ФАКТОРИНГ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ФАКТОРИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ
К. Р. АДАМОВА,
сотрудник Кредитного управления КБ "Мегаватт-Банк"
В последнее время возникла дискуссия о сущности факторинговых операций и операций финансирования под уступку прав требования. Их появление именно теперь не случайно. Оно связано как с широким распространением различных операций по зачету взаимных требований группы предприятий, так и с необходимостью привлечения специализированных организаций для взыскания платежей за поставленную продукцию.
В предпринимательских отношениях достаточно часто возникает ситуация, когда по условиям заключенного договора одна сторона получает платеж за поставленные товары или оказанные услуги не одновременно с исполнением своего обязательства, а через какое-то время после этого, например, при поставке товаров в рассрочку. В условиях сегодняшней российской экономики такое расхождение во времени момента поставки товара и его оплаты связано также и с насущными проблемами задержек платежей и неплатежей между предприятиями различных отраслей. Таким образом, у большого количества предприятий появляется потребность в получении пополнения недостатка финансовых ресурсов из иных источников финансирования. И это финансирование предприятия могут получить путем продажи денежных требований к своим дебиторам. Такая сделка получила название финансирования под уступку денежного требования (или факторинг).
Экономические отношения, определяемые в настоящее время как "факторинг", проистекают из XVI - XVII веков и являются плодом развития практики комплексного коммерческо-финансово-го обслуживания, предоставлявшегося торгово-финансовыми компаниями производителям товаров и услуг. Такие торгово-финансовые компании занимались сбытом продукции производителей и играли очень существенную роль в предпринимательской среде в период бурного развития рыночных отношений. Они являлись комиссионными (торговыми) агентами поставщиков или, иначе говоря, факторами. Практически в их функции входи-
ла не только реализация товаров, производимых принципалом, но и предоставление ему денежных авансов и кредитование его производства. Комиссионер продавал товары и выставлял счета от своего имени, не указывая имени принципала. Если он продавал кредит, то было вполне естественным и привычным, что он принимал на себя риск, предоставляя за дополнительное вознаграждение гарантию получения платежа, или делькредере.
На более позднем историческом этапе некоторые комиссионные агенты отказались от коммерческих функций и сосредоточились на финансовых сторонах обслуживания своих клиентов. Постепенно факторы перешли также к прямой покупке у поставщика его платежных требований (выставленных покупателям счетов-фактур). Именно в этот период, считается, родился современный факторинг. Таким образом, отношения, которые возникли как чисто торговая деятельность, переродились в финансовую операцию по предоставлению и гарантированию кредита и стали составной частью деятельности коммерческих банков.
Итак, эволюционируя, постепенно факторинг превратился в комплексное финансовое обслуживание коммерческих предприятий и производителей. Сейчас составными частями этого вида финансового агентирования являются:
1. Покупка счетов-фактур со скидкой или с уплатой фактору;
2. Принятие на себя фирмой-фактором (или банком) всех операций по учету продаж компании с ведением счетов ее дебиторов, подготовкой регулярных отчетов о состоянии счетов и инкассации долга;
3. Предоставление гарантий полной оплаты товара даже в том случае, если получатель просрочит или вообще не выплатит долг. Экономическая сторона факторинга проявляется в том, что он позволяет повысить ликвидность активов предприятия, а также оборотность своего капитала и тем самым рентабельность деятельности предпринимателей, которые пользуют-
ся его услугами. Наибольшую актуальность, по оценкам западных специалистов, это имеет для небольших и средних предприятий, в России это скорее крупные и средние предприятия. Использование факторинга во многих случаях позволяет предприятиям снизить свои расходы на содержание специальных финансовых служб, повысив эффективность финансового обслуживания за счет передачи их функций специализированным предприятиям, где такая деятельность, как правило, более эффективна в силу высокой степени рационализации.
Если оценивать факторинг с точки зрения открываемых им возможностей, то в настоящих условиях факторинг в широком смысле принято считать важным инструментом современного менеджмента, особенно в отношении финансирования и руководства предприятием, а также управления рисками.
В странах с развитой рыночной экономикой и финансовой инфраструктурой факторинговые компании или занимающиеся этой деятельностью коммерческие банки предлагают своим клиентам довольно разнообразный набор финансовых услуг, обусловливая это передачей последними своих денежных требований.
Сегодня факторинг преимущественно определяется как правовое отношение между финансовым институтом ("фактором") и предприятием, реализующим товары или услуги ("клиентом"), в соответствии с которым фактор покупает дебиторскую задолженность клиента (с правом обратного требования к клиенту или без такового) и в связи с этой задолженностью контролирует предоставляемые клиентом своим контрагентам кредиты, а также осуществляет бухгалтерский учет торговых операций клиента. Таким образом, в контексте рассмотрения содержания факторинга выделяют следующие основные функции:
1. Ведение соответствующих бухгалтерских операций;
2. Контроль за предоставленным коммерческим
кредитом, включая получение платежей;
3. Защита от кредитных рисков (в случае применения факторинга "без регресса на клиента");
4. Финансирование текущей деятельности клиента.
Факторинговые операции коммерческих банков имеют сравнительно небольшую историю развития. Это один из тех видов операций, которые не относятся к классическим банковским операциям и осуществляются банками в качестве оказания дополнительных услуг клиентам. За рубежом первые факторинговые операции стали использовать в 50-е годы XX века американские банки, такие, как "BANK OF AMERICA", "FIRST NATIONAL BANK OF BOSTON", а также "TRUST COMPANY OF GEORGIA". Однако официально они были признаны в США в 1963 году,
когда правительственная организация - контролер денежного обращения - приняла решение о том, что факторинговые операции представляют собой законный вид банковской деятельности.
В России факторинговые операции имеют не очень долгую историю. Впервые факторинговые операции стали осуществляться с 1 октября 1988 года ленинградским Промстройбанком, а с 1989 года факторинговые отделы или группы стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача этих факторинговых подразделений коммерческих банков заключалась в выполнении на договорной и платной основе для предприятий ряда кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.
Новый развивающийся вид банковских операций требовал законодательного регулирования. Порядок проведения факторинговых операций был установлен инструктивным письмом Госбанка СССР от 12 декабря 1989 года № 252 "О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги". Как было сказано ранее, к этому времени уже появились специализированные государственные и первые коммерческие банки, которые активно искали новые формы работы с предприятиями, и одновременно появились первые сложности в прохождении расчетов в банковской системе, задержки платежей. Действовавшая ранее система кредитования под расчетные документы в пути (на срок от сдачи расчетных документов в банк до поступления платежей от покупателей либо до истечения нормального срока документооборота между банками поставщика и покупателя) уже не могла удовлетворять клиентов. Указанное письмо Госбанка предусматривало финансирование поставщика в случае отсутствия у него средств на счете, то есть после истечения срока кредитования под расчетные документы в пути. В данном письме отсутствовала четкая характеристика экономической и юридической сущности сделки. Из содержания письма фактически следует, что факторинг представляет собой не кредитование поставщика, а покупку прав требований у него. Такая трактовка сути факторинга сужает по сути дела широкие рамки тех отношений, которые возникают между фактором и его клиентом.
Согласно Конвенции УНИДРУА по международным факторным операциям (28 мая 1988 года), к которой Россия не присоединилась до настоящего времени, фактор должен предоставлять хотя бы две из следующих операций по договору факторинга:
финансирование поставщика, включая предоставление авансов и кредитов;
бухгалтерская обработка счетов поставщика, относящихся к денежным требованиям, ставшим предметом уступки права требования;
получение выручки с должников; защита интересов поставщика в связи с неплатежеспособностью его должников.
Конвенция создает особый правовой режим, который должен быть адекватен трехстороннему характеру отношений при факторинге.
Данный международный документ был взят за основу при составлении главы 43 ГК РФ, регулирующей финансирование под уступку денежного требования, а если быть точнее, то статьи Гражданского кодекса полностью дублируют Конвенцию УНИДРУА. Однако вследствие новизны этого вида правовых отношений для российской экономики и отсутствия соответственно нормативной основы, передающей весь экономический смысл этого вида финансового агентирования, принципы, заложенные в Гражданском кодексе, имеют множественную трактовку и не ограничивают факторинговые отношения четкими рамками права. Это привело к множественности трактовок сути, видов и возможностей факторингового обслуживания.
Многие специалисты ограничивают факторинг исключительно покупкой прав требования, а это, на мой взгляд, очень сильно сужает рамки многообразия этих финансовых отношений. Например, в учебнике "Банковское дело" под редакцией Ю.А. Бабичевой [1] факторинг представлен как переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур или векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика. То есть факторинговые операции рассматриваются именно как кредитно-комиссионные, причем "наличие кредитования в форме предоплаты долговых требований" является определяющим признаком факторинговой операции.
Ст. 824 ГК РФ дает более широкую трактовку этого вида финансовой деятельности, где говорится дословно следующее:
" 1. По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.
2. Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требо-
вания могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки."
В словаре "Рыночная экономика" под общей ред. Г.Я. Кипермана [2] факторинг также определяется однозначно как торговая сделка: "Факторинг - не кредитная, а торговая операция, при которой банк, оплативший за свой счет платежные требования поставщика, приобретает право на получение платежа от покупателя и не может потребовать с поставщика возврата уплаченной суммы в случае неплатежеспособности покупателя". На наш взгляд, это - весьма спорное толкование.
Аналогичная позиция изложена в комментарии Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, подготовленном авторским коллективом под руководством профессора О.Н. Садикова. При рассмотрении финансирования под уступку денежного требования, именуемого также факторингом, речь идет не о кредитной операции, а о покупке банком (кредитной организацией, специализированным финансовым агентом) денежных требований. Однако, как представляется, в комментарии допущено серьезное отклонение от ГК. Важно, что в тексте ст. 824 описание существа данной сделки начинается с передачи клиенту денежных средств в счет денежного требования клиента к третьему лицу, а отнюдь не наоборот. При обычном же договоре куп-ли-продажи возможна передача права требования с рассрочкой платежа либо с оплатой в какой-либо иной форме. А авторы комментария к ст. 824 как раз сводят факторинг к сделке купли-прода-жи. При такой трактовке финансовый агент может передать клиенту деньги спустя значительное время после передачи права требования, даже после получения денег с покупателя продукции, что входит в явное противоречие с содержанием операции факторинга - финансированием под уступку прав требования. Не случайно речь идет не просто об уступке, а о финансировании под уступку ("деньги вперед"). В отношении лицензирования сделан вывод, не основанный на ГК. Так как по Закону о банках данная деятельность не требует лицензирования со стороны ЦБ РФ, а других лицензирующих организаций в данной области нет, то лицензии могло бы выдавать Министерство финансов РФ. Возможно, речь должна идти о приведении в соответствие Закона о банках Гражданскому кодексу в части лицензирования банковских операций, коль скоро операция факторинга отнесена к специализированному виду банковской деятельности.
В комментарии Исследовательского центра частного права к главе 43 ГК (написанном профессором A.C. Комаровым) факторинг также рассматривается как "правовое отношение..., в соответствии с которым фактор покупает дебиторскую задолженность клиента", хотя делается оговорка:
"с правом обратного требования к клиенту или без такового", что несколько меняет характер сделки. А далее в комментарии речь идет уже о предоставлении при факторинге "коммерческого кредита" (неудачно примененный термин - так как речь идет о банковском, более того, денежном кредите, а под коммерческим кредитом обычно понимается товарный кредит поставщика), о защите от кредитных рисков. В этом случае, если речь идет о кредитной деятельности, требование Кодекса о наличии лицензии на занятие такой деятельностью представляется правомерным. Автор вполне логично оставляет требование ГК о необходимости лицензии без комментария, приведя лишь норму кодекса.
В статье Н.П. Семенченко [3] при рассмотрении сути факторинга допущено смешение разных по содержанию операций:
комиссионно-посреднической в сочетании с кредитованием, когда фактор кредитует поставщика и взыскивает платежи с покупателя;
продажи дебиторской задолженности фактору;
"факторинг без финансирования, когда банк оказывает услуги предприятию по инкассированию".
По нашему мнению, последний вариант выходит за рамки сущности факторинговых операций и представляет собой чисто банковскую услугу в области безналичных расчетов. Второй вариант явно не является посреднической операцией и при отсутствии немедленного предоставления денежных средств против уступки права требования не подпадает под действие норм главы 43 ГК РФ. Весьма схожую позицию в вопросе содержания факторинга занимает В.Л. Мещеряков [4], рассматривая факторинг с финансированием и без финансирования. Более того, по его мнению, "основной целью современного факторингового обслуживания является инкассирование дебиторских счетов клиентов банка и получение в их пользу платежей". При этом Мещеряков считает, что такими операциями в соответствии со ст. 825 ГК РФ могут заниматься только банки или организации, имеющие соответствующую лицензию, хотя данная статья ГК распространяется лишь на сделки "финансирования под уступку права требования", а не на операции по инкассо.
По мнению А. Маковского [5], глава 43 написана о факторинге, но она распространяется и на единичный случай продажи сомнительных долгов, который "не является факторингом в его классическом виде", и на случай, "когда долг кредитором не продается, а уступается фактору на время в качестве своеобразного обеспечения того кредита, который под это денежное требование от фактора получается". Если второй вариант не вызывает сомнений в принадлежности к факторингу, то первый, по нашему мнению, явно не подпадает под данную главу Кодекса, так как в этой главе определенно речь идет о специфичес-
ки банковской деятельности. Как справедливо указывает М. Трофимов [6], главной чертой операций, регулируемых главой 43, "является предоставление финансовых услуг".
В экономических словарях приводятся разные толкования сути данной операции (один из примеров приведен выше), хотя наиболее распространенной является трактовка операции как комиссионной и кредитной. В "Финансово-кредитном словаре" имеет место следующее определение факторинга: "Факторинг - разновидность торгово-ко-миссионных операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала клиента; включает в себя инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков»[7]. При этом операция не превращается в сделку купли-продажи, а остается комиссионной и кредитной - банк или специализированная факторинговая компания принимает на себя обязанность за комиссионное вознаграждение взыскивать с покупателей платежи, предоставляя деньги поставщику сразу после отгрузки товаров. Подтверждением тому, что факторинговая операция - это по сути операция кредитная, является существование двух разновидностей факторинга: конвенционного и конфиденциального. При втором из них (на что указывает название) покупатель вообще не осведомлен о кредитовании продаж факторинговой компанией. При первой же разновидности факторингового обслуживания посредническая компания полностью берет на себя работу с покупателями по поручению поставщика, включая бухгалтерский учет, транспортное, страховое и юридическое обслуживание.
В Англо-русском экономическом словаре дается три толкования факторинга:
перепродажа права на взыскание долгов; перепродажа на комиссионных началах; комиссионные операции по доверенности, а факторинговой является компания (фактор), взыскивающая долги с покупателей по поручению торговой фирмы.
В ГК РФ речь идет о финансировании под уступку права требования. Нам представляется, что именно эта запись, а точнее термин "финансирование", употребленный с не совсем ясным содержанием, и породил столько неясностей в трактовке содержания операции. Дело в том, что для экономистов термин "финансирование" означает предоставление денежных средств на безвозвратной основе, соответственно "финансирование под уступку прав" можно трактовать как договор купли-продажи либо, что может быть даже точнее, договор мены. Кредитование, в отличие от финансирования, предполагает возврат предоставленных средств. Для юристов - авторов ГК РФ, очевидно, разница между финансированием и кредитованием представляется не столь существенной, так как многие из них полагают, что и финансирование
производится на возвратной основе. Именно кредитный (возвратный) характер предоставления средств побудил законодателя сделать запись об ограничении круга организаций, имеющих право осуществления подобных операций.
В весьма обстоятельной статье В. Белова "Факторинг (юридическая природа и соотношение со смежными сделками)" [8] основное внимание уделено отличию характера уступки требования по договору факторинга от других сходных внешне сделок - цессии, купли-продажи и др. Однако основной акцент делается на наличие при факторинге связи с кредитным договором. При этом автор критикует позицию Е.А. Суханова, который передачу требования при факторинге связывает с функцией залога. По нашему мнению, все встанет на свои места, если операция уступки прав требования будет рассматриваться как комиссионная операция, при которой право собственности к фактору не переходит, а полученные по требованию денежные средства обращаются на погашение кредита. Риск неплатежа (в случаях заключения договора факторинга без права регресса) компенсируется за счет скидки при кредитовании.
В сборнике "Хозяйственные договоры и сделки: бухгалтерский и налоговый учет" [9] указывается, что фактором (до введения соответствующего лицензирования) может быть только банк или кредитная организация, а сам факторинг рассматривается как операция, при которой финансовый агент приобретает право требования за соответствующую плату, но при этом говорится и о сопутствующем кредитовании. Приводимые бухгалтерские проводки также смешивают понятия продажи и кредитования: уступка права требования учитывается с использованием счета реализации прочих активов, а получение денег - через счет краткосрочных кредитов банка, хотя при указании данных проводок сделаны ссылки на письмо Госналогслужбы от 14.01.94 № ВЗ-6-05/17, в котором заложена логика бухгалтерских проводок и суть операций факторинга совершенно иная. А именно, получение средств от банка отражается как получение кредита, а после поступления платежей от покупателей в пользу банка производится отражение операций погашения кредита банка и одновременно - факта реализации продукции. Таким образом, предполагалось, что уступка банку права требования не приравнивалась к продаже права (не предусматривался переход права собственности на требование к покупателю). Операция уступки права оказывалась чисто комиссионной операцией. Такой подход полностью соответствует принципам Конвенции о международном факторинге. Та же логика заложена и в ГК РФ. Этим содержанием объясняется и требование лицензирования подобной деятельности как деятельности сугубо банковской. Простая покупка права требования по договору купли-продажи либо цессия определенно не
может трактоваться как операция финансирования под уступку права требования со всеми вытекающими из ГК в этой связи последствиями, так как финансирование под уступку денежного требования в своей основе имеет кредитный характер.
В связи с отличительными особенностями факторинговой сделки Гражданским кодексом (ст. 825) означено обязательное лицензирование этого вида финансовой деятельности. При этом Кодекс не дает ссылки на лицензирующий орган. Более детальное рассмотрение данного вопроса определяет два возможных лицензирующих органа: Министерство финансов РФ и Центральный банк России. Статья 5 Закона "О банках и банковской деятельности" определяет круг банковых и небанковских операций, и соответственно в обязанности ЦБ РФ входит лицензирование всех банковских операций. Однако закон не относит финансирование под уступку денежного требования к банковским операциям. В указанной статье 5 Закона "О банках и банковской деятельности" [10] от 02.12.90 № 395-1 прописано следующее: "... Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг.
Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации..."
Финансирование под уступку денежного требования рассматривается здесь как "приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме". С одной стороны, такая формулировка сужает широкие видовые границы факторинговой сделки до покупки денежного требования. С другой стороны - дает возможность диалектики на предмет того, как именно будет это право требования приобретаться.
Возможно, оно будет осуществляться на принципе авансирования стоимости денежного требования. В этом случае появляется кредитный характер факторингового финансирования, при кото-
ром клиент обеспечивает возврат авансированных сумм путем уступки эквивалентного денежного требования. А возможно, это будет "чистый" факторинг или факторинг, рассматриваемый как купля-продажа денежного требования. В этом случае фактор уплачивает клиенту некую денежную сумму, составляющую, как правило, 80 - 90% от стоимости уступаемых денежных требований и принимает на себя определенные риски потери части сумм по уступленным денежным требованиям вследствие нарушения третьими лицами своих платежных обязательств по указанным денежным требованиям.
Подобного рода диалектика без проблем решается в рамках деятельности банковской кредитной организации. Если же с этим сталкивается небанковская кредитная организация, имеющая лицензию согласно п. 8.4.1. главы 8 Инструкции Центрального банка России № 75-И [11] ("лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций"), то возникает недопонимание того, какие виды финансирования под уступку денежного требования могут проводиться этой небанковской кредитной организацией, а какие -нет. В то же время небанковские кредитные организации вправе управлять собственными денежными средствами в рамках законодательства Российской Федерации и своего Устава в соответствии с основной целью деятельности, а также осуществлять финансовые операции, отнесенные ст. 5 Закона "О банках и банковской деятельности" к небанковским операциям. Для ряда этих операций необходимы лицензии, которые дополнительно получаются кредитными организациями при предоставлении соответствующего пакета документов, оговоренного законодательно. В частности, кредитные организации получают дополнительные лицензии для осуществления доверительного управления имуществом физических и юридических лиц, для осуществления операций на рынке ценных бумаг в качестве профессиональных участников. Факторинговые операции не относятся к числу подобных дополнительно лицензируемых операций.
Итак, ЦБ РФ не выдает лицензии на факторинговые операции. Но одновременно на основании любого вида банковской лицензии кредитная организация (банковская или небанковская) имеет право осуществлять факторинговые операции. В то же время и Министерство финансов РФ не проводит лицензирование деятельности факторинговых компаний, по крайней мере подобные прецеденты неизвестны российской деловой практике.
Таким образом, кредитные организации невольно оказались единственным финансовым институтом, способным реально проводить финансирование под уступку денежного требования, стали теми финансовыми агентами предприятий-про-
изводителей, которые при отсутствии дополнительного разрешения способны решать те проблемы хозяйствующих субъектов, которые вытекают из временного недостатка финансовых ресурсов у производителей.
Кредитные организации помимо относительной законодательной простоты реализации на практике данного вида финансового обслуживания выигрывают еще и в том, что они обладают и финансовыми ресурсами для его осуществления, и клиентской базой. Более того, предоставляя для своих постоянных и благонадежных клиентов такой вид обслуживания, коммерческие банки реализуют свои потенциальные возможности по расширению уже имеющегося числа клиентов путем предоставления комплексного обслуживания на финансовом рынке и привлечения новых клиентов через своих постоянных партнеров, так как многие коммерческие фирмы и компании-производители заинтересованы в том, чтобы их контрагенты и покупатели обслуживались в их же банке. Преимущества объединения в одном банке на обслуживание предприятий, взаимосвязанных между собой торговыми отношениями, упрощает расчеты в хозяйстве, позволяет избегать значительной доли неплатежей, задержек платежей, способствует устойчивости коммерческого банка, в особенности если предприятия представляют широкий спектр отраслей хозяйства.
Целесообразность и эффективность финансирования под уступку денежного требования в рыночных условиях, и в особенности в условиях сегодняшней российской экономики, определяется реальной возможностью повышения рентабельности коммерческих предприятий, производящих продукцию, товары и оказывающих услуги.
Существует насущная необходимость развивать факторинговое финансирование с целью удовлетворения потребности экономических субъектов в недостатке оборотных средств, расшивки больших цепей неплатежей в экономике и предупреждения таковых.
* * *
В разрезе рассмотренных выше проблем видно, что российскому законодательству недостает определенности в законодательной сфере. Здесь хотелось бы отметить, что насущная потребность российской экономики в развитии данного вида финансового агентирования подстегнет законодателей к детальной разработке законодательной базы факторинговых операций не только коммерческих банков, но и специализированных факторинговых компаний или факторинговых небанковских кредитных организаций.
В отличие от ситуации на большинстве других рынков услуг после известных событий 17 августа потенциальный спрос на факторинговые услуги
продолжает превышать предложение. Это легко объясняется обострившейся в результате обесценения денежных средств проблемой дефицита оборотных средств у поставщиков товаров и услуг. В то же время полный отказ от товарного кредитования своих контрагентов может привести (и уже приводит) к окончательному подрыву их ликвидности и тем самым к заметному сужению круга своих потенциальных покупателей, а значит, и к снижению объема продаж. Очевидно также и существенное сужение круга потенциальных потребителей факторинговых услуг.
Наиболее существенной проблемой остается неготовность подавляющего большинства отечественных кредитных институтов к развитию факторингового обслуживания. Основная проблема здесь чисто методологическая: факторинг в России относят то к кредитным, то к дисконтным, то к иным банковским операциям. Между тем факторинг не только не является частью банковского дела, но в его отношении некорректно вообще говорить об "операциях", поскольку он представляет собой постоянное обслуживание, но никак не разовые сделки. Все это требует специальных процедур принятия решений и управления рисками.
Вторая проблема - это неготовность большей части банков страны к среднесрочным инвестициям в новую для них отрасль деятельности. Основным препятствием здесь является не само факторинговое финансирование, а достаточно длительный и относительно затратный "нулевой цикл", связанный с постановкой дела, который даже при
наличии профессиональной команды исполнителей занимает от 6 до 12 месяцев.
Вместе с тем в целом перспективы факторинга в России следует оценивать как умеренно-опти-мистические. Об том свидетельствует, прежде всего, рост количества банков крупного и среднего звена, успешно обслуживающих сотни тысяч поставок товаров на различных товарных рынках. И нестабильность финансовой ситуации вряд ли сможет служить серьезным препятствием развитию факторинга.
Список литературы
1. Банковское дело / Под ред. Ю.А. Бабичевой. М.: Экономика, 1994. С. 210.
2. М.: Республика. 1993. С. 468.
3. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения по договорам коммерческого кредитования и факторингового договора // Налоговый вестник. 1999. № 1. С. 102 - 107.
4. Приложение к газете "Финансовая Россия". 1998. № 20.
5. Вестник ВАС РФ. 1996. № 5.
6. Финансирование под уступку денежного требования // Бизнес-адвокат. 1997. № 9.
7. Финансово-кредитный словарь. Т. 3. М.: ФиС, 1998. С. 281.
8. Бизнес и банки. 1998. №30. С. 4-5.
9. Финансирование под уступку денежного требования // Бизнес-адвокат. 1997. № 9.
10. Собрание законодательства. 05.02.96. № 6. Ст. 492.
11. Бизнес и банки. 1998. № 35 - 37.