ru/reviews/chemu-budut-uchit-starsheklassnikov-v-novoy-shkole (дата обращения 22.02.11.).
4. Veugeleres W. Creating critical-democratic citizenship education: empowering humanity and democracy in Dutch education // Compare. 2007. Vol. 37. № 1. P. 105-119.
5. Walford G., Pickering W.S.F. Durkheim and modern education. N.Y.: Routledge, 2003. 218 p.
6. Marshal H., Arnot M. The gender agenda: the limits and possibilities of global and national citizenship education // World studies in education. 2006. Vol. 7. № 1. P. 81-106.
7. Fedotova O., Chigisheva O. Restructuring the governance and management structures of higher education in Russia in: Politics, Modernisation and Educational Reform in Russia from past to present. Oxford: Symposium Books Ltd., 2010. P. 81-98.
8. Beck U., Beck-Gernsheim E. Individualization: Institutionalized Individualism and its Social and Political Consequences. L.: Sage, 2005. 232 p.
9. См.: Spring J. Wheels in the head. Educational philosophies of authority, freedom, and culture from Socrates to Paulo Freire. N.Y.: McGraw-Hill, Inc., 1994. 190 p.
10. Чигишева О.П. Постмодернистский концепт "проблематизация" в рефлексивно-рационалистической парадигме трансформативной педагогики // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 10. С. 15-20.
11. Mezirow J., Taylor E.W. Transformative learning in practice. Insights from community, workplace, and higher education. San Francisco: Jossey-Bass, A Willy Imprint, 2009. 304 p.
17 марта 2011 г.
УДК 930.1
ЮЖНАЯ АФРИКА - ЕВРОСОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
В.В. Подхолюзин
Современная Южно-Африканская республика сегодня признана одним из самых привлекательных мировых рынков, а по развитию экономики Южная Африка занимает лидирующее положение среди всех стран континента и выступает ее экономическим локомотивом. Сама экономика ЮАР, одна из самых развивающихся и стабильных в мире, основана на внешней торговле, а именно на экспорте. Кроме того, ЮАР входит в число 25 крупнейших мировых экспортеров. Курс на активную интеграцию в мировую экономику был взят правительством ЮАР после падения режима апартеида в 1994 г.: было проведено множество торгово-промышленных реформ, организационных и нормативно-правовых преобразований на финансовых рынках страны, направленных на укрепление конкурентоспособности южноафриканских производителей и поставщиков услуг и содействие постепенной интеграции
Подхолюзин Виктор Владиславович - соискатель Института Африки РАН, 123001, г. Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: info@inafr.ru, т.8(495)6906385.
страны на международные рынки [1]. Наиболее значимым внешнеторговым партнером ЮАР является Европейский союз, куда сегодня устремлена большая часть экспорта страны [2].
Развитие внешнеторговых отношений между Южной Африкой и Евросоюзом имеет свою историю, специфику и особенности, которые необходимо проанализировать, чтобы понять современное состояние отношений между ЮАР и ЕС. В российской экономической науке на сегодняшний день данный вопрос практически не освещен, хотя и ЮАР, и Евросоюз остаются важными стратегическими партнерами для России.
В октябре 1999 г. правительство ЮАР и Европейский союз подписали Соглашение о сотрудничестве, торговле и развитии (Trade, Development and Cooperation Agreement - TDCA), направленное на увеличение двусторонней торговли, а также
Victor Podkholyuzin - postgraduate student at the Institute for African Studies Russian Academy of Sciences. 30/1, Spiridonovka Street, Moscow, 123001, e-mail: info@ inafr.ru, ph. +7(495)6906385.
на развитие экономического, политического и социального сотрудничества [3]. Данное соглашение состоит из двух компонентов. Первый - это создание зоны свободной торговли между Евросоюзом и Южной Африкой (FTA - Free Trade Agreement), второй компонент - это финансовая помощь Евросоюза Южно-Африканской республике в рамках Европейской программы реконструкции и развития (European Programme for Reconstruction and Development - EPRD). Последняя включает в себя поддержку основных социальных услуг для населения ЮАР, развитие частного сектора, качественного управления, демократизации и прав человека, региональной интеграции.
Для южноафриканского правительства данное Соглашение, и особенно создание зоны свободной торговли, является очень важным шагом на пути интеграции ЮАР в мировую экономику. На момент подписания этого договора существовало мнение, что либерализация торговли с Европейским союзом значительно поддержит и ускорит процесс экономической перестройки в Южной Африке в результате расширения внешней торговли, притока иностранных инвестиций и технологий, а также предоставит Евросоюзу возможность установления тесных политических отношений с наиболее стратегически важным африканским партнером. Реализация указанного Соглашения находится под контролем Совета совместного сотрудничества, который также функционирует в качестве форума для диалога между ЕС и Южной Африкой [4].
Без всяких сомнений, открытый торговый и инвестиционный режим приносит только выгоду развивающимся странам. Такие страны, как Южно-Африканская республика, получили доступ к новым технологиям, а основным отраслям промышленности была предоставлена возможность стать более эффективными за счет увеличения производительности и увеличения объема экспорта. В конечном счете правительство ЮАР должно было выбрать оптимальную стратегию интеграции в мировую экономику, так как слишком открытый рынок мог повысить уязвимость страны к колебаниям на международных финансовых рынках, но в то же время создание зон свободной торговли - это один
из элементов защиты внутренних рынков от международной конкуренции.
Практическую значимость Соглашения для экономик стран-участников можно наглядно увидеть из объемов торговли между ЮАР и ЕС: в ходе реализации Соглашения Южная Африка значительно увеличила экспорт в ЕС - около 15 800 млн дол. в 2004 г. и почти 21 100 млн дол. в 2009 г. Общий объем торговли увеличился в этот период на треть (от около 31 800 млн дол. в 2004 г. до почти 41 400 млн дол. в 2009-м), что является значительным достижением для обеих сторон [5].
Однако процесс создания зоны свободной торговли между ЮАР и ЕС занял достаточно долгий период времени и имел свои особенности. Переговоры между Европейским союзом и Южной Африкой по вопросам сотрудничестве, торговли и развития начались 30 июня 1995 г. и закончились в марте 1999-го. Было проведено 24 раунда переговоров и множество неофициальных заседаний [6]. Наиболее спорным и одновременно сложным вопросом было создание зоны свободной торговли между ЕС и ЮАР. После первых демократических выборов в 1994 г. Евросоюз отклонил просьбу Африканского Национального Конгресса под руководством правительства ЮАР о присоединении к Конвенции Ломе в качестве развивающейся страны. Присоединяясь к этой конвенции, Южная Африка получила бы доступ к Общим торговым положениям (General Trade Provisions - GTP), что выглядело наиболее выгодным для правительства ЮАР на тот момент.
Для отказа ЕС Южной Африке имелись серьезные причины. Основная из них та, что некоторые области производства ЮАР были настолько развиты (например, сельское хозяйство, экспорт текстильной продукции, экспорт мяса и т.д.), что могли нанести существенный вред чувствительным секторам экономики ЕС. Односторонняя выгода ЮАР была бы очевидна, что, конечно же, не устраивало Евросоюз.
Так как последняя Конвенция Ломе истекала в 1999 г., Европейскому союзу необходимо было выбрать роль ЮАР в дальнейших внешнеторговых отношениях. ЕС планировал развивать взаимные соглашения о свободной торговле с развивающимися странами Афри-
ки, Карибского бассейна и тихоокеанскими партнерами, чтобы заменить текущие торговые договоры на более современные - взаимовыгодные и отвечающие интересам всех участвующих сторон. Отказ ЮАР был также аргументирован Европейским союзом как нежелание использовать старые модели экономического сотрудничества и возможность создать что-то новое.
Переговоры по данному вопросу продолжались вплоть до 1997 г., пока, наконец, правительство Южной Африки не представило документ с изложением своей позиции и роли в создании Соглашения о сотрудничестве, торговле и развитии с Евросоюзом. После этого этапа переговоров Южная Африка должна была присоединиться к Конвенции Ломе по отдельным протоколам, которые должны были быть согласованы на более поздние сроки [7]. Кроме того, в отношении взаимной торговли между Евросоюзом и Южной Африкой было принято решение, позволяющее ЮАР получить доступ на рынок ЕС более быстрыми и обширными темпами и гораздо быстрее, чем ЕС попадет на рынок Южной Африки и близлежащих стран. Хотя сельскохозяйственная продукция, как одна из доминирующих отраслей ЮАР, и была впервые включена в переговоры по созданию зоны свободной торговли, Евросоюз хотел исключить более 40 % возможного экспорта подобных товаров на их рынки [8].
В апреле 1997 г. Южная Африка присоединилась к Конвенции Ломе на ограниченных правах, став семьдесят первым членом организации. Это означало, что хотя ЮАР и не будет иметь доступ к финансовой помощи ЕС и торговых преференций, но сможет бороться за финансируемые Евросоюзом тендеры по проектам развития, а также сможет участвовать в переговорах и дебатах между участниками конвенции [7].
Хотя переговоры по Соглашению о сотрудничестве, торговле и развитии закончились в марте 1999 г., Соглашение было официально подписано лишь спустя 7 месяцев и вступило в силу 1 января 2000 г. Оно олицетворяло собой начало нового этапа в экономических отношениях между Южной Африкой и Европейским союзом. Конечно, оставалось еще много нерешенных вопросов, особенно в области зоны свободной торговли,
но основные из них были решены в течение последующих двух лет после подписания Соглашения [9].
Как было сказано выше, именно зона свободной торговли является важнейшей составляющей Соглашения. БТЛ предусматривает, что 95 % экспорта Южной Африки войдет на рынок Евросоюза беспошлинно в течение 10 лет, и 86 % экспорта ЕС поступят на южноафриканский рынок по такой же схеме в течение 12 лет. Наиболее чувствительные секторы экономики ЕС и ЮАР будут защищены путем введения специальных таможенных пошлин и различных квот на определенные группы товаров. Например, тарифные квоты применялись для некоторых видов сельскохозяйственной продукции, экспортируемой из ЮАР: для консервированных фруктов квота составила 60 000 тонн, на фруктовые соки 5 000 тонн, а на живые цветы 900 тонн [8]. Квоты также были выдвинуты на экспорт сыра и вина, так как производство данных товаров занимает обширную нишу в самом Евросоюзе. Стоит отметить, что на ранних этапах подписания Соглашения некоторые страны ЕС, во главе с Францией, активно протестовали против импорта в зону ЕС южноафриканских вин, считая, что это может практически остановить виноделие в Европе. Хотя разрыв между экономикой ЮАР и Евросоюза огромен, неприменение подобных ограничений и квот для ЕС невозможно, потому что смысл Соглашения тогда полностью теряется.
В последнее десятилетие правительство ЮАР, наконец, осознало необходимость активно развивать человеческие ресурсы внутри государства, инвестировать средства в образование собственных граждан, создавать рабочие места не только в сфере торговли. Реализация данной стратегии, конечно же, займет достаточно большой промежуток времени, но будет являться существенной подмогой для развития страны наряду с Соглашением, что способствует еще более глубокой интеграции ЮАР в мировое хозяйство.
Множество как европейских, так и южноафриканских экспертов после подписания Соглашения вели дебаты о его фактической пользе для обеих сторон. Некоторые из них, особенно в Европе, считали, что Соглашение принесет пользу лишь ЕС, другие видели положительные стороны и для Южной Африки.
Хотя обе стороны, и Евросоюз, и Южная Африка извлекают существенную выгоду из данного Соглашения, похоже, что для ЕС оно наиболее выгодно. Основное преимущество для экономики Южной Африки заключается в том, что страна получила более широкий доступ на рынок ЕС для некоторых групп экспорта, что хотя и является плюсом, но все же не может в полной мере удовлетворить все возможности и амбиции ЮАР на внешнем рынке. ЮАР предоставляется доступ на европейский рынок только как крупному экспортеру сырьевых товаров [10]. Текущее сальдо торгового баланса с ЕС лишь повысит жизнеспособность отдельных секторов, однако не сможет привести к полной реструктуризации экономики ЮАР. Как было сказано выше, ЕС ввел квоты на специальные группы товаров с целью защитить своих производителей, ЮАР же, напротив, никаких подобных мер не принимала, что уже оказывается очевидно выгодным для ЕС.
В ходе реализации Соглашения ЕС получил прямой доступ на рынок Южной Африки, а также косвенный доступ к рынку Сообщества развития Юга Африки в результате экономических отношений между ЮАР и близлежащими странами. Такой доступ позволил ЕС занять прочные позиции в качестве доминирующей внешней силы в регионе 8ЛБС, наряду с США или Японией [11]. Кроме того, Евросоюз на момент подписания Соглашения был уверен в том, что южноафриканский экспорт не приведет к увеличению безработицы в ЕС или спаду производства, что подтвердилось в течение последних 10 лет. Объемы торговли между ЮАР и ЕС немного снизились лишь в период мирового финансового кризиса, но в целом на данный момент наблюдается положительная динамика в дальнейшем развитии торговых отношений [5].
Хотя срок действия зоны свободной торговли между Южной Африкой и Евросоюзом истекает лишь в 2012 г., уже можно подвести некоторые итоги. ЮАР на сегодняшний день является крупнейшим торговым партнером ЕС в Африке. Торговля с Европейским союзом обеспечивает 40 % всего экспорта ЮжноАфриканской республики и 45,8 % общего объема импорта [12]. Экспорт Южной Африки в зону Евросоюза непрерывно растет, и его состав становится все более разнообразным,
несмотря на ограничения и квоты со стороны ЕС. ЮАР постепенно переходит от экспорта сырьевых продуктов к диверсификации, которая включает в себя продукцию, непосредственно произведенную в ЮАР. Можно сказать, что именно Соглашение о сотрудничестве, торговле и развитии между Евросоюзом и Южно-Африканской республикой сыграло важнейшую роль в развитии современного Юга Африки.
Срок действия Соглашения о сотрудничестве, торговле и развитии истекает 1 января 2012 г., однако множество экспертов предсказывают его продление и укрепление сотрудничества между ЮАР и Европейским союзом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Черкасова И.В. Южная Африка: стратегия развития после ликвидации апартеида // Африка: новые тенденции в экономической политике: Сб. ст. М.: Вост. лит., 2000. С. 186-200.
2. South Africa // European Commission, Trade [официальный сайт Европейской комиссии]. URL: http://ec.europa.eu/trade/creating-opportunities/ bilateral-relations/countries/south-africa/
3. Council Decision of 29 July 1999 concerning the provisional application of the Agreement on Trade, Development and Cooperation between the European Decision and South Africa // Official Journal of European Communities [официальный сайт Европейской комиссии]. URL: http://eur-lex.europa.eu/ JOIndex.do?year=1999&serie=L&textfield2=311&Sub mit=Search&ihmlang=en
4. Joint Cooperation Council between the European Union and the Republic of South Africa // Council of the European Union [официальный сайт Делегации Европейского Союза]. URL: http://www.eusa.org. za/en/PDFdownload/Agreements/Joint_Cooperation_ Council_July_2009.pdf
5. South Africa, Main Economic Indicators // European Commission, Trade [официальный сайт Европейской комиссии]. URL: http://trade.ec.europa. eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113447.pdf
6. Lowe P. Assessing the EU-FA Agreement: Main parameters of the EU-SA partnership // The EU-SA Agreement: South Africa, Southern Africa and the European Union / Eds. by T. Bertelsmann-Scott, G. Mills, E. Sidiropoulos: Workshop and Cultural Imitative Fund with association of the European Conference. Johannesburg: SAIIA, 2000. P. 39-45.
7. Statement on approval given by the ACP-EU Council of Ministers of South Africa's qualified accession to the Lome Convention, 23 April 1997 //
South African Government Information [официальный сайт правительства ЮАР]. URL: http://www. info.gov.za/speeches/1997/04240x54897.htm
8. The EU-South Africa Trade, Development and Co-operation Agreement: Analysis of the Negotiating Process, the Agreement and the Economic Impact. URL: http://www.eurostep.org/pubs/position/trade/sa123. htm#_ftn17 (05/08/2003). Johannesburg: SAIIA, 2000.
9. EPA background: The Trade Development and Cooperation Agreement // Trade Law Center for Southern Africa [официальный сайт Центра торгового права Юга Африки]. URL: http://www. tralac.org/cgi-bin/giga.cgi?cmd=cause_dir_news_ item&cause_id=1694&news_id=36881&cat_id=1052
10. Davies R. Forging a New Relationship with the EU // The EU-SA Agreement: South
Africa, Southern Africa and the European Union / Eds. by T. Bertelsmann-Scott, G. Mills, E. Sidiropoulos: Workshop and Cultural Imitative Fund with association of the European Conference. Johannesburg: SAIIA, 2000. P. 5-16.
11. SADC Group // European Commission, Trade [официальный сайт Европейской комиссии]. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2009/january/ tradoc_142189.pdf
12. Trade, Development and Cooperation Agreement (TDCA) // Summary of EU legislation, [официальный сайт Европейского союза]. URL: http://europa. eu/legislation_summaries/development/south_africa/ r12201_en.htm.
21 апреля 2011 г.