УДК 351.824.5
Джангазиев Серик Кенжебекович
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического факультета Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына,
г. Бишкек
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Статья посвящена вопросам правового обеспечения качества товаров, работ и услуг, юридической природе технического регламента, процедуре разработки и принятия технических регламентов в Кыргызской Республике. Проведен анализ нормативно-правовой базы в этой области.
Ключевые слова: качество товаров (работ и услуг), правовое обеспечение, техническое регулирование, технический регламент, продукция, обязательные требования.
Serik Dzhangaziev
senior teacher
departments of civil law and process of Law department Kyrgyz national university of Zh. Balasagyn,
Bishkek
THE LEGAL NATURE OF TECHNICAL REGULATIONS IN THE KYRGYZ REPUBLIC
Article is devoted to questions of legal support of quality of goods, works and services, the legal nature of technical regulations, procedure of development and adoption of technical regulations in the Kyrgyz Republic. The analysis of standard and legal base in this area is carried out.
Keywords: quality of goods (works and services), legal support, technical regulation, technical regulations, production, obligatory requirements.
Необходимость повышение качества продукции (работ, услуг) является
национальной проблемой всех государств независимо от их политического и
53
экономического строя. В современных условиях развития общественного производства эта проблема резко обострилась, что обусловлено рядом причин. Прежде всего тем, что без всемерного повышения технического уровня и качества продукции невозможно решение ключевых экономических и политических задач, стоящих перед любым государством. Показатели качества продукции являются сегодня основным критерием оценки деятельности предприятия (фирмы, компании и др.), его экономической жизнеспособности.
Человечество переходит в следующую стадию своего развития — глобализм, и международные стандарты становятся важнейшими аспектами современной жизни. Относительно качества процессы стандартизации в мире развиваются по двум направлениям: первое — стандартизация в области качества и безопасности товаров, работ и услуг; второе — стандартизация в области систем менеджмента качества.
Покупая какой-либо товар, граждане сталкиваются с тем, что при заключении договора купли-продажи, продавец в подтверждение надлежащего качества товара ссылается на соблюдение обязательных требований государственных стандартов. Однако имеет ли покупатель реальную возможность ознакомиться с содержанием данных стандартов? На сегодняшний день в Кыргызской Республике существует большое количество официальных документов, регулирующих вопросы безопасности и качества продукции. Процедура принятия таких требований непрозрачна. Для большинства заинтересованных лиц (юридических и физических) вопрос заключается даже не в том, чтобы повлиять на содержание подобных норм, а в том, чтобы просто ознакомиться со всеми существующими требованиями и отследить появление новых. Особо остро стоит проблема качества самих стандартов: речь идет об отставании положений стандартов в соответствие с современными требованиями науки и техники. Широкое распространение получили поддельные сертификаты соответствия, а так же сертификаты, полученные с нарушением установленного законом порядка их выдачи.
Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод о том, что сфера установления обязательных требований к качеству продукции, процессам производства, эксплуатации и т.д., требует незамедлительной и кардинальной реформы. Решить эту проблему призван Закон Кыргызской Республики № 67 от 22 мая 2004 г. «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике», нормы которого учитывают опыт стран-членов АТЭС, ЕЭК, ООН, ЕС и являются достаточно прогрессивными для современного законодательства. Кроме того, одной из важнейших целей разработки принятия данного закона является сближение позиций по техническому регулированию с развитыми зарубежными странами, что являлось обязательным условием вступления Кыргызской Республики в ВТО, для гармонизации международных отношений в сфере технического регулирования.
Понятие технического регламента приведено в ст. 1 Закона Кыргызской Республики от 22 мая 2004 г. № 67 «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике». Технический регламент — документ, принятый международным договором (соглашением), участником которого является Кыргызская Республика, вступившим в силу в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке, закон или постановление Правительства Кыргызской Республики, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к продукции и/или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, а также формы и процедуры оценки их соответствия установленным обязательным требованиям.
Наиболее существенное нововведение, закрепленное в законе — это изменение порядка и процедур установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В соответствии с данным законом в отношении технических регламентов должны быть выполнены определенные законом процедуры разработки.
Во-первых, в законе прямо указывается (п. 1 ст. 9) [1], что разработчиком технического регламента может быть любое лицо. Таким образом, разработка системы обязательных требований перестает быть монополией государства. Иными словами, закон «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» должен установить баланс между интересами государства и бизнеса. Кроме того, принципиально новое заключается в следующем: закон провозглашает — государство регулирует правоотношения только в сфере задания требований безопасности.
Во-вторых, вся процедура разработки технического регламента должна быть максимально открытой, о чем должно быть опубликовано уведомление в печатном издании государственного органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования (в электронно-цифровой форме). После опубликования уведомления проект технического регламента должен быть доступен для ознакомления всех заинтересованных лиц. Соответственно должно публиковаться и уведомление о завершении публичного обсуждения технического регламента, в котором, в частности, перечисляются полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц и т.д. Отдельно оговорено, какие документы должны предоставляться при внесении законопроекта о техническом регламенте в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. Внесенный в Жогорку Кенеш проект закона о техническом регламенте направляется в уполномоченный орган по техническому регулированию для проведения экспертизы в экспертных комиссиях по техническому регулированию.
Законом Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» установлена весьма сложная процедура принятия технических регламентов. Технический регламент принимается, как правило, законом в порядке, установленном для принятия законов, с учетом положений Закона «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике».
В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут использоваться международные стандарты или национальные стандарты.
Разработка технического регламента должна быть основана на знании:
- законодательной базы в области технического регулирования;
- специфики рассматриваемой продукции как объекта подтверждения соответствия;
- нормативной базы в области стандартизации рассматриваемой продукции, используемой на территории Кыргызской Республики.
Особо следует отметить открытость в формировании технических регламентов. Возможность участия в их разработке существует практически у любого: как путем инициирования принятия соответствующего документа, так и путем участия в обсуждении его содержания.
Как уже отмечалось, начать разработку технического регламента может любое физическое или юридическое лицо. Однако подготовка технического регламента требует наличия высокой квалификации, необходимости несения затрат. Для того чтобы приступить к разработке технического регламента, надо собрать существующие требования к продукции, оформить их в виде законопроекта. После чего законопроект будет рассмотрен экспертной комиссией.
По мнению А.В.Масловой, данное условие создает возможность выступать в качестве инициаторов разработчиков технических регламентов крупным иностранным компаниям, которые смогут навязать в качестве обязательных свои требования к продукции. Это негативно отразиться на функционировании отечественных производителей. В связи с этим необходимо ограничить участие иностранных компаний-монополистов в разработке законодательства Кыргызской Республики (технических регламентов) [2].
Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители государственных органов
исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Законом предусмотрена возможность принятия технического регламента без соблюдения вышеуказанной процедуры Правительством Кыргызской Республики посредством издания соответствующего постановления. Однако это должно осуществляться лишь при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте.
Из вышеизложенного нами сделан вывод о том, что технический регламент возведен законом «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» в ранг закона.
Однако принятие технических регламентов в форме законов не совсем соответствует сущности технических регламентов, которые являются специфическими документами технической направленности. Учитывая недостаточную компетентность большинства депутатов в технических вопросах, а также длительную процедуру рассмотрения проекта технического регламента вряд ли можно рассчитывать на оперативное принятие технических регламентов, отвечающих реалиям сегодняшней жизни. Помимо этого, разработанные проекты технических регламентов показывают их большой объем и специальность содержания.
Закон выделяет два вида технических регламентов: общие и специальные. Под общими техническими регламентами понимаются нормативно-правовые акты, которые распространяются на большие группы продукции; специальные, в свою очередь, должны устанавливать требования к узким, определенным группам продукции, имеющим специфические виды рисков.
В Кыргызской Республике принятие технических регламентов будет сдерживаться недостаточной «пропускной способностью» парламента страны.
По оценкам экспертов, за короткий период времени необходимо принять огромное количество технических регламентов.
С учетом того, что технические регламенты представляют собой весьма специфические документы, оценка содержания которых во многих случаях требует специальных знаний, А.В. Гридин считает, что технические регламенты, по-видимому, будут приниматься в спешке, без достаточного экспертного анализа. Соответственно, велик риск «ошибки законодателя». С другой стороны, при недостаточно быстром принятии технических регламентов возможна ситуация, когда их значительная часть будет принята постановлениями Правительства, что само по себе противоречит общей концепции, заложенной в законе. Необходимо принятие общих и соответственно специальных технических регламентов сообразно их приоритетности [3].
Таким образом, положительные аспекты принятия Закона Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике»: сокращение количества обязательных требований к товарам, обеспечение реального контроля качества и безопасности продукции и др. В то же время закон определяет только общие контуры новой системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а ее реальная эффективность будет зависеть как от содержания остальной нормативной базы, так и правоприменительной практики.
Литература
1. Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» от 22 мая 2004 г. №2 67. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http // toktom.kg
2. Маслова А.В. Правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции: дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.В. Маслова. — Москва, 2005.
3. Гридин А.В. Гражданско-правовое способы обеспечения качества товаров, работ и услуг: дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.В. Гридин. Краснодар, 2006.
References
1. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki «Ob osnovah tehnicheskogo regulirovanija v Kyrgyzskoj Respublike» ot 22 maja 2004 g. № 67. [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http // toktom.kg (in Russian)
2. Maslova A.V. Pravovye aspekty dejatel'nosti po obespecheniju kachestva i bezopasnosti produkcii: dis. kand. jurid. nauk: 12.00.03 / A.V. Maslova. — Moskva, 2005. (in Russian)
3. Gridin A.V. Grazhdansko-pravovoe sposoby obespechenija kachestva tovarov, rabot i uslug: dis. kand. jurid. nauk: 12.00.03 / A.V. Gridin. Krasnodar, 2006.
(in Russian)