СОБЫТИЯ
УДК 1 (091)
Юбилей философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
В статье рассматривается история философского факультета как подразделения Московского университета начиная со времени его создания в 1755 г. Философский факультет имел очень сложную историю: то исчезал из состава университета, то вновь восстанавливался. А в 1850 г. он вообще был расформирован на два самостоятельных факультета: историко-филологический и физико-математический. И только в советское время, в 1941 году, философский факультет был воссоздан как факультет для подготовки философов по профессии. 75-летие со дня воссоздания философского факультета в структуре Московского университета было отмечено как событие.
Ключевые слова: философия, становление, развитие, факультет, университет, образование, ученые.
Почему философскому факультету университета всего 75 лет? Ведь создавался Московский университет в 1755 г. в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Однако судьба философского факультета на протяжении двух с половиной веков претерпела целый ряд трансформаций. Он то появлялся в составе университета, то на многие годы исчезал. Первоначально, по предложенному М. В. Ломоносовым проекту, факультет вошел в состав университета по примеру европейских
А. Т. Павлов
Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
Alexey T. Pavlov Doctor of Philosophy, Professor, Lomonosov Moscow State University, Department of History of Russian Philosophy Е-mail: rf@philos.msu.ru
Как цитировать статью: Павлов А. Т. Юбилей философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова // Ценности и смыслы. 2017, № 3 (49). С.135-145.
университетов как сосредоточение теоретических дисциплин: на философском факультете профессор философии должен был преподавать логику, метафизику и нравоучение, профессор физики — физику теоретическую и экспериментальную, профессор истории — историю российскую и универсальную, начиная с древнейших времен, профессор красноречия должен был обучать оратории и стихотворству. Фактически философский факультет давал общее представление о существующих науках, и только после трехлетнего обучения на философском факультете студент мог продолжать обучение на медицинском или юридическом факультете или совершенствовать свои знания по одной из дисциплин философского факультета. Таким образом, философские знания в предложенном объеме получали все поступившие в университет студенты.
Университетский устав, впервые принятый в 1804 г. при императоре Александре I, структуру университета очень серьезно изменил. Вместо трех факультетов университет стал состоять из четырех отделений: нравственных и политических наук, физических и математических наук, словесных наук и медицинских наук. Кафедра философии была учреждена на отделении нравственных и политических наук, и студенты остальных трех отделений, в том числе и отделения физических и математических наук, были освобождены от необходимости изучать философские науки.
Положения принятого устава были распространены и на созданные в 1804 г. университеты в Казани и Харькове. Учрежденные двумя годами раньше университеты в Дерпте и Вильне имели каждый свой устав. А в 1819 г. Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге был преобразован в университет и в России стало шесть университетов. Казалось бы, увеличение количества университетов, несмотря на ограничение преподавания философии одним отделением (фактически, факультетом), должно было улучшить положение с ознакомлением студентов с философскими знаниями. Однако в стране была развернута кампания против преподавания философии в университетах. В Министерстве духовных дел и народного просвещения (так стало называться Министерство народного просвещения в 1817-1824 годах, в период, когда министром был князь А. Н. Голицын, занимавший одновременно пост обер-прокурора Святейшего Синода и возглавлявший Российское библейское общество) росло не только недоверие
к философии, но и к просвещению вообще, ибо в знании законов природы стали видеть угрозу религиозной вере, угрозу стабильности власти. В инструкции Ученому комитету, созданному в рамках министерства в 1817 г., предписывалось, в частности, допускать в преподавании только те книги о нравственной философии и умозрительном законодательстве, которые не отделяют нравственности от веры, а в преподавании естественных наук должно отстранять все суетные догадки о происхождении и переворотах земного шара. В метафизике же допускался только такой скептицизм, который обращен на пользу веры и приводит учащихся к познанию истины Св. Откровения.
Назначенные попечителями учебных округов (Казанского — М. Л. Магницкий, Санкт-Петербургского — Д. П. Рутич) повели такую кампанию против «лжеименной философии», которая привела к изгнанию с кафедр философии профессоров И. Е. Срезневского в Казанском университете, А. И. Галича в Санкт-Петербургском. Был отстранен от преподавания в Царскосельском лицее и университете и А. П. Куницын, курс лекций которого по естественному праву был признан «совершенно пагубным для нравственности и заключающим в себе все развратные правила новейшей философии». А ведь все мы помним слова А. С. Пушкина о нем: «Куницыну дать сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень. Поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена». Кратко говоря, философия в университетах была гонима и не пользовалась никаким авторитетом. «Журнал Департамента народного просвещения» писал в 1823 г., что «ни древняя, ни новая философия не доставили человеческому роду никакой пользы; что, напротив, во все времена порождали они только заблуждения и сумасбродства», а что «истинная философия должна быть неразлучна с Евангелием». О настроениях, царивших в эти годы в высших кругах общества, очень точно и объективно, без всяких преувеличений говорит А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума», которую он закончил писать в 1824 г.
Какие-то шаги для восстановления репутации философии предпринял назначенный в 1834 г. министром народного просвещения С. С. Уваров, которому, по справедливому замечанию Г. Г. Шпета в «Очерке развития русской философии», «приходилось защищать пользу философии и отстаивать хотя бы ограниченные права разума». При нем в 1834 г. был создан еще один университет в Киеве —
Университет Св. Владимира и в России стало шесть университетов (шесть, а не семь, потому что после польского восстания 1830 г. Виленский университет в 1832 г. был закрыт). А в 1835 г. был принят новый Общий устав Императорских российских университетов, восстановивший в университетах структуру, предложенную М. В. Ломоносовым, т.е. с философским факультетом в составе университетов, что придавало философии статус равноправной дисциплины, официально признанной науки. Однако восстановленный в университетах философский факультет получил другую структуру, он состоял из двух отделений: 1-е отделение (науки исторические и филологические) и 2-е отделение (науки физические и математические). Причем кафедра философии была учреждена только на 1-м отделении. Таким образом, как и по уставу 1804 г., изучение философии предусматривалось только на одном отделении, а изучающие науки физические и математические к изучению философии не привлекались.
Наш выдающийся ученый Владимир Иванович Вернадский, сокрушаясь по поводу такого отделения философии от естественных наук, писал: «Наука и естествознание вне философии и вне влияния метафизических систем, вне всякого к ним отношения существовали и существуют только в человеческой фантазии. Как исторический факт человеческого сознания они всегда — в своих основах—находятся в тесном общении с философией». А между тем в нашей стране, с горечью отмечал он, «рамки академического преподавания отделяют стеной — почти непреодолимой — лиц, изучающих науки естественные и математические, от тех, которые близки историческим, философским научным дисциплинам. Мало того, условия русской жизни дали целым поколениям образование, ставящее во все периоды их умственной жизни естествознание вне области их мышления» [1, с. 50, 53].
Такое положение с преподаванием философии просуществовало до 1850 г. А в 1850 г. напуганная революционными событиями 1848 г. в Европе императорская власть причину их усмотрела отчасти и в философии, которая, развивая вольнодумство, угрожает существующему положению вещей. И Николай I обязал управляющего Министерством народного просвещения князя П. А. Ширинского-Шихматова представить свои соображения о том, полезно ли преподавание философии и не следует ли принять меры к ограждению юношества «от обольстительного мудрования новейших философских систем».
П. А. Ширинский-Шихматов, рассмотрев философские курсы, которые читал в С.-Петербургском университете Адам Фишер, профессор, по словам самого П. А. Ширинского-Шихматова, самый благонадежный из всех преподавателей философии, предложил ограничить преподавание философии логикой и психологией, а Николай I, одобрив предложение П. А. Ширинского-Шихматова, предложил поручить чтение этих дисциплин преподавателям богословия. В результате в российских университетах кафедры философии были ликвидированы, а философские факультеты расформированы: отделения были превращены в самостоятельные факультеты — историко-филологические и физико-математические. Таким образом, 1850 г. вошел в историю российского высшего образования как год ликвидации в университетах философских факультетов.
Философский факультет только почти через столетие, в 1941 г., был воссоздан в структуре Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (в то время он стал единственным философским факультетом в университетах страны). А вот философское образование в России отсутствовало десятилетие с небольшим, но и этого срока хватило, чтобы восстановление его вызвало значительные трудности, вызванные отсутствием профессионально подготовленных преподавателей философских дисциплин. Причем само восстановление преподавания философии в университетах было ускорено обстоятельствами исторического развития страны. Поражение России в Крымской кампании и позорный мир, заключенный в Париже в 1856 г., показали степень экономического и социального отставания России от европейских государств. В обществе росло стремление к переменам и укреплялось понимание того, что причиной отставания является крепостничество и что Россия нуждается в решительных социальных реформах. Среди молодежи росло влияние материалистических и позитивистских идей, скептического отношения к религии. Обеспокоенные таким положением попечители учебных округов забили тревогу и направили в Министерство народного просвещения ходатайство с просьбой восстановить в университетах преподавание хотя бы истории философии, чтобы предотвратить увлечение молодежи упрощенными толкованиями сложных философских проблем, ведущих к негативному отношению к религии. Александр II ходатайство удовлетворил, и в 1860 г. кафедры философии были восстановлены
и была открыта возможность преподавания истории философии, логики и психологии в полном объеме. Однако после десятилетнего отсутствия преподавания философии в российских университетах найти преподавателей, способных вести все эти три курса, было затруднительно. Так что полностью восстановить преподавание философии во всех российских университетах удалось только к 1870-м годам. К этому времени в Одессе был создан еще один университет, в 1865 г. на базе Ришельевского лицея был образован Новороссийский университет, философию в котором стал преподавать выпускник Главного педагогического института в Санкт-Петербурге адъюнкт Р. В. Орбинский, читавший лекции по психологии в лицее. В университете Св. Владимира в Киеве начало философских занятий тоже произошло без проблем, так как читавший философские курсы в университете до ликвидации кафедр философии С. С. Гогоцкий оставался в университете на кафедре педагогики и после восстановления кафедры философии сразу приступил к чтению лекций по философии. В Московском университете лекции были начаты в январе 1862 г. переведенным из Киевской духовной академии профессором П. Д. Юркевичем. Последние три десятилетия XIX в. стали временем расцвета философского образования в России. Среди профессоров философии в Московском университете после П. Д. Юркевича мы видим таких незаурядных преподавателей, как М. М. Троицкий (создатель Психологического общества при Московском университете), Н. Я. Грот (создатель и редактор журнала «Вопросы философии и психологии»), Л. М. Лопатин («один из лучших философских писателей в России», по словам Вл. С. Соловьева), С. Н. Трубецкой («первый борец за правду и свободу русского народа», как назвали его к вышедших в день его кончины газетах), Г. И. Челпанов (создатель и директор первого в России Психологического института имени Л. Г. Щукиной). В Санкт-Петербургском университете начать чтение лекций удалось в 1864 г., когда в соответствии с новым Университетским уставом 1863 г. Совет университета получил право присудить бывшему профессору Санкт-Петербургской духовной академии, действительному члену Академии наук, протоиерею Ф. Ф. Сидонскому звание почетного доктора философии, что сделало возможным поручить ему чтение лекций в университете. А в 1866 г., после заграничной командировки и защиты магистерской диссертации, к нему присоединился бывший слушатель С.-Петербургской духовной
академии М. И. Владиславлев. В Казанском университете кафедру философии смогли заместить только в 1867 г. выпускником Киевской духовной академии М. М. Троицким — после его заграничной командировки и защиты докторской диссертации. И, наконец, в Харьковском университете только в январе 1874 г. на кафедре философии после заграничной командировки и защиты магистерской диссертации появился выпускник Казанского университета, ученик М. М. Троицкого Ф. А. Зеленогорский. Все это свидетельствует о том, что философское образование получило наконец-то нормальные условия для успешного развития.
Однако университеты давали философские знания только студентам историко-филологических факультетов, самым малочисленным во всех российских университетах. Правда, лекции по истории философии права читались еще и на юридических факультетах. Это, конечно, расширяло круг знающих философскую проблематику, но выпускали-то университеты филологов, историков, юристов. Специалистов-философов университеты не готовили.
Понимание необходимости готовить философов по профессии зрело с конца XIX в., но возможность осуществить такую подготовку появилась только в начале XX в. В 1906 г. на историко-филологическом факультете Московского университета был принят новый учебный план, по которому на факультете было образовано десять узкоспециализированных групп, в их числе группа философских наук. Однако в стране не было потребности в специалистах слишком узкой квалификации. Поэтому в 1913 г. структура историко-филологического факультета изменилась — вместо десяти узкоспециализированных групп было создано пять отделений, в том числе философское отделение в составе двух секций — словесной и исторической. Таким образом выпускники философского отделения получили возможность преподавать в гимназиях не только логику, но и русский язык и литературу или историю. Наладить профессиональную подготовку философов удалось также Санкт-Петербургскому университету и университету Св. Владимира в Киеве.
Октябрьская революция 1917 г. решительно перевернула все представления о важности или нужности преподавания тех или иных дисциплин. В стране началась интенсивная работа по переводу преподавания общественных наук «на начала новой педагогики и социа-
лизма», которая, однако, не сразу привела к ликвидации существовавших программ обучения и вытеснению из университетов профессоров «старой» школы. Хотя очень многие профессора сразу после революции и в годы гражданской войны родину покинули, а некоторых в 1922 г. выслали принудительно, все же часть профессуры осталась. Но и из оставшихся не все смогли продолжать преподавательскую работу. Читавшие лекции в Московском университете Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет были отстранены от преподавательской работы в 1923 г.
Философское отделение сохранялось в Московском университете до 1921 г., когда был образован факультет общественных наук (ФОН), а филологический факультет и его отделения были ликвидированы. На факультете общественных наук некоторые философские курсы сохранились, но подготовка философов по профессии прекратилась.
Какие-то шаги по подготовке специалистов-философов в Московском университете начали предприниматься с 1926 г. На историко-ар-хеологическом отделении этнологического факультета была введена специальность «философия» и на следующий год открыт философский цикл для подготовки специалистов в области диалектического и исторического материализма и атеизма. Как написано в преамбуле к учебному плану, программам и пособиям этнологического факультета 1-го МГУ 1929 г., «совершенно особое значение имеет философский цикл, единственный в высшей школе РСФСР, обеспеченный наличием в Москве наиболее видных представителей марксистской философии; этот цикл ставит себе целью подготовку лиц с основательным марксистским образованием для преподавания в школах разного типа исторического и диалектического материализма, для дела антирелигиозной пропаганды, для психологических и психотехнических исследований, наконец, для работы в научных институтах философии и психологии». Этнологический факультет университета был разделен на историко-философский факультет и факультет литературы и искусства. На факультете был введен рассчитанный на все четыре года обучения весьма обстоятельный курс истории философии, к чтению которого привлекались В. Ф. Асмус, Г. Н. Баммель, И. К. Луппол. Не следует забывать, что марксизм рассматривался как высший этап развития человеческой мысли, аккумулирующий в себе все достижения мировой философской мысли. Поэтому история философии трактовалась как подготовка, как материал для строительства нового общественного
сознания. А с учетом высказывания Ленина о немецкой классической философии как источнике марксистской философии, изучение ее было предметом особого внимания. Так что история философии преподавалась довольно основательно с изложением античной философии, философии Декарта, Спинозы, Лейбница, а также Бэкона, Гоббса, Локка, Беркли, Юма, Толанда, Гартли, Пристли, и, конечно, тема «сенсуализма и материализма» во Франции и немецкая классическая философия излагались особенно подробно. В курсах диалектического материализма и исторического материализма основное внимание уделялось изучению работ Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, Деборина и Бухарина (его учебник исторического материализма — весьма интересное и содержательное произведение). Курс психологии читал К. И. Корнилов, ученик Г. И. Челпанова, назначенный в 1923 г. вместо своего учителя директором Психологического института, ибо психологию, в отличие от Челпанова, он стал трактовать как науку о поведении человека, а не как науку о душе. В. Ф. Асмус кроме участия в чтении курса истории философии читал также курс истории эстетических учений. К сожалению, начавшаяся с ориентацией на марксизм, но довольно основательная подготовка специалистов по философии (точнее — по диалектическому и историческому материализму) продолжалась недолго, к 1930 г. состоялось всего два выпуска.
В 1930 г. в стране началась перестройка высшего образования под предлогом необходимости приблизить обучение к запросам практики. Выдвигались даже предложения о закрытии университетов, которые, как утверждалось, увлекаясь чисто теоретическими дисциплинами, не готовят своих выпускников к практической деятельности. До закрытия университетов дело не дошло, но из университетов вывели целый ряд подразделений, на базе которых были созданы самостоятельные институты, подчиненные различным ведомствам. В 1931 г. историко-философский факультет был выведен из состава университета и на его основе был создан Московский историко-философский институт с подчинением его Наркомпросу РСФСР. В 1933 г. в его состав ввели несколько литературных кафедр и он получил название Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ, в литературе он чаще назывался ИФЛИ). В 1938 г. в нем был организован экономический факультет, но название его не изменилось. Надо сказать, что ИФЛИ давал хорошую профессиональную подготовку, в нем начинали
учебу (с перерывом на участие в Отечественной войне) многие будущие студенты и преподаватели философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Итак, в 1941 г. произошло вливание факультетов МИФЛИ в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. 4 декабря 1941 г., когда под Москвой шли ожесточенные бои, а университет был эвакуирован в Ашхабад (куда был эвакуирован и МИФЛИ), руководство университета получило телеграмму Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР и Народного комиссариата просвещения РСФСР о решении реорганизовать факультеты Московского государственного института философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского в факультеты Московского ордена Ленина государственного университета имени М. В. Ломоносова. На основании этой телеграммы и.о. ректора университета в Ашхабаде проректор МГУ М. М. Филатов (ректор И. С. Галкин оставался пока в Москве) издал приказ, в соответствии с которым философский факультет МИФЛИ стал философским факультетом Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Вот почему философский факультет отмечает 75-летие своего воссоздания в структуре университета. За 75 лет факультет прошел впечатляющий путь развития. Свое существование он начал в составе двух кафедр: кафедры диалектического и исторического материализма, заведующим которой и деканом факультета был назначен окончивший Институт красной профессуры И. Г. Каплан, и кафедры истории философии во главе с Б. С. Чернышевым. В начале 1942 г. при факультете был восстановлен Институт психологии во главе с А. Н. Леонтьевым (в начале войны институт переставал функционировать). Летом 1942 г. университету разрешили перебазироваться из Ашхабада в Свердловск (ныне Екатеринбург), куда еще в 1941 г. была эвакуирована часть университетских подразделений и где условия для учебных занятий были несравненно более благоприятны, чем в Ашхабаде. Осенью 1942 г. на философском факультете была создана кафедра психологии во главе с С. Л. Рубинштейном, получившим в 1942 г. Сталинскую премию второй степени за опубликованную в 1940 г. книгу «Основы общей психологии».
Летом 1943 г. университет возвратился из эвакуации в Москву, где факультет заработал уже как полноценное университетское под-
разделение. В его коллективе работали В. Ф. Асмус, З. Я. Белецкий, Г. М. Гак, П. Я. Гальперин, Ф. И. Георгиев, М. А. Дынник, М. Т. Иовчук, Д. А. Кутасов, А. Ф. Лосев, М. Ф. Овсянников, П. С. Попов, С. Л. Рубинштейн, О. В. Трахтенберг, Б. А. Фохт, Б. С. Чернышев, И. Я. Щипанов и др. Некоторые из них были одновременно и сотрудниками Института философии и других учреждений, что не мешало, а помогало создавать на факультете атмосферу творческих поисков. Многие из выпускников факультета послевоенных лет отмечают особое влияние В. Ф. Асмуса, П. С. Попова, Б. С. Чернышева, М. Ф. Овсянникова, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна на формирование их взглядов.
Уже в Москве в декабре 1943 г. по инициативе М. Т. Иовчука на факультете была создана еще одна кафедра — кафедра истории русской философии, а кафедра истории философии стала кафедрой истории западноевропейской философии. В 1947 г. было оформлено создание кафедры логики, хотя еще ранее группа преподавателей этой дисциплины, будучи в составе кафедры диалектического и исторического материализма, сформировалась как самостоятельное научное объединение. В том же году на основе кафедры психологии было открыто отделение психологии. На протяжении всех 75 лет философский факультет постоянно развивается, создаются новые кафедры и научные направления, он дает жизнь новым факультетам, таким как психологический, социологический, политологии. Сейчас на факультете 16 кафедр и многие из них лидируют в своем научном направлении. Так что философия живет и не увядает.
Литература
1. Вернадский В. И. Труды по философии естествознания. М. : Наука, 2000. 504 с.