работной платы в образовании. Поскольку мотивы коррупции связаны с личной выгодой, полагаем, едва ли не самое важное - хорошо оплачивать работу сотрудников, а также иметь отлаженную систему поощрений и продвижения их по карьерной лестнице, чтобы выполнение правил сулило большее вознаграждение, чем их нарушение в пользу клиентов. Итак, достойная высочайшая зарплата профессорско-преподавательскому составу по европейскому стандарту! Прежде всего, замечу, что в США, пожалуй, лучшая в мире наука, и питается эта наука лучшими умами со всего мира, соблазняя их не в последнюю очередь высокой оплатой.
Таким образом, проблемы, связанные с образованием в стране, требуют самого пристального внимания со стороны органов государственной власти Российской Федерации.
Список литературы
1. Образовательный уровень в ЕС: к 2020 году доля людей с высшим образованием должна достигнуть 40% / Информационное агентство REGNUM [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.regnum.ru/news/1648357.html
2. Равные права и равные возможности женщин и мужчин в сфере высшего образования. Гендерное образование в России. Сборник материалов / Составители Е.А. Бал-лаева, О.А. Воронина, Л.Г. Лунякова. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 250 с.
3. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
4. http://www.shevkin.ru/?action =Page&ID=785; http://www.mccme.ru
УДК 342.57
Бессонова В.В.*
ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ КАК УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Бессонова В.В. Юридические клиники как участники гражданского общества в системе правового просвещения. - Статья.
Автор рассматривает правовое просвещение как деятельность государства и общества, способствующая формированию правосознания и повышению уровня правовой культуры, обладающая признаками системности и целенаправленности. При этом предлагается ряд мер идеологического и организационного характера, призванных способствовать созданию комфортной социально-правовой среды. Автор подчеркивает особую роль юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи в процессе формирования правовой культуры в современных условиях гражданского общества.
Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, правовая культура, правовое образование, юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь.
Bessonova V.V. Legal clinics as members of civil society in the legal education. - Article.
The author considers the legal awareness as state and society activities that promote the formation of legal awareness, raise the level of legal culture and have systemic and targeted nature. A number of ideological and organizational measures that contribute to creation of a comfortable socio-legal environment are proposed. The author emphasizes a special role of legal clinics as free legal assistance in the process of legal culture formation under modern conditions of civil society.
* Бессонова Виктория Викторовна - заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса Забайкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, г. Чита, Россия.
Keywords: legal state, civil society, legal culture, legal education, legal clinic, free legal assistance.
Бессонова В.В. Юридичні клініки як учасники громадянського суспільства в системі правової освіти. - Стаття.
Автор розглядає правову освіту як діяльність держави й суспільства, що сприяє формуванню правосвідомості й підвищенню рівня правової культури, що володіє ознаками системності й цілеспрямованості. При цьому пропонується ряд заходів ідеологічного й організаційного характеру, покликаних сприяти створенню комфортного соціально-правового середовища. Автор підкреслює особливу роль юридичних клінік при наданні безкоштовної юридичної допомоги в процесі формування правової культури в сучасних умовах громадянського суспільства
Ключові слова: правова держава, громадянське суспільство, правова культура, правова освіта, юридична клініка, безкоштовна юридична допомога.
2013 год в России знаменуется 20-летней годовщиной принятия Основного закона нашей страны, Конституции Российской Федерации. Одним из важнейших и, возможно, самым обсуждаемым вопросом был и остается следующий: Россия - это правовое, демократическое государство, как провозглашено в данном документе. Или только строим таковое. А каковы в этом случае имеющиеся результаты, ближайшие и долгосрочные перспективы? При ответе на этот вопрос возникает еще один: ввиду того, что одним из признаков, а в некоторых источниках - итогом формирования правового государства названо гражданское общество, какова ситуация здесь? Есть ли в России такое явление, такой институт - гражданское общество. При оценке действующей Конституции существует точка зрения о том, что необходимо включить отдельной главой конституционные нормы, регламентирующие данный институт в России: его составляющие, формы и методы взаимодействия с государством, модель взаимоотношений.
Скорее всего, следует согласиться, что цивилизованное современное государство должно быть, во-первых, правовым, а значит, обладающим признаком наличия развитого гражданского общества. Достичь такой характеристики в отсутствии высокой правовой культуры, правового воспитания, а главное, правосознания граждан такого государства, невозможно. Составляющие подобных качеств многочисленны
и разнообразны, но в числе прочих первостепенное значение имеет правовое просвещение граждан.
Терминологическая характеристика правового просвещения имеет многочисленные трактовки, однако автор предлагает следующую. Под правовым просвещением следует понимать целенаправленную и систематизированную деятельность государства и общества по формированию и повышению уровня позитивного правового сознания и правовой культуры с целью внедрения в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Любая деятельность государства должна быть подкреплена нормативноправовой базой. В направлении вопроса правового просвещения и воспитания в мае 2011 года были приняты Основы государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан (далее по тексту - Основы), которые определили основные цели, направления и содержание данного направления деятельности государства. Субъектами, на которых направлена данная государственная политика, названы: многонациональный народ РФ, отдельные социальные группы и каждый гражданин. Специальным субъектом выступает молодежь, подрастающее поколение.
Участию институтов гражданского общества в правовом просвещении граждан отведена не малая роль. Речь идет, прежде
всего, о такой форме просвещения, как оказание бесплатной юридической помощи такими участниками гражданского общества, как органами местного самоуправления, адвокатами, нотариусами, юридическими клиниками вузов России. Обеспечение доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами; поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения; развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, названы Основами в числе мер государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения.
Создание и функционирование юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению является одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров. Еще в 1855 году Д.И. Мейер в работе «О значении практики в системе современного юридического образования» обосновывает необходимость клинической формы подготовки юристов. Д.И. Мейер проводил аналогию между правовой и медицинской подготовкой: «В самом деле, звание юриста, как и звание врача, практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же». История развития юридических клиник в России имеет богатую историю. Еще в середине девятнадцатого века Д.И. Мейер организовал юридическую клинику на юридическом факультете Казанского уни-
верситета. Он устраивал в университете консультации для посторонних лиц, которым давал юридические советы в присутствии студентов [1, с. 16].
Новаторская деятельность Д.И. Мейера может служить также примером для современных представителей российского гражданского общества в лице практикующих юристов, т.е. путем их участия в деятельности студенческих юридических приемных и клиник будет реализовываться своеобразная функция саморазвития общества.
Организация аналогичных юридических клиник на современном этапе является также качественным подспорьем для реализации положений Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Согласно части 2 статьи 22 данного федерального закона участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Следовательно, формирование и развитие юридических клиник и студенческих приемных на территории Российской Федерации имеет правовую базу и богатую историческую основу, но главное, оно имеет вполне конкретную и особо важную цель в виде подготовки будущих специалистов и бакалавров юристов, как активных участников российского гражданского общества, даже несмотря на возможный, подчас вынужденный, выбор работы по иной специальности.
В настоящее время на территории Сибирского федерального округа бесплатная юридическая помощь оказывается в 59 юридических клиниках при высших учебных заведениях [2]: в Кемеровской области при 6 вузах осуществляют деятельность 20 центров правовой информации, 11 - в Новосибирской области, по 5 - в Алтайском
крае, Омской и Иркутской областях, по 3 -в Забайкальском крае (например, на базе Забайкальского государственного университета юридическая приемная работает с марта 2005 года [3]) и в Томской области, 2 -в Республике Бурятия, по 1 - в Республиках Алтай, Тыва и Хакасия, Красноярском крае. Организация и порядок деятельности юридических клиник предусмотрен приказом Минобрнауки России от 28 ноября 2012 года № 994 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи».
Данный вид бесплатной юридической помощи достаточно распространен. Такая форма работы успешно применяется для формирования у обучающихся навыков оказания правовой помощи в виде информирования и консультирования граждан, а также в целях организации прохождения практики. Такие клиники помогают воспитывать социально ответственное поколение юристов, активных участников гражданского общества. Бесплатная юридическая помощь в России может предоставлять в виде: 1) правового консультирования в устной и письменной форме; 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В Забайкальском государственном университете в мае текущего года состоялась научно-практическая конференция «Правовое просвещение как предпосылка становления правового государства и основа развития гражданского общества». Начальник Управления Минюста России по Забайкальскому краю Поспелова О.В. выступила на пленарном заседании с до-
кладом «Оказание бесплатной юридической помощи как форма участия в правовом просвещении населения», отметив, что наибольший размер бюджетных средств на финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, предусмотрен в Новосибирской области (2 млн. 435 тыс. руб.) и Забайкальском крае (2 млн. 351 тыс. руб.). Однако участники конференции пришли к выводу о том, что мониторинг деятельности органов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, показал невысокую эффективность расходования бюджетных средств на данные цели: в Забайкальском крае объем освоенных бюджетных средств составил менее 10 % от предусмотренной в бюджете суммы. В то же время юридические клиники оказывают такую помощь на безвозмездной со стороны государства основе. Закон же предполагает поддержку негосударственной системы бесплатной юридической помощи, составляющей которой являются юридические клиники, органами государственной власти и местного самоуправления. Автором были разработаны предложения по внесению изменений в Закон Забайкальского края от 10 октября 2012 года № 701-ЗЗК «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Забайкальского края», предусматривающие регламентирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Забайкальского края не только в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, что определено в настоящее время Законом края, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в том числе в части финансирования расходов на оказание бесплатной юридической помощи юридическими клиниками и оказания иных мер поддержки негосударственной системе оказания юридической помощи.
Достаточно богат зарубежный опыт оказания бесплатной юридической помощи. В настоящее время в странах сложились определенные системы по оказанию бесплатной юридической помощи со своими особенностями.
В Бельгии обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи возлагаются преимущественно на профессиональных юристов (адвокатов). Именно им поручено обеспечивать правовое консультирование и представлять граждан, обратившихся в суд в поисках правосудия. Исключительно важную роль в бельгийской системе оказания бесплатной юридической помощи играет коллегия адвокатов. Предоставление первичной юридической помощи обеспечивается в рамках Комиссии по бесплатной юридической помощи. Вторичная юридическая помощь, а также помощь и представительство интересов клиента в судебном разбирательстве и во внесудебном порядке поручена Бюро бесплатной юридической помощи, учрежденному в рамках Ассоциации адвокатов [4, с. 375].
Немецкая система оказания бесплатной юридической помощи с точки зрения сравнения ее с другими подобными системами является уникальной, и тому есть несколько причин. Это чистая модель judicare [5], в рамках которой отсутствует какая-либо централизованная структура по управлению системой бесплатной юридической помощи. Услуги бесплатной юридической помощи оказываются практически исключительно частнопрактикующими адвокатами при ограничении роли государства в финансировании системы. Оказание помощи, прежде всего, ориентировано на представительство в суде и предполагает сравнительно небольшой спектр услуг за пределами судебного разбирательства. Расходы на бесплатную юридическую помощь в сравнении с другими странами являются довольно скромными, однако необходимо учитывать, что Германия - крупнейший рынок услуг страхования на слу-
чай юридических расходов в мире. Более 40 % всего населения охвачены данным видом страхования. Существование хорошо развитой системы страхования снижает потребность в финансируемой государством бесплатной помощи в тех областях права, в которых риск оказаться стороной правового спора покрывается коммерческим страхователем. Традиционно неохваченной страхованием на случай юридических расходов остается область семейного права, и поэтому неудивительно, что 80 % средств, выделяемых на платную юридическую помощь, расходуется на семейные дела [6, с. 84].
В Японии в 1952 г. Ассоциацией адвокатов Японии была учреждена Ассоциация бесплатной юридической помощи (Ассоциация БЮП), которая имела 4 источника финансирования: 1) пожертвования адвокатских образований; 2) возмещение средств клиентами (японская система бесплатной юридической помощи не предполагает оказания помощи в форме пожертвования, а строится, скорее, на системе займов - клиент обязан возместить стоимость расходов Ассоциации БЮП рассроченным платежом); 3) обязательные пожертвования со стороны адвокатов (адвокаты, получающие средства от Ассоциации БЮП, возвращают ей 20 % этих средств в виде пожертвования); 4) пожертвования подсудимых (в немалом количестве случаев подсудимые по уголовным делам жертвуют собственные средства общественным организациям, выражая таким образом свое раскаяние; Ассоциация БЮП также неоднократно становилась получателем таких «искупительных пожертвований»). В 2000 г. был принят Закон о бесплатной юридической помощи, согласно которому государство брало на себя все расходы по оказанию бесплатной юридической помощи и сопутствующие расходы, при этом система займов сохранялась, но для финансово несостоятельных лиц были сделаны исключения.
В Японии учреждена служба телефонного консультирования (сеть колл-центров) по всей стране. Лица, у которых возникают юридические проблемы, могут обратиться за помощью в колл-центр, предоставляющий информацию, например, о том, куда лицо может обратиться за получением помощи. В основном клиентам предлагают обратиться в один из офисов Центра правового консультирования, управляющего всей системой оказания бесплатной юридической помощи, и там проконсультироваться с адвокатом. Колл-центры также принимают запросы по электронной почте. Так, в 2009 году ими обработано 400 000 звонков и писем, что втрое превысило показатели 2006 года [7, с. 194].
Заслуживает внимание опыт Голландии по внедрению интерактивного приложения для консультаций в режиме онлайн, называемое Rechtwijzer - «Дорожная карта правосудия», которая на основе нескольких альтернативных вариантов шаг за шагом помогает пользователю разобраться в юридических аспектах рассматриваемого конфликта в жилищном, трудовом, семейном праве, в вопросах защиты прав потребителей и административном праве. При необходимости программа «Дорожной карты правосудия» переадресует посетителей на сайт бюро и по оказанию юридической помощи, который предлагает пользователям большое количество документации и первостепенной задачей ставит предоставление информации по всем юридическим вопросам, в отличие от «Дорожной карты правосудия», где акцент делается на конкретных конфликтных ситуациях [8, с. 375].
Учитывая имеющийся зарубежный опыт, юридическая клиника «Фемида» Забайкальского государственного университета определила дальнейшие направления развития: так, например, в октябре 2013 года начал работу проект «онлайн правовое консультирование» и сегодня любой желающий может, зайдя на сайт Забай-
кальского государственного университета, получить юридическую консультацию по гражданскому, жилищному, административному и иным спорам. Также в целях оказания правовой поддержки мигрантов, прибывающих на территорию Забайкальского края, заключено соглашение о взаимном сотрудничестве между АНО «Центр социально-культурной адаптации мигрантов и юридической клиникой «Фемида». Один из совместных проектов «Социальнокультурная адаптация и интеграция мигрантов в социальное пространство Забайкальского края» направлен на разработку комплекса адаптационных мероприятий по социокультурной адаптации мигрантов: профессиональной, правовой, реабилитационной, психологической и др. для формирования толерантного отношения к другим национальностям и народностям, поддержания политической, экономической и социальной стабильности общества, профилактики социально опасных форм поведения в отношении мигрантов.
Повышение правовой культуры населения через систему образования и воспитания признается более эффективной и успешной по сравнению с ужесточением наказания за несоблюдение правовых и социальных норм. Поэтому главная государственная задача - повышение уровня культуры населения в целом и подрастающего поколения в частности, оказывающей первостепенное влияние на формирование сознания и поведение человека [9]. Для этого соответствующее воспитание предлагается вести с детского сада. В общеобразовательную школьную программу будут включены задачи по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим, а также развитие ценностно-смысловой сферы личности. Так, например, школы города Читы обращаются
с предложением о сотрудничестве с юридической клиникой «Фемида» Забайкальского государственного университета в направлении правового просвещения и правового консультирования школьников, как начальных классов, так и старшеклассников. Студенты старших курсов под руководством преподавателей, используя не только информационно-правовой материал, но и мультимедиа оборудование, презентации по правовым тематикам, оказывают юридическую поддержку и ведут разъяснительную работу по вопросам состояния и применения действующего законодательства.
В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:
• образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
• информационную: расширяет осве-
домленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
• разъяснительную: обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность решений Европейского суда и обеспечения единства применения общих стандартов в области прав человека;
• идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
• агитационно-пропагандистскую: рас-
пространяет сведения о деятельности тех или иных просветительских организаций в целях привлечения новых членов;
• консультативную: распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.
Автор считает, что для воплощения идеи правового просвещения необходимо принятие просветительской программы
в виде специального документа, устанавливающего содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы. Это позволит обеспечить целенаправленность мер по правовому просвещению: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности; их адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход); доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения.
Такие программы могут быть тематическими, имеющими в виду развитие определенного направления просветительской деятельности; территориальными, предусматривающими меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты); адресными, предназначаемыми для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
По виду правового просвещения могут быть программы, направленные на:
• гражданское просвещение: распро-
странение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;
• политическое просвещение: повы-
шение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
• юридическое просвещение: распро-
странение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
• научное просвещение: популяризация достижений современной науки.
В заключении хотелось бы отметить, что вопросы правового воспитания и повы-
шения правовой культуры - это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право. Иначе невозможно говорить о формировании правового государства и гражданского общества.
Список литературы
1. Дружинина А.В. Становление юридической клиники в вузах России / А.В. Дружинина. // Юридическое образование и наука. - 2011. - № 4. - С. 16-18.
2. Справка к заседанию Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Новосибирской области от 29.03.2013 по вопросу: «О реализации Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на территории Сибирского федерального округа».
3. Официальный сайт ЗабГУ - Режим доступа: // http://www.zabgu.ru/article/997 (Дата обращения: 07.03.2013 г.).
4. Гибенс С. Методы изучения систем бесплатной юридической помощи: пример Бельгии / С. Гибенс // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. - М.: ООО «Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). - С. 9-25.
5. Judicare - программа, финансируемая на федеральном уровне государством, в
рамках которой юридические услуги малоимущим предоставляются бесплатно или по сниженным ценам.
6. Килиан М. Бесплатная юридическая помощь по гражданским делам в Германии / М. Килиан // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. - М.: ООО »Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). -С. 84-109.
7. Танабе М. История бесплатной юридической помощи в Японии / М. Танабе // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. -М.: ООО »Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). -С. 194-204.
8. Биггелаар П. Бесплатная юридическая помощь в Нидерландах / П. Биггела-ар // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. -М.: ООО »Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). -
С. 26-44.
9. Концепция правового просвещения до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.khv.ru // (Дата обращения: 07.10.2013 г.).