11. Cyuj C. Istoriya russkoj literatury i dr. Shanhaj: Izdatel'stvo Fudan'skogo universiteta. 2004.
12. Chzh'en Ch. Kratkaya istoriya russkoj literatury. Shanhaj: Shanhajskaya kommercheskaya pressa. Moskva, 1924.
13. Chzh'en T. Sbornik stihov Bloka. Shanhaj: Shanhajskoe izdatel'stvo perevoda. Moskva, 2017.
14. Chzh'en T. Po'eziya russkih modernistov. Shanhaj: Shanhajskaya obrazovatel'noe izdatel'stvo inostrannyh yazykov. Moskva, 1999.
15. Chzhou C. Issledovaniya proizvedenijrusskih simvolistov. Pekin: Izdatel'stvo literatury po obschestvennym naukam. Moskva, 1993.
16. Shen' Ya. Smerti russkogo po'eta A. Bloka. Ezhemesyachnyj roman. 1921; 10 dekabrya.
Статья поступила в редакцию 15.12.20
УДК 811.11-112
Ulyanova E.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer,"Program HSE&Univercity of London", HSE (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Printsipalova O.V., senior teacher, German Language Department, MGIMO University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
LINGUISTIC MEANS OF POLITICIANS' IMAGE MAKING IN GERMAN MASS MEDIA. The article examines the role of the nominations of a politician in media discourse in shaping the opinions of recipients, as well as the tools of the media (mass media) that influence public consciousness when creating the image of a politician in the consciousness of society. The results of an analysis of about 150 texts from the sites of German media are presented within the framework of this article, containing information about the favorites of the 2019 election campaign for the post of President of the European Commission. The subject of the research are 50 discursive nominations, selected and based on the method of continuous sampling of texts, analyzed from the point of view of textual structure and considered from the point of view of their functions. As a result of the study, it is proved that the use of nomination in political media discourse is an effective tool for manipulating mass and individual consciousness, the purpose of which is to form in the mind of the recipient the desired image of a politician with a certain set of characteristics. The novelty of the research lies in the consideration of the nominations that the media use to form a positive or negative political image.
Key words: political media discourse, image-forming language means, communication, communication participants, (discursive) nomination.
Е.С. Ульянова, канд. филол. наук, доц. НИУВШЭ, г. Москва, E-mail: [email protected]
О.В. Принципалова, ст. преп., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ПОЛИТИКОВ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЕ
В статье рассматриваются роль номинаций политического деятеля в медиадискурсе в формировании мнения реципиентов, а также инструменты средств массовой информации (СМИ), оказывающие влияние на общественное сознание при создании образа политического деятеля в сознании социума. В рамках данной статьи представлены результаты анализа около 150 текстов разного объема с сайтов немецких СМИ, содержащих информацию о фаворитах предвыборной кампании 2019 года на пост председателя Европейской комиссии. Предметом исследования стали 50 дискурсивных номинаций, отобранных на основании метода сплошной выборки текстов, проанализированных с точки зрения текстовой структуры и рассмотренных с позиции их функциональности. В результате проведенного исследования было доказано, что использование номинации в политическом медиадискурсе является эффективным инструментом манипуляции массовым и индивидуальным сознанием, целью которой становится формирование у реципиента желаемого образа политика с определенным набором характеристик. Новизна исследования заключается в рассмотрении номинаций, которые СМИ употребляют для формирования позитивного или негативного политического имиджа.
Ключевые слова: политический медиадискурс, имиджеформирующие языковые средства, коммуникация, участники коммуникации, (дискурсивная) номинация.
Языковая личность политика многократно становилась объектом исследования политической лингвистики, когда на анализе его собственных речей, высказываний, заявлений делаются выводы о нем как о политическом деятеле, т.е. в первичном политическом дискурсе. Еще одно направление в дискурсивных исследованиях политической лингвистики ориентируется на отдельные лингвистические приемы и средства, используемые политиками (первичный политический дискурс) для манипулирования сознанием реципиента [1].
Часто за рамками лингвистических исследований остаются медийные сообщения, в которых журналисты и политические обозреватели, представляя политиков широкой публике, создают «вторичный» образ политической личности» с целью управления сознанием своих читателей.
В рамках данной статьи представлены результаты анализа дискурсивных номинаций фаворитов предвыборной кампании 2019 года на пост председателя Европейской комиссии Маргрет Вестагер и Манфреда Вебера, которые появлялись в 2017 - 2019 гг. в немецкоязычных СМИ.
В СМИ политик является лишь объектом коммуникации. Именно поэтому связь между ним, автором высказывания и реципиентом опосредованная, т.е. публицист характеризует политика и помогает сформировать или дополнить концепт его личности на основании разного рода наменований, которые автор в данном случае использует как основной инструмент воздействия, так как именно оценочные номинации становятся центральным дискурсообразующим элементом [2, с. 23].
(1) „Miss Cool" und „Drachentöterin": Die Spitznamen von ALDE-Spitzenkandidatin Vestager zeugen von ihrem Image als Wettbewerbskommissarin Sie steht für ein selbstbewusstes Europa. [ALDE-Spitzenkandidatin Vestager. Offen, konfliktfähig, modern.]
В примере (1) при представлении кандидата употребляются обобщения в виде характеристик, сложившихся из анализа его деятельности и ставших частью единого национально-культурологического пространства. Политическую деятельность часто ассоциируют с «борьбой», «игрой» и «театральным искусством» [8, с. 43 - 48; 9, с. 164]. Пример (1) совмещает эти темы: М. Вестагер -комиссар Еврокомиссии - исполняет роли («театр») Miss Cool (Мисс Хладнокровие), Drachentöterin (Победительница драконов). Женщина, Победительница
драконов («борьба»), выступающая за самостоятельную Европу («игра»), должна вызывать позитивные эмоций у населения Евросоюза, поддерживающего идею о равным правах и возможностях всех полов. В данном фрагменте нет ни одного высказывания политика, программных заявлений или прямого описания ее действий. Текст изобилует номинациями-обобщениями, которые оказывают наибольшее влияние на сознание избирателя, так как являются знакомыми большинству читателей.
Если номинативные характеристики М. Вестагер создают положительный имидж, то портрет М. Вебера, появившийся в СМИ, говорит о том, что он не может реально оценить свои силы и часто выдает желаемое за действительное:
(2) Er sieht sich als „Brückenbauer", als Macher ist er nicht in Erscheinung getreten. [Manfred Weber. Flirten mit Osteuropa und den Grünen].
В данном случае (2) коммуникатор пытается противопоставить собственное мнение политика (утвердительная номинация-метафора Brückenbauer -строитель мостов, перен. «человек, который выступает посредником» или «человек, который умеет найти компромисс» - метафора) и картину, которая создана его образом на политической арене (номинация „Macher" - «исполнитель», «деятель»). Обе номинации взяты в кавычки как исполняемые роли (концепт «игра»), тем самым вызывая у читателя несколько отрицательную эмоциональную реакцию, поскольку политик в глазах европейского гражданина должен быть последовательным в поступках, а не только говорить о собственной роли в политике. Ему следует уметь исполнять обещания, держать слово. Если дальше обещаний дело не пошло, кандидат вряд ли удостоится большого количества симпатий.
Одним из факторов успешности политического медиадискурса, является максимальный учет фактора адресата и побуждению его к определенным политическим действиям или реакциям. Расширение образов кандидатов «Маргрет Вестагер» или «Манфред Вебер» у участников политического медиадискурса происходит за счет введения новых, неожиданных номинаций политика. Языковые средства, в том числе и номинации, используются для того, чтобы приспособить отдельное содержание «к дискурсивной необходимости» [3, с. 43].
(3) Ein Bayer für Europa: CSU-Vize Manfred Weber hat die besten Chancen, der mächtigste Politiker der EU zu werden... Weber, der unscheinbare CSU-Außenseiter mit dem Allerweltsnamen, der es dennoch zum Vizeparteichef gebracht hat... Dabei
ist Weber in Brüssel und in der CSU kein unbeschriebenes Blatt... In vielerlei Hinsicht ist Weber das Gegenmodell zu CSU-Klassikern wie Söder... Andererseits ist Weber aber nicht Merkels Geschöpf... [Kennen Sie diesen Mann?].
Центральным элементом концепта «Манфред Вебер» в примере (4) является его принадлежность к руководству ХСС (CSU-Vize; Vizeparteichef), входящей в парламентскую коалицию с партией ХДС правящего канцлера (Merkels Geschöpf). Включая эти номинации в дискурсивный контекст, автор строит свое высказывание на противопоставлении М. Вебера и традиционного образа партии ХСС. Следовательно, классические номинации могут рассматриваться в отношении М. Вебера только в сочетании с отрицанием: он не является типичным представителем партии, его карьера - результат преодоления многих препятствий и противоречий (der CSU-Außenseiter, das Gegenmodell zu CSU-Klassikern; nicht Merkels Geschöpf). Подобное описание указывает также на то, что политику удалось выйти за рамки своего региона и страны, сделав свое имя известным (kein unbeschriebenes Blatt) на уровне объединенной Европы. Для этого в тексте объединяются два географических концепта (ein Bayer für Europa ^ der mächtigste Politiker der EU werden), а метафорическая номинация unbeschriebenes Blatt, обозначающая неизвестность политика, с двойным отрицанием наполняет номинацию положительным содержанием (kein unbeschriebenes Blatt fürBrüsssel und in der CSU). Причем последовательность географии «Брюссель - Бавария» демонстрирует, что данный политик не просто преодолел свою провинциальность, но и занял более значимую позицию в европейской политике, чего ему с таким трудом удалось добиться на Родине.
На первый взгляд, в данном послании создается положительный имидж кандидата. Но в тексте слишком много языковых единиц с отрицательной или уступительной коннотацией (der unscheinbare CSU-Außenseiter, dennoch zu Vizeparteichef gebracht, in vielerlei Hinsicht das Gegenmodell zu CSU-Klassikern wie Söder, andererseits aber nicht Merkels Geschöpf), что снижает позитивность образа.
Совсем по-другому строится концепт имиджа М. Вестагер:
(4) Sie gilt als „Polit-Superstar" der Europäischen Union - und als Schreckgespenst für Riesenkonzerne wie Apple, Google oder Starbucks. Margrethe Vestager ist zum politischen Aushängeschild ihres Heimatlandes Dänemark geworden. ... Und sie leitete Verfahren gegen Google wegen Marktmissbrauchs ein, was ihr den Spitznamen „Googles schlimmster Albtraum" eingebracht hat. [Gelebt und gehasst: Margrethe Vestager - die Frau, die an die Spitze der EU will].
В приведенном примере (5) ядро образа политика составляет эмоционально окрашенные номинации Polit-Superstar (суперзвезда политики - словосложение), Aushängeschild (визитная карточка/ щит - метафора, игра слов), дополненные объективной информацией о ее происхождении (Aushängeschild ihres Heimatlandes Dänemark), которая повышает доверие ко всему высказыванию. Неоднократно называя М. Вестагер «женщиной, внушающей страх крупным концернам» (Schreckgespenst, «Googles schlimmster Albtraum» - метафорический перенос), приводя пример конкретного противника политика (Apple, Google oder
Библиографический список
Starbucks), автор обращает внимание читателя на готовность политика-женщины бросить вызов, в данном случае - гигантским компаниям, что должно вызвать у реципиента положительную реакцию на образ сильной женщины, не боящейся сложностей, борющейся наравне с мужчинами с опасными врагами, в частности с крупными корпорациями.
Таким образом, используя лексические номинации с разнообразными коннотациями, образованные с помощью различных языковых механизмов и являющиеся знакомыми реципиенту, адресант моделирует представление о политике. Е.С. Кубрякова отмечает, что номинативная деятельность формирует языковую картину мира [4, с. 64]. Для «успешного» погружения номинаций в сознание реципиента необходимы семантические, морфологические и структурно-дискурсивные механизмы. Контекстуальное окружение номинаций является мощным инструментом воздействия на реципиента: выбирая и вербализуя содержание, автор намеренно использует наиболее понятные частотные номинации политика, размещая самые яркие в заголовке статьи.
Неоспорим тот факт, что СМИ в роли посредника в межличностной политической коммуникации могут не только изменить реальность, но и создать абсолютно новую [5, с. 22], формируя у целевой аудитории желаемый образ и определенное отношение к политику, транслируя некие установки через эмоционально окрашенные, зачастую сленговые номинации в дискурсивном контексте.
Образы «Маргрет Вестагер» и «Манфред Вебер» в политическом медиа-дискурсе базируются на объективных и качественных характеристиках личности. При этом образ Вестагер, оформленный рядом колоритных (эффектных) коннотаций с оттенками силы характера, мужества и бесстрашия, подается более ярко по сравнению с портретом Вебера, которого СМИ представляют публике скорее умелым переговорщиком и успешным руководителем фракции в Евро-парламенте, вероятно, приятным человеком, не всегда имеющим представление о ценностях, морали и этике. Однако подчеркивается, что этих качеств недостаточно, чтобы занимать пост главы Еврокомиссии. Вектор номинаций в данном случае разнонаправлен: прежние результаты деятельности, признанные положительными, могут улучшить шансы кандидата на успех (образ М. Вестагер), в то время как достоинства личности, не подкрепленные конкретными показателями успеха (образ М. Вебера), совсем не гарантируют получение предполагаемого статуса.
Автор политического медиатекста осознанно формирует у целевой аудитории представление о политическом деятеле эмоционально-экспрессивными средствами (наиболее часто: метафора, игра слов, оценочные лексические единицы, словосложение и др.). Лексико-семантические, морфологические и структурные механизмы номинации реализуются в дискурсивном пространстве, которые при обобщении образа позволяют сформировать представления о характере, взглядах и возможностях политика. Эвристический характер имидже-формирующей деятельности с использованием дискурсивных номинаций предполагает наличие у автора не только информации о политике, о реципиенте, но и о том контексте, в котором все они «здесь и сейчас» находятся.
1. Политический дискурс в парадигме научных исследований: сборник статей международной научной конференции. Тюмень: Вектор Бук, 2014.
2. Езан И.Е., Ковтунова Е. А. Оценочные номинации лица в немецком политическом дискурсе. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; Ч. 1, № 2 (56): 21 - 24.
3. Руженцева Н.Б. Предвыборный жаргон: языковые механизмы формирования смысла. Политическая лингвистика. 2018; № 5 (71): 40 - 47.
4. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной тонки зрения. Роль языка в познании мира. Москва: Языки славянской культуры, 2004.
5. Schmidt A., Marx K. Interaktion und Medien. Informationen und Meinungen zur deutschen Sprache. Sprachreport. Herausgegeben vom Institut für Deutsche Sprache: Mannheim, Heft 2, 33. Jahrgang, 2017: 22 - 34.
References
1. Politicheskij diskurs v paradigme nauchnyh issledovanij: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Tyumen': Vektor Buk, 2014.
2. Ezan I.E., Kovtunova E. A. Ocenochnye nominacii lica v nemeckom politicheskom diskurse. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017; Ch. 1, № 2 (56): 21 - 24.
3. Ruzhenceva N.B. Predvybornyj zhargon: yazykovye mehanizmy formirovaniya smysla. Politicheskaya lingvistika. 2018; № 5 (71): 40 - 47.
4. Kubryakova E.S. Yazyk i znanie: Na puti polucheniya znanij o yazyke: Chasti rechi s kognitivnoj tochki zreniya. Rol' yazyka v poznanii mira. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2004.
5. Schmidt A., Marx K. Interaktion und Medien. Informationen und Meinungen zur deutschen Sprache. Sprachreport. Herausgegeben vom Institut für Deutsche Sprache: Mannheim, Heft 2, 33. Jahrgang, 2017: 22 - 34.
Статья поступила в редакцию 14.12.20
УДК 398.821 (=512.157-1)
Stepanova V.E., researcher, Institute of A.E. Kulakovsky, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
FOLKLORE TRADITIONS IN S.S. VASILYEV PUBLICISTIC POETRY. The article discusses the artistic and genre features of the publicistic poetry of the Yakut poet Sergei Vasiliev-Borogonsky (1907-1975), written by him during the Great Patriotic War. The poet's appeal to genre forms of folklore and types of ritual poetry of the Sakha people is an expression of the influence of oral folk art on the creation of publicistic works of wartime. The relevance and novelty of this study are determined by the fact that the issues of poetics of the creative heritage and the peculiarities of the author's style of S. S. Vasiliev remain insufficiently studied. An attempt is made to systematize the poetic works of S. S. Vasiliev of this period, based on ritual poetry, such as: oath, benevolence, incantation. The main visual and expressive means and stylistic techniques used by the poet in the creation of publicistic works on the theme of war are revealed.
Key words: Yakut poetry and folklore, ritual poetry, poetry during Great Patriotic war, publicistic poetry, stylistic techniques, visual means.