Научная статья на тему 'Юридические клиники как участники гражданского общества в системе правового просвещения'

Юридические клиники как участники гражданского общества в системе правового просвещения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1404
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое государство / гражданское общество / правовая культура / правовое образование / юридическая клиника / бесплатная юридическая помощь / правова держава / громадянське суспільство / правова культура / правова освіта / юридична клініка / безкоштовна юридична допомога / legal state / civil society / legal culture / legal education / legal clinic / free legal assistance

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бессонова Виктория Викторовна

Автор рассматривает правовое просвещение как деятельность государства и общества, способствующая формированию правосознания и повышению уровня правовой культуры, обладающая признаками системности и целенаправленности. При этом предлагается ряд мер идеологического и организационного характера, призванных способствовать созданию комфортной социально-правовой среды. Автор подчеркивает особую роль юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи в процессе формирования правовой культуры в современных условиях гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal clinics as members of civil society in the legal education

The author considers the legal awareness as state and society activities that promote the formation of legal awareness, raise the level of legal culture and have systemic and targeted nature. A number of ideological and organizational measures that contribute to creation of a comfortable socio-legal environment are proposed. The author emphasizes a special role of legal clinics as free legal assistance in the process of legal culture formation under modern conditions of civil society.

Текст научной работы на тему «Юридические клиники как участники гражданского общества в системе правового просвещения»

работной платы в образовании. Поскольку мотивы коррупции связаны с личной выгодой, полагаем, едва ли не самое важное - хорошо оплачивать работу сотрудников, а также иметь отлаженную систему поощрений и продвижения их по карьерной лестнице, чтобы выполнение правил сулило большее вознаграждение, чем их нарушение в пользу клиентов. Итак, достойная высочайшая зарплата профессорско-преподавательскому составу по европейскому стандарту! Прежде всего, замечу, что в США, пожалуй, лучшая в мире наука, и питается эта наука лучшими умами со всего мира, соблазняя их не в последнюю очередь высокой оплатой.

Таким образом, проблемы, связанные с образованием в стране, требуют самого пристального внимания со стороны органов государственной власти Российской Федерации.

Список литературы

1. Образовательный уровень в ЕС: к 2020 году доля людей с высшим образованием должна достигнуть 40% / Информационное агентство REGNUM [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.regnum.ru/news/1648357.html

2. Равные права и равные возможности женщин и мужчин в сфере высшего образования. Гендерное образование в России. Сборник материалов / Составители Е.А. Бал-лаева, О.А. Воронина, Л.Г. Лунякова. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 250 с.

3. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.

В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

4. http://www.shevkin.ru/?action =Page&ID=785; http://www.mccme.ru

УДК 342.57

Бессонова В.В.*

ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ КАК УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Бессонова В.В. Юридические клиники как участники гражданского общества в системе правового просвещения. - Статья.

Автор рассматривает правовое просвещение как деятельность государства и общества, способствующая формированию правосознания и повышению уровня правовой культуры, обладающая признаками системности и целенаправленности. При этом предлагается ряд мер идеологического и организационного характера, призванных способствовать созданию комфортной социально-правовой среды. Автор подчеркивает особую роль юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи в процессе формирования правовой культуры в современных условиях гражданского общества.

Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, правовая культура, правовое образование, юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь.

Bessonova V.V. Legal clinics as members of civil society in the legal education. - Article.

The author considers the legal awareness as state and society activities that promote the formation of legal awareness, raise the level of legal culture and have systemic and targeted nature. A number of ideological and organizational measures that contribute to creation of a comfortable socio-legal environment are proposed. The author emphasizes a special role of legal clinics as free legal assistance in the process of legal culture formation under modern conditions of civil society.

* Бессонова Виктория Викторовна - заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса Забайкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, г. Чита, Россия.

Keywords: legal state, civil society, legal culture, legal education, legal clinic, free legal assistance.

Бессонова В.В. Юридичні клініки як учасники громадянського суспільства в системі правової освіти. - Стаття.

Автор розглядає правову освіту як діяльність держави й суспільства, що сприяє формуванню правосвідомості й підвищенню рівня правової культури, що володіє ознаками системності й цілеспрямованості. При цьому пропонується ряд заходів ідеологічного й організаційного характеру, покликаних сприяти створенню комфортного соціально-правового середовища. Автор підкреслює особливу роль юридичних клінік при наданні безкоштовної юридичної допомоги в процесі формування правової культури в сучасних умовах громадянського суспільства

Ключові слова: правова держава, громадянське суспільство, правова культура, правова освіта, юридична клініка, безкоштовна юридична допомога.

2013 год в России знаменуется 20-летней годовщиной принятия Основного закона нашей страны, Конституции Российской Федерации. Одним из важнейших и, возможно, самым обсуждаемым вопросом был и остается следующий: Россия - это правовое, демократическое государство, как провозглашено в данном документе. Или только строим таковое. А каковы в этом случае имеющиеся результаты, ближайшие и долгосрочные перспективы? При ответе на этот вопрос возникает еще один: ввиду того, что одним из признаков, а в некоторых источниках - итогом формирования правового государства названо гражданское общество, какова ситуация здесь? Есть ли в России такое явление, такой институт - гражданское общество. При оценке действующей Конституции существует точка зрения о том, что необходимо включить отдельной главой конституционные нормы, регламентирующие данный институт в России: его составляющие, формы и методы взаимодействия с государством, модель взаимоотношений.

Скорее всего, следует согласиться, что цивилизованное современное государство должно быть, во-первых, правовым, а значит, обладающим признаком наличия развитого гражданского общества. Достичь такой характеристики в отсутствии высокой правовой культуры, правового воспитания, а главное, правосознания граждан такого государства, невозможно. Составляющие подобных качеств многочисленны

и разнообразны, но в числе прочих первостепенное значение имеет правовое просвещение граждан.

Терминологическая характеристика правового просвещения имеет многочисленные трактовки, однако автор предлагает следующую. Под правовым просвещением следует понимать целенаправленную и систематизированную деятельность государства и общества по формированию и повышению уровня позитивного правового сознания и правовой культуры с целью внедрения в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Любая деятельность государства должна быть подкреплена нормативноправовой базой. В направлении вопроса правового просвещения и воспитания в мае 2011 года были приняты Основы государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан (далее по тексту - Основы), которые определили основные цели, направления и содержание данного направления деятельности государства. Субъектами, на которых направлена данная государственная политика, названы: многонациональный народ РФ, отдельные социальные группы и каждый гражданин. Специальным субъектом выступает молодежь, подрастающее поколение.

Участию институтов гражданского общества в правовом просвещении граждан отведена не малая роль. Речь идет, прежде

всего, о такой форме просвещения, как оказание бесплатной юридической помощи такими участниками гражданского общества, как органами местного самоуправления, адвокатами, нотариусами, юридическими клиниками вузов России. Обеспечение доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами; поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения; развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, названы Основами в числе мер государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения.

Создание и функционирование юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению является одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров. Еще в 1855 году Д.И. Мейер в работе «О значении практики в системе современного юридического образования» обосновывает необходимость клинической формы подготовки юристов. Д.И. Мейер проводил аналогию между правовой и медицинской подготовкой: «В самом деле, звание юриста, как и звание врача, практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же». История развития юридических клиник в России имеет богатую историю. Еще в середине девятнадцатого века Д.И. Мейер организовал юридическую клинику на юридическом факультете Казанского уни-

верситета. Он устраивал в университете консультации для посторонних лиц, которым давал юридические советы в присутствии студентов [1, с. 16].

Новаторская деятельность Д.И. Мейера может служить также примером для современных представителей российского гражданского общества в лице практикующих юристов, т.е. путем их участия в деятельности студенческих юридических приемных и клиник будет реализовываться своеобразная функция саморазвития общества.

Организация аналогичных юридических клиник на современном этапе является также качественным подспорьем для реализации положений Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Согласно части 2 статьи 22 данного федерального закона участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Следовательно, формирование и развитие юридических клиник и студенческих приемных на территории Российской Федерации имеет правовую базу и богатую историческую основу, но главное, оно имеет вполне конкретную и особо важную цель в виде подготовки будущих специалистов и бакалавров юристов, как активных участников российского гражданского общества, даже несмотря на возможный, подчас вынужденный, выбор работы по иной специальности.

В настоящее время на территории Сибирского федерального округа бесплатная юридическая помощь оказывается в 59 юридических клиниках при высших учебных заведениях [2]: в Кемеровской области при 6 вузах осуществляют деятельность 20 центров правовой информации, 11 - в Новосибирской области, по 5 - в Алтайском

крае, Омской и Иркутской областях, по 3 -в Забайкальском крае (например, на базе Забайкальского государственного университета юридическая приемная работает с марта 2005 года [3]) и в Томской области, 2 -в Республике Бурятия, по 1 - в Республиках Алтай, Тыва и Хакасия, Красноярском крае. Организация и порядок деятельности юридических клиник предусмотрен приказом Минобрнауки России от 28 ноября 2012 года № 994 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи».

Данный вид бесплатной юридической помощи достаточно распространен. Такая форма работы успешно применяется для формирования у обучающихся навыков оказания правовой помощи в виде информирования и консультирования граждан, а также в целях организации прохождения практики. Такие клиники помогают воспитывать социально ответственное поколение юристов, активных участников гражданского общества. Бесплатная юридическая помощь в России может предоставлять в виде: 1) правового консультирования в устной и письменной форме; 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В Забайкальском государственном университете в мае текущего года состоялась научно-практическая конференция «Правовое просвещение как предпосылка становления правового государства и основа развития гражданского общества». Начальник Управления Минюста России по Забайкальскому краю Поспелова О.В. выступила на пленарном заседании с до-

кладом «Оказание бесплатной юридической помощи как форма участия в правовом просвещении населения», отметив, что наибольший размер бюджетных средств на финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, предусмотрен в Новосибирской области (2 млн. 435 тыс. руб.) и Забайкальском крае (2 млн. 351 тыс. руб.). Однако участники конференции пришли к выводу о том, что мониторинг деятельности органов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, показал невысокую эффективность расходования бюджетных средств на данные цели: в Забайкальском крае объем освоенных бюджетных средств составил менее 10 % от предусмотренной в бюджете суммы. В то же время юридические клиники оказывают такую помощь на безвозмездной со стороны государства основе. Закон же предполагает поддержку негосударственной системы бесплатной юридической помощи, составляющей которой являются юридические клиники, органами государственной власти и местного самоуправления. Автором были разработаны предложения по внесению изменений в Закон Забайкальского края от 10 октября 2012 года № 701-ЗЗК «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Забайкальского края», предусматривающие регламентирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Забайкальского края не только в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, что определено в настоящее время Законом края, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в том числе в части финансирования расходов на оказание бесплатной юридической помощи юридическими клиниками и оказания иных мер поддержки негосударственной системе оказания юридической помощи.

Достаточно богат зарубежный опыт оказания бесплатной юридической помощи. В настоящее время в странах сложились определенные системы по оказанию бесплатной юридической помощи со своими особенностями.

В Бельгии обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи возлагаются преимущественно на профессиональных юристов (адвокатов). Именно им поручено обеспечивать правовое консультирование и представлять граждан, обратившихся в суд в поисках правосудия. Исключительно важную роль в бельгийской системе оказания бесплатной юридической помощи играет коллегия адвокатов. Предоставление первичной юридической помощи обеспечивается в рамках Комиссии по бесплатной юридической помощи. Вторичная юридическая помощь, а также помощь и представительство интересов клиента в судебном разбирательстве и во внесудебном порядке поручена Бюро бесплатной юридической помощи, учрежденному в рамках Ассоциации адвокатов [4, с. 375].

Немецкая система оказания бесплатной юридической помощи с точки зрения сравнения ее с другими подобными системами является уникальной, и тому есть несколько причин. Это чистая модель judicare [5], в рамках которой отсутствует какая-либо централизованная структура по управлению системой бесплатной юридической помощи. Услуги бесплатной юридической помощи оказываются практически исключительно частнопрактикующими адвокатами при ограничении роли государства в финансировании системы. Оказание помощи, прежде всего, ориентировано на представительство в суде и предполагает сравнительно небольшой спектр услуг за пределами судебного разбирательства. Расходы на бесплатную юридическую помощь в сравнении с другими странами являются довольно скромными, однако необходимо учитывать, что Германия - крупнейший рынок услуг страхования на слу-

чай юридических расходов в мире. Более 40 % всего населения охвачены данным видом страхования. Существование хорошо развитой системы страхования снижает потребность в финансируемой государством бесплатной помощи в тех областях права, в которых риск оказаться стороной правового спора покрывается коммерческим страхователем. Традиционно неохваченной страхованием на случай юридических расходов остается область семейного права, и поэтому неудивительно, что 80 % средств, выделяемых на платную юридическую помощь, расходуется на семейные дела [6, с. 84].

В Японии в 1952 г. Ассоциацией адвокатов Японии была учреждена Ассоциация бесплатной юридической помощи (Ассоциация БЮП), которая имела 4 источника финансирования: 1) пожертвования адвокатских образований; 2) возмещение средств клиентами (японская система бесплатной юридической помощи не предполагает оказания помощи в форме пожертвования, а строится, скорее, на системе займов - клиент обязан возместить стоимость расходов Ассоциации БЮП рассроченным платежом); 3) обязательные пожертвования со стороны адвокатов (адвокаты, получающие средства от Ассоциации БЮП, возвращают ей 20 % этих средств в виде пожертвования); 4) пожертвования подсудимых (в немалом количестве случаев подсудимые по уголовным делам жертвуют собственные средства общественным организациям, выражая таким образом свое раскаяние; Ассоциация БЮП также неоднократно становилась получателем таких «искупительных пожертвований»). В 2000 г. был принят Закон о бесплатной юридической помощи, согласно которому государство брало на себя все расходы по оказанию бесплатной юридической помощи и сопутствующие расходы, при этом система займов сохранялась, но для финансово несостоятельных лиц были сделаны исключения.

В Японии учреждена служба телефонного консультирования (сеть колл-центров) по всей стране. Лица, у которых возникают юридические проблемы, могут обратиться за помощью в колл-центр, предоставляющий информацию, например, о том, куда лицо может обратиться за получением помощи. В основном клиентам предлагают обратиться в один из офисов Центра правового консультирования, управляющего всей системой оказания бесплатной юридической помощи, и там проконсультироваться с адвокатом. Колл-центры также принимают запросы по электронной почте. Так, в 2009 году ими обработано 400 000 звонков и писем, что втрое превысило показатели 2006 года [7, с. 194].

Заслуживает внимание опыт Голландии по внедрению интерактивного приложения для консультаций в режиме онлайн, называемое Rechtwijzer - «Дорожная карта правосудия», которая на основе нескольких альтернативных вариантов шаг за шагом помогает пользователю разобраться в юридических аспектах рассматриваемого конфликта в жилищном, трудовом, семейном праве, в вопросах защиты прав потребителей и административном праве. При необходимости программа «Дорожной карты правосудия» переадресует посетителей на сайт бюро и по оказанию юридической помощи, который предлагает пользователям большое количество документации и первостепенной задачей ставит предоставление информации по всем юридическим вопросам, в отличие от «Дорожной карты правосудия», где акцент делается на конкретных конфликтных ситуациях [8, с. 375].

Учитывая имеющийся зарубежный опыт, юридическая клиника «Фемида» Забайкальского государственного университета определила дальнейшие направления развития: так, например, в октябре 2013 года начал работу проект «онлайн правовое консультирование» и сегодня любой желающий может, зайдя на сайт Забай-

кальского государственного университета, получить юридическую консультацию по гражданскому, жилищному, административному и иным спорам. Также в целях оказания правовой поддержки мигрантов, прибывающих на территорию Забайкальского края, заключено соглашение о взаимном сотрудничестве между АНО «Центр социально-культурной адаптации мигрантов и юридической клиникой «Фемида». Один из совместных проектов «Социальнокультурная адаптация и интеграция мигрантов в социальное пространство Забайкальского края» направлен на разработку комплекса адаптационных мероприятий по социокультурной адаптации мигрантов: профессиональной, правовой, реабилитационной, психологической и др. для формирования толерантного отношения к другим национальностям и народностям, поддержания политической, экономической и социальной стабильности общества, профилактики социально опасных форм поведения в отношении мигрантов.

Повышение правовой культуры населения через систему образования и воспитания признается более эффективной и успешной по сравнению с ужесточением наказания за несоблюдение правовых и социальных норм. Поэтому главная государственная задача - повышение уровня культуры населения в целом и подрастающего поколения в частности, оказывающей первостепенное влияние на формирование сознания и поведение человека [9]. Для этого соответствующее воспитание предлагается вести с детского сада. В общеобразовательную школьную программу будут включены задачи по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим, а также развитие ценностно-смысловой сферы личности. Так, например, школы города Читы обращаются

с предложением о сотрудничестве с юридической клиникой «Фемида» Забайкальского государственного университета в направлении правового просвещения и правового консультирования школьников, как начальных классов, так и старшеклассников. Студенты старших курсов под руководством преподавателей, используя не только информационно-правовой материал, но и мультимедиа оборудование, презентации по правовым тематикам, оказывают юридическую поддержку и ведут разъяснительную работу по вопросам состояния и применения действующего законодательства.

В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:

• образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;

• информационную: расширяет осве-

домленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;

• разъяснительную: обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность решений Европейского суда и обеспечения единства применения общих стандартов в области прав человека;

• идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;

• агитационно-пропагандистскую: рас-

пространяет сведения о деятельности тех или иных просветительских организаций в целях привлечения новых членов;

• консультативную: распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.

Автор считает, что для воплощения идеи правового просвещения необходимо принятие просветительской программы

в виде специального документа, устанавливающего содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы. Это позволит обеспечить целенаправленность мер по правовому просвещению: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности; их адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход); доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения.

Такие программы могут быть тематическими, имеющими в виду развитие определенного направления просветительской деятельности; территориальными, предусматривающими меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты); адресными, предназначаемыми для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).

По виду правового просвещения могут быть программы, направленные на:

• гражданское просвещение: распро-

странение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;

• политическое просвещение: повы-

шение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;

• юридическое просвещение: распро-

странение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;

• научное просвещение: популяризация достижений современной науки.

В заключении хотелось бы отметить, что вопросы правового воспитания и повы-

шения правовой культуры - это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право. Иначе невозможно говорить о формировании правового государства и гражданского общества.

Список литературы

1. Дружинина А.В. Становление юридической клиники в вузах России / А.В. Дружинина. // Юридическое образование и наука. - 2011. - № 4. - С. 16-18.

2. Справка к заседанию Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Новосибирской области от 29.03.2013 по вопросу: «О реализации Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на территории Сибирского федерального округа».

3. Официальный сайт ЗабГУ - Режим доступа: // http://www.zabgu.ru/article/997 (Дата обращения: 07.03.2013 г.).

4. Гибенс С. Методы изучения систем бесплатной юридической помощи: пример Бельгии / С. Гибенс // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. - М.: ООО «Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). - С. 9-25.

5. Judicare - программа, финансируемая на федеральном уровне государством, в

рамках которой юридические услуги малоимущим предоставляются бесплатно или по сниженным ценам.

6. Килиан М. Бесплатная юридическая помощь по гражданским делам в Германии / М. Килиан // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. - М.: ООО »Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). -С. 84-109.

7. Танабе М. История бесплатной юридической помощи в Японии / М. Танабе // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. -М.: ООО »Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). -С. 194-204.

8. Биггелаар П. Бесплатная юридическая помощь в Нидерландах / П. Биггела-ар // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. -М.: ООО »Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). -

С. 26-44.

9. Концепция правового просвещения до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.khv.ru // (Дата обращения: 07.10.2013 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.