Южный экономический район в период масштабного хозяйственного освоения территории Якутии
Присяжная Л.С.
заведующая лабораторией экономико-географического мониторинга северных территорий Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
На рубеже 1950—1960-х годов в развитии производительных сил Якутской АССР наметился новый этап. Главное направление специализации Якутии в общесоюзной экономике—как важного горнорудного района страны—приобретает теперь ещё большее значение. Территория республики становится зоной интенсивного и небывалого, по масштабам, индустриального освоения, продолжавшегося более трёх десятилетий.
За рассматриваемый период (с 1965 по 1986 годы), наряду с развитием традиционных отраслей индустрии, создаются новые—сурьмяная, газовая промышленность, гидроэнергетика; началось создание первого в республике Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.
Дальнейшее развитие получил транспорт. Построен Малый БАМ—ответвление железнодорожных путей от столицы БАМа Тынды до Беркакита.
В соответствии с дальнейшим развитием экономики республики происходили изменения в её административно-территориальном устройстве.
Географические аспекты связи хозяйственного развития республики и изменений в административно-территориальном делении лучше рассмотреть по экономическим районам. В данной статье мы остановимся на Южном экономическом районе.
Природно-ресурсный потенциал, как производное от собственно природных ресурсов, обладает свойством территориальности, т.е. относится к определённому ограниченному пространству земной поверхности. Каждая такая территория, вмещающая определённые природные ресурсы, обладает и своим ресурсным потенциалом.
Этот крупный район расположен в пределах Учуро-Алданского поднятия и Станового хребта. Горная часть рельефа сформировалась в результате геотектонических процессов, следствием которых является наличие месторождений самых различных полезных ископаемых. Это выгодно выделяет район среди других экономических районов республики. Вместе с тем, сложная орография района создаёт определённые трудности при промышленном освоении природных богатств и заселения.
Численность населения достигла к тому времени 201,5 тысяч человек. Большую часть составляло городское население. Здесь наблюдался самый высокий уровень городского населения (89%). В структуре занятых: 79,2% приходилось в промышленности, 25%—в строительстве и 9%—в транспорте.
В хозяйстве Южного района главное место занимали отрасли союзной специализации: добыча угля, золота, слюды.
В годы УШ-й пятилетки ускоренными темпами продолжала развиваться золотодобывающая промышленность. В 1966 году была введена в эксплуатацию Куранахская золотоизвлекательная фабрика. Во второй
Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010
половине 1968 года была освоена её проектная мощность. С вводом в эксплуатацию одного из крупнейших предприятий золотодобывающей промышленности страны—Нижне-Куранахской фабрики законченного цикла обработки—старейший золотоносный район Алдан становится крупным районом добычи рудного золота. В 1970 году завершилась полная механизация основных производственных процессов (разработка, транспортировка, промывка) на предприятиях золотодобывающей промышленности.
Механизация и автоматизация производственных процессов, передовая технология внедрялись и в других отраслях горнодобывающей промышленности.
Слюдяная промышленность начала развиваться в годы Великой Отечественной войны. По запасам слюды район занимал второе место в Советском Союзе после Ковдорского месторождения Карельской АССР.
В слюдяной промышленности, на руднике Эльди-канка, внедрялись обогатительные установки, которые позволили механизировать выборку слюды. Дизельные экскаваторы были заменены электрическими.
В 1976 году было принято решение приступить к формированию на базе коксующихся углей и мощных запасов железных руд Южно-Якутского территориально-производственного комплекса (ТПК).
Месторождения Алданского железорудного района расположены вдоль трассы АЯМтранс. Были открыты Чаро-Токкинский и Олёкмо-Амгинский железорудные районы. По запасам и качеству Южно-Якутский железорудный бассейн занимает пятое место в мире и первое место среди районов к востоку от Западной Сибири.
Южная Якутия отличается исключительно благоприятным взаиморасположением сырьевых и топливных ресурсов для чёрной металлургии.
Продолжалось формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Предполагалось завершить строительство угольного разреза, обогатительной фабрики и первой очереди Нерюнгринской ГРЭС. В состав всего строящегося угольного комплекса входило строительство крупного Нерюнгринского разреза мощностью 13 млн. тонн угля в год, обогатительной фабрики для переработки 9 млн. тонн коксующихся углей в год, строительной базы, ремонтных предприятий и других объектов промышленного узла.
Темпы и масштабы формирования комплекса требовали большого количества электроэнергии, для чего и была построена Нерюнгринская ГРЭС. Вторая очередь была сдана в эксплуатацию уже за пределами анализируемого в нашей работе периода. Одновременно осуществлялся прирост Чульманской ГРЭС. В то время дефицит электроэнергии в Южной Якутии покрывался за счёт перетоков из Амурской области.
Для ускорения освоения Южно-Якутского угольного бассейна было решено использовать иностранный кредит. Для чего 5 июня 1974 года подписано генеральное соглашение, которым предусматривалось получение кредита в сумме 450 млн. долларов США. Возвращение кредита предполагало поставку угля в Японию в течение 20 лет, начиная с 1985 года.
Город угольщиков Нерюнгри первоначально был рассчитан на 50 тысяч жителей. Однако, число жителей быстро превысило этот показатель. С учётом увеличения добычи и формирования объектов социальной инфраструктуры, обрастания первостроителей семьями, в перспективе, предполагалось проживание в городе 130—150 тысяч жителей.
Освоение Южно-Якутского угольного бассейна, открытие здесь богатых залежей железных руд и апатитов ускорили решение вопроса о начале строительства железнодорожной линии БАМ—Тын-да—Беркакит (Малый БАМ), связывающей Якутию с Транссибирской и Байкало-Амурской магистралями. 2 ноября 1976 года Малый БАМ пересёк границу Якутии. Первой железнодорожной станцией нашей республики стала станция Нагорная.
Строительством железнодорожной линии Бамов-ская—Тында—Беркакит и освоением в крупных масштабах Южно-Якутского угольного бассейна начался новый этап в развитии производительных сил Якутии, этап более широкого, комплексного использования колоссальных природных богатств. В конце 1979 года линия Бамовская—Тында—Беркакит, протяжённостью более 200 км, была сдана в эксплуатацию.
Продолжалось формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, значительно превышен план ввода в действие основных фондов по угольному комплексу.
Была поставлена задача: обеспечить ввод железной дороги до города Томмот в 1990 году и окончить строительство всей железнодорожной магистрали Беркакит—Томмот—Якутск до 1995 года. Эта задача решается в современный период.
Создавалась крупная база стройиндустрии. Построены: ДСК в г. Нерюнгри и завод строительных деталей в р.п. Чульман.
Были открыты два крупных месторождения апати-тов—Селигдарское (Алданский район) и Ханинское (Олёкминский район), намечено строительство Селигдарского апатитового завода.
Сельское хозяйство Южного экономического района имеет следующие направления: в Олёкминском районе—мясо-молочно-картофельно-овощеводческое, в Алданском районе и Нерюнгринском горсове-те—животноводческо-оленеводческо-промысловое с хозяйствами пригородного типа. Кроме 7 совхозов, в районе имелись специализированные подхозы по производству молока, овощей, птицы—«Пятилетка», «Ударник», «Нерюнгринский». Но этого было недостаточно для полного обеспечения населения продуктами сельскохозяйственного производства. Поэтому проводились работы по расширению сельскохозяйственных угодий как в Нерюнгринском горсовете и Алданском районе, так и в сопредельной Амурской области, где упор делался на закрепление и использование сенокосов.
В транспортном отношении территория освоена неравномерно. Основная хозяйственная жизнь района привязана к главной транспортной артерии—Амуро-Якутской автомагистрали, соединяющей г. Якутск со ст. Большой Невер в Амурской области. Железная дорога Бамовская—Тында—Беркакит—Томмот, строящийся отрезок Томмот—Якутск—имеет огромное значение в хозяйстве района, да и всей республики, в целом.
К 1986 году в районе имелось 112 населённых пунктов, в том числе 4 города и 16 рабочих посёлков. По количеству городских поселений Южный экономический район был крупнейшим в республике.
Анализ изменений за рассматриваемый период [1, 2, 3, 4] позволяет обобщить их в таблице 1. За период с 1965 года в Алданском районе образованы два рабочих посёлка (Лебединый—в 1969 году, Безымянный—в 1981 году), связанные с золотодобывающей промышленностью. В Олёкминском районе—тоже два: р.п. Торго,
возникший в 1977 году, и р.п. Хани, зарегистрированный в 1980 году.
Торго становится центром размещения Чаро-Ток-кинской экспедиции, которая проводила разведочные работы по уточнению запасов железных руд на территории Олёкминского района.
Посёлок Хани возник как посёлок строителей трассы БАМ. Резкий рост количества населения, промышленных предприятий, объектов соцкультбыта вызвали необходимость образовать свой поселковый Совет. А расположение здесь месторождений апатитов определило его перспективу промышленного освоения.
Таблица 1 Изменение административно-территориального устройства Южного экономического района за 1965-1986 годы (единиц)
Админист-ративные единицы 1965 всего 1965-1973 1973 всего 1973-1978 1978 всего 1978-1986 1986 всего
зарегистрировано снято с учёта зарегистрировано снято с учёта зарегистрировано снято с учёта
Города 3 - - 3 1 - 4 - - 4
Посёлки 11 2 1 12 6 3 15 2 1 16
Сельские советы (наслеги) 26 - 2 24 1 1 24 - - 24
Сельские нас.пункты 124 10 38 96 6 6 96 - 4 92
Формирование в Алданском районе Южно-Якутского территориально-производственного комплекса предопределило появление Нерюнгринского городского Совета. Ещё в 1949 году здесь были открыты месторождения железной руды, а через два года—угля. Более масштабные геологоразведочные работы в районе развернулись в 1952 году. В небольшом посёлке Нерюнгри базировалась геологоразведочная партия. С развитием и ростом промышленности Алданского района, особенно с введением в эксплуатацию Чульманской ГРЭС, возросли потребности в топливе. Была начата открытая разработка угля Нерюнгринского месторождения. В 1972 году посёлок угольщиков переходит в категорию рабочих посёлков. В 1975 году Нерюнгри законодательно был преобразован из рабочего посёлка Алданского района Якутской АССР в город республиканского подчинения с выделением территории Нерюнгринского городского Совета. В его состав вошли рабочие посёлки: Чульман, Нагорный, Беркакит, Золотинка, Угольный и 2 сельских Совета, на территории которых располагались 7 населённых пунктов.
Строительство железной дороги определило появление новых рабочих посёлков—Беркакит, Золотинка, Нагорный.
Итак, Южная Якутия явилась районом бурного и крупномасштабного развития производственных сил. Это непосредственно нашло своё отражение, в том числе и в совершенствовании административно-территориального устройства.
Список использованных источников
1. Якутская АССР Административно-территориальное деление. На 1 июля 1965 года / Составители справочника: С.И. Сосин, Г.П. Багынанов, П.П. Барашков, И.К. Ефимов, М.Н. Попова.—Якутск, Якуткнигоиздат, 1965.—132 с.
2. Якутская АсСр. Административно-территориальное деление. На 15 апреля 1973 года / Составители справочника: М.Н. Попова, З.М. Дмитриева, Г.Н. Гольдберг.—Изд. 2-е.—Якутск: Кн. Изд-во, 1973.—96 с.
3. Якутская АССР. Административно-территориальное деление. На 1 июля 1978 год / Составители справочника: З.М. Дмитриева и М.Н. Попова.—Изд. 3-е.—Якутск: Кн. Изд-во, 1978.—120 с.
4. Якутская АССР. Административно-территориальное деление. На 1 июля 1986 года / Составители справочника: З.М. Дмитриева и Н.П. Соколовская.—4-ое, испр. и доп.—Якутск: Кн. Изд-во, 1986.—152 с.
Сравнительный анализ кризисных явлений на рынках недвижимости Киева и Москвы
Урсуленко А.В.
аспирант кафедры экономической кибернетики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Киев
Постановка проблемы. В аналитической литературе традиционно считается необходимым проводить различные аналогии и сравнения поточных событий на рынке недвижимости с событиями прошлого. Адекватное прогнозирование цен на жилую недвижимость является важнейшим фактором для заинтересованных сторон, которые выступают как продавцами, так и покупателями недвижимости: физические лица, инвесторы, строительные компании, девелоперы, банкиры и т.д. Особую актуальность данные и прогнозы имеют в эпоху изменений, когда рынок переживает трудные времена и требует экономического обоснования уровня цен и перспектив развития. Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы о функционировании рынка недвижимости рассматривались в научных трудах таких современных ученых, как Дж.К.Эккерт, Дж.Фридман, Н.Ордуэй, Г.Харисон, Дж.Блевинс, Р.Виллиамс, В.Вентоло, Ч.Вулфел, Дж.Дассо, Л.Бэлых, С.Максимов, С.Роуз, Г.Стерник, Е.Тарасевич, М.Федотова.
Нерешенные ранее части общей проблемы. При рассмотрении развития ситуации на столичных рынках недвижимости в будущем можно выделить три принципиально различных сценария для каждого из них:
♦ стабилизация цен на нынешнем уровне и быстрое возвращение к докризисному уровню цен, то есть начало роста с 2010 года;
♦ длительная стабилизация цен;
♦ дальнейшее медленное или резкое падение цен на жилье к уровню 2003 года.
Для ответа на вопрос, каким образом будут развиваться рынки жилой недвижимости Киева и Москвы, необходимо идентифицировать и понять причины, которые предшествовали изменению цен на этих рынках, а также проанализировать похожие черты московского и киевского рынков недвижимости.
Целью статьи является исследование различных вариантов изменения стоимости жилой недвижимости на примерах рынков Киева и Москвы. Поставленная цель требует решения таких задач:
♦ раскрытие истории развития и факторов влияния рынков недвижимости Киева и Москвы;
♦ определение общих и различных характеристик этих рынков;
♦ анализ этапов экономически обоснованного роста цен и причин, которые привели к неадекватным изменениям цен на рынках;
♦ формулирование рекомендаций о возможном влиянии на уровень цен через регулирование спроса и предложения на рынке недвижимости.
Изложение основного материала. Рынок недвижимости Украины начал свое существование в 1991 году. В начале 90-х цены на жилье были на уровне 100—200$ за кв. метр. Процесс становления рынка можно условно разделить на два этапа: до и после кризиса 1998 года. Первый этап роста длился приблизительно 7 лет