стенку матки и питание эмбриона. В будущем из трофобласта образуется ворсинчатая оболочка -хорин, а затем плацента. После воспалительных процессов маточных труб сложный рельеф слизистой может нарушаться. Он может сглаживаться, и тогда зигота до образования трофобласта попадает в полость матки и гибнет. Это может быть причиной бесплодия. Если же после этого процесса просвет маточных труб, наоборот, закрывается, оплодотворенная яйцеклетка не может выйти в просвет матки и имплантируется в стенку яйцевода. При этом возникает внематочная беременность. Как мы видим, знание этих вопросов имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение и необходимо для биологического образования школьников и студентов.
При изучении строения матки значительное внимание учащихся обращается на структуру внутренней оболочки - эндометрия, наличие база-льного и функционального слоев в ней, механизмы циклических изменений.
Это слизистая оболочка, поверхность которой покрыта высоким призматическим эпителием, образующим трубчатые железы, донышки которых находятся в базальном слое. За счет их и происходит восстановление эпителия и желез в постменструальный период. В предменструальный период железы разрастаются, становятся извитыми и заполняются секретом. В менструальный период происходит спазм спиралевидных артерий, находящихся в функциональном слое, в отличие от базального слоя, где артерии прямые, омертвление и отторжение первого вместе с небольшим количеством крови.
В работе представлены только некоторые актуальные вопросы по теме половая система, изучаемые в цитологии, эмбриологии, гистологии и анатомии. Однако эта проблема многогранна, ее можно продолжать, изучая вопросы физиологии, психологии, нравственности и другие, так как влияние этой системы на организм животных и человека велико.
В.А. Щенев
ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Правомерно ли употреблять это понятие ? Можно ли говорить о ярославском пейзаже, поскольку какого-либо одного пейзажа или ландшафта, как говорят географы, на ярославской, да и любой другой земле не существует? Каждому живущему в нашем крае известны пейзажи лесные, ландшафты волжских берегов, озерных просторов, верховых и низинных болот. В народном
обозначении таких мест имеются соответствующие местные названия. Так, верховые болота получили имя "мхов", на карте области вы найдете названия "Неклюдовский мох", "Чистый мох", "Великий мох". Не одна деревня называется "Заозерье", "Холм" /Красный, Заячий/.
Однако, несмотря на большое разнообразие наших пейзажей, вполне можно говорить о преобладающем ярославском сюжете: это сочетание небольших полей ржи, пшеницы, овса или земель, занятых кормовыми травами, с соседними лесными участками в виде рощиц или групп деревьев, а то и настоящими хвойными и смешанными лесами. Такой пейзаж можно встретить повсюду - на севере и на юге, хотя к югу лесных участков становится меньше, а к северу от Ярославля леса преобладают над полями. Это пейзаж рукотворный, в течение веков он создавался человеком, начиная от древних угро-финских племен, вполне обходившихся охотой на дикого зверя и птицу и ловлей рыбы в реках и озерах, которых на территории области не так уж мало - от небольших, так сказать, местного "деревенского" значения до известных всей России жемчужин - Переелав-ского/ Плещеева/ озера, Неро, рукотворного Рыбинского водохранилища.
Современные географы все чаще обращаются к идее о национальном характере народа, его образе мысли, или "менталитете", как теперь часто говорят в поисках английского эквивалента. Характер этноса формируется природной средой - утверждает замечательный русский историк и географ Л.Н.Гумилев. По его мнению, этнические общности возникают на стыке нескольких ландшафтов. Несомненно, многие черты характера ярославского населения сложились под влиянием природных факторов. Вряд ли кто может отрицать их воздействие на каждого из нас, где бы он ни жил. Хорошо сказал об этом Б.Б.Ромодан: "Известно, что красивый ландшафт вызывает ощущение психологического комфорта, отвлекает от неприятностей, бодрит, успокаивает, оздоровляет, лечит, повышает работоспособность, поддерживает любовь к родному краю" /Б.Б.Ромодан. Пейзаж России //Вопросы истории естествознания и техники. 1993. N 4/.
Все эти размышления имеют прямое отношение к школьной географии, истории, литературе. Учитель обязан знать, в чем состоит красота и очарование родной природы, ярославского пейзажа, и объяснить учащимся, какие черты ярославца связаны с природными особенностями. Ярославская природа воздействует на человека своими "лирическими" компонентами - лесами, полями, лугами, реками и озерами. Не случайно ярославская земля сформировала поэтическое дарование Н.А.Некрасова, И.З.Сурикова, Л.Н.Трефолева, многих поэтов нашего времени. Особенно велико воздействие сочетания природных компонентов,
Щенев Владимир Андреевич - кандидат педагогических наук, профессор.
пейзажа* в целом. Одна из важнейших педаго-ичеомх целей - научить детей видеть красоту яоего края, его своеобразие и неповторимость. Необъяснимо, но даже сельские дети не могут $ыразительно рассказать о природе своей местности. Да что школьники! Мои студенты редко «аходят нужные слова, высказывают схема-гичные оценочные суждения о ней. Видимо, не гакое уж это простое дело. Поэт Н.Заболоцкий писал:
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей.
Почему так происходит? Думается, прежде всего потому, что эту красоту никто не показывает и не объясняет, а природа окружает каждого с детства, она привычна, каждодневна, обычна. Поражает, обращает на себя внимание все нео-бычое, незнакомые стороны и свойства, то, что особенно возбуждает наши органы чувств.
Именно на учителя ложится обязанность раскрыть красоту родной природы. Чем же она привлекательна и неповторима? Можно говорить о красоте ее отдельных объектов и явлений, а можно - о красоте ландшафта, пейзажа. Эстетическое чувство формируется постепенно, с раннего детства. К тому же его невозможно вызвать у ребенка без непосредственного общения с природой. Рассказ учителя много потеряет, если он не опирается на непосредственные впечатления детей, опыт такого общения.
В процессе обучения детей умению видеть красоту родной природы проходит, по крайней мере должен осуществляться ряд этапов, начиная с понимания красоты отдельных природных объектов - листьев, цветков, деревьев, холмов, птиц и зверей. Это этап детского сада и начальной школы. Он учитывает уровень подготовки детей, имеющийся опыт наблюдений в окружающей местности.
Следующий этап - подростковый и старший школьный возраст. Здесь появляется возможность знакомить с красотой природных компонентов и пейзажа в целом. В этом отношении особенно велик потенциал школьной . географии. Она изучает природу комплексно, ведь география - наука о единстве природы и человеческого общества, его деятельности. Она может организовывать общение с живой природой, но для этого надо знать пути и способы того, как это делать. Мои поиски литературы, в которой бы были описаны стороны,' наиболеее существенные для формирования эстетических ценностей, к сожалению можно сказать, ни к чему не привели. Есть публикации по вопросам рекреационной географии, по оценке степени привлекательности различных видов местности,
но эмоциональные компоненты в ней не развернуты, и пока учителю не на что опереться. Поэтому рассмотрим, в чем же состоит красота ярославской природы, ее элементов с точки зрения человека грамотного, географически образованного.
Рельеф. Несомненно, привлекает рельеф не однообразный, когда, как говорится, глазу остановиться не на чем, а местность пересеченная, холмистая, иными словами, непрерывно изменяющаяся волнистая равнина. Таких мест в нашей области немало. Протяженными полосами с юго-запада на северо-восток тянется гряда возвышенностей - Угличская, Даниловская, Борисоглебская. У этих возвышенностей довольно пологие, постепенно поднимающиеся склоны. Более крутые они и, следовательно, живописные у Клинско-Дмитровской гряды в Переславском районе на юге области. Особенно привлекает взор сочетание пологих склонов с рощами и отдельными группами деревьев.
Вода.- подлинная краса природы. Своим влажным климатом наша область обязана богатству реками, озерами, прудами. На территории Ярославского Поволжья протекает 4327 больших и малых рек, ручьев. Ее речная сеть - это прежде Волга с притоками. Радуют глаз волжские просторы! Из почти полутора миллионов населения области более миллиона человек живет на ее берегах или недалеко от них. Ярославские жители издавна выбирали места для городов и сел на высоких берегах великой реки, и дело не только в хозяйственном ее значении, но и в эстетической привлекательности берегов.
У малых рек своя прелесть. Они образуют изгибы, меандрируют, их берега поросли черемушником, ольхой, в зарослях которых любят гнездиться и распевать свои песни соловьи.
Подлинное украшение сельской местности - деревенские пруды с растущими на их берегах развесистыми ивами и мостками для полоскания белья.
Растительность. - оказывает большое эмоциональное воздействие на человека. Разнообразны форма и цветовая гамма растений, изменяющаяся по сезонам, внешний вид и породный состав. Природные расцветки, как правило, привлекают внимание яркостью, сочностью, чистотой. Края наши лесные. Лес красив в любо« время года, но особенно осенью. Листва окрашивается в разные цвета -оттеНки красного, оранжевого, желтого. Поразительны цветовые тона листьев осины, желтые в сочетании с формой листьев клена.
Деревья интересны формой кроны, листьев. Не отвести глаз от дуба, клена, рябины, еще привлекательнее сочетания листьев с цветками, вспомните лесную яблоню в цвету, шиповник, цветущую купальницу, землянику. Заросли цветущей черемухи на берегах ярос-
лавских ре^ - настоящее украшение ярославской природы. Среди растительных объектов много особо охраняемых.
Ландшафт. Самое сильное впечатление на человека оказывают все же не отдельные компоненты природы, а их сочетание - ландшафт. Именно шкив сочетания образуют пейзаж. Не случайно в географической литературе появилось понятие 'красота яандшафтаи.Для выявления эстетической ценности ландшафтов будет правильным выделить пх типы,а затем рассмотреть ее по соответствующим показателям. Наверное, это можно сделать по преобладающим з ландшафте компонентам. Чаще всего живописность определяется сочетанием леса, расчлененного рельефа и водоемов.
На территории области можно выделить три основных типа п гйзажа - по преобладающему эстетическому компоненту - лесные виды на возвышенных участках, озерные ландшафты с зарослями кустарников и водной растительности у берегов, долины рек с разнообразной растительностью, а также с культурными угодьями. Особенно красивы берега рек, озер, водохранилищ с лесистыми берегами, создающими разнообразие местности. Живописны долины малых рек с многоплановыми панорамами, да еще с крутыми берегами. Примером может служить река Вондель от деревни Щекотово до дер. Пономарево, долины рек Печегды, Лахости у дер.Селище.
Один из показателей эстетической ценности ландшафтов - пейзажное разнообразие. Несмотря на всю мягкость ярославской природы, в ней можно выделить территории с довольно большими различиями. Это прежде всего долина реки Которосли от г.Гаврилов-Яма до пос. Красные Ткачи и далее до ст.Река. Сюда относятся окрестности Переславля, точнее, ландшафты Переславского национального природно-исторического парка. Разнообразны виды верхней Волги до Рыбинска, реки Солоницы. Своеобразен озерный ландшафт Некрасовского района, подлинное Некрасовское поозерье.
Красивы деревенские улицы с деревьями по линии домов, деревни и старые города на волжских берегах. Красоту природы здесь составляет связь природы и человека. Особую привлекательность местности придают памятники архитектуры - старинные церкви, монастырские постройки, да и сельскохозяйственные угодья -поля, пашни, луга. Что касается городского пейзажа, то он требует отдельного анализа.
Эстетическая ценность ландшафта частично субъективна. Ее строгих критериев не существует. Ценятся формы и краски. Велика роль неба в пейзаже. Цвет передает состояние природы. Ярославское небо зимой часто пасмурное, серое, низкое. Лирическое, внешне не эффектное освещение постоянно изменяет восприятие местности. Чаще всего высокую оценку получают красочные закаты солнца.
Значительно ниже оценка равнинных ландшафтов. Их красота познается всегда зрительно, по собственным впечатлениям.
Субъективные оценки зависят от эстетического идеала, сформировать который у каждого ученика - одна из обязанностей учителя.
Л,Н,Сухорук0оа
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ РАЗДЕЛЕ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
Знания об эволюции органического мира представляют собой систему взаимосвязанных понятий, законов и „^ теорий и, несомненно, отно-
|| -ч^з-ся к теоретическим.
^^ ' ^ Известно, что в отличие
от эмпирических знаний, описывающих явления, теоре-Сухорукова Людми- тические служат основой
^идат°педагогичес- КаРТИНЫ МИР3' ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ких наук, доцент. ДЛЯ научных объяснении. Путь формирования теоретических знаний - восхождение от абстрактного к конкретному. Абстрактное - нечеткое, неявно выраженное, но тем не менее целбстное определение объекта, является предпосылкой и целью познания. Этапы формирования теоретических понятий таковы: дедуктивное введение исходной целостной абстракции ("клеточки") —> последующая ее конкретизация в системе понятий, законов, теорий примене-нение знаний для систематизации, объяснения, прогнозирования.
Возможность и необходимость построения учебного процесса на основе обнаружения в учебном материале исходного, существенного, с последующей его конкретизацией, показана известным психологом В.В.Давыдовым.
Исходной абстракцией, "клеточкой" в системе эволюционных знаний служит понятие "эволюция". Знакомясь с додарвиновским периодом развития биологии, учащиеся узнают, что под эволюцией органического мира понимается процесс исторического развития. Сущность этого процесса состоит в непрерывном приспособлении всего живого к разнообразным условиям существования, в усложнении во времени организации живых существ, появлении более высокоорганизованных форм жизни на основе более простых.
Затем исходная абстракция развертывается, в более конкретные понятия о движущих силах эволюции, развивающихся в системе теорий, - от учения Дарвина до СТЭ (синтетической теории эволюции).