УДК 4 (07)
Е.Е.БЕЛОВА, канд. филол. наук, доц., НГПУ им. К. Минина, belova [email protected] ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
E.E.Belova
LANGUAGE TEACHING: ACHIEVEMENTS AND PROBLEMS
В статье дается информация о состоявшейся 17 апреля 2013г. в г. Нижнем Новгороде Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Языковое образование: достижения и проблемы», посвященной 20-летию кафедры иностранных языков ППФ НГПУ им.К.Минина. На конференции были освещены разнообразные вопросы языкового образования: проблемы межкультурной коммуникации, актуальные проблемы лингвистики, культура, культурологические аспекты преподавания, современные технологии обучения иностранным языкам, содержание, организация и результативность обучения ИЯ, и др.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, актуальные проблемы лингвистики, современные технологии обучения иностранным языкам, содержание и организация обучения
The article contains information on the All-Russia scientific conference with international participation “Language Teaching: Achievements and Problems” (April 17, 2013) dedicated to the 20th anniversary of the Foreign Languages Department of the Faculty of Psychology and Pedagogics at Nizhny Novgorod Pedagogical University named after K. Minin. The conference highlighted diverse issues of language teaching: problems of intercultural communication, acute linguistic problems, culture and cultural aspects of teaching, modern language teaching technologies, content, organization and effectiveness of language teaching, etc.
Keywords: teaching of foreign languages, acute problems of linguistics, modern technologies of language teaching, teaching content and organization
Политические и социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, привели к значительному росту интереса к изучению иностранных языков, а значит, к повышению роли языкового образования. Языковое образование играет в процессе развития личности ведущую роль, поскольку язык, являясь первородным средством человеческого общения, выступает инструментом создания и интерпретации «образа мира», проникновения в мировую культуру и осознания своей национально-культурной принадлежности, инструментом социального взаимодействия, формирования и социализации личности.
Стране требуются активные, творческие люди, с гибким мышлением, обладающие развитыми способностями, умеющие решать новые задачи. Изучение иностранного языка оказывает необходимое положительное влияние на развитие психики человека, совершенствование разных его сторон. У человека развивается обобщённое абстрактное мышление.
При коммуникативном обучении развитие мышления осуществляется не только путем сравнения с родным языком, сколько за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, содержащих элементы проблемности, связанные со смысловым содержанием процесса общения. Тем самым активно развивается познавательная и коммуникативная функция мышления.
Изучение иностранного языка вносит вклад в развитие таких мыслительных операций, как сопоставление, анализ, синтез. Овладение иностранным языком оказывает благотворное влияние на развитие способностей и речедвигательного аппарата. Развиваются
фонематический и интонационный слух, имитативные способности, «чувство языка», или способность к догадке, способность к выделению главного, все виды памяти, произвольное и непроизвольное запоминание. Моделирование на уроках учебных ситуаций и ситуаций реальной действительности, действия в предполагаемых обстоятельствах, участие в речевых играх развивают воображение и творческие способности.
Овладение иностранным языком - это всегда труд умственный и физический, систематический и упорный. Приучая школьника или студента активно работать на уроке, регулярно и добросовестно выполнять домашнее задание, мы вырабатываем у него привычку трудиться. Развивая познавательный интерес в учебном труде, мы закладываем основы заинтересованного отношения ученика к любой будущей профессии, основы творческого отношения к труду вообще.
Иностранный язык как учебный предмет вносит заметный вклад в культуру умственного труда обучающихся. У них развиваются такие специфические учебные умения, как умение пользоваться словарем, грамматическими справочниками и т.д. Все это учит работать самостоятельно, создает предпосылки для развития потребности в самообразовании.
Да, «и это все о нём», об иностранном языке! Все отмеченные достоинства процесса и результата обучения иностранным языкам приводят к тому, что возрастает роль разносторонней подготовки будущих учителей как интегрирующего компонента в системе профессионального обучения, включающего подсистемы специальной, мировоззренческой, психолого-педагогической и культурно-эстетической подготовки. Соответственно, перед преподавателем иностранного языка ставится главная цель в области обучения иностранным языкам - развитие языковой личности, способной эффективно осуществлять межкультурное общение во всех его сферах. Формирование новой поликультурной личности должно способствовать подготовке нового поколения высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда.
Решение проблем обучения иностранным языкам требуют консолидации всего научно-методического потенциала школ и вузов. Для того чтобы сплотить хотя бы часть умов в сфере языкового образования, ученые кафедры иностранных языков ППФ НГПУ предложили коллегам обобщить свой опыт, знания и умения, обсудить трудности в языковом образовании в новых условиях, выдвинуть новые теоретические положения, предложить новые методики научного исследования как в области изучения, так и обучения иностранным языкам с целью расширения возможностей самообразования педагога.
Таким образом, 17 апреля 2013 года была проведена Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Языковое образование: достижения
и проблемы» на базе кафедры иностранных языков психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина».
Кафедра иностранных языков на психолого-педагогическом факультете НГПУ была создана в декабре 1992 года, и за свою историю, наряду с обучением английскому, немецкому и французскому языкам студентов дневного и заочного отделений специальностей ППФ в рамках дисциплин общекультурного блока, занималась подготовкой специалистов - учителей английского языка - разного уровня, с 1992 г. - для дошкольных учреждений, а с 2000 г. -- преподавателей английского языка средней школы.
В связи с переходом на общеевропейскую двухуровневую систему обучения в высшем профессиональном образовании кафедра обеспечивает подготовку специалистов по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Иностранный язык и дошкольное образование» со сроком обучения 5 лет и с присвоением квалификации бакалавр.
В конференции, посвященной 20-летию кафедры, приняли участие более 70 специалистов сферы языкового образования из 10 регионов Российской Федерации, из 2
зарубежных стран: Белоруссии и США. Участниками стали 10 преподавателей средней школы. Также в конференции приняли участие 8 студентов языковых специальностей. Нижегородская область была представлена 10 различными учебными учреждениями высшего и среднего образования.
В состав Организационного комитета конференции вошли доктор педагогических наук, профессор А.Н.Шамов, заведующий кафедрой лингводидактики и методики преподавания иностранных языков Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова; доктор филологических наук, профессор кафедры западноевропейских языков и методики их преподавания МПГУ И.В.Вашунина (г.Москва); кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики перевода Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова И.Б.Гецкина (г.Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков ППФ НГПУ им. К. Минина Е.Ю. Илалтдинова; кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ППФ НГПУ Т.Е.Альтова, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков ППФ НГПУ Е.В.Королева
Конференция включала пленарное заседание и работу трех секций: «Лингводидактические аспекты ^временного высшего профессионального образования», «Проблемы языкового образования на разных этапах обучения», «Лингвистические аспекты формирования языковой компетенции».
Участники конференции обсудили следующие вопросы:
• Современные технологии обучения иностранным языкам.
• Пути модернизации языкового образования в вузе.
• Психолого-педагогические основы языкового образования.
• Формирование профессиональной компетенции при подготовке учителя иностранного языка.
• Проблемы межкультурной коммуникации.
• Современные лингвистические теории в практике преподавания иностранных языков.
• Культурологические аспекты преподавания иностранного языка.
• Общетеоретические проблемы современной лингвистики
• Цели, содержание, организация и результативность обучения иностранным языкам в неязыковом вузе.
Вполне естественно, серия докладов была посвящена использованию информационнокоммуникационных технологий в обучении английскому языку. Для жизни и работы в информационном обществе выпускник должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, ему необходимо овладеть современными средствами и методами, научиться технологии работы с информацией. Большие возможности формирования информационной культуры реализуют уроки иностранного языка. Качественное владение иностранным языком и является тем самым компонентом, который дает студенту возможность быть мобильным в международном образовательном пространстве. При недостаточном для качественного владения языком объёме часов, отводимых на иностранный язык, как в школе, так и в вузе, потенциал иностранного языка как средства общения и роста может быть реализован при высоком качестве самостоятельной работы обучающихся. За время обучения учащийся или студент должен научиться учиться, самостоятельно получать полезные знания, осуществлять активную, напряженную умственную деятельность, как по заданию преподавателя, так и по собственной инициативе. Для этого необходимо знание информационно-коммуникационных технологий, использование интернет-ресурсов, чему и были посвящены доклады к.п.н., доц. Ю.М.Борщевской, к.п.н., доц. М.В.Даричевой, учителя английского языка Л.А.Курбановой, ст преп. Н.Е.Корековой.
Вопросам мотивации и ее роли в процессе обучения иностранным языкам были посвящены доклады к.п.н., ст. преп. М.В.Архиповой и ст. преп. О.В. Гринченко. Практический опыт убеждает ученых в том, что мотивационные компоненты (мотив, интерес, отношение) включаются в любую познавательную деятельность обучающихся наряду со знаниями, умениями и навыками. Мотивационные компоненты определяют для обучающихся значимость того, что ими познаётся и усваивается: отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация учащихся может быть повышена за счет использования нетрадиционных методов обучения иностранному языку, о чем говорила в своем докладе О.В.Смоловик, таких как драматизация (к.п.н, доц. Л.И.Бобылева), применение англоязычных аутентичных сериалов (к.п.н., доц. Т.Н. Сергеева).
Группа ученых обсуждала общетеоретические проблемы современной лингвистики. Например, с докладом «Гендерный аспект перевода отдельных предложений» выступила ст. преп. Н. И.Фитасова.
В последнее время в центре внимания ученых находится исследование национальной специфики конкретного языка, которое находит отражение в типологических особенностях средств выражения одинаковых объектов реальной действительности и существовании грамматических форм и категорий. Одним из проявлений такой специфики на лексическом уровне является существование лакун, что было освещено в докладах преп. О.С.Дружининой и студентки Е.Н.Клюкиной.
Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль, что было отражено в докладах к.п.н., доц. Т.Е.Альтовой, к.ф.н., доц. Э.Р. Михайловой.
Важной составляющей успешной иноязычной коммуникации является эмоциональный интеллект. К.п.н., доц. С.В. Чернышов считает, что чем богаче эмоциональный опыт иноязычного общения поликультурной языковой личности, тем выше уровень ее способностей, входящих в структуру эмоционального интеллекта и тем адекватнее ее поведение в условиях эмоционального межкультурного общения.
И это еще не полный перечень вопросов, освещенных на конференции. Результаты научно-практической конференции представлены в сборнике материалов конференции с одноименным названием, и с самого начала работы над сборником редакционный комитет стоял на позициях полного плюрализма мнений и отказался от содержательного редактирования идей, высказываемых авторами. Хочется надеяться, что представленные в сборнике материалов конференции работы вызовут интерес у ученых разных научных школ и направлений, преподавателей школ и вузов, аспирантов и студентов высших учебных заведений, и будут способствовать дальнейшему сотрудничеству с Нижегородским государственным педагогическим университетом им. К.Минина в вопросах языкового образования.
Конференция прошла в атмосфере научной активности и педагогического братства. Она несомненно является важным событием научной и преподавательской жизни кафедры иностранных языков ППФ, что было навеяно участием и присутствием наших бывших выпускников, а также стихотворением Р. Рождественского, продекламированным одним из участников конференции, учителем английского языка, Почетным работником образования РФ В.А. Шелех.:
Удачи вам, сельские и городские Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы, Одни - как в клетку,
Другие - как в храм. ...
...Вы знаете,
Мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -Высшим достоинством Человечества Станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции, Которая завтрашней жизни под стать, Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать! ...
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая. Он будет солнце нести на крыле...
Учитель - профессия дальнего действия, Главная на Земле.
© Белова Е.Е., 2013