конкретного вида предлагаемой маркетинговой услуги на основании добровольного участия в, так называемой, диалоговой маркетинговой информации, т.е. регулярно отвечая на социологические опросы или маркетинг-тесты по почте, телефону или через СМИ. Это обеспечивало надежность маркетинговых источников и статистическую достоверность предоставляемых потребителю информационных моделей консультативного продукта.
Литература
1.
2. 3.
Галоян П.П. Баланс взаимоотношений конкурсных управляющих и участников рынка распродаж имущества предприятий-банкротов. // Бюллетень Адвокатской палаты Московской области. -2010. -№3. -50-51 с. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - М.: Финпресс. - 2010. - 328 с. Нечаев А.П. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности. -М.: ИУНХ Фин. Ун-та -2010.- 193 с.
Нисковских М.А.
Warn-маркетинг как инструментарий экспертизы безопасности энергооснащения жилых и промышленных объектов
Говоря о методологии экспертизы безопасности технического перевооружения жилых и промышленных объектов на территории России, следует обратиться к рыночно-перспективным научным приемам оповещения
мировой практике (A.W.Kupter, 2009) носит название предостерегающего (warn) маркетинга. Как пишет названный исследователь, «warn-маркетинг представляет собой систему сбытовых символов, предостерегающих потребителя о
Таблица 1. Цель и задачи маркетингового проекта «Энергоэффективный социальный сектор» (продукт Рабочей группы по Энергоэффективности Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, май 2010)
I .íji i,
> Повышение мкргоэффекшвноеш объектов социального сектора (шкод и больниц'! за счет: слилс-елил .затрат па оплату э\шргапга^тле:иая, повышпптя качества и надеантоши энергоснабжения. снижения энергонагрузки на городскую инфраструктуру и бюджет города за счет энергосбережения в социальном сзкто;>е, формирования нормативов энергсоффективиогти для новых объектов сонналъного сектора, внедрения инновационных подходов и технологий знерго-эффективности социа льно™ сектора с целью ипоследуюшейст.щваэтизациии популяризации.
Задачи:
• Снижение расходов коневлидирипапвого бюджета и и. оплату эисргорсеуреив шкод » больниц в среднем на 15 -20% в сопоставимых условиях.
• Снижение общего потребления iHepropecypcoB объевст^ми социального сектора на 20-30% к уровню 2009 года.
• Распространение не менее чем в 50% шшш и боныищ типовых ргшентгй.
• Созданий более иомфор! ныл условий для пациентов больниц. ученишшгаи, сотрудников.
небезопасных схемах (или оборудовании) в сфере энергооснащения жилых и промышленных объектов. Касаясь научных принципов \уагп-маркегингового прогнозирования, следует подчеркнуть, что при Президенте Российский Федерации (в рамках комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России) был своевременно создан особый маркетинговый проект «Энергоэффективный социальный сектор», который имеет четко определенную цель и задачи, представленные в таблице 1.
Как свидетельствуют данные таблицы 1, Президент РФ поставил перед соответствующими полномочными экономическими структурами государства следующие задачи по трансформации политики безопасного энергопереоснащения в социальном секторе страны. При этом, \уагп-маркетинг также имеет задачу оптимизации психологии работников госучреждений и структур муниципальных образований, привыкших нерачительно расходовать энергоресурсы. Этими задачами стали: снижение расходов консолидированного бюджета на оплату энергоресурсов школ и больниц, в среднем, на 15-20% к уровню 2009 года; создание более комфортных услуг для пациентов больниц, учеников школ и сотрудников за счет установки более современного энерго- и теплооборудования, что позволило бы (до 2014 года) обеспечить снижение общего потребления энергоресурсов объектами социального сектора на 20-30% к уровню 2009 года.
Схема 1. Организационная схема проекта «Энергоэффективный социальный сектор» (продукт Рабочей группы по Энергоэффективности Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, май 2010 года)
Организационная схема проекта «Энергоэффективный социальный сектор»
Министерство образования и науки РФ
Рабочая группа ло энергоэсрфекгивиостн Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при президенте РФ
Проектный офис МАЦ
Ежегодный ОТЧЁТ ло Программе
Ежемесячный отчет по проектам Отчет по нормогворческои деятельности Мониторинг поручений Экспертиза проектов НПА
Супервайзер проекта Рашевскии Б.В ОАО "СУЭК"
Регулярном мониторинг формирование отчетности предложения по изменению НПА
Министерство здравоохранения и социального развитии РФ
О
Гэсьейе^-е пилотных проектов й регионах, разработка предложений по изменению
нормативны* правовым актов
Субъекты РФ. Муниципальные; образования
Комментируя данные схемы 1, супервайзер проекта «Энергоэффективный социальный сектор» В.В. Рашевский (2010) посчитал нужным рекомендовать проведение пилотных проектов по энергосбережению в 10 ведущих субъектах РФ, среди которых были: Республика Татарстан; Краснодарский, Красноярский, Пермский, Хабаровский и Алтайский края; Тверская, Новгородская, Калужская области и Ханты-Мансийский автономный округ. Статус выполнения подобного проекта представлен на схеме 2.
Статус создания норматив нон пазы дли жерикчфкнса социальны к меримрии ши
261 -ФЗ «Об энергосбережении н о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят 23.11.2009 г. Ппедетто понятие пперпо сервисного контракта и определены сто основные условия
Г
94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, д.±а гаеударешенных и муниципальных кужд.ч.
Внесены изменения Законом 26! -ФЗ Определен пор идо к заключения энергосерБиеных контрактов для государственных и муниципальных нужд
! Установление 11равитсльстпа РФ «О требованиях к условиям контракта на энсргосервие и об особенностях определения начальной (максимальной.) цены куш раки (цены лота) на энершсгриис»,
Утверждено (Л .07.2010г. Устанавливает требования к условиям контракта па :>псргоссрпнс, определяет порядок формирования конкурсных условий д,:я таких кошра&гов.
Схема 2. Статус создания нормативной базы для м>ат-маркетинга, т.е. символов рыночного предупреждения безопасности энергосервиса социальных мероприятий (В.В. Рашевский, 2010)
Обсуждая данные схемы 2, необходимо подчеркнуть, что представленные на ней нормативные документы реально закладывают основы глобализации высокотехнологического рынка энергосберегающих систем светодиодного
положение названной светотехники в России, Ю.Б. Айзенберг и О.В. Малахова (2010) указывают, что «современные проблемы энергоэффективного освещения многогранны и имеют широкий спектр. Их решением сейчас занимается большое количество фирм и организаций, работающих в области светотехники. И это действительно актуально, поскольку дефицит энергии становится проблемой все большего числа российских городов. Ретроспективно оценивая эту проблему, следует указать, что в России в 2011 году (по сравнению с 2006 годом) 90
потребность в электроэнергии увеличилась в 2,5 раза. Планы по введению новых генерирующих мощностей были пересмотрены, и вместо 23 ГВт за пятилетку было решено ввести 41 ГВт новых энергетических мощностей. Для сравнения, в Китае в 2007 году было введено 104 ГВт электроэнергии. И здесь возникает весьма существенный вопрос: по какому пути идти - наращиванию генерирующих мощностей или снижению потребления электроэнергии без ухудшения качества освещения. Отметим, что стоимость создания киловатта генерирующих мощностей на электростанциях разного типа стоит, примерно, 1-3 тыс. долл. США, а снижение установленной мощности на киловатт освещения стоит 150-200 долл. США. Кроме того, это связано с решением важнейшей проблемы снижения вредных выбросов в атмосферу». Вместе с тем, Л.Ф. Рогачева (2010) называет такой ингредиент \уагп-маркетинговых программ, как тарифы, «системной мерой стимулирования энергосбережения юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм». Названный исследователь пишет, что «одной из подобных предостерегающих, т.е. \уагп-маркетинговых мер, может быть установление повышенного тарифа на энергетические ресурсы для крупных промышленных потребителей во время пиковых нагрузок на энергетическую систему (примерно, с 7:00 до 10:00 и с 18:00 до 22:00). Во время пиковых нагрузок в энергосистеме более всего велика вероятность аварии, поэтому сокращение энергопотребления крупными промышленными потребителями значительно снизит степень такой вероятности. В настоящее время промышленность не заинтересована в добровольном ограничении энергопотребления, т.к. в таком случае необходимо будет сократить в определенные часы производство продукции или осуществлять работу в ночное время суток, что является не совсем выгодным для работодателей с точки зрения трудового права (повышенная заработная плата работникам, дополнительные гарантии и пр.). Поэтому установление повышенных тарифов наряду с возможностью потребителя получить дополнительные материальные выгоды по заключенным им с уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соглашениям о добровольных ограничениях потребления энергоресурсов, позволят заставить энергоемких промышленных потребителей сократить потребление энергоресурсов». С другой стороны, ростовский маркетолог П.Б. Ременец (2009) утверждает, что «повышенный тариф на сверхлимитное потребление электроэнергии будет являться не \уагп-фактором, а тормозом в производственных отношениях, так как именно электроэнергия используется в целях отопления и горячего водоснабжения. Целесообразно установить повышенный тариф на потребление энергетических ресурсов для всех групп потребителей, включая население, в случае превышения установленных лимитов потребления энергетических ресурсов. Соответственно, для каждой группы потребителей должен быть установлен свой лимит, причем в целях исключения злоупотребления со стороны регионов такие группы и лимиты (за исключением лимитов бюджетным организациям, финансируемым из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) должны устанавливаться на федеральном
уровне, а также верхний и нижний пределы повышенных тарифов, в рамках которых субъекты РФ должны самостоятельно устанавливать конкретные величины повышенного тарифа. Таким образом, на выходе должна получиться многоступенчатая система предупредительных (warn) тарифов для разных категорий потребителей. Государство устанавливает минимальный тариф для населения, если ежемесячное потребление энергии не превышает определенного уровня, а далее, чем больше энергии расходуется сверх установленного уровня, тем выше становится тариф. Введение повышенных тарифов должно стать по сути тем «кнутом», который заставит экономить, а не только тратить». Маркетолог из Республики Алтай E.H. Мереджанова (2009) настаивает на том, что «следует дополнительно рассмотреть установление предупредительного (повышенного) warn-тарифа на потребление электроэнергии только в целях отопления и горячего
от платы за технологическое присоединение и платы за подключение по факту проведения энергосберегающих мероприятий. В настоящее время при строительстве нового дома застройщику необходимо подключить новый дом к сетям инженерно-технического обеспечения для получения тепла, воды, электроэнергии, для чего он получает разрешение на подключение и вносит плату за подключение - это в теории. Однако, на практике, энергоснабжающие организации (ЭСО) зачастую отказывают застройщику в выдаче разрешения из-за отсутствия резерва мощности по производству соответствующего ресурса. Данную проблему можно решить путем проведения энергосберегающих мероприятий на территории ЭСО или существующих потребителей (одного потребителя), результатом таких мероприятий станет высвободившаяся дополнительная мощность, на которую и подключат застройщика. Однако, при проведении энергосберегающих мероприятий, застройщик буцет вынужден нести значительные финансовые затраты (сами энергосберегающие мероприятия плюс плата за подключение к сетям). В конечном счете, застройщик заложит эти затраты в стоимость жилья, поэтому целесообразно установить на законодательном уровне освобождение застройщиков от платы за технологическое присоединение и платы
достаточная для подключения данного застройщика». Таким образом, предлагаемая система предостережения различных социальных слоев населения о новых тарифах после энергопереоснащения жилых и промышленных объектов позволяет реально достичь внедрения программ энергосбережения, используя такой прогрессивный рыночный инструментарий, каковым является warn-маркетинг.
Литература
1. Айзенберг Ю.Б., Малахова О.В. Основные маркетинговые характеристики рыночного сбыта источников света российского производства.// Российский свет. - 2010. - №9. - 24-29с.
2. Мереджанова Е.Н. Маркетинговые программы освобождения юрлиц от платы за технологическое подключение к системам энергоснабжения.// Маркетолог Алтая. - 2009. - №2. - 69-73 с.
3. Рашевский В В. Маркетинговый проект «Энергоэффективный социальный сектор».// Российский свет. - 2010. - №6. - 73-81 с.
4. Ременец Б.Б. Маркетинговые программы повышения тарифов на сверхлимитное потребление электроэнергии.// Промышленность. - 2009. -№4. - 27-28 с.
5. Рогачева Л.Ф. Факторы внешней маркетинговой среды как мера стимулирования энергосбережения юридическими лицами.// Новый юридический вестник. - 2010. - №3. - 51-54 с.
6. Kupter A. W. Why the Bounce at Rubbermaid. - Fortune 115,- 2009. - 77-78 p.
Овчинников К. И.
Консогиальный маркетинг как научно-прикладной инструментарий
антикризисного управления
Наш собственный критический анализ источников по затронутой проблеме позволил констатировать разрастание на рынке конкуренции маркетинговых программ (предлагаемых различными научными школами) для эффективного антикризисного управления предприятиями в сложившихся условиях затяжных рецессий. В этой связи ряд отечественных и зарубежных исследователей (Куличков Е.Н, Трайнев И.В., 2007; Tagliaferro V.I., 2008; Pellicelli G. I., 2010) акцентируют внимание экономического сообщества на аспекты рыночной перспективности, так называемого, консогиального маркетинга (corso = бег; sualos = стекло). Прародитель названного управленческого инструментария A.Marshall (1993) рассматривал консогиальный маркетинг как систему рыночных мероприятий, направленных на прозрачное ускоренное продвижение реализационных планов предприятий-банкротов для законодательного наполнения их конкурсной массы. Подобный методологический подход в рамках антикризисного управления предприятиями способствовал несудебной практике в разрешении споров по дисконтированию дебиторской задолженности на базе реального определения ценовых параметров движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов или общей стоимости бизнеса предприятия-должника, исходя из его существующей кадастровой оценки. Как отмечают известные столичные маркетологи В.С.Зимин (2006) и 3. А. Айгумова (2007), «можно насчитать примерно 10 российских методик и методических рекомендаций по оценке дебиторской задолженности, среди которых есть разработки государственных структур, таких как Российский фонд федерального имущества; саморегулирующихся общественных организаций: Российского общества оценщиков, Национальной коллегии оценщиков; есть и авторские методики: бартерная методика Круглова М.В., сценарная методика Юдинцева С.П., методика альтернативных сценариев