ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 История Выпуск 3 (23)
УДК 070(051.053.2):930.2
ЮВЕНИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Д.И. Косолапова
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 [email protected]
Впервые в России дается развернутый историографический обзор отечественное «ювенильной журналистики», коммуникаторами в которой выступают дети и подростки, дается классификация накопленного в разных гуманитарных науках знания об этом сегменте системы массовых коммуникаций. Все работы разделены на две большие группы. К первой отнесены монографии, статьи, учебные и методические пособия, в которых ювенильная журналистика рассматривается как самостоятельное явление. Во вторую группу были выделены исследования, в которых ювенильная журналистика выступает не самоценным явлением, а частью более крупных групп медиа или других социальных феноменов.
Ключевые слова: российская ювенильная журналистика, система массовых коммуникаций, ученические издания, медиаобразование, детские СМИ.
Исследование медиа - одна из наиболее интенсивно развивающихся областей гуманитарных и социальных наук. Однако далеко не все сегменты почти необозримого поля информационнокоммуникативной деятельности изучены в достаточной степени. В частности, это касается и такого сегмента, который мы предложили назвать «ювенильной журналистикой» [Косолапова, 2010, с. 191]. Это газеты, журналы, теле- и радиопередачи, а также «новые медиа», в создании которых вместо со взрослыми участвуют дети и подростки. Эти своеобразные медиа нередко растворяются в общем массиве изданий, называютемых детской журналистикой, что мешает разглядеть специфические черты феномена коммуникативной и социально-адаптивной деятельности детей и подростков по сбору, обработке и распространению личностно-окрашенной информации. Поэтому в настоящей статье мы предложим обзор и классификацию достаточно обширного массива литературы, в которой прямо или косвенно освещается участие детей и подростков в журналистской деятельности.
Материал статьи может быть полезным как для исследователей системы массовых коммуникаций, поскольку в ней максимально полно систематизируются российские работы по данной проблематике, так и для историков, занимающихся изучением культуры детства различных периодов.
Все работы, так или иначе касающиеся «ювенильной журналистики», можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся монографии, статьи, учебные и методические пособия, в которых ювенильная журналистика рассматривается как самостоятельный феномен, описывается практический опыт по работе с ювенильными медиа, даются методические рекомендации по созданию ювенильных медиапродуктов и работе с ювенильными редакциями.
Во вторую группу были выделены исследования, в которых ювенильная журналистика не выступает самоценным явлением, а рассматривается как часть более крупных групп медиа или других социальных феноменов. Сюда можно отнести работы, в которых ювенильная журналистика выделяется как подвид детской журналистики, а также исследования в рамках педагогики, психологии, социологии, антропологии, где ювенильная журналистика используется как средство развития и воспитания детей, выступающих в роли коммуникаторов, или как источник исследования культуры детства.
В отечественной историографии можно говорить всего о двух крупных исследованиях, предметом которых являлась ювенильная журналистика. Одно из них представлено в докладе
С.Смирнова «Ученические журналы и сборники», который был прочитан на заседании педагогического общества в Московском университете, а затем вышел отдельной книгой [Смирнов, 1901]. В этом издании автор впервые предлагает типологию периодики, создателями которой являются дети и подростки. Он делит ученические журналы и сборники по способу издания - на «печатные ученические журналы и сборники» и «рукописные ученические журналы». Большое внимание уделяется историческому аспекту изданий, создателями которых являются дети и подростки: обзор уче-
© Д. И. Косолапова, 2013
нической периодики начинается с 1730-х гг., а также отношению к ним взрослых - учителей, школьной администрации, правительственных органов.
Второе исследование ювенильной журналистики было осуществлено почти через сто лет после первого. Это диссертационная работа Л. А. Вяткиной «Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации» [Вяткина, 1997]. Говоря о ювенильной журналистике, она пользуется термином «подростковая самодеятельная пресса» и определяет ее как «разновидность изданий, в которых субъектами массовой информационной деятельности являются подростки (или их объединения)» [Вяткина, 1997, с. 4]. По мнению Л. А. Вяткиной, подростковая самодеятельная пресса выполняет более широкие функции, чем пресса, создаваемая взрослыми. Она является уникальным видом трудовой жизнедеятельности подростка, духовной трудовой деятельности, позволяет ему самоопределиться в этом мире, познать самого себя, выработать активную гражданскую позицию. Исследователь делает попытку обозначить место подростковой самодеятельной прессы в существующей системе СМИ, отнеся ее к отряду детской прессы, однако не исключает возможности выделения ее в самостоятельный тип изданий в системе СМИ в связи со специфичностью компонентов (материально-техническая база, экономический механизм, редакционная структура, информационная подсистема, состав аудитории).
Л.А. Вяткина включает самодеятельные подростковые издания в информационнопублицистическую группу, цель которой - «сообщать читателям об окружающем мире, формировать общественное мнение сверстников, влиять на сознательный выбор юным читателем средств для решения социальных и других проблем. Самовыражение (самоутверждение) автора-подростка остается важным фактором его участия в издании» [Вяткина, 1997, с. 69].
Интерес представляет классификация подростковой самодеятельной прессы, которую предлагает исследователь. Выделяются три группы таких СМИ: школьный (ученический) самиздат, собственно самостоятельные издания (выполненные типографским способом, имеющие тираж более тысячи экземпляров, официально зарегистрированные) и «страницы» в газетах» [Вяткина, 1997, с.4]. Эта классификация достаточно полно отражает структуру ювенильного медиапространства середины 1990-х гг., хотя не имеет единого основания.
Впечатляет историческая часть работы, в которой предпринята попытка определить корни подростковой самодеятельной прессы в России на примере ученических изданий Урала. Однако прослеживается история ученических изданий только начиная с 1860-х гг., что справедливо только для Урала, а не для всей России. Ценным представляется статистический материал, позволяющий охарактеризовать степень развития ювенильной журналистики в середине 1990-х гг. Практическую значимость имеет разработанный на основе анализа программ неформальных объединений юных журналистов, а также личного опыта автора по работе с юнкорами курс медиаобразования школьников.
Таким образом, на сегодняшний день диссертационное исследование Л.А. Вяткиной, представленное к защите в 1997 г., содержит наиболее подробное описание отечественной ювенильной журналистики.
Интерес вызывают сборники статей, посвященные теоретическим и практическим особенностям ювенильной журналистики, выпущенные по итогам специализированных конференций и мастер-классов. Это материалы проходившего в 1992 г. в Москве российско-французского семинара [Детская и..., 1994], где в первом разделе собраны материалы, носящие методологический и философско-педагогический характер, во втором - работы прикладного педагогического характера, в третьем - статьи практиков самодеятельной внешкольной прессы. В сборнике «Детская журналистика: опыт, проблемы, перспективы» [Детская журналистика., 2011], выпущенном по итогам работы I республиканской научно-практической конференции по вопросам, связанным с функционированием школьных СМИ, представлены школьные газеты, пресс-центры, теле-, радио- и фотостудии ряда районов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ.
Важный материал для изучения истории ювенильной журналистики дает книга М.П. Самарина [Самарин, 1916], содержащая текст доклада об ученических журналах, прочитанного в педагогическом отделе историко-филологического общества при Харьковском университете.
Специфике ученических журналов начала ХХ в. посвящены статьи П.С. Богословского [Богословский, 1925], Ю. Веселовского [Веселовский, 1911], Н.И. Крайневой [Крайнева, 1983], Н. Рыбникова [Рыбников, 1917], А. Светлаковой [Светлакова, 1918] и обзорные материалы [Ученические
журналы., 1896, 1906, 1914-1915, 1923]. История ученических изданий, чаще всего рукописных журналов, выпускавшихся в учебных заведениях (гимназиях, реальных училищах, духовных семинариях) до 1917-1918 гг., являлась предметом исследования А.В. Третьякова [Третъяков, 1998]. Попытка выделить этапы в историческом развитии ювенильных изданий предпринята в статье Е.Кузина [Кузин, 1996].
В книге А.Ю. Рожкова «В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов» [Рожков, 2002] опубликованы результаты изучения школьных стенных газет, которое было проведено В. Д. Родионовым в 1920-е гг. Контент-анализ кубанских стенгазет позволил ему выделить основные тематические направления, специфику стенной печати того периода. Кроме того, В.Д. Родионов предлагает типологию совокупной газетной информации, которую получали школьники того периода, а также результаты опроса читателей этих стенгазет.
Социальные функции ювенильных медиа рассматриваются в статьях Н.В. Юмашевой [Юмашева, 2001, 2010]. В. Левичева говорит об использовании продукции ювенильной журналистики в качестве источника для работ по социологии детства [Левичева, 1994]. А.В. Третьяков в статье «Ученические журналы как фактор духовного роста подростков» [Третъяков, 1996] выделяет три ступени духовного роста подростков, связанные с участием в ученической прессе. Во-первых, это возникновение желания к образованию; во-вторых, тяга к приобретению друзей-единомышленников; в-третьих, стремление донести до ровесников и взрослых свои мысли, взгляды, убеждения.
Таким образом, за последние пятнадцать лет не было издано ни одной крупной работы в области ювенильной журналистики, в которой бы определялось место данного явления в современной системе массовых коммуникаций.
Сборники материалов и статьи авторов, в которых описывается опыт создания ювенильных медиапродуктов на отдельных территориях Российской Федерации и за ее пределами, можно выделить в отдельную подгруппу. Это материалы международного семинара, проведенного в 1993 г. в г.Звенигороде [Средства массовой., 1994], российско-германского проекта по исследованию молодежных СМИ [Молодежь и журналистика, 2004], межрегионального круглого стола руководителей ювенильных медиа, который проходил в рамках II фестиваля «Точка отрыва» в г. Кунгуре Пермского края [Подростково-молодежные СМИ., 2006], а также материалы опыта работы с юнкорами Октябрьского района г. Улан-Удэ, в частности, по проведению слета юных журналистов, обзор школьных газет Республики Бурятия в начале 2000-х гг. [Его величество., 2007]. Накоплен практический опыт по организации ювенильных медиа как в регионах Российской Федерации, так и за рубежом. Существуют не только локальные ювенильные медиа, работающие в разных форматах: печать, телевидение, радио, интернет, но и организации, занимающиеся развитием ювенильного информационного пространства. Тем не менее данный опыт практически не систематизирован.
Методические издания и учебные пособия, ориентированные на создателей ювенильных медиапродуктов - детей и подростков, которым необходима первоначальная база знаний для создания собственных медиапродуктов, представляют собой самостоятельный комплекс литературы.
На начало ХХ1 в. наиболее полными и востребованными юными журналистами являются издания «Детская журналистика: хозрасчетные газета и журнал в школе» [Гостомыслов, 2006], «Книга рецептов для редакторов и редакторш» [Книга рецептов., 2007], «Путеводитель для юнкора» [Путеводитель для юнкора, 2010], информационно-методические рекомендации «Точки отрыва -2010» [Точки отрыва., 2010], «Йо-хо-хо! Весёлый учебник для пиратов и журналистов младшего возраста» [Колпакова, 2011], «Издаем школьную газету» [Лукина, 2013]. Помимо перечисленных изданий существует немалое количество локальных методических разработок, созданных объединениями юных журналистов и используемых на отдельных территориях Российской Федерации.
В плане изучения истории ювенильной журналистики значительный интерес представляют рекомендации для деткоров, пикоров, юнкоров, выпущенные в СССР. В 1920-1930-е гг. юнкоры считались такими же непрофессионалами, людьми, несущими «голос народа» на страницы изданий, как рабкоры и селькоры. Свидетельством этому может служить «Памятка рабкору, селькору и юнкору», выпущенная в г. Клин [Памятка рабкору., 1935]. Книга «Деткоры в школе», появившаяся в 1935 г., представляет собой набор инструкций и примеров для работы деткоровского объединения [Гусев, 1935]. В книге «Если имя тебе юнкор» [Шершнева, 1986] рассказывается о творчестве юных корреспондентов Крыма, о деятельности областной школы юнкоров, созданной при редак-
ции газеты «Крымский комсомолец» и Малой академии наук «Искатель», даются конкретные примеры текстов детей и подростков и образцы написания материалов для юных журналистов. Рекомендации по организации работы школьного радиоузла представлены в книге «Внимание! Говорит школьное радио» [Дорф, 1988], предназначенной учителям, организаторам внешкольной и внеклассной работы, комсомольским работникам школ.
Знакомству с истоками юнкоровского движения в СССР, советам, как организовать юнкоровский пост, провести пресс-конференцию, взять интервью, посвящена книга «Юнкору» [Фурин, 1988]. Текст построен на обобщении опыта работы клубов, кружков, постов юных корреспондентов в школах и Дворцах пионеров, при редакциях городских, многотиражных газет, активных помощников пионерских газет и журналов.
Так, обзор учебно-методической литературы, предназначенной для создателей ювенильных медиа, охватывает материалы конца XIX - начала XXI вв. Как правило, она характеризуется, с одной стороны, доступностью изложения, вплоть до использования схем и инструкций, а с другой -образностью и наличием конкретных примеров. Зачастую эти изменения основываются на личном опыте авторов по работе с ювенильными медиа, что делает ее близкой ко второй подгруппе.
Вторая группа изданий опосредованно связана с ювенильной журналистикой, поскольку деятельность детей и подростков по созданию журналистских материалов является не основным предметом изучения.
В первую очередь необходимо выделить работы по детской журналистике, в которых ювенильные медиа упоминаются как один из видов периодики, и создателями и потребителями которых являются дети и подростки.
Традиция рассматривать ювенильную журналистику как подвид детской журналистики ведется с начала ХХ в. Так, в отчете детской библиотеки Нижнего Новгорода [Детская библиотека, 1908] подробно анализируются книги и журналы, поступившие в ее фонды в 1907 г. Все они созданы взрослыми для детей. В обзоре упоминается, что в журнале «Путеводный огонек» печатается переписка детей-читателей. Авторы дают негативную оценку данному явлению: «Едва ли этот обычай может быть одобрен, так как никакой пользы детям-корреспондентам он, безусловно, не принес, развивая в них, может быть, чувство тщеславия, поскольку ребенок увидит свою фамилию напечатанной на страницах журнала» [Детская библиотека, 1908, с. 15].
Динамику отношения к появлению элементов ювенильной журналистики в детской периодике с 1908 по 1915 г. можно проследить в анализе материалов ежегодника Н.А. Саввиным [19121916]. Он делает попытку комплексного изучения детской литературы, в которую входит и детская журналистика, дает подробный обзор всех выпущенных изданий для детей за прошедший год. Н.А. Саввин упоминает об участии самих детей в создании детских журналов, сначала вскользь, затем выделяя их как «самостоятельную сторону, на которую как-то мало обращается внимание» [Саввин, 1913, с.43]. Он говорит о значимости включения детей в создание журналов. «Ребенок, как пассивный читатель, как просто пожиратель журналистики, - этого мало; необходимо втянуть его самого в журнальную жизнь, пробудить в нем известную самодеятельность» [Там же]. Н.А. Саввин выделяет три формы детской самодеятельности, используемые при подготовке детских журналов. Первая форма детской самодеятельности - «переписка самих подписчиков, это наиболее употребительная и чаще всего пропагандируемая форма» [Там же]. Она используется в журналах «Путеводный огонек», «Маяк», «Родник». Большинство этих опытов Н.А. Савин оценивает негативно.
В противовес бессодержательной переписке юных читателей большинства журналов Н.А. Саввин приводит опыт создания «Клуба Родника»: «Редакция с большим тактом руководит членами "Клуба", умело выбирая для помещения то, что, по ее мнению, наиболее интересно и поучительно, «Клуб Родника» <.> существеннейшим образом отличается от трафаретной переписки других журналов: здесь есть известная планомерность, видно желание придать воспитательное значение» [Там же].
Еще одну прогрессивную форму самодеятельности, по мнению Н.А. Саввина, использует журнал для старшего возраста «Задушевное слово»: «. помещается, так называемый, «Вопросный листок» - ответ на анкету о любимых писателях, любимых сочинениях, и «Великие люди мира» -ответ на вопросный листок. Ответы детей, конечно, вскрывают их внутренний мир, их литературные вкусы и наклонности, и, можно думать, систематизированные ответы могли бы дать некоторую иллюстрацию читательских вкусов, но только в тесном, ограниченном кругу одних подписчи-
ков петербургского журнала, что значительно уменьшает ценность проводимой анкеты» [Там же, с.44].
В качестве третьей формы привлечения детей на страницы журнала Н.А. Саввин называет публикацию их рисунков, например, в журналах «Светлячок», «Солнышко», «Маяк». Это может подстегнуть «интерес тщеславия, поскольку каждому приятно увидеть напечатанный свой рисунок, для развития художественных способностей детей помещение их рисунков не имеет значения» [Там же].
В последнем выпуске «Опыта ежегодника детской литературы», вышедшем в 1915 г., особый акцент делается на необходимости рассказывать детям в доступной форме о событиях Первой мировой войны. Н.А. Саввин еще раз сосредоточивает внимание на необходимости более широко привлекать читателей детских журналов к их подготовке, «поскольку делают это лишь немногие: "Маяк" с отделом "Из работ наших читателей" и "Родник" с "Клубом", остальные же ограничиваются перепиской или совсем ничего не предпринимают» [Там же, 1916, с.63].
Очевидна динамика отношения взрослых к публикации ювенильных произведений в детских периодических изданиях - от нейтрально-негативных оценок до поощрения и возведения в один из принципов привлечения читателей к активному участию в такого рода изданиях.
В исследованиях, посвященных детской журналистике советского периода, участие детей и подростков в журналистском творчестве рассматривается как одна из форм работы с читательской аудиторией, которая, с одной стороны, формирует информационное пространство, а с другой - является элементом распространения идеологии в широкие слои населения, в том числе посредством воздействия на детскую читательскую аудиторию.
В монографии «Становление советской журналистики для детей» дается обзор развития детской журналистики с конца XIX в. по 1932 г. [Холмов, 1983]. Участие детей в создании средств массовой информации автор определяет как их приближение к читателям и оценивает как положительную тенденцию. В книге «Молодежная печать: история, теория, практика» [Ганичев, 1976] ювенильная журналистика выделяется из комсомольско-молодежной печати как печать комсомола для широких масс молодежи наряду с изданиями организаций, министерств, ведомств для молодежи и соиздательской прессой для комсомольцев и молодежи.
М.И. Алексеева в монографии «Советские детские журналы 20-х годов» говорит о возникновении принципиально нового типа журнала для детей [Алексеева, 1982]. «Этот журнал можно назвать детским, а не для детей, потому что интересы ребят определяют его задачи и направление, а также методы и формы работы его редакции. Активными сотрудниками такого журнала становились сами дети. Они же являлись негласными редакторами его, ибо определяли характер содержания журнала и его форму» [Там же, с. 128-129].
В диссертации «Современный детский журнал как тип издания» [Попова, 1992] определяется модель, формулируется концепция бытования журнала для детей конца 80-х - начала 90-х гг. в СССР и дается прогноз важнейших тенденций его развития.
На постсоветском пространстве одним из крупнейших исследователей детской прессы является И.А. Руденко. По ее мнению, «детская журналистика включает в себя газеты, журналы, теле- и радиопередачи, предназначенные для детей и создаваемые самими детьми, и выделяется как самостоятельный компонент общей системы СМИ» [Руденко, 1996, с.48]. И.А. Руденко выделяет юнкоровскую прессу, «в которой на всех уровнях производства работают сами дети и подростки» [Руденко, 2007, с.197].
О.А. Петрова в учебно-методическом пособии по детской журналистике, рассматривает особенности детской прессы на рубеже 1990-х и начала 2000-х гг., среди которых важное место отводит бурному развитию юнкоровской прессы [Петрова, 2007]. Петрова выделяет несколько ее типов. Во-первых, это школьные газеты или альманахи, в них много места занимают новости школы, внутришкольные события, достижения учеников. Во-вторых, газеты, которые издаются при детских объединениях, большая часть информации в них - о деятельности учреждения, на базе которого газета выходит; разнообразят содержание издания статьи о музыке, домашних животных и т.д. В-третьих, «независимые издания», редакции (пресс-центры) которых и сами газеты находятся на базе учреждения дополнительного образования, но финансируются из других источников. В-четвертых, юнкоровские странички и приложения к взрослым изданиям.
Разнообразный материал по проблемам функционирования, эффективности, конкурентоспо-
собности детской прессы представлен в сборнике «Современная детская пресса: векторы развития», выпущенном по итогам научно-практического семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» [Современная детская., 2005].
Отдельные аспекты ювенильной журналистики упоминаются в диссертациях «Детская журналистика в условиях политического обновления общества» [Резенкаллах, 2006], «Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели» [Вологина, 2011], монографии «Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников» [Дорджиева, 2007] и в многочисленных статьях. Так, свидетельства о наличии элементов ювенильной журналистики в детской журналистике можно найти начиная с конца XIX в. Интерес представляет эволюция взглядов по данному вопросу - от нейтрально-негативных оценок до одобрения и возведения в один из принципов работы с детской читательской аудиторией. Современные исследователи детской журналистики, как правило, вскользь упоминают о наличии детских изданий, создателями которых являются сами дети и подростки, делая основной акцент на «взрослых» изданиях для детей.
Литература, в которой ювенильная журналистика рассматривается как одно из направлений медиаобразования детей и подростков, также представлена достаточно обширно. Медиаобразование начинает активно развиваться в странах Запада, в первую очередь во Франции и США, с 1920-х гг., в России - с середины 1990-х.
Теории и истории медиаобразования посвящено немало монографий, но особый интерес представляет книга А.Ю. Дейкиной, которая посвящена медиаобразованию дошкольников [Дейки-на, 2002]. В книге констатируется состояние медиаобразования к началу 2000-х гг. и предлагается модель развития познавательного интереса дошкольников посредством использования детской периодической печати.
В сборнике «Журналистское образование: концепции и стратегии» [Журналистское образование ., 2006] авторы рассматривают современные образовательные технологии, ищут варианты повышения эффективности преподавания теории и практики журналистики. Учебные пособия по медиаобразованию школьников написаны О.А. Барановым [Баранов, 2002], Т.Н. Ле-Ван [Ле-Ван, 2008], А.П. Верстаковым, С.С. Смирновым, С.А. Шуваловым [Верстаков, 2010], И.В. Стечкиным, Д.А. Олеринской, Л.А. Кругловой [Стечкин, 2010], И.В. Челышевой [Челышева, 2011]. В сборнике программ преподавания курса «Медиаобразование в школе» [Медиаобразование в школе, 2010], в который включены методические материалы по организации школьных СМИ, решается многокомпонентная задача - создание системы преподавания дисциплин о СМИ в школе. Особый интерес представляют результаты социологических исследований [Мониторинг и анализ., 2013], позволяющие выявить формы коммуникативного взаимодействия подрастающего поколения в современной информационной среде, насыщенной новыми техническими средствами, интегрированной интернетом.
Как средство воспитания ювенильная журналистика рассматривается в работах, выполненных в области педагогических наук. В статьях В. Мурзаева [Мурзаев, 1913], Приокского [Приок-ский, 1914], И. Разина [Разин, 1927], Н.И Усковой [Ускова, 1950], И.Н. Юркина [Юркин, 1953], Н.А. Шатиловой [Шатилова, 1970] даются рекомендации учителям по организации работы со школьными изданиями дореволюционного и советского периода, которые специфическим образом трансформируются в зависимости от социальной и политической ситуации в стране.
Книга кандидата философских наук, руководителя творческого объединения ЮНПРЕСС «Подросток в информационном мире: практика социального проектирования» основана на опыте совместной с юными журналистами деятельности по созданию медиапространства [Цымбаленко, 2010]. В практико-ориентированной монографии «Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников» рассматривается и отмечается важность воспитания у школьников чувства гражданственности через ювенильные медиа [Доржиева, 2007].
Работа ювенильных журналистских объединений изучается с точки зрения педагогики в диссертациях «Юнкоровская работа как средство воспитания общественной активности школьников» [Ушакова, 1975], «Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков» [Школьник, 1999], «Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков» [Каткова, 2001], «Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования» [Самсонова, 2003], «Социальная адаптация подростков в детском объединении» [Александров, 2005].
Необходимо отметить, что воспитательный и образовательный потенциал ювенильной журналистики изучен достаточно полно: наибольшее количество диссертаций, касающихся ювенильной журналистики, написано в области педагогических наук. Ювенильные медиа являются частью воспитательных систем образовательных учреждений и сами образуют пространство, в котором ребенок и подросток формируются как личность.
Исследования в области социальной антропологии, для которых ювенильные медиапродукты служат источниками, позволяющим изучать детство в различные исторические периоды, можно выделить в четвертую подгруппу.
Одна из первых попыток описать духовную жизнь гимназисток, пользуясь литературными журналам, издаваемыми ими, была предпринята С. Скворцовой [Скворцова, 1896]. В монографии А.А. Сальниковой, посвященной истории российского детства в ХХ в., теории и практике его изучения, ювенильные медиапродукты выступают в качестве «детских» текстов - основных носителей и трансляторов детской памяти [Сальникова, 2007].
Таким образом, наиболее детально исследован педагогический аспект ювенильной журналистики. Разработаны механизмы использования деятельности по созданию ювенильных медиа для более успешной социальной адаптации, развития творческих способностей, воспитания гражданственности детей и подростков.
Накоплен и описан богатый практический опыт, позволяющий проследить ретроспективу развития ювенильных медиа и получить более полное представление о функциях разных типов СМИ, создаваемых детьми и подростками, их особенностях в различных условиях существования. Однако при всем разнообразии форм и методов организации работы с ювенильными медиа на современном этапе нередко встречаются разработанные независимо друг от друга аналогичные схемы механизмов организации работы детей и подростков в редакции в различных регионах России, что свидетельствует о необходимости систематизации и обобщения результатов практической деятельности коллективов ювенильных СМИ.
Активно развивающееся в последние два десятилетия в России медиаобразование включает в себя ювенильную журналистику как одно из своих направлений. В рамках медиаобразования разработаны разные курсы по созданию медиапродуктов, адаптированные для детей и подростков и имеющие целью включение молодых людей в систему массовых коммуникаций, освоение механизмов работы с информацией. В широком спектре учебно-методических пособий для юных журналистов разного возраста в доступной и интересной форме изложены основы журналистики. Отдельного анализа заслуживает эволюция «рекомендаций» юным журналистам в историческом контексте.
Однако, несмотря на наличие большого практического опыта и значительной учебнометодической базы, теоретические основы ювенильной журналистики остаются недостаточно изученными. Опубликовано всего два достаточно крупных исследования явления на российском материале - в 1901 и 1997 г., что не позволяет в полной мере охарактеризовать все его аспекты. Кроме того, на фоне трансформации системы массовых коммуникаций последнего десятилетия изучение данного сегмента системы массовых коммуникаций становится актуальным как с точки зрения выделения его типологических характеристик, так и в контексте исторического развития.
Библиографический список
Александров С.А. Социальная адаптация подростков в детском объединении: дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2005.
АлексееваМ.И. Советские детские журналы 20-х гг. М., 1982.
Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе: учеб.пособие. Тверь, 2002.
Богословский П.С. О журналах Пермских учащихся недавнего прошлого // Кунгурско-Красноуфимский край. 1925. № 8-10.
Верстаков А.П., Смирнов С.С., Шувалов С.А. Медиаобразование в школе: школьная телестудия. М., 2010.
Веселовский Ю. Несколько слов об ученических журналах // Школа и жизнь. СПб., 1911.
Вологина Е.В. Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели: ав-тореф. дис. . канд. филол. наук. Краснодар, 2011.
Вяткина Л.А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации: дис.
. канд. филол. наук. М., 1997.
Ганичев В.Н. Молодежная печать: история, теория, практика. М., 1976.
Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты / пер. с фр.; общ. ред. и вст. ст. А.В. Шарикова. М., 2000. Гостомыслов А.П. Детская журналистика: хозрасчетные газета и журнал в школе: учеб.пособие. СПб., 2006.
Гусев А. Деткоры в школе. М., 1935.
Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника. Бийск, 2002. Детская библиотека. Секции гигиены, воспитания и образования в 1907 г. (Детская журналистика за 1907 г.). Н. Новгород, 1908.
Детская журналистика: опыт, проблемы, перспективы: матер. I Республ. науч.-практ. конф. (г.Улан-Удэ, 28 марта 2011 г.) / отв.ред. Л.Г. Цыдыпова. Улан-Удэ, 2011.
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: матер. рос.-франц. семинара, 6 октября 1992 г. / под общ. ред. А.В. Шарикова. М., 1994.
Дорджиева Л.Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников. Улан-Удэ, 2007.
Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио: книга для учителя: Из опыта работы школьного радио в средней школе. № 112 Москвы. М., 1988.
Его величество «Золотое перо» - «Алтан гуурЬан» / авт.-сост. Л.Доржиева. Улан-Удэ, 2007. Журналистское образование: концепции и стратегии: межвуз. сб. / Оотв.ред. Г.С. Мельник, Б.Я. Мисонжников. СПб., 2006.
Каткова И. Г. Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков: дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2001.
Книга рецептов. Для редакторов и редакторш. М., 2007.
Колпакова О. Йо-хо-хо! Веселый учебник пиратов и журналистов младшего возраста. Екатеринбург, 2011.
Крайнева Н.И. Рукописные журналы и газеты учебных заведений России // Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. М., 1983.
Косолапова Д.И. Ювенильная журналистика в системе массовых коммуникаций // Вестник Пермского университета. Сер. Российская и зарубежная филология. 2010. №.6 (12).
Лаптева Т. Программа «Информация» // АСПУатор. 2007. № 2.
Леван Т.Н. Медиаобразование в школе (на материале рекламы): программа дисциплины и краткий курс лекций. М., 2008.
Левичева В. Значение детских и юношеских средств массовой информации в обществе: взгляд социолога // Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребенка: матер. меж-дунар. семинара, 16-17 июля 1993 г., г.Звенигород/ под общ. ред. А.ВШарикова. М., 1994.
Лукина М.М. Издаем школьную газету. М., 2013.
Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. М., 2010.
Молодежь и журналистика начала 21-го века: проблемы взаимодействия. Ростов н/Д., 2004. Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: Результаты социологических исследований и программирования / С. Цымбаленко, А. Шариков, И. Жилавская и др. М., 2013.
Мурзаев В. Техника школьного журнала // Русская школа. 1913. № 7-8.
Памятка рабкору, селькору и юнкору по освещению вопросов в марте месяце. Клин, 1935.
Петрова Г.М. Юнкор: стоит ли делать из него профессионального журналиста // Подростковомолодежные СМИ Пермского края. Кунгур, 2006.
Петрова О.А. Детская журналистика: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Журналистика». Тюмень, 2007.
Подростково-молодежные СМИ Пермского края. Кунгур, 2006.
Попова М. Ф. Современный советский детский журнал как тип издания: автореф. дис. . канд. фи-лол. наук. Москва, 1992.
Приокский. Об ученическом журнале в начальной школе // Для народного учителя. 1914. № 15-16. Путеводитель для юнкора. Ульяновск, 2010.
Разин И. Основное в вопросе о пионерской печати // Вожатый. 1927. № 4.
Резенкаллах Н. Детская журналистика в условиях политического обновления общества: дис. . канд. пед. наук. СПб., 2006.
Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х гг.: В 2 т. Краснодар, 2002.
Руденко И.А. Детская и юношеская пресса // Типология периодической печати VII. М., 2007. Руденко И.А. Детская пресса России на современном этапе. М., 1996.
Рыбников Н. Современные ученические журналы // Психология и дети. 1917. № 3-4.
Саввин Н.А. Опыт ежегодника детской литературы // Детская литература и журналистика за 1912 г. М., 1913.
Саввин Н.А. Опыт ежегодника детской литературы // Детская литература и журналистика за 1915 г. М., 1916.
Сальникова А.А. Российское детство в ХХ в.: история, теория, практика. Казань, 2007.
Самарин М.П. Ученические журналы. Харьков, 1916.
Самсонова Н.Е. Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования: на примере студии журналистики: дис. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 2003.
Сборник программ преподавания дисциплин «Медиаобразование в школе». М., 2009.
Светлакова А. Журналистика учащихся средней школы // Новая школа. 1918. №№ 5-6.
Скворцова С. Духовная жизнь гимназисток по литературным журналам, издаваемым ими // Вестник воспитания. 1896. № 3.
Смирнов С. Ученические журналы и сборники. М.., 1901.
Современная детская пресса: векторы развития: матер. науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (22 марта 2005 г., Санкт-Петербург) / ред.-сост. А.Н. Тепляшина. СПб., 2005.
Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребенка: матер. междунар. семинара, 16-17 июля 1993 г., г.Звенигород / под общ. ред. А.В. Шарикова. М., 1994.
Стечкин И.В., Олеринская Д.А., Круглова Л.А. Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал. М., 2010.
Точки отрыва: информ.-метод. рекомендации. Пермь, 2010.
Третьяков А.В. Типологические особенности ученической прессы // Журналистика в 1998 г.: Тез. науч.-практ. конф. М., 1998. Ч.1.
Третьяков А.В. Ученические журналы как фактор духовного роста подростков // Журналистика в 1995 г.: тез. науч.-практ. конф. М., 1996. Ч.2.
УсковаН.И. Ученический литературный журнал «Товарищ» // Литература в школе. 1950. № 5. Ученические журналы // Вестник воспитания. 1906. № 3.
Ученические журналы // Родной язык в школе. Ярославль. 1914-1915. №4-5.
Ученические журналы. Хроника // Педагогический еженедельник. 1896. №44-47.
Ученический журнал // Крот: ежемес. ист. журн. 1923. № 5.
Ушаков А . Г. Юнкоровская работа как средство воспитания общественной активности школьников: дис. . канд. пед. наук. М., 1975.
Фурин С.А. Юнкору. М., 1988.
Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. Л., 1983.
Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. М., 2010.
Челышева И.В. Медиаобразование и медиакомпетентность: работа со школьными учителями и преподавателями вузов: учеб.пособие / под ред.проф. А.В.Федорова. Таганрог, 2011.
Шатилова Н.А. Литературный журнал 5-7 классов // Литература в школе. 1970. №3.
Шершнева Л. Если имя тебе юнкор: Из опыта работы юнкоров Крыма. Киев, 1986.
Школьник А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: дис.. канд. пед. наук. Кострома, 1999.
Юмашева Н.В. Социальные функции детско-юношеской самодеятельной журналистики // СМИ в современном мире: тез. науч.-практ.конф. СПб, 2001. Ч.1.
Юмашева Н.В. Эволюция социальных функций детско-юношеской журналистики // Журналистика в 2009 г.: трансформация систем СМИ в современном мире: матер. междунар. науч.-практ. конф.
Москва, 9-11 февраля 2010 г. М., 2010.
Юркин И.Н. Журнал корляковских школьников // Литература в школе. 1953. №3.
Дата поступления рукописи в редакцию 07.11.2013
JUVENILE JOURNALISM IN RUSSIAN HISTORIOGRAPHY
D. I. Kosolapova
Perm State University, Bukireva st., 15, 614990, Perm, Russia [email protected]
The essay presents historiographical review of juvenile journalism in which children and adolescents are the communicators. The paper is relevant for researchers involved in the study of childhood of the XIX, XX and early XXI centuries because of the specific subject. The works related to the matter of juvenile journalism can be divided into two groups. The first group includes monographs, articles, text-books and manuals, in which juvenile journalism is regarded as an independent phenomenon. The second group includes works in which juvenile journalism is seen as a part of larger groups of media or other social phenomena. The pedagogical aspect of juvenile journalism is the most studied one and there is a lot of ideas of using the juvenile media for successful social adaptation, creative development, civic education of children and adolescents. However, despite the enormous experience and significant instructional framework, the theoretical foundations of juvenile journalism have been poorly understood. Only two large studies of the phenomenon have been published on Russian material (in 1901 and 1997), which do not allow to say that all aspects of juvenile journalism are well understood. Meanwhile the study of this particular segment of mass communication becomes even more important both in terms of allocation of its typological characteristics and in the context of historical development due to the transformation of the system of mass communications during last decades.
Key words: juvenile journalism, mass media, pupils’ publications, media education, children's mass media.
References
Aleksandrov S.A. Sotsial'naya adaptatsiya podrostkov v detskom ob'edinenii: dis.... kand. ped. nauk. Orenburg, 2005. AlekseevaM.I. Sovetskie detskie zhurnaly 20-kh gg. M., 1982.
Baranov O.A. Mediaobrazovanie v shkole i vuze: ucheb.posobie. Tver', 2002.
Bogoslovskiy P.S. O zhurnalakh Permskikh uchashchikhsya nedavnego proshlogo // Kungursko-Krasnoufimskiy kray. 1925. № 8-10.
VerstakovA.P., Smirnov S.S., Shuvalov S.A. Mediaobrazovanie v shkole: shkol'naya telestudiya. M., 2010.
Veselovskiy Yu. Neskol'ko slov ob uchenicheskikh zhurnalakh // Shkola i zhizn'. SPb., 1911.
Vologina E. V. Stanovlenie detskoy periodiki v Rossii: transformatsiya izdatel'skoy modeli: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Krasnodar, 2011.
Vyatkina L.A. Samodeyatel'naya podrostkovaya pressa v sisteme sredstv massovoy informatsii: dis. ... kand. filol. nauk. M., 1997.
Ganichev V.N. Molodezhnaya pechat': istoriya, teoriya, praktika. M., 1976.
Gonne Zh. Shkol'nye i litseyskie gazety / per. s fr.; obshch. red. i vst. st. A.V. Sharikova. M., 2000.
GostomyslovA.P. Detskaya zhurnalistika: khozraschetnye gazeta i zhurnal v shkole: ucheb.posobie. SPb., 2006.
Gusev A. Detkory v shkole. M., 1935.
DeykinaA.Yu. Mediaobrazovanie i razvitie poznavatel'nogo interesa doshkol'nika. Biysk, 2002.
Detskaya biblioteka. Sektsii gigieny, vospitaniya i obrazovaniya v 1907 g. (Detskaya zhurnalistika za 1907 g.). N. Novgorod, 1908.
Detskaya zhurnalistika: opyt, problemy, perspektivy: mater. I Respubl. nauch.-prakt. konf. (g.Ulan-Ude, 28 marta 2011 g.) / otv.red. L.G. Tsydypova. Ulan-Ude, 2011.
Detskaya i yunosheskaya samodeyatel'naya pressa: teoriya i praktika: mater. ros.-frants. seminara, 6 oktyabrya 1992 g. / pod obshch. red. A.V. Sharikova. M., 1994.
Dordzhieva L.B. Detskaya pressa kak faktor formirovaniya grazhdanstvennosti shkol'nikov. Ulan-Ude, 2007.
Dorf G.Ya. Vnimanie! Govorit shkol'noe radio: kniga dlya uchitelya: Iz opyta raboty shkol'nogo radio v sredney shkole. № 112 Moskvy. M., 1988.
Ego velichestvo «Zolotoe pero» - «Altan guurhan» / avt.-sost. L.Dorzhieva. Ulan-Ude, 2007.
Zhurnalistskoe obrazovanie: kontseptsii i strategii: mezhvuz. sb. / Ootv.red. G.S. Mel'nik, B.Ya. Misonzhnikov. SPb.,
2006.
Katkova I.G. Samodeyatel'nye zhurnaly kak sredstvo razvitiya literaturno-tvorcheskikh sposobnostey podrostkov: dis.. kand. ped. nauk. Orenburg, 2001.
Kniga retseptov. Dlya redaktorov i redaktorsh. M., 2007.
Kolpakova O. Yo-kho-kho! Veselyy uchebnik piratov i zhurnalistov mladshego vozrasta. Ekaterinburg, 2011. Krayneva N.I. Rukopisnye zhurnaly i gazety uchebnykh zavedeniy Rossii // Narodnoe obrazovanie i pedagog-icheskaya mysl' Rossii kanuna i nachala imperializma. M., 19S3.
Kosolapova D.I. Yuvenil'naya zhurnalistika v sisteme massovykh kommunikatsiy // Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya. 2010. №.6 (12).
Lapteva T. Programma «Informatsiya» // ACTIVator. 2007. № 2.
Levan T.N. Mediaobrazovanie v shkole (na materiale reklamy): programma distsipliny i kratkiy kurs lektsiy. M., 200S. Levicheva V. Znachenie detskikh i yunosheskikh sredstv massovoy informatsii v obshchestve: vzglyad sotsiologa // Sredstva massovoy kommunikatsii i problemy razvitiya lichnosti rebenka: mater. mezhdunar. seminara, 16-17 iyulya 1993 g., g.Zvenigorod/ pod obshch. red. A.V.Sharikova. M., 1994.
Lukina M.M. Izdaem shkol'nuyu gazetu. M., 2013.
Mediaobrazovanie v shkole: sb. programm prepodavaniya distsiplin / pod red. E.L. Vartanovoy, O.V. Smirnovoy. M., 2010.
Molodezh' i zhurnalistika nachala 21-go veka: problemy vzaimodeystviya. Rostov n/D., 2004.
Monitoring i analiz moskovskogo informatsionno-obrazovatel'nogo prostranstva: Rezul'taty sotsiologicheskikh issle-dovaniy i programmirovaniya / S. Tsymbalenko, A. Sharikov, I. Zhilavskaya i dr. M., 2013.
Murzaev V. Tekhnika shkol'nogo zhurnala // Russkaya shkola. 1913. № 7-8.
Pamyatka rabkoru, sel'koru i yunkoru po osveshcheniyu voprosov v marte mesyatse. Klin, 1935.
Petrova G.M. Yunkor: stoit li delat' iz nego professional'nogo zhurnalista // Podrostkovo-molodezhnye SMI Permskogo kraya. Kungur, 2006.
Petrova O.A. Detskaya zhurnalistika: ucheb.-metod. posobie dlya studentov spetsial'nosti «Zhurnalistika». Tyumen',
2007.
Podrostkovo-molodezhnye SMI Permskogo kraya. Kungur, 2006.
Popova M.F. Sovremennyy sovetskiy detskiy zhurnal kak tip izdaniya: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Moskva, 1992.
Priokskiy. Ob uchenicheskom zhurnale v nachal'noy shkole // Dlya narodnogo uchitelya. 1914. № 15-16.
Putevoditel' dlya yunkora. Ul'yanovsk, 2010.
Razin I. Osnovnoe v voprose o pionerskoy pechati // Vozhatyy. 1927. № 4.
Rezenkallakh N. Detskaya zhurnalistika v usloviyakh politicheskogo obnovleniya obshchestva: dis. . kand. ped. nauk. SPb., 2006.
Rozhkov A.Yu. V krugu sverstnikov: Zhiznennyy mir molodogo cheloveka v Sovetskoy Rossii 1920-kh gg.: V 2 t. Krasnodar, 2002.
Rudenko I.A. Detskaya i yunosheskaya pressa // Tipologiya periodicheskoy pechati VII. M., 2007.
Rudenko I.A. Detskaya pressa Rossii na sovremennom etape. M., 1996.
Rybnikov N. Sovremennye uchenicheskie zhurnaly // Psikhologiya i deti. 1917. № 3-4.
Savvin N.A. Opyt ezhegodnika detskoy literatury // Detskaya literatura i zhurnalistika za 1912 g. M., 1913.
Savvin N.A. Opyt ezhegodnika detskoy literatury // Detskaya literatura i zhurnalistika za 1915 g. M., 1916.
Sal’nikovaA.A. Rossiyskoe detstvo v XX v.: istoriya, teoriya, praktika. Kazan', 2007.
Samarin M.P. Uchenicheskie zhurnaly. Khar'kov, 1916.
Samsonova N.E. Pedagogicheskie usloviya tvorcheskogo razvitiya podrostka v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obra-zovaniya: na primere studii zhurnalistiki: dis. . kand. ped. nauk. Petrozavodsk, 2003.
Sbornik programm prepodavaniya distsiplin «Mediaobrazovanie v shkole». M., 2009.
Svetlakova A. Zhurnalistika uchashchikhsya sredney shkoly // Novaya shkola. 191S. №№ 5-6.
Skvortsova S. Dukhovnaya zhizn' gimnazistok po literaturnym zhurnalam, izdavaemym imi // Vestnik vospitaniya. 1S96. № 3.
Smirnov S. Uchenicheskie zhurnaly i sborniki. M.., 1901.
Sovremennaya detskaya pressa: vektory razvitiya: mater. nauch.-prakt. seminara «Sovremennaya periodicheskaya pechat' v kontekste kommunikativnykh protsessov» (22 marta 2005 g., Sankt-Peteiburg) / red.-sost. A.N. Teplyashina. SPb., 2005.
Sredstva massovoy kommunikatsii i problemy razvitiya lichnosti rebenka: mater. mezhdunar. seminara, 16-17 iyulya 1993 g., g.Zvenigorod / pod obshch. red. A.V. Sharikova. M., 1994.
StechkinI.V., OlerinskayaD.A., KruglovaL.A. Mediaobrazovanie v shkole: shkol'nyy internet-portal. M., 2010.
Tochki otryva: inform.-metod. rekomendatsii. Perm', 2010.
Tret’yakovA. V. Tipologicheskie osobennosti uchenicheskoy pressy // Zhurnalistika v 199S g.: Tez. nauch.-prakt. konf. M., 199S. Ch.1.
Tret’yakov A.V. Uchenicheskie zhurnaly kak faktor dukhovnogo rosta podrostkov // Zhurnalistika v 1995 g.: tez. nauch.-prakt. konf. M., 1996. Ch.2.
Uskova N.I. Uchenicheskiy literaturnyy zhurnal «Tovarishch» // Literatura v shkole. 1950. № 5.
Uchenicheskie zhurnaly // Vestnik vospitaniya. 1906. № 3.
Uchenicheskie zhurnaly // Rodnoy yazyk v shkole. Yaroslavl'. 1914-1915. №4-5.
Uchenicheskie zhurnaly. Khronika // Pedagogicheskiy ezhenedel'nik. 1S96. №44-47.
Uchenicheskiy zhurnal // Krot: ezhemes. ist. zhurn. 1923. № 5.
Ushakov A. G. Yunkorovskaya rabota kak sredstvo vospitaniya obshchestvennoy aktivnosti shkol'nikov: dis. . kand. ped. nauk. M., 1975.
Furin S.A. Yunkoru. M., 19SS.
KholmovM.I. Stanovlenie sovetskoy zhurnalistiki dlya detey. L., 19S3.
Tsymbalenko S.B. Podrostok v informatsionnom mire: praktika sotsial'nogo proektirovaniya. M., 2010.
Chelysheva I.V. Mediaobrazovanie i mediakompetentnost': rabota so shkol'nymi uchitelyami i prepodavatelyami vuzov: ucheb.posobie / pod red.prof. A.V.Fedorova. Taganrog, 2011.
Shatilova N.A. Literaturnyy zhurnal 5-7 klassov // Literatura v shkole. 1970. №3.
Shershneva L. Esli imya tebe yunkor: Iz opyta raboty yunkorov Kryma. Kiev, 19S6.
Shkol’nikA.Ya. Detskaya samodeyatel'naya pressa kak faktor sotsial'nogo vospitaniya podrostkov: dis.. kand. ped. nauk. Kostroma, 1999.
Yumasheva N.V. Sotsial'nye funktsii detsko-yunosheskoy samodeyatel'noy zhurnalistiki // SMI v sovremennom mire: tez. nauch.-prakt.konf. SPb, 2001. Ch.1.
Yumasheva N.V. Evolyutsiya sotsial'nykh funktsiy detsko-yunosheskoy zhurnalistiki // Zhurnalistika v 2009 g.: trans-formatsiya sistem SMI v sovremennom mire: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moskva, 9-11 fevralya 2010 g. M., 2010.
YurkinI.N. Zhurnal korlyakovskikh shkol'nikov // Literatura v shkole. 1953. №3.