С.Ф. БЫЧКОВА,
депутат. Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе,
доктор юридических наук, профессор
ЮВЕНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРОБАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
В связи с рассмотрением вопроса о развитии пробации в Республике Казахстан представляется необходимым рассмотреть его в свете становления отечественной системы ювенальной юстиции.
Практическое формирование группы субъектов - носителей специфических прав и обязанностей осуществлено путем включения законодателем в нормативные правовые акты понятия «несовершеннолетний» как категории лиц, обладающих особыми психофизиологическими и социальными качествами. Возрастная неадаптирован-ность несовершеннолетних к условиям жизни требует компенсации путем их повышенной правовой защиты, что является основанием для формирования в стране института ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних.
Главным звеном системы ювенальной юстиции является специализированный суд. Однако речь должна о формировании особой системы правосудия, что особенно важно для уголовной юстиции.
При этом важнейшую роль играет стадия исполнения судебных решений, поскольку ювеналь-ная юстиция предполагает применение к несовершеннолетним преимущественно воспитательных мер воздействия.
Введение в отношении несовершеннолетних наказаний, альтернативных лишению свободы, обусловлено тем, что лишение свободы доказало свою неэффективность с точки зрения влияния на исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.
Известно, что отбывание наказания в виде лишения свободы препятствует последующей социальной адаптации ребенка, его возвращению в общество: несовершеннолетний в условиях изоляции утрачивает социально значимые навыки, приобретает в местах лишения свободы криминальную субкультуру, которая также не способствует ресоциализации личности.
В то же время отбывание наказания без изоляции от общества под надзором квалифициро-
ванного персонала позволяет избежать негативных нравственных, психологических и физических последствий изоляции, поскольку при альтернативном наказании навыки социального взаимодействия сохраняются и развиваются под воздействием социальной среды и при активной помощи сотрудников служб пробации.
В настоящее время завершается исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 ноября 2008 года №1067.
В аспекте стадии исполнения судебных решений до 2012 года План предполагает проработку вопроса о введении в штаты управления и территориальных отделов уголовно-исполнительных инспекций Комитета уголовно-исполнительной системы Министерством юстиции Республики Казахстан инспекторов по делам несовершеннолетних за счет имеющейся штатной численности. Согласно информации Министерства юстиции, в целях реализации данного пункта приказами Комитета УИС за счет имеющейся штатной численности введены должность главного специалиста по делам несовершеннолетних группы юве-нальной юстиции в Комитете УИС и 15 должностей специалиста-инспектора по делам несовершеннолетних группы ювенальной юстиции в Департаментах УИС по областям и г. Астаны. В штаты районных и городских Инспекций дополнительно введены специалисты группы ювеналь-ных юстиции в количестве 241 единица.
Таким образом, система исполнения судебных решений является государственным органом, весьма успешно реализующим вышеуказанную Концепцию.
Однако это только начало. И дальнейшие шаги развития ювенальной юстиции применительно к системе исполнения судебных решений должны быть предприняты одновременно с формированием службы пробации.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на ряд положений, особо актуализирующих
114 7 Л« 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
развитие службы пробации для несовершеннолетних.
1. Уже сейчас, в соответствии с законом, суд при постановлении приговора несовершеннолетнему обязан обсудить вопросы об условном осуждении, о назначении наказания, не связанного с лишением свободы, а также об освобождении от наказания в случаях, когда его исправление может быть достигнуто иными способами. При назначении наказания несовершеннолетнему, помимо общих начал, суд руководствуется специальными нормами, обязывающими учитывать особенности личности несовершеннолетнего, обусловленные его возрастом и условиями жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Официальная судебная практика по делам несовершеннолетних также ориентирует судей на ограничение применения репрессивных санкций.
Но, несмотря на уменьшение числа находящихся несовершеннолетних, отбывающих наказания, связанные с лишением свободы, недостаточно развита практика назначения меры наказаний, альтернативные уголовному наказанию, что происходит из-за отсутствия структур, которые могли бы приводить их в исполнение и осуществлять контроль за исполнением, либо их исполнение является сложным в организационном и экономическом плане.
2. Важным в системе ювенальной юстиции является принцип, согласно которому исполнение наказаний является завершающим актом правосудия, над которым суд по делам несовершеннолетних осуществляет контроль и юрисдикцию.
Благодаря скоординированным действиям судьи и представителя социальной службы несовершеннолетний уже на судебной стадии рассмотрения дела должен попадать в сферу персонального социального сопровождения, что позволяет реализовать главное назначение уголовного правосудия в отношении детей - предупреждение их повторного попадания в орбиту уголовного судопроизводства.
Основными задачами социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей должны являться:
- оказание помощи несовершеннолетним, привлеченным к уголовной ответственности, находящимся в социально опасном положении, в разрешении жизненных проблем;
- выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолет-
ним, и устранение этих причин;
- разработка программы социальной реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя и ее реализация.
Однако сегодня отношения между судьей по делам несовершеннолетних и несовершеннолетними правонарушителями ограничены временем слушания дела. В большинстве случаев компетенция ювенального судьи заканчивается вместе с вынесением решения по делу. Для судей не представлена реальная возможность контроля эффективности исполнения их решения и, следовательно, возможность его пересмотра в случае необходимости. Причиной тому также является несовершенство системы исполнения судебных решений по делам несовершеннолетних.
3. Несовершеннолетний, предстающий перед судом, должен признаваться не правонарушителем, а особым субъектом. Наряду с мерами правового воздействия в ходе уголовного процесса должны быть активно задействованы программы, преследующие цели социальной коррекции несовершеннолетних, осуществляемые специальными службами социальных работников.
Проблема реабилитации и ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, всегда очень остро стояла в нашем обществе; но еще большую значимость она имеет применительно к реабилитации несовершеннолетних. Ведь большинство несовершеннолетних осужденных происходят из неблагополучных семей, поэтому материальные возможности и моральные устои их родителей не гарантируют заботу о том, чтобы ребенок возвратился в общество его полноценным членом.
Именно поэтому масштаб рецидива среди несовершеннолетних правонарушителей особенно велик - как показали исследования, через год заключения происходит их адаптация к условиям криминальной среды. Подростки, отбывшие наказание, становятся легкой добычей для лиц, их использующих в преступных целях.
Сказанное предопределяет необходимость создания службы реабилитации, ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, что является логическим продолжением программ, направленных на помощь детям, оказавшимся в кризисных ситуациях. Указанная служба должна решать следующие задачи:
1. Подготовка несовершеннолетних заключенных к освобождению. Оказание им юридической и психологической помощи.
2. Реабилитация и ресоциализация несовер-
шеннолетних, имеющих условные сроки наказания, оказание им юридической, психологической и социальной помощи.
3. Объединение и координация усилий государственных органов, органов местного самоуправления и неправительственных организаций в области ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
Обобщая изложенное, следует констатировать, что совершенствование работы ювенальных судов теряет всякий смысл, если нет преемственности в работе суда и органов, исполняющих судебное решение. На сегодня имеет место такая ситуация, когда ювенальный судья, используя весь свой арсенал знаний в области права, детской психологии и педагогики, работающий совместно со специалистами-психологами, социальными работниками, исследующий личность несовершеннолетнего и условия его жизни и воспитания, проводит судебное следствие, принимает меры, направленные на наилучшее обеспечение интересов несовершеннолетнего, назначает ему наказание, не связанное с изоляцией от общества, указывает в частном постановлении на необходимость проведения индивидуальной профилактики.
При этом предполагается, что после суда начнется проведение с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы, которая будет способствовать социально-педагогической коррекции поведения подростка, защите его прав и интересов и предупреждению самой возможности совершения этим подростком повторных преступлений в будущем.
Однако несовершеннолетний после ювеналь-ного суда оказывается в ведении уголовно-исполнительной системы, которая сейчас пока далека от возможностей достижения целей правосудия в отношении несовершеннолетних, установленных Минимальными стандартными Правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинскими правилами»): способствовать благополучию несовершеннолетнего и его семьи. Причиной тому является отсутствие в настоящее время в Казахстане службы, аналогичной зарубежным службам про-бации для несовершеннолетних.
Имеющиеся уголовно-исполнительные инспекции уполномочены исполнять наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества. Однако законом не предусмотрено выполнение ими функций зарубежных служб пробации, а именно: представление досудебных докладов суду и прокурорам, в том числе при решении судом воп-
роса о мере пресечения в виде ареста; организация процедур примирения между осужденным и потерпевшим; разработка и реализация программ коррекции социального поведения поднадзорных лиц; решение задач наилучшего обеспечения интересов осужденного несовершеннолетнего. Но, главное, уголовно-исполнительные инспекции не могут оказать реальную помощь своим поднадзорным в социальной адаптации, обеспечить их социальное сопровождение.
Таким образом, проблемы совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних не ограничиваются только рамками совершенствования уголовно-процессуальной деятельности судов и изменения судоустройственного законодательства (введения ювенальных судов). Поскольку одним из важнейших звеньев правосудия в отношении несовершеннолетних, непосредственно реализующих его цели, является система исполнения наказаний, необходимо существенное изменение уголовно-исполнительного закона, которое видится в создании правовых основ создания службы пробации для несовершеннолетних.
Полагаем, что необходимо поэтапно совершенствовать уголовно-исполнительную деятельность, приближать ее к международно-правовым стандартам, нарабатывать и анализировать полученный при этом опыт, учитывать его при разработке новой правовой базы. Такая работа может идти одновременно в двух направлениях: изучение зарубежного опыта и дальнейшее развитие имеющегося у нас опыта совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних. При этом особый интерес представляют законодательства о пробации Латвии и Эстонии, сформированные на аналогичной отечественной правовой базе в сфере уголовной юстиции.
Уже сейчас отработку элементов службы про-бации для несовершеннолетних можно проводить в рамках пилотных проектов в разных регионах страны.
Необходимо учитывать, что наиболее сложным и важным элементом является отражение в системе пробации правового статуса социального работника, поскольку наряду с мерами правового воздействия в ходе уголовного процесса должны быть активно задействованы программы, преследующие цели социальной коррекции несовершеннолетних, осуществляемые специальными службами социальных работников.
Благодаря скоординированным действиям судьи, органа исполнения судебных решений и представителя социальной службы несовершеннолет-
116 7 № 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
ний должен попадать в сферу его социальной и психологической коррекции, что позволит реализовать главное назначение уголовного правосудия в отношении детей - предупреждение их повторного попадания в орбиту уголовного судопроизводства.
Как показывает опыт зарубежных стран, социальный работник по поступившим в суд уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних может проводить работу по следующим основным направлениям:
1) собирать данные об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровне его психического развития и иных особенностях его личности (социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подсудимого с целью уточнения данных о его личности и подготовки предложений о мерах по его реабилитации и ресоциа-лизации);
2) о проведенном социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого представлять отчет (доклад) суду - составлять карту социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя;
3) взаимодействовать со специалистами органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого и подготовке ими адресной (индивидуальной) реабилитационной программы несовершеннолетнего подсудимого, а также и осуществлении контроля за исполнением ими судебного решения;
4) готовить предложения суду о необходимости направления частного постановления в соответствующие организации либо должностным лицам для принятия мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних, по поручению судьи готовить проекты судебных постановлений, частных постановлений в адрес органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) направлять в уголовно-исполнительную инспекцию информацию о несовершеннолетнем осужденном, а именно: карту социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя, с тем, чтобы при исполнении наказания учитывались особенности личности при организации с ним работы по исправлению и перевоспитанию.
Таким образом, в работе социального работ-
ника уже имеются элементы пробации. Однако социальный работник не может заменить собою работника уголовно-исполнительной системы, в чьи обязанности входит осуществление надзора за условно осужденными подростками, а также несовершеннолетними, которым назначены исправительные или обязательные работы, он не может обращаться в суд с ходатайством об изменении условий отбывания наказания либо отмены условного осуждения.
Социальный работник должен взаимодействовать с сотрудником уголовно-исполнительной инспекции в части контроля за отбыванием наказания и прохождением несовершеннолетним индивидуальной программы профилактики. Именно на этой стадии к работе уголовно-исполнительной инспекции должны быть активно подключены все необходимые органы и службы государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с которыми социальный работник начинает взаимодействовать еще на стадии судебного разбирательства дела. После суда именно на этапе работы - «социальный работник» - «работник уголовно-исполнительной инспекции» приобретенный опыт может высветить проблемы, требующие их решения органами государственного управления и местного самоуправления, а именно: оказание квалифицированной медико-социальной помощи наркозависимым несовершеннолетними, их трудоустройство и профессиональное обучение и др. Информация, получаемая на этом этапе работы, определяет потребность в соответствующем «социальном заказе», на ее основе должны формироваться программы профилактики, обусловленные реальными потребностями несовершеннолетних, находящих в группе риска.
Законодательно и организационно вопрос о социальном работнике для сферы ювенальной юстиции на настоящем этапе может быть решен путем использования государственного заказа посредством института специальных социальных услуг путем отнесения ребенка, вовлеченного в орбиту уголовного судопроизводства, к числу лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данное предложение не противоречит Закону Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-ГУ «О специальных социальных услугах» и подлежит отражению в подпункте 12) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345 «О правах ребенка».
Мацалада ювеналдыц эдыет мэселелер1 тургысында отандыц пробация цызметшц цалып-тасу мэселелер1 царастырылады.
Автор кэмелетке толмагандарга цатысты эдысоттыц даму мэселелер1 тек цана соттар-дыц цылмыстыцыс жург1зу цызметт жетыд1ру1мен жэне сот цурылысы зацнамасын взгер-ту1мен гана шектелмейд1 деп нег1здейд1. Жазаларды орындау жуйеО кэмелетке толмаган тулгаларга цатысты олардыц мацсаттарын ттелей жузеге асыратын эдысот нег1зг1 т1збег1 болгандыцтан цылмыстыц-атцару зацды взгерту керек, ол кэмелетке толмагандар ушт ар-найы пробация цызметтщ цуцыцтыу нег1здерт цуруынан квршс табады.
Сондай-ац, ювеналдыц эдыет жуйестщ ажырамас элемент1 реттде элеуметтт цызмет-керлер цызметт цалыптастыру бойынша усыныстар нег1зденед1.
В статье рассматриваются вопросы становления отечественной службы пробации в свете проблем ювенальной юстиции.
Автор обосновывает положение о том, что проблемы развития правосудия в отношении несовершеннолетних не ограничиваются только рамками совершенствования уголовно-процессуальной деятельности судов и изменения судоустройственного законодательства. Поскольку одним из важнейших звеньев правосудия в отношении несовершеннолетних, непосредственно реализующих его цели, является система исполнения наказаний, необходимо существенное изменение уголовно-исполнительного закона, которое видится в создании правовых основ создания специальной службы пробации для несовершеннолетних.
Обосновываются также предложения по формированию служб социальных работников как неотъемлемого элемента системы ювенальной юстиции.
The article deals with the formation of the national service of probation in light of the problems of juvenile justice.
An author substantiates the position that the issue of juvenile justice is not confined to the framework of improving the criminal procedure of the courts and changes of judicial legislation. Since (as far as) one of the most important elements of juvenile justice in regard to juvenile, directly implementing (realizing) its goals (purposes), is the penal system (Penitentiary system), there should be a significant change of the penal law, which is seen in creation of the legal basis for establishment of a special service of probation for juveniles.
Also justified the proposals on the formation of services of social workers as an integral part of the juvenile justice system.