Научная статья на тему 'Ювенальные технологии в профилактике правонарушений несовершеннолетних'

Ювенальные технологии в профилактике правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / JUVENILE TECHNOLOGIES / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / OFFENSE / ПОДРОСТОК / TEENAGER / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF JUVENILE TECHNOLOGIES / МОДЕЛЬ / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркун Ольга Владимировна

Ювенальные технологии нацелены на то, чтобы малолетний правонарушитель отвечал за свое поведение и принимал на себя ответственность за него, чтобы все его нужды находили признание, и он имел возможность в будущем развиваться как ответственный, приносящий пользу себе и обществу человек. В статье раскрываются история становления ювенальных технологий, опыт их применения в Ярославской области, модель ювенальных технологий в учреждениях начального профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juvenile Technologies in Prevention of Minors’ Offenses

Juvenile technologies are aimed at that the juvenile offender would be responsible for behaviour and assume his responsibility for it, that all his needs would find recognition, and he would have an opportunity in the future to develop as a responsible, benefiting for himself and society person. In the article the history of formation of juvenile technologies, experience of their use in the Yaroslavl region, a model of juvenile technologies in primary professional education institutions are revealed.

Текст научной работы на тему «Ювенальные технологии в профилактике правонарушений несовершеннолетних»

УДК 376.58

О. В. Чиркун

Ювенальные технологии в профилактике правонарушений несовершеннолетних

Ювенальные технологии нацелены на то, чтобы малолетний правонарушитель отвечал за свое поведение и принимал на себя ответственность за него, чтобы все его нужды находили признание, и он имел возможность в будущем развиваться как ответственный, приносящий пользу себе и обществу человек. В статье раскрываются история становления ювенальных технологий, опыт их применения в Ярославской области, модель ювенальных технологий в учреждениях начального профессионального образования.

Ключевые слова ювенальные технологии, правонарушение, подросток, педагогические и психологические аспекты ювенальных технологий, модель.

O. V. Chirkun

Juvenile Technologies in Prevention of Minors' Offenses

Juvenile technologies are aimed at that the juvenile offender would be responsible for behaviour and assume his responsibility for it, that all his needs would find recognition, and he would have an opportunity in the future to develop as a responsible, benefiting for himself and society person. In the article the history of formation of juvenile technologies, experience of their use in the Yaroslavl region, a model of juvenile technologies in primary professional education institutions are revealed.

Keywords: juvenile technologies, offense, a teenager, pedagogical and psychological aspects of juvenile technologies, a model.

Преступность несовершеннолетних является серьезной проблемой для большинства современных государств, что закономерно стимулирует поиск путей ее решения. В России в 2010 и в 2011 годах каждое девятнадцатое преступление было совершено несовершеннолетними или при их участии. Ежегодно органами МВД привлекаются в качестве обвиняемых и подозреваемых более 200 тыс. несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, основной категорией которых являются воспитанники учреждений начального профессионального образования, около 20 тыс. несовершеннолетних (каждый десятый) получают наказание в форме реального лишения свободы [1].

Одним из эффективных инструментов в решении наболевших вопросов подростковой преступности в современной социокультурной среде являются ювенальные технологии. Мы будем рассматривать ювенальные технологии как комплекс научных и иных знаний, совокупность материальных, технических, трудовых ресурсов, форм и методов работы в области профилактики правонарушений, психолого-педагогической и социальной реабилитации, правовой защиты и поддержки несовершеннолетних [2].

Основой для разработки программы комплекса профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: юриспруденции, социологии, психологии, педагогике, медицине и т.д.

Современные исследователи (например, Гордон Бейзмор) отмечают, что в основе миссии ювенальных технологий с самого начала была забота о детях и подростках как ответ на их специфические проблемы и нужды, а не решение проблем общества и граждан, испытывающих на себе последствия подростковой преступности. Первый этап истории ювенальной практики известен как реабилитационная парадигма, или парадигма «индивидуализации обращения». Задача формирования надежного позитивного члена общества зачастую требовала восполнения недополученных ребенком социальных навыков, коррекции поведения и т.п.

На следующем этапе социально-педагогическая и психолого-педагогическая работа представала как вовлечение подростков в адекватную деятельность, поддержание необходимой интенсивности и результативности проведения подростками этой деятельности. Педагогические и социальные работники приняли на себя функцию эффективной соорганизации различных служб и подразделений, развития внутренних связей между ними.

Примерно с середины XX века началась критика реабилитационной парадигмы ювенальной юстиции. Г. Бейзмор так восстанавливает эту линию критики: «Идея подхода индивидуализации обращения почти не несет в себе попытки донести до преступника, что он причинил ущерб кому-то, должен предпринять определенные действия для его возмещения и отвечать за послед-

© Чиркун О. В., 2013

ствия, связанные с ущербом, нанесенным этим преступлением». Подросток рассматривается здесь как пассивный получатель социальных услуг, но не как субъект разрешения ситуации, которую он создал, субъект, от действий которого зависит нормализация самочувствия жертвы, возмещение ущерба и, в конечном счете, его собственные отношения с обществом. «...Модель ювенальной практики исходит из следующей установленной законом цели: обеспечить, чтобы малолетний правонарушитель отвечал за свое поведение и принимал на себя ответственность за него, чтобы все его нужды находили признание, и он имел возможность в будущем развиваться как ответственный, приносящий пользу себе и обществу человек» [3].

Суть современной модели развития ювеналь-ных практик можно изложить в следующих важнейших положениях:

- не использовать карательные меры, а воспитывать и реабилитировать;

- создавать условия для свободного развития в социокультурном обществе несовершеннолетнего и самостоятельного отказа от асоциального поведения с применением превентивных практик.

Опыт функционирования и развития юве-нальных технологий за рубежом позволяет провести параллель становления внедрения юве-нальных практик в России. Организация практической деятельности по предупреждению асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних предполагает, прежде всего, изучение причин и истоков преступности как социального явления, а также исследование природы отклоняющегося противоправного поведения.

В настоящее время широкое внедрение в пенитенциарную практику получили такие социально-педагогические, психологические и организационно-методические разработки, как: учет субкультуры осужденных в их ресоциализации (Багреева Е.Г.); изучение психологии и педагогики подростково-молодежных групп (Башкатов И.П.); использование педагогической системы А. С. Макаренко в деятельности ВТК (Данилин Е.М.). Проводится изучение современных основ реабилитационной педагогики (Беленький М.Г.); социально-педагогических условий воспитательной работы в исправительной колонии (Ветошкин С. А.); формирования профессиональной культуры начальника исправительной колонии (Емельянов С.Н.); воспитательной системы исправительно-трудовых учреждений (Стурова М.П.); методов

совершенствования воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания (Тюгаева Н.А.). Развиваются исправительная (пенитенциарная) педагогика (Зубков А.И., Стурова М.П., Тюгаева Н.А.); социально-педагогические основы деятельности ИТУ (Первозванский В.Б.); социально-педагогические основы нравственного воспитания осужденных (Пищелко А. В.); пенитенциарная психология (Поздняков В.М., Казак Б.Б.); теория и методика социально-педагогической поддержки осужденных в процессе ресоциализации (Фомин Н.С.); механизм реализации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы (Хребтов А.В.)

[4].

В России применение ювенальных технологий началось в 90-е годы двадцатого столетия. По инициативе Общественного центра «Судебно-правовая реформа» г. Москвы программы восстановительного правосудия и применения ювенальных технологий проводятся с 1997 г. [5]. С 2007 г. Институт права и публичной политики осуществляет проведение исследований и реализацию проектов в сфере применения ювенальных технологий; содействует внедрению восстановительного подхода в деятельность различных органов и служб на региональном уровне; разрабатывает и содействует внедрению эффективных реабилитационных программ для несовершеннолетних правонарушителей; методическое сопровождение деятельности служб и учреждений, работающих с несовершеннолетними «группы риска»; развивает правовое просвещение подростков и их родителей; проводит исследование проблем жестокого обращения с несовершеннолетними.

Работа по становлению ювенальных технологий проводится во многих регионах России. В рамках реализации региональной системы профилактики правонарушений в Ярославской области в течение 10 лет фиксируется расширение опыта внедрения ювенальных технологий:

- адресность и квалифицированность правовых и социально-правовых решений, принятых в отношении несовершеннолетних;

- действенность защиты прав и законных интересов несовершеннолетних при разрешении гражданских, административных и уголовных дел с учетом условий их жизни и воспитания, характера совершаемых ими правонарушений или преступлений;

- оптимизация мер по профилактике безнадзорности, правонарушений и защите прав несовершеннолетних;

- мобильное и комплексное сопровождение детей и семей, находящихся в социально опасном положении, на основе межведомственного взаимодействия;

- формирование института социального наставничества.

Специалисты, работающие с подростками и их родителями (законными представителями) в сфере профилактики, подключаются к работе с несовершеннолетними правонарушителями, но далеко не всегда обладают специальной подготовкой. Низкая занятость подростков - в основном затрагивается категория воспитанников системы начального профессионального образования - во внеучебное время, период нахождения в общежитиях, ранее порождавшая преступления небольшой степени тяжести, в настоящее время способствует росту количества серьезных правонарушений.

Обобщая теоретические и практические аспекты применения ювенальных технологий, можно сформулировать концептуальные основы модели комплексного внедрения ювенальных технологий в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних в учреждениях начального профессионального образования.

В основу разрабатываемой нами модели положены программные и нормативно-правовые документы, которые рассматривают образование в качестве ведущего института социализации личности, направлены на формирование соответствующего репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества, задающие норматив социально желаемых характеристик личности, проектирующие педагогический процесс, определяющие основные задачи и направления развития системы образования.

При построении модели мы исходили из общетеоретических основ моделирования:

- модель включает такие компоненты, которые непосредственно и положительно влияют на качество процесса (психолого-педагогический, структурно-функциональный, теоретико-методологический, содержательно-технологический, аналитико-диагностический);

- модель имеет такую структуру, которая достаточно легко диагностируется и контролируется на всех стадиях ее реализации всеми субъектами образовательного процесса и профилактики;

- модель обеспечивает не только контроль осуществления процесса развития, но и возможность активного вмешательства с целью внесения корректив в данный процесс.

Для разработки модели комплексного внедрения ювенальных технологий необходимо: провести анализ социально-педагогического опыта; рассмотреть социальный заказ; выявить потребности участников образовательного процесса - учреждения начального профессионального образования (включая ситуативный анализ учреждения, социальной среды, контингента обучающихся); организовать ресурсное обеспечение модели (кадровое, финансовое, психологическое, информационное, материально-техническое, программно-методическое, нормативно-правовое).

Организационная составляющая модели опирается на процессный подход и раскрывает три процесса: управляющий, поддерживающий и основной.

Технологическая составляющая модели предусматривает выбор ювенальной технологии. Могут применяться:

- восстановительные технологии, направленные на профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних и проведение примирительных процедур;

- детский телефон доверия;

- общественная приемная;

- непрерывное социальное сопровождение несовершеннолетних, попавших в конфликт с законом;

- план (программа) защиты прав ребёнка (предписания родителям комиссий по делам несовершеннолетних, работа с приемными и опекунскими семьями и т.д.).

Для удовлетворения индивидуальных потребностей целевой аудитории реализации модели должен быть обеспечен выбор вышеперечисленных технологий.

Полноценная помощь несовершеннолетним осуществляется посредством использования ресурса социально-экономических, организационно-распорядительных, медико-социальных и психолого-педагогических социальных технологий.

Управление и реализация модели должны быть закреплены за образовательным учреждением. Заказчик (субъект профилактики) определяет координатора, который несет персональную ответственность за реализацию модели, конечные результаты, поиск и распределение ресурсов, мониторинг ситуации.

Осуществление информационно-

методического обеспечения в процессе реализации модели предполагает постоянное повышение компетентности педагогических работников и специалистов образовательного учреждения по вопросам практического применения ювеналь-ных технологий, разработку продуктов: сборники методических материалов по психолого-педагогическим и социально-правовым основам восстановительного (ювенального) подхода; информационный банк профилактических программ (включая индивидуальные реабилитационные маршруты), социально-педагогических практик; методические рекомендации для каждой категории (участников) образовательного процесса по проблеме несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.

Координацию взаимодействия заинтересованных организаций и структур (социальных партнеров, субъектов профилактики) осуществляет администрация образовательного учреждения. Изучение и обобщение результатов деятельности проводится через анализ документации, анализ ключевых проблем и изменяющейся социально-педагогической ситуации, анкетирование, диагностику, тестирование, экспертную оценку, внешнюю и внутреннюю, выпуск информационно-методической продукции.

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время в мировой науке и практике идет активный поиск эффективных технологий в области профилактики преступлений несовершеннолетних и защите их прав. Таким образом, педагогическое обеспечение профилактического воздействия, направленное на предупреждение девиаций в среде несовершеннолетних (в частности обучающихся в учреждениях начального

профессионального образования), в первую очередь заключается в оказании помощи детям в реализации своих возможностей социально значимыми способами, где основой будет выступать реализация модели комплексного внедрения ювенальных технологий.

Библиографический список

1. Ювенальные технологии в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Опыт. Проблемы. Перспективы (2011; Ярославль) // Материалы межрегиональной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.iro.yar.ru/konf_sem/kpip_08062011.htm

2. Бэйзмор, Г. Три парадигмы ювенальной юстиции [Текст] // Правосудие по делам несовершеннолетних: перспективы развития. Вып. 1. - М. : Судебно-правовая реформа, 1999. - С. 65-100.

Bibliograficheskij spisok

1. Yuvenal'ny'ye tekhnologii v deyatel'nosti komis-sij po delam nesovershennoletnikh i zashchite ikh prav. Opy't. Problemy'. Perspektivy' (2011; Yaroslavl') // Ma-terialy' mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konfer-encii [Elektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://old.iro.yar.ru/konf_sem/kpip_08062011 .htm

2. Beyzmor, G. Tri paradigmy' yuvenal'noj yusticii [Tekst] // Pravosudiye po delam nesovershennoletnikh: perspektivy' razvitiya. Vy'p. 1. - M. : Sudebno-pravovaya reforma, 1999. - S. 65-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.