Научная статья на тему 'Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта'

Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОБУЧЕНИЕ / ЮМОР / ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ЭМОЦИИ КАК ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВНОСТИ НОВЫХ ИДЕЙ / TIME PERSPECTIVE / DEVIANT BEHAVIOR / LATENT LEFT-HANDEDNESS / LATENT RIGHT-HANDEDNESS / PERSONAL MATURITY / INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусийчук М. В., Роберто Валдес Пуэнтес, Мусийчук С. В.

Анализируются проблема эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривается понятие эмоциональный интеллект, акцент делается на выявлении аффективных и когнитивных составляющих, в структуре эмоционального интеллекта. Ставиться проблема эмоциональной оценки новых творческих идей, на примере различных прогнозов развития тех или иных изобретений в истории науки. В процессе решения юмористических задач происходит развитие эмоционального интеллекта через порождение в процессе восприятия юмористического текста нового, имплицитного смысла, основанного, на компоновке текста, с высокой степенью контраста (двойственности и/или многозначности). Это можно утверждать на основании ряда положений: порождение нового смысла, опосредуется изменением устойчивых семантических связей (разрушение смысловых стереотипов) и выходом на различные уровни обобщения (осмысления) ситуаций, с целью выявления сущностных характеристик, в соответствующем контексте; юмористическая форма, как основа смыслового восприятия, порождает трансформацию содержания через понимание значений, выражающих имплицитный смысл; создание значений альтернативных имеющимся через возникновение нового смысла, порождаемого значимыми отклонениями от нормативных структурных ожиданий; предвидение последствий, посредством проигрывания на лингво-юмористических моделях, принятия тех или иных решений и выборе оптимального решения в соответствии с заданными критериями управления. Осмысливается опыт реализации юмористических задач в процессе обучения. Делается вывод о целесообразности применения юмористических задач в качестве средства развития эмоционального интеллекта.The study is based on the assumption that along with the biological and social domestic and foreign theories of deviant behavior in modern psychology there is a third direction the development of personality is determined by the dialectical interaction of these two directions: the analysis of the physiological assumptions and individual psychological characteristics for understanding the phenomenon of personal maturity / immaturity of teenagers.The authors study the relationship of neuropsychological prerequisites found in the manifestation of functional asymmetry, with personal characteristics and temporal perspective. In a comparative study of teenagers from comprehensive schools and a juvenile correctional facility, the question of whether the identified relationship between the severity of the personal characteristics of teenagers and the type of hemispheric asymmetries can be considered as prerequisites of deviant behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта»

Мусийчук М.В., Роберто Валдес Пуэнтес, Мусийчук С.В. Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта//Научный результат. Педагогика

и психология образования. Т.2, №3,2016.

УДК 378.180.6 DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-3-56-61

Мусийчук М.В.1 Роберто Валдес Пуэнтес2 Мусийчук С.В.3_

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Эта работа получила поддержку от FAPEMIG, CNPq и CAPES

1) Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, пр. Ленина, д. 38, г. Магнитогорск, 455000, Россия; E-mail: [email protected] 2) Федеральный университет Уберландии 2121, ул. Joao Naves de Ávila, - Санта Моника, г. Уберландия, штат Минас-Жерайс, 38408-100, Бразилия; E-mail: [email protected] 3) Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, пр. Ленина, д. 38, г. Магнитогорск, 455000, Россия; E-mail: [email protected]

Аннотация

Анализируются проблема эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривается понятие эмоциональный интеллект, акцент делается на выявлении аффективных и когнитивных составляющих, в структуре эмоционального интеллекта. Ставиться проблема эмоциональной оценки новых творческих идей, на примере различных прогнозов развития тех или иных изобретений в истории науки. В процессе решения юмористических задач происходит развитие эмоционального интеллекта через порождение в процессе восприятия юмористического текста нового, имплицитного смысла, основанного, на компоновке текста, с высокой степенью контраста (двойственности и/или многозначности). Это можно утверждать на основании ряда положений: порождение нового смысла, опосредуется изменением устойчивых семантических связей (разрушение смысловых стереотипов) и выходом на различные уровни обобщения (осмысления) ситуаций, с целью выявления сущностных характеристик, в соответствующем контексте; юмористическая форма, как основа смыслового восприятия, порождает трансформацию содержания через понимание значений, выражающих имплицитный смысл; создание значений альтернативных имеющимся через возникновение нового смысла, порождаемого значимыми отклонениями от нормативных структурных ожиданий; предвидение последствий, посредством проигрывания на лингво-юмористических моделях, принятия тех или иных решений и выборе оптимального решения в соответствии с заданными критериями управления. Осмысливается опыт реализации юмористических задач в процессе обучения. Делается вывод о целесообразности применения юмористических задач в качестве средства развития эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; обучение; юмор; юмористические задачи; эмоции как оценка перспективности новых идей.

Musiychuk M.V., 1 Roberto Valdés Puentes 2 Musiychuk S.V.

HUMOROUS TASKS AS A MEANS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

This work was supported by FAPEMIG, CNPq and CAPES

1) Magnitogorsk Nosov University, 38 Lenin Ave., Magnitogorsk, 455000, Russia; E-mail: [email protected] 2) Federal University of Uberlandia, Santa Monica, Uberlandia, Minas Gerais, 38408-100, Brazil;

E-mail: [email protected] 3) Magnitogorsk Nosov University, 38 Lenin Ave., Magnitogorsk, 455000, Russia; E-mail: [email protected]

Abstract

The authors analyze the problem of emotional intelligence in the works of domestic and foreign researchers. The article discusses the concept of emotional intelligence with the focus on identifying the affective and cognitive components in the structure of emotional intelligence. The authors

Мусийчук М.В., Роберто Валдес Пуэнтес, Мусийчук С.В. Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта//Научный результат. Педагогика

и психология образования. Т.2, №3,2016.

state the problem of emotional evaluation of new creative ideas, for example, various forecasts of the development of certain inventions in the history of science. In the process of solving a humorous task is the development of emotional intelligence through the generation in the process of perception of the humorous text of the new, implicit meaning based on the layout of the text with a high degree of contrast (ambivalence and/or ambiguity). It can be argued on the basis of a number of provisions: the product of the new sense is mediated by a change in stable semantic relations (destruction of semantic stereotypes and different levels of generalization (thinking) situations, with the aim of identifying the essential characteristics, in the appropriate context; humorous form, as the basis of semantic perception, generates the transformation of content through understanding of the values, expressing implicit meaning; the creation of alternative values available through the occurrence of a new meaning, posed significant structural deviations from normative expectations; anticipating the consequences, by playing on linguistic and humorous models, the adoption of certain decisions and select the optimal solution according to specified criteria for the control. The authors analyze the implementation of experience of humorous task in the learning process. The authors provide a conclusion about the appropriateness of a humorous task as a vehicle for the development of emotional intelligence.

Key words: emotional intelligence; education; humor; humorous tasks; emotions as assessing the potential of new ideas.

На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования. Ускоренное развитие научно-технического прогресса наложило свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В этом плане актуальность приобрела проблема изучения эмоционального интеллекта. Л. Подчеркнем, что Л.С. Выготский в своих работах подчеркивал связь интеллекта и аффекта. Эту идею поддержали и развивали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др. Обратим внимание на мысль П.В. Симонова, изложенную в работе «Эмоциональный мозг» о том, что особое значение имеют потребности познавательно-творческого типа, способные доставлять радость и удовлетворение в процессе самой деятельности до момента достижения ее конечного материального и социального результата [1]. Д. Майер и П. Саловей, ввели понятие «эмоциональный интеллект» и начали цикл исследований по его измерению [2]. Исследователи описали эмоциональный интеллект как совокупность четырех навыков: точность оценки и выражения эмоций; использование эмоций в мыслительной деятельности; понимание эмоций; управление эмоциями. При этом эмоциональный интеллект определялся как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [2]. «Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны к более быстрому прогрессу в определенных способностях и более эффективному использованию их» (Mayer D., Salovey P., 1997, 10-11) [3].

В смешанных моделях, появившихся эмоциональный интеллект характеризуется на основе когнитивных и личностных компонентов. Авторами

данных теорий выступают Р. Бар-Он и Д. Гоулмен. По аналогии с понятием «коэффициент интеллекта» - IQ, Р. Бар-Он (1985) вводит понятие коэффициент эмоциональности (emotionnal quotinent) [4]. В концепции Д. Гоумена эмоциональный интеллект обосновывается как способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции других людей для достижения собственных целей [5]. Д. Гоулмен развил в своей теории представления об эмоциональном интеллекте Дж. Мэйера и П. Сэло-вея, добавив к выделенным этими учеными компонентам ряд личностных характеристик: энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Модель Д. Гоулмена подвергалась трансформациям и в окончательном варианте представляет собой четырёх-компонентную структуру: самосознание, самоконтроль, социальное понимание, управление взаимоотношениями.

В настоящее время подробный анализ истории изучения эмоционального интеллекта представлен в работах И.Н. Андреевой [6, 7]. Двух-компонентная теория эмоционального интеллекта предложена Д.В. Люсиным [8].

В парадигме метакогнитивизма рассматривают эмоциональный интеллект А.В. Карпов и А.С. Петровская «Это образование является одновременно когнитивным (с точки зрения познания индивидом своих эмоций и чувств других людей) и регулятивным (позволяющим субъекту регулировать собственные эмоциональные процессы и контролировать эмоции окружающих)» [9].

Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу изменил характер творчества: оно стало носить более массовый характер. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей

Мусийчук М.В., Роберто Валдес Пуэнтес, Мусийчук С.В. Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта//Научный результат. Педагогика

и психология образования. Т.2, №3,2016.

личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Все это вносит коррективы в цели и задачи процесса профессионального педагогического образования. Основная цель высшей школы - подготовка высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов. В настоящее время для будущего учителя простого обладания некоторой суммой знаний и умений недостаточно, необходима его постоянная готовность к изменению, готовность к творчеству. Так, длительное время сущность творческого процесса рассматривалась только как комбинирующая деятельность мышления, не прибавляющая ничего нового к содержанию знания. Так, Вольтер писал: «Активное воображение сближает между собой отдельные предметы, разделяет те, которые смешиваются друг с другом, сочетая их, изменяет. Можно подумать, что оно творит, хотя на самом деле оно только комбинирует, потому что человеку не дано создавать новые явления...».

Значение эмоций в оценке перспективности новых идей, трудно переоценить. Рассмотрим несколько реакций, носящих аффективную коннотацию. Так, например, в 1772 г. известный химик Антуан Лавуазье выступил против метеоритов. В 1790 г. комиссия Французской академии наук, возглавляемая великим Лавуазье, вынесла приговор в отношении метеоритов: «. камни с неба падать не могут, потому что их там нет». Например, известнейший математик и астроном Саймон Ньюкомб написал статью, направленную против летательных аппаратов. В свое время он не мог понять возможность полета машин тяжелее воздуха. Другой пример - имя Генриха Герца, открывшего человечеству электрические колебания и явившегося первым, кто экспериментально получил радиоволны, звучащие сегодня на всех диапазонах частот. Однако история сохранила сведения, что именно Генрих Герц, предлагал в свое время Дрезденской палате коммерции, запретить все исследования по радиоволнам, как не имеющие никакой практической ценности. Или такой специальный указ, изданной в Лондоне, в котором владельцам автомобилей рекомендовалось пристегивать к машине - лошадь, так как «безлошадный вид», по мнению властей, мог нервировать встречный экипаж. Или эмоциональная сентенция по поводу телефона: «Такое устройство, как телефон имеет слишком много недостатков, чтобы рассматривать его, как средство связи. Поэтому, считаю, что данное изобретение не имеет никакой ценности. (из обсуждений в компании Western Union в 1876 г.). Приведем

пример из века ХХ: «В будущем компьютеры будут весить не более чем 1,5 тонны (Рори1агМе-сЬашс8, 1949 г.). В развитии науки сохранилось значительное количество таких мнений, основанных преимуществе на эмоциональном компоненте. Не меньшее значение имеет и эмоциональная уверенность других исследователей, изобретателей, ученых, что «камни с неба падать могут».

Значительное количество теоретических и практических исследований направленных на изучение эмоционального интеллекта проведено И.Н. Андреевой. В частности, автором исследовалась роль эмоций в познавательной деятельности студентов в вышей школе [10].

Практика свидетельствует, что в профессиональной деятельности преобладает установка на традиционность, что ограничивает и обедняет диапазон проявления и развития творческих способностей. Один из эффективных путей состоит в развитии эмоционального интеллекта на основе юмористических задач.

Юмор - форма отражения объективного мира, порождение и восприятие юмора является интеллектуальной деятельностью, опосредующей динамическое восприятие действительности (снижающе-возрождающее). Процесс познания на основе юмора протекает через разрешение противоречий и опосредуется интеллектуальной активностью. Юмор проявляется как отождествление двух и более элементов, которые одновременно исключают друг друга, что вызывает активное самостоятельное развитие процесса мышления. Юмор - интеллектуальное чувство, опосредовано взаимопроникновением когнитивных и аффективных компонентов. Юмор способствует оптимизации эмоционального состояния личности, посредством эмоционального отстранения, при котором усиливается объективность восприятия. Гносеологическая специфика юмора состоит в реализации способов познания на основе приёмов остроумия (парадокс, абсурд, метафора, каламбур и др.) как формы экспликации содержания.

Процесс познания на основе юмора протекает через разрешения противоречий и опосредуется интеллектуальной активностью, комическое основывается на интеллектуальных чувствах, опосредованных взаимопроникновением аффективных и когнитивных компонентов; остроумие -неотъемлемое качество процесса творчества и особенностей мышления творческих личностей, опосредуемых интеллектуальной активностью; комическое проявляется как отождествление двух и более элементов, которые одновременно исключают друг друга, что вызывает активное са-

Мусийчук М.В., Роберто Валдес Пуэнтес, Мусийчук С.В. Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта//Научный результат. Педагогика

и психология образования. Т.2, №3,2016.

мостоятельное развитие процесса мышления; комическое как род интеллектуальной игры способствует приобретению нового опыта посредством того, что является основой интеллектуальной реакции удовольствия, на основе наличия особых физиологических компонентов, определяющих свойства самоподкрепления процесса порождения и восприятия юмористических задач.

В процессе решения юмористических задач происходит развитие эмоционального интеллекта через порождение в процессе восприятия юмористического текста нового, имплицитного смысла, основанного, на компоновке текста, с высокой степенью контраста (двойственности и/или многозначности). Это можно утверждать на основании ряда положений:

- порождение нового смысла, опосредуется изменением устойчивых семантических связей (разрушение смысловых стереотипов) и выходом на различные уровни обобщения (осмысления) ситуаций, с целью выявления сущностных характеристик, в соответствующем контексте,

- юмористическая форма, как основа смыслового восприятия, порождает трансформацию содержания через понимание значений, выражающих имплицитный смысл; создание значений альтернативных имеющимся через возникновение нового смысла, порождаемого значимыми отклонениями от нормативных структурных ожиданий;

- предвидение последствий, посредством проигрывания на лингво-юмористических моделях, принятия тех или иных решений и выборе оптимального решения в соответствии с заданными критериями управления.

Приведем пример из практики участия в международной конференции в федеральный университет Уберландии, штат Минас Жерайс, Бразилия (Federal University of Uberlandia, Minas Gerais, Brasil) III международная конференция о развивающем обучении (IIIrd International Conference on Developmental Education; (09.05.2016 -11.05.2016). отметим. Что эта конференция - третья по счету (организаторами планируется и следующая), посвящена изучению российской психологии и особенный акцент делается на системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова [11]. В числе участников конференции, наряду с учеными из университетов, было значительное количество школьных учителей. Одна из участниц (учительница начальных классов Бразилии, сказала, своей коллеге в перерыве: «А что я завтра смогу применить в школе, побывав на этой конференции». Этот диалог повлиял, на принятие решения о форме доклада М.В. Мусийчук. Обсудив ситуацию с Р.В. Пуэнтесом (идейным вдох-

новителем цикла конференций по изучению российского опыта развивающего обучения) построить доклад по концепции «Развивающего обучения» В.В. Давыдова, иллюстрируя концептуальные теоретические положения на примере решения вместе с участниками конференции юмористических задач. Юмористические задачи были использованы для повышения эмоциональной привлекательности материала [12, 13].

Отметим, что В.В. Давыдов, в своих работах подчеркивал, что главное в научной деятельности. Не мысли и не задачи, а потребностно-эмоциональная сфера. Ученый подчеркивал, что на основе эмоций человек ставит перед собой все многообразие задач. Или не ставит, добавим мы от себя, вспоминая вердикт Лавуазье и другие примеры из истории развития научных идей. Эмоции, - подчеркивал В.В. Давыдов позволяют человеку интегративно определить его физические и духовно-нравственные средства для решения этой задачи. В.В. Давыдов, отмечал, что единственное исследование о связи мышления и эмоций, проделано А.В. Брушлинским. Участникам конференции в Бразилии, конечно же были предложены некоторые задачи с точками А.В. Брушлинского.

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, разработана для младших школьников». Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной», - говорил в интервью опубликованном в журнале «Дошкольное воспитание», 1988, № 5. Разделяя и поддерживаю эту мысль, предлагаем вместе с переводчиком Георгием Ри-бейро (доклад М.В. Мусийчук, переводился для слушателей на португальский, русскоговорящих участников было не много, и все-таки были). Все задачи, предварительно обсудили с переводчиком, некоторые были исключены, вследствие того, что не имеют аналогичной формы языковой игры на португальском. Такой состав аудитории, определил специфику одной из задачек, существовавшей до этой конференции только в русскоязычной версии. Вот эта задача:

Продолжите этот ряд букв, предварительно выявив закономерность (вот оно реальное воплощение формирования теоретического мышления у младших школьников).

о, д, т, ч......

Учитывая многонациональный состав аудитории, продолжаем условие задачи на португальском и английском языках. В целом условие представлено на доске следующим образом: о, д, т, ч... и, d, ^ q... o, X, X, £..

Мусийчук М.В., Роберто Валдес Пуэнтес, Мусийчук С.В. Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта//Научный результат. Педагогика

и психология образования. Т.2, №3,2016.

Задача, вызвала значительный интерес в зале, участники конференции предлагали свои версии ответа у доски. Некоторые участники отмечали, что им помогло в решении задачи именно, то, что задача была представлена на нескольких языках. Ответ состоит, в том, что числовой ряд представлен в словесном выражении: один, два, три, четыре...

Участники конференции с энтузиазмом решали предложенные юмористические задачи и в процессе общения после доклада, говорили, что будут предлагать подобного рода задачи и те, что впервые услышали на конференции своим ученикам в школах Бразилии.

Отметим, что в процессе решения юмористических задач происходит развитие эмоционального интеллекта через порождение в процессе восприятия юмора нового, имплицитного смысла, основанного, на компоновке текста, с высокой степенью двойственности и/или многозначности.

Список литературы

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-87.

2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-65.

3. Андреева И.Н. Роль эмоций в процессе познавательной деятельности студентов // Вышэйшая школа. 2009. № 2. С. 27-30.

4. Карпов А.В., Петровская А.С. Проблемы эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма // Вестник интегративной психологии. Вып. 4. 2006. С. 42-47.

5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.

6. Мусийчук М. Учебное пособие к спецкурсу «Развитие творческого воображения или «Дюжина приемов остроумия и кое-что в придачу». Магнитогорск, 2002.

7. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Юмор в языковой игре как эффективное средство активизации творческой мыслительной деятельности в процессе обучения // Научная мысль: традиции и инновации: Сборник научных трудов с международным участием. Краснодар, 2015. С. 28-33.

8. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. С. 194.

9. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 2004. 113 p.

10. Goleman D. Emotional intelligence. New Yor: Bantam Books, 2005. 358 p.

11. Longarezi A. M., Puentes R.V. (Orgs.). Ensino desenvolvimental: vida, pensamento e obra dos principais representantes russos. Volume 1. 2a edigao. Uberlendia: Editora Edufu, 2015.

12. Mayer D., Salovey P. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. V. 9. Pp. 185 - 211.

13. Mayer D., Salovey P. What Is Emotional intelligence? In: Emotional development and emotional intelligence: Implications for education. Salovey P., Sluyter D. (eds), 1997, NY: Basic. Pp.3-31.

References

1. Andreeva I.N. Emotional Intelligence: Research into the Phenomenon // Issues of Psychology. 2006. №. 3. Pp. 78-87.

2. Andreeva I.N. Preconditions for the Development of Emotional Intelligence // Issues of Psychology. 2007. № 5. P. 57-65.

3. Andreeva I.N. The Role of Emotions in the Process of Cognitive Activity of Students // Higher School. 2009. № 2. Pp. 27-30.

4. Karpov A.., Petrovskaya A.S. The Problems of Emotional Intelligence in the Paradigm of Modern Meta-cognitivism // Bulletin of Integrative Psychology. Vol. 4. 2006. Pp. 42-47.

5. Lusin D.V. Modern Representations about Emotional Intelligence // Social intelligence: theory, measurement, research / ed. by D. Century Lucia, Doctor Century Ushakov. M.: Institute of Psychology of the RAS, 2004. Pp. 29-36.

6. Musiychuk M.A Textbook for the Course «Development of Creative Imagination, or «A Dozen of Wit Techniques and Something in the Bargain.» Magnitogorsk, 2002.

7. Musiychuk M.V., Musiychuk S.V. Humor in the Game of Language as an Effective Means of Enhancing the Creative Thinking Activities in the Learning Process // Scientific Thought: Traditions and Innovations: Collection of scientific papers with international participation. Krasnodar, 2015. Pp. 28-33.

8. Simonov P.V. The Emotional brain. M.: Nauka, 1981. P. 194.

9. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 2004. 113 p.

10. Goleman D. Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, 2005. 358 p.

11. Longarezi A.M., Puentes R. V. (Orgs.). Ensino desenvolvimental: vida, pensamento e obra dos principais representantes russos. Volume 1. 2a edigao. Uberlendia: Editora Edufu, 2015.

12. Mayer D., Salovey P. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. V. 9. Pp. 185-211.

13. Mayer D., Salovey P. What Is Emotional intelligence? In: Emotional development and emotional intelligence: Implications for education. Salovey P., Sluyter D. (eds), 1997, NY: Basic. Pp. 3-31.

Мусийчук М.В., Роберто Валдес Пуэнтес, Мусийчук С.В. Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта//Научный результат. Педагогика

и психология образования. Т.2, №3,2016.

Данные авторов:

Мусийчук Мария Владимировна, профессор кафедры психологии, доктор философских наук, доцент

Роберто Валдес Пуэнтес, профессор, доктор педагогических наук

Мусийчук Сергей Васильевич, доцент кафедры государственного и мунципального управления, кандидат философских наук

About the authors:

Musiychuk Maria Vladimirovna, Doctor of Philosophical Science, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology

Roberto Valdes Puentes, Doctor of Education, Professor

Musiychuk Sergey Vasilievich, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Public and Municipal Administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.