ФАКТОРИНГ
ЭТАПЫ РАЗВИТ ИЯ ФАКТОРИНГА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Ю.А. КУВШИНОВА, кандидат экономических наук Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова
Факторинг как форма финансирования стал известен в США в конце XIX в., когда фактор-фир-мы, действующие в области текстильного производства, стали покупать требования фирм-производителей к своим контрагентам, получая за это определенную сумму комиссионных. В 60-е гг. XX в. факторинг стал известен в Европе.
Факторинговые услуги в их современном представлении были оказаны впервые американским банком «First National Bank of Boston» в 1947 г., однако официально они были признаны в США в 1963^., когда правительственная организация-контролер денежного обращения приняла решение о том, что факторинговые операции представляют собой законный вид банковской деятельности.
В Великобритании первая факторинговая компания была открыта в 1960 г.
Во Франции процедура факторинга введена с 1965 г.
В Германии в 1963 г. Товариществом общего кредитного страхования и ДГ-банком был учрежден Д Г Дисконтбанк, который накопил значительный опыт проведения факторинговых операций и в настоящее время занимает ведущее место на европейском рынке данного вида услуг.
В Западной Европе в настоящее время в большинстве стран существует по нескольку факторинговых компаний, многие из которых связаны с крупными банками. До настоящего времени основная задача в континентальной Европе заключалась в финансировании дебиторской задолженности и использовании регрессного факторинга.
В США тремя признаками, позволяющими сделать вывод о том, что имеет место факторная операция,считаются:
1. Административное обслуживание поставщика: управление задолженностью по коммерчес-
кому кредиту (ведение учета продаж, своевременное инкассирование дебиторской задолженности);
2. Страхование от кредитного риска (отсутствие права регресса).
3. Кредитование в форме предварительной оплаты. Таким образом, «классический» факторинг американского образца представляет собой полное обслуживание поставщика — открытый факторинг без права регресса. Именно такой факторинг «привезли» из США в Европу в 1960-е гг. Но впоследствии этот вид был модернизирован и существенно пополнен. Это связано с тем, что в тот период экономика западноевропейских стран переживала подъем, банкротства клиентов случались крайне редко, кредитный риск поставщиков был минимален. Этот фактор, а также скептическое отношение к факторингу со стороны многих местных банков способствовали сначала появлению факторинга с правом регресса и закрытого факторинга, а затем и других его вариантов. Но завершение интеграции Европы в мировое хозяйство и нулевой экономический рост сделал проблему банкротств актуальней также и в Европе, что заставило европейские факторинговые сообщества вернуться к изначальному представлению о факторинге.
В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. были созданы три крупнейшие международные факторинговые группы: Heller International Group, International Factors Group S.C., Factors Chain International. Одна из этих групп, International Factors Group S.C., охватывающая 28% мирового рынка факторинговых услуг, в настоящее время объединяет 58 факторинговых компаний из 35 стран мира, в том числе — НФК «Уралсиб-НИКойл». До 2001 г. в состав данной группы входил и «Международный Московский Банк», но в 2001 г. его исключили из состава
группы в связи с тем, что за последние 2 года банк не занимался осуществлением факторинговых операций. В структуру Factors Chain International на сегодняшний день входит АКБ «Промсвязьбанк».
В Оттаве 28 мая 1988 г. была подписана Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям, устанавливающая общие юридические рамки операций, контроль за равновесием интересов различных участников при факторинговых операциях.
В нашей стране первые факторинговые отделы были созданы в 1989 г. при республиканских банках, областных и городских управлениях Промстройбанка СССР. После отказа от использования в расчетах платежных требований с 1 июля 1992 г. факторинг утратил свое значение, но в последние годы стал приобретать все большую популярность.
В российском же законодательстве факторинговые отношения были впервые урегулированы на уровне законатолько частью второй нового Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г.
Факторинг (от англ. factor — агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика, и связан с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг. В настоящее время в мировой практике факторинг развился в универсальную систему обслуживания поставщика, включающую бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое обеспечение.
Факторинг — это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. Но есть и ряд других определений факторинга.
Факторинг — определенный вид торгово-ко-миссионных операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала поставщика, связанный с инкассированием его дебиторской задолженности (неоплаченными счетами-фактурами в процессе реализации товаров и услуг). Именно поэтому факторинговые операции называют еще кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
Кредитование
Обслуживание клиента
Операции во внешней торговле
Оплата денежных претензий к конкретной дате без права регресса
v t
Оплата требований с правом регресса
ФАКТОРИНГ
Страхование от кредитных рисков
Организация
учета у поставщика
1 г
Предварительная оплата требований по долгам
Операции во внутренней сфере
Открытый и закрытый факторинг
Инкассирование задолженности
НФК «Уралсиб-НИКойл» дает такое определение: факторинг — это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Эти услуги включают:
• финансирование поставок товаров;
• страхование кредитных рисков;
• учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту;
• контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами.
В Гражданском кодексе РФ в гл. 43 дается описание финансирования под уступку денежного требования, но точное определение факторинга в российском гражданском праве отсутствует.
В Оксфордском толковом бизнес-словаре факторинг определяется как покупка со скидкой долгов, причитающихся другому, с целью получения прибыли от их взыскания.
В словаре Макмиллана факторинг рассматривается как метод избавления от торговых долгов, при котором предприятие продает финансовому институту имеющиеся у него долговые обязательства других предприятий.
Конвенция о международном факторинге, принятая в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, определяет финансовую услугу как факторинг в том случае, если она удовлетворяет минимум двум из четырех пунктов:
• наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
• ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;
• инкассирование его задолженности;
• страхование поставщика от кредитного риска. Если обобщить и проанализировать рассмотренные определения факторинга, то его можно определить как комплекс комиссионно-посреднических услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности, страхованию кредитных рисков, с последующим информационным, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента, оказываемых на договорной основе и за фиксированную плату. К сфере деятельности факторинга традиционно не относятся: долги частных лиц, задолженности, возникающие при кредитных операциях, и любые долги, обусловленные дальнейшим исполнением контракта со стороны поставщика или его покупателя.
Законодательство создает особый правовой режим, который адекватен трехстороннему характеру отношений при факторинге. В факторинговых операциях участвуют три юридических лица:
• поставщик, в роли которого выступает клиент банка, поставляющий продукцию или оказывающий услуги и имеющий в связи с этим платежные требования к своим должникам-деби-торам. По смыслу статей Гражданского кодекса РФ, посвященных факторингу, в роли клиентов должны выступать коммерческие организации либо индивидуальные предприниматели. Таким образом, субъектный состав договора финансирования под уступку денежного требования определяет, что этот вид договора может использоваться исключительно в предпринимательском обороте.
• должник (дебитор) — покупатель продукции, обязанный оплатить платежное требование поставщика.
• фактор — специализированный финансовый институт, организатор факторинга. В качестве финансового агента по операциям факторинга договор могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида1. Однако в России порядок лицензирования в законодательстве до сих пор не оговорен, так что фактически в роли фактора может выступать коммерческий банк или его дочернее учреждение. В зарубежной практике банки обычно факторинговых услуг не оказывают. Благодаря факторинговому обслуживанию
■Ст. 825, ГК РФ.
поставщику создаются условия для концентрации его на основной, производственной деятельности, ускорения оборота его капитала, повышения в нем доли производительного капитала и, соответственно, увеличения его доходности. Поставщик может планировать поступление средств и погашение собственной задолженности. Авансирование факторинговой компанией поставщика, размер которого зависит от текущего уровня производства, не создает для него нового пассива, следовательно, не уменьшает его кредитоспособности. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала.
При заключении соглашения о факторинговом обслуживании поставщик имеет возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые берет на себя факторинговая компания. В результате возникает известная экономия; в сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания. Однако необходимо подчеркнуть, что подобное обслуживание дает все упомянутые выше преимущества только втом случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном капитале.
Классический факторинг в той форме, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческого кредита, т.е. кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и оформляемого открытым счетом. Последнее означает, что продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес товарораспорядительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Платеж по открытому счету осуществляется обычно в пределах 30-90 дней с даты отгрузки и выставления счета. Проценты за пользование кредитом по открытому счету устанавливаются на низком уровне или не взимаются совсем. Открытый счет предполагает высокую степень взаимного доверия, и применяется обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов: фирм и их филиалов, с брокерами, при многократных поставках однородного товара, особенно мелкими партиями.
Наряду с такими важнейшими достоинствами коммерческого кредита, как содействие процессу производства, реализации продукции и простота оформления, ему присущ и ряд недостатков. К примеру, в случае, если оплата долгового требова-
ния осуществляется раньше обусловленного времени, должник получает скидку с указанной в счете суммы. Однако, если он просрочил дату платежа, сумма остается неизменной. Таким образом, существует финансовый стимул досрочного платежа, но не существует аналогичного стимула своевременной оплаты. В результате предприятия, которые испытывают затруднения с наличными денежными средствами и которым приходится прибегать ктой или иной форме заимствования, в значительной степени заинтересованы в получении именно коммерческого кредита из-за возможной экономии на процентах при непогашении его в срок. Второй отрицательный момент заключается в значительной вариации фактических сроков коммерческого кредита по отраслям и странам в зависимости от характера товара, рынка и структуры компании, предоставляющей или берущей кредит. Все это создает дополнительные трудности при планировании отдельной компанией своих наличных поступлений.
Предоставление коммерческого кредита, особенно на условиях открытого счета, когда покупатель не выдает продавцу никакого долгового обязательства, всегда предполагает риск. Прежде всего, в течение срока кредита должник может обанкротиться. Кроме того, для сделок, предполагающих предоставление коммерческого кредита, велика вероятность появления сомнительных долгов. Поэтому широкое распространение коммерческого кредита приводит к необходимости эффективного управления им: своевременного инкассирования долговых требований для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления сомнительных долгов. Именно факторинговая компания в силу характера предоставляемых ею услуг способна осуществлять подобное управление и страхование связанных с коммерческим кредитом рисков. Таким образом, можно говорить о том, что с помощью факторинга происходит институционализация коммерческого кредита, т.е. поглощение его учреждениями кредитно-финансовой сферы.
Историческим предшественником современного (финансового) факторинга считается импортный факторинг «колониального» типа (товарный), когда купцы брали на себя функции агентов по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках. Из-за недостаточного развития коммуникаций и медленной транспортировки товаров предприятие, осуществлявшее продажу товаров на другой территории, было вынуждено назначать подобных агентов для поиска по-
купателей, хранения товаров на условиях консигнации, продажи и поставки товаров принципалу (т.е. лицу, от имени и за счет которого агент осуществляет посредничество), а также для инкассирования выручки. Данный метод ведения предпринимательской деятельности получил значительное развитие в эпоху колонизации, проводившейся европейскими странами начиная с XVI в., когда из метрополий в колонии во все возрастающем количестве экспортировались промышленные товары. Особенно часто подобная система применялась на восточном побережье Соединенных Штатов Америки, где факторинговые компании не только хранили запасы (в основном, табака, текстиля, одежды и связанных с ними товаров) для своих европейских принципалов и продавали их от имени и по поручению последних, но также выступали в качестве агентов «делькредере» (при наличии в агентском договоре оговорки «делькредере» агент получает дополнительное комиссионное вознаграждение от принципала за гарантию платежеспособности клиента, которому товары были поставлены в кредит). По причине больших расстояний между населенными пунктами США, а также различий в законодательствах штатов местные производители также считали целесообразным прибегать к факторингу.
Позже, по мере увеличения прибылей факторинговых компаний, у них появилась возможность досрочно, до погашения долгов покупателем, осуществлять выплаты в пользу своих принципалов. Факторинговая компания становилась единственным надежным должником поставщика вместо разрозненных покупателей с неопределенной платежеспособностью. По мере совершенствования коммуникаций у производителя отпала необходимость посылать товары торговому агенту на консигнацию: товары могли быть проданы по образцу, находящемуся у агента, и отгружены непосредственно покупателю. Однако принципалам было по-прежнему удобно полагаться на своих агентов, которые были им хорошо известны, пользовались их доверием и которые оплачивали товары сразу после их отгрузки. Вследствие этого принципиалы были заинтересованы в сохранении данного вида агентского обслуживания. Так была заложена основа факторинга в его современном понимании.
Выделяют следующие виды факторинга.
Факторинг с регрессом — основной пакет услуг, организованный по схеме «full-recourse factoring», включающий в себя финансирование до 90% от суммы поставки, административное управление
дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования — в течение суток с момента предоставления отгрузочных документов. В случае если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 14 календарных дней с момента начала просрочки, после истечения которых предъявляет регресс.
Факторинг без регресса — это новый продукт, впервые предложенный на российском рынке в 2004 г., обеспечивающий регулярное увеличение оборотного капитала и защиту от потерь по поставкам. В России это первый случай фактического страхования кредитного риска при факторинге, которое осуществляется по общепринятой в мире схеме «non-recourse factoring». Фактор несет ответственность по покрытию убытка в размере выплаченного аванса (до 90% суммы поставки) в случае невыполнения покупателем обязательств. При этом клиент самостоятельно выбирает дебиторов, по которым заинтересован получить защиту от рисков и финансирование. Комплекс услуг по данному продукту также включает в себя административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования по договору—любой удобный день, включая день предоставления документов, но не позднее предпоследнего дня оплаты дебиторской задолженности.
В особых случаях возможен факторинг с частичным регрессом, при котором фактор и поставщик делят между собой кредитные риски в определенной пропорции, как по всему обороту, так и по отдельным покупателям (условия соглашения определяются по договоренности).
Факторинг-гарант — это продукт, обеспечивающий гарантированные и предсказуемые денежные поступления от продаж — аналог схемы «maturity factoring», смысл которой в обеспечении стабильности денежного потока и защита от кассовых разрывов. Отличие от этой схемы заключается лишь в том, что фактором не устанавливается фиксированного срока отсрочки платежа (FMP), а финансирование происходит в предпоследний день оплаты дебиторской задолженности по каждому конкретному контракту. Если покупатель задерживает оплату поставки, фактор устанавливает период ожидания погашения задолженности. В случае неоплаты поставки покупателем в указанный срок (отсрочка по договору + период ожидания) поставщик оплачивает часть факторинговой
комиссии за страхование кредитного риска, а аванс остается в его распоряжении. Здесь клиент также выбирает дебиторов, по которым заинтересован получить услугу, и продукт включает в себя весь комплекс услуг по сопровождению факторинга. Из факторинговой комиссии исключается статья за финансирование на период отсрочки платежа.
Возможен также факторинг-гарант с регрессом/частичным регрессом, при котором фактор обеспечивает стабильность денежного потока поставщика, защищая от кассовых разрывов. В рамках работы фактор и клиент делят между собой кредитный риск в определенной пропорции.
Факторинг-старт — продукт, специально для финансирования малого бизнеса. Клиентами по данному продукту выступают компании, соответствующие следующим условиям:
• среднемесячный оборот компании составляет до 100 тыс. дол. США;
• компания работает на рынке не менее 1 года (если компания работает менее 1 года, к комиссии добавляется 1%);
• отсрочка платежа по договору поставки не превышает 60 календарных дней;
• компания готова передать на обслуживание не менее 10 дебиторов.
Услуга осуществляется на условиях схемы факторинга с полным сервисом (full-servicefactoring) с правом регресса, однако имеет ряд особенностей. Лимитная политика по продукту факторинг-старт не предусматривает выделения групп дебиторов и устанавливает размер досрочного платежа и лимита финансирования на уровне 80%. Срок выплаты финансирован ия более длителен — в течение 3 дней с момента предоставления отгрузочных документов. Наконец, в случае если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 30 календарных дней с момента начала просрочки (что гораздо больше в сравнении с обычными сроками при факторинге с правом регресса). Неоплата поставки покупателем в указанный срок (отсрочка по договору + 30 календарных дней) позволяет фактору предъявить регресс.
Реверсивный факторинг — продукт, нацеленный на финансирование закупок покупателя, одной из сторон договора в рамках данного продукта выступает поставщик. Последний заключает договор полного факторинга, в рамках которого финансируется поставщик. Фактор также становится партнером покупателя, гарантирующим его поставщикам своевременную оплату поставок, а покупате-
лю предоставляет возможность развивать свой бизнес в условиях недостаточности собственных средств. Реверсивный факторинг является оптимальным инструментом, с помощью которого покупатель получает возможность значительно увеличить отсрочки платежа на закупаемый товар от своих поставщиков.
Поставщики потребительских товаров являются одной из наиболее распространенных категорий клиентов факторинговых компаний в экономически развитых странах мира. Однако существуют продукты по факторинговому обслуживанию экспортно-импортных операций.
Экспортный факторинг включает в себя: финансирование экспортеров сразу после отгрузки товара на экспорт; страхование риска неплатежа иностранного дебитора; административное управление дебиторской задолженностью; услуги по оценке платежеспособности иностранных дебиторов. Экспортный факторинг позволяет поставщикам предоставлять своим клиентам отсрочку до 120 дней, (отсрочка платежа является необходимым условием оплаты при расчетах на товарных рынках экономически развитых стран); проверить надежность иностранных контрагентов в связи с особенностями законодательства и делового оборота за рубежом; эффективно собрать задолженность, при этом к процессу сбора могут подключаться международные партнеры - члены /Л?.
Импортный факторинг является факторинговым продуктом, с помощью которого экспортер в Россию получает комплекс услуг полного факторинга, охватывающий финансирование в счет поставленных в Россию товаров, административное управление дебиторской задолженностью и услуги по выдаче иностранному поставщику поручительства. Также экспортер получает возможность поиска надежных покупателей в России и страховки от риска неплатежеспособности российских покупателей. Начиная с 2001 г. членство в //'Сдает уникальную для российского рынка возможность оказывать услуги как прямого импортного факторинга, так и услуги по двухфакторной схеме.
Реверсивный импортный факторинг является факторинговым механизмом, позволяющим российским импортерам получить от своих иностранных контрагентов отсрочку платежа до 120 дней, а также способствующим установлению более дове-
рительных отношений между российскими и иностранными компаниями. Иностранные поставщики товаров и услуг готовы предложить своим покупателям выгодные условия оплаты поставок с отсрочкой платежа, однако по ряду причин избегают работать по подобной схеме на российском рынке: высокие кредитные риски, а также риски ликвидности, которые присущи всем развивающимся рынкам; ограниченное знание обычаев делового оборота в России. Схема реверсивного импортного факторинга позволяет преодолеть все эти ограничения. Схема операции аналогична внутреннему реверсивному факторингу: в течение 5 — 7 дней зарубежный экспортер получает авансовый платеж, что позволяет российскому импортеру свободно реализовать закупленную за рубежом продукцию на российском рынке без необходимости покрытия дебиторской задолженности перед экспортером в течение всей отсрочки, далее решить вопросы погашения долга не с иностранной компанией, а напрямую.
На сегодняший день факторинговые услуги оказывают: НФК «Уралсиб-НИКойл», НОМОС-Банк, АКБ «Пробизнесбанк», АКБ «Промсвязьбанк», АКБ «Русславбанк», «ТрансКредитБанк», Банк «Санкт-петербург», «Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития (СПБРР)», «АКА БАНК», «АМИ-БАНК» и др. Анализ ассортимента банковских услуг российских банков показал, что факторинг включен в спектр услуг более чем 80% банков. Web-caйты более 70 российских банков анонсируют свою способность оказывать факторинговые услуги. Скоро Россия выйдет по этому показателю на первое место в мире (сейчас лидирует Турция — там чуть более 100 факторинговых компаний; а в Нидерландах на 17,5 млрд оборота — всего 5). Однако при этом 50% российского рынка факторинга контролируется НФК «Уралсиб-НИКойл», что свидетельствует о неразвитости факторинга в стране. Данная ситуация является следствием того, что многие банки, придерживаясь концепции «интегрированного маркетинга услуг» (так называемого «финансового супермаркета»), стараются включить в ассортимент все возможные банковские операции с целью демонстрации широты их спектра, хотя активное обслуживание клиентов ведется по значительно меньшему перечню услуг.