Научная статья на тему 'Язык и общество рубежа XX-XXI вв. : актуальность абсурда'

Язык и общество рубежа XX-XXI вв. : актуальность абсурда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
386
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО / АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯЗЫКЕ / АБСУРД / LANGUAGE AND SOCIETY / ACTIVE PROCESSES IN LANGUAGE / ABSURDITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калинина Людмила Викторовна

В статье показывается, что в настоящее время как в речи, так и в других проявлениях общественного творческого сознания весьма заметны факты, которые можно назвать абсурдными. Эти явления рассматриваются как необходимое средство гармонизации мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language and society of the turn of the XX-XXI centuries: absurdity urgency

In article is shown that now both in speech, and in other manifestations of public creative consciousness the phenomena which it is possible to call absurd are very appreciable. These phenomena are considered as necessary means of harmonization of thinking.

Текст научной работы на тему «Язык и общество рубежа XX-XXI вв. : актуальность абсурда»

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 81"271.16

Л. В. Калинина

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО РУБЕЖА XX-XXI вв.: АКТУАЛЬНОСТЬ АБСУРДА

В статье показывается, что в настоящее время как в речи, так и в других проявлениях общественного творческого сознания весьма заметны факты, которые можно назвать абсурдными. Эти явления рассматриваются как необходимое средство гармонизации мышления.

In article is shown that now both in speech, and in other manifestations of public creative consciousness the phenomena which it is possible to call absurd are very appreciable. These phenomena are considered as necessary means of harmonization of thinking.

Ключевые слова: язык и общество, активные процессы в языке, абсурд.

Keyword.S: language and society, active processes in language, absurdity.

Когда я изучаю себя и свой способ думать, я прихожу к выводу, что дар воображения и фантазии значил для меня больше, чем любые способности к абстрактному мышлению.

Если не грешить против разума, нельзя вообще ни к чему прийти.

Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, могут достичь невозможного.

А. Эйнштейн

Изучению абсурда посвящено большое количество самых разных работ [1]. Категория абсурда рассматривается в математике и логике, в философии и литературе, в изобразительном искусстве и театре, в языке и в обыденном сознании. Единства в понимании данного явления нет, и это вполне объяснимо. «Попытка дать категориальное определение абсурда невыполнима и сама по себе абсурдна, - пишет А. П. Огурцов, -поскольку абсурд не улавливается в сети ни здравого смысла, ни понятий рассудка, ни идей разума. Абсурд парадоксален» [2].

Мы в настоящей статье не ставим перед собой задачу решить существующие в понимании

© Калинина Л. В., 2012

абсурда сложности и противоречия; наша цель -на основе анализа фактов языка и действительности показать, что в современной жизни и речи существует своеобразная актуальность абсурда, и попытаться объяснить этот феномен.

Что понимается под абсурдом чаще всего? В толковых словарях ключевыми в определении абсурда являются слова нелепость и бессмыслица [3]. Однако абсурд - явление крайне неоднородное. В том или ином отношении с содержанием существительного абсурд пересекается семантика таких слов и словосочетаний, как абракадабра, аномалия, ахинея, бессмыслица, вздор, глупость, девиация, дурость, заумь, когнитивный диссонанс, небывальщина, невероятность, нелепость, неправильность, околесица, парадокс, синкретизм, чушь, языковая игра и мн. др.; в области искусства об абсурде рассуждают применительно к абстракционизму, примитивизму, постмодернизму, сюрреализму... Ср. ряд примеров, иллюстрирующих подобные смысловые пересечения: Некоторые ученые определяют абсурд как языковую аномалию (В. Новикова. Языковой абсурд как лингвистическое явление); Синкретизм... характеризуется нерасчлененностью модальностей. при одновременном полном произволе... в истолковании явлений... Этот кажущийся абсурд... возможен при одном условии: если любое явление мира в этой логике - оборотень, т.е. способно предательски превратиться в нечто отличное от своей кажимости (Ахи-езер А. Социокультурный словарь); Вместе с Введенским и Заболоцким Хармс называл то, что делал, реальным искусством. Советские газеты определяли это как абсурд, заумь, бессмысленную поэзию, далекую от жизни (Телеканал «Россия», «Вести», эфир от 30.12.2005); Обэриу-ты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая, что интересны только бессмысленные явления (http://ru.wikipedia.org/wiki/ Введенский_Александр_ Иванович_поэт); Иван Охлобыстин действует как последовательный постмодернист. Он доводит до абсурда сначала идею священства, теперь идею царства, монархии (Абсурд Охлобыстина, http:// www.blagovesti.ru/ arhiv/ 2011/ nlO.files/ absurd.htm).

Очевидно, абсурд можно определить как нечто, что воспринимается данным субъектом как алогичное, не имеющее разумного истолкования и понятного предназначения, противоречащее

здравому смыслу, явно отклоняющееся от всех норм и стандартов и потому приводящее воспринимающего субъекта к ментальному и психологическому дискомфорту, когнитивному диссонансу. Причём абсурд как когнитивный диссонанс, как «несоответствие полученного ожидаемому» [4] оценивается человеком по-разному в зависимости от ситуации, связанной с реальностью или с искусством. Если принять встречающееся в ряде источников [5] разделение абсурда на «абсурд в жизни» и «абсурд в искусстве» (который мы в рамках данной статьи условно назовём «творческим абсурдом»), то получится следующая картина.

Как правило, «абсурд в жизни», то есть чьё-либо неадекватное поведение или неправильное, несправедливое развитие ситуации, оценивается субъектом крайне отрицательно, что отмечается в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. В. Дмитриева: «Употребление этого слова выражает ваше эмоционально-негативное восприятие определённой ситуации» [6]. Ср. примеры использования слова абсурд и его производных в отрицательно окрашенном контексте: Есть случаи вопиющего абсурда. В столичном районе «Гольяново» на одной и той же улице у ЕР на каком-то участке 26%, а на другом - 92%. Здравомыслящему человеку очевидно, что это невозможно (Аргументы недель 2012. № 9); Абсурд политкорректности. На Евро-2012 запретили ношение религиозных символов (http:// www.sovsport.ru/ video/ gallery-item/ s0_6027); А как учёный оказался в ГУААГе? — Как и многие тогда, - по доносу. Арестовали по какому-то совершенно абсурдному обвинению, никак не связанному ни с его экспериментами, ни с теориями (http://svpressa.ru/society/article/53026/); Ну зачем нам с русскими братьями воевать? Кто-нибудь из простых людей - за войну или против? Это вообще абсурдный вопрос. Да никогда в жизни даже говорить об этом не собираемся (http://newsru.com/finance/l3jan2012/azarov. html); Кровная месть: абсурдный парадокс прошлого (http://www.infoniac.ru/ news/Krovnaya-mest-absurdnyi-paradoks-proshlogo.html). Отмечая существование «абсурда в жизни» как некоей несправедливости и соглашаясь с его отрицательной оценкой, мы в настоящей статье сосредоточимся на второй разновидности абсурда - на «творческом абсурде», сфера проявления которого - область человеческого самовыражения: от самовыражения в искусстве и научных поисках до вызывающего поведения и эпатажа в быту.

«Абсурд в искусстве» обычно вызывает положительные оценки; слово абсурд и его производные в контекстах, посвящённых искусству или творческому отношению к делу, используются в сопровождении положительных коннотаций.

Отмечается, что абсурд - это возможность творчества, самовыражения, способ выделиться из толпы, бросить вызов всему косному и консервативному. Ср., напр.: [Из интервью Сергея Юрского газете «Аргументы недели] Я занимаюсь театром абсурда уже 20 лет. Он спасает меня от того, что называется современностью. И лично для меня абсурд стал острым инструментом, дающим возможность высказаться (Аргументы недель 2012. № 3); Американский актёр Джерон Кризуэлл Кониг прославился своим абсурдным шоу «Кризуэлл предсказывает», которое шло на калифорнийском телевидении в 1950-е (Моя семья. 2012. № 4); В очередной подборке идей для бизнеса мы собрали абсурдные бизнес-идеи. И сделали это с одной целью -обеспечить вам тренажёр «для настройки ума», настройки ума на креативность (http://www. 1000ideas.ru/?p=17460); В этом году мы сделали немало шагов, которые многим кажутся абсурдными. В следующем году их будет еще больше. Вы можете не сомневаться только в одном -мы всегда работаем в интересах пользователей, даже когда действия противоречат бизнес-интересам и вызывают отторжение у консерваторов (Запись от 31.12.2011 на стене сообщества «Команда ВКонтакте», http://vk.com/ team).

В современном российском обществе, особенно среди молодёжи, явно наблюдается повышенный и положительно окрашенный интерес к творческому абсурду, чему есть целый ряд подтверждений. Рассмотрим лишь некоторые свидетельства «любви к абсурду».

В крупнейшей русскоязычной социальной сети «ВКонтакте» насчитываются сотни сообществ, объединяющих любителей абсурда. Приведём лишь часть названий этих сообществ: Жизнь абсурд; Небо над абсурдом; Абсурд insidе yourself; Театр абсурда; Бытовой абсурд; Камера абсурда; Абсолютный абсурд; Абстрактный абсурд; Кричать, взлетать и падать до абсурда; Юмор абсурда; Интеллигентный абсурд; Исцеление абсурдом; Абсурд есть истина, притворившаяся ложью; Аогика абсурда; Абсурд вокруг; Абсурд - это наша жизнь; Адекватный абсурд; Абсурд - я это люблю; Абсурд - источник радости; Туннель абсурда; Аитература абсурда; Творческий абсурд или высокое творчество; Шедевры абсурда; Абсурд реальности; Комната абсурда; Полный абсурд; Абсурд души; С абсурдом по жизни; Академия абсурда; Клуб любителей абсурда; Абсурдный абсурд; Империя абсурда; Шоу абсурда; Мания абсурда; Абсурда мир! - Ты мне понятен; Мир абсурда. Абсурд мира и др. [7]

Однако «востребованность» абсурда определяется не только наличием множества интер-

нет-сообществ с соответствующими названиями. В Интернете в настоящее время весьма популярны поэтические произведения, содержательные и формальные достоинства которых у консервативных любителей традиционной поэзии вызывают большие сомнения. Авторы этих стихов, известные в Интернете личности, предстают в странных и спорных образах, чем вызывают всеобщее обсуждение, находят поклонников и/или ненавистников, но в любом случае приобретают весьма широкую популярность. Ярким образцом такой интернет-фигуры является поэт Владимир Горохов, пишущий, в числе прочего, такие, например, стихи: Наступает Кузьма. С веток падают Лехи. Улетает Вован, Начинаются Тохи. Только Тришка один! И ни Машки, ни Сашки! На душе Константин, А по коже Наташки... (Константин); Аетая юёча, Биеит изизис. Мие-та и пиоча, Киеяя сисис. Зизисы рапупенды! Хухуры дудукал. Быбысы напипенды: Ипупу за-какал (Песня без слов) [8]; об особенностях иди-остиля Владимира Горохова ср. [9].

Кроме отдельных узнаваемых авторов в Интернете есть тысячи пользователей, создающих странные и забавные стихи, известные как «стишки-пирожки». Написание «стишков-пирожков» стало в Интернете очень популярным всеобщим развлечением. Вот как характеризуются «законы жанра» на странице сообщества «Стишки-пирожки»: «Что такое стишок-пирожок? Это четверостишие, написанное четырехстопным ямбом, строчными буквами, без знаков препинания, с отсутствием явных рифм, но воистину со смыслом! Автор оставляет за собой возможность изменять правилам орфографии. Количество слогов по строкам: 9-8-9-8. Цифры и дефисы не разрешены» [10]. Заданность формы и юмористическое, почти всегда абсурдное содержание роднят стишки-пирожки с лимерика-ми и другими подобными жанрами. Ср.:

вошёл невидимый Григорий и лампу чёрную зажёг и начал раздражать олега невидимым присутствием

Формальной разновидностью «стишков-пирожков» являются «стишки-порошки», которые звучат так:

спалила избу наша маша и на скаку вошла в коня представить страшно что постигнет меня

По-видимому, подобные стихи многим нравятся не случайно. «Как утверждают некоторые авторы, - пишет Е. И. Ражева, - "бессмыслен-

ная поэзия" в некотором роде ближе к определению поэзии, чем другие виды литературы, так как апеллирует не столько к интеллекту, разуму, сколько к слуховому и чувственному восприятию; в бессмысленных словах, определённо организованных, содержится столько музыкальности, что иногда такая поэзия более поэтична, чем какая-либо другая» [11].

Творческий абсурд популярен не только в виртуальном, но и в реальном пространстве. В качестве примера можно привести хотя бы акции так называемого флешмоба и расцвет в наши дни субкультуры фриков.

Флешмоб (от англ. flash - вспышка, mob - толпа) - «это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (моббе-ры) появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится... Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет)» [12]. Флешмобберы встречаются «в назначенное время в определённом месте со своими единомышленниками для однократного выполнения вместе каких-либо бессмысленных, но безвредных [выделено нами. - А. К.] действий с целью снятия напряжения, эмоциональной разрядки [13]. Сценарий флешмоба должен иметь абсурдный характер, действия участников не должны поддаваться логическому объяснению. Ср.: Идеальный сценарий должен быть абсурдным, загадочным, не очень заметным и ни в коем случае не вызывающим смеха. Мобберы не должны нарушать законы и моральные устои. Действия должны казаться случайным зрителям бессмысленными, однако совершаться так, как будто в этом есть смысл. В итоге случайные зрители... воспринимают происходящее серьёзно, как будто в разыгрываемой ситуации есть какой-то смысл, который они пытаются отыскать. У них возникает чувство интереса, тревоги, непонимания или даже ощущение собственного помешательства... (http://ru.wikipedia.org/wiki/ Флешмоб). Примером флешмоба может служить «замирание»: в определённый момент в определённом месте мобберы резко замирают, как будто остановилось время. В замершем состоянии они стоят три минуты, после чего делается передышка на несколько секунд, и снова на три минуты замирают. После этого все одновременно расходятся в разные стороны [12].

Фрик (от англ. freak - урод) - это «человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим (зачастую эпатажным) поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов» [14]. Чаще всего фриками бывают люди творческих профессий - художники, музыканты, по-

эты, фотографы, писатели и т. д. Ср. примеры употребления этого слова в Интернете (в словари актуальной лексики слово фрик ещё не вошло): На необъятных просторах интернета я собираю фриков. Просеивая тысячи страниц, я нахожу самобытных личностей, которые чрезмерно, вызывающе, выдающеся проявили себя в чем-то. Выделились из толпы. Запомнились. Удивили... (http://felbert.livejournal.com/); Мне непонятно, почему современная культура специализируется исключительно на фриках? Как так вышло, что звездами вмиг становятся люди непонятного пола, загадочной ориентации, эпа-тажных внешности и поведения... в то время как людям талантливым, но менее фееричным путь к славе приходится пробивать лбом?.. И пока мы будем любить фриков, они будут появляться снова и снова, в геометрической прогрессии, затмевая все стоящее, но менее броское. Впрочем, среди фриков порой встречаются адски талантливые. Например, Сьюзан Бойл, Валентин Стрыкало, Марк Цукерберг... С них смело можно брать пример (http://f5.ru/galyavud/ роз^370671); Итак, кто же такие ФРИКИ? Это люди, превратившие свою жизнь в театр, а может, просто воспринимающие жизнь как игру без правил, странный костюмированный бал или абсурдный маскарад. Это творческие независимые индивидуумы, которых не интересует общественное мнение, мышление, сознание и т.п. (http://demich.net/articles/freakz.html).

Приведённых примеров уже достаточно, чтобы продемонстрировать актуальность и популярность творческого абсурда, желание «внимать» абсурдным произведениям и самим их создавать. Попытаемся объяснить причины «расцвета» абсурда в искусстве. Для этого рассмотрим абсурд в свете соотношения понятий абстрактного и конкретного, рационального и эмоционального, логического и интуитивного.

В прежних исследованиях, посвящённых употреблению в современной речи абстрактных и конкретных существительных [15], мы отмечали тот факт, что активным процессом современной речи является квантитативная конкретизация неисчисляемых (абстрактных, вещественных, собирательных) понятий. Причиной данного процесса является то, что для ориентации и комфортного существования человека в реальном мире важнее конкретные или конкретизированные понятия; всё абстрактное и умозрительное кажется человеку слишком «пустым», «бессодержательным», «ненастоящим». Конкретизация отвлечённых (а также вещественных и собирательных) понятий осуществляется, как правило, путём их квантификации, то есть приписывания этим понятиям той или иной количественной характеристики: с помощью использования форм

множественного числа, количественных и порядковых числительных, счётных существительных, количественных наречий и других средств контекста. Квантификация неисчисляемых сущностей является свидетельством рациональности человеческой мысли, когда человек стремится, выражаясь словами Галилео Галилея, «измерить всё, что поддаётся измерению, а что не поддаётся -сделать измеряемым». При всякой же логической деятельности работает, как известно, левое полушарие, отвечающее за рациональность и прагматичность человеческого мышления.

В последние годы многие учёные (философы, психологи, лингвисты, антропологи, биологи, биоэнергетики и др.) говорят о том, что из-за стремления всё рационализировать и найти всему прагматичное применение в развитии человека как биологического вида произошёл перекос: левое полушарие получило чрезмерное развитие в ущерб правому (отвечающему за образное, творческое, эмоциональное, интуитивное познание мира); человеческое общество стало в высшей степени потребительским, что привело в масштабах планеты к истощению природных ресурсов, к войнам за источники этих ресурсов, к уничтожению в этих войнах природы и людей. Вот как об этом пишет Н. В. Маслова: «С точки зрения развития мозга история 23-вековой цивилизации - это история завоевания левополушар-ным мышлением господства над подавляющим большинством профессиональных, социальных, научных, образовательных, воспитательных процессов в человеческом обществе. В современном постиндустриальном обществе преимущественное применение, понимание, пропаганду, развитие, поддержку и, можно сказать, "законность" получил тип неэкологичного (левополушарного), т. е. патологичного, антропосферного мышления... Кризис цивилизации конца XX века есть кризис мышления, точнее, преобладания левополушарного типа мышления. Кризис состоит в неэкологичной эксплуатации одной из частей человеческого органа - головного мозга.» [16]; ср. также [17].

Как же устранить существующую диспропорцию мышления? Специалисты согласны с тем, что для этого нужно одинаково полно использовать оба полушария мозга, то есть «надо уметь и чувствовать, и думать», выражаясь словами героя романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» (анализ модели поведения романтика и прагматика на примере героев этого романа см. в [18]). Н. В. Маслова пишет: «Движение к экологичному развитию означает постепенное трансформирование однобокости мышления <...> целостное мышление отличается синхронной работой правого и левого полушарий головного мозга, оперирует их совокупной динамикой на основе не-

обходимых функций тела (восприятие, подача информации в мозг)» [19]. Ср. в связи с этим [20].

Как со всем сказанным связан творческий абсурд? Связь творческого абсурда с гармонизацией мышления, с уравновешиванием работы правого и левого полушарий мозга самая непосредственная, так как абсурд - это и есть трансформирование однобокости мышления, соединение того, что раньше было несоединимо, выход за пределы ума. В абсурде из конкретных и по отдельности знакомых и понятных внешних деталей создаётся некий качественно новый, трудноуловимый отвлечённый смысл. Абсурд, отвлекающийся от сугубой конкретности и отрицающий обязательность чётко заданного предназначения у каждой вещи, - это противоположность процессам конкретизации и дискретизации, обусловливающим прагматичность современного мышления (подробнее о видах конкретизации ср. [21]). Ср. в связи с этим: «Абсурдистская художественная практика в противовес эстетическим канонам рационализма... с самого начала отвергла средства логики. считая их чем-то искусственным. осуществляла "инсталляцию" обычной вещи в необычные контексты, позволяющие обнаружить новые, неожиданные горизонты смысла» [22].

Творческий абсурд является средством выйти за пределы прагматики и рационализма, отказаться от стандартности, предсказуемости, линейности обыденной жизни. Ср. в качестве примера ряд абсурдных анекдотов: Летят по небу два крокодила - синий и красный, особенно красный; Идёт лысый по пустыне, вдруг из-за угла его кто-то хватает за волосы и об асфальт; Из пункта А в пункт Б выехал поезд. Навстречу ему одновременно из пункта Б в пункт А выехал другой поезд. Дорога одноколейная, но они не встретились. Вопрос: почему? Ответ: не судьба!; Некоторые люди приходят в ужасное замешательство, когда предложение заканчивается не так, как они борщ (http:// www.ark.ru/ ins/ zapoved/ zapoved/ absurd.html; http://www.libo.ru/). Анализируя абсурдные анекдоты, в которых всегда присутствует некий совершенно неожиданный для слушающего поворот мысли или развитие событий, исследователь С. М. Шишков отмечает: «Именно в скорости развязки, где очень сжато уложена мысль, кроется основная часть комического эффекта анекдота. неожиданным может выступить уже незначительная мелочь - модификация слова, акцент и т. п. Здесь соприкасаются сознательное и бессознательное.» [23]

Говоря о востребованности творческого абсурда, нельзя не сказать о том, что обращение к нелогичным, нелинейным системам, которые не-

возможно исследовать в рамках сугубо рациональной научной парадигмы, сейчас актуально и для большинства наук - точных, естественных, гуманитарных. Наука рубежа ХХ-ХХ1 вв. рассматривает разные участки действительности и сознания как синергетические (самоорганизующиеся) системы: нелинейные, открытые, изменчивые, эволюционирующие, в которых каждое проявление хаоса/абсурда оказывается проявлением логики какого-то иного порядка, постигаемого только благодаря выходу за пределы уже известных постулатов и готовности принимать и познавать новые, прежде казавшиеся абсурдными принципы работы таких синергетических систем.

Так, например, современная физика со времён появления теории относительности Альберта Эйнштейна и квантовой теории Макса Планка активно изучает «мир нелинейных функций, и стоящий за ним мир нелинейных явлений», который «страшит, покоряет и неотразимо манит своим неисчерпаемым многообразием. Здесь нет места чинному стандарту, здесь безраздельно властвуют изменчивость и буйство форм» [24].

Отказ от теории строго линейного «прогрессивного» развития живых форм и интерес к разного рода странностям и отклонениям характерен и для современной биологии: «Не стоит рассматривать "низшие" существа как ступень перехода к более сложным живым организмам, При более пристальном изучении эволюции становится виден её "приводной ремень", а именно тот факт, что развитие не происходит прямолинейно от худшего у лучшему <,> В эволюции важно не совершенство, а умение принимать свои недостатки и делать из них неоспоримые достоинства» [25].

В языкознании мы также наблюдаем отход от господствовавшего прежде строгого системно-структурного подхода и утверждение интегральной когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического знания [26]. Одной из важных задач когнитивной лингвистики является изучение случаев нестандартного употребления языковых единиц. В работе А. Н. Баранова и Д. О. Добровольского анализ нестандартных употреблений был назван одним из приоритетов, одним из семи постулатов когнитивной семантики [27]. Различные нестандартные и переходные случаи «в традиционных лингвистических описаниях, игнорировались, считались маргинальными. Использование когнитивных методов позволяет интерпретировать их не как ошибки, а как специфические операции со знаниями», - отмечает В. А. Маслова [28].

Изменение научной парадигмы в разных областях знания, расширение горизонтов современной науки, её поворот от «линейности» к «нели-

нейности» ни в коем случае не отрицают достижений предшествующего периода. Н. Вдовичен-ко пишет: «Картина мира - один из способов увидеть мир в целом. С появлением новой просто расширяются возможности человека: он учится смотреть на мир с разных точек зрения и забираться в те его уголки, о существовании которых прежде даже не подозревал. Причём всё, что люди умели раньше, остаётся с ними» [29].

Таким образом, факты современной речи говорят о том, что различные проявления творческого абсурда сейчас весьма заметны и, более того, востребованы обществом. Можно предположить, что творческий абсурд в настоящее время, время повышенной рациональности и прагматичности мышления, актуален не случайно. При восприятии абсурдных (заумных, абстракционистских, сюрреалистических и подобных) произведений «эмоционально-интуитивное начало доминирует над рациональным» [30], и левополушарное мышление уступает ведущую роль правополушарно-му. Взаимодействие с абсурдом уводит мысль от рационализма к интуитивизму, от сознательного к бессознательному, от прагматизма к «бескорыстному» восприятию и тем самым служит гармонизации мышления. Утверждение важной роли случайных, нерациональных, хаотичных, абсурдных элементов наблюдается сейчас не только в искусстве и иных творческих сферах жизни, но и в науке. И точные, и естественные, и гуманитарные науки в настоящее время признают «нелинейность» устройства мира и синергетический принцип организации его различных систем. Однако при всём этом абсурд не может и не должен становиться единственным средством гармонизации мышления и ни в коем случае не должен становиться «нормальным» в обыденной жизни - не стоит доводить роль абсурда до абсурда.

Примечания

1. Буренина О. Что такое Абсурд, или По следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг. М., 2004. С. 772; Огурцов А. П. Абсурд // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. М., 2010. С. 21-24; Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995. С. 435-478; Косилова Е. Абсурд. URL: http:// fege.narod.ru/ scriptorium/ unsinn.htm (дата обращения 28.03.2012); Косилова Е. О национальных традициях в абсурде. URL: http://fege.narod.ru/scriptorium/natio.htm (дата обращения 28.03.2012); Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Стафецкая М. Феноменология абсурда // Мысль изреченная. М., 1991; Тремаски-на И. В. Абсурд повседневной жизни // Регионоло-гия. 2011. № 2. С. 279-280; Шишков С. М. Абсурдный анекдот в культуре // Анекдот как феномен культуры: материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. СПб., 2002. С. 139-147 и др.

2. Огурцов А. П. Указ. соч. С. 21.

3. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940; Словарь современ-

ного русского литературного языка: в 17 т. М., 19501965; Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985-1988; Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / под ред. Г. Н. Скляревской. М., 2001; Толковый словарь русского языка / под ред. Д. В. Дмитриева. М., 2003; Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005; Большой толковый словарь русских существительных / под ред. Л. Г. Бабенко. М., 2005; Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. М., 2007; Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 2008;

4. Когнитивный диссонанс. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Kогнитивный_ диссонанс (дата обращения 28.03.2012).

5. Косилова Е. Абсурд. URL: http://fege.narod.ru/ scriptorium/unsinn.htm (дата обращения 28.03.2012); Слаповский А. Мы. М., 2005 и нек. др.

6. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. В. Дмитриева. М., 2003.

7. ВКонтакте. URL: http://vk.com/search (дата обращения 28.03.2012).

8. Владимир Горохов. URL: http://vk.com/id5141445 (дата обращения 28.03.2012).

9. Калинина Л. В. Идиостиль Владимира Горохова как отражение современных языковых и социальных процессов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 6. Ч. 2. Т. 1. С. 237241.

10. Стишки-пирожки. URL: http://vk.com/perawki (дата обращения 28.03.2012).

11. Ражева Е. И. Лимерик: непереводимая игра слов или переводимая игра формы? // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. М., 2006. С. 331.

12. Флешмоб. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Флешмоб (дата обращения 28.03.2012).

13. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скля-ревской. М., 2007.

14. Фрики. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фри-ки (дата обращения 28.03.2012).

15. Калинина Л. В. Абстрактное и конкретное в языке и речи // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. Киров, 2001. С. 28-31; Калинина Л. В. В защиту Ужа, или О приоритете конкретного перед абстрактным // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: науч.-ме-тод. журн. 2004. № 10. С. 41-43; Калинина Л. В. Лек-сико-грамматические разряды имён существительных как пересекающиеся классы слов (когнитивно-семасиологический анализ). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. 225 с.

16. Маслова Н. В. Периодическая система всеобщих законов мира. М., 2005. С. 12-13.

17. Толле Э. Сила Настоящего. М., 2010; 25. Разви-лова В. Всегда обсуждать свои отношения // Psychologies. 2012. № 72. С. 93; Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Книга первая. Система полевой саморегуляции. СПб., 2009.

18. Чернова С. В. «Надо уметь и чувствовать, и думать...» // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. Киров, 2004. С. 3-15.

19. Маслова Н. В. Указ. соч. С. 13-15.

20. Толле Э. Указ. соч. С. 42; Лазарев С. Н. Указ. соч. С. 38; Вульф В. Холодинамика: вся сила в действии. М., 1995.

21. Калинина Л. В. От единства к единице // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: науч.-метод. журн. 2005. № 12. С. 77-82; Калинина Л. В. От синкретизма к дискретности (на материале лексико-грамматических разрядов имён существительных) // Реальность, язык и сознание: междунар. межвуз. сб. науч. тр. Тамбов, 2005. С. 503509; Калинина Л. В. Лексико-грамматические разряды имён существительных как пересекающиеся классы слов (когнитивно-семасиологический анализ). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. 225 с.

22. Огурцов А. П. Указ. соч. С. 24.

23. Шишков С. М. Указ. соч. С. 143.

24. Данилов Ю. Вездесущая нелинейность // Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2. М., 2005. С. 273.

25. Циттлау И. Странности эволюции. Увлекательная биология. СПб., 2010. С. 13.

26. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004; Лузина Л. Г. О когнитивно-дискурсивной парадигме лингвистического знания // Парадигмы научного знания в современной лингвистике. М., 2008. С. 40-48.

27. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Постулаты когнитивной семантики // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1997. № 1. С. 11-21.

28. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2007. С. 29.

29. Вдовиченко Н. Этот необратимый неоднозначный мир // Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2. М., 2005. С. 157.

30. Заумь. URL: Ьпр://ги.-шЫре^а.ог&/шкУЗаумь (дата обращения 28.03.2012).

УДК 811

В. Н. Оношко

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СЕМАНТИКОЙ НАПРАВЛЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Движение многообразно. Оно может быть направленным и ненаправленным. Каждое из них имеет свои критерии формирования.

Movement is multiform. The movement can be directional and undirectional. They have their criteria of forming.

Ключевые слова: лингвистика, семантика, движение, направленный, ненаправленный, предложение.

Keywords: linguistics, semantics, movement, directional, unidirectional, sentence.

© Оношко В. H., 2012

При определении семантической структуры простых предложений с семантикой направленного движения прежде всего необходимо определить, что понимается под семантикой направленного движения, выявить критерии её формирования и отграничить семантику направленного движения от других тесно соприкасающихся с ней семантик.

Исходным моментом при определении семантики направленного движения являются философские и логические критерии. Под движением понимается:

• Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира. Нет материи без движения и движения без материи.

• Перемещение кого-нибудь или чего-нибудь в определенном направлении.

• Изменение положения тела или его частей.

• Переносное: внутреннее побуждение, вызванное каким-нибудь чувством, переживанием.

• Действие транспорта, езда, ходьба в разных направлениях.

• Переносное: оживленность, напряженность действия.

• Общественная деятельность, преследующая определенные цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Переход из одного состояния, стадии в другое состояние, стадию развития [1].

Как мы видим, движение многообразно и по своей форме неоднородно, но всегда противопоставлено статике. По нашему мнению, следует выделить движение как важнейший атрибут, способ существования материи, как явления и факты окружающей нас действительности и как собственно движение - механическое движение, которое мы выделяем из всего многообразия видов движения.

Определение механического движения дал в свое время Р. Декарт, сводивший все виды движения к одному - механическому - как простейшему: «Движение - это перемещение одной части материи или одного тела из соседства тех тел, которые непосредственно его касались (...), в соседство других тел» [2].

Но и механическое движение многообразно и неоднородно. Оно включает в себя помимо перемещения в пространстве изменение положения тела и его частей, а также действие транспорта и тому подобное. Таким образом, налицо широкое толкование движения. Однако в нашей работе мы не ставим своей целью изучение движения в широком плане, что является предметом специального исследования. За исходный момент мы считаем возможным взять механическое движение как пространственное перемещение, принимая за основу философское определение, данное Р. Декартом.

Кроме того, движение может быть направленным и ненаправленным, в зависимости от того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.