Научная статья на тему 'Языковое сознание как объект исследования гуманитарной парадигмы'

Языковое сознание как объект исследования гуманитарной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
516
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / СИСТЕМА КОРРЕЛЯЦИЙ / ЯЗЫКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ВЕРБАЛИЗАТОРЫ / ПРАГМАТИКА / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / SYSTEM OF CORRELATIONS / LINGUISTIC FIELD / LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD / VERBALIZATORS / PRAGMATICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пантелеева Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются парадигмы языкового сознания в различных науках. Вводимый в психолого-философский и культурологию терминологический аппарат, отражающий систему корреляций языкового сознания, позволяет эксплицировать его когнитивные парадигмы. Показано, что для определения характеристик языкового сознания необходимо рассмотреть принцип единства языка мышления, который позволяет имплицировать условия сосуществования коммуникативных объектов: смысло-прагматического конституирования жизненного мира в дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS AS AN OBJECT OF STUDIES OF THE HUMANITIES PARADIGM

The article discusses the paradigms of linguistic consciousness in different sciences. The use of terminological instrument in psychology, philosophy and culturology, which reflects the system of linguistic consciousness correlations, allows to express its cognitive paradigms. It is shown, that for defining linguistic consciousness characteristics it is necessary to consider the principle of unity of the mentality language, which allows to imply the conditions of coexistence of communication objects: the sense-pragmatic formation of the life-world in the discourse.

Текст научной работы на тему «Языковое сознание как объект исследования гуманитарной парадигмы»

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

УДК 81

ПАНТЕЛЕЕВА Татьяна Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент

ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ

В статье рассматриваются парадигмы языкового сознания в различных науках. Вводимый в психологофилософский и культурологию терминологический аппарат, отражающий систему корреляций языкового сознания, позволяет эксплицировать его когнитивные парадигмы. Показано, что для определения характеристик языкового сознания необходимо рассмотреть принцип единства языка мышления, который позволяет имплицировать условия сосуществования коммуникативных объектов: смысло-прагматического

конституирования жизненного мира в дискурсе.

Ключевые слова: языковое сознание, система корреляций, языковое пространство, языковая картина мира, вербализаторы, прагматика.

PANTELEEVA Tatiana Yurievna, Candidate of philological Sciences, associate Professor

THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS AS AN OBJECT OF STUDIES OF THE HUMANITIES

PARADIGM

The article discusses the paradigms of linguistic consciousness in different sciences. The use of terminological instrument in psychology, philosophy and culturology, which reflects the system of linguistic consciousness correlations, allows to express its cognitive paradigms. It is shown, that for defining linguistic consciousness characteristics it is necessary to consider the principle of unity of the mentality language, which allows to imply the conditions of coexistence of communication objects: the sense-pragmatic formation of the life-world in the discourse.

Keywords: linguistic consciousness, system of correlations, linguistic field, linguistic picture of the world, verbalizators, pragmatics.

Языковое сознание - феномен, привлекающий внимание исследователей в течение длительного времени, но не утративший дискуссионности. До сих пор сохраняются практически полярные мнения даже о самом наличии этого явления. Однако работы последних лет позволяют говорить о том, что языковое сознание вполне закономерно рассматривается как особый объект исследования. Одним из первых сам термин «языковое сознание» использовал В. фон Гумбольдт, но без точной дефиниции этого понятия, не определяя его статус в гуманитарном знании.

В статье ставится задача определить такую характеристику языкового сознания, которая могла бы описать его систему корреляций. Языковое сознание выступает объектом исследования в гуманитарной парадигме в целом и рассматривается в различных науках, в том числе в философии, психологии (в качестве части одной из основных проблем соотношения и взаимосвязи сознания и мышления, общей теории деятельности, теории речевой деятельности, корреляций языка и мышления, языка и культуры), культурологии (как социокультурный феномен). В психологии рассматриваются и такие явления, как этапы формирования сознания, его структура, языковая способность, речевая деятельность. В трудах Л.С. Выготского, С. И. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкина, Т.В. Ахутиной разработан понятийный и терминологический аппарат теории речевой деятельности, представлены теоретические и методологические основы изучения механизмов взаимодействия мышления и языка, типов мышления, ментальных структур, освоения системы языка в фило- и онтогенезе, развития речевого становления языковой личности (в широком значении этого термина). Л.С. Выготский обосновал обязательность взаимосвязи осознанных процессов мышления с вербальным оформлением мысли. Его идея о том, что мысль воплощается в слове, послужила основой для формирования вербалистского направления (системы концепций; макроконцепции) в психологии, психолингвистике, когнитивной лингвистике. Интересно, что его же идея о том, что слово оживляется мыслью - краеугольный камень антивербалистской концепции. Если обратиться к первоисточнику, то становится ясным: Л.С. Выготский устанавливает соотношение слова (как основной единицы языка, а значит в определенной мере и языка в целом) и внутренней и внешней речи в психологической трактовке. «Значение слова можно рассматривать и как единство мышления и речи и как коммуникации и мышления и как единство обобщения и общения» [1, с. 86].

Уже традиционно считается, что концепция Л.С. Выготского строится на рассмотрении онтогенеза явлений, в том числе и сознания, в результате были выявлены корреляции уровня сформированности сознания и объема вокабул яра на начальных этапах развития личности. Идеи Л.С. Выготского получили развитие и лингвистическое обоснование в трудах С.Д. Кац-нельсона: обратив внимание на необходимость исследования мышления и сознания в филогенезе, он доказывал наличие не только общей взаимосвязи языка и мышления, но и лингвистического инструментария, обеспечивающего вербализацию знаний о мире, сам процесс мышления, возможность рефлексии по отношению к этому процессу. Базовым для психолингвистики, когнитивной лингвистики, когнитологии в целом является предложенное Н.И. Жинкиным поня-

- 92 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

тие универсального предметного кода (УПК). По Н.И. Жинкину, «кодом можно назвать знаковую систему обозначений. С этой точки зрения язык - это код», также и «систему материальных сигналов» [2, с. 32]. Наличие УПК служит подтверждением взаимодействия мышления и сознания, а его элементы можно рассматривать как один из типов исходных единиц, структурирующих и сознание, и мышление.

Специальное системное исследование языкового сознания впервые предпринимается в психолингвистике. Основные подходы и принципы такого исследования сформулированы в трудах Ю.Н. Караулова, С.Д. Кацнельсона, Ю.С. Сорокина, Е.Ф. Тарасова, Н.В. Уфимцевой, Г.А.Черкасовой, А.А. Залевской и др. В качестве методологии и методик исследования используются различного рода эксперименты. Так, на основе ассоциативного эксперимента были выделены ассоциативно-вербальные сети. Ассоциативно-вербальные связи служат основой тезауруса, который отражает и формирует языковое сознание.

Вклад в формулирование и рассмотрение проблем изучения языкового сознания внесла и семиотика. Предлагаемая в классических работах Ч. Пирса классификация знаков и знаковых систем может использоваться применительно к элементам, структурирующим языковое сознание, а также к его вербализаторам. «Под "знаком" мы имеем в виду все, что угодно, любой природы, что подходит для производства специального ментального действия на мышление, в котором произведены определенные ассоциации...» [3, с. 212] Кроме того, семиотический подход обеспечивает рассмотрение языкового сознания в аспекте прагматики как сложного феномена, испытывающего на себе и осуществляющего прагматическую функцию.

Герменевтика как наука об интерпретации позволяет описать процесс взаимодействия языка, сознания и мышления в переработке информации, структурировании знаний о мире. Применительно к языковому сознанию герменевтика, в частности принцип герменевтического круга, дает возможность рассматривать взаимодействия компонентов языкового сознания и их вербализаторов.

Этнолингвистика, этнопсихолингвистика и лингвокультурология как смежные области знания, интегративные по своей природе, ориентированы на изучение специфики различных феноменов (в том числе высокой степени абстракции - мышления, сознания, языкового сознания). В этой парадигме рассматриваются как психолингвистические, так и когнитивные, и коммуникативные параметры этих феноменов. Так, языковое сознание формирует языковую картину мира и формируется ею. Специфика когнитивного, культурного и коммуникативного пространства конкретной общности закономерно отражает характеристики языкового сознания. На стыке психолингвистики, этнопсихолингвистики и лингвокультурологии создана концепция, представленная в трудах В.В. Красных, Д.Б. Гудкова: предлагаемые трактовки когнитивного и культурного пространств, фреймов, фрейм-структур, клише и штампов сознания, их соотношения с клише и штампами языка/речи применимы, на наш взгляд, и для описания языкового сознания в целом, и для определения его типов.

Структура языкового сознания обычно описывается не с учетом конкретных элементов, а в обобщенном виде, по укрупненным компонентам. Так, в работе О.А. Корнилова выделяются четыре компонента обыденного сознания: сенсорно-рецептивный, логико-понятийный, эмоционально-оценочный, ценностно-нравственный. Эти же компоненты описываются исследователями в структуре языкового сознания (см., например, работы И.Т. Вепревой и др.).

Несмотря на достаточно длительную традицию изучения языкового сознания, наличие классификаций языкового сознания, до сих пор отсутствует интегративная типология этого феномена. Представляется возможным учитывать при создании такой типологии данные, полученные в ходе исследования тех или иных параметров языкового сознания в рамках когнитивного, лингвокультурологического, психо- и социолингвистического подходов, которые активно развиваются в антропоцентрической парадигме.

Интегрированная типология включает различные виды языкового сознания, которые могут быть выделены с учетом параметризации языкового сознания. С учетом когнитивных параметров предлагаем рассматривать языковое сознание как синкретичный феномен, соотносимый с уже традиционно выделяемыми типами мышления (логическим и языковым). При этом с языковым мышлением языковое сознание соотносится непосредственно, образуя сложное единство. С логическим мышлением языковое сознание соотносится опосредованно, через языковое мышление, и непосредственно в той его части, которая является либо вербальной, либо вербализуемой. Необходимо отметить, что существуют корреляции типов мышления и языкового сознания на уровне когнитивных структур. Кроме того, в последнее время предпри-

- 93 -

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

нимаются попытки описания профессионального мышления. На наш взгляд, можно говорить и об оппозиции гуманитарное/техническое мышление.

С учетом лингвокультурологических параметров можно выделить индивидуальное языковое сознание, систему коллективных (социумных) языковых сознаний, языковое сознание лингвокультурного сообщества, универсальное языковое сознание, присущее человечеству как некоей совокупности. Наличие последнего типа языкового сознания имеет в достаточной степени условный характер.

Психолингвистические параметры позволяют выделить языковое сознание монолингва, языковое сознание билингва, языковое сознание полилингва.

Психо- и социолингвистический подходы дополняют друг друга, опираясь на них также можно выделять языковое сознание индивида и социума (социумов) с учетом единого и единичного критерия (генерационный, гендерный, профессиональный и т.д. социумы). Обоснование наличия этих видов языкового сознания не противоречит выявлению типов на основе лингвокультурологических параметров, так как в последнем случае облигаторным признаком является лингвокультурная обусловленность того или иного типа языкового сознания.

На наш взгляд, на основе интеграции подходов и детерминированных ими параметров можно выделить в качестве особых типов языкового сознания профессиональное и непрофессиональное. Эти типы языкового сознания присущи как индивиду, так и социуму (социумам) и представляют собой сложное единство, границы между этими типами сознания достаточно подвижны, соотношение этих типов сознания и соответствующих им вербализаторов могут изменяться в течение жизни индивида, а также в конкретном типе дискурса, конкретной коммуникативной ситуации.

Оппозиция профессиональное/непрофессиональное языковое сознание может рассматриваться как основа типологии, так как эти типы языкового сознания предполагают учет всех указанных выше параметров. Такой подход позволит представить комплексное описание языкового сознания как системно-динамического пространства.

Система в данном случае определяется параметрами описания, которые соотносятся с когнитивными, прагматическими и когнитивно-прагматическими категориями. В качестве базовой когнитивно-прагматической категории выступает оценка и взаимосвязанные с ней оценоч-ность и оценивание. При этом в лингвистике традиционно рассматриваются оценка и оценоч-ность. Оценивание представляет собой категорию, которая связана на когнитивном уровне с оценкой как процесс и результат, а на уровнях собственно лингвистическом и прагматическом связана с категорией модальности, в первую очередь субъективной. Соотношение этих категорий и набор их вербализаторов детерминируется типом дискурса и интенциями адресанта. Эти параметры наряду со способами выбора вербализаторов, их конкретным набором детерминируют динамичность языкового сознания. Кроме того, языковое сознание способно изменяться качественно с учетом этапов социализации индивида, совершенствования его коммуникативной компетенции, а также изменением социально одобряемых/неодобряемых канонов и эталонов, в том числе и определяющих коммуникативное поведение как индивида, так и конкретного социума, системы ритуалов, ценностей социума и/или лингвокультурного сообщества. Языковое сознание предположительно изменяется и количественно, так как может включать большее или меньшее количество элементов (например, социумно и лингвокультурно детерминированных, в том числе, клише сознания). Языковое сознание может быть рассмотрено именно как пространство, так как оно обладает основными свойственными пространству параметрами: может быть рассмотрено с точки зрения протяженности, глубины и ширины. Протяженность языкового сознания может определяться, например, длительностью существования того или иного социума и совокупности свойственных ему систем ценностей, ритуалов. Глубина языкового сознания определяется степенью освоения системы языка, количеством и качеством вербализаторов категорий языкового сознания (их парадигматическими и синтагматическими отношениями), а также набором связанных с ними прогнозируемых ассоциаций. Ширина может устанавливаться с учетом числа элементов системы коллективного языкового сознания, а также сфер, на которые проецируется языковое сознание. При этом следует отметить, что эти параметры тесно взаимосвязаны, находятся в отношениях взаимопересечения и взаимодополнения.

Таким образом, учитывая комплекс существующих подходов, можно представить структуру языкового сознания следующим образом: фрейм-структуры сознания ^ клише и штампы сознания ^ система закрепленных и/или прогнозируемых ассоциаций ^ ассоциативновербальные сети ^ вербализаторы. Каждый из элементов языкового сознания и их совокупность могут быть рассмотрены применительно к конкретным типам языкового сознания, а также

- 94 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

с учетом уровней организации языковой личности (ЯЛ), типологии ЯЛ. Каждый из элементов обладает определенной степенью вариативности, в частности в профессиональ-ном/непрофессиональном языковом сознании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

2. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. - №6. - 1964. - С. 26-38.

3. Пирс Ч.С. Логика как семиотика: теория знаков // Метафизические исследования. Вып. 11. Язык. - СПб, 1999. -С. 199-217.

REFERENCES

1. Vigotskiy L.S. Mentality and speech. Edition 5, corrected. Moskva: Labirint, 1999. p. 352

2. Zhinkin N. I. About coded changes in the inner speech. The questions of linguistics. №6. Moskva, 1964. pp. 26-38.

3. Pirs Ch. S. Logics as semiotics: the theory of signs. Metaphysical studies. Edition 11. Language. Sankt- Peterburg, 1999. pp. 199-217.

Информация об авторе Information about the author

Пантелеева Татьяна Юрьевна, Кандидат фи- Panteleeva Tatiana Yurievna, Candidate of Phil-лологических наук, доцент, заместитель на- ological Sciences, Associate Professor, Deputy чальника Новороссийского филиала Красно- Rector for Educational and Scientific Work, No-дарского университета МВД России по учеб- vorossiysk branch of the Krasnodar University of ной и научной работе, полковник полиции, the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police докторант (ФГБОУ ВПО) «Адыгейский госу- Colonel, Doctoral Candidate, (FGBOU VPO) дарственный университет», «The Adyghe State University»,

Новороссийск, Россия. Novorossiysk, Russian Federation.

[email protected], [email protected]

Получена: 23.01.2015 Received: 23.01.2015

- 95 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.