«The Audi Q7. From the creator of quattro. The Audi Q7 has arrive A350hp V8 or 280hp V6 SUV that complements its aggressive stance with coupelike grace...»
В данном рекламном тексте акцент сделан на мощности двигателя, которая на самом деле поражает. Потенциальный клиент, еще не сев за руль, может представить, какую мощь таит в себе рекламируемый автомобиль. Указание на конкретное количество лошадиных сил оказывает куда более глубокое воздействие, чем оценочное словосочетание «мощный двигатель».
В связи с наличием столь большого количества специальной лексики тексты автомобильной рекламы в полной мере могут быть поняты и осмыслены лишь профессиональными водителями, инженерами, специалистами автопрома и автолюбителями. Однако произвести глубокое впечатление они могут на куда более широкую аудиторию. Поскольку даже если человек не знает, что такое ABS, HDC, ASR, MSR, ESP, EBD, EDS, он будет думать о том, как ему повезло, что все это есть в автомобиле.
Специальные лексемы способствуют увеличению эффективности рекламного текста, демонстрируя профессиональный подход производителя не только к созданию автомобиля,
но и к его рекламе, вызывая чувство доверия и ощущение безопасности у простого обывателя, ведь он будет знать, что приобретает не просто красивый автомобиль, а автомобиль, «оснащенный двухлитровым турбированным двигателем, автоматической трансмиссией с системой Tiptronic и т. д.» (из текста рекламы автомобиля Audi A4. [Перевод наш. — А. Ä-.]).
Полагаем, что употребление специальной лексики в рекламе автомобилей вполне оправданно. В этой сфере она не только не мешает восприятию, но и повышает эффективность рекламного текста.
Список литературы
1. Аренс, У. Современная реклама / У. Аренс, К. Бове. Тольятти, 1995. 185 с.
2. Большой энциклопедический политехнический словарь [Электронный ресурс]. URL: http:// dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p.
3. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/polytechnic.
4. Соснин Д. А. Новейшие автомобильные электронные системы / Д. А. Соснин, В. Ф. Яковлев. М. : Солон-Пресс, 2005. 240 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248). Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 87-90.
С. Л. Кушнерук
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛИРОВАНИЯ АДРЕСАТА ТЕКСТОВЫХ МИРОВ РУССКОЯЗЫЧНОЙ И АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕКЛАМЫ
Статья посвящена практическому применению теории текстовых миров, получившей широкое распространение в современной лингвистике. Особое внимание уделяется анализу лингвистических средств профилирования адресата в рекламных текстах на русском и английском языках.
Ключевые слова: рекламная коммуникация, средства профилирования, адресат, русский язык, английский язык.
Изучение рекламной коммуникации, предпо- полноправным объектом лингвистического опи-
лагающее анализ как собственно дискурсивных, сания в рамках теории текстовых миров, актив-
так и текстовых характеристик, направляет ис- но развиваемой в зарубежной науке (J. Gavins,
следовательский интерес на процессуальный L. Hidalgo Downing, E. Lahey, K. Pitkanen,
аспект взаимодействия рекламодателя с потен- E. Semino, P. Stockwell, P. Werth).
циальным покупателем и его отражение языко- В основе данной концепции — представление
выми средствами. Образ покупателя как глав- о том, что в процессе совместной языковой деного участника экономически значимого типа ятельности продуциент и реципиент выстраи-
социальной активности делает фигуру адресата вают «миры», или ментальные репрезентации,
благодаря которым происходит осмысление поступающей информации. При этом в концептуализации дискурса выделяется два взаимодополняющих уровня — дискурсивный мир и текстовый мир. Они являются ментальными конструктами в том смысле, что создают концептуальные репрезентации отдельных сторон действительности. Если дискурсивный мир — контекст ситуации вокруг речевого события, то текстовый мир мыслится как концептуальный сценарий, представляющий существующее положение дел [1; 2].
Сказанное служит отправной точкой практического анализа, который в настоящей статье ограничивается ответом на вопрос, какие дискурсивные характеристики потенциального покупателя находят отражение в конструируемых текстовых мирах и какие языковые средства служат инструментами выделения адресата в русскоязычной и англоязычной рекламе.
Специфика рекламной адресации состоит в обращенности к обобщенному получателю, индивидуальность которого редуцируется до нескольких характеристик — пол, возраст, образование, доход, семейное положение. Дискурсивные параметры в значительной степени влияют на выбор вербально-знаковых средств выделения адресата. Наиболее частотными оказываются формы личных местоимений 2 лица ед. или мн. числа в русскоязычной рекламе (ты, вы, вам, вас, тебя, тебе). Ср.: Подключая услугу «Сообщники», ты сам создаешь свою группу общения... (сотовая связь). Личное местоимение you демонстрирует востребованный способ обозначения адресата в англоязычной рекламе. Ср.: Have you ever wanted to experience what it’s actually like to fly an aero plane or helicopter?.. (реклама путешествия на вертолете). В той же функции фигурируют притяжательные местоимения your/yours, констатирующие обращенность. Ср.: Saga. Your life. Your music (радиостанция); Your region. Your Paper (ежедневная газета).
Другим свидетельством присутствия адресата является местоимение-существительное каждый. Широкая семантика слова не предполагает параметризацию потенциального потребителя. Ср.: Капля святого есть в каждом (водка); В каждом есть немного кетчупа Кальве (кетчуп). Соотносимыми средствами в англоязычной рекламе выступают местоимения-существительные everyone/everybody. Ср.: A car for everyone (автомобиль); Everyone dreams of an Audi (автомобиль).
Слоганы с местоименным прилагательным каждый не всегда прямо называют адресата, однако формируют смысл присутствия человека, к которому осуществляется обращение. Ср.: Бережное отношение к каждому клиенту, качество и профессионализм (центр кадрового менеджмента). Знает каждый человек, «Чудо-доктор» — сеть аптек! (аптека). Англоязычные примеры с местоимением every носят единичный характер. Ср.: High drama for every single lash (тушь для ресниц).
В русскоязычной рекламе нередко употребляется возвратное местоимение-существительное себя, указывающее на лицо, которое воспринимается объектом собственного действия. Ср.: Почувствуй себя королевой! (печенье); Venus. Почувствуй себя богиней! (бритвенные станки). Аналогично в англоязычной рекламе используется возвратное местоимение yourself. Ср.: Danielle’s Esthetics. Because you need time for yourself (салон красоты); A moment to yourself (печенье).
Инвентарь синтаксических средств выделения обобщенного адресата русскоязычной рекламы существует за счет определенно-личных предложений, которые в большинстве случаев содержат глагол в форме повелительного наклонения. Ср.: Serenata. Подними ему настроение (колготки); Сохрани свое тепло... (термобелье). В англоязычных слоганах отсылка к адресату преимущественно обнаруживается в личных предложениях. Ср.: Cooper. Don’t give up a thing (шины); We ’re here to get you there (маршрутный автобус). Так же как и в русскоязычной рекламе, из набора синтаксических форм профилируется императив.
Стремление к максимальному охвату аудитории определяет выбор синтаксических средств, акцентирующих внимание на неопределенном количестве потенциальных покупателей. При конструировании текстового мира данный принцип реализуется посредством обозначения адресата через особые структуры предложения - типизированные схемы «для тех, кто + глагол» / «for those who + глагол». Являясь калькой, данная схема приобрела б0льшую востребованность в русскоязычной рекламе по сравнению с англоязычной. Ср.: Маккофе 3 в 1. Для тех, кто хочет большего (кофе); Для тех, кто хочет достичь большего (банк). Синтаксическая конфигурация «for those + глагол» формирует смысл присутствия обобщенного адресата в англоязычной рекламе.
Ср For those who get turned on by cars (журнал); The newspaper for those who can read (газета).
В ряде кампаний рекламист желает обратиться к строго определенной целевой группе, которая обозначается через лексические единицы с конкретным значением. Ср.: Нахимов. Коньяк для мужчин (коньяк); Gillette. Лучше для мужчины нет (средство для бритья). Адресат воспринимается на основе демографических характеристик, таких как пол (мужчины — женщины), возраст (взрослые - дети), положение, занимаемое в семье (родители - дети). Ср.: Mazda Fighter. Men only (автомобиль); For millions of women the secret is TENA (прокладки); It’s a Woman ’s thing (сигареты).
Адресат может замещаться метафорическими единицами, что особенно характерно для русскоязычной рекламы. Ср.: Родовое гнездо птиц высокого полета (жилой комплекс); Саванна. Среда обитания светских львиц (салон красоты). Отметим, что в сопоставимых англоязычных примерах адресат выражается через метафору значительно реже. Ср.: Longines times winners — winners choose Longines (часы). Метонимические формулы представления адресата позволяют в сжатой форме определить потенциального покупателя. Ср.: Panasonic. Для любимых глаз (телевизор); MIA. Специально для молодой кожи! (косметика); For that feminine look you always wanted (салон красоты).
Итог предложенных размышлений по заявленной в названии статьи проблеме заключается в том, что конструирование текстовых миров русскоязычной и англоязычной рекламы основано на феномене профилирования, который реализуется как выбор языковых средств, направляющих внимание интерпретатора на фигуру адресата. Выделение адресата осуществляется за счет морфологических, синтаксических и лексических элементов, которые обнаруживают взаимодополняемость и структурируют текстовый мир в соответствии с прагматическими интенциями отправителя. В зависимости от прямого или косвенного указания на адресата, в текстовом мире рекламы формируется образ обобщенного или конкретного представителя целевой аудитории.
Выявление реккурентных морфологических и синтаксических средств обозначения адресата позволяет констатировать сходство в устройстве текстовых миров русскоязычной и англоязычной рекламы. В русскоязычной рекламе инвариант-
ными формами морфологической презентации обобщенного адресата оказываются личные местоимения 2 л. ед. и мн. числа, притяжательные местоимения, местоимение-существительное каждый, возвратное местоимение себя, а также личные формы глаголов. Набор средств выделения адресата англоязычной рекламы включает личное местоимение you, притяжательные местоимения your/yours, местоимения-существительные everyone/everybody, возвратное местоимение yourself.
В репертуаре синтаксических средств профилирования обобщенного адресата русскоязычной рекламы доминируют определенноличные предложения. Окончание глагола-сказуемого указывает на то, что волеизъявление относится к потенциальному покупателю. В англоязычных примерах отсылка к адресату обнаруживается в личных предложениях. Маркерами обращенности к адресату может быть форма императива, а также сопряженные с глаголом морфологические средства. С точки зрения характера передаваемой информации как в русскоязычной, так и в англоязычной рекламе чаще всего используются императивные конструкции, выражающие побуждение к совершению потребительского действия и предлагающие «готовые решения» относительно того, что именно нужно сделать для достижения результата. Перспективу осмысления обобщенного адресата в русскоязычной рекламе также задают стабильно частотные схемы «для тех, кто + глагол». Соотносимая структура «for those who + глагол» в англоязычных рекламных произведениях оказывается менее типичной для установления общих параметров концептуализации реципиента.
К средствам выделения конкретного адресата в рассматриваемых дискурсах относятся лексические единицы с конкретным значением, а также метонимические формулы, позволяющие в сжатой форме установить адресацию. Вместе с тем восприятие фигуры адресата нередко формируется благодаря метафорическим наименованиям, которые сравнительно редко встречаются в англоязычных слоганах по сравнению с русскоязычными.
Обозначенные способы представления адресата носят регулярный характер в русскоязычной и англоязычной рекламе. Однотипность в выборе средств выделения адресата ярче всего иллюстрируется на грамматическом уровне, что подразумевает использование возможностей морфологических и синтаксических единиц,
структурирующих текстовый мир в рамках повторяющихся конфигураций. Индивидуальная специфика адресации в значительной степени проявляется на лексическом уровне, включающем широкий класс языковых знаков, которые наполняют грамматический каркас конкретным содержанием.
Список литературы
1. Werth, P. “World Enough, and Time”. Deictic Space and the Interpretation of Prose // Twentieth-Century Fiction: From Text to Contex. New York : Routledge, 1995. P. 181-205.
2. Werth, P. Text Worlds: Representing Conceptual Space in Discourse. London : Longman, 1999. 390 p.
Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248).
Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 90-91.
Т. А. Локтионова
РЕКЛАМНЫЙ ЗАГОЛОВОК В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ЗЕРКАЛЕ
В статье рассматриваются некоторые виды современных рекламных заголовков, особенности структуры и языкового построения заголовков. Показано, что вербальные и невербальные компоненты рекламных заголовки являются равнозначными и взаимосвязанными.
Ключевые слова: рекламный текст, рекламный заголовок, вербальный компонент заголовка, невербальный компонент.
Реклама в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся видов массовой коммуникации. Принято считать, что рекламный текст — это прежде всего набор слов и графических образов, с помощью которых рекламист воздействует на потребителя. Рекламное сообщение — «элемент рекламной коммуникации, являющийся непосредственным носителем информационного и эмоционального воздействия, оказываемого коммуникатором на получателя» [3. С. 306].
В рамках рекламы мы предлагаем рассматривать заголовок как представление информации о товаре/услуге в виде лингвистических единиц, целью которого является выделение и акцентирование внимания на важных частях рекламного сообщения. Как и все остальные характеристики рекламного текста, заголовок должен в максимальной степени способствовать достижению рекламных целей адресанта. Для этого он должен быть облечен в форму, наиболее понятную и приемлемую для целевой аудитории. Форма должна позволять полностью реализовать содержание рекламного заголовка.
Информативность текста рекламы иногда обеспечивается повторяемостью отдельных слов или даже одного слова в заголовке, это означает, что понятия в тексте должны говорить об одном и том же. С точки зрения внешнего оформления печатный рекламный текст всегда
имеет определенные границы, что позволяет отделить его от других рекламных текстов и статей. Присутствие всех составляющих в каждом рекламном тексте совсем не обязательно — необходим только заголовок, однако в последнее время и этот компонент включают не во все рекламные сообщения. Например, в рекламе, напоминающей потребителям о продукции той или иной фирмы-производителя, в некоторых случаях вербальная часть представлена только названием компании или товара.
Заголовок также играет важную роль. Надо учитывать, что заголовок — это подчас единственное, что потребитель сумеет или успеет прочесть. Для заголовков внешняя форма может являться более важным моментом, чем для основного текста. Важным средством выделения заголовка являются кавычки — ведь люди привыкли полагаться на чье-либо авторитетное мнение, следовать советам друг друга. Заголовок — это самая важная часть рекламного текста, это вторая остановка на пути взгляда после иллюстрации. Если заголовок некоммуникативен, то и рекламное объявление будет некоммуникативным, независимо от того, насколько удачные были использованы иллюстрация и композиция. Основной текст является семантическим развертыванием идеи, выраженной в заголовке или иллюстрации, хотя далеко не всегда является логическим продолжением