ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
УДК 81-24
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.097-100
АЛЛАФИ Лилия Махамед-Резаевна, ALLAFI Lily Mahamed-Rezaevna,
кандидат филологических наук, доцент Candidate in Philology, Associate Professor
ТУГУШЕВА Фатимат Аммаевна, кандидат филологических наук, доцент
УЛЬБАШЕВА Фатимат Ахматовна, старший преподаватель кафедры романских языков
ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ МЕТРИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ ФОРМА И РАЗМЕР В КОНЦЕПТОСФЕРЕ «АНОМАЛИЯ» (НА ПРИМЕРЕ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ)
Статья посвящена языковому выражению метрических концептов ортодонтической терминологии. Терминоведение вступило в когнитивный период своего развития вместе со становлением и развитием когнитивной лингвистики. Когнитивный подход к описанию терминологической системы требует, чтобы терминологические системы были описаны концептуально как конкретные структуры специального знания. Наборы концептов являются индивидуальными для каждой предметной среды и выделяются посредством специального концептуального анализа. В результате концептуального анализа ортодонтической терминологии было выявлено, что метрические концепты ортодонтии являются одними из основных конституентов концептуальной системы и имеют свои особенности языкового выражения.
Ключевые слова: концепт, концептосфера, языковая объективация концепта, терминосистема, терминоэлемент, способы образования терминов.
TUGUSHEVA Fatimat Ammaevna, Candidate in Philology, Associate Professor
ULBASHEVA Fatimat Akhmatovna, Senior lecturer, Chair of Roman Languages
THE LINGUISTIC NOMINATION OF THE METRIC CONCEPTS (SHAPE AND SIZE) IN THE CONCEPTUAL SPHERE OF «ANOMALY» (ORTHODONTIC TERMINOLOGY)
The article focuses on the linguistic nomination of the metric concepts in orthodontic terminology. Terminology as a science started the period of its cognitive development along with the formation and development of the cognitive linguistics. Cognitive approach requires that terminological systems be described conceptually as certain structures of a specific knowledge. The sets of concepts are specific for every sphere and are determined in the course of special conceptual analysis. As a result of conceptual analysis of orthodontic terminology, it was revealed that metric orthodontic concepts are one of the basic constituents of the conceptual system and have their specific features of linguistic expression.
Key words: concept, linguistic expression of the concept, system of terms, term element, terms formation methods.
По мнению М. Хайдеггера, язык - это дом бытия. Взаимосвязь языка и культуры, языка и мышления является неоспоримым фактом. «Если бы язык не вторгался во все мыслительные процессы, если бы он не был способен создавать новые ментальные пространства, то человек не вышел бы за рамки непосредственно наблюдаемого. Текст, созданный человеком, отражает движение человеческой мысли, строит возможные миры, запечатлевая в себе динамику мысли и способы языкового представления с помощью средств языка» [1, с. 8]. Уже в начале ХХ в. начинается развитие антропоцентрического подхода к явлениям языка. Отражением данной тенденции можно считать появление новой научной дисциплины, такой как когнитивная лингвистика. В когнитивной лингвистике язык рассматривается как средство доступа к сознанию, ко всем ментальным процессам, происходящим в голове человека.
Терминоведение также вступило в когнитивный период своего развития. Когнитивная сущность термина связана с особенностями структуры представляемого им знания. Создание научного термина отражает результат процесса выражения в языковых формах знаний, сформированных в процессе научно-познавательной деятельности. Появление термина обусловлено необходимостью создания некой структуры для профессионального общения, то есть для передачи и хранения специальных знаний. «Структуры знания, отраженные в термине, представляют собой интеграцию нескольких видов знания: знания об определенном фрагменте мира, знания о ментальных формах его отражения в сознании, о языковых формах его репрезентации, а также знания об оперировании языковыми единицами с целью обработки, хранения и передачи знаний» [2, с. 11-15]. Каждый термин является средством доступа к базовым знаниям специалиста и выполняет одновременно коммуникативную функцию с целью передачи знаний. Поэтому с коммуникативной точки зрения термин должен быть удобным, экономным, компактным и адекватным оформлению знаний.
Когнитивный подход к описанию терминологической системы требует, чтобы терминологические единицы были описаны концептуально как конкретные структуры специального знания. Концептуализация - «один из важнейших процессов познавательной деятельности человека, заключающийся в осмыслении поступающей к нему информации и приводящей к образованию концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в сознании челове-
- 97 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
ка» [3, с. 93]. Для выявления базовых концептов, а также для представления всей концептуальной системы данной области знания в когнитивном терминоведении используется «метод построения концептосферы» науки или ее фрагмента. «Концептосфера - это область знаний, которыми обладают все члены научного сообщества, совокупность концептов, особым образом систематизированных и упорядоченных, часть из которых оказываются конституивными для данной концептосферы и образуют ее ядро» [4, с.11-15].
Концептосфера представляется как древовидный граф, в котором четко соблюдается иерархия концептов и субконцептов. Наборы концептов являются индивидуальными для каждой предметной сферы и выделяются посредством специального концептуального анализа. Предметом данного исследования являются термины ортодонтии.
В результате концептуального анализа ортодонтической терминологии было выявлено, что метрические концепты (форма, размер) являются вместе с локальными концептами основными конституентами концептуальной системы. В терминологии ортодонтии выделяются три вида номинации: семантическая, морфологическая и синтаксическая.
В ортодонтии особый интерес представляют патологические формы коронок, не укладывающиеся в обыкновенные вариационные формы. При описании различных аномалий используется наиболее распространенный во всех языках способ образования терминов - это синтаксический способ (скорее синтаксически-морфологический) с использованием метафоры, при этом ядро словосочетаний состоит из элементов, восходящих к латинским и древнегреческим основам.
При описании концепта «Форма» в английском и русском языках предпочтение отдается двусловным атрибутивным терминам, которые наиболее полно отвечают требованиям оптимальной длины термина и логико-смысловой компактности выражения. Прилагательные, используемые при описании формы зубов, имеют метафорическое значение и образованы морфологическим способом. Аналогия, лежащая в основе метафоры, составляет суть всякого объяснения, в чем и заключается дефинитивная функция термина. «Анализ метафорической номинации в направлении от существующего значения к языковой форме его выражения представляется актуальным, так как, познав природу наименования, легче познать его сущность» [5, с. 174-177]. Изучение процессов метафоризации является одним из успешно разрабатываемых сфер терминообразования, так как метафора в настоящее время рассматривается, по мнению многих ученых, как когнитивная структура, которая соединяет ментальные репрезентации с когнитивным механизмом, при помощи которого абстрактные понятия осмысливаются в терминах более конкретных [6, с. 18]. Л.М. Алексеева выдвигает идею о том, что в языке науки любое терминопорождение по своей природе метафорично и что терминологическая метафоризация представляет собой универсальный процесс, обусловленный спецификой научного познания, самим языком и потребностями научного текстопорождения [7, с. 32]. Основные виды переноса при метафорическом терминообразовании в ортодонтической терминологии - это переносы названий по визуальному сходству формы.
Термины, обозначающие аномалии формы зубов и зубных рядов, в обоих языках двусловные, ядро составляют существительные, которые относят данный термин к определенному терминологическому полю.
Например: шиповидный зуб, spinous tooth, syn. narrow edged tooth; конусообразный зуб, peg tooth, syn. cone shaped tooth.
Под термином аномалии размера зубов подразумеваются отклонения в размере зуба, по сравнению со средней величиной. Для обозначения концепта «Размер» используются ин-тернационализмы греко-латинского происхождения. Термины, образованные из древнегреческих и латинских элементов, составляют один из основных источников пополнения любой терминологии. Преобладание производных терминов над простыми немотивированными терминами объясняется тем, что однословные дериваты в наибольшей степени отвечают и когнитивным, и коммуникативным требованиям, «они объективируют больший объем информации, чем простые немотивированные термины» [8, с. 10-12]. Терминоэлементы греческого и латинского происхождения удобны для создания терминов в разных национальных языках науки, так как семантика корней и аффиксальных морфем представлена в законсервированном виде.
В таких терминах категоризация происходит не только при помощи «простых» примар-ных знаков, но и с помощью различных словообразовательных формантов, формирующих базис или признак производного слова. В ортодонтии, с учетом соотношения ширины коронок зубов и формы лица, различают: макродентию; macrodentia, микродентию; microdentia. Резкое увеличение размеров зубов диагностируется как мегалодентия; megalodentia.
Существование гибридных композитов, объединяющих гетерогенные элементы (греколатинские, латинско-греческие, например: гр. macros - большой + лат. dens, dentis - зуб), сви-
- 98 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
детельствует о том, что «система латинского словосложения в ходе ее контакта с греческим языком подвергалась существенным преобразованиям, заимствуя прежде всего легкость и свободу комбинирования элементов, характерные для греческого языка» [9, с. 345]. Наряду с интернациональными терминами в качестве синонимов используются и национальные термины, с элементами латинского происхождения, например: макродентия, macrodentia, syn. increase in size, от лат. incresere - увеличиваться, что вызвано необходимостью пояснения в тексте значений научных понятий с помощью более доступных слов национальных языков. Иногда синонимия вызвана компрессией, под которой понимается формальное упрощение синтаксической конструкции, например: увеличение ширины зубного ряда, син. дистракция, extention of width, syn. distraction, но у ряда терминов отсутствуют однословные синонимы, например, увеличение высоты, высокая челюсть, уменьшение высоты, низкая челюсть.
Последние сочетания подтверждают высказывания З.Д. Поповой о наличии в языке «номинативных лакун, то есть пустых мест, незаполненных в лексико-фразеологической системе языка - хотя близкие по значению лексемы могут присутствовать. Причины их лексической невыраженности коммуникативного, а не концептуального порядка» [10, с. 46]. В английском языке в данном случае используются терминосочетания с предлогами, отглагольные существительные, термины латинского или греческого происхождения, например: increase in width, distraction, platygnathia.
В заключение можно сказать, что метрические концепты (размер, форма), как и каждый концепт и концептуальный признак, имеют свои особенности в материализации на уровне языка в выборе лингвистических средств описания.
В целом они передаются разнообразными языковыми средствами на уровне термина слова, терминосочетания и особенно на уровне терминологического словообразования, где в систему значений вовлекаются целые терминообразовательные модели» [11, с. 84].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М., 2001. - С.8.
2. Новодранова В.Ф. Методы когнитивного анализа в исследованиях языков для специальных целей. Терминология и знание. Материалы III международного симпозиума. - М., 2013. - С. 11-15.
3. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 1997. -C. 93.
4. Новодранова В.Ф. Указ. соч. - С. 11-15
5. Лазарева М.Н. Мир растений как источник языковой номинации. Роль гуманитарных наук в системе современного высшего образования. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Самара: ООО «МатриКС», 2008. - С. 174-177.
6. Липилина Е.В. Когнитивные аспекты семантики метафорических инноваций: Автореферат дисс... канд. филолог. наук. - М., 1998. - С.18.
7. Алексеева Л.М. Метафорическое терминопорождение и функции терминов в тексте. Автореферат дисс... д-ра филолог. наук. - М.,1999. - С. 32.
8. Ельцова Л.Ф. О когнитивных аспектах терминологической номинации. Сборник учебно-научно-методической конференции «Научные и методические проблемы медицинской и фармацевтической терминологии». - Курск, 2006. - С. 10-12.
9. Новодранова В.Ф. Латинские основы медицинской терминологии (именное словообразование). Дисс. д-ра филолог. наук. - М., 1990. - С. 345.
10. Попова З.Д, Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Истоки, 2001. - С. 46.
11. Новодранова В.Ф. Способы выражения категории пространства в медицинской терминологии. К юбилею ученого. - М., 1997. - С. 84.
REFERENCES
1. Maslova V.A. Lingual cultural science. [Lingvokul'turologiya] Moskva. 2001. P. 8. (in Russ.)
2. Novodranova V.F. Methods of cognitive analysis in the study of languages for specific purposes. Terminology and science. [Metody kognitivnogo analiza v issledovaniyakh yazykov dlya spetsial'nykh tseley. Terminologiya i znanie] Materials of the 3rd international symposium. Moskva. 2013. Pp.11-15. (in Russ.)
3. Kubryakova E.S., Demyanenko VZ, Pankrats Yu.G, Luzina L.G. Brief dictionary of cognitive terms. [ Kratkiy slovar' kognitivnykh terminov] Moskva. 1997. P. 93. (in Russ.)
4. Novodranova V.F. Op.cit. [Ukaz.soch] Moskva. 2013. P. 93. (in Russ.)
5. Lazareva M,N, The world of plants as a source of the lingual nomination. [Mir rasteniy kak istochnik yazykovoy nomi-natsii.] Role of humanities in the system of the modern higher education. Material of the Russian scientific methodological conference. Samara. «Matrix» ltd. 2008. Pp. 174-177. (in Russ.)
6. Lipnina E.V. Cognitive aspects of the metaphorical innovation semantics. [Kognitivnye aspekty semantiki meta-foricheskikh innovatsiy] Avtoreferat diss. kand. filolog. nauk. Moskva. 1998. P. 18. (in Russ.)
- 99 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
7. Alekseyeva L.M. Metaphorical origin of the terms and terms functions in the texts. [ Metaforicheskoe terminoporozhde-nie i funktsii terminov v tekste] Avtoreferat diss. doktora filolog.nauk. Moskva. 1999. P. 32. (in Russ.)
8. Eltsova L.F. On cognitive aspects of terminological nomination. [O kognitivnykh aspektakh terminologicheskoy nomi-natsii.] Educational scientific methodological conference “Scientific and methodological problems of medical and pharmaceutical terminology”. Kursk. 2006. Pp. 10-12. (in Russ.)
9. Novodranova V.F. Latin basis of the medical terminology (nominative word-building). [Latinskie osnovy meditsinskoy terminologii (imennoe slovoobrazovanie)] Diss.doktora filolog.nauk. Moskva. 1990. P. 345. (in Russ.)
10. Popova Z.D., Sternin I.A. Study in cognitive linguistics. [Ocherki po kognitivnoy lingvistike] Voronezh. Publishing house «Istoki». 2001. P. 46. (in Russ.)
11. Novodranova V.F. Means of expressing category of space in the medical terminology. [Sposoby vyrazheniya kategorii prostranstva v meditsinskoy terminologii] Scientific works to the jubilee of a scientist. Moskva. 1997. P. 84. (in Russ.)
Информация об авторе
Аллафи Лилия Махамед-Резаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романских языков Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова, Нальчик (Кабардино-Балкария), Россия
Тугушева Фатимат Аммаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романских языков Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова,
Нальчик (Кабардино-Балкария), Россия fatima-tugusheva@rambler.ru
Ульбашева Фатимат Ахматовна, старший преподаватель кафедры романских языков Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова,
Нальчик (Кабардино-Балкария), Россия
Получена: 20.04.2015
Information about the author
Allafi Lily Mahamed-Rezaevna, Candidate in Philology, Associate Professor, Chair of Roman Languages, Kabardino-Balkarian Berbekov
State University, Nalchik city, (Kabardino-Balkarian), Russian Federation
Tugusheva Fatimat Ammaevna, Candidate in Philology, Associate Professor, Chair of Roman Languages, Kabardino-Balkarian Berbekov
State University, Nalchik city, (Kabardino-Balkarian), Russian Federation fatima-tugusheva@rambler.ru
Ulbasheva Fatimat Akhmatovna, Senior lecturer, Chair of Roman Languages, Kabardino-Balkarian Berbekov State University, Nalchik city, (Kabardino-Balkarian), Russian Federation fatima055@rambler.ru
Received: 20.04.2015
- 100 -