Научная статья на тему 'Оценка опыта и результатов создания Южно-Якутского территориально-производственного комплекса'

Оценка опыта и результатов создания Южно-Якутского территориально-производственного комплекса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
576
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ ЯКУТИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров Е. Г.

Проведен ретроспективный анализ опыта и достижений первого этапа формирования Южно-Якутского территориально-производственного комплекса в Республике Саха (Якутия) в 1975-1985 гг. Идея комплексного развития производительных сил Южной Якутии продолжает осуществляться по кластерной модели пространственной организации экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка опыта и результатов создания Южно-Якутского территориально-производственного комплекса»

31 (334) - 2013

Экономика региона: исторический аспект

УДК 332.133.6(571.56-13)

ОЦЕНКА ОПЫТА И РЕЗУЛЬТАТОВ СОЗДАНИЯ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Е. Г. ЕГОРОВ,

доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии регионального развития и сотрудничества и Академии наук Республики Саха (Якутия), директор Е-mail: ire2000@mail. ги Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

Проведен ретроспективный анализ опыта и достижений первого этапа формирования ЮжноЯкутского территориально-производственного комплекса в Республике Саха (Якутия) в 1975-1985гг. Идея комплексного развития производительных сил Южной Якутии продолжает осуществляться по кластерной модели пространственной организации экономики региона.

Ключевые слова: Южная Якутия, территориально-производственный комплекс, изучение опыта, комплексное развитие производительных сил, кластерная организация экономики.

В советский период в условиях партийного руководства и централизованного планового хозяйства в стране успешно осуществлялась политика рационального размещения производительных сил на основе планомерного комплексного освоения природных ресурсов как старых, так и новых районов. При этом одной из основных форм комплексного

подхода являлось создание и развитие территориально-производственных комплексов (ТПК).

Из многих определений территориально-производственного комплекса, данных в научной экономической литературе, можно считать более содержательным и полным следующее: это планово управляемая и формируемая на относительно ограниченной территории открытая специализированная воспроизводственная система материальной сферы, в которой масштабы факторов производства и структура фаз воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление) предопределены запасами, сочетанием и экономичностью преимущественно природных ресурсов, а сама подсистема нацелена на выполнение заданий народнохозяйственной функции по выпуску намеченных объемов продукции для покрытия балансовых потребностей страны с минимальными совокупными издержками [2].

Следует отметить, что по теории и практике развития территориально-производственных ком-

плексов было создано самостоятельное научное направление исследований и предплановых разработок. В него особенно большой творческий вклад внесли научные школы под руководством академиков Н. Н. Некрасова, А. Г. Аганбегяна, А. Г. Гранберга. Из ученых-специалистов нужно выделить профессора М. К. Бандмана, написавшего фундаментальную монографию [1]. Практика создания и развития ТПК получила широкое распространение с 1960-х гг. В стране возникли крупнейшие Западно-Сибирский нефтегазодобывающий, Братско-Усть-Илимский энергопромышленный и другие ТПК.

Промышленное и тем более комплексное хозяйственное освоение Южной Якутии имеет многолетнюю и содержательную историю. Так, оно началось в 1920-е гг. В то время из-за отсутствия надежной транспортной связи с обжитыми районами практическое значение имели лишь наиболее ценные из разведанных полезных ископаемых -золото и слюда, а для местных нужд - уголь. Их освоение привело к формированию нескольких небольших промышленных очагов, связанных между собой Амуро-Якутской автомагистралью.

До 1976 г. больше половины общего объема выпуска продукции приходилось на добычу золота и слюды. Эти отрасли были ведущими в Центрально-Алданском промышленном узле. Горно-обогатительный комбинат «Алданзолото» разрабатывал как россыпные месторождения, так и рудные. Лебединская золотоизвлекательная фабрика перерабатывала окисленные и сульфидные руды по иловому процессу, а на Куранахской фабрике впервые в отрасли был использован сорбционный технологический процесс с использованием ионообменных смол.

Горно-обогатительный комбинат «Алданс-люда» эксплуатировал месторождения флогопита Тимптонской, Эмельджакской, Ыллымахской и Эльконской групп. Объем добычи составлял по обогащенному сырцу до 5 тыс. т, по товарному скрапу -7 тыс. т, по сырью для слюдопластовой бумаги -4 тыс. т. Но в связи с эксплуатацией Ковдорского месторождения в Мурманской области и появлением новых искусственных электроизоляционных материалов потребность в алданской слюде постепенно сокращалась, и в последующем слюдодобы-вающая отрасль перестала существовать.

В 1949 г. на XVI Якутской областной партийной конференции впервые был поставлен вопрос о создании на базе компактно расположенных месторождений коксующихся углей и железных руд Южной

Якутии металлургического завода. Руководимая академиком И. П. Бардиным экспедиция АН СССР в начале 1950-х гг. провела первые комплексные исследования в Южной Якутии. Большую работу по изучению создания новой металлургической базы провел Совет по изучению производительных сил при Госплане СССР. Данная проблема была обсуждена и получила положительную оценку на I научном совещании по развитию производительных сил Якутской АССР (Якутск) и на региональной конференции по развитию производительных сил Восточной Сибири (Иркутск), состоявшихся в 1958 г. [4].

Важным моментом в развитии исследований по Южной Якутии явилось II научное совещание по развитию производительных сил Якутской АССР, проходившее в 1969 г. В рекомендациях совещания было подчеркнуто, что одной из главных проблем развития производительных сил республики на ближайшую перспективу является создание мощного Южно-Якутского промышленного комплекса на базе месторождений угля, железной руды и нерудного сырья. Тогда же было указано на необходимость поэтапного решения этой проблемы. В качестве первоочередного шага называлось промышленное освоение южно-якутских углей для экспортных нужд страны [7].

Выполняя решения Якутского обкома КПСС и рекомендации региональных научных совещаний, научные учреждения активно и плодотворно проводили многоаспектные исследования. При этом сыграли большую роль научно-исследовательские институты Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР. В частности, отдел экономики выполнил в 1968-1970 гг. работу «Эффективность создания Южно-Якутского народнохозяйственного комплекса», которая с грифом «для служебного пользования» была опубликована в виде монографии [3]. Согласно постановлению Госкомитета Совета Министров СССР по науке и технике от 19.05.1972 № 198 отдел экономики Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР завершил в 1974 г. научно-исследовательскую работу «Разработка и выдача программы комплексного освоения природных ресурсов Южной Якутии» [8]. В ней были обоснованы народнохозяйственное значение, социально-экономические основы и пути решения проблемы формирования Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

Параллельно научным исследованиям, проводимым учреждениями АН СССР, геологические

организации продолжали общее изучение территории Южной Якутии и вели разведку конкретных месторождений и видов минерального сырья, а отраслевые проектные институты разрабатывали материалы, обосновывающие проектирование и строительство отдельных объектов в этом районе.

Таким образом, к началу строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМа) был создан необходимый потенциал научных, изыскательских и проектных проработок, позволивший приступить к широкомасштабному освоению ресурсов Южной Якутии. Задания первого этапа развития этого района были сформулированы в Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг., принятых XXV съездом КПСС: «Приступить к формированию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Построить железнодорожную линию Тында - Бер-какит. Развернуть строительство Нерюнгринского угольного разреза, обогатительной фабрики, Не-рюнгринской ГРЭС» [5].

На первом этапе (1975-1985 гг.) осуществлялось строительство Южно-Якутского угольного комплекса, в состав которого входило 23 основных объекта, а также строительство первоочередных объектов производственной инфраструктуры Нерюнгри-Чульманского промышленного узла. По характеру выполненных задач этот этап можно разделить на три периода. В первом периоде (1975-1977 гг.) решались задачи подготовки к широкомасштабному строительству. В это время в основном были созданы коллективы строительных организаций и объекты производственной базы строительства, проведена реконструкция Чульман-ской ГРЭС, начались вскрышные работы на разрезе «Нерюнгринский», завершилось формирование дирекции строящегося угольного комплекса, ряда специализированных строительно-монтажных управлений. На угольном разрезе в ноябре 1977 г. началась добыча энергетических углей. За этот период освоено 522,9 млн руб. * капиталовложений.

Во втором периоде (1978-1980 гг.) завершено создание базы стройиндустрии: построены завод «Стройдеталь», ДСК мощностью 100 тыс. м2 жилья, керамзитовый завод, базы механизации и организации Минмонтажспецстроя СССР; введена в строй ЛЭП-220 кВт «Зейская ГЭС - Тында - Нерюнгри»; завершено строительство железнодорожной ветки

* Здесь и далее все стоимостные показатели приведены в ценах соответствующих лет.

Тында - Беркакит и подъездных путей до ст. Угольная и Нерюнгринской ГРЭС; построен ряд магистральных тепло- и энергосетей по единой схеме развития промышленного комплекса и города. Началось сооружение г. Нерюнгри в каменном варианте. Угольный разрез интенсивно оснащался высокопроизводительной отечественной и импортной техникой. В этот период было освоено 620,1 млн руб. капиталовложений, в том числе 290,8 млн руб. на разрезе «Нерюнгринский».

В третьем периоде (1981-1985 гг.) осуществлен полный разворот работ на всех плановых объектах ТПК. Сформированные коллективы строительных и монтажных организаций и наличие собственной базы стройиндустрии позволили довести ежегодный объем строительно-монтажных работ до 210-230 млн руб. /г. Мощность угольного разреза достигла 13 млн т/г, построен блок технологической погрузки угля мощностью 8,5 млн т/г, обогатительная фабрика по переработке коксующегося угля мощностью 9 млн т/г, завершено строительство автобазы технологического транспорта с блоком диагностики, введена в строй вторая очередь цеха по ремонту горного оборудования. Введены в эксплуатацию районная нефтебаза, котельная с пиковой мощностью 400 Гкал, первая очередь Нерюнгринской ГРЭС мощностью 570 МВт, строился Чульманский авиапорт. Полным ходом велось строительство г. Нерюнгри в каменном варианте. В 1985 г. завершился первый этап формирования Южно-Якутского ТПК. За 1976-1985 гг. на его строительных объектах было освоено 2 795,5 млн руб. капитальных вложений [10]. В результате сложилось новое размещение производительных сил Южной Якутии (см. рисунок).

Можно выделить ряд аспектов и особенностей опыта формирования Южно-Якутского ТПК. Прежде всего это опыт предплановой опережающей подготовки освоения природных ресурсов, когда началу хозяйственного освоения предшествовал довольно длительный период геологоразведочных работ на территории Южной Якутии. Геологами были разведаны Южно-Якутский угольный бассейн, Алданская железорудная провинция, Алданская флогопитонос-ная провинция, Центрально-Алданский и Ханинский апатитоносные районы, ряд месторождений нерудного сырья для создания базы строительной индустрии и металлургического производства.

Характерной особенностью предпланового обоснования формирования Южно-Якутского ТПК

Схема первого этапа формирования Южно-Якутского ТПК в 1985 г. [10]: 1 - границы АССР, областей, края; 2 - границы административных районов, входящих в ТПК; 3 - города; 4 - поселки; 5 - действующие железные дороги; 6 - строящиеся железные дороги; 7 - автомобильные дороги всех типов; 8 - Чульманская ГРЭС; 9 - строящаяся Нерюнгринская ГРЭС; 10 - линии электропередачи; 11 - металлоремонтные предприятия; 12 - Томмотский леспромхоз; 13 - районы развития сельскохозяйственного производства; 14 - границы существующих промышленных узлов (I - Центрально-Алданского и III - Нерюнгри-Чульманского); 15 - границы перспективных промышленных узлов (II - Таежнинского; IV - Чаро-Токкинского); 16 - предприятия по добыче золота, 17 - предприятия по добыче слюды-флогопита, 18 - предприятия по добыче угля, 19 - предприятия по добыче строительных материалов

является наличие научной концепции и долгосрочной перспективы его развития, разработанной отделом экономики Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР в тесном содружестве с рядом научных и проектных институтов, Советом по изучению производительных сил при Госплане СССР. Значительное расширение круга научных исследований произошло с включением проблем формирования Южно-Якутского ТПК в программу «Сибирь». Геологическая изученность, наличие научной концепции, а также опыт развития ранее действовавших отраслей горнодобывающего комплекса предопределили выдвижение Южно-Якутского ТПК в качестве объекта первоочередного формирования в зоне хозяйственного освоения БАМа.

Несмотря на то, что на первом этапе в промышленную эксплуатацию была вовлечена лишь

незначительная часть разведанных богатств Южной Якутии, формирующийся на их основе территориально-производственный комплекс играл все более заметную роль в экономике Якутской АССР (табл. 1).

В ходе формирования ТПК появился опыт реализации новых хозяйственных и управленческих решений. Прежде всего была правильно выбрана стратегия формирования строительных, монтажных и других обеспечивающих стройки предприятий. Формирование коллективов велось с одновременным разворотом подготовительных работ по четырем основным группам объектов угольного комплекса: объекты основного производственного назначения, объекты производственной базы строительства, объекты районного значения, строительство г. Нерюнгри и Нерюнгринской ГРЭС. В ТПК

Таблица 1 Динамика роста удельного веса Южно-Якутского ТПК в промышленности Якутской АССР в 1976, 1980 и 1985 гг.

Южно-Якутский

ТПК Всего

Показатель Год Натураль- % по

ная вели- ЯАССР

чина

Объем товарной про- 1976 140,2 12,7 1 101,3

дукции, млн руб. 1980 194,2 16,8 1 152,2

1985 414,7 20,2 2 049,9

Численность про- 1976 9,3 16,6 56,0

мышленно-про- 1980 10,8 19,3 55,9

изводственного 1985 14,7 21,3 68,8

персонала, тыс. чел.

Стоимость основных 1976 173,9 9,9 1 752,6

производственных 1980 388,0 18,4 2 102,7

фондов, млн руб. 1985 1 237,8 30,9 4 004,2

Источник: по материалам стат. сб. «Промышленность Якутской АССР» за 1976, 1980, 1984 гг.

была создана новая организационная структура управления строительством: заказчики - дирекция строительства Южно-Якутского угольного комплекса (ЮЯУК) Минуглепрома СССР и дирекция строительства Нерюнгринской ГРЭС Минэнерго СССР, подрядчики - комбинат Якутуглестрой Минугле-прома СССР, управление БАМстройпуть и Мирный-дорстрой Минтрансстроя СССР, управление строительства НерюнргиГРЭСстрой Минэнерго СССР. На договорах субподряда работали подразделения Минмонтажспецстроя СССР. Особенностью работы заказчика - дирекции строительства ЮЯУК -являлось то, что в ее структуре были созданы специальные подразделения по реализации компенсационного договора (управления внешних сношений, комплектации и т. д.), а также предоставление дирекции широких прав решения оперативных вопросов на месте. Дирекции удалось добиться сооружения ряда объектов инфраструктуры на основе кооперации основных министерств, участвующих в строительстве угольного комплекса. По единому генеральному плану застраивался г. Нерюнгри.

Несмотря на сжатые сроки по проектированию угольного комплекса и г. Нерюнгри, была выбрана наиболее рациональная схема размещения объектов в Нерюнгри-Чульманском промышленном узле. Все объекты взаимосвязаны между собой, причем впервые в практике северного строительства первыми вводимыми объектами стали единые для

промышленного комплекса и города тепло- и электросети, а также транспортные магистрали. Общими для комплекса являлись объекты водоснабжения и канализации. Все инженерные сети и сооружения проектировались и строились с учетом перспектив роста.

Для оперативного решения вопросов проектирования непосредственно на месте в г. Нерюнгри был создан филиал Сибирского горного института по проектированию шахт, впервые в отрасли производственным объединением «Уралтяжмаш» совместно с Институтом горного дела им. А. А. Скочинского был организован на разрезе опорный пункт по испытанию экскаваторов ЭКГ-20 и проведению дополнительных научно-исследовательских работ по определению эксплуатационной производительности этих машин. Непосредственно на разрезе создана лаборатория Института физико-технических проблем Севера Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР. Решен ряд других организационных вопросов по испытанию новой техники на разрезе.

Выполнение напряженной по срокам и объемам программы строительства одного из мощных в угольной промышленности разрезов открытой добычи (годовой объем вскрышных работ - 100 млн м3; добыча угля - 13 млн т) предопределило высокую концентрацию горного и транспортного оборудования большой единичной мощности, аналогов применения которого тогда не было на предприятиях угольной промышленности. Решением директивных органов машиностроительные и автомобилестроительные заводы специально для Нерюнгринского разреза спроектировали и производили экскаваторы ЭКГ-20, 120-тонные автопоезда-углевозы, буровые машины СБШ-250-55. Создание такого уникального оборудования потребовало внедрения ряда прогрессивных технических решений с применением новых конструктивных материалов. Одновременно по компенсационному соглашению с иностранными фирмами были закуплены 20-кубовые экскаваторы Marion 204-М, 180-тонные автосамосвалы Unit Rig, буровые станки Bucyrus, бульдозеры Komatsu мощностью 380-500 л. с., технологическое оборудование для обогатительной фабрики и запасные части для ремонта импортной техники.

Сама организация горных работ на разрезе «Не-рюнгринский» потребовала решения ряда сложных технических задач, особенно в технологии ведения

открытых работ с учетом горногеологических, горнотехнических, гидрогеологических и мерзлотных условий месторождения. При работе на полную мощность на разрезе ежесменно должно было работать около 25 экскаваторов, 100 автосамосвалов, 20 углевозов, 40 буровых установок и другая техника. Все это свидетельствует о том, что объекты Южно-Якутского угольного комплекса создавались на самом высоком научно-техническом уровне.

На стройках угольного комплекса в широких масштабах применялись передовые методы ведения монтажных и общестроительных работ. Высокие темпы работ были достигнуты прежде всего за счет применения на стройке сборных конструкций и сэндвич-панелей, сборного железобетона и ряда других технологических новшеств. Одновременно решались вопросы обеспечения сейсмостойкости сооружаемых зданий. При строительстве наиболее сложных объектов применялся метод создания мобильных коллективов из специалистов, имеющих опыт ведения аналогичных работ на других стройках страны.

В короткий срок была создана необходимая база стройиндустрии, способная обеспечить освоение до 250-300 млн руб. капитальных вложений в год. Одним из важных результатов является создание мощного коллектива строителей и эксплуатационников. На стройках Южной Якутии одновременно работали более 30 тыс. чел. Создан ряд специальных строительных и монтажных организаций. Наличие производственной базы и полнокровных коллективов позволило планировать на перспективу строительство других объектов угольно-металлургического комплекса, приступить ко второму более интенсивному этапу формирования Южно-Якутского ТПК.

Уже на первом этапе формирования территориально-производственного комплекса был обеспечен надежный транспортный выход на железнодорожные магистрали страны. С опережающим заделом началось строительство железной дороги от Бер-какита до Томмота и Якутска, что в дальнейшем позволяло обеспечить последовательное вовлечение в народнохозяйственный оборот других месторождений Южной Якутии.

Быстрыми темпами осуществлялось строительство Нерюнгри, спроектированного с учетом опыта градостроительства в северных условиях. Уже в 1986 г. здесь проживало около 90 тыс. чел. Структура генерального плана Нерюнгри предус-

матривала развитие его до 200 и более тыс. чел. В городе введено 695 тыс. м2 жилья в каменном варианте, построено 14 детских садов (четыре из них с плавательным бассейном), 7 школ, 17 столовых, 14 магазинов. Ряд жилых и административных зданий строились по индивидуальным проектам. Введены в строй хлебо- и молокозаводы, начал создаваться сельскохозяйственный комплекс общей сметной стоимостью 35 млн руб. Таким образом, впервые в республике был создан и продолжает развиваться северный благоустроенный город, удовлетворяющий повышенным социальным требованиям. Основные социально-экономические показатели региона за 1990-2010 гг. представлены в табл. 2.

В результате успешного выполнения задач первого этапа формирования Южно-Якутского ТПК были созданы благоприятные предпосылки для решения социально-экономических задач второго этапа хозяйственного освоения природных ресурсов Южной Якутии.

Научная подготовка к этому этапу велась на протяжении всей одиннадцатой пятилетки под эгидой научного совета АН СССР по проблемам хозяйственного освоения зоны строящейся Байкало-Амурской железнодорожной магистрали от Усть-Кута на верхней Лене до Комсомольска-на-Амуре. Руководителем научного совета АН СССР был академик А. Г. Аганбегян. В 1985 г. завершилось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, и одновременно была разработана программа хозяйственного освоения зоны БАМ до 2000 г., одобренная Госпланом СССР.

Этой программой предлагалось осуществление комплексного освоения зоны БАМ путем создания девяти территориально-производственных комплексов, из них первым и самым крупным должен был стать Южно-Якутский. В разработке программы формирования и развития Южно-Якутского ТПК принимали участие многие научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты страны. Однако основным разработчиком проектов программы формирования и развития Южно-Якутского ТПК являлся отдел экономики Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР под научным руководством академика Н. В. Черского и доктора экономических наук Е. Г. Егорова. Были разработаны программа формирования Южно-Якутского ТПК на период до 2000 г. (1980 г.); проект целевой программы экономического и социального развития Южно-Якутского ТПК до 2000 г. (1983 г.); схема

Источник: Экономика районов и городов Республики Саха (Якутия): стат. сб. Якутск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), 2011.

Таблица 2

Социально-экономические показатели Южной Якутии (в составе Алданского района и г. Нерюнгри с территориями) за 1990-2010 гг.

Показатель 1990 2000 2005 2010

Численность населения, тыс. чел. 188,3 142,6 136,6 125,4

Численность населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел. 118,9 107,7 95,7 85,4*

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в 548,0 4 881,5 13 333,0 29 630,5

экономике, руб.

Основные фонды по полной балансовой стоимости, млн руб. - 27 471 32 097 61 716

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных

работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности

(без субъектов малого предпринимательства), млн руб.:

- добыча полезных ископаемых - - 20 999,8 38 327,2

- обрабатывающие производства - - 270,5 1 294,4

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - - 748,8 6 280

Продукция сельского хозяйства, млн руб., всего - 140,6 324,9 1 439,8

В том числе:

- продукция растениеводства - 51,1 93,1 190,3

- продукция животноводства - 89,5 231,8 1249,4

Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех 2 604 2 265 1 194 1 239

категорий, га

В том числе:

- картофель 361 911 998 890

- овощи открытого грунта 61 113 109 109

Поголовье скота и птицы всех категорий, гол.:

- крупный рогатый скот 6 152 1 380 1 242 742

- лошади 731 374 552 652

- свиньи 21 250 5 155 8 193 4 731

- олени 26 782 16 323 16 459 19 513

- птица, тыс. гол. 79,8 115,2 244,2 424,9

Производство в хозяйствах всех категорий, т:

- картофель 1 910 4 151 4 521 4 919

- овощи открытого грунта 313 513 501 478

- мясо (в живом весе) 3 094 459 636 4 431

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- молоко 5 853 800 1 200 750

- яйца, тыс. шт. 7 084 12 596 31 459 43 683

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств 8 25 34 27

Инвестиции в основной капитал, млн руб. (в 1992-1997 гг - млрд руб.) 526 809,5 7 490,2 33 030,4

Ввод в действие общей площади жилых домов, м2 19 794,2 6 446,2 7 979,9 3 848

Грузооборот автотранспорта всех видов деятельности, млн т-км 1 769,91 297,9 67,4 232,6

Пассажирооборот автотранспорта всех видов деятельности, млн пасс.-км 748 193,5 164 227,9

Оборот розничной торговли, млн руб. (в 1992-1997 гг. - млрд руб.) 417,6 4 657,9 10 817,2 13 650,7

Платные услуги населению, млн руб. (в 1993-1998 гг - млрд руб.) 96 1 273,3 3 247,1 5 360,9

Доходы бюджета, млн руб. - 15 206 2 900,7 5 767,3

Расходы бюджета, млн руб. - 1 546,9 3 016 5 760,8

Прибыль организаций всех видов деятельности, млн руб. - 58,3 3 550,7 12 544,6

* Данные 2009 г

формирования и развития Южно-Якутского ТПК на период до 2005 г. (1986 г.); в 1982 г. выполнено технико-экономическое обоснование неотложной необходимости строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск для обеспечения снаб-

жения Северо-Востока СССР [9]. Все эти научно-исследовательские работы по своему названию как бы дублируют друг друга. Вместе с тем каждая из этих работ характеризуется специфическими целями и задачами, методическими подходами, вариантными

обоснованиями размещения и развития отраслей специализации, производственной и социальной инфраструктуры территорий и промышленных узлов и комплекса в целом.

С учетом успешного выполнения планов первого этапа в 1976-1985 гг. и на основе выполненных научных, а также проектных разработок Якутский обком КПСС в 1986 г. добился включения задач второго этапа формирования Южно-Якутского ТПК в Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года, принятые XXVII съездом КПСС [6]. Ими предусматривалось продолжить формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса; ввести в действие мощности второй очереди Нерюнгринской ГРЭС; начать сооружение Селигдарского апатитового завода; выполнить подготовительные работы по созданию металлургической базы на Дальнем Востоке с использованием местных коксующихся углей и железных руд; развернуть строительство железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск.

Как известно, во второй половине 1980-х гг. в СССР начались экономический и политический кризисы. Для их преодоления осуществлялась политика системной перестройки экономики. В 1991 г. произошел распад СССР на независимые государства, начался переход от плановой к рыночной экономике методом шоковой терапии. Бывшие союзные республики оказались в течение почти десятилетия охваченными системным кризисом.

В этих условиях принятые планы второго этапа формирования Южно-Якутского территориально-производственного комплекса не были выполнены в предусмотренные сроки. За исключением строительства Селигдарского горно-химического комбината, они все-таки почти реализованы до 2012 г. Более того, согласно Схеме комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года, утвержденной в 2007 г. Правительством РФ, и инвестиционному проекту «Комплексное развитие Южной Якутии», за последние пять лет в Нерюнгринском и Алданском районах возникли новые направления крупномасштабного развития. К ним относятся создание мощного Эльгинского угольного разреза, проектирование строительства Эльконского уранового горнометаллургического

комбината и гидроэлектростанций на притоках Алдана. Таким образом, главная идея комплексного освоения уникальных природных ресурсов и развития производительных сил Южной Якутии, заложенная в советском проекте создания территориально-производственного комплекса, продолжает осуществляться, но не в форме ТПК, а по кластерной модели пространственной организации экономики региона.

Список литературы

1. Бандман М. К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск: Наука, 1980.

2. Бахрах М. В. Территориальное воспроизводство и эффективность размещения производительных сил // Известия АН СССР. 1979. № 2. С.109-131.

3. Егоров Е. Г. Эффективность создания ЮжноЯкутского народнохозяйственного комплекса / Е. Г. Егоров, П. Е. Алексеев, А. Д. Кирилин и др. Якутск, 1971.

4. Железные руды и коксующиеся угли Южной Якутии на службу Родине. Якутск: Якуткнигоиздат, 1961.

5. Материалы XXV съезда КПСС. М. Политиздат, 1976.

6. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года. М.: Политиздат, 1986.

7. Проблемы развития производительных сил Якутской АССР: м-лы межвед. регион. конф. Якутск: Якуткнигоиздат, 1969.

8. Разработка и выдача программы комплексного освоения природных ресурсов Южной Якутии: заключительный научный отчет / науч. рук. Е. Г. Егоров Якутск: Фонды ЯФ СО АН СССР. Инв. № 347. 1974.

9. Схема формирования и развития ЮжноЯкутского территориально-производственного комплекса на период до 2005 года: научный отчет отдела экономики ЯФ СО АН СССР / под науч. рук. д. э. н. Е. Г. Егорова. Якутск: Научный фонд НИ ИРЭС СВФУ, 1989.

10. Черский Н. В., Егоров Е. Г., Кулешов В. В., Чурашов В. Н. и др. Моделирование программы освоения природных ресурсов Южной Якутии. Новосибирск. Наука, 1986. С. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.