ЮЖНАЯ КОРЕЯ: ДВИЖЕНИЕ ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К
ВЕЗДЕСУЩЕМУ ОБЩЕСТВУ
Белова Л.Г., к.э.н., доцент кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются сущность концепции вездесущего общества, а также стратегии и государственные программы построения информационного и постинформационного общества в Южной Корее.
Ключевые слова: вездесущее общество, постинформационное общество, «интеллектуальное» (смарт) общество.
SOUTH KOREA: THE MOVEMENT OF INFORMATION SOCIETY TO THE
UBIQUITOUS SOCIETY
Belova L., Ph.D., associate professor of the Global Economy chair, Economics department, Moscow State University
The article discusses the essence of a ubiquitous society and strategies and government programs to build Information and Post-information society in South Korea.
Keywords: ubiquitous society, Information society, Post-information society, "intelligent" (smart) society.
Информационное общество (ИО) - главная характеристика современного постиндустриального развития наиболее развитых стран. Построение такого общества неразрывно связано с повышением качества жизни и уровня инновационного развития страны и выражается в повышении показателей конкурентоспособности национальной экономики. Мировой опыт показывает, что построение ИО и формируемые благодаря этому конкурентные преимущества, прежде всего конкурентные преимущества инноваций, создаваемые главным экономическим ресурсом ИО - человеческим капиталом, превратили использующие эти конкурентные преимущества страны в богатейшие страны мира. Проявление этой закономерности не зависит от размеров страны, и к числу стран, экономическое благосостояние которых преумножается за счет развития конкурентных преимуществ, обусловленных построением ИО, относятся и крупные, и малые страны, такие как малые страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Первой государственной программой Южной Кореи в сфере ИКТ была «Базовая национальная информационная система» (National Basic Information System, NBIS) 1987 г., которая была пересмотрена в начале 1990-х гг. Главные отличительные черты правительственной стратегии информатизации и построения ИО в Южной Корее: (1) правительство создает специальный государственный орган (Комитет по развитию информатизации), который разрабатывает стратегию и Генеральный план, а также осуществляет общее руководство, координацию и связанность деятельности всех подчиненных ему уполномоченных ведомств; (2) правительство утверждает и внедряет ежегодный детальный план действий на основе Генерального плана; (3) Генеральный план пересматривается, как того требует ежегодное изменение окружающей среды и технологическое развитие.
Для реализации процесса информатизации и построения ИО были созданы специальные институты. Главным государственным институтом информатизации и построения ИО в Южной Корее является Национальное агентство информационного общества (National Information Society Agency, NIA) - высшее национальное ведомство, созданное еще в 1987 г. С тех пор Агентство разрабатывает и реализует национальную стратегию, политику и техническую поддержку процессов информатизации - начиная с первого проекта NBIS до современных программ построения высокоскоростных информационных сетей, электронного правительства мирового класса и укрепления конкурентоспособности отечественных производителей на базе интеллектуальных ИКТ.
В 1993 г. Президентом Ким Янг Сэмом (Kim Young Sam) было официально объявлено о начале построения ИКТ-инфраструктуры ИО, на что отводилось десять лет. В связи с этим в апреле 1994 г. программа NBIS была дополнена проектом «Национальная информационная супермагистраль» (National Information SuperHighway). В 1995 г. был принят долгосрочный план «Корейская информационная инфраструктура» (Korea Information Infrastructure, KII), осуществление которого явилось ключевым звеном в переходе Южной Кореи от развивающейся экономики к экономике развитого государства.
В апреле 1999 г. Правительство Кореи запустило Программу
«Кибер Корея 21» (Cyber Korea 21) и другие программы с целью создания общества, основанного на творческих знаниях. В соответствии с планами правительства к 2002 г. страна планировала войти в десятку самых продвинутых информационных обществ на основе создания телекоммуникационной инфраструктуры в национальном масштабе, совершенствования технологий и создания и практического применения знаний.
Азиатский финансовый кризис в конце 1990-х гг. оказал сильное негативное влияние на экономику Южной Кореи и других стран региона, и многие показатели, намеченные в стратегических программах, были сорваны. Однако восточноазиатские страны, прежде всего Сингапур и Южная Корея, сосредоточили все усилия на сохранении рынка ИКТ, поэтому показатели спада производства в этом секторе были гораздо меньшими, чем в других экономических секторах. В условиях азиатского финансового кризиса и в после-кризисный период правительства восточноазиатских стран сумели выработать эффективную стратегию, способствующую развитию передовой информационной инфраструктуры и производства ИКТ-оборудования. Так, в соответствии с выше упомянутой программой «Корейская информационная инфраструктура» строительство государственной сети должно было закончиться в 2015 г., однако в 2000 г. было принято решение передвинуть сроки окончания проекта с 2015 г. на 2005 г.
Согласно южнокорейской государственной доктрине, Республика Корея завершила построение ИО в течение десяти лет (с момента провозглашения движения к ИО в 1993 г. до 2003 г.) и приступила с 2004 г. к формированию постинформационного общества. «Водоразделом» каждой «эпохи» служит уровень информатизации (в государственных программах страны различаются первый, второй и третий уровни) и все возрастающие возможности ИКТ. Именно это определяет отличительные характеристики каждого «нового» общества и смену парадигмы развития страны.
Первой стадией постинформационного общества можно считать так называемое «вездесущее общество» (Ubiquitous Network Society, u-society). Отправной точкой парадигмы «вездесущего» сетевого общества послужили две идеи: (1) идея, сложившаяся в первой декаде 2000-х гг., согласно которой в передовых странах уже создано единое информационное пространство и информационное общество и они перешли к формированию постинформационного общества; (2) идея вездесущих технологий и «распределенных вычислений» ("ubiquitous computing")1, сформулированная Марком Вайзером (Marc Weiser) в 1991 г. Как только эти идеи стали достоянием гласности, в мировой экономической литературе стала формироваться гипотеза вездесущего сетевого u-общества. В целостном виде эта гипотеза была впервые опубликована в 1999 г.2, а в первой декаде 2000-х гг. уже оформилась в концепцию вездесущего сетевого общества (Ubiquitous Network Society).
U-общество означает мир, в котором информация повсеместно распространена и доступна из любой точки мира и в любое время, как любому индивиду, так и любому объекту (by anyone and anything) благодаря принципиально новым «вездесущим» технологиям. К начальным формам таких технологий относятся наиболее про-
двинутые технологии мобильной телефонии и широкополосного доступа в Интернет. Предполагается, что в будущем вездесущие сети выйдут за рамки каналов связи от человека к человеку и включат каналы связи от человека к объекту и обратно: повсеместное подключение объединит повседневные вещи в одну огромную, вездесущую сеть связи - «Интернет вещей» (Internet of Things). Суть и цель «Вездесущей эры», называемой также Четвертой волной (4th Wave3), заключается в обеспечении более благополучной, удобной и богатой цифровой жизни населения на основе использования безграничных возможностей интеллектуальных ИКТ. В рамках концепции вездесущего сетевого общества парадигма развития общества представляет движение от индустриального общества к ИО и от ИО к вездесущему обществу, при этом переход к u-обществу сопровождается переходом от концепции создания Национальной инновационной системы (НИС) к концепции создания Национальной инновационной экосистемы (НИЭС).
Суть концепции национальной инновационной экосистемы состоит в следующем. Осуществляемые в индустриальном и информационном обществе инновации привели к росту производительности, конкурентоспособности и значительно улучшили качество жизни. Однако быстрый рост промышленного производства в огромной степени увеличил потребление энергии и природных ресурсов. Негативное воздействие на окружающую среду создали угрозу выживанию (глобальное потепление, чрезмерное использование энергии, земли и водных ресурсов и т.п.), поэтому экологические проблемы вызывают наибольшее беспокойство, и усилия мирового сообщества сосредоточились на проблемах безопасного устойчивого развития. В постинформационном обществе инновации должны быть направлены не только на повышение производительности, чтобы генерировать новую стоимость для удовлетворения более высоких стандартов жизни, но одновременно и на снижение использования ресурсов и бережное воздействие на окружающую среду. Такие инновации будут реализовываться с помощью интерактивных сетей, охватывающих все тесно взаимодействующие заинтересованные стороны в государственном и частном секторах. Вместе с бережным взаимодействием с окружающей средой такие инновации и сети образуют сложный многомерный комплекс, который и составит инновационную экосистему. Таким образом, понятие «инновационная экосистема» постулируется в ракурсе роли инноваций для повышения качества жизни на основе бережного отношения к окружающей среде и устойчивого развития. Выделяются три стадии взаимодействия в экосистеме: сосуществование, коэволюция и коадаптация (co-existence, co-evolution, co-adaptation). Сосуществование построено по аналогии с природной экосистемой как процесс эволюционирования между видами. Коэволюция означает процесс совместного изменения. Коадаптация - это процесс «подстраивания» (fitting together) результатов коэволюции4.
В целях построения вездесущего сетевого общества (Ubiquitous Network Society) в Южной Корее была принята Программа «ИТ-стратегии 8-3-9» ("IT 839 Strategy"). В самом названии Программы
заложены цели: развитие восьми отраслей услуг широкополосного доступа, создание трех наиболее продвинутых современных сетей и формирование девяти новых секторов. Восприятие концепции НИЭС нашло выражение в переориентации стратегий инновационного развития на инновации устойчивого развития и построения национальной инновационной системы - на формирование национальной инновационной экосистемы.
Для Южной Корее, как и для других передовых восточноазиат-ских стран АТР, характерен апостериорный подход в стратегическом планировании. Это значит, что все правительственные программы и планы базируются на предварительно проведенных масштабных научных исследованиях. На таких исследованиях основан и совершаемый Республикой Кореей переход к новой парадигме развития. Исследования южнокорейских ученых новой парадигмы привели к разработке государственной стратегии и к практическому воплощению казавшихся многим утопических идей нового общества. К 2004 г. был подготовлен Генеральный план «Вездесущая Корея» ('u-KOREA Master Plan'), выполнение которого началось с 2005 г. Решением Комитета продвижения информатизации под председательством премьер-министра страны 7 марта 2006 г. Генеральный план 'u-KOREA' был официально утвержден в качестве программы «построения первого в мире вездесущего общества»5.
На международном уровне концепция «вездесущей Кореи» ('u-Korea') была представлена на прошедшей в 2005 г. в Сеуле конференции в рамках южнокорейской выставки «Решения и контент» (Solution & Contents Exhibition of Korea, SEK 2005), организованной южнокорейскими правительственными ИТ-структурами (включая Министерство информации и коммуникации, Национальное агентство по компьютеризации) при участии крупнейших национальных хайтек-компаний с целью демонстрации успехов и планов Республики Корея в завоевании лидерства в информационной сфере. Главными «китами», на которых строится «вездесущее» будущее южнокорейской экономики, являются новые технологии, в том числе: сеть связи W-CDMA, WiBro и DMB, цифровое спутниковое и наземное мобильное телевещание.
Реализация плана «u-КОРЕЯ» была разбита на два этапа: фазу формирования основ (Establishment Phase, 2006 ~ 2010) и фазу стабилизации (Stabilization Phase, 2011 ~ 2015). Одновременно с разработкой плана построения «вездесущего» общества выстраивалась и нормативно-правовая база такого строительства.
Конечная цель первой фазы Генерального плана u-КОРЕЯ -построение общества 4U (Universal, Usable, Unisonous, Upgraded; универсального, пригодного для использования, гармоничного, модернизированного) благодаря модернизации пяти областей (управления, землепользования, экономики, социальной сферы и частной жизни) посредством четырех двигателей достижения целей (глобализации, оптимизации промышленной инфраструктуры, социальной инфраструктуры и оптимизации технологического развития). Цели Плана выстроены таким образом, что начальные буквы образуют в англоязычном варианте слова «FIRST» и «BEST».
'Термин "ubiquitous" означает «существующий везде» ("existing everywhere"), вездесущий. Распределенные вычисления (Ubiquitous computing, ubicomp) - передовая концепция компьютерных вычислений, согласно которой вычисления совершаются везде и всюду, с использованием компьютера, который может существовать в различных формах - ноутбука, таблетки, терминала, телефона и т.д.
2 21 Ideas for the 21st Century // Business Week. 30.08.1999. [Электронный ресурс] URL: http:// www.businessweek.com/I999/.../b364400I. ht... (дата обращения: 07.09.2013 20:00).
3 Имеется ввиду продолжение концепции трех волн ЭлвинаТоффлера, который в своей книге «Третья волна» выделил три основных стадии (волны) развития человечества — аграрную, индустриальную, постиндустриальную. Под «волной» Тоффлера понимается значительный рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества.
4 Fukuda Kayano, Watanabe Chihiro. Innovation Ecosystem for Sustainable Development, Sustainable Development - Policy and Urban Development - Tourism, Life Science, Management and Environment / Kayano Fukuda, Chihiro Watanabe / Prof. Chaouki Ghenai (Ed.), 2012. Р. 389-404. [Электронный ресурс] URL:http://cdn.intechweb.org/pdfs/29237.pdf э(дата обращения: 08.01.2014 16:00). Эта концепция получила отражение в официальных документах, в том числе: Innovate America: National Innovation Initiative Summit and Report. Council on Competitiveness. ISBN 1-889866-20-2, USA Washington DC, 2004; Industrial Structure Council. Science & Technology Policy Inducing Technological Innovation, February 2005. In: Ministry of Economy, Trade and Industry, 17.06.2011. URL: http://www.meti.go.jp/report/downloadfiles/g50223a0Ij. pdf; Sustaining the Nation's Innovation Ecosystem: Information Technology Manufacturing and Competitiveness / President's Council of Advisors on Science and Technology, PCAST (January 2004)/In: PCAST, 17.06.2011. URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ostp/ pcast-04-itreport.pdf; Intergovenmental Panel on Climate Change. Climate Change 2007: Synthesis Report, IPCC, ISBN 92-9I69-I22-4, Geneva, Switzerland; Millennium Ecosystem Assessment. Ecosystems and Human Well-being: Current State and Trends., Island Press, 2005, ISBN I-55963-227-5, Washington, DC, USA; Sustainable Consumption Facts and Trends From a Business Perspective / World Business Council for Sustainable Development, 2008. WBCSD, ISBN 978-3-940388-30-8, Geneva, Switzerland; Open Innovation in Global Networks / Organisation for Economic Co-operation and Development. OECD Publishing, ISBN 978-92-64-04767-9, France, Paris, 2008 [245].
5 2007 Informatization White Paper. Republik of Korea. The National Information Society Agency. URL: http://unpan036356.pdf (3I.07.20I3 I9:00); Ubiquitous Sensor Networks (USN). 04.02.2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.itu.int/.../T230I0000040002PDFE.pdfj (дата обращения: II.09.20I3 I8:00).
В ходе реализации первой фазы Генерального плана u-Корея ожидались значительные выгоды и повышение конкурентоспособности страны - и это было достигнуто на практике.
Первоначально предполагалось, что Ubiquitous society заменит ИО в Южной Корее в течение двадцати лет. Однако очень скоро эти сроки были сжаты до нескольких лет - и появились программы создания «Интеллектуальной Кореи», которая, как считается в стране, построена к 2012 г., и «Гига Кореи», к формированию которой страна приступила в 2013 г.
Принятие программы «Интеллектуальная (Смарт) Корея» было обусловлено волной бурного распространения в Южной Корее смартфонов (smart devices, интеллектуальных устройств) и начавшейся в 2010 г. так называемой «Смарт Лихорадки» ("Smart Fever"). Государственная стратегия «интеллектуальной страны» (Smart Country Strategy) подразумевает развитие мобильного Интернета, создание «интеллектуальных» (смарт) сетей, и построения на основе этих сетей нового интеллектуального общества.
Одной из составных частей южнокорейской стратегии построения Смарт общества является «Смарт работа» (Smart Working), которая вызывает большой интерес и компаний, и физических лиц, особенно молодых. Единое временное построение рабочего дня в стране с 9:00 до 18:00 перестало существовать вместе с распространением мобильных офисов (Mobile Offices) и их конгломератов, работа в которых осуществляется посредством смарт-устройств. Наиболее типичной формой организации такой работы является коллективное программное обеспечение (ПО) «Группвэа» (Gropware).
На государственном уровне приняты средне- и долгосрочные планы учреждения Смарт Рабочих центров (Smart Working Center) для организации работы без поездок в офис. Если предыдущая концепция «умной работы» (concept of smart working) исходила из организации работы на дому и последующей связи работника с офисом, то новая концепция Smart Working основана на изменении метода такой работы - создания Смарт Рабочего центра рядом с домом, т.е. приближения офиса к работнику. Отличительная черта южнокорейских Смарт Рабочих центров, отличающих их от аналогичных американских, сконцентрированных в общественном секторе, и японских, сосредоточенных в частном секторе, - одновременное продвижение таких центров в государственном и частном секторах.
Президентский Совет по стратегиям информатизации (President's Council on Informatization Strategies) принял в 2010 г. План активизации Смарт Работы ("Smart Work Revitalization Plan"), предусматривающий: увеличение удельного веса работников, занятых в смарт работе, до 30% от всего трудоспособного населения; создание к 2015 г. по всей стране 50 центров Смарт Работы в общественном и 450 центров в частном секторе.
Технологическую поддержку программы Смарт Работы осуществляет одна из ведущих телекоммуникационных компаний Южной Кореи - компания КТ, которая уже создала два тестовых центра Смарт Работы и предоставила Ipad всем занятым в этих центрах. Аналогично центрам Смарт Работы создаются Смарт центры корейской культуры, оснащенные ИК-технологиями корейского производства.
Приход нового президента - г-жи Пак Гын Хе (Park Geun-hye), связывается с дальнейшим повышением технологического уровня и повышения на этой основе конкурентоспособности и благосостояния страны. На смену государственным программам e-Korea и u-Korea, разработанным Министерством информации и коммуникаций (Ministry of Information and Communications, MIC), программе Smart Korea, подготовленной Корейской Комиссией коммуникаций (Korea Communications Commission, KCC), пришла программа «Гига Корея» (Giga Korea). Программа Giga Korea разрабатывается с 2013 г. новым министерством, о создании которого в январе 2013 г. объявила администрация г-жи президента Пак. Президент Пак неоднократно подчеркивала, что «креативная экономика», научные технологии и ИКТ играют ключевую роль в экономическом развитии и являются двигателем будущего роста страны, поэтому приняла план реорганизации правительства, в котором новое министерство будет основным государственным ведомством, отвечающим за экономическое будущее страны и создание рабочих мест. В соответствии с этим планом, существующая структура правительства была изменена, и вместо
ныне действующих пятнадцати министерств полного уровня и двух министерств нижнего уровня были созданы семнадцать министерств полного уровня и три министерств нижнего уровня.
В январе 2013 г. было создано новое министерство, нацеленное на построение «Гига Кореи» (первоначально именовавшееся в прессе (после буквального англоязычного перевода: «Министерство науки и творчества», «Министерство будущего, творчества и науки», «Министерство будущего и креативных наук», "Ministry of Creativity and Science," "Ministry on the Future, Creativity and Science", "Ministry of Future Creative Science", MFCS, и другие вариации)6. К апрелю 2013 г. «супер министерство» (nicknamed "super" ministry) окончательно оформилось и получило наименование Министерство науки, ИКТ и планирования будущего (The Ministry of Science, ICT and Future Planning). По заявлению возглавившего его Чой Мун-ки (Choi Moon-ki), министерство нацелено на укрепление фундамента науки и ИКТ посредством интенсификации процесса укрепления фундаментальной науки и программного обеспечения (ПО); создание среды, в которой каждый может предложить свежие идеи и создания венчурных компаний; создание новых рабочих мест путем улучшения климата для начинающих предпринимателей (start-ups) посредством поддержки и координации политики с соответствующими учреждениями, доведения уровня отечественных научных исследований до мирового; запустит правительственный проект, по которому социальные вопросы (такие как безопасность пищевых продуктов и охрана экологической среды) будут разрешаться посредством научных технологий; удвоит усилия по созданию коммуникаций и Интернет-среды, которые будут полезны в повседневной жизни людей, и сократит стоимость ИКТ-услуг;
Планируется: создать к 2017 г. десять новых производств путем комбинации науки, ИКТ и культуры; 408 тыс. новых рабочих мест, из которых около 90 тыс. - в стартапах; в связи с этим, Министерство предполагает поддержать университеты в разработке и предоставлении учебных программ для студентов, которые хотят принять участие в бизнес-стартапах; объем финансирования государством НИОКР возрастет с 107 млрд. вон в 2012 г. до 500 млрд. вон в 2017 г.; способствовать развитию индустрии знаний, увеличить производство программного обеспечения промышленности страны с 31,2 трлн. вон в 2012 г. до 100 трлн вон в 2017 г.; прилагать все необходимые усилия к построению к 2017 г. самой высокоскоростной в мире беспроводной и фиксированной (проводной) сети связи с рядом общественных Wi-Fi зон и увеличения объема их охвата с 2 тыс. чел. в 2012 г. до 10 тыс. чел. в 2017 г.; сделать гигабитную скорость подключения к Интернету доступной в большинстве регионов страны; сделать сильный рывок в развитии национального проекта информатизации, повсеместно распространяя ИКТ, «витамин креативной экономики» (the vitamin of the creative economy), в том числе на традиционные рынки, в сельское хозяйство, в малые и средние предприятия7.
Таким образом, совместные усилия государственных органов и заинтересованного в инновациях бизнес-сообщества, построенные на научных исследованиях грамотные решения правительства, поэтапное выполнение государственных программ обеспечили Южной Корее успехи, которых страна достигла к настоящему времени. К таким успехам относятся мировое лидерство в инновациях, в построении ИО и электронного правления, повышение подушевого дохода, международной конкурентоспособности страны, признанный международным сообществом переход в группу высокоразвитых стран. В течение последних двух десятилетий Южная Корея построила одну из лучших в мире ИКТ-инфраструктур. Достигнутый уровень ИКТ-инфраструктуры отмечен, в частности, всемирно известным футурологом Элвином Тоффлером (Elvin Toffler), признавшим в своей книге «Третья волна», что для Кореи нет больше моделей для подражания.
Литература:
1. Бек Сынг Хо. Услуги и направления политики мобильного электронного правительства. Агентство развития информационного общества Республики Корея. Ноябрь 2012 [Электронный ресурс] URL: http://nc.gov.ua/.../08_lecture_Mobile%20Government% 20in%20 Korea_RUS (дата обращения: 22.09.201316:00).
6 Larson J. More on the "Future, Creative, Science" Ministry. Korea Information Society. Wednesday, January 16, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.koreainformationsociety.com (дата обращения: 23.09.2013 19:00).
7 Korea IT Times. Monday, April 22nd, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.koreaittimes.com/.../science-ict-ministry-st..3 (дата обращения: 23.09.2013 19:00).
2. Ткачева Н.В. Информационные стратегии стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ [Электронный ресурс] URL: http://evartist.narod.ru/text9/09.htm (дата обращения: 05.08.12 20:30).
3. Тоффлер Элвин. Третья волна / Элвин Тоффлер. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2004. [Электронный ресурс] URL: http://royallib.ru/book/toffler_elvin/tretya_volna.html э(дата обращения: 07.09.2013 20:00).
4. 21 Ideas for the 21st Century // Business Week. 30.08.1999. [Электронный ресурс] URL: http:// www.businessweek.com/1999/.../ b3644001.ht... (дата обращения: 07.09.2013 20:00).
5. Korea IT Times. Monday, April 22nd, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.koreaittimes.com/.../science-ict-ministry-st... э (дата обращения: 23.09.2013 19:00).
6. 2007 Informatization White Paper. Republik ofKorea. The National Information Society Agency. URL: http://unpan036356.pdf(31.07.2013
19:00); Ubiquitous Sensor Networks (USN). 04.02.2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.itu.int/.../T23010000040002PDFE.pdfj (дата обращения: 11.09.2013 18:00).
7. Larson J. More on the "Future, Creative, Science" Ministry. Korea Information Society. Wednesday, January 16, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.koreainformationsociety.com (дата обращения: 23.09.2013 19:00).
8. Fukuda Kayano, Watanabe Chihiro. Innovation Ecosystem for Sustainable Development, Sustainable Development - Policy and Urban Development - Tourism, Life Science, Management and Environment / Kayano Fukuda, Chihiro Watanabe / Prof. Chaouki Ghenai (Ed.), 2012. Р. 389-404. [Электронный ресурс] URL:http://cdn.intechweb.org/ pdfs/29237.pdf э(дата обращения: 08.01.2014 16:00).
9. Ubiquitous Sensor Networks (USN). 04 февр. 2008 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.itu.int/.../T23010000040002 PDFE.pdfj (дата обращения: 11.09.2013 18:00).
МЕХАНИЗМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОМАСШТАБНЫХ
БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ
Романова А.Т., д.э.н.,профессор, заведующий кафедрой «Международный бизнес» Московского государственного университета путей
сообщения, Москва
Тхан Тхи Кхань Линь, аспирант Московского государственного университета путей сообщения, Москва
В работе рассматривается стратегический эффект от взаимодействия разномасштабных бизнес-субъектов и интегрированная оценка уровня достижения цели через изменение конкурентоспособности участников.
Ключевые слова: стратегия; инвестиции; разномасштабные бизнес-субъекты; конкурентоспособность.
MECHANISMS OF STRATEGIC DEVELOPMENT MULTISCALE BUSINESS
ENTITIES
Romanova A., Doctor of Economies, chairholder of International business, Moscow state university of Railway Transport Than Thi Khan Linh, the post-graduate student, Moscow state university of Railway Transport
Thispaper considers the effect of the strategic interaction of different scale of business-subjects and integratedassessment of the level of reaching the goal through changing the competitiveness of the participants.
Keywords: strategy, investments, multi-scale business-subjects, competitiveness.
Взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса способствует ускорению роста и эволюционному развитию отраслевой региональной экономики. Это достигается за счет сохранения гармонического разнообразия элементов системы мезоуровня, ресурсосбережения, ускорения роста количества малых предприятий, новых инновационно ориентированных структур, выхода на более эффективный уровень организации систем на базе координации ее элементов.
В основу разномасштабного взаимодействия положены эффекты от специализации и кооперирования, которое проявляется в форме кластеризации. Как показано в работах [1,2], специализация и кластеризация создают для организаций потенциальную основу стратегической инновационностии конкурентоспособности. Взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса способствует изменению структуры кластера, динамики его развития. Это основывается насинергии системы. Сравнительные конкурентные преимущества малых, средних и крупных предприятий позволяют компенсировать недостатки структур одного типа достоинствами организаций другого.
Взаимодействия бизнес-субъектов - это способ организации и реализации совместной деятельности разномасштабными субъектами для решения стоящих перед ними задач на базе согласования интересов участников. В данном случае речь идет о согласованной (по целям, месту, времени, ресурсам) совместной деятельности рассматриваемых предприятий и организаций, институтов.
Более простые формы институционализации и юридической фиксации экономического взаимодействия малых, средних и крупных предприятий могут отражать формальную сторону связей и отношений, возникающих в рамках более сложных (кластерных, сетевых) моделей сотрудничества, которые характеризуются более высоким уровнем интеграции экономических факторов, обеспечивающих появление синергетического эффекта для отраслевых структур и региональной экономики. При этом расширяютсявиды и величина эффектов для бизнес-партнерств.
Анализ форм взаимодействия разномасштабных хозяйствующих субъектов и оценка области эффективного применения приводит к следующей их классификации, предложенной в [2]:
- количество и разнородность малых, средних и крупных предприятий, вовлеченных во взаимодействие;
- количество видов и объем ресурсов (информационных, финансовых, материальных, кадровых и т.д.), генерируемых и перераспределяемых в рамках организационной структуры взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса;
- количество и разнообразие сфер возникновения партнерских отношений;
- сложность возникающей в результате интеграции организационной структуры управления и уровень потребности в координации и согласовании совместной деятельности;
- количество и объем разнообразных региональных, межрегиональных и транснациональных связей в различных формах взаимодействия субъектов бизнеса.
Подчеркнем, что классификационные критерии являются базовыми факторами, определяющими синергетический эффект. Масштаб деятельности и ролевых особенностей, определение их экономических интересов и мотивов сотрудничества, возможностей, ресурсов, преимуществ каждой из сторон - база для выбора стратегий, технологий партнерства и условий эффективного взаимодействия.
При развитии партнерских отношений особое внимание целесообразно уделить стадиям жизненного цикла бизнес-субъектов. Это обусловлено тем, что на разных стадиях жизненного цикла партнерство, его цели, инструменты и характеристики существенно отличаются.