УДК 40 (82.0)
Е.В. КОРОЛЕВА1, Г.А. КРУЧИНИНА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВИСТИКИ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ, МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация. В статье дается информация о состоявшейся 15 апреля 2015г. в г. Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков». На конференции были подняты, затронуты разнообразные вопросы языкового образования. Широкое освещение получили вопросы, касающиеся актуальных проблем лингвистики и литературоведения в условиях глобализации. Обсуждалась проблема взаимосвязи уровня сформированности социокультурной компетенции с пониманием аутентичных текстов. В ходе конференции обсуждались проблемы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка. Не остались без внимания вопросы, связанные с развитием познавательной активности студентов в процессе обучения английскому языку, их самостоятельной подготовки, объективности оценки их знаний и способности к взаимооцениванию. Одновременно с этим освещались проблемы мотивации и приемов обучения демотивированных студентов.
Ключевые слова: преподавание иностранного языка, профессиональная компетенция, актуальные проблемы лингвистики, литературы и литературоведения.
E.V. KOROLEVA1, G.A. KRUCHININA1
'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF LINGUISTICS, LITERATURE, METHODOLOGY OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Abstract: The article contains information on the International scientific conference "Theoretical and practical aspects of linguistics, literature, methodology of teaching foreign languages" (April 15, 2015) at Nizhny Novgorod Pedagogical University named after K. Minin. The conference highlighted diverse issues of language teaching. Wide coverage was given to issues of topical problems of linguistics and literary studies in the context of globalization. They discussed the problem of the relationship level of formation of social competence with the understanding of authentic texts. The conference discussed the problems of development of future teachers' professional competence. A great attention was paid to issues related to the development of cognitive activity of students in learning English, their self-training, objective assessment of their knowledge and ability to peer-evaluation. At the same time the problems of motivation and methods of training demotivated students were highlighted.
Keywords: teaching of foreign languages, professional competence, acute problems of linguistics, literature and literary criticism
15 апреля 2015 года в ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» на базе кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики факультета гуманитарных наук состоялась международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков». Председатель организационного комитета конференции - О.А.Орлова, кандидат
филологических наук, заведующий кафедрой теории и практики иностранных языков и лингводидактики НГПУ им. К. Минина. В состав оргкомитета конференции вошли: Лаххайн Барбара, MA, преподаватель межкультурной коммуникации, Эссенский университет, г.Эссен. Германия; Шен Дарья, кандидат филологических наук, преподаватель английского языка, Высшая школа иностранных языков, университет Йылдырым Беязыт, г.Анкара, Турция; Л.И. Бобылева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии, Витебский государственный университет им. Машерова, г. Витебск, Беларусь; Е.Е.Белова, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, НГПУ им. К. Минина; Е.В.Королева, кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, НГПУ им. К. Минина; М.В.Даричева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, НГПУ им. К. Минина; Г.А.Кручинина, кандидат педагогических наук, ст. преп. кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, НГПУ им. К. Минина; Ю.А.Гаврикова, ст. преп. кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, НГПУ им. К.Минина. Целью конференции стало обсуждение актуальных проблем современных технологий обучения иностранным языкам, дистанционных форм лингвистической подготовки, психолого-педагогических основ языкового образования, формирования профессиональной компетенции при подготовке учителя иностранного языка, межкультурной коммуникации, современных лингвистических теорий в практике преподавания иностранных языков; общетеоретических проблем современной лингвистики; языковой картины мира писателя.
С приветственным словом участникам конференции выступила А.В. Гришина, кандидат психологических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании, начальник управления научных исследований Нижегородского государственного педагогического университета им.К.Минина, которая подчеркнула, что организованная кафедрой конференция является традиционной и проводится с 2009 года -это свидетельствует о ее необходимости и важности. А.В. Гришина затронула вопрос об актуальности изучения иностранных языков в подготовке высококвалифицированных кадров в свете преобразований, происходящих в образовательном пространстве.
Конференция включала в себя пленарное заседание и работу двух секций. На пленарном заседании выступила с докладом «Перспективы развития языкового образования на факультете гуманитарных наук» декан факультета гуманитарных наук, кандидат филологических наук, профессор Г.С. Самойлова, которая обратила внимание на происходящие изменения в плане подготовки студентов с языковой специальностью. В течение 20 лет в вузе силами кафедры иностранных языков осуществлялась подготовка будущих учителей английского языка с дополнительной специальностью по начальному и дошкольному образованию, затем в вузе появилось новое направление по профилю подготовки с двумя языками (немецкий, французский). В новом учебном году ожидается набор студентов по профилю подготовки английский и китайский языки.
В докладе И.В. Вашуниной, доктора филологических наук, доцента, профессора кафедры немецкого языка Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России (г. Москва), «Иллюстрация как средство манипуляции» рассматривались возможности реализации манипуляционной стратегии посредством использования креолизованных текстов.
В докладе Евгения Владимировича Плисова, кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой теории и практики немецкого языка Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, «Религиозный текст в условиях глобализации: языковые и социокультурные особенности» были рассмотрены особенности функционирования немецкого православного богослужебного текста в культурно-историческом и поликонфессиональном контексте современного немецкоязычного мира. Автор подчеркнул особое значение, которое должно уделяться богослужебному языку как необходимому фактору единства Церкви. Докладчиком
отмечалось наличие и активное действие двух разнонаправленных сил - интегративные процессы в немецком православном мире и глобализация религии в целом.
В докладе О.В. Чебачевой, учителя 1 категории МБОУ СОШ №135 (г.°Н.Новгород) освещался вопрос о современных технологиях в обучении английскому языку на примере технологии творческих мастерских. И.В. Лапшина, старший преподаватель школы языков "I Speak" (г. Бор), рассказала о своем многолетнем опыте использования игровых приемов для отработки новой лексики на уроках английского языка. Каждый доклад вызвал оживленную дискуссию.
Во время конференции работало две секции. Секцией «Теоретические и практические аспекты лингвистики и литературоведения» руководила О.А. Орлова, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой теории и практики иностранных языков и лингводидактики НГПУ им. К. Минина. Особый интерес вызвали доклады: О.А. Орловой, А. Гой, которые проанализировали словосложение как продуктивный способ словообразования (на материале английского и немецкого языков), Е.Е. Беловой, раскрывшей вопрос об эвфемизмах и дисфемизмах, Ю.А. Гавриковой, рассмотревшей окказионализмы как средство художественной выразительности. В ряде докладов были освещены проблемы языковой картины мира писателя. Так, М.В. Панишева затронула вопрос о двойственности эмоций как идиостилевой черте И. Бунина; М.В. Зимина представила образы Beauty, Home, Freedom в языковой картине мира американцев.
Секцией «Теоретические и практические аспекты методики преподавания иностранных языков» руководила Е.В.Королева, кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики. Доклады ряда участников были посвящены проблеме формирования профессиональной компетенции при подготовке учителя иностранного языка: в докладе Е. В. Королевой была выявлена важная роль педагогической практики, которая закладывает основы профессиональной компетенции у будущих учителей английского языка, в докладе А.А. Потаповой был освещен вопрос о совершенствование профессиональной компетенции преподавателя английского языка на основе экзамена Teaching Knowledge Test (TKT). Ряд докладов раскрывал вопрос о качестве, организации и результативности обучения студентов-бакалавров: доклад Г.А. Кручининой был посвящен проблеме развития воображения при обучении английскому языку студентов 1 курса, докладчиком подчеркивалась установленная при наблюдении за студентами связь между низким уровнем воображения и речевыми высказываниями; Н.В. Жаренова уделила внимание проблеме самостоятельной работы студентов по аудированию как элементу системы повышения качества обучения; доклад М.В. Золотовой, Е.В. Ганюшкиной освещал вопрос формирования навыков оценивания и взаимооценивания у студентов; О.В. Смоловик рассказала о роли мотивации студентов в повышении качества обучения иностранному языку, в докладе А.Г. Глазова рассматривалась проблема подготовки и проведения научной дискуссии на уроке иностранного языка; Т.А. Перова, Г.С. Трофимова уделили внимание вопросу об эффективных способах обучения переводу. В своем выступлении О.Н. Васильева рассказала об обучение английскому языку в сфере IT.
На заключительном заседании говорилось о значительных научных результатах конференции и целесообразности публикации сборника научных статей по итогам ее работы. Участники конференции отметили высокий уровень представленных докладов и плодотворность состоявшихся обсуждений и дискуссий.
© Королева Е.В., Кручинина Г.А. 2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Королева Елена Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Koroleva Elena Vladimirovna - PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Foreign Languages and Linguodidactics of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Кручинина Галина Александровна - старший Kruchinina Galina Alexandrovna - assistant professor of
преподаватель кафедры теории и практики the Department of Theory and Practice of Foreign
иностранных языков и лингводидактики Languages and Linguodidactics of Minin Nizhny
Нижегородского государственного педагогического Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny
университета имени Козьмы Минина (Мининский Novgorod, Russian Federation, e-mail: galina-
университет), Нижний Новгород, Российская [email protected] Федерация, e-mail: [email protected]