, завитками напоминающая гриву и хвост коня. Образ дву-главых коней в северорусских вышивках и тканье был равнозначен образам птиц, друга. Мотив лиры, который встречается в ярославской и костромской вышивке, из двух парных образных фигур, напоминающих якутскую лиру, имеет «лебединую» семантику [14]. Не исключено, что один из вариантов семантики якутской лиры в вышивке чепраков и кычимов, украшающих коня, может трактоваться следующим образом: отростки лиры -это крайне схематизированные и геометризованные головы коня, иконография которых уходит корнями в искусство древних кочевых племен.
Мотив полуконя-получеловека-кентавра не получил широкого распространения в якутском народном искусстве, в отличие от искусства русского, где он встречается в архитектурном декоре, металлических предметах, лубочных картинках и т.д. В якутском народном искусстве мотив кентавра можно увидеть в таких косторезных изделиях и предметах из серебра, которые выполнены под влиянием русских образцов. Исследователи спра-
Гриена. Начало XIX в. Браслеты. 1876 г. Серебро. Чеканка, гравировка.
ведливо отмечают наличие у якутов собственной легенды о происхождении кентавра, связанной с мифом о человеке, родившемся от полуконя-получеловека [15]. Мотив кентавра относится к числу реалистически трактованных образов, входящих в орнаментальную структуру вещей, как элемент сюжетной композиции.
Мотив птицы, наоборот, настолько геометризовался, что выделить его из контекста геометрического орнамента подчас довольно сложно. Образ птицы играет существенную роль в шаманских обрядах, языческой мифологии. В сильно стилизованном виде он присутствует в некоторых формах зигзагообразного узора берестяной оболочки урасы, в декоре верхней одежды типа хотойдо-ох сон (шубы с орлом). Иногда орел или какая-то другая птица изображаются в навершиях коновязей сэргэ, как круглая скульптура.
Наибольшим почитанием у якутов, как и у других сибирских народов, пользуется орел-хотой, которого величают тойоном-господином. Он считался предком и покровителем кангалас-ских родов в центральных и вилюйских районахЯкутии. Ворон был первопредком хоринских родов, лебедь - тотемом элгет-цев Верхоянского района. В качестве родовых покровителей рассматривали также стерхов, ястребов и других птиц [16].
К числу зооморфных по семантике следует отнести местные орнаментальные мотивы, связанные со скотоводческими представлениями якутов, их знанием анатомии животных. В чоронной орнаментике, например, получил распространение тоногос-ойуу (позвонок-узор). Мотив тангалай-ойуу (небо-узор) чаще всего ассоциируется с небом и встречается в шитье, аппликации, меховой мозаике, вышивке бисером. Такую же семантическую природу имели орнаменты хабарга-ойуу (горло-узор), буор-ойуу (почка-узор). Традиция изображать животных нашла отражение в орнаменте кымардагас-ойуу (муравей-узор). Она встречается в удмуртском народном искусстве [17].
Особую группу орнаментов, связанных отчасти с зооморфной семантикой, образуют орнаменты с мотивом следа животных, встречающиеся в керамике, серебряных вещах, в резьбе по дереву. Думается, мотив следа животных в якутской орнаментике связан с отголосками охотничьей магии и имеет скорее тунгусское происхождение, поскольку якуты, пришедшие с юга, переняли охотничьи занятия у аборигенов Ленского края: юкагиров, эвенов, эвенков. Изображая часть предмета, художник живо представлял себе целое; изображая след, настраивался на охоту.
Растительный орнамент, расцвет которого наблюдался в якутском народном искусстве XIX в., не имеет аналогий среди исконно сибирских орнаментальных культур. Присутствие в орнаментике якутов растительных и цветочных мотивов отли-
чает ее также от орнаментальных культур народов Севера и более южных соседей, принадлежащих к монголоя-зычной этнической группе. В растительном орнаменте якутов наиболее ярко выразилась его тюркоязычная природа, т.е. поэтическое восприятие мира на основе одухотворения растительных природных сил, почитания духов трав, деревьев, растений, что соответствует традиционным верованиям и фольклорным представлениям. Растительный орнамент наиболее выражен в якутских серебряных вещах: браслетах, поясах, декоративном решении передних лук седел. Он представлен различными модификациями вьющегося стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветами, а также мотивом процветшей лиры и розетками с растительным заполнением.
Одной из особенностей якутского растительного орнамента является отсутствие мотива трав и плодов. Подчеркнутость идеи роста и цветения, а не плодоноше-
Якутское седло. Фрагмент. Оковка передней луки. 1883 г. Серебро. Литье, ковка, гравировка, чеканка.
ния, связана, очевидно, с местными природными условиями: стремительным ростом растительности во время белых ночей и отсутствием традиций плодового садоводства на вечной мерзлоте. Идея плодоношения получила воплощение в геометризованных формах орнамента со скотоводческой семантикой, в отличие от славянского орнамента, где она выражена в растительных формах, связанных с традициями земледельческих культур. Другая особенность якутского растительного орнамента заключается в отсутствии коврового принципа построения композиции, столь характерного для растительной орнаментики народов Кавказа и Средней Азии. Якутский орнамент не знает мотива плетения, он никогда не сливается с фоном, размещение его на предмете всегда связано с формой и конструкцией вещи. Растительному
орнаменту якутов также чужда символика цвета, характерная для народного искусства монголоязычных народов. Вместе с тем ряд растительно-цветочных мотивов у якутов стилистически близок к растительному орнаменту народного искусства Кавказа, Средней Азии, Древней Руси, своими корнями уходящего в искусство Малой Азии и Ближнего Востока.
Центральным мотивом этой группы орнаментов является процветшая лира, связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Апахчын. Последняя обитает в священном дереве Аал-Лук-Мас (древе жизни), которое является источником изобилия; дети ее - бесчисленные духи деревьев и трав [18]. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. Изображение цветов в орнаменте отличается профильным характером. Мотив елочки и трилистника, возможно, местного происхожде-
ния; он отмечен в вышивке других народов Сибири, в частности, эвенков, у которых связан с местной флорой. Мотив лотоса восходит к древнеегипетской орнаментальной культуре. В русском цветочном орнаменте он не встречается. Мотив тюльпана, возможно, отражает связи с Персией, Ираном через СреднююАзию. Пышный цветок, соотносимый некоторыми исследователями со средиземноморским ареалом культуры, присущ и древнерусскому, и кавказскому искусству. Возможно, это модификация сардааны - любимого в Центральной Якутии цветка из семейства лилиобразных.
Для якутских серебряных вещей характерен мотив изогнутого стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветами. Композиционно и стилистически этот мотив близок к дагестанскому растительному орнаменту стилей тутта (веточка, дерево) и мархарай (спиралевидные стебли, заросли) [19]. Однако дагестанский растительный орнамент отражал круг мусульманских представлений и нередко сочетался с причудливой вязью религиозных текстов. В якутском орнаменте отсутствуют мотив переплетения стеблей, мотив птиц, как части орнаментальной композиции. Профильное изображение цветка в дагестанской орнаментике отличается прихотливо вытянутой сердцевиной, иногда закручивающейся в завиток. Якутская орнаментика более свободна и конструктивна. Даже в пышных растительных композициях сохраняется логическая иерархия элементов орнамента, нередко присутствуют простые геометрические мотивы, выполняющие четкую конструктивную функцию.
В целом якутский растительно-цветочный орнамент отражает восточный вкус, проявляющийся в отборе и комбинациях растительных узоров, что позволяет сделать вывод о «восточном» стиле этой группы орнаментов. Образный строй растительной орнаментики связан с представлениями якутов о цветущей земле, древних богинях периода матриархата, персонифицированных в якутской мифологии.
Анализ материала якутского народного искусства XIX в. обнаруживает стилистическое богатство и разнообразие орнаментики, свидетельствует о выработке своего собственного стиля, в основе которого лежит взаимодействие геометрического и восточного стилей. Развитие геометрического стиля связано с геометрическими мотивами простых форм, отражающими космогонические, пространственно-временные представления якутов, а также с геометризованными мотивами, имеющими древнюю языческую семантику, связанную со скотоводством, охотой, верой в духов-покровителей. В растительной орнаментике мы видим расцвет мотивов, традиционных для орнаментальных культур, связанных с Востоком, Передней Азией, что позволяет отнести якутскую
растительную орнаментику к восточному стилю. Вместе с тем некоторые виды и формы якутского народного искусства несут на себе печать европейских стилей барокко, классицизма, орнаментальные мотивы которых в русской передаче отразились в якутском косторезном искусстве, архитектурных и мебельных формах. Собственно, они почти никогда не выступали в первозданном виде, подвергались геометризации в духе местных представлений, что связано с общесибирской тенденцией, наиболее ярко выразившейся в архитектуре[19].
Таким образом, якутское народное искусство вобрало в себя наиболее типичные, характерные стилистические особенности как восточной, так и европейской орнаментики.
Литература
1. Носов М.М. О якутском народном орнаменте // Труды О-ва изученияЯАССР. -Якутск, 1936. - С .69-70; ЦГАЯАССР, ф. 1006, д. 2. - С. 30-36.
2. Йохансен У. Орнаментика якутов / Пер. с нем. Родионова. - Гамбург: Фонды НИИ ЯЛИ ЯФ СО АН СССР, 1954.
3. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов.-Якутск, 1980.-С. 105-106.
4. Мочанов Ю.А. Многослойная стоянка Белькачи 1 и периодизация каменного века Якутии. - М., 1968. -254 с.
5. Рыбаков Ю.А. Русское прикладное искусство X-ХШвв.-Л., 1971.-С. 24.
6. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. -М., 1972.-С. 7.
7. Василенко В.М. Народное искусство. - М., 1974. -С. 83.
8. Иванов C.B. К вопросу о хуннском компоненте в орнаментике якутов//Якутия и ее соседи в древности. -Якутск: Якутское кн. изд-во, 1975.-С. 174-184.
9. Носов М.М. Изобразительное искусство у якутов // Рукопись. - 1947. Фонды НИИ ЯЛИ ЯФ СО АН СССР, д. №225, ед. хр. 29.
10. Ж.Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов.-М., 1979.-С. 59.
11. Маслова Г.С. Основные черты орнамента ярославской и костромской вышивки // Сообщения ГРМ. -М„ 1976.- Вып.XI.-С. 153.
12. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. - М., 1969. - С. 99.
13. Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. -Якутск, 1972,- С. 97.
14. Иванов C.B. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. - М.-Л., 1954.-С. 555.
15. Эргис ГУ. Очерки по якутскому фольклору. - М., 1974.-С. 146.
16. Виноградов C.B. Терминология удмуртских народных узоров.-С. 17.
17. Дмитриев П.Н. Образы богинь в олонхо//Полярная звезда.-1981.-№3. -С. 114-117.
18. Алиханов Р. Кубачинский орнамент. - М., 1963. -С. 5.-Рис. 24,25,30,31.
19. Проскурякова Т.С. Особенности сибирского барокко //Архитектурное наследство. - М., 1979. -Вып. 27.-С. 151.
Афанасьев В.П., Горяйнов С.А., Елисеев А.П. и др. Изучение алмазов в Геологоразведочном комплексе: Методическое пособие / Отв. ред. H.H. Зинчук. -Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН», 2004. - 300 с.
В книге дается развернутая характеристика основных методов исследования алмазов - физиографических, физических, изучения структуры кристаллов и изотопного состава углерода алмазов, применяемых для решения геологоразведочных задач.
Особое внимание уделено физиографическим исследованиям как наиболее доступным и массовым, позволяющим охарактеризовать все имеющиеся в наличии кристаллы по тому или иному объекту. Из физических методов исследования описываются те, которые дают информацию о распределении основных примесных центров - азота и никеля. На использовании данной информации основана разработанная авторами методика идентификации россыпей на основе расчета кинетического параметра агрегирования азота в алмазах. В числе структурных методов большое внимание уделено рентгеновским методам - методу Лауэ, рентгеновской топографии, в том числе с применением синхротронного излучения. Подробно описан поляризационно-оптический метод исследования структурных особенностей, основанный на аномальном дву-преломлении алмазов. Показана роль изотопных исследований углерода алмазов для определения генезиса алмазов на основе идентификации источника углерода - мантийного или корово-го, что чрезвычайно важно с точки зрения полигенности и полихронности алмазов для определения происхождения россыпей, особенно на северо-востоке Сибирской платформы. Охарактеризованы принципы использования результатов исследований алмазов для решения задач прогнозирования (идентификации и локализации) коренных и россыпных месторождений алмазов.
Книга рассчитана на широкий круг специалистов, занимающихся проблемами прогнозирования и поисков месторождений алмазов.