Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Павлова-Борисова Т.В., Кузьмина М.М. — Якутская национальная композиторская школа и творчество первого эвенского композитора П.М. Старостина: опыт обзора // Философия и культура. - 2020. - № 12. - С. 1 - 10. DOI: 10.7256/2454-0757.2020.12.34736 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=34736
Якутская национальная композиторская школа и творчество первого эвенского композитора П.М. Старостина: опыт обзора
Павлова-Борисова Татьяна Владимировна
кандидат искусствоведения
доцент кафедры Культурологии Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова 677000, Россия, республика Саха (якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42
Кузьмина Милена Михайловна
бакалавр, кафедра культурологии, Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова 677000, Россия, республика Саха (якугмя), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.7256/2454-0757.2020.12.34736
Дата направления статьи в редакцию:
24-12-2020
Дата публикации:
31-12-2020
Аннотация.
Статья посвящена жизни и творчеству первого эвенского композитора П.М. Старостина (1944-2013) в контексте развития национальных композиторских школ Востока. Целью исследования является обзор жизни и творчества эвенского композитора П.М. Старостина. Объектом исследования выступает профессиональное музыкальное искусство эвенского народа, предметом исследования - творческое наследие первого эвенского композитора. Исследование основано на сравнительно-сопоставительном и типологическом методах с учетом теоретических разработок отечественных музыковедов в области изучения закономерностей развития молодых национальных композиторских школ (М.Н. Дрожжиной, М.Ю. Дубровской, Л.Л. Пыльневой и др.). К основным относятся
следующие выводы. Становление первого эвенского композитора П.М. Старостина происходило в рамках якутской национальной композиторской школы. Главным источником творчества П.М. Старостина стал богатый эвенский фольклор: эпические сказания, обрядовые жанры, песенная лирика. Творческое наследие П.М. Старостина отличается самобытностью и жанровым своеобразием: от крупных форм - оперы и кантаты до камерно-вокальных произведений и сочинений для детей. География распространения молодых национальных композиторских школ продвинулась на северо-восток России, где достаточно активно в настоящее время функционирует якутская национальная композиторская школа. Якутская национальная композиторская школа уже сама становится новым центром, на периферии которой складываются предпосылки для формирования национальных композиторских школ малочисленных народов Севера, проживающих в арктической зоне. Рассмотренный нами в статье опыт обзора творчества первого эвенского композитора П.М. Старостина маркирует данный процесс. Новизна исследования состоит в том, что впервые вводятся в научный оборот данные о жизни и творчестве эвенского композитора П.М. Старостина. До настоящего времени его имя оставалось практически неизвестным музыковедению. Подобное рассмотрение проводится впервые.
Ключевые слова: композитор, композиторская школа, Старостин, творчество, жанры, обзор, эвенский, становление, влияние, наследие
В изучении современных тенденций развития музыкальной культуры актуальным является исследование проблемы становления национальных композиторских школ Востока.
Целью настоящей статьи является рассмотрение жизни и творчества первого эвенского композитора П.М. Старостина. Объектом исследования выступает творческое наследие композитора в обзорном аспекте. Предметом исследования - процесс становления П.М. Старостина как композитора, а также основное содержание, темы и образы его произ в е де ний, ж а нров ый с о с та в е г о тв о рч е с тв а .
Исследование основано на сравнительно-сопоставительном и типологическом методах с учетом теоретических разработок отечественных музыковедов в области изучения закономерностей развития молодых национальных композиторских школ (М.Н. Дрожжиной, М.Ю. Дубровской, Л.Л. Пыльневой и др.).
Материалы исследования: копии сочинений композитора, тексты и либретто, были в свое время предоставлены им в наше распоряжение. Также в данном исследовании использованы записи наших бесед и интервью с композитором.
Молодые национальные композиторские школы как явление.
Всеобщим к концу ХХ века явлением является процесс выхода музыкального профессионализма европейского типа за пределы породившей его европейской культуры. Большой интерес вызывает сформировавшееся в его недрах художественное явление - молодые национальные композиторские школы, которые возникли как результат слияния письменной многоголосной и устной монодийной систем музыкального мышления. В неевропейских культурах традиционного типа - государствах Востока, союзных, а также автономных республиках бывшего СССР активно шли процессы формирования и развития собственных моделей национальных композиторских школ
Следует отметить тот факт, что в последние десятилетия география распространения европейской композиторской модели существенно расширилась. Имеет тенденция смещения активности процессов формирования молодых национальных композиторских школ на периферии центра. При этом в национальных композиторских школах Востока, которые в свое время являлись периферией по отношению к европейскому музыкальному профессионализму, продолжается дальнейшее поступательное развитие -появляются новые имена композиторов, которыми создается корпус современных музыкальных произведений, более разветвленной становится их жанровая система.
Как уже было отмечено, формирование национальных композиторских школ Востока на территории СССР происходило, в основном, в середине минувшего столетия. В бывших советских республиках Средней Азии модернизационные процессы в музыкальной культуре шли гораздо более быстрыми темпами, чем в советских автономиях, так как
привлекались все имевшиеся силы административных и политических ресурсов 3]. Наличие собственной композиторской школы рассматривалось с позиций национального престижа и являлось делом государственной важности. Национальные композиторские школы союзных республик имели больше возможностей для своего успешного развития. В целях быстрого формирования национальных композиторских школ активно привлекались профессионально обученные специалисты из центральных городов страны, которым по их приезде на местах создавались благоприятные условия. Отлаженно работала система государственных заказов, особенно в отношении произведений крупных театрально-сценических жанров - опер и балетов, а также и инструментальной музыки - симфоний, поэм и т.д.
Бюджетные возможности автономных республик Российской Федерации были меньше, чем у союзных. Они зависели от основных тенденций развития федеральной системы культуры, проводимой РСФСР культурной политикой, ориентиры которой в магистральных линиях совпадали с устремлениями регионов иметь свою национальную творческую интеллигенцию, в том числе в сфере профессионального искусства.
После продвижения русского варианта западноевропейской модели музыкального профессионализма на Восток - в союзные республики Северной Азии, они сами стали центрами, с мощными импульсами, проецируемыми в мировое культурное пространство и прежде всего культурное пространство СССР и Российской Федерации.
Наиболее восприимчивыми к импульсам, исходившим от молодых национальных школ союзных республик Средней Азии стали национальные автономии РСФСР. Данная восприимчивость - при общей их ориентированности на саму западноевропейскую модель, ее русский вариант как на канон и на молодые национальные школы союзных республик, как на паттерн - обусловлена наличием сходства культур, а также в ряде случаев и языкового родства.
Якутская национальная композиторская школа. Формирование П.М. Старостина как композитора.
«Процесс становления якутской национальной композиторской школы, как и во многих других союзных и автономных республиках советского государства, в связи со сложившимися общественно-политическими условиями шел форсированным путем. Освоение музыкального языка, выразительных средств, многоголосного мышления, жанровой системы, всего музыкально-творческого опыта, в европейской музыке происходивших веками, в якутской национальной композиторской школе происходило ускоренными темпами. Формирование национально-композиторской школы в Якутии
происходило с некоторым отставанием от общего процесса становления молодых национальных композиторских школ в других союзных и автономных республиках СССР. Данное обстоятельство было обусловлено географической удаленностью северной республики от очагов европейской культуры, а также суровыми климатическими условиями региона. Отсутствие остаточно развитой инфраструктуры, необходимой для функционирования музыкального профессионализма европейского типа, требующей для ее создания больших капиталовложений, являлось причиной неподготовленности слушательской аудитории, что влекло за собой отсутствие социального заказа на создание и исполнение произведений композиторского творчества. В свою очередь, данное обстоятельство тормозило развитие готовности генной культуры к восприятию
европейской традиции» [8, с-691
Для Якутии опыт братских автономий - прежде всего Башкирии - в силу родства тюркских в своей основе культур, оказался ближе и оказал большое влияние на процессы формирования якутской национальной композиторской школы. Следует отметить, что в Башкирии в 1970-80 гг. уже имелась соответствующая инфраструктура профессиональных музыкальных учреждений, необходимая для успешного развития национальной композиторской школы. Уфимский государственный институт искусств вел подготовку профессиональных композиторских кадров [12; 13].
Если основоположник якутской композиторской школы, первый якутский композитор М.Н. Жирков в 1930-х гг. обучался в стенах Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в классе И.И. Дубовского и впоследствии активно сотрудничал с ее представителями - профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, композитором Г.И. Литинским, создав в содружестве с ним первые якутские оперы «Ньургуун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыр», а также первые якутские балеты «Полевой цветок « и Алый платочек», то практически все композиторы, составившие костяк среднего поколения якутской национальной композиторской школы - В.В. Ксенофонтов, А.Н. Созонов, первая якутская женщина-композитор П.Н. Иванова, А.В. Самойлов (как аккордеонист) и К.А. Герасимов (как аккордеонист), первый эвенский композитор П.М. Старостин в 1970-1980-х гг. прошли обучение в Уфимском институте искусств. В.В. Ксенофонтов, А.Н. Созонов, П.Н. Иванова, П.М. Старостин в разные периоды обучались в классе у одного педагога - выдающегося музыкального деятеля Башкортостана, народного артиста СССР, композитора З.Т. Исмагилова, который своим творчеством на национально-историческую тематику - операми, симфонической музыкой, камерно-вокальными произведениями оказал большое влияние на своих якутских учеников. Он научил их методам работы с фольклорным материалом как основой творчества.
Одновременно с процессами становления якутской национальной композиторской школы шел процесс приобщения представителей коренных малочисленных народов Севера -эвенков, эвенов, чукчей и юкагиров, проживающих на территории Якутии - к освоению музыкального профессионализма европейского типа, их включения в творческий процесс.
В Якутии за годы советского культурного строительства была последовательно выстроена система подготовки музыкальных кадров: с 1940-х гг.-начальная ступень предпрофессионального образования - детские школы искусств (ДШИ) и детские музыкальные школы (ДМШ) республики, с 1960-х-среднее звено профессионального образования - Якутское музыкальное училище(колледж) им. М.Н. Жиркова, с 1990-х гг. - Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова.
В республике активно работают такие исполнительские коллективы - как самый северный оперный театр в мире - Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона.В Якутии также функционируют Государственная филармония Республики Саха (Якутия) имени первой в Якутии женщины- дирижера симфонического оркестра Г.М. Кривошапко, Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) им. Сергея Зверева-Кыыл Уола с оркестром национальных инструментов, Государственный театр коренных малочисленных народов Севера, в котором ставятся спектакли, основывающиеся на музыкальных традициях коренных малочисленных народов Севера и т.д.
Среди представителей коренных малочисленных народов Севера в Якутии стали появляться первые профессиональные музыканты, в том числе первый композитор из малочисленных народов Севера, эвен П.М. Старостин (1944 - 2013). Эвены -тунгусоязычный народ, расселенный на северо-востоке Якутии, на протяжении длительного исторического развития многочисленными этнокультурными и социокультурными контактами связанный с якутами. Рассматривать творчество одного из видных деятелей эвенской профессиональной музыкальной культуры в отрыве от якутской национальной композиторской школы невозможно. Становление П.М. Старостина как композитора прошло в тесной связи с протекавшими в ней процессами.
Пантелеймон Мартынович Старостин родился в с. Батагай-Алыта Саккырырского района (ныне Эвено-Бытантайский улус) Якутской АССР 19 сентября 1944 г.в семье потомственного охотника-оленевода из старинного эвенского рода Тюгесир - Мартына Спиридоновича Старостина. Мать - Елена Иннокентьевна Старостина родом из Булунского района Якутии, занималась воспитанием детей. Будущий композитор вплоть до 1963 г. учился в Саккырырской средней школе, где стал пробовать сочинять песни и стихи. Впоследствии литературное дарование помогло ему в его дальнейшем музыкальном творчестве - он написал либретто своей оперы «Сулкены» и тексты некоторых своих камерно-вокальных сочинений. Был активным участником художественной самодеятельности, играл на мандолине, гитаре, баяне. Известный якутский самодеятельный автор и мелодист Тимофей Стручков рекомендовал ему профессионально заниматься музыкой. После прохождения в 1964-1967 гг. военной службы в рядах Советской Армии П.М. Старостин в 1976 г. закончил дирижерско-хоровое отделение (класс А.А. Лебедкиной) Якутского музыкального училища им. М.Н. Жиркова. К этому периоду относятся появление его первых композиторских опусов - он написал ныне достаточно популярную песню «Ыйдана киэ1пэ» («Лунный вечер»), которая вошла в репертуар первого профессионального эвенского оперного певца, солиста Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) Семена Дьяконова.
По направлению Министерства культуры Якутской АССР П.М. Старостин по стопам своих старших коллег, в частности рекомендации якутского композитора А.Н. Созонова поступил в Уфимский институт искусств (1982 - 1987 гг.), по окончании которого влился в ряды представителей якутской национальной композиторской школы.
Творчества П.М. Старостина. Жанровый состав. Темы и образы.
В своем творчестве Пантелеймон Мартынович Старостин воплощал темы и образы, воспевающие людей Арктики, их стойкость, силу духа и веру в себя - это качества, характерные для представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в циркумполярной зоне. Таким образом он являлся выразителем не только родной эвенской культуры, но и духовных ценностей культур народов Севера, объединенных сходными условиями проживания.
Например, его единственная камерная опера в четырех картинах «Сулкены» с авторским либретто (1987), повествует о противоборстве чукотского охотника Суглягина, которой боролся за выживание в условиях суровой Арктики. Попав в пургу, он сбился с пути, отморозил ноги, и несколько суток не мог найти дорогу домой. Когда закончился запас еды, то выстоять наперекор судьбе ему помогла песня, давшая ему сил дождаться помощи людей. Но противостояние со стихией оказалось неравным. Умирая, он оставил своим родным и близким песню «Сулкены» то есть «Безногий», которая осталась в народе как память о нем. Эту песню передают от него потомки, как память о мужестве северного человека. Интересно, как в данном оперном произведении, фактически моноопере с минимальным участием второстепенных персонажей - супруги Суглягина с небольшими вокальными репликами и группы его друзей, не имеющих самостоятельных вокальных партий, которой отсутствуют развернутые хоровые сцены и оркестровые вступления к картинам - преломилась самобытная традиция личных песен народов Севера. Такого рода ритуал характерен для традиционной культуры эвенов, когда умираюший человек благословлял своих родственников, высказывал свои наставления и оставлял свой последний наказ и завет. Он родственен эвенскому жанру хиргэчэн -заклинаниям -благопожеланиям, исполняемым с целью воздействия на обьект для получения желаемого результата [6, с-64; Л с-27, 281
Кантата «Пройденный путь - под знаменем Октября» («9ктeeбYP знамятын аннынан»)
(1985) на исторические темы для солистов, хора и симфонического оркестра сочинена на слова И.В. Алексеева. Кантата состоит из 5 частей: 1 часть «Солдат революции» («Революция саллаата»), 2 часть «Спасибо тебе, солдат труда» («Ба1пыыба Yлэ саллаата»), 3 часть «Слава» («Албаан аат»), 4 часть «Героям Великой Отечественной войны» («Сэрии геройдарыгар») 5 часть «Знамя Октября» («9ктееб знамята»). Произведение было написано в духе идеологических установок советского времени и посвящено героическому прошлому советского народа от Октябрьской революции до современных ему дней. Обращение к крупным хоровым жанрам в целом являлось характерным для советского периода развития молодых национальных композиторских школ, в том числе и якутской, так как кантатно-ораториальные жанры были особенно востребованы идеологическими установками тех лет. В беседе с одним из авторов данной статьи П.М. Старостин выразил четкую убежденность, что от идеалов и своей истории народ отказываться не должен и, что он как композитор не будет отрицать факт создания кантаты в своей творческой биографии. Помимо указанного хорового сочинения крупной формы П.М. Старостин написал отдельные хоры и хоровые обработки, например, «Посвящение».
Большой интерес вызывает первая эвенская симфоническая поэма «Тюгесирская»
(1986). Жанр симфонической поэмы является характерным для композиторов молодых национальных композиторских школ, для которых не свойственна острая конфликтность и обращение к сонатно-симфоническому циклу. Поэма посвящена старинному эвенскому роду, представителем которой является сам композитор. В качестве главной темы, лежащей в основе симфонической поэмы «Тюгесирская» взят широко известный напев традиционного эвенского кругового танца дехонди, записанный и опубликованный в сборнике «Эведыл - дёнтур, икэл-дэ» одним из первых собирателей эвенской народной музыки, советским композитором Г.А. Григоряном, в период с 1953 по 1961 гг. жившим и
работавшим в Якутии -И51. В основе этого напева лежат т.н. «хромые» - как определил их Г.А.Григорян, т.е. синкопированные ритмы. Известный эвенский традиционный запев кругового танца расцвечен н яркими темброво-гармоническими красками, звучит в свежо и самогбытно.
Среди камерно-инструментальных сочинений композитора необходимо выделить эвенскую сюиту для деревянных духовых инструментов «1панилои дентурам» (сказ). Сюита состоит из 4 частей: 1 часть «1панилой дентурам («Сказ»), 2 часть «Кэку» («Кукушка») 3 часть «Дорово, хонШачан» («Здравствуй, олененок), 4 часть- «1пээдьэ». Сюита представляет нам инструментальные зарисовки картин эвенской жизни. 1 часть «1панилой дентурам («Сказ») повествовательная и неспешная, воплощает мир эпических сказаний эвенского народа. «Кэку» («Кукушка») и «Дорово, хонШачан» посвящены представителям животного мира: птице кукушке и оленю, имеющим в культуре эвенов сакральное значение и отражают живое эмоциональное отношение композитора к воплощению их музыкальных образов средствами инструментальной музыки.
Наибольший массив сочинений относится к фортепианным произведениям , созданным в разные годы: «Scherzo», «Вариации на эвенскую народную тему», «Далеко на севере», «Порыв», «Раздумье», пьеса «Рассказ», «Пьеса-прелюдия», «Прелюдия №15», пьеса «Охотник», пьеса «На льду». В 1993 г. был издан сборник П.М. Старостина «Дорнын: фортепианные пьесы». «Ценность фортепианных эскизов - в его этническом начале, где бесспорно присутствует колорит Севера, с его богатством и бескрайностью «природного» начала, - писал фортепианных сочинениях Пантелеймона Старостина заслуженный артист РС (Я), известный якутский пианист Марк Слепцов, отмечая единство колористически-гармонических приемов и разнообразие фортепианной «техники»
композитора
Среди камерно-вокальных сочинений следует указать 3 романса на слова эвенских поэтов П. Ламутского, А.В. Кривошапкина, В.Д. Лебедева, цикл песен «Сарыал YПкYYтэ> («Танец солнечного рассвета») (1967-1983 гг.), песня о любви a cappella «Ылла CYPэх тапталым» («Пой о любви»).
Также интересной является «Сказка о Мээргэнэ, который жил на солнце» (нанайская сказка для детей). Она повествует о том, как сильный и ловкий Мээргэн спас от злых духов свою жену Пудин. Данное произведение представляет собой смешанный жанр для чтеца, который читает текст, пианиста и певицы, которая исполняет реплики Пудин. Партия фортепиано имеет яркую характерность, так как воплощает средствами музыкальной выразительности музыкальные портреты основных сказочных персонажей.
П.М. Старостин также уделял время для создания произведений для детей «Детские пьесы»: №1 «Я танцую», №2 «Игра».
П.М. Старостина можно объективно назвать разносторонним деятелем музыкальной культуры эвенов, так как он совмещал композиторское творчество с научной работой, как и первый якутский композитор - основоположник якутской композиторской школы М.Н. Жирков. П.М. Старостин, будучи старшим научным сотрудником ИПМНС СО РАН, е 1994-1996 гг. выполнил научно-исследовательскую работу «Песенный фольклор эвенов Тюгясирского рода». Будучи первыми композиторами из числа своих этносов, которые в своем творчестве осуществили слияние двух музыкальных систем - родной традиционной и форм музыкального профессионализма европейского типа, они прекрасно понимали ценность музыкального фольклора своих народов как основы композиторского творчества, поэтому занимались его сбором, систематизацией и изучением.
Таким образом, подводя итоги нашего исследования следует отметить, что:
1. Становление первого эвенского композитора П.М. Старостина происходило в рамках якутской национальной композиторской школы. Еще будучи учащимся Якутского музыкального училища им. М.Н. Жиркова, он испытал влияние со стороны известных
музыкальных деятелей Якутии. Большую роль в становлении его как композитора сыграло обучение у одного из видных представителей другой башкирской национальной композиторской школы в лице З.Т. Исмагилова.
2. Главным источником творчества П.М. Старостина стал богатый эвенский фольклор: эпические сказания, обрядовые жанры, песенная лирика. Родина П.М. Старостина представляет собой крупный анклав компактного проживания эвенов, где издавна
сохранялись образцы эвенской культуры и народного искусства J-1^, а также темы и образы традиционных культур малочисленных народов Севера.
3. Творческое наследие П.М. Старостина отличается самобытностью и жанровым своеобразием: от крупных форм - оперы и кантаты до камерно-вокальных произведений и сочинений для детей. В ходе своей деятельности композитор тесно сотрудничал с представителями творческой интеллигенции Якутии, не только с композиторами, но также с известными поэтами и исполнителями.
4. География распространения молодых национальных композиторских школ продвинулась на северо-восток России, где достаточно активно в настоящее время функционирует якутская национальная композиторская школа.
5. Якутская национальная композиторская школа уже сама становится новым центром, на периферии которой складываются предпосылки для формирования национальных композиторских школ малочисленных народов севера, проживающих в арктической зоне. Рассмотренный нами в статье опыт обзора творчества первого эвенского композитора П.М. Старостина маркирует данный процесс. В наши дни созданы благоприятные условия для того, чтобы начинается подготовка композиторов велась на территории Якутии - на базе Высшей школы музыки (института) РС (Я).Таким образом появление новых имен композиторов из числа представителей коренных малочисленных народов Севера, населяющих северо-восток России. Формирование ими своих национальных композиторских школ - это дело времени.
Библиография
1. Алексеев А.А. Забытый мир предков (очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-Западного Верхоянья). Якутск: КИФ «Ситим», 1993. 96 с.
2. Джумакова У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности: Исследование. Астана: Фолиант, 2003. 232 с.
3. Джумакова У.Р. О понимании и восприятии национальных свойств музыки и методологических проблемах музыковедения Казахстана // Музыка. Искусство, наука, практика. №4.(24) 2018. С.65-74.
4. Дрожжина М.Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX в. Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2004. 280 с.
5. Дрожжина М.Н. Школа в каноническом музыкальном искусстве и современность (на примере деятельности Академии макома в Таджикистане) // Вестник музыкальной науки. 2019. №2. С.85-90.
6. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 263 с.
7. Павлова-Борисова Т.В. Традиционная музыкальная культура эвенов. Якутск: Изд. Дом СВФУ, 2020. 104 с.
8. Павлова-Борисова Т.В. Якутская национальная композиторская школа (к постановке проблемы) // Творчество композиторов Якутии в контексте развития
национальных композиторских школ: мат. Всеросс. Науч. конф. (г. Якутск, 25 апреля 2008 г.). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. С.68-82. 9. Пыльнева Л.Л. Музыкальная культура сибирских городов в контексте культурных влияний // Вестник музыкальной культуры. №4. 2016. С.85-93.
10. Пыльнева Л.Л. Проблема школы в творчестве композиторов Бурятии, Тывы и Якутии // Вестник музыкальной науки. 2013. №1. С.57-64;
11. Пыльнева Л.Л. Традиционные жанры в творчестве композиторов Бурятии, Тувы и Якутии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2016. №2(40). С.53-61.
12. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность: уч. пособ. Уфа: Гилем, 2005. 320 с.
13. Скурко Е. Р. Очерки современной музыкальной литературы Башкортостана. Уфа: Узорица, 1997. 156 с.
14. Слепцов М. Фортепианные пьесы композитора П. Старостина // Старостин П.М. Дорнын: фортепинные пьесы. Якутск: Ситим, 1993. 8 с.
15. Эведыл дёнтур, икэл-дэ. Якутск: Кн. изд-во, 1960. 80 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Философия и культура» автором направлена статья «Якутская национальная композиторская школа и творчество первого эвенского композитора П.М. Старостина: опыт обзора», в которой поднимается вопрос об изучении творчества современных национальных композиторских школ. Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что всеобщим к концу ХХ века явлением является процесс выхода музыкального профессионализма европейского типа за пределы породившей его европейской культуры. Большой интерес вызывает сформировавшееся в его недрах художественное явление - молодые национальные композиторские школы, которые возникли как результат слияния письменной многоголосной и устной монодийной систем музыкального мышления. Анализируя избранную тему, автор преследует цель - рассмотрение жизни и творчества первого эвенского композитора П.М. Старостина. Объектом исследования выступает творческое наследие композитора в обзорном аспекте. Предметом исследования - процесс становления П.М. Старостина как композитора, а также основное содержание, темы и образы его произведений, жанровый состав его творчества. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия география распространения европейской композиторской модели существенно расширилась. Имеется тенденция смещения активности процессов формирования молодых национальных композиторских школ к периферии от центра. При этом в национальных композиторских школах Востока, которые в свое время являлись периферией по отношению к европейскому музыкальному творчеству, продолжается дальнейшее поступательное развитие - появляются новые имена композиторов, которыми создается корпус современных музыкальных произведений, более разветвленной становится их жанровая система. Методологической базой послужили сравнительно-сопоставительный и типологический методы с учетом теоретических разработок отечественных музыковедов в области изучения закономерностей развития молодых национальных композиторских школ. Эмпирические данные: копии сочинений композитора, тексты и либретто, записи бесед и интервью с композитором. Для
достижения поставленной цели автором выделено проблемное поле исследования по следующим направлениям: история появления и становления композиторской школы Якутии, творчество П.М. Старостина, жанровый состав, образы и темы его произведений. В данной статье приведено детальное описание истории появления и развития национальных композиторских школ как на территории республик Советского Союза, так и в автономных республиках России. Автор отмечает, что якутская национальная композиторская школа уже сама становится новым центром, в которой складываются предпосылки для формирования национальных композиторских школ малочисленных народов севера, проживающих в арктической зоне. В наши дни созданы благоприятные условия для того, чтобы начальная подготовка композиторов велась на территории Якутии - на базе Высшей школы музыки. Проведя исследование и проанализировав полученные данные, автор приходит к выводу, что становление первого эвенского композитора П.М. Старостина происходило в рамках якутской национальной композиторской школы. Еще будучи учащимся Якутского музыкального училища им. М.Н. Жиркова, он испытал влияние со стороны известных музыкальных деятелей Якутии. Главным источником творчества П.М. Старостина стал богатый эвенский фольклор: эпические сказания, обрядовые жанры, песенная лирика. Родина П.М. Старостина представляет собой крупный анклав компактного проживания эвенов, где издавна сохранялись образцы эвенской культуры и народного искусства, а также темы и образы традиционных культур малочисленных народов Севера. Творческое наследие П.М. Старостина отличается самобытностью и жанровым своеобразием: от крупных форм -оперы и кантаты до камерно-вокальных произведений и сочинений для детей. В ходе своей деятельности композитор тесно сотрудничал с представителями творческой интеллигенции Якутии, не только с композиторами, но также с известными поэтами и исполнителями. Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что проблематика изучения национальных композиторских школ представляет несомненный культурологический интерес. Выводы, сделанные автором, позволяют констатировать, что музыкальная культура является важным звеном в процессе аккумулирования и трансляции уникальных духовных ценностей каждого народа. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиография позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике (было использовано 15 источников). К сожалению, в исследовании отсутствует полемика и анализ трудов ученых, изучающих данную проблему. Без сомнения, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанного недостатка.