Технические регламенты и стандарты как инструменты обеспечения безопасности и качества товаров, работ, услуг в Евразийском экономическом союзе
АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА,
руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор МГЮУ имени О.Е. Кутафина
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе, виды и условия применения технических регламентов, а также документов по стандартизации. Обращено внимание на особенности разработки и применения межгосударственных стандартов в Евразийском экономическом союзе. Отмечено, что единые технические стандарты и регламенты ЕАЭС рассматриваются как унифицированные требования обеспечения безопасности объектов технического регулирования, обязывающие страны ЕАЭС производить продукцию по требованиям безопасности. Рассмотрены проблемы соотношения международных технических стандартов ВТО и межгосударственных стандартов ЕАЭС.
Ключевые слова: техническое регулирование, технические регламенты, стандарты, Евразийский экономический союз, стандартизация, гармонизация права ЕАЭС о техническом регулировании
Technical regulations and standards as tools to ensure the safety and quality of goods, works and services in the Eurasian economic Union
ANDREEVA LUBOV VASILIEVNA
Head of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration Institute of problems of safety of the CIS, doctor of legal Sciences, Professor MSJU after name O.E. Kutafin
Abstract: the article considers the issues of technical regulation in the Eurasian economic Union, types and application of technical regulations and standardization documents. Attention is drawn to features of the development and use of interstate standards in the Eurasian economic Union. It was noted that unified technical standards and regulations of the EAEC are considered as unified requirements for ensuring the safety of technical regulation facilities, which obliges the EAEU countries to produce products for safety requirements. The problems of correlation between international technical standards of WTO and intergovernmental standards of the EAEU are considered.
Key words: technical regulation, technical regulations, standards, the Eurasian economic Union standardization, harmonization of the EAEU law on technical regulation
Проблемы гармонизации правовых норм стран ЕАЭС, регулирующих технические регламенты и стандарты
Формирование общего рынка товаров, работ, услуг в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) объективно требует гармонизации и унификации нормативных правовых правил, устанавливающих требования к товарам, работам, услугам, находящимся в имущественном обороте на рынке ЕАЭС.
Процесс гармонизации законодательства в сфере технического регулирования государств, входящих в ЕАЭС, отражает общий проходящий в этих государствах процесс и этапы гармонизации национального законодательства по созданию общего рынка товаров, работ, услуг и формированию наднациональных правил.
В литературе отмечается, что трудности гармонизации на международном уровне заключаются в том, что уже на предшествующем международному уровню гармонизации - национальном уровне, добиться согласованности, стройности и, как минимум, непротиворечивости в системе права и в его наиболее формализованной части, в законодательстве даже одного государства, - задача достаточно сложная1. Данный вывод отражает и значительные сложности, возникшие при проведении широкомасштабной реформы при переходе от действовавшей в России в течение десятилетий системы ГОСТов, ОСТов и технических условий к новой системе технического регулирования, внедрение которой было вызвано необходимостью гармонизации правил по установлению требований к безопасности и качеству товаров, работ, услуг при присоединении к ВТО.
Между тем, в настоящее время проблемы обеспечения единых требований к безопасности товаров (работ, услуг) и иных объектов с целью
введения их в оборот и обеспечения их свободы движения на общем экономическом пространстве ЕАЭС приобретают особую актуальность в связи с усилением процесса интеграции в данной международной организации. Устранение технических барьеров является одним из основных условий обеспечения свободы движения товаров в рамках интеграционных объединений.
В Европейском Союзе имеются примеры успешной технической политики по установлению обязательных для соблюдения требований к химической и иной продукции и установлению процедур обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям2.
Технические регламенты в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» содержат обязательные требования не только к готовому результату производственной и иной деятельности, но и к иным объектам технического регулирования, включая процессы проектирования, в том числе изыскания, производству, строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, т.е. могут содержать требования ко всему жизненному циклу продукции3. При этом технические регламенты содержат обязательные требования именно к безопасности объектов технического регулирования.
Виды безопасности перечислены в ст. 7 Закона о техническом регулировании и включают безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); химическую безопасность; электрическую без-
1 Правовые проблемы формирования межгосударственных объединений (на примере Зоны свободной торговли и Таможенного союза ЕврАзЭС): монография / отв. ред В.Ю. Лукьянова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Анкил, 2012 С. 119. (Автор параграфа 1 главы 3 - А.А. Каширкина).
2 Там же. С. 161.
3 СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
опасность и другие виды безопасности. То есть установленный перечень видов безопасности не является закрытым, в него вносятся дополнения при возможном появлении вредных факторов, которые могут нанести вред здоровью, жизни людей, их имуществу, имуществу юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования и не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей безопасности.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитар-ные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использо-вания,хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).
Значение технических регламентов, как отмечается в литературе, состоит в том, что они выступают в качестве единых и постоянных (стабильных) критериев безопасности объектов технического регулирования, с одной стороны, принуждая производителей выпускать продукцию, отвечающую заданным требованиям безопасности, а с другой - указывая потребителю, какой эта продукция должна быть1.
После создания Таможенного союза значительно возросла роль технических регламентов, принимаемых в данном интеграционном образовании. Это обусловлено тем, что технические регламенты, принимаемые международными договорами, должны для введения их в действие
пройти процедуру ратификации, тогда как технические регламенты Таможенного союза в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (было заключено в г. Санкт-Петербурге 18.11.2010 г.) имеют прямое действие в государствах - участниках и одновременно вступают в действие во всех государствах Союза.
В соответствии с Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 г. № 482, стали приниматься технические регламенты Таможенного союза, имеющие прямое действие в государствах - участниках ( например, Технические регламенты ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», «О безопасности машин и оборудования» и др., сроки действия документов об оценке (соответствии) которых ограничены).
Проекты технических регламентов обсуждаются публично, после проведения оценки регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность, предусмотренной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 г. №48.
1 Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности / под общ. ред. д.ю.н., проф. В.С.Белых. Екатеринбург, 2015. С. 34. (Автор параграфа -В.Ю. Лукьянова).
2 Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. http://www.tsouz.ru/. 22.06.2012 г.
Общие принципы и порядок действия технических регламентов в ЕАЭС
В разделе Х Договора о ЕАЭС установлены общие принципы технического регулирования, цели и порядок действия технических регламентов в ЕАЭС.
Следует отметить, что схожие общие положения и принципы относительно технических регламентов установлены в Соглашении по техническим барьерам в торговле ВТО1. В нем предусмотрено, что технические регламенты не должны разрабатываться, приниматься или применяться таким образом, чтобы создавать или приводить к созданию излишних препятствий в международной торговле.
Члены ВТО принимают технические регламенты, основанные прежде всего на требованиях к характеристикам товара, а не к его конструкции или описанию (принцип технологической нейтральности).
Принцип гармонизации технических регламентов с соответствующими международными стандартами закреплен в ст. 2.4 Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, а принцип транспарентности - в ст. 2.9 Соглашения ВТО2.
Согласно Договору о ЕАЭС в соответствии с общими принципами обязательные требования в рамках Союза распространяются на продукцию и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, т.е. на весь жизненный цикл продукции.
Следует отметить, что единые обязательные требования в технических регламентах Союза или национальные обязательные требования в
законодательстве государств - членов устанавливаются к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза3.
Технические регламенты имеют прямое действие и исполняются без изъятий. В них помимо обязательных требований устанавливаются также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.
В качестве принципа технического регулирования провозглашена независимость органов по аккредитации государств-членов, органов по подтверждению соответствия государств-членов и органов по надзору (контролю) государств-членов от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей.
Порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно Протоколу о техническом регулировании (приложение № 9 к Договору), а также рядом документов, в том числе Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 г. № 48и «О Порядке разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза», Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 г. № 23 «О Порядке формирования и ведения единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза».
В силу ст. 53 Договора о ЕАЭС со дня вступления в силу технического регламента ЕАЭС на
1 "Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ/ТВТ) [рус., англ.] // СПС «КонсультантПлюс».
2 См.: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карташов, Б.А. Шахназаров; под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2013. (Автор параграфа 2 главы 3 -И.В. Ершова).
3 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 г № 23 «О Порядке формирования и ведения единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза» // СПС «КонсультантПлюс».
территориях государств-членов соответствующие обязательные требования к продукции, установленные законодательством государств-членов, не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза.
Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза, выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза.
Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
В ЕАЭС технические регламенты принимаются решениями Совета Евразийской экономической комиссии. Как правило, устанавливается переходный период для вступления в силу технического регламента в целях приведения национальных правил в соответствии с правилами ЕАЭС.
Правовой статус и компетенция Евразийской экономической комиссии определяется Договором о ЕАЭС и Положением о ней (Приложение № 1 к Договору о ЕАЭС), согласно которому Комиссия является постоянно действующим регулирующим органом Союза, наделена широкими полномочиями, в том числе по техническому регулированию.
Одной из особенностей ЕАЭС, как отмечается в литературе, является использование для развития интеграции наднациональных меха-низмов1.
В качестве наднационального механизма можно рассматривать принимаемые Евразийской экономической комиссией решения, носящие обязательный характер.
Так, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 г. № 150 принят технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к минеральным удобрениям» (ТР ЕАЭС 39/2016). Данный технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования безопасности к минеральным удобрениям, а также к процессам, связанным с их хранением, перевозкой и маркировкой.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 г. № 45 принят Технический регламент ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», вступающий в силу 01.01.2019 г. за исключением отдельных положений.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 40 принят Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения», который вступает в силу 01.01.2020 г.
1 Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография. М., Проспект, 2015. С. 197. (Автор параграф 1 главы 7 - А.О. Четвериков).
Стандартизация как инструмент повышения качества товаров, работ, услуг и решения проблем импортозамещения
Технические регламенты, как указывалось, устанавливают минимальные требования к объектам технического регулирования. Вместе с тем, современный уровень развития экономики и потребности населения обусловливает необходимость производства продукции высокого качества, конкурентоспособной на международных рынках, поэтому значение стандартизации, т.е. деятельности по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иной деятельности, направленной на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации, в настоящее время значительно возрастает.
Как отмечается в литературе, «стандартизация является особого рода управленческой деятельностью, содержание которой составляют действия по созданию предназначенных для добровольного многократного использования унифицированных норм, правил,требований к объектам стандартизации - продукции, процессам, работам, услугам»1.
В Российской Федерации с принятием Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»2, по существу, сложились два вида документов по стандартизации:
• в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, правила о которых содержатся в Законе о техническом регулировании;
• документы по стандартизации, применяемые в соответствии с правилами Закона о стандартизации.
В целях обеспечения требований технического регламента Федеральное агентство по техническому регулированию не позднее чем за 30 дней до дня вступления в силу технического регламента утверждает и размещает в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
В такой перечень могут быть включены национальные стандарты Российской Федерации и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Применение документов по стандартизации, включенных в перечень, является достаточным условием соблюдения требований технических регламентов.
Национальные стандарты включены в национальную систему документов по стандартизации и составляют высший уровень данной системы, они подразделяются на национальные стандарты, применение которых осуществляется в целях соблюдения требований технических регламентов на добровольной основе, правила о которых содержатся в главе 3 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»3 и национальные стандарты, правила о которых содержатся в Федеральном законе от 09.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в
1 Белых В.С., Гаврин Д.А., Голева Е.В., Кванина В.В., Митричев И.А., Малунова З.А., Панова А.С., Тарасенко О.А. Международные и национальные стандарты предпринимательской деятельности в условиях современной геополитики // Бизнес, менеджмент и право. 2016. № 1-2 // СПС «КонсультантПлюс».
2 СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 3953.
3 СЗ РФ. 2002. № 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
Российской Федерации»1 (далее - Закон о стандартизации).
Согласно п. 5 ст. 2 Закона о стандартизации национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, который, как и другие документы по стандартизации, применяется на добровольной основе.
Следует подчеркнуть, что аналогичное понимание стандартов, как отмечает И.В. Ершова, существует и в отношении стандартов ВТО, а также стандартов ЕАЭС2.
В качестве исключения обязательность применения документов по стандартизации установлена в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст.6 Закона о стандартизации (продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу и др.), а также включенных в определенный Правительством РФ перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Закона о стандартизации).
Вместе с тем, если изготовитель и (или) исполнитель публично заявит о соответствии про-
дукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации, тогда применение национального стандарта для него становится обязательным (ст. 26 Закона о стандартизации).
Согласно п. 6 ст. 2 Закона о стандартизации объектами стандартизации являются продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты. Таким образом, содержащийся в Законе перечень объектов стандартизации является открытым.
Как отмечает А.С. Панова, в буквальном смысле продукция, процессы, работы, услуги не являются объектами стандартизации. Стандартизации подвергается информация о них, касающаяся их существенных признаков и свойств. Унифицированные нормы, правила, требования составляют содержание стандартов3.
Сфера применения документов по стандартизации достаточно широка, и возможности упорядочения отношений,единообразного понимания положений в определенной области в целях многократного применения велики.
Национальные стандарты, как и другие документы по стандартизации, не носят нормативного правового характера, что неоднократно подчеркивал Верховный Суд РФ4. Национальные стандарты должны соответствовать нормативным правовым актам и не создавать препятствия
1 СЗ РФ. 2015. № 27. ст. 3953.
2 Ершова И.В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. 2013. № 1. С. 33-45.
3 Панова А.С. Роль национальной стандартизации в правовом обеспечении качества товаров // Предпринимательское право. 2017. № 1. С. 38-44.
4 См.: например, Решение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 г. № АКПИ16-560 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим ГОСТ Р 56836-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов», утвержденное Приказом Росстандарта от 11.01.2016 г. № 1-ст, и частично недействующей - информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, опубликованной Росстандартом // СПС «КонсультантПлюс».
к осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Россий-
ской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, то есть не ограничивать конкуренцию.
Соотношение международных стандартов ВТО и межгосударственных стандартов ЕАЭС
В рамках ЕАЭС особую актуальность приобретает установление четких правил по применению международных и межгосударственных стандартов.
В соответствии со ст. 52 Договора о ЕАЭС международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) - национальные (государственные) стандарты государств-членов могут применяться для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требованиям технического регламента Союза на добровольной основе.
Таким образом, в ЕАЭС, во-первых, установлена трехзвенная система документов по стандартизации - международные, региональные (межгосударственные) и национальные стандарты; во-вторых, стандарты используются для выполнения требований технических регламентов.
Рассматривая проблему соотношения стандартов, применяемых в ЕАЭС, и стандартов ВТО, следует сказать, что стандарты ВТО по своей сущности являются аналогами российских стандартов. Согласно п. 2 Приложения № 1 к Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле стандарт ВТО -это документ, принятый признанным органом, который содержит предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессам и методам производства, соблюдение которых не является обязательным. Он может также включать или иск-
лючительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этике-тированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства.
Приложением № 3 к Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле является Кодекс добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов1, который устанавливает общие положения разработки и применения стандартов в государствах -членах ВТО.
Так, в Кодексе установлено, что орган по стандартизации предоставляет товарам, происходящим с территории любого другого члена ВТО, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый подобным товарам национального происхождения или аналогичным товарам, происходящим из любой другой страны (п. D); стандарты не должны разрабатываться, приниматься или применяться таким образом, чтобы создавать или приводить к созданию излишних препятствий в международной торговле (п. Е); международные стандарты (их разделы) используются в качестве основы для разрабатываемых стандартов (за исключением случаев, когда такие международные стандарты или их соответствующие разделы были бы неэффективными или неподходящими, например, вследствие недостаточного уровня защиты или существенных климатических или географических факторов или существенных технологических проблем) (п. F).
В Договоре от 19.05.2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосто-
1 СПС «КонгсультантПлюс».
ронней торговой системы» было установлено, что с даты присоединения любой из Сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении ЕАЭС.
В ЕАЭС стандарты разрабатываются и применяются в целях выполнения требований технических регламентов Союза. Комиссия ЕАЭС утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Союза.
Вместе с тем, неприменение стандартов, включенных в указанный перечень, не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента Союза. В этом случае оценка соответствия требованиям технического регламента осуществляется на основе анализа рисков.
Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, стандартов иностранных государств в Российской Федерации установлен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 05.05.2016 г. № 5461.
Стандарты применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, ус-
луг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации.
Условиями применения стандартов в Российской Федерации являются:
• отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации с аналогичными объектами стандартизации и требованиями, предъявляемыми к ним;
• соответствие стандартов действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
• соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту.
Стандарты подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов.
Определенными особенностями обладает процедура применения межгосударственных стандартов.
Согласно принятому Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 36 от 01.11.2009 г.) и введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12. 2009 г. № 845-ст «ГОСТ 1.2-2009. Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Стандарты меж-
Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. 29.08.2016 г.
государственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены» межгосударственный стандарт применяют в качестве национального стандарта в государствах, чьи национальные органы приняли этот стандарт (присоединились к нему), в порядке, установленном этими национальными органами. Как правило, применение межгосударственного стандарта осуществляется непосредственно, без переоформления в национальный стандарт. При этом национальный орган устанавливает для стандарта дату введения его в действие на территории своего государства и своевременно отменяет противоречащий ему (или дублирующий его) национальный стандарт (стандарты). Для наиболее важных стандартов, затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения, может быть установлена единая для государств дата введения их в действие в качестве национальных стандартов. Однако проце-
дура принятия межгосударственных стандартов позволяет применять их не всеми государствами, и в таких случаях они действуют в государствах, выразивших согласие на их применение.
Таким образом, в Российской Федерации межгосударственные стандарты применяются в качестве национальных стандартов. Их применение может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:
• организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация);
• нормативной ссылки на стандарт в собственных стандартах организации или технической документации;
• соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт;
• указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации1.
Евразийская экономическая комиссия активно разрабатывает программы разработки и внесению изменений в принятые ранее межгосударственные стандарты2.
В 2017 г. издано несколько сотен приказов Росстандарта о введении в действие межгосударственных стандартов (например, Приказ Росстандарта от 29.08.2017 г. № 970-ст о введении в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ EN 527-3-2016 «Мебель офисная.
1 ГОСТ Р 1.0-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения (утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2012 г. № 1146-ст) (ред. от 22.11.2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
2 См.: например, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.12.2012 г. № 275 (ред. от 28.02.2017 г.) «О программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза „О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента Таможенного союза „О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования»; Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.06.2016 г. № 69 «О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза „О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза
Столы рабочие и письменные. Часть 3. Методы испытаний для определения устойчивости и механической прочности конструкции», идентичный европейскому стандарту EN 527-3:2003 «Мебель офисная. Офисные столы. Часть 3. Методы испытаний на устойчивость и механическую прочность конструкции», с датой введения в действие 01.05.2018 г.; Приказ Росстандарта от 25.08.2017 г. № 955-ст о введении в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 22046-2016 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия» с датой введения в действие 01.02.2018 г; Приказ Росстандарта от 25.08.2017 г. № 961-ст о введении в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 34110-2017 «Фрукты, овощи, грибы и продукты их переработки замороженные. Правила приемки и методы отбора проб» с датой введения в действие 01.01.2019 г.
Часть межгосударственных стандартов гармонизирована или идентифицирована с международными или европейскими стандартами (например, Приказ Росстандарта от 15.08.2017 г. № 891-ст о введении в действие в качестве национального
стандарта Российской Федерации межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9727-3-2016 «Пробки корковые цилиндрические. Методы определения физических свойств. Часть 3. Определение содержания влаги», идентичного международному стандарту ISO 9727-3:2007 «Цилиндрические корковые пробки. Испытания физических свойств. Часть 3. Определение содержания влаги» с датой введения в действие 01.04.2018 г.; Приказ Росстандарта от 22.09.2016 N 1199-ст о введении в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ EN 71-7-2014 «Игрушки. Требования безопасности. Часть 7. Краски для рисования пальцами. Технические требования и методы испытаний», идентичный европейскому стандарту EN 71-7:2002 «Безопасность игрушек. Часть 7. Краски для рисования пальцами. Требования и методы испытаний», с датой введения в действие с 01.07.2017 г.).
Учитывая активный процесс разработки и принятия межгосударственных стандартов, следует отметить, что процедура их принятия, позволяющая не применять их во всех государствах -членов ЕАЭС и и разновременное введение их в действие снижает их ценность.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии Шр:// www.eurasiancommission.org/. 05.06.2014 г.
2. Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ/ТВТ) [рус., англ.] // СПС «КонсультантПлюс».
3. Кодекс добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (Приложение № 3 к Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза», утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 г. № 48 // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/. 22.06.2012 г.
5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 г. № 23 «О Порядке формирования и ведения единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные тре-
„О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования» и др.
бования в рамках Евразийского экономического союза» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Договор от 19.05.2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию от 05.05.2016 г. № 546 «Об установлении порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, стандартов иностранных государств в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. 29.08.2016 г.
8. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
9. Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3953.
10. ГОСТ Р 1.0-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» (утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2012 г. № 1146-ст) (ред. от 22.11.2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
11. Белых В.С., Гаврин Д.А., Голева Е.В., Кванина В.В., Митричев И.А., Малунова З.А., Панова А.С., Та-расенко О.А. Международные и национальные стандарты предпринимательской деятельности в условиях
современной геополитики // Бизнес, менеджмент и право. 2016. № 1-2 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Ершова И.В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. 2013. № 1. С. 33-45.
13. Панова А.С. Роль национальной стандартизации в правовом обеспечении качества товаров // Предпринимательское право. 2017. № 1. С. 38-44.
14. Правовые проблемы формирования межгосударственных объединений (на примере Зоны свободной торговли и Таможенного союза ЕврАзЭС): монография /отв. ред. В.Ю. Лукьянова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Анкил, 2012.
15. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: Проспект, 2015.
16. Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности / под общ. ред. д.ю.н., проф. В.С. Белых. Екатеринбург, 2015.
17. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карта-шов, Б.А. Шахназаров; под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2013.