Научная статья на тему 'Маркетинговые приемы поиска рыночных ниш в сфере энергосбережения'

Маркетинговые приемы поиска рыночных ниш в сфере энергосбережения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / МАЛАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / QUIPMENT. KEY WORDS:

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинин В. П.

Предложенные нами принципы научного обоснования маркетинговых приоритетов мини-промышленного производства энерготепловых и холодовых ресурсов средствами малой комплексной энергетики базировались на высокой сбытовой эффективности конечного продукта мини-тригенерационных установок, позволяющих вырабатывать теплоту, холод и электроэнергию одновременно, что помогает превысить ежемесячно (в условиях технической и финансовой отрегулированности маркетингового проекта) 90% от уровня первичных инвестиционных затрат (в сравнении с 40-48 процентной эффективностью традиционных энергогенерирующих крупных источников, т. е. атомных электростанций, ТЭЦ, гидроэнергетических каскадов и т.д.), поскольку холод в условиях малой комплексной энергетики вырабатывается не из дорогой электрической энергии, а из утилизированной теплоты выхлопных газов газотурбинного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Search marketing techniques of market niches through energy efficiency

We proposed the principles of scientific study of marketing priorities, a mini-industrial production and cold energoteplovyh resources means a small complex of energy supply based on the high efficiency of the final product mini-trigeneration plants, allowing to produce heat, cold and electricity at the same time, can not exceed a monthly basis (in terms of technical and financial otregulirovannosti marketing project) 90% of the initial investment cost (compared with 40-48 percent efficiency of traditional power-major sources, ie nuclear power plants, power plants, hydropower cascades, etc.), since the cold in a small complex of energy produced not because of expensive electrical energy and heat from the recycled exhaust gas turbine equipment.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые приемы поиска рыночных ниш в сфере энергосбережения»

Экономическое развитие личности

Вершинин В. П.

Маркетинговые приемы поиска рыночных ниш в сфере энергосбережения

Одной из осязаемых рыночных ниш в сфере энергосбережения является сектор предпринимательства, задействованный в сфере малой энергетики. В этой связи в 2009-2010 годах при Администрации президента РФ была создана технологическая платформа, которая получила название «Малая комплексная энергетика», что представлено в таблице 1. Комментируя данные этой таблицы, следует выделить ожидаемые результаты проекта «Малая комплексная энергетика» по О.П. Варфоломееву (2010): выполнение стратегических программных целей государства в области малой комплексной энергетики, способствующих реализации курса на энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики страны; обеспечение условий для дальнейшего динамичного социально-экономического развития страны, в том числе отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока; создание эффективного инновационного механизма, позволяющего объединить усилия науки, производства и потребителей для создания и производства новой когенерационной техники, отвечающей текущим и будущим потребностям рынка; укрепление позиций отечественных производителей когенерационной техники на внутреннем и зарубежных рынках; определение вектора научно-технического развития, являющегося долгосрочным ориентиром при выборе приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований в области когенерационной техники; создание нового типа взаимоотношений науки, производителей и потребителей, который может быть тиражирован для других приоритетных направлении научно-технической деятельности страны». В этой связи, один из идеологов российской малой энергетики В.М. Ганченко (2009) ставит перед маркетологами ряд стратегических целей энергосбережения. Названный исследователь указывает, что «как правило, стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.

Основные направления энергосбережения:

1. Поведенческое энергосбережение. Это укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, когда она им не нужна, что можно выразить привычным лозунгом: «Уходя - гасите свет». Необходимо осознание людьми положения, что энергосбережение - экономически выгодно. Достигается это информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением со школьной скамьи энергосбережению, т.е. поведенческое энергосбережение подразумевает

обеспечение потребностей при меньшем потреблении энергоресурсов, и это в основном обеспечивается без совершенствования технологий. Как показывает опыт, поведенческое энергосбережение может составлять 2-10 % от всего потенциала энергосбережения.

2. Совершенствование энергетических установок поставщиков и потребителей. В первую очередь, совершенствование их конструкций. Важно Табл. 1. Маркетинговые мероприятия по созданию и организации деятельности технологической платформы «Малая комплексная энергетика» (О.П. Варфоломеев, 2010).

Мероприятия

Организации функционирования платформы

Результат

Кпнпегпия текчггтпгичйгщш пгтлтфпрмы Проект У:тава платформы

Проекты регламентов деятельности

Рабочего комитета н Экспертного совета Персональный состав Рабочего комитета н М кс пергг нопо с о встг. Иергчепг, участников проекта

Анализ состояния и перспектив развития отрасли с привлечен нем кус-групп го правлениям:

- потребители и пользователи; производители;

- шттеи шиш ц всэмозгностл отечествен иой пауки :

- долгосрочные персизктивы ратЕития ьпрыш [Фцрсдш )

Стратегнчсскис направления развития отр а с л и н а д о л госр очную пер елт е ¡сгнву

Определение приоритетов научно-технического развитие спрэсли, позволяющих заибэлее полно удовлетворить потребности рынка и эффективно

р^нитиыш ь ии|;ициш1 шечеи I венной нку ГН И ||[1С.ШЧНЦ N" I №1 (аЫ|П111К1№ [птурмв) потреб н(1гти рынка к чффкчгтиянп реализовать потенциал отечественной науки л производства (<< Мозговой штурлоп I

Перечень приоритетных ¡1аучно-тзяни-чс^ш! задач к у Си 1(11,111 ра!ра&х!кн н ||[]1Н'ЧШ1,ЧГГК:| К[11ГНГ[ГН||И1>НН[}Й чгхники * Рп-гчтш

Плышровшша делтглыюстн плетфэрыц на долгосрочную перспективу с лекал тайней направлении в рамках конкретных секторов и а у ки л п роизводства

Дорона И1 и карта ра:шитн а отр а с л н Стратегическая программа исследований

Организация конкурсов инноващтнвкх проектов н рамках стратегической программы исследований

Положение о конкурсе Конкурсная документация Состав конкурсной комиссии ТЗ на реализацию гпиюгных проектов Предложения по реализации инновационных проектов

Реализация пилотных проектов и внедре-несих ре эуньтвго б в п рощю^рвр

Опытные образцы новой ко генерационной

1ШНИЕИ

обеспечивать отечественных разработчиков и производителей оборудования информацией о перспективах рынка энергосберегающих технологий. Например, после принятия ФЗ «Об энергосбережении» 1996 года, ожидалось массовое применение теплосчетчиков, следствием стало появление множества отечественных производителей приборов учета тепловой энергии. Планирование будущих потребностей чрезвычайно важно для развития бизнеса. Также необходимо повышать информированность потребителей о новых технологиях.

3. Энергосбережение в зданиях и сооружениях, улучшение их конструкций. Большая часть этих мер актуальна в части тепловой энергии, а также в экономии электроэнергии, используемой для термических целей и на освещение (не только более эффективные лампочки, но и определенные требования к помещению, например, вплоть до использования светлой или светоотражающей окраски). На все эти три основные группы накладывается система мер как ограничительных, так и стимулирующих. Одна из основных задач - сделать энергосбережение выгодным бизнесом как для организаций, профессионально занимающихся энергосбережением, так и для инвесторов. С другой стороны, энергосбережение должно быть превращено для потребителей энергоресурсов в доступный способ снижения расходов. В рыночной экономике производят те товары или услуги, которые готовы купить, поэтому необходимо создать рынок энергосбережения, через создание потребностей в энергосберегающих товарах и услугах, а они не замедлят появится при наличии спроса. Потребность в конкретных технологиях, проведении определенных мероприятий, необходимость снижения определенных показателей должна появиться при соответствующем тарифном регулировании, экологических ограничениях, ограничениях по использованию топлива и т.д. При изучении системы потребностей выигрывают энергосервисные компании, создающие бизнес в этой сфере, так как эта деятельность не требует значительных финансовых вложений, нужнее опыт, знание экономики и технологий». Как пишет А.Н. Воротынцев (2010), «одна из задач власти сегодня - это создание эффективной системы законодательного, нормативного, методологического и программного обеспечения энергосбережения на каждом уровне. В дальнейшем задача органов власти федерального, регионального и районного уровня - это организация управления программами и взаимодействия субъектов программ соответствующего уровня, также организация контроля за нижестоящими органами власти. Цели повышения энергоэффективности совпадают и с другими целями муниципальных образований таких как экологии, задач повышения экономичности систем энергоснабжения и др. Вредные выбросы (в том числе парниковые газы) в городах, связаны в значительной мере с энергетическими источниками, использующими ископаемое топливо, соответственно меньшее потребление топлива уменьшает выбросы и улучшает экологическую обстановку поселений». По мнению Л.В. Малогиной (2009), «задача повышения экономической эффективности процессов производства, транспорта, потребления энергоресурсов напрямую связана с задачей уменьшения потерь и снижения расхода топлива (составляющего значительную часть в структуре затрат

энергоснабжающих предприятий), и при росте стоимости топлива будет все более актуальна. Конкуренция в дальнейшем будет нарастать. Неэффективное потребление энергоресурсов будет приводить к дополнительным издержкам, к росту стоимости подключения к инфраструктуре. Потребители, имея возможность выбирать, будут отключаться от дорогой инфраструктуры. Повышение энергоэффективности и, как следствие снижение издержек, должно стать основной задачей энергоснабжающих предприятий». По свидетельству С.Н. Максимчук (2010), «вопреки устоявшемуся мнению снижение отпуска энергии в результате энергосбережения у потребителя, может быть выгодно энергоснабжающему предприятию. Снижение потребления и, соответственно, отпуска энергии приводит и к снижению дополнительных затрат у энергоснабжающего предприятия. При правильной структуре цены на отпускаемую энергию, поставщик сам будет заинтересован в энергосбережении в конечном потреблении. Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры и снимает проблемы выделения земельных участков под новое строительство, отчуждения санитарно-защитных зон и т.д., что в целом положительно сказывается на градостроительном развитии. Решение задач повышения энергоэффективности на всех уровнях будет способствовать повышению конкурентоспособности страны в целом. Снижение отпуска энергии в результате энергосбережения у потребителя, также может быть выгодно энергоснабжающему предприятию Например, при снижении потребления тепловой энергии у теплоснабжающей организации уменьшаются объемы продаж, и при уменьшении количества переданной теплоты, удельные затраты возрастают. Но нужно учитывать и другие факторы. Ведь при этом возможно повышение тарифа на единицу переданной теплоты, соответственно повышается уровень прибыли предприятия в этих тарифах. И самое главное, что при повышении тарифа потребитель в расчете на м2 заплатит меньше, т.к. в результате энергосберегающих мероприятий ему требуется меньше тепловой энергии, раз потребитель меньше платит, то лучше платежная дисциплина и т. д. Повышается конкурентоспособность ЦТ и организация получает возможность подключить к той же системе, без увеличения диаметра трубопроводов, новых потребителей. Получают выгоду застройщики, так как подключение становится дешевле». Как указывает Г.Н. Макушинская (2009), «в крупных городах существует проблема выделения земельных участков под новое строительство. Энергосбережением можно частично решить и эту проблему, ведь меньшее потребление энергии, требует меньше источников (или сокращения санитарно-защитных зон при снижении мощности источника), меньшие диаметры сетей, снижение плотности линий электропередач, всё это приводит к экономии жизненного пространства города. Решение задач повышения энергоэффективности на сегодняшнем этапе, когда существует большой резерв малозатратных мероприятий, совпадает с большинством стратегических целей государства, хозяйствующих субъектов. В итоге повышается конкурентоспособность страны в целом».

/ Повышение \ / эффективности \ I суиестаукщи?: \

сипел* ' апергоашЕЬнешм !

иисс.кьн:* / \ '' \ У \/

-V

Снижение \ потребления ^нерлпресурсов вз енсшнсЛ ергры /

/ Снтг^тти" \

I ипт|>?Йкг1^"т к \

энелгоргс^'рсак ^ существующих

л.,*'* ^ \ погребите лен у

Ч

у ' \ - /

? СшЕЩЕИС \ , ' / *Ч

/ погрешности в N

/ допслннтелтык '.

I эхерпэресурслч /

\ при ркдктпщ

У V. х

X/

/' Обеспечение . / щщчбоссти б \ / (^сршрс^рса! зш \ ^чгт

ВОКЙИПППЯСМЫХ I

\ источников /

\ ^НЕрГИК /

У

Схема 1. Программа повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры поселений (версия М.Г. Дудковской, 2009)

По мнению М.Г. Дудковской (2009), «энергорасточительность свойственна всем российским поселениям. Она превратилась в проблему еще на стадии создания коммунальной инфраструктуры поселений и сохраняется до настоящего времени. Постоянно повторяющиеся управляющие воздействия не приводят к кардинальному решению проблемы. Для решения ее необходимо выделить в отдельную систему, локализовать территориально в рамках поселения, всесторонне изучить во взаимосвязи с внешней средой, установить причины возникновения и подпитывающие ее ресурсы, определить цели и выработать конкретные рекомендации по их достижению. В наиболее общем виде цель энергосбережения для каждого поселения может быть сформулирована в следующем виде: «обеспечение потребностей поселения в качественном, надежном и экологически допустимом энергоснабжении при целесообразно минимальном потреблении энергоресурсов из внешней среды, что представлено на схеме 1». Обсуждая данные схемы 1, ее автор пишет, что «принципиальное значение имеет выбор алгоритма (набор, последовательность и взаимосвязь действий) по достижению каждой цели. Первичная ошибка в выборе алгоритма, даже при дальнейших значительных усилиях, может привести к тому, что цель не сможет быть достигнута. В случае неудовлетворенности результатом, причину неудачи нужно искать в несовершенстве алгоритма. Достижение обозначенных целей обеспечивается выполнением значительного числа подцелей, для достижения каждой из которых необходимо разрабатывать свой алгоритм. Программа повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры поселений представляет из себя численно сформулированные цели, набор алгоритмов и систему управления».

Литература

1. Варфоломеев О.П. Маркетинговые составляющие пилотных проектов развития малой энергетики.// Власть., 2010. - №7. - 35-36 с.

2. Воротынцев А.Н. Поведенческое энергосбережение.// Маркетинговый прогноз., 2010. - №4. - 37-38 с.

3. Ганченко В. М. Стратегический маркетинг в сфере энергосбережения.// Иностранный рынок., 2009. - №4. - 41-42 с.

4. Дудковская М.Г. Энергорасточительность в российских муниципальных образованиях.// Неправительственный вестник., 2009. - №8. - 20-24 с.

5. Максимчук С.Н. Маркетинговые механизмы профилактики падения уровня энергоснабжения потребителей - физических лиц.// Новый юридический вестник., 2010. - №4. - 52-54 с.

6. Макушинская Г.Н. Проблема энергоснабжения при выделении земельных участков под новое строительство.// Уральский маркетолог., 2009. - №8. -60-61 с.

7. Малогина Л.В. Маркетинговая эффективность использования энергоресурсов на транспорте.// Транспортное дело России., 2009. - №3. - 77-80 с.

Веселова Т.Е.

Инновационность медиа-инструментария в государственной поддержке маркетинговых программ мини-здравниц

Говоря о правильно организованном сбыте конечного продукта малых предприятий, функционирующих в сфере оказания санаторных услуг в организационно-правовой форме мини-здравниц, следует провести адресацию к опыту известного маркетолога К.Г. Хапсирокова (2008), который подчеркивал, что «магистральный составляющей методологии рыночной медиа-активности является задействование потенциала государственных и муниципальных СМИ для создания позитивного имиджа малых предприятий у потребителя, в т.ч. приобретающего услуги в санаторно-курортной сфере хозяйствования. Системные научные исследования маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства (схема 1), позволили установить, что базы исследования (мини-здравницы) использовали достаточно ограниченное количество собственных телевизионных клипов (10,6-21,7% наблюдаемых малых предприятий), рекламных щитов (25,8-27,7%), красочных рекламных буклетов (33,6-35,9%), позволяющих интенсифицировать сбыт их собственной продукции на различных профильных сегментах отечественного рынка. Подобная низкая маркетинговая активность объяснялась: 1) высокой стоимостью полиграфических и телевизионных услуг; 2) слабой подготовкой в сфере рекламы самих руководителей таких предприятий; 3) засильем крупным рекламодателей, т.е. предприятий-обладателей прав на известные торговые марки, способствующие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.