зование и речевосприятие, модели речевой деятельности, семантики речи, данные о языке высших обезьян.
Раздел о прикладных аспектах психолингвистики занимает достаточно важное место в учебнике, свидетельствуя о включенности науки в жизненные отношения людей. Здесь приведены материалы по теме речевого воздействия, речевой диагностике, дефектах и недоразвитии речевой функции.
Завершает книгу краткий футурологиче-ский раздел, где автор рисует картину будущего психолингвистики и тенденции ее развития.
Учебник написан хорошим языком, логично выстроен и дает полное представление о психолингвистике как науке и практике в ее современном состоянии. Каждый
раздел учебника снабжен оптимальным списком литературы по теме. Можно отметить, однако, отсутствие одного значащего автора : это Э. Кассирер. Его «Философию символических форм» стоило бы использовать в книге, поскольку она рассматривает то, к чему до сих пор приглядывается научный мир.
В целом следует заключить, что учебник «Психолингвистика» под ред. Т.Н. Ушаковой может быть с успехом использован в учебном процессе для студентов-психологов и студентов-лингвистов, изучающих психолингвистику.
Д.ф.н., профессор Н.В. Уфимцева, Д.ф.н., профессор Ю.А. Сорокин
Юрьева Н.М. Проблемы речевого онтогенеза:
Производное слово. Диалог. Экспериментальные исследования. М.: ИЯЗ РАН, 2006.
Книга Н.М. Юрьевой продолжает цикл исследований в области речевого онтогенеза, проводимых в русле деятельностного направления отечественной психолингвистической школы, и обращена к проблемам, которые в лингвистике традиционно изучались и продолжают изучаться в аспекте «лингвистики детской речи», опирающейся на метод наблюдения и описания языковых фактов в речи детей. Отличает книгу избранный автором подход к изучению процесса становления речи в детстве. С одной стороны, это положения теории речевой деятельности и деятельно-стного направления в изучении речевого онтогенеза, а с другой стороны - эксперимент, как метод получения материала, на котором строится исследование, сконцентрированное вокруг двух ключевых областей: словообразовательная номинация в онтогенезе речи и диалоги детей-сверстников дошкольного возрастаа, образованные на основе их совместной деятельности. Выделенные предметные области являются важными ступенями речевого
онтогенеза и своего рода «узловыми моментами», отражающими не только собственно языковые особенности становления речи, освоение ребенком словаря и грамматики родного языка, но и процессы познания и осмысления окружающего мира, умения ребенка пользоваться языком.
Не отрицая в принципе описательный подход и наблюдение, автор ставит перед собой цель показать возможность и продуктивность применения к исследованию выделенных областей речевого развития основных положений отечественной психолингвистики и разработанного в психологии экспериментально-генетического метода (Л.С. Выготский, Л.И. Айдарова, А.Г. Лидерс и др.) как оптимального при изучении интеллектуального и речевого развития ребенка. Тем самым автор стремится не просто регистрировать последовательность появления тех или иных фактов в речи ребенка, а в эксперименте активно моделирует и воспроизводит стадии развития исследуемых явлений с целью выявления их сущностных характеристик.
Несомненным достоинством работы является ее теоретико-экспериментальный характер, обширный исследовательский материал, оригинальные экспериментальные методики, высокопрофессиональный способ обработки и представления экспериментальных данных. Все это гарантирует валидность полученных результатов, достоверность которых обеспечивается также опорой на современные лингвистические, психолингвистические и социолингвистические концепции.
В работе формулируются три группы вопросов, последовательное рассмотрение и решение которых в трех главах книги позволило показать возможности деятельно-стного подхода и экспериментально-генетического метода в изучении становления языковой способности ребенка. Автором рассматриваются такие вопросы, как эволюция метода в исследованиях детской речи; словообразовательная номинация на ранних этапах онтогенеза, специфика производного слова как особой номинативной единицы в речевой деятельности ребенка, связь словообразовательных процессов с когнитивным и языковым развитием, психолингвистические механизмы, обеспечивающие формирование словообразовательной номинации в речи детей; диалог детей-сверстников дошкольного возраста и его связь с развитием у детей совместной деятельности.
Особое место в книге принадлежит проблеме метода, которая не часто обсуждается в работах по детской речи; автор дает характеристику экспериментально-
генетического метода и психолингвистического эксперимента как основного инструмента при изучении онтогенеза речи. Предложенный в работе подход является чрезвычайно продуктивным при изучении словообразовательной номинации в речевом онтогенезе и детских диалогов, возникающих в совместной деятельности детей-сверстников дошкольного возраста.
Первое экспериментальное исследование, посвященное словообразовательной номинации на ранних этапах онтогенеза,
направлено на выявление психолингвистического механизма, обеспечивающего словообразовательную номинацию в онтогенезе и ее взаимосвязь с особенностями познания ребенком предметной и языковой действительности. Сопоставляя результаты опытов на разных возрастных срезах, автор выявляет, с одной стороны, психолингвистические закономерности детского словообразования, с другой стороны - особенности развития в сознании ребенка значения производного слова. Автор приходит к выводу, что формирование и функционирование словообразвательных процессов обеспечивается, с одной стороны, развитием познавательной деятельности ребенка в мире культурных предметов в широком смысле, поскольку появление нового наименования связано с означиванием некоторого нового знания о ситуации, предметах, лицах и их признаках. С другой стороны, идет развитие способов языкового выражения этого знания, т. е. накопление того, что автор называет «примарной лексикой», поскольку именно знание простых слов и их значений создает предпосылки адекватного членения производного слова и его восприятия как мотивированной единицы; освоение словообразовательных моделей родного языка; развитие синтаксической структуры высказывания. В основе же порождения производного слова лежит семантический анализ ситуации, который протекает как членение обозначаемого фрагмента действительности на смысловые компоненты, наиболее значимые в данный момент для ребенка и формирование наглядного образа предмета номинации, выступающего когнитивной предпосылкой словообразовательных процессов, и семантический синтез как процесс соединения образного знания о ситуации с возможностями языкового выражения.
Книга содержит много новых наблюдений и данных: о двух типах словообразовательных процессов в детской речи и инте-риоризации речевого анализа ситуации в онтогенезе, о связи в онтогенезе процессов словообразования и словообразовательных
единиц с познавательной деятельностью детей и с формированием синтаксической структуры высказывания. Это относится и к следующему экспериментальному исследованию, в котором предпринята попытка последовательного применения дея-тельностного принципа в исследовании детского диалога, возникающего в экспериментальных ситуациях совместного рисования детей и в их игровой деятельности. Психолингвистические изыскания автора привели к выводу о том, что возникновение и развитие диалогического взаимодействия детей-дошкольников и их диалогов тесно связано с развитием совместной деятельности детей. Полученные автором данные свидетельствуют, что в дошкольном детстве диалог детей развивается и функционирует как составная и необходимая часть общего процесса развития индивида и его взаимодействия с окружающим миром в предметной и социальной сферах.
Несомненным успехом рецензируемой книги является типология моделей диалогического взаимодействия детей-сверстников, отражающая ступени развития диалога детей-сверстников от трех до шести лет в совместной деятельности, а также выявление трех базовых коммуникативных диалогических моделей, которые, по мнению автора, образуют коммуникативную структуру детских диалогов. Особо хочется отметить, что автор демонстрирует несомненный талант экспериментатора в такой сложной области как исследование речи и поведения детей-дошкольников. Созданные Н.М. Юрьевой экспериментальные методики несут в себе самостоя-
тельную научную ценность, являясь ценным инструментом для проведения подобных исследований с детьми-дошкольниками.
Естественно, такое масштабное исследование в отдельных своих фрагментах не может не вызвать определенной критики. Так, как нам кажется, «сенсомоторные схемы» Ж.Пиаже и «сенсорные эталоны» восприятия А.В. Запорожца - это явления, возникающие в разные периоды развития ребенка, они не «синонимичны», и нельзя ставить между ними знак равенства, как это делает автор. Вызывают возражение и рассуждения автора об особенностях формирования образа и «речи» у слепоглухонемых детей. Наконец, жаль, что вне поля зрения автора остались новые взгляды отечественных психологов на раннее когнитивное развитие ребенка и на роль в этом развитии антиципации. Впрочем, это, скорее, пожелание на будущее.
Подводя итог, можно смело утверждать, что рецензируемая книга подводит определенный итог всему развитию отечественной психолингвистики детской речи и одновременно делает значительный шаг вперед в области изучения речевого онтогенеза, демонстрируя возможности деятельно-стного подхода и экспериментально-генетического метода в исследовании становления языковой способности ребенка.
Доктор филол. наук, профессор
Н.В. Уфимцева
Сигал К.Я. Синтаксические этюды / Рос. акад. наук, Ин-т языкознания. - М.: Акад. гуманитар. исслед., 2006. - 156 с.
Новая книга известного специалиста в области теории языка, плодотворного и интересного исследователя К.Я. Сигала «Синтаксические этюды» представляет собой оригинально задуманное и выполненное (хочется сказать - исполненное) с большим исследовательским мастерством
произведение, посвященное наблюдениям и размышлениям автора над целым рядом синтаксических явлений, либо не получивших должного внимания со стороны исследователей, либо имеющих спорные трактовки. Рецензируемую книгу следует определить не просто как своевременную,