Научная статья на тему 'Юридический инжиниринг: сущность и соотношение с юридической техникой'

Юридический инжиниринг: сущность и соотношение с юридической техникой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1233
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖИНИРИНГ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНЖИНИРИНГОВЫЕ УСЛУГИ / ИНЖИНИРИНГОВЫЕ ФИРМЫ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНЖИНИРИНГ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ENGINEERING / LEGISLATION / ENGINEERING SERVICES / ENGINEERING FIRM / LEGAL ENGINEERING / LEGAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головкин Роман Борисович, Соколова Алена Владимировна

Статья посвящена исследованию сущности и инновационных свойств инжиниринга в современной России. Исследуются правовое закрепление инжиниринговой деятельности, обосновывается наличие юридического инжиниринга. Анализируется соотношение юридического инжиниринга и юридической техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal engineering: the essence and relation with legal technology

The article deals with the essence and properties of innovative engineering in contemporary Russia. The author examines the legal consolidation of engineering activities, substantiates the existence of legal engineering. Analyzes the relationship of the legal engineering and legal technique.

Текст научной работы на тему «Юридический инжиниринг: сущность и соотношение с юридической техникой»

УДК 340

Головкин Роман Борисович Golovkin Roman Borisovich

доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника по научной работе

Владимирский юридический институт ФСИН России (600020, Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е)

doctor of sciences (law), professor, deputy head for scientific research

Vladimir law institute of the Federal penitentiary service of Russia (67e Bolshaya Nizhegorodska-ya st., Vladimir, 600020)

E-mail: [email protected]

Соколова Алена Владимировна Sokolova Alena Vladimirovna

адъюнкт

Владимирский юридический институт ФСИН России (600020, Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е)

postgraduate student

Vladimir law institute of the Federal penitentiary service of Russia (67e Bolshaya Nizhegorodska-ya st., Vladimir, 600020)

E-mail: [email protected]

Юридический инжиниринг: сущность и соотношение с юридической техникой

The legal engineering: the essence and relation with legal technology

Статья посвящена исследованию сущности и ин- The article deals with the essence and properties of

новационных свойств инжиниринга в современной innovative engineering in contemporary Russia. The au-

России. Исследуются правовое закрепление инжи- thor examines the legal consolidation of engineering ac-

ниринговой деятельности, обосновывается наличие tivities, substantiates the existence of legal engineering.

юридического инжиниринга. Анализируется соотно- Analyzes the relationship of the legal engineering and

шение юридического инжиниринга и юридической legal technique. техники.

Ключевые слова: инжиниринг, законодатель- Keywords: engineering, legislation, engineering ser-

ство, инжиниринговые услуги, инжиниринговые фир- vices, engineering firm, legal engineering, legal technol-

мы, юридический инжиниринг, юридическая техника. ogy.

Современный быстро меняющийся мир — мир инновационных технологий, совершенствования качества жизни человека и человечества во всех сферах общественных отношений. Одним из передовых технологических направлений общественного развития выступает инжиниринг. По прогнозам экономистов, к 2020 году оборот инжиниринговых услуг превысит триллион долларов.

Инжиниринг — явление комплексное и многопрофильное, как самостоятельное направление развития общества зародилось на Западе

в Европе и США. Изначально инжиниринг рассматривался как сфера коммерческой инженерно-консультационной деятельности, включающая полевые исследования и сбор технических данных, подготовку докладов и отчетов, основанных на таких исследованиях, разработку планов, проектов, чертежей и спецификации, подготовку и проведение торгов, помощь в заключении контрактов, инспектирование строительства, испытание и опробование оборудования для приемки, проведение оценок и другие услуги [1, р. 7].

Со временем понятие инжиниринга существенно расширилось вплоть до инжинирингового моделирования, анализа, оценки и перспектив развития самих общественных отношений. На данное обстоятельство недвусмысленно указывает наличие достаточно большого блока правового регулирования инжиниринговой деятельности. Сегодня оборот инжиниринговой деятельности в России составляет более полутора трлн рублей. Предполагается, что к 2018 году он может составить около трех трлн рублей. Развитие инжиниринга в нашей стране планируется за счет формирования совместных инжиниринговых компаний и увеличения доли инжиниринговых контрактов в механизмах внутренней экономической и другой деятельности. Инжиниринг оценивается как важное направление развития Российской Федерации. Не случайно Президент поручил Правительству РФ обеспечить поддержку отечественного инжиниринга, на основе данного поручения был принят ряд постановлений Правительства и программ развития инжиниринга [2—6].

В настоящее время существует около одной тысячи правовых актов России различного содержания и уровня, в той или иной форме отражающих инжиниринговую деятельность, что само по себе предполагает наличие некоторых юридических свойств и сторон инжиниринговой деятельности. Однако юридическая составляющая инжиниринговой деятельности пока остается «в тени», хотя юридические свойства инжиниринга имеют существенное значение как для развития данного вида деятельности, так и для развития юридической теории и практики. С учетом приведенных выше умозаключений представляется необходимым исследовать и разработать теоретико-правовую концепцию модели юридического регулирования инжиниринга, инжиниринговых факторов формирования и действия самого права.

Согласно современной энциклопедии термин «инжиниринг» производен от латинского термина «mgeшum» и обозначает изобретательность, выдумку, знания. Сегодня инжиниринг — это предоставление на платной основе различных видов услуг инженерно-консультационного плана, предпроектные, проектные, по-слепроектные; рекомендации по эксплуатации оборудования, реализации получаемой продукции и др. Инжиниринговая деятельность широко представлена в международной экономической жизни, а также как одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники [7].

В Большом энциклопедическом словаре содержание термина «инжиниринг» раскрывается несколько по-другому и трактуется прежде всего как вид транснационального рыночного взаимодействия в сфере науки и техники, главное направление данного взаимодействия — это предоставление услуг по доведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства [8].

В Большом юридическом словаре с учетом проявления направлений деятельности внутри инжиниринга дано более широкое определение. Инжиниринг — это проектно-консультационная, подрядная и управленческая деятельность, проводимая специализированными фирмами самостоятельно или с привлечением субпоставщиков под конкретный заказ заинтересованного лица. Широкое распространение в России в последние годы получили такие виды деятельности в инновационной сфере, как экономический инжиниринг, финансовый инжиниринг, строительный инжиниринг и даже экологический инжиниринг. Инжиниринг может заключаться в выполнении заказов на технико-экономические исследования и обоснования целесообразности развития новых производств, сооружения или реконструкции промышленных объектов. При этом могут быть выполнены заказы на составление технических заданий, проведены предпроектные и научно-исследовательские работы, проектирование технологических процессов, приемов и способов, конструкторская проработка машин, оборудования, установок, приборов, изделий, разработаны составы материалов, сплавов, других веществ и проведены их испытания, проведены инженерно-изыскательские, проектные и иные работы для строительства объектов, разработка предложений по внутризаводской и внутрицеховой планировке, межоперационным связям и переходам, проведены консультации и авторский надзор при шеф-монтаже, пуско-наладочных работах и эксплуатации оборудования и объекта в целом, консультации экономического, финансового или иного порядка [9].

Как видим, из представленных дефиниций инжиниринга это сложное, полисистемное взаимодействие между людьми инновационной технико-экономической и технико-социальной направленности. Вместе с тем, имеющиеся в справочной литературе определения (даже в юридической) не учитывают юридическую составляющую инжиниринга, которая согласно действующему законодательству и логике развертывания инжиниринговых отношений обя-

зательно присутствует в инжиниринговых отношениях.

Не случайно термин «инжиниринг» широко представлен в действующем законодательстве. Отдельные правовые акты содержат дефинитивные элементы инжиниринга в целом и инжиниринга опосредуемого тем или иным правовым актом. Так, например, пункт 2 «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским операторам услуг на возмещение части затрат на приобретение специализированного инжинирингового программного обеспечения...», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 года № 1200 (ред. от 11.05.2015), закрепляют дефиницию «специализированное инжиниринговое программное обеспечение». Согласно данному акту специализированное инжиниринговое программное обеспечение определяется как система программных продуктов, которые реализуются для обеспечения проектирования на всех или отдельных стадиях формирования объектов и их составных частей, расчет, анализ и моделирование физических механизмов, а также подготовка технологии процесса производства [10].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг (уровень специалитета) закрепляются объекты, на которые направлена инжиниринговая деятельность выпускников [11].

В некоторых нормативных актах закрепляются формы документации, которые составляются в процессе осуществления инжиниринговой деятельности. Согласно приказу Минкульту-ры России от 31 июля 2007 года № 1182 (ред. от 28.04.2011) к данным документам относятся: отчеты, справки, записки о техническом сопровождении проекта; справки, отчеты, записки о техническом надзоре за объектом до сдачи его в эксплуатацию и в начальный период эксплуатации; заключительные отчеты, записки, справки с оценкой качества проведения проектно-изыскательских работ, и т. д. [12].

Отдельные законы фиксируют понятийное значение некоторых субъектов инжиниринговой деятельности. Так, в пункте 14 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) содержится понятие инжинирингового центра [13].

В Налоговом кодексе РФ вроде бы содержится легальная дефиниция инжиниринга, но, к сожалению, эта дефиниция ограничивает ин-

жиниринг лишь услугами. К инжиниринговым услугам согласно данному закону относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги) [14].

Существует Проект отдельного федерального закона «Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в Российской Федерации» [15]. Широкое использование термина «инжиниринг» в законодательстве и юридической практике предопределяет необходимость издания подобного нормативного правового акта федерального уровня. Прежде всего данная ситуация обусловливается необходимостью унификации понятийно-категориального аппарата, что обеспечит адекватное понимание самого инжиниринга и связанных с ним явлений. Следует отметить, данный закон необходим не только для упорядочения инжиниринговых услуг, но и для обеспечения прав и свобод и законных интересов субъектов инжиниринговых отношений, так как имеются случаи, когда фирма имеет в своем названии термин «инжиниринг», а по сути таковой не является. Кроме того, в новом законе целесообразно официально признать наличие юридического инжиниринга.

На основании проведенного анализа законодательства можно заключить, что нормативные правовые акты различной юридической силы по отдельности не дают полного представления об инжиниринге. Тем не менее, вывести из этих актов собирательный образ инжиниринга в современной России можно.

Во-первых, инжиниринг это не только услуги, но и особый вид деятельности. Сюда можно отнести инновационную деятельность индивидуальных субъектов, связанную с научно-техническим и инженерным обеспечением процессов создания, функционирования различных технических, технико-социальных и социальных объектов, обеспечивающих реализацию функций государства, его отдельных элементов и общества в целом.

Во-вторых, инжиниринг — это деятельность по оказанию услуг:

а) как правило, это деятельность различных инжиниринговых фирм, которая выражается в том, что эти организации принимают на себя

роль генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при создании технических, технико-социальных и социальных объектов;

б) к инжинирингу относится и управленческая деятельность инжиниринговых фирм, заключающаяся в осуществлении помощи в формировании организационной структуры и административного управления функционированием различных технических, технико-социальных и социальных объектов, обеспечивающих реализацию функций государства, его отдельных элементов и общества в целом, на базе передового мирового опыта в данной сфере деятельности. В нее входят разработка принципов планирования производства продукции на базе маркетинговых исследований рынков, оптимизация структуры управления, организация статистического учета и отчетности. При оказании услуг типа инжиниринга широко используются передовые научно-технические решения, в том числе и объекты промышленной собственности. Иногда они создаются непосредственно при выполнении того или иного этапа работ.

В-третьих, в дефинитивных элементах действующего законодательства нет ссылок на юридическую составляющую, но при этом существуют нормативные правовые акты, регулирующие эту деятельность. Иными словами, эта деятельность является разновидностью общественных отношений, урегулированных правовыми нормами, то есть разновидностью правоотношений.

В-четвертых, анализ законодательства и словарного значения инжиниринга позволяет выделить следующие направления этой деятельности: проектно-консультационная, подрядная и управленческая деятельность; исполнение заказов на научные исследования и обоснования целесообразности

развития новых технических, технико-социальных и социальных объектов, обеспечивающих реализацию функций государства, его отдельных элементов и общества в целом; заказы на составление технических заданий по формированию указанных объектов; предпроектные и научно-исследовательские работы, проектирование технологических процессов; конструирование технических и социальных процессов, а также машин, оборудования, установок, приборов, изделий, зданий, сооружений; испытания разработанных моделей инновационного развития различных технических, технико-социальных и социальных объектов, обеспечивающих реализацию функций государства, его отдельных элементов и общества в целом; инженер-

но-изыскательские и иные работы; разработка предложений по созданию инфраструктуры различных технических, технико-социальных и социальных объектов, обеспечивающих реализацию функций государства, его отдельных элементов и общества в целом, а также межоперационным связям и переходам в рамках данных структур; авторский надзор, консультации экономического, финансового и юридического порядка при создании и функционировании оборудования и объектов в целом.

Для уточнения юридических свойств инжиниринга, помимо анализа словарного значения и действующего законодательства, целесообразно обратиться к юридической практике по индивидуальному регулированию инжиниринговых правоотношений.

На сегодняшний день существует более нескольких тысяч судебных решений по делам об инжиниринге и с участием инжиниринговых компаний. Анализ судебной практики позволяет выделить две категории данных дел: дела об инжиниринговых спорах и иные дела с участием инжиниринговых компаний [16—17].

Как представляется, инжиниринговая деятельность не исчерпывается примерами из законодательства и правоприменения, по всей видимости, можно выделить и инжиниринг самого права. Данный вывод обусловлен необходимостью инновационного проектирования, научно-исследовательских, управленческих и других работ при формировании и действии права, и на эти обстоятельства недвусмысленно указывает действующее законодательство.

Так, например, в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» говорится о необходимости концепции законопроекта и техническом задании на разработку законопроекта. В концепции законопроекта определяются идеи, принципы, цели, задачи, предмет правового регулирования, субъекты, на которых распространяется действие законопроекта, место будущего закона в системе действующего законодательства и т. д.

Техническое задание на разработку проекта закона обычно содержит такие разделы, как: основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование; заказчик и разработчики законопроекта; перечень документов, подлежащих разработке; примерная структура законопроекта; виды, этапы и сроки работы; порядок финансирования и смета расходов (при заключении заказчиком договора на разработку законопроекта); порядок приемки работы [18].

Как видим из приведенного примера, многие позиции из классического инжиниринга отражены и в законотворческой деятельности. Похожая ситуация и с субъектами инжиниринговой деятельности и лицами, осуществляющими подготовку проектов правовых актов. Например, согласно постановлению Правительства РФ «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» указывается, что в целях подготовки законопроектов образуются рабочие группы, в состав которых входят представители органов власти и управления, а также представители научно-исследовательских, общественных и иных организаций [19].

С учетом проявленных юридических сторон и свойств инжиниринга представляется возможным сформулировать понятие «юридический инжиниринг».

Юридический инжиниринг — это отраженный и закрепленный в праве особый вид деятельности коллективных и индивидуальных субъектов, связанный с научно-техническим, инженерным и технико-юридическим обеспечением процессов создания, функционирования различных технических, технико-социальных, социальных, в том числе правовых объектов, обеспечивающих реализацию функций государства, его устойчивое развитие и эффективное обеспечение жизнедеятельности общества в целом.

Анализ инжиниринга во взаимной связи с правом актуализирует вопрос о взаимодействии и соотношении юридического инжиниринга с юридической техникой.

Изначально исследователи под юридической техникой понимали совокупность средств, приемов, методов и правил подготовки правовых актов [20—21]. Со временем понятие юридической техники расширилось, и, например, у С.С. Алексеева уже в 1980-е годы она рассматривается как совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми приемами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства. Юридическая техника, по мнению указанного автора, включает в себя две составляющие: технические средства и технические приемы, или технология. К техническим юридическим средствам он относит юридические конструкции, терминологию, к юридической технологии — способы изложения норм, система отсылок [22, с. 267]. Другими словами, юридическая техника развертывается в самостоятельный вид юридической деятельности.

Большой вклад в исследование и развитие юридической техники внес известный отечественный правовед, руководитель общероссийского центра юридической техники профессор В.М. Баранов, который, начиная с прошлого века, формировал и корректировал понятие юридической техники. В одной из недавних публикаций он определяет, что юридическая техника — это система профессиональных юридических правил и средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности в сфере правотворчества, правоинтерпретации, властной и невластной реализации права, обеспечивающих совершенство его содержания [23, с. 42].

Думается, что на сегодняшний день это одно из самых полных и адекватных современным реалиям понятие юридической техники. С учетом этого определения, анализируя соотношения юридической техники и юридического инжиниринга, можно в достаточной степени обоснованно заключить, что рассматриваемые явления соотносятся как целое (юридический инжиниринг) и часть (юридическая техника). Представляется, что юридическая техника — это эффективный инструмент юридического инжиниринга.

В целом, как показал проведенный анализ, инжиниринговая деятельность — это сложное многоуровневое, инновационное и развивающееся явление, носящее не только технико-экономический, но и технико-юридический характер. Инжиниринг права и инжиниринг в праве в своей совокупности образуют юридический инжиниринг.

Примечания

1. Consulting Engineering // А Guidance for the Engagement of Engineering Services. NY, 1972.

2. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г № 220 (ред. от 16.05.2013) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2016).

3. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна: распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2013 г № 1300-р // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2016).

4. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию

пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна в рамках подпрограммы «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства РФ от 22 февраля 2014 г № 134 (ред. от 11.08.2014) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2016).

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограмма 19): постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г № 328 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2016).

6. Об образовании Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России: приказ Минпромторга России от 24 декабря 2013 г. № 2076 (с изм. от 02.02.2015) // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2016).

7. Современная энциклопедия. М., 2000. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/19726 (дата обращения: 11.02.2016).

8. Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.dict.t-mm.ru/search?text=%E8%ED%E6% E8%ED%E8%F0%E8%ED%E3 (дата обращения: 15.02.2016).

9. Большой юридический словарь онлайн. URL: http://www.mos360.ru/law_dictionary/36012/36012. html?PAGEN_1 =345#.VrA2ZkPo6EA (дата обращения: 15.02.2016).

10. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским операторам услуг на возмещение части затрат на приобретение специализированного инжинирингового программного обеспечения с целью повышения доступности специализированного инжинирингового программного обеспечения для конечных пользователей индустрии инжиниринга и промышленного дизайна в рамках подпрограммы «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1200 (ред. от 11.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.02.2016).

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг (уровень специалитета): приказ Минобрнауки России от 17 августа 2015 г. № 849 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.02.2016).

12. Об утверждении Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с ука-

занием сроков хранения: приказ Минкультуры России от 31 июля 2007 г № 1182 (ред. от 28.04.2011) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.02.2016).

13. СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru (дата обращения 15.02.2016).

14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г № 117-ФЗ (ред. от 01.02.2016) (ч. 1, ст. 148) // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2016).

15. Умное производство. Журнал для собственников и топ-менеджеров высокотехнологичных компаний. 2015. № 32. URL: http://www.umpro.ru/index. php?art_id_1 =471 &group_id_4=109&page_id=17 (дата обращения: 28.03.2016).

16. Информация основана на анализе справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 16.02.2016).

17. Крайнова Е.Р. Стратегия совершенствования гражданского процессуального законодательства как средство обеспечения эффективности судебной системы // Юридическая техника: Ежегодник. 2015. № 9: Стратегия, тактика, техника законотворчества (взаимосвязь, инновационные достижения, ошибки).

18. Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов: постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 576 (ред. от 13.03.2015) // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2016).

19. О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации (вместе с Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации): постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 389 (ред. от 25.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.02.2016).

20. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

21. Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1972.

22. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс лекций. М., 1982. Т. 2.

23. Баранов В.М. Понятие юридической техники // Юридическая техника: курс лекций / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2015.

Notes

1. Consulting Engineering // А Guidance for the Engagement of Engineering Services. NY, 1972.

2. On the organization of competitive selection of the Russian Federation, the budgets of which in 2013 provided subsidies from the federal budget for state support of small and medium business entities of the Russian

Federation: order of the Russian Ministry of economic development from 24.04.2013 № 220 (as amended on 16.05.2013.) // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www. consultant.ru (reference date: 26.03.2016).

3. Approval of the action plan («roadmap») in the field of engineering and industrial design: the order of the RF Government on July 23, 2013 № 1300-p // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (reference date: 26.03.2016).

4. On approval of rules for granting subsidies from the federal budget of the Russian organizations for compensation of costs on the implementation of pilot projects in the field of engineering and industrial design in the framework of the subprogram «Development of engineering activities and industrial design Russia's state program «The development of industry and improvement competitiveness»: resolution of the RF Government of 02.22.2014 № 134 (ed. by 08.11.2014) // SPS «ConsultantPlus» «URL: http://www.consultant.ru (reference date: 26.03.2016).

5. On approval of the state program of the Russian Federation «The development of industry and improvement competitiveness «(sub-19): resolution of the RF Government of 04.15.2014 № 328 // SPS «Consultant-Plus» URL: http://www.consultant.ru (reference date: 26.03.2016).

6. Education, Engineering and industrial design council when Russian Ministry of industry: Industry and trade Russia order of 24.12.2013 № 2076 (as amended on 02.02.2015) // SPS «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru (reference date: 03.26.2016).

7. Modern encyclopedia. IVIoscow, 2000. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/19726 (reference date: 02.11.2016).

8. Large collegiate dictionary. URL: http://www.dict.t-mm.ru/search?text=%E8%ED%E6%E8%ED%E8%F0% E8%ED%E3 (reference date: 15.02.2016).

9. Big law dictionary online. URL: http://www.mos360. ru/law_dictionary/36012/36012.html?PAGEN_1=345#. VrA2ZkPo6EA (reference date: 15.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. On approval of rules for granting subsidies from the federal budget of the Russian service operators for reimbursement of expenses for the purchase of specialized engineering software to increase the availability of specialized engineering software for end-users engineering industry and industrial design in the framework of the subprogram «Development of engineering activity and industrial design» Russian state program «Development of the industry and increase its competitiveness»: resolution of the RF Government of 14.11.2014 № 1200 (ed. by 05.11.2015) // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www. consultant.ru (reference date: 05.02.2016).

11. On approval of the federal state educational standard of higher education in the specialty 05.14.02 Nuclear power plants: design, maintenance and engi-

neering (Speciality level): order of the Russian Ministry of 17.08.2015 № 849 (registered Ministry of justice of Russia 17.09.2015 № 38903) // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (reference date: 02.05.2016).

12. On approval of the list of standard archival documents generated in the scientific, technical and production activity of organizations, with an indication of shelf life: order of Russian Ministry of culture from 31.07.2007 № 1182 (as amended on 28.04.2011.) // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (reference date: 09.02.2016).

13. On industrial policy in the Russian Federation: the federal law of 31.12.2014 № 488-FZ (as amended on 07.13.2015.). // SPS «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru (reference date: 15.02.2016).

14. The Tax code of the Russian Federation (Part 2) from 05.08.2000 № 117-FZ (as amended on 02.01.2016) (p. 1, art. 148) // SPS «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru (reference date: 15.02.2016).

15. Intelligent production. The magazine for owners and top managers of high-tech companies. 2015. № 32. URL: http://www.umpro.ru/index.php?art_

id_1 =471 &group_id_4=109&page_id=17 (reference

date: 03.28.2016).

16. This information is based on the analysis of reference and legal system «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru (reference date: 02.16.2016).

17. Kraynova E.R. Improving the strategy of civil procedural law as a means of ensuring the effectiveness of the judicial system // Legal technology: Yearbook. 2015. № 9: The strategy, tactics, technique lawmaking (interconnection, innovative achievements, mistakes).

18. On approval of the basic requirements for the concept and development of projects of federal laws: decree of the Russian Government from 02.08.2001 № 576 (ed. by 03.13.2015) // SPS «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru (reference date: 15.02.2016).

19. On measures to improve the legislative activities of the Russian Federation (with the Regulation on the legislative activities of the Russian Federation the Government): resolution of the RF Government of 30.04.2009 № 389 (amended on 07.25.2015) // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (reference date: 02.15.2016).

20. Kerimov D.A. Culture and law machinery. Moscow, 1991.

21. Pigolkin AS. Theoretical problems of legislative activity in the USSR: author's abstract... doctor of legal sciences. Moscow, 1972.

22. Alekseev S.S. General theory of law. Lecture course. Moscow, 1982. Vol. 2.

23. Baranov V.M. The concept of legal technique // Legal technology. Course of lectures / ed. V.M. Baranov. Nizhny Novgorod, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.