УДК 343.82 ББК 67.409.13
С44 O. SKOMOROH
PRISON CHAPLAINS FROM THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: HISTORY AND THE MODERN CONDITION
Annotation: the article deals with Russian Orthodox Churches in prisons and prison camps across Russia. The author concentrates on practical issues of priests needed to be resolved under legal regulations
of penal system of Russia.
Key words: Russian Orthodox Church, church in prisons, law, church and society.
ОЛЕГ СКОМОРОХ,
кандидат богословия, докторант общецерковной докторантуры Московского патриархата, заведующий сектором тюремного служения отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
E-mail: skomorokh@,mail.ru
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, относящиеся к практике тюремного служения Русской православной церкви в местах лишения свободы, обозначаются задачи священнослужителей, совершающих тюремное служение в соответствии с правовыми нормами уголовно-исполнительной системы России. Ключевые слова: Русская православная церковь, тюремное служение, право, церковь и общество.
Христианское служение в местах заключения обусловлено в первую очередь Священным Писанием, где в описании Страшного судаХри-стос указывает на посещение заключенных, милосердное отношение к ним как на одну из причин достижения вечной жизни или ввержения в место вечных мучений, если не совершать этого. Данное повествование находится в Евангелии от Матфея (ст. 31-46 гл. 25) и указывает на необходимость для спасения дел милосердия по отношению к страждущим ближним - нагим, голодным, бездомным, больным и заключенным. Слова Спасителя: «В темнице был и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:36) - всегда оставались для христиан непреложным основанием для служения в тюрьмах, тем более что последний день своей земной жизни Христос провел как осужденный на смерть преступник, а вслед за ним апостолы и многие христиане первых веков претерпевали темничное заключение, истязания и смертную казнь за исповедание своей христианской веры. Многочисленные сведения о страданиях за веру и посещении узников христианами можно найти в житийной литературе. Эдикт императора Константи-
на Великого освободил Церковь от гонений, но христиане продолжали служить заключенным. Более того, «I Вселенский (Никейский) собор 325 г. учредил институт Ргосига1оге8 Раирегиш (попечение о бедных, горемычных), члены которого должны были посещать тюрьмы, ходатайствовать об освобождении невинных, а в некоторых случаях даже виновных, снабжать узников пищей, одеждой и всеми мерами судебной защиты, но главное - принимать меры к их нравственно-религиозному исправлению»1. Дальнейшая история показывает активное участие христианских церквей в реформировании тюремных систем в европейских странах в течение XVIII в., а в России начиная с первой половины XIX в., когда было учреждено Попечительное о тюрьмах общество. С этого периода до 1917 г. в тюрьмах повсеместно сооружались церкви, а в штат тюрьмы с 1887 г. были введены священники, прежде всего для нравственного исправления преступников и наставления их в правилах христианского благочестия.
Обращаясь к опыту дореволюционной России, можно смело утверждать, что православные священники накопили богатейший опыт
морально-нравственного воспитания осужденных в острогах и тюрьмах. «Например, православный священник И. Фудель в течение 15 лет (1892-1907 гг.) был духовником осужденных Бутырской тюрьмы. Есть богатые материалы: его собственные записки, записки его сына С.И. Фу-деля, его письма об этих трудах и целая подборка писем заключенных о нем и его работе на этом поприще. Есть интереснейшие записки на эту тему у архимандрита Спиридона в журнале «Христианская мысль» за 1916-1917 гг., в которых отмечается гражданский подвиг многих служителей Церкви, занимавшихся перевоспитанием человека - этим «искусством из искусств и наукой из наук» (Св. Григорий Бого-слов)»2.
Когда служение духовенства в тюремных церквах только начиналось, оно было необычным делом пастырского служения, так как до этого подобного опыта не имелось. В связи с этим были выработаны специальные правила для тюремных священников - из Устава о содержащихся под стражей (изд. 1890 г.). Священник тюремной церкви, находясь в ведении духовного начальства на общем основании, в то же время в отношении всех своих обязанностей по тюрьме состоял в непосредственном подчинении начальнику. При этом священник нес троякого рода обязанности: в отношении тюремной церкви, тюремной школы и заключенных в тюрьме. По Инструкции смотрителя губернского тюремного замка священник тюремной церкви должен был как можно чаще совершать богослужения и требы, часто произносить увещания и наставления, стараясь ознакомиться с нравственным состоянием каждого заключенного. На него возлагалось обучение Закону Божьему и церковному пению арестантов. Он наблюдал за хранением тюремной библиотеки и выдачей книг для чтения. Особенной заботе священника поручалось приготовление заключенных к таинствам исповеди и причастия Святых Тайн. Он был обязан по необходимости беседовать с заключенными наедине для их увещания и назидания, а также прилагать особенное старание к благотворному воздействию на тех из них, кто подвергается дисциплинарным взысканиям и отличается строптивым поведением и нравственной испорченностью. Священник должен был стараться узнавать подробности о семейном положении заключенных, способствовать восстановлению семейных уз, часто разорванных преступлением, а в необходи-
мых случаях обращаться за содействием к учреждениям и лицам, которые могли бы оказать семействам заключенных попечение и помощь. В то же время священник обязан был внушать заключенным, что через его посредство они не могут рассчитывать получить от тюремного начальства какие-либо материальные льготы и выгоды. Особенное внимание он обязан был уделять посещению больных арестантов, оказанию им религиозного утешения, а также христианскому напутствию умирающим3.
Все перечисленные действия в полной мере отображают те обязанности, которые тюремные священники XIX - начала XX века исполняли и по своему христианскому, пастырскому долгу, и в соответствии с законодательством того времени. С момента возобновления взаимодействия православной церкви и исправительных учреждений (1990 г.) священнослужители получили право на посещение заключенных и совершение духовного окормления в местах лишения свободы. Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами - Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными 1955 г. и Европейскими пенитенциарными правилами 1987 г. - предоставило лицам, находящимся в местах лишения свободы, право исповедовать любую религию, включая право на встречу со священнослужителями, представителями своей религии. Законная возможность для духовного окормления тюрем появилась в первую очередь в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации 1993 г., когда основы тюремного служения были гарантированы ст. 28 Конституции РФ («О свободе вероисповедания»), в том числе в отношении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Эти права получили развитие в уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве. В частности, согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (п. 9 ст. 16 и п. 14 ст. 17) гарантировано право: «отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и прав других подозреваемых и обвиняемых». В Уго-
ловно-исполнительном кодексе Российской Федерации от 1997 г. также оговаривается обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных (п. 1 ст. 14). Важно отметить, что законодательные акты 2000-х годов существенно ограничивают права заключенных и возможности священнослужителей на свободу вероисповедания в местах лишения свободы. Например, в соответствии с федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ и от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ утратили силу пп. 5 и 3 ст. 14 УИК РФ, где указывалось о том, что священнослужители могут посещать осужденных, содержащихся в штрафных и дисциплинарных изоляторах и в помещениях камерного типа, а осужденным к ограничению свободы может быть дано разрешение на посещение храмов, находящихся за пределами исправительных центров.
Русская православная церковь старалась использовать все возможности для возрождения тюремной миссии. В 1994 г. появился первый документ, закрепляющий договоренности о совместной работе Русской православной церкви и МВД России, а в декабре 1999 г. министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка и Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II подписали соглашение о сотрудничестве Министерства юстиции РФ и Русской православной церкви в области духовного окор-мления и религиозно-нравственного просвещения осужденных. Эти соглашения позволили начать просветительскую деятельность среди не только осужденных, но и личного состава правоохранительных органов. За всеми учреждениями уголовно-исполнительной системы были закреплены священнослужители. Региональные управления ГУИН (с 2004 г. - ФСИН России) и епархиальные архиереи, как правило, заключали соглашения о сотрудничестве, на основании которых и совершалась миссия Церкви в местах лишения свободы: строились храмы и проводились богослужения, организовывались воскресные школы и распространялась религиозная литература, проводились гуманитарные и праздничные мероприятия. Специалисты ФСИН России неоднократно отмечали положительное влияние религии на морально-психологический климат в исправительных учреждениях4. Однако
за последние 20 лет служение православных священников в тюрьмах носило добровольный, эпизодический, несистемный характер и зависело от возможностей каждого конкретного священнослужителя, с одной стороны, и тех условий, которые предоставляли для тюремной миссии сотрудники учреждений, - с другой, поэтому священноначалие Русской православной церкви неоднократно за последние годы подчеркивало важность и необходимостьтюремного служения, что было сформулировано в Основах социальной концепции Русской православной церкви, принятой на Архиерейскомсоборе2000 г.5 Наконец, решением Священного Синода в 2010 г. был образован Синодальный отдел по тюремному служению, на который и возлагается задача организации системной работы тюремной миссии на постоянной основе. В частности, руководством Синодального отдела совместно с руководством ФСИН России в настоящее время обсуждается возможность введения тюремного священства в штат учреждений в качестве эксперимента в Саратовской, Вологодской и Мордовской епархиях. Безусловно, новизна и отсутствие опыта по введению тюремных священников в штат исправительных учреждений предполагают обращение к опыту не только пастырского тюремного служения XIX в. в России, но и зарубежных стран, имеющих многолетний опыт работы тюремных капелланов на государственной основе, а также стран бывшего Советского Союза, с начала 90-х годов XX в. активно развивающих тюремное служение.
1 Фойницкий И.Я. Учение о наказании. СПб., 1886. С. 260.
2 Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях: пособие / Г.П. Байдаков, В.В. Артамонов [и др.] // Биб-ка работника ИТУ. М., 1996. С. 34.
3 См.: КоковцевВ.Н., Рухлов С.В. Систематический сборник указаний и распоряжений по тюремной части. СПб., 1894. С. 96-98.
4 См.: Тонконогов А.В. Актуальные вопросы взаимодействия ФСИН России с Русской православной церковью и пути их решения. Тюремное служение Русской православной церкви. М., 2009. С. 79-87; Самарин В.А., Еремеев О.И. Основы традиционных религий России. СПб., 2005. С. 117.
5 См.: Основы социальной концепции Русской православной церкви. IX. 3. Преступность, наказание, исправление. М., 2000.