УДК 343.8 А.С. Морозов*
Юридические формы «тюремного служения» в России
Статья посвящена рассмотрению различных форм осуществления религиозного служения в пенитенциарной сфере. В работе анализируются проблемы, возникающие в результате одновременного регулирования данных отношений светскими и религиозными нормами поведения. Делается вывод о необходимости законодательного закрепления понятия «тюремное служение», нормативного закрепления его форм и методов.
Ключевые слова: религиозная организация, исправительное учреждение, обряд, священнослужитель, подозреваемый, обвиняемый, осужденный.
A.S. Morozov*. Legal forms of «prison service» in Russia. This article is devoted to consideration of various forms of implementation of religious service in the penitentiary sphere. In the text the problems resulting from simultaneous regulation of these relations secular and religious standards of behavior are analyzed. The conclusion about need of legislative fixing of the concept «prison service», law fixing of its forms and methods is drawn.
Keywords: religious organization, correctional facility, ceremony, priest, suspect accused, condemned.
Религиозное служение в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, сопряжено с взаимодействием двух самостоятельных систем: государства и Церкви. Участие священнослужителей в деятельности по формированию правомерного поведения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, связано с одновременным действием как минимум двух систем регулирования пенитенциарных отношений: юридической и религиозной.
В настоящее время отсутствует нормативно-правовое закрепление понятия «религиозная деятельность» и, как следствие, не установлены ее принципы, формы и методы, что на практике существенно затрудняет определение форм тюремного служения, желаемых результатов, критериев оценки религиозного воздействия, осуществляемого в отношении осужденных [10, с. 17-18]. При этом фактически осуществляемые формы религиозного служения в пенитенциарных учреждениях, в зависимости от степени участия в них священнослужителя, можно разделить на два основных вида: непосредственные и опосредованные. В рамках личного участия священнослужителей в деятельности пенитенциарных учреждений ими проводятся богослужения и иные религиозные обряды и церемонии, катехизическая, просветительная деятельность среди сотрудников учреждения, подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Так, согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений» [1], в числе прочих мест, где могут проводиться религиозные обряды, указаны учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы. Такое служение может проводиться по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов также допускается в помещениях мест содержания под стражей, при условии соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Так, согласно ч. 9 ст. 16, ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [2] предусматривается право отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов в помещениях места содержания под стражей, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения правил внутреннего распорядка и прав и законных интересов других лиц. Данная форма участия религиозных служащих в деятельности исправительных учреждений связана с наибольшей опасностью для их жизни и здоровья, а также для безопасности функционирования самого учреждения.
Опосредованное участие религиозных организаций в деятельности пенитенциарных учреждений выражается в распространении среди сотрудников исправительного учреждения, осужденных, подозреваемых и обвиняемых религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов, и иных предметов религиозного назначения; в содействии создания на территории учреждения сооружений, предназначенных для совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний; в осуществлении благотворительной деятельности; предоставлении движимого имущества религиозного назначения, а также иного имущества в целях оборудования зданий (помещений) на территории исправительного учреждения для использования их в целях совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний. Так, согласно ст. 17, 18 Федерального закона «О свободе совести и религиозных
* Морозов, Алексей Сергеевич, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России. Адрес: Россия, 654066, Кемеровская область, г. Новокузнецк, Октябрьский проспект, 49. Телефон: 8-913-078-6724. E-mail: morozovlalex@yandex.ru.
* Morozov, Alexey Sergeyevich, lecturer of the Department of State and legal disciplines FKOU VPO Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, October prospectus, 49. Phone: 8-913-078-6724. E-mail: morozovlalex@yandex.ru.
© Морозов А.С., 2015
Теория и история государства и права
объединений» [1], религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Опосредованное участие религиозных организаций в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы может осуществляться путем производства, экспорта, распространения религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного служения. При этом религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения, что существенно снижает риск их вольного толкования, внесения изменений, противоречащих религиозным канонам.
«Основы социальной концепции Русской православной церкви» также содержат принципы сотрудничества Русской православной церкви (далее - РПЦ) с уголовно-исполнительной системой: обязанностью РПЦ является обустройство храмов и молитвенных комнат, совершение таинств и богослужений, проведение пастырских бесед с заключенными, распространение религиозной литературы. Отмечается, что особое значение имеет личный контакт с осужденными, в т.ч. посещение мест их непосредственного содержания. Приветствуется переписка с осужденными, сбор и передача им одежды, лекарств, и других предметов первой необходимости [14, с. 25].
Формы тюремного служения были определены еще Первым Вселенским (Никейским) собором в 325 г., посредством учреждения института Procuratores Раирегит (попечение о бедных, горемычных). Определялась обязанность священников, осуществляющих тюремное служение, ходатайствовать об освобождении как невинных, так - в особых случаях - и виновных, снабжать заключенных продуктами питания, одеждой, обеспечивать возможность их судебной защиты, принимать меры к их нравственно-духовному исправлению. В 1890 г. Уставом о содержащихся под стражей священнослужитель тюремной церкви священник тюремной церкви относился к одновременному подчинению духовного и тюремного начальства. В его обязанности входило совершение богослужений и треб, произношение увещеваний и наставлений, ознакомление с нравственным состоянием осужденного, проведение индивидуальных бесед с заключенными для увещевания и назидания с целью оказания благотворного воздействия на лиц, подверженных дисциплинарным взысканиям, обучение осужденных религиозным нормам и церковному пению. Священник должен был прилагать усилия к восстановлению семейных уз (социальных связей), а в необходимых случаях обращаться за помощью к учреждениям и лицам, способным оказать осужденным попечение и помощь. Его особая роль заключалась в подготовке заключенных к таинствам исповеди и причастия Святых Тайн, посещении больных арестантов, христианском напутствии умирающим. Также священник был обязан внушать заключенным, что их участие в религиозной жизни не повлияет на получение от тюремного начальства каких-либо материальных льгот или выгод [16, с. 73-74].
Деятельность православного духовенства в местах лишения свободы имеет три основополагающих составляющих: культовую, благотворительную и просветительскую. Культовая деятельность священнослужителей в исправительных учреждениях преимущественно проявляется в форме божественной литургии, молебнов, панихид, совершения таинств крещения, исповеди, венчания, соборования [17, с. 46]. Не меньшее значение имеет катехизация, чтение и толкование Священного Писания, просмотр с осужденными фильмов на религиозную тематику, обсуждение их насущных проблем в кругу верующих и в порядке индивидуальных бесед [11, с. 37].
В целях реализации ритуальных потребностей верующих в исправительных учреждениях создаются воскресные школы, библейские курсы и иные формы обучения осужденных религиозным нормам и культовой практике. У большой части осужденных, подозреваемых и обвиняемых в личном пользовании имеется Библия, Новый Завет, Псалтырь и др. Для осуществления пастырских служений за исправительными учреждениями закрепляются отдельно взятые приходы и священнослужители, что создает условия для проведения нравственных, просветительских бесед в рамках воскресных школ, для постройки новых храмов и оборудования молельных комнат [9, с. 233].
Отец Игорь, священник с большим стажем тюремного служения, отмечал, что зачастую соблюдение церковных процессуальных правил при проведении служб в исправительных учреждениях не всегда является уместным. По его мнению, осужденный должен встретиться прежде всего с человеческим отношением к себе. Такое отношение заставляет священника идти на отклонение от формальных правил церковного ритуала и делать некоторые послабления, осознавая тот факт, что жизнь в исправительном учреждении сама по себе сопряжена с многочисленными трудностями и лишениями. Отец Игорь отмечает, что при совершении, например, таинства Причастия не имеет значения соблюдение осужденным предварительного поста, т.к. у него этот пост длится в течение десяти лет, все его окружение - это пост [13, с. 40].
Одним из важнейших направлений деятельности священнослужителя в исправительном учреждении является просветительская работа. Ее цель - ознакомление осужденных с духовно-нравственными основами вероисповедания, историей религии и правилами богослужения. Овладение данными знаниями позволяет сознательно приобщаться к вере, в полной мере понимать и разделять ее смысл [17, с. 47]. В некоторых исправительных учреждениях проводятся выпуски телевизионных передач, посвященные религиозной тематике, конкурсы стенных газет с участием священнослужителей, зачастую священники выступают перед отрядами осужденных [18, с. 76].
В последнее время все большее распространение получила система заочного и дистанционного религиозного обучения. Обучаемые снабжаются всей необходимой духовной литературой, учебно-методическими материалами, им дается тематика контрольных работ и рекомендации по их выполнению. Впоследствии выполненные работы подлежат проверке учащимися духовных академий, семинаристами старших курсов. Сложность реализации данной формы тюремного служения заключается в том,
что дистанционное усвоение материала представляет большие трудности в силу низкого уровня общеобразовательной подготовки осужденных, а также по причине необходимости анализа библейских священных текстов, которые очень сложны для восприятия и, как правило, плохо усваиваются без помощи преподавателя. В этой связи предпочтительным представляется развитие православного просвещения осужденных в форме очного обучения на базе воскресных школ [17, с. 47; 12, с. 38].
Наряду с духовным воспитанием осужденных получила развитие и благотворительная работа: на деньги, собранные в своих приходах, священнослужители приобретают для осужденных медикаменты, одежду и обувь [17, с. 46]. В дни религиозных праздников (Рождество, Пасха, Покров и др.) осужденным раздаются еда и сласти, приобретённые преимущественно также на пожертвования мирян [13, с. 40]. Проблема реализации данной формы тюремного служения заключается в формировании вместо религиозной - корыстной мотивации в среде осужденных: «Библию просят наряду со сгущенным молоком, колбасой, конфетами и обычно бесконечным перечнем разных предметов в конце подобного письма» [7, с. 96].
Одной из наиболее важных и сложных форм тюремного служения является проведение личных бесед с осужденными, каждый из которых требует индивидуального подхода, нуждается в совете, способном решить, подчас неразрешимые жизненные ситуации. По оценкам священнослужителей, личный разговор с человеком в камере требует не меньших, а, зачастую больших усилий, чем во время службы. Крайне трудно бывает выдержать рассказы осужденных об их прошлой жизни.
Практика тюремного служения связана с тем, что священнослужителю приходится сталкиваться с тяжелыми судьбами, травмированными душами, ожесточением, насилием и смертью: «Был один случай, - говорит отец Игорь, - когда я в камере встретил человека, который убил свою мать, а потом выбросился из окна. И вот он стоит передо мной на костылях. Спрашивается, зачем же его вообще посадили в эту тюрьму? Его нужно отправлять на принудительное лечение» [13, с. 40].
Несмотря на то, что доминирующим вероисповеданием в России является Православное Христианство, следует отметить, что в пенитенциарных учреждениях учитываются религиозные права осужденных, относящихся к различным конфессиональным группам.
В работе с осужденными мусульманского вероисповедания немаловажную роль играет исламское духовенство. Территориальными органами ФСИН России на постоянной договорной основе осуществляются взаимоотношения с Духовными управлениями мусульман. Данное сотрудничество в наибольшей степени характерно для таких национальных республик, как Татарстан и Калмыкия, но осуществляется оно и в других субъектах - Красноярском крае, Астраханской, Оренбургской, Московской, Ростовской, Саратовской, Челябинской и Рязанской областях. Помимо совершения богослужений, мусульманское духовенство осуществляет религиозное просвещение осужденных, оказывает им гуманитарную помощь. В 2001 г. между Министерством юстиции РФ и Федерацией еврейских общин было заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого реализуется программа поддержки осужденных иудейского вероисповедания, осуществляется страхование их жизни и здоровья. Данным осужденным оформляется бесплатная подписка на газету «Еврейское слово» и журнал «Лехаим». К религиозным праздникам им предоставляются посылки, включающие мацу (ритуальный пресный хлеб) и духовную литературу [17, с. 49].
Практика осуществления тюремного служения, реализации прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых на свободу вероисповедания связана с множеством проблем реализации действующих в этой сфере юридических норм. Процесс формирования религиозного поведения осужденных, отбывающих уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества сопряжен с рядом трудностей как объективного, так и субъективного характера. По информации НИИ ФСИН России, за последнее время священнослужители посещали места лишения свободы в несколько раз чаще, чем все общественные и правозащитные организации вместе взятые [8, с. 83].
В отношении священников, осуществляющих тюремное служение, одновременно действуют требования выполнения условий совместной работы вольнонаемного персонала с осужденными и допуска лиц в исправительные учреждения, установленные уголовно-исполнительным законодательством. Администрацией исправительного учреждения разъясняется установленный порядок встречи священнослужителя с осужденными и принимаются все необходимые меры обеспечения его безопасности [9, с. 233]. С этой целью священнослужителя постоянно сопровождает сотрудник администрации, ответственный за воспитательную работу с осужденными. Он, как правило, является верующим, в силу чего при необходимости оказывает помощь священнослужителю [13, с. 40]. В данной ситуации достижение цели обеспечения безопасности религиозного служащего препятствует духовному окормлению осужденных, т.к. практически невозможно обеспечить тайну исповеди в условиях постоянного присутствия представителя администрации исправительного учреждения [15, с. 58].
К иным проблемам тюремного служения можно отнести отсутствие законодательного регулирования порядка предоставления свиданий священнослужителя с осужденными. По этой причине представители религиозных организаций зачастую вынуждены посещать исправительные учреждения на общих основаниях, наравне с родственниками и иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения [15, с. 57].
А.В. Дергачев, первый заместитель начальника управления режима и надзора ФСИН России, выступая 14 мая 2014 г. с докладом на всероссийской научно-практической конференции в г. Новокузнецке, отметил, что в связи с многочисленными жалобами по вопросам реализации права осужденных на свободу вероисповедания, а также нарушений режима, возникающих в связи с реализацией этих прав, в Правилах
Теория и история государства и права
внутреннего распорядка исправительных учреждений [4] было установлено, что осужденные могут пользоваться не запрещенными предметами культа, предназначенными исключительно для нательного и карманного ношения, совершать религиозные обряды в местах, определенных администрацией исправительного учреждения в часы от подъема и до отбоя. Необходимость принятия данного положения была обусловлена чрезмерным распространением предметов культа (различного рода иконостасов, крестов и т.п.) на территории режимных объектов, препятствующих нормальному функционированию исправительного учреждения. Осужденными-мусульманами молитвы зачастую проводились в нарушение распорядка дня, в ночное время, в обеденное время, во время завтрака или ужина, из-за чего приостанавливался прием пищи другими осужденными. Справедливости ради следует отметить, что помимо ужесточения требований к проведению религиозных мероприятий также были введены нормы, расширяющие возможности для их проведения. Так, священнослужителям предоставляется право проноса на территорию исправительных учреждений необходимых для проведения обрядов предметов культа, но лишь на время их проведения. Перечень данных предметов определяется соглашением с централизованными религиозными организациями. К их числу могут относиться вино и другие предметы и продукты питания, которые в обычной жизни к проносу запрещены [6, с. 76-77].
При посещении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах (далее - СИЗО) возникают схожие трудности. Несмотря на то, что федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [2] закрепляется право подозреваемых и обвиняемых на отправление религиозных обрядов в помещениях места содержания под стражей, право иметь при себе религиозную литературу и предметы религиозного культа, оно может быть реализовано исключительно при соблюдении положений приказа Минюста «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» [3] (далее - ПВР СИЗО). Право встречи со священнослужителем согласно положениям данных правил, может быть реализовано исключительно с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, что существенно затрудняет возможность встречи священнослужителя с подозреваемыми и обвиняемыми, нуждающимися в духовном наставлении [15, с. 57-58]. Таким образом, несмотря на провозглашение в Конституции РФ принципов свободы совести и вероисповедания, их практическая реализация во многом связана с позицией, занимаемой администрацией отдельно взятого исправительного учреждения. Верно в этой связи отметил Е.О. Гаврилов, рассуждая о природе данных принципов: учитывая тот факт, что органы и учреждения уголовно-исполнительной системы вправе ограничить реализацию права осужденных на свободу совести и вероисповедания, вправе удовлетворить или отклонить соответствующую просьбу осужденного, следует говорить не о праве как таковом, а о законном интересе [5, с. 38].
Немаловажным представляется фактическое отсутствие в СИЗО предусмотренных ч. 4 ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ помещений для проведения встреч со священнослужителями. Причиной тому является то, что федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» о такой возможности не упоминает. В этой связи, поскольку религиозный служащий не имеет специального статуса, его свидание с подозреваемыми и обвиняемыми должно проходить на общих основаниях: через разделительную перегородку, что исключает проведение множества таинств, предусматривающих непосредственный контакт со священнослужителем [15, с. 58].
На сегодняшний день юридические формы тюремного служения достаточно четко сформулированы как в юридических, так и в религиозных нормах, регулирующих данные отношения. Сотрудничество религиозных организаций с пенитенциарными учреждениями осуществляется с четко осознаваемой обеими сторонами целью - исправлением осужденных, формированием у них моделей правомерного поведения. В этой связи взаимодействие религиозных и пенитенциарных структур в этом вопросе носит не формальный, а реальный, заинтересованный характер. Тем не менее на практике возникают ситуации, требующие внимания со стороны обоих субъектов данных отношений - религиозной организации и государства в лице руководителя исправительного учреждения. В некоторых случаях неверное восприятие со стороны осужденных своего права на свободу вероисповедания приводит к нарушению ими правил внутреннего распорядка учреждения, а также совершению иных правонарушений.
Список литературы
1. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Российская газета - 1995. - 20 июля - № 139.
2. О свободе совести и религиозных объединениях : Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Российская газета. - 1997. - 1 окт. - № 190.
3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы : Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - 14 нояб. - № 46.
4. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - 21 нояб. - № 47.
5. Гаврилов, Е. О. Взаимодействие религиозных объединений с уголовно-исполнительной системой : учебное пособие. - Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2011. - 68 с.
6. Дергачев, А. В. Новое в организации режима в исправительных учреждениях // Проблемы организации режима в исправительных учреждениях, выработка путей их решения, вопросы обучения
Патрак А.М., Горбатов В.В. Теоретические аспекты организации деятельности МВД России.
курсантов по специализации «Организация режима в уголовно-исполнительной системе» : материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Новокузнецк, 14-15 мая 2014 года. - Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2014. - С. 73-82.
7. Егоров, М. Организационно-правовые аспекты сотрудничества русской православной церкви с исправительными учреждениями и особенности его реализации в современных условиях : дис. ... канд. богословия. - Сергиев Посад, 2005. - 177 с.
8. Красотин, Е. П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций и проблемы их взаимодействия с учреждениями УИС // Вестник Кузбасского института ФСИН России. - 2012.
- № 4 (12). - С. 78-87.
9. Лелюх, В. Ф., Позднякова, А. Э. Взаимодействие пенитенциарных учреждений России с негосударственными социальными институтами и организациями // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - № 2 (50). - С. 229-236.
10. Лещенко, В. Г. Пути совершенствования правовой регламентации религиозной деятельности, осуществляемой в местах лишения свободы // Преступление, наказание, исправление.
- 2012. - № 17. - С. 17-20.
11. Матвеев, Д. О. О зарубежном опыте функционирования службы тюремных священников (капелланов) // Вестник Кузбасского института ФСИН России. - 2013. - № 2 (15). - С. 33-38.
12. Мельникова, Н. А., Матвеев, Д. О. К вопросу о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний с Русской православной церковью в рамках реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Преступление, наказание, исправление. - 2014. - № 3 (27). - С. 37-41.
13. Мишустин, С. П. Особенности работы священнослужителя с осужденными, находящимися в местах лишения свободы // Вестник Самарского юридического института. - 2014. - № 1 (12). - С. 38-42.
14. Радченко, К. Н. Участие Русской православной церкви в деятельности пенитенциарной системы России: общая характеристика проблемы // Вестник Владимирского юридического института.
- 2011. - № 1 (18) - С. 24-27.
15. Скоморох, О. Перспективы тюремного служения Русской православной церкви на современном этапе // Вестник Владимирского юридического института. - 2011. - № 3 (20). - С. 56-59.
16. Скоморох, О. Тюремное служение Русской православной церкви в местах лишения свободы. История и современное состояние // Уголовно-исполнительное право. - 2010. - № 2. - С. 73-75.
17. Федотова, И. Н. Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с Русской Православной Церковью и другими религиозными объединениями // Вестник Владимирского юридического института. - 2009. - № 1 (10). - С. 43-50.
18. Яворский, М. А. Актуальные проблемы пенитенциарно-религиозных отношений в России // Уголовно-исполнительное право. - 2012. - № 1. - С. 75-79.
УДК -355.588.3
А.М. Патрак*, В.В. Горбатов**
Теоретические аспекты организации деятельности МВД России при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в условиях мирного и военного времени
В статье рассматриваются деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных ситуаций, при введении военного положения, а также их личная безопасность при выполнении ими задач на местности, зараженной радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, функциональная подсистема охраны общественного порядка, режим функционирования, соблюдение личной безопасности.
A.M. Patrak*, V.V. Gorbatov**. Activities of the Russian Interior Ministry in the liquidation of emergency situations of natural and man-made disasters in peacetime and wartime.The article discusses the activities of the Interior and the Russian Interior Ministry in the event of emergencies, as well as the introduction of martial law, as well as their personal safety in the performance of tasks in the areas contaminated by radioactive, chemical and biological means.
* Патрак, Александр Михайлович, профессор кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат военных наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия , 198206 г. Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-90-93.
** Горбатов Вадим Викторович, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-90-93
* Patrak, Alexander Mikhailovich, professor of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel .: 744-70-93.
** Gorbatov, Vadim Victorovich, Head of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel .: 744-70-93.
© Патрак А.М., Горбатов В.В., 2015