РЕЦЕНЗИИ
НАШЕГО ПОЛКУ ПРИБЫЛО (заметки об учебнике «Психолингвистика» под ред. Т.Н. Ушаковой)
Среди вышедших к настоящему времени учебников по психолингвистике вариант его, предложенный Т.Н. Ушаковой, выделяется своей четкой направленностью: он стремится к расширению круга знаний и понятий психолингвистики и представляет собой очень удачный учебный комплекс, позволяющий увидеть возможные связки с теми коллегами, которые также занимаются изучением вопросов взаимодействия языка и психики, их противоречивой коррелятивностью, обусловливающей невозможность понимания первого без второго и наоборот. Таким образом, это - стыковая работа. И это очень хорошо, ибо тесные и глубокие связи между психологами и лингвистами - давно назревшая потребность.
Расширение круга понятий психолингвистики опирается в учебнике на исходный принцип, предлагаемый для выделения работ психолингвистического характера : «использование в исследовании (явное или неявное) данных, позиций, подходов и психологии, и лингвистики с целью развития знаний в области природы речи и языка» (Психолингвистика, 2006, с.14). Этот принцип дает основание для того, чтобы раздвинуть границы рассматриваемой науки, открыть ее глубокую историческую ретроспективу, включить в область психолингвистики многие новые современные темы и факты. В соответствии с данным принципом находится основная структура учебника, который содержит три основные части: история - теория - практика.
Отсюда - солидный исторический очерк развития психолингвистики, а точнее, идей, которые в ХХ веке были оформлены в виде самостоятельного научного направления. Этот раздел вполне закономерен, поскольку предназначен не только для того, чтобы ввести современную психолингвистику в контекст истории развития научной мысли, начиная с античности, но и
должен помочь студентам-психологам компенсировать отсутствие в их программах таких дисциплин, как общее языкознание и историческое языкознание. А без языковедческих знаний, на наш взгляд, невозможно в полной мере овладеть и психолингвистическими знаниями.
Не менее интересным и солидным является обзор психолингвистических направлений (или школ) исследования в нашей стране. Пожалуй, это первая такая полная попытка представить всю палитру исследований, выполняемых под флагом психолингвистики, и в этом несомненная заслуга редактора и авторов учебника.
В разделе, посвященном теоретическим проблемам современной психолингвистики, с единых методологических и теоретических позиций рассмотрен механизм функционирования языковой способности человека, предстающий перед нами во всей своей сложности и внутренней целесообразности. Особенно интересна, на наш взгляд, концепция онтогенеза языковой способности, в частности, представления автора о прирожденных предпосылках психики младенца, обеспечивающих ему возможность общаться с окружающими буквально с первых дней его жизни и за очень короткий срок сформировать у себя все уровни языкового механизма.
Данные о ходе речевого онтогенеза согласуются с приведенными в учебнике новыми психогенетическими фактами,
свидетельствующими о включенности генетических влияний в развитие речи и языка. Эти факты находятся на острие нынешней психогенетики и придают тексту современный характер. Тот же стиль присутствует и в параграфе, посвященном теме отношения речеязыковой деятельности с мозговыми структурами.
Теоретический раздел содержит и другие содержательные параграфы: речеобра-
ABSTRACTS OF ARTICLES
181
зование и речевосприятие, модели речевой деятельности, семантики речи, данные о языке высших обезьян.
Раздел о прикладных аспектах психолингвистики занимает достаточно важное место в учебнике, свидетельствуя о включенности науки в жизненные отношения людей. Здесь приведены материалы по теме речевого воздействия, речевой диагностике, дефектах и недоразвитии речевой функции.
Завершает книгу краткий футурологический раздел, где автор рисует картину будущего психолингвистики и тенденции ее развития.
Учебник написан хорошим языком, логично выстроен и дает полное представление о психолингвистике как науке и практике в ее современном состоянии. Каждый
раздел учебника снабжен оптимальным списком литературы по теме. Можно отметить, однако, отсутствие одного значащего автора : это Э. Кассирер. Его «Философию символических форм» стоило бы использовать в книге, поскольку она рассматривает то, к чему до сих пор приглядывается научный мир.
В целом следует заключить, что учебник «Психолингвистика» под ред. Т.Н. Ушаковой может быть с успехом использован в учебном процессе для студентов-психологов и студентов-лингвистов, изучающих психолингвистику.
Д.ф.н., профессор Н.В. Уфимцева, Д.ф.н., профессорЮ.А. Сорокин
Юрьева Н.М. Проблемы речевого онтогенеза:
Производное слово. Диалог. Экспериментальные исследования. М.: ИЯЗ РАН, 2006.
Книга Н.М. Юрьевой продолжает цикл исследований в области речевого онтогенеза, проводимых в русле деятельностного направления отечественной психолингвистической школы, и обращена к проблемам, которые в лингвистике традиционно изучались и продолжают изучаться в аспекте «лингвистики детской речи», опирающейся на метод наблюдения и описания языковых фактов в речи детей. Отличает книгу избранный автором подход к изучению процесса становления речи в детстве. С одной стороны, это положения теории речевой деятельности и деятельностного направления в изучении речевого онтогенеза, а с другой стороны - эксперимент, как метод получения материала, на котором строится исследование, сконцентрированное вокруг двух ключевых областей: словообразовательная номинация в
онтогенезе речи и диалоги детей-сверстников дошкольного возрастаа, образованные на основе их совместной деятельности. Выделенные предметные области являются важными ступенями речевого
онтогенеза и своего рода «узловыми моментами», отражающими не только собственно языковые особенности становления речи, освоение ребенком словаря и грамматики родного языка, но и процессы познания и осмысления окружающего мира, умения ребенка пользоваться языком.
Не отрицая в принципе описательный подход и наблюдение, автор ставит перед собой цель показать возможность и продуктивность применения к исследованию выделенных областей речевого развития основных положений отечественной психолингвистики и разработанного в психологии экспериментально-генетического метода (Л.С. Выготский, Л.И. Айдарова, А.Г. Лидерс и др.) как оптимального при изучении интеллектуального и речевого развития ребенка. Тем самым автор стремится не просто регистрировать последовательность появления тех или иных фактов в речи ребенка, а в эксперименте активно моделирует и воспроизводит стадии развития исследуемых явлений с целью выявления их сущностных характеристик.