Научная статья на тему 'Некоторые особенности организации местного самоуправления в Соединённых штатах Америки'

Некоторые особенности организации местного самоуправления в Соединённых штатах Америки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1588
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / UNITED STATES OF AMERICA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саудаханов М. В., Хазова В. Е.

Рассмотрены некоторые особенности организации местного самоуправления в Соединённых Штатах Америки. Представлен анализ этих особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саудаханов М. В., Хазова В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some peculiarities of organization of local self-government in the United States of America

In this article we explore some peculiarities of organization of local self-government in the United States of America. The authors make analysis.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности организации местного самоуправления в Соединённых штатах Америки»

УДК 34 ББК 67

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

МАРАТВИЛЬДАНОВИЧ САУДАХАНОВ,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

ВИКТОРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА ХАЗОВА, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены некоторые особенности организации местного самоуправления в Соединённых Штатах Америки. Представлен анализ этих особенностей.

Ключевые слова: местное самоуправление, Соединённые Штаты Америки

Annotation. In this article we explore some peculiarities of organization of local self-government in the United States of America. The authors make analysis.

Keywords: local self-government, United States of America

Местное самоуправление в Соединенных Штатах Америки (далее — США) входит в систему органов управления штатов, действует в соответствии с законами штатов и делится на органы общей компетенции (муниципалитеты, графства, городские управления) и органы специального назначения (школьные и специальные округа). Надо сказать, что около 230 млн. человек в США (почти 70% населения) проживает в муниципалитетах.

Одной из главных целей образования муниципалитетов является создание в населенных пунктах различных социальных служб вдобавок к тем, которые действуют в графствах.

Возникновение нового муниципалитета возможно после составления петиции, которую должны подписать граждане, обладающие правом голоса. Такая петиция должна содержать информацию о границах создаваемого муниципалитета, а также о количестве проживающих в нем людей. После выполнения установленных требований проводится голосование по вынесенному вопросу1.

Формирование муниципальных бюджетов осуществляется за счет субсидий, выделяемых как государством, так и штатами, а также за счет налоговых сборов соответствующего штата. Кроме того, муниципалитеты обладают правом эмиссии облигаций, владения предприятиями, взимания налогов в пределах границ муниципалитета.

Как правило, муниципалитеты являются частью системы управления городскими районами, т.е. населенными пунктами, где потребность в локальных социальных и экономических службах выражается наиболее ярко.

Одной из самых распространенных моделей организации управления в муниципалитетах является «мэр — совет», которая на практике реализуется в следующих формах:

• «слабый» мэр — «сильный» совет;

• «сильный» мэр — «слабый» совет.

«Слабость» мэра заключается в его ограниченном

праве вето на решения совета, а также в ограниченной компетенции при решении административных и про-

чих организационных вопросов. Другими органами управления в муниципалитетах являются специализированные советы и комиссии, наделенные конкретными полномочиями для решения конкретных задач местного значения.

Форма управления, при которой мэр обладает значительной «силой», характеризуется наличием в его руках фактически полного контроля над исполнительным аппаратом. К компетенции мэра относится назначение и освобождение от должности руководителей всех служб; формирование, утверждение и исполнение бюджета; наложение вето на решения совета и др.

Подобная модель управления в форме «совет — менеджер» осуществляется в США в больших городах. При этом состав совета не многочислен и наделен полномочиями на осуществление нормотворческой деятельности и определение политического, экономического и культурного векторов развития муниципалитета2.

Менеджер в данном случае выполняет роль исполнителя (администратора), обладающего, к примеру, правом рекрутинга кандидатов на должности руководителей ключевых департаментов и служб, которых в дальнейшем утверждает совет. К слову, рядовых служащих и руководителей среднего звена менеджер вправе подбирать и назначать самостоятельно.

Примечательно, что должность мэра в рассматриваемой модели не упразднена. На него возлагаются в основном представительские функции, он является председателем на заседаниях совета, но при этом не наделен правом вето на решения последнего и не имеет никаких управленческих полномочий3.

В 1960-е — 1970-е гг. прошлого столетия в США приобрела популярность модель управления, представленная в форме «сильный» мэр — совет с главным администратором, при которой мэр, как правило, сам подбирает главного администратора, при этом полномочия последнего сильно ограничены.

Другими органами общей компетенции в системе местного самоуправления являются графства4 — традиционные для США административно-территориальные единицы в структуре штатов. Графства не наделены функциями нормотворчества и должны обеспечивать реализацию законодательства штатов на местном уровне.

Однако важно отметить, что с недавних пор полномочия графств были расширены, особенно в части организации работы социальных служб, когда муниципалитетам стало сложно самостоятельно справляться с этой задачей из-за стремительного роста населения городов. Также по сравнению с муниципалитетами графства обладают большей налоговой базой и имеют расширенные возможности развития социально-экономических служб5.

Согласно конституциям и законам штатов высшим руководящим коллегиальным органом в графствах является совет, который может действовать в двух видах:

• комиссионерный (небольшой состав, члены не вправе занимать другие государственные должности);

• совет контролеров (имеется лишь в пяти штатах, формируется из числа выборных должностных лиц городских управлений и муниципалитетов, входящих в графство).

Управление графствами осуществляется посредством трёх основных форм:

• комиссионная (совет выполняет законодательные, исполнительные, а в некоторых штатах — и отдельные судебные функции);

• совет — администратор (совет назначает администратора для руководства аппаратом и обладает полномочиями по принятию решений по наиболее важным вопросам);

• совет — выборный руководитель (последний является главой графства, обладает правом вето на решения совета, предлагает на рассмотрение совета основные направления политики графства, выполняет представительские функции от имени графства).

Еще одним органом общей компетенции, играющим незначительную роль в системе местного самоуправления США, являются городские управления, которые в специальной литературе также именуют тауншипы.

Тауншипы обладают схожими функциями с муниципалитетами6. Основные отличия заключаются в том, что их (тауншипов) границы определяются безотносительно к концентрации населения. По сути же, тауншипы представляют собой ни что иное как обладающие ограниченными полномочиями административно-территориальные подразделения графств.

Среди органов специального назначения в системе местного самоуправления США выделяют специальные округа — наиболее многочисленную группу органов. Они обладают правами юридических лиц, могут самостоятельно выступать в гражданском обороте, заключать сделки, иметь в распоряжении собственность, а также вправе самостоятельно финансировать свою деятельность за счет средств, полученных после сбора налогов и пошлин; средств, полученных за предоставленные услуги и т.д.)7.

В свою очередь в системе специальных округов особое место занимают школьные округа, руководство в которых осуществляют избранные населением советы, пользующиеся полной административной автономией в пределах своих полномочий. Данные советы вправе взимать специальный имущественный налог, который в

дальнейшем используется для финансирования строительства и содержания школ. Кроме того, государство и соответствующие штаты могут субсидировать школьные округа с целью развития образования.

Важно отметить, что сегодня в США действуют девятнадцать основных типов специальных округов, среди которых: по охране почв, жилищного строительства, водоснабжения, пожарные, санитарные, дорожного строительства, общественного транспорта, здравоохранения и др8.

Власти штатов помимо утверждения круга полномочий и территориальных границ специальных округов обладают правом «учреждения» последних, хотя с подобной инициативой может выступить и население соответствующей территории.

Специальные округа, не будучи привязанными к границам графств и муниципалитетов, могут решать значительное число вопросов регионального масштаба, не нарушая при этом административно-территориальное деление штатов. Кроме того, благодаря применяемой в специальных округах форме управления становится возможным более оперативное выполнение поставленных задач.

1 Административное право зарубежных стран: учебник. Кикоть В.Я., Румянцев Н.В., Василевич Г.А., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Кардашова И.Б., Кононов П.И., Бочаров С.Н., Осавелюк А.М., Хобелия Д.В., Эйвазов Х.Г., Соломатина Е.А.,

Сажина В.В., Майле А.Д. / Изд-во ЮНИТИ-ДАНА.М.: 2012

2 Избирательное право: учебник. 2-е издание. Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Виноградов В.А., Хазов Е.Н., Прудников С.А., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Осавелюк А.М., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю., Громов К.Э., Тутханян Г.А. / Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, М.: 2015

3 Актуальные проблемы избирательного права Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Кальгина А.А., Шуленин В.В., Егоров С.А., Миронов А.Л., Кирсанов А.Ю. , Саудаханов М.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, (Серия «Magister»). 2016 г.

4 Понятие «графство» используется в 48 штатах США. В штате Луизиана используется понятие «приход», а на Аляске - «район».

5 Предпринимательское право: учебник. 5-е издание. Эриашвили Н.Д., Коршунов М.Н., Алексий П.В., Петров И.В., Щербачева Л.В., Борякова С.А., Эриашвили М.И., Ткачев В.Н., Саудаханов М.В., Линев А.Н., Косов М.Е., Горелик А.П., Бы-струшкина И.В., Лобаков А.В., Сорокина А.Э. / Изд-во ЮНИ-ТИ-ДАНА, М.: 2010.

6 Хазов Е.Н. Европейской хартии местного самоуправления исполняется 30лет (Страсбург, 15 1985). Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 1. С. 7-9.

7 Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств: учебник. Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Скрипкин Г.Ф., Горшенева И.А., Саудаханов М.В., Миронов А.Л., Егоров С.А., ЮНИТИ-ДАНА. М.: 2015

8 Административное право зарубежных стран: учебник. 2-е изд-е. Румянцев Н.В., Василевич Г.А., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Бочаров С.Н., Соломатина Е.А., Кардашова И.Б., Осавелюк А.М., Хобелия Д.В., Эйвазов Х.Г., Сажина В.В., Майле А.Д., Чихладзе Л.Т., Антошина А.И., Сущинская С.И. / Изд-во ЮНИТИ-ДАНА. М.: 2015

Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

Применительно к реалиям современного общества системати-зированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.