ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ
Опыт Республики Чувашии по применению ювенальных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями
Е.А. ГОРОДНИЧЕВА - судья Верховного Суда Чувашской Республики
Статья посвящена рассмотрению созданной в Республике Чувашии системы ювенальной юстиции, в том числе одной из главных ее составляющих - модели службы пробации несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния. Особое внимание уделяется применению ювенальных технологий в части, касающейся исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении подростков. Раскрываются особенности взаимодействия различных субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних в ходе реализации проектов по развитию ювенальных технологий в Чувашии.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные; ювенальные
технологии; служба пробации; непрерывное социальное сопровождение; ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних.
The experience of the Chuvash Republic in application of juvenile technologies in work with juvenile delinquents
E.A. GORODNICHEVA - the judge of the Supreme Court of the Chuvash Republic
This article is devoted to the system of juvenile justice of the Chuvash Republic, especially one of its main peculiarities as a model of probation service for juvenile, committed criminally punished actions. The special attention is taken to application of juvenile technologies, concerning criminal punishment execution and other measures of criminal - legal character for juvenile. The author reveals special sides of interaction between different agencies concerning juvenile delinquency preventive measures with regard for realization of projects on juvenile technologies development in Chuvashia.
Key words: the juvenile convicted; juvenile technologies; probation service; constant social convoy; resocialization and rehabilitation of juvenile.
Вступление Российской Федерации в Совет Европы и ее поэтапная интеграция в международное правовое поле обусловили необходимость совершенствования национального законодательства в сфере защиты прав и обеспечения гарантий при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних.
В ряде регионов Российской Федерации получили активное развитие современные ювенальные технологии - социально-правовые методы и способы, направленные на совершенствование правосудия и системы социальной реабилитации несовершенно-
летних правонарушителей, а также детей, оказавшихся жертвами преступлений. К числу таких регионов относится и Чувашская Республика.
Внедрение ювенальных технологий в Чувашии осуществляется с учетом предписаний, содержащихся в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся становления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинских правилах 1985 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Руководящих принципах ООН для предупреждения
преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских соглашениях) 1990 г., Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах), и других международных правовых актах.
В настоящее время в Российской Федерации элементы ювенальных технологий применяют Ростовская, Иркутская, Ленинградская, Брянская, Липецкая, Камчатская, Владимирская, Ивановская, Саратовская, Оренбургская, Волгоградская, Московская области, Еврейская автономная область, Пермский край, республики Хакасия и Карелия, города Санкт-Петербург и Москва. В большинстве этих регионов развиваются модели, основанные на рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних специальным ювенальным составом судей и привлечении социальных работников для подготовки досудебных докладов.
Следует отметить, что в большинстве указанных регионов Российской Федерации деятельность социальных работников ограничивается подготовкой досудебных докладов. Практика показывает, что такая система способствует совершенствованию судопроизводства в отношении несовершеннолетних.
Однако проблемы совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних не ограничиваются только рамками повышения эффективности уголовно-процессуальной деятельности судов и изменения законодательства о судоустройстве (введение ювенальных судов). Одним из важнейших звеньев правосудия в отношении несовершеннолетних, непосредственно реализующих его цели, является система органов и учреждений, исполняющих решения суда.
Опыт деятельности субъектов Российской Федерации по совершенствованию судопроизводства в отношении несовершеннолетних, созданию механизма взаимодействия судов с социальными службами показывает, что назрела необходимость построения целостной системы социального сопровождения несовершеннолетних, совершивших преступления.
Пробация (от лат. ргоЬайо - испытание) -юридический термин, который используется в международной практике для определения названия и деятельности службы, которая исторически создавалась для организации работы с людьми, столкнувшимися с законом, осужденными, но не лишенными свободы или освобожденными из-под стражи.
Инновация заключается в разработке и реализации ранее не использовавшихся в системе уголовного производства Российской Федерации методик и инструментов, которые в совокупности представляют собой качественно новую модель социальнореабилитационной работы с несовершеннолетними.
В ходе теоретического анализа и практической деятельности по реализации проекта «Молодежь группы риска в Чувашии» в 2006-2008 гг. были определены основные факторы, отрицательно сказывающиеся на эффективности системы уголовного производства в отношении несовершеннолетних:
1) недостаточно эффективное взаимодействие органов уголовного правосудия с социальными службами;
2) эпизодичность и непоследовательность работы специалистов и органов с несовершеннолетними;
3) отсутствие единого подхода к оценке социально-криминальной ситуации несовершеннолетнего (оценке его потенциала и риска совершения повторных преступлений);
4) неразвитость методико-технологиче-ского обеспечения органов и учреждений в системе уголовного правосудия;
5) отсутствие системы мониторинга и поддержки реабилитационных программ и социальных услуг для несовершеннолетних, совершивших преступления;
6)ограниченность внутренних(кадровых, организационно-управленческих, технологических) ресурсов служб, занятых работой с детьми, для выполнения установленных законодателем задач.
Данные факторы предопределили принципы, на основе которых была сформирована региональная модель службы пробации. В их число вошли:
1) непрерывность работы с подростком (на всех стадиях уголовного производства, а также на постпенитенциарной стадии);
2) преемственность в деятельности структур;
3) адресность услуг (на основе принципа «работа со случаем»);
4) комплексность и согласованность услуг;
5) реабилитация вместо наказания;
6) максимальное использование ресурсов местного сообщества.
Считаем оправданным и целесообразным в качестве эксперимента реализовать на региональном уровне технологию пробации на базе комиссий по делам несовершенно-
летних и защите их прав (далее - КДНиЗП). Такой выбор не случаен, поскольку:
1) одной из основных функций комиссии является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, то есть выполнение задачи по обеспечению практического взаимодействия структур, занимающихся работой с детьми;
2) на территориях административных единиц располагаются учреждения и организации, способные предоставлять услуги по индивидуальной реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Реализацию данных принципов обеспечивает главная, стержневая технология ювенальной пробации - непрерывное индивидуальное социальное сопровождение несовершеннолетних.
Основным отличием внедряемой в Чувашии модели является то, что работа по сопровождению подростка начинается с момента возбуждения уголовного дела, то есть уже на досудебной стадии производства по делу, и состоит на этом этапе в направлении органом предварительного следствия или дознания в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего запроса о сборе и предоставлении характеризующего материала, включающего в себя сведения о материально-бытовых условиях жизни семьи несовершеннолетнего, круге знакомств, характере взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями, его занятости, уровне интеллектуального развития и т.д. В русле данной технологии работники Чувашского отделения Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», являющиеся членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов городов Чебоксары и Новочебоксарск, осуществляют отдельные функции специалистов по пробации:
- проводят анализ социальной ситуации несовершеннолетнего, а также осуществляют оценку рисков и потребностей несовершеннолетнего (по форме оценки рисков и потребностей несовершеннолетнего - форма ОрП);
- составляют и предоставляют следователю карту социального сопровождения несовершеннолетнего (далее - КСС);
- участвуют в судебных заседаниях (в качестве специалистов);
- разрабатывают индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего (ИПР);
- координируют и контролируют работу лиц, ответственных за выполнение мероприятий ИПР;
- оказывают постпенитенциарную помощь несовершеннолетним.
Алгоритм действий специалиста по пробации и представителей заинтересованных органов и учреждений изложен в документе «Порядок взаимодействия судов, правоохранительных органов, органов местного самоуправления и социальных служб в системе непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних, совершивших преступления», утвержденном Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии с положениями гл. 50 УПК РФ суд должен изучить личность несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, выяснить причины, способствовавшие совершению преступления. Однако зачастую документы и иная информация, получаемая от органов предварительного расследования, вопреки нормам уголовнопроцессуального законодательства (в частности, п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 73 и ст. 421 УПК РФ) носят формальный характер.
Этот недостаток устранен путем введения карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя. Она является интерпретацией положений, закрепленных в законодательстве, и представляет собой совокупность материалов, характеризующих подростка с разных сторон, собираемых на досудебной стадии производства по делу. В нее включаются данные о несовершеннолетнем, полученные в процессе изучения его личности, выяснения материально-бытовых условияй жизни семьи, информация из ОВД, центров психологической реабилитации (на предмет обращений за помощью), а также из медицинских учреждений (о состоянии здоровья подростка). Несовершеннолетний в ходе исследования отвечает на вопросы, выявляющие уровень его интеллектуального развития, состояние эмоционально-волевой сферы, а также позволяющие установить степень риска совершения подростком нового преступления.
Собранные в КСС сведения могут быть использованы уже на досудебной стадии производства по делу для вовлечения подростка в реабилитационные мероприятия,
проведения восстановительных программ, выявления различного рода причин и условий. Эта информация должна использоваться органами следствия и дознания и при решении вопросов о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25, 28 и 427 УПК РФ.
Принятый в карте социального сопровождения метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними («Оценка рисков и потребностей») позволяет суду более мотивированно, качественно и максимально индивидуализированно подойти к вопросу назначения наказания (его вид и размер, возложение определенных обязанностей) либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а главное - к вопросу определения объема и наполняемости предлагаемой подростку реабилитационной программы.
Перечень обязанностей и ограничений зависит в том числе и от возможностей административной территории в сфере оказания подростку социальных услуг.
В связи с этим ведется работа по формированию банка данных о социальных услугах по каждой административной территории, участвующей в эксперименте. Мониторинг реабилитационных программ - необходимый инструментарий для последующего вынесения судебного решения (множество организаций, предоставляющих определенные услуги, на деле не имеют эффективных программ, суд же должен обладать конкретной информацией о возможности направить подростка в программу, которая имеет абсолютно определенные цели, сроки и т.д.).
На досудебной стадии собранная в КСС информация и оценка рисков и потребностей позволяют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разработать совместно с подростком и его законными представителями индивидуальную программу реабилитации, максимально ориентированную на ресурсы личности и направленную на изменение криминальных потребностей. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при этом используют свои полномочия для осуществления координации и контроля выполнения представителями органов и учреждений мероприятий, включенных в индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего.
Таким образом, карта социального сопровождения перестала быть только до-
судебным докладом о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Она представляет собой документ, содержащий и данные о проводимых с подростком мероприятиях (на различных стадиях уголовного производства по делу), реагировании подростка на такие действия, изменении уровня риска совершения повторного преступления. Все это позволяет своевременно вносить корректировки в индивидуальную программу реабилитации и определять рекомендуемую степень интенсивности сопровождения конкретного несовершеннолетнего.
Суды, использующие в своей работе ювенальные технологии, отмечают, что качество рассмотрения дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, значительно улучшилось.
С введением элементов ювенальной юстиции суды, принимающие участие в эксперименте, получили возможность более активно применять принудительные меры воспитательного воздействия, а также виды наказаний, не связанные с лишением свободы, включая условное осуждение. Так, Калининским, Ленинским и Московским районными судами г. Чебоксары в 2009 г. прекращены дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия в отношении 30 несовершеннолетних (или 13,9% об общего количества дел), к лишению свободы условно приговорены 61,3% от общего числа осужденных (по республике этот процент составляет 43,6). Но, самое главное, применение на основании ст. 73 УК РФ «условного осуждения» удалось «наполнить» воспитательными механизмами и реабилитационной составляющей. Так, судьи стали возлагать в числе иных обязанностей, предусмотренных ст. 73 УК РФ, следующие: поступить на учебу или продолжить обучение, пройти профилактические курсы и консультации у психолога, пройти курсы психо-лого-педагогической реабилитации, курсы реабилитации от употребления алкоголя и других видов зависимостей, курсы «Профилактика школьной дезадаптации», принять участие в реабилитационной программе «Мотивация к поведению» и т.д.
Изменилось отношение к институту частного определения: значительно расширилось использование его как средства и основы правовой помощи несовершеннолетнему. Судами все чаще выносятся частные определения в адрес должностных лиц и учреждений государственной системы
профилактики правонарушений, в которых на них возлагаются обязанности по оказанию несовершеннолетнему помощи в трудоустройстве, продолжении (возобновлении) учебы, реализации каких-либо навыков, организации досуга и т.д.
В течение 2009 г. специалистами по пробации при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории г. Чебоксары осуществлялось социальное сопровождение 204 несовершеннолетних, разработаны и реализуются 58 индивидуальных программ реабилитации подростков. Повторные преступления совершили 8 несовершеннолетних, что составляет 3,9% от общего количества подростков, охваченных социальным сопровождением.
С 2009 г. обеспечение деятельности специалистов по пробации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав стало возможным за счет средств, выделенных Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» региональной целевой программы «Дети Чувашии» на 2007-2020 гг., п. 3.1 которой так и озаглавлен: «Создание региональной модели ювенальной пробации -технологии непрерывного сопровождения несовершеннолетних, совершивших
преступления и несовершеннолетних-жертв преступлений». С октября 2010 г. расширены территориальные рамки эксперимента, и элементы ювенальной пробации применяются еще в трех районах республики.
Описанная выше деятельность является лишь частью ювенальной пробации. Для создания типовой модели службы ювенальной пробации на региональном уровне необходимо дополнительно внедрить в действующую систему уголовного правосудия следующие элементы, методики и инструменты:
- восстановительную медиацию - программы примирения с участием несовершеннолетних, совершивших преступления;
- включение несовершеннолетнего в реа-
билитационные программы по месту жительства на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства;
- оценку риска и потребностей, подготовку досудебного доклада при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего из воспитательной колонии;
- разработку индивидуальной программы реабилитации для несовершеннолетнего, освободившегося из воспитательной колонии условно-досрочно;
- мониторинг эффективности предоставляемых социальных услуг и реабилитационных программ.
Хочется отметить, что по реализации первого направления уже предприняты определенные шаги.
В течение 2010 г. в рамках республиканской экспериментальной программы примирения для несовершеннолетних разработаны рабочие программы по апробации моделей: «Создание службы примирения в общеобразовательной школе», «Создание службы примирения в учреждении закрытого типа», «Создание службы примирения в социально-реабилитационном центре»; образованы республиканские экспериментальные площадки по апробации служб примирения в 5 общеобразовательных учреждениях, 4 социально-реабилитационных центрах городов Чебоксары, Новоче-боксарск, а также на базе РГОУ «Убеевская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» Министерства образования Чувашии; создан республиканский центр медиации на базе РГОУ «Центр психологопедагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования Чувашии. В республиканском центре медиации к концу года планируется осуществить первые процедуры примирения с участием несовершеннолетних, совершивших преступления.
Таким образом, весь процесс социального сопровождения несовершеннолетних в сфере уголовного производства может быть представлен в виде структурированной, методически насыщенной, последовательной деятельности специалистов по пробации комиссий по делам несовершеннолетии в ходе которой реализуются все указанные выше функции.