21.6. ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Овчинников Сергей Николаевич, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ-1 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Аннотация: пенитенциарные системы Латинской Америки в отечественной науке сравнительного правоведения остаются малоизученными. Проводимые зарубежные исследования в сфере уголовной юстиции указывают на то, что проблемы, решаемые национальными органами юстиции, вполне типичны и характерны для абсолютного большинства стран Южной и Центральной Америки. В представленной работе нами предпринимается попытка анализа развития системы ювенальной юстиции и ее современного состояния в Перу, Боливии и Чили.
Ключевые слова: ювенальная юстиция, исполнение наказаний, пенитенциарная система стран Латинской Америки.
JUVENILE JUSTICE IN SOME COUNTRIES OF LATIN AMERICA: CONDITION AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Ovchinnikov Sergey N., PhD in Sociology, Leading Research Place of employment: Research Institute of the FPS of Russia
Abstract: the penitentiary systems of Latin America in the domestic science of comparative law remain little studied. Conducted foreign studies in the field of criminal justice indicate that the problems solved by national justice authorities are quite typical and characteristic of the absolute majority of countries in South and Central America. In the presented work we are attempting to analyze the development of the juvenile justice system and its current state in Peru, Bolivia and Chile.
Keywords: juvenile justice, execution of sentences, the penitentiary system of Latin American countries.
Проблема переполненности пенитенциарных учреждений стран Южной и Центральной Америки обращает на себя пристальное внимание представителей научного сообщества, национальных и международных правозащитных организаций. При этом отличительной особенностью большинства латиноамериканских стран является относительно невысокие абсолютные показатели численности лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, за исключением Бразилии, Мексики и Колумбии. Так, в рассматриваемых нами странах, Чили, Боливии и Перу, численность лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не превышает показатели благополучных стран Европы: Соединенное Королевство: Англия и Уэльс, Германия, Франция.
Вместе с этим иная картина складывается при рассмотрении относительных показателей численности подозреваемых, обвиняемых и осужденных в расчете на 100 000 населения страны. При относительно небольшой численности доля лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, составляет в Перу - 270 человек на 100 000 населения, в Чили - 233, в Боливии - 156. В то же время в Германии данный показатель равен 75, во Франции - 104, в Соединенном Королевстве: Англия и Уэльс - 140. [1]
В последние пятнадцать лет отмечается поступательное увеличение численности лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, в Перу и Боливии, которые достигли своих максимальных значений. Примечательны статистические данные, представленные властями Республики Чили. (График 1) Оставаясь на высоком уровне, доля лиц, находящихся в местах принудительного содержания, снизилась за период с 2010 по 2018 годы почти на треть (27,1%). Такой результат стал следствием реформирования национальной си-
стемы уголовной юстиции. Среди предпринимаемых мер, направленных на сокращение нагрузки на пенитенциарные учреждения, популярны альтернативные вида наказания и меры пресечения, а также использование средств электронного мониторинга поведения осужденных.
График 1. Доля лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях Чили, Боливии и Перу (в расчете на 100 000 населения).
В международной пенитенциарной статистике большое значение придается соотношению количества осужденных, отбывающих лишение свободы, и нормативного количества мест для их размещения в пенитенциарных учреждениях. Получаемый показатель свидетельствует о сбалансированности национальной уголовной и уголовно-исполнительной политики. На примере латиноамериканских стран показатель переполненности пенитенциарных учреждений свидетельствует не только о карательном уклоне системы правосудия, но и о высоком уровне преступности, суще-
Овчинников С. Н.
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ственную долю в структуре которой занимают тяжкие и особо тяжкие преступления.
Согласно данных World Prison Brief на 30.06.2018 численность осужденных в Боливии и Перу более чем в два раза превышает количество предусмотренных для них мест в пенитенциарных учреждениях. Соответственно коэффициент наполняемости учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и мест содержания под стражей, составляет в Боливии - 253,9%, в Перу -224,7%. В Республике Чили ситуация более благоприятная, где уровень данного показателя равен 110,9%, что соответствует значениям таких европейских государств как Франция (118,4%), Италия (116,8%), Соединенное Королевство: Англия и Уэльс (109,4%). [1]
Характеризуя особенности системы исполнения наказаний в латиноамериканских странах, следует также отметить относительно высокий уровень доли подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Так, например, в Парагвае доля лиц, содержащихся в местах предварительного заключения составляет 77,9% от общего количества лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Высокий показатель отмечается также и в Боливии - 69,9%, Уругвае - 69,7%, Венесуэле - 63%, Республике Суринам - 50%. В Перу и Чили данный показатель вполне сопоставил с данными по европейским странам и составляет 39,8% и 33,3% соответственно. Для сравнения можно отметить, что доля лиц, содержащихся под стражей, в России одна из невысоких и равна 17,5%. [2]
В общем контексте уголовной юстиции особое место занимает ювенальная юстиция, включающая в себя особенности уголовного и уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних, национальный механизм системы правосудия и исполнения уголовных наказаний, как связанных с лишением свободы, так и альтернативных видов наказаний. Исходя из предмета исследования, рассмотрим некоторые аспекты ювенальной юстиции Республики Чили, Многонационального Государства Боливия и Республики Перу.
Как было выше указано, численность лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях Чили, стремительно снижается. Аналогичная тенденция видна и в отношении несовершеннолетних осужденных. За период с 1990 по 2012 годы их количество в местах принудительного содержания сократилась более чем в четыре раза с 5 000 до 1 249 человек. Это стало результатом масштабной реформы в сфере уголовного судопроизводства, начавшейся еще в период военной диктатуры в 1989 году. [3 с. 5] Изменению национального уголовного законодательства предшествовала ратификация многих международных актов, регулирующих правила уголовного преследования и исполнения наказаний. Принятый в 2007 году Уголовный кодекс Республики Чили предусмотрел запрет назначения несовершеннолетним лишения свободы в случае совершения ими преступления, за которое может быть назначено согласно уголовному закону не более пяти лет лишения свободы. Также был расширен перечень наказаний, не связанных с изоляцией осужденных несовершеннолетних от общества. По данным министерства юстиции Республики Чили доля несовершеннолетних осужденных, которым было назначено наказание в виде лишения свободы, с отбыванием его в специализированных пенитенциарных учреждениях составляет 9% от общего количества несовершеннолетних, осужденных за уголовные преступления. [4]
Реформирование коснулось и правовых основ уголовно-исполнительных правоотношений. Основные положения, регулирующие порядок исполнения уголовных наказаний вошел в состав Закона о несовершеннолетних, принятого в 2007 году. Данный нормативный акт изменил перечень наказаний, которые могут назначаться за совершение несовершеннолетними осужденными дисциплинарных проступков в период отбывания наказания. Так, исключена была мера дисциплинарного характера в виде ареста, предполагающая изоляцию осужденного в специализированное помещение.
Резкое сокращение численности несовершеннолетних осужденных позволило обеспечить декларируемую в международных актах возможность содержания в маломестных жилых помещениях и соблюдения установленных нормативов полагающейся жилой площади.
Вместе с этим, несмотря на принятые меры, нерешенными остались вопросы высокой численности несовершеннолетних, содержащихся под стражей. Доля несовершеннолетних, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве подозреваемых или обвиняемых, которым была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, составила 38%, а в некоторых регионах доходила до 76%. [5 с. 223] Также проблемным остался вопрос и обеспечения раздельного содержания несовершеннолетних осужденных в отделениях, функционирующих на базе пенитенциарных учреждений для взрослых. Также следует отметить, что неясным остались некоторые аспекты в части, касающейся использования правовых инструментов, регламентирующих порядок досрочного освобождения из мест лишения свободы.
Процесс демократизации на рубеже 80-х-90-х годов прошлого столетия коснулся и системы государственного управления Многонационального Государства Боливия. Также как и в Чили, вступивший в законную силу в 1999 году Закон о несовершеннолетних содержал положения, регулирующие порядок исполнения уголовных наказаний. Данный закон наряду с уголовно-правовыми правоотношениями регламентировал, семейные и иные социально-правовые правоотношения.
В законодательном порядке были установлены ограничения срока применения назначаемых мер пресечения. Так, максимальный срок содержания под стражей был ограничен 45 днями, а содержание под домашним арестом шестью месяцами.
Несмотря на некоторые сходства с чилийской системой ювенальной юстиции, в уголовно-правовой сфере Боливии можно отметить некоторые весьма консервативные моменты. Так, например, в отличие от Чили минимальный возраст, с которого лица могут быть привлечены к частичной уголовной ответственности, составляет двенадцать лет. При этом возраст, по достижении которого наступает полная уголовная ответственность, составляет 16 лет, как и во многих странах Европы. В Чили же полная уголовная ответственность наступает с восемнадцатилетнего возраста. В уголовном законодательстве Боливии дифференцируется максимальный срок наказания, который может быть назначен в период частичной уголовной ответственности. Так, несовершеннолетнему в возрасте 12 - 14 лет максимальный срок наказания составляет три года лишения свободы, а в возрасте 14 - 16 лет - пять лет лишения свободы.
В результате сниженных возрастных пределов наступления уголовной ответственности для пенитен-
циарных учреждений Боливии стала актуальной проблема их переполненности. За период с 1994 года по 2010 более чем в три раза увеличилась численность несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы. При этом обострилась проблема раздельного содержания несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет в пенитенциарных учреждениях для взрослых.
Как уже было сказано выше, проблема переполненности пенитенциарных учреждений порождает комплекс производных организационно-правовых проблем обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Высокая численность осужденных отбывающих лишения свободы, как мы видели, напрямую касается не только Боливии, но и Республики Перу. Национальное законодательство аналогичным образом устанавливает минимальный возраст наступления уголовной ответственности с двенадцати лет. Однако возрастной предел, по достижении которого лицо несет ответственность по правилам, предусмотренным для взрослых, составляет семнадцать лет. В период частичной уголовной ответственности максимальный срок наказания, который может быть назначен составляет три года лишения свободы. Однако в ходе внесенных изменений в 2000 году в Закон о несовершеннолетних при совершении преступления террористического характера лицом в возрасте 12-17 лет наказание может быть назначено сроком до шести лет лишения свободы.
Анализ судебной практики Перу свидетельствует о ее ригидности. Согласно сведений судебных органов доля несовершеннолетних, которым назначается лишение свободы составляло в 2007 году 66%, а в 2010 году 64%. Аналогичная тенденция продолжается по настоящее время. [3, с. 5] Такое распределение позволяет говорить о наличии проблем при исполнении наказаний, которые наблюдаются в пенитенциарных учреждениях Боливии.
Таким образом, проведенный анализ отдельных тенденций развития ювенальной юстиции в некоторых латиноамериканских странах позволяет говорить о наличии общих черт реформирования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, наиболее существенные изменения, в которых произошли в современное время на рубеже веков. Вместе с этим национальные политики в сфере ювенальной юстиции по-разному сказалась на состоянии численности лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Наибольшие успехи в этом направлении можно отметить в уголовно-исполнительной системе Чили, где с 2010 года наблюдается поступательное снижение количества осужденных к лишению свободы, в том числе и несовершеннолетних. Вместе с этим в силу комплекса причин пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних Боливии и Перу по-прежнему остаются переполненными, что затрудняет дальнейший процесс реформирования механизма уголовной юстиции, составной частью которого является ювенальная юстиция.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 93,6%.
Список литературы:
1. URL: http://www.prisonstudies.org/
2. URL: http://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/ oc-cupancylevel?field_ region_taxonomy_tid=14
3. Castro Morales, Dünkel F. Jugendstrafrecht und Jugendstrafvollzug in Chile, Bolivien und Peru: Aktuelle Entwicklungen und Reformtendenz // Zeitschrift für Internationale Strafrechtsdogmatik. 2017. № 1. S. 1-10.
4. URL: www.fiscaliadechile.cl
5. Franklin E. Zimring, Maximo Langer, David S. Tanenhaus. Juvenile justice in Global Perspective. New York, 2015. 416 s.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью ведущего научного сотрудника ФКУ НИИ ФСИН России, кандидата социологических наук Овчинникова С. Н. Автором в работе «Ювенальная юстиция в некоторых странах Латинской Америки: состояние и перспективы развития» рассматриваются пенитенциарные системы Латинской Америки в отечественной науке сравнительного правоведения остаются малоизученными. В работе справедливо отмечается, что проводимые зарубежные исследования в сфере уголовной юстиции указывают на то, что проблемы, решаемые национальными органами юстиции, вполне типичны и характерны для абсолютного большинства стран Южной и Центральной Америки.
Следует отметить, что проведенный автором анализ отдельных тенденций развития ювенальной юстиции в некоторых латиноамериканских странах позволяет говорить о наличии общих черт реформирования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, наиболее существенные изменения в которых произошли в современное время на рубеже веков. Вместе с этим национальные политики в сфере ювенальной юстиции по-разному сказалась на состоянии численности лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Наибольшие успехи в этом направлении можно отметить в уголовно-исполнительной системе Чили, где с 2010 года наблюдается поступательное снижение количества осужденных к лишению свободы, в том числе и несовершеннолетних. Вместе с этим в силу комплекса причин пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних Боливии и Перу по-прежнему остаются переполненными, что затрудняет дальнейший процесс реформирования механизма уголовной юстиции, составной частью которого является ювенальная юстиция.
Исходя из вышеизложенного, результаты проведенного исследования рекомендуются к публикации и представляют интерес для работников уголовно-исполнительной системы и всех интересующихся проблемами исполнения наказаний.
Главный научный сотрудник
ФКУ НИИ ФСИН России,
доктор педагогических наук, профессор
С.С. Оганесян