УДК 374.02
В. А. Шаравьёв
ВЗРОСЛЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ:
СУБЪЕКТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Рассматривается взрослый обучающийся как субъект дополнительного образования. На материале исследований по психологии и лингводидактике анализируются и определяются характеристики взрослого обучающегося, значимые для овладения иностранным языком в рамках краткосрочных курсов. Выявленные особенности позволяют сформировать четкое представление о взрослом как субъекте обучения в целом и субъекте овладения иностранным языком в частности.
Ключевые слова: взрослый обучающийся, интенсивное обучение, краткосрочные курсы, дополнительное образование взрослых, дальнейшее самосовершенствование.
Динамические преобразования в современной России продуцируют ряд факторов, актуализирующих потребность взрослых в дополнительном образовании. Высокая конкуренция на рынке труда приумножает стремление зрелого человека к непрерывному обучению в течение жизни. Современная лингводидактика, получив социальный запрос на образовательные услуги в этом направлении, занимается решением задач методологического обоснования и методического обеспечения программ, направленных на обучение взрослых иностранному языку.
Доступность и многообразность языковых курсов, все увеличивающаяся личная потребность в овладении иностранным языком приводят к тому, что возраст обучающихся на курсах дополнительного лингвистического образования растет с каждым годом.
Взрослые обучающиеся занимаются иностранными языками факультативно, в дополнение к своему основному виду деятельности, и желают овладеть навыками общения на конкретном уровне к определенному сроку для выполнения поставленной задачи (продвижение по службе, командировка, сдача экзамена, прохождение собеседования при устройстве на работу и т. п.). Как следствие, они имеют ограниченный период времени на посещение курсов и достижение своей цели и осуществляют обучение в рамках краткосрочных (интенсивных) программ дополнительного образования.
Ограниченность периода для изучения иностранного языка у взрослых приводит к необходимости повышения эффективности обучения, выраженной в разработках и использовании различных интенсивных методик. Методисты определяют интенсивность как повышение скорости и качества обучения, как объем работы, выполняемый в заданные промежутки времени [1, с. 7]. Однако быстрота и эффективность овладения иноязычной речью (интенсификация) осуществляются только с учетом индивидуальных психологических и психофизиологических качеств обучающихся.
Интенсивности обучения иностранным языкам взрослых в том числе способствуют следующие факторы:
- наличие сильной внутренней мотивации;
- возможность практического применения знаний;
- обучение/закрепление в процессе работы;
- обучение в неформальной обстановке;
- отсутствие «оценивания» (тем более младшим по возрасту преподавателем), но присутствие «направления» для обучения.
Стоит заметить, что с разных точек зрения (социологической, педагогической, психологической) споры вызывает само определение «взрослый человек». Ю. Н. Кулюткин определяет взрослого человека как «прежде всего социально сформированную личность, способную к самостоятельному и ответственному принятию решений в соответствии с нормами и требованиями общества. Это субъект общественно-трудовой деятельности, ведущий самостоятельную жизнь, производственную, общественную, личную. Он самостоятельно принимает решения, активно регулирует свое поведение» [2, с. 124].
Кроме того, ученые по-разному определяют возрастные рамки взрослого периода жизни индивида (по Б. Г. Ананьеву: 21-65 лет, по Ю. Н. Ку -люткину: 16-70, по И. Е. Степанову: 18-40). Несмотря на отсутствие единой установленной систематизации возрастных периодов развития субъекта, отмечаются общие тенденции в различных возрастных периодизациях. Раннюю взрослость рассматривают в период 21-25 лет, среднюю взрослость 25-50 лет и позднюю зрелость 50-75 лет.
Также наряду с другими факторами значительное влияние оказывают социальный статус, уровень образованности и специфика профессиональной занятости человека. Таким образом, современная психология развития ставит под сомнение возможность точно указать границы периодов становления взрослых людей. Мнения большинства ученых сходятся в определении взрослыми тех, кто
«включился в профессиональную жизнь и взял на себя активные социальные роли и семейные обязательства. Они уже вышли из того типа отношений зависимости и того типа мышления, которые характерны для детства и отрочества и вступили в социальные отношения другого типа зависимости» [3, с. 10].
Соответственно, взрослым можно назвать любого человека, который живет осознанной и ответственной жизнью и занят конкретным делом. Взрослого отличает наличие большого объема жизненного опыта, выступающего в бытовом, профессиональном и социальном направлениях. Взрослый человек - это субъект, обладающий социальной, физической, психологической и нравственной зрелостью, финансовой независимостью, а также имеющий жизненный опыт и уровень самосознания, достаточный для ответственного саморегулируемого поведения.
Потребность взрослого в обучении во многом будет связана с его профессиональной деятельностью и выполнением иных социальных ролей. Соответственно, в обучении он преследует довольно конкретные, практические и достижимые цели. Вдобавок когда взрослый человек, проживая в условиях налаженного быта, готов выйти из своей зоны комфорта и решается на такую учебную деятельность, как изучение иностранного языка, это указывает на его заинтересованность и высокую мотивацию. Зачастую, мотивация к обучению определяется необходимостью решить проблему карьерного роста, переезда на новое место жительства в другую страну и т. д. При этом взрослый человек старается в кратчайшие сроки использовать полученные качества, знания, умения, навыки, чтобы поскорее решить эту проблему.
В процессе обучения взрослые непременно опираются на личный жизненный опыт (профессиональный, бытовой, социальный), а так как они обычно погружены в профессиональную деятельность и связаны семейными и социальными обязанностями, то все эти факторы оказывают свое влияние на организацию процесса обучения [3, с. 11].
Таким образом, к основополагающим характеристикам, которые отличают взрослого обучающегося, можно отнести:
- осознание себя самостоятельной личностью и индивидуальностью;
- большой запас собственного опыта, используемого в качестве источника обучения иностранному языку;
- наличие мотивации к решению важных проблем и достижению конкретной цели с помощью учебной деятельности;
- стремление к скорейшей реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств (переписка
и общение с иностранными коллегами, чтение литературы в оригинале и т. д.);
- зависимость учебной деятельности от временных, профессиональных, бытовых и социальных условий.
С учетом перечисленных характеристик представляется возможным прогнозировать взаимоотношения в группе учащихся, а также более эффективно выстраивать систему подачи и отработки учебного материала. Планирование педагогического процесса не было бы полным без учета психических и физиологических особенностей взрослых, к исследованиям которых мы приступаем далее.
За последние годы в психологии и физиологии накопилось достаточно научных данных об изменениях человека в период взросления. Также возникло новейшее понимание единства и взаимосвязи всех периодов человеческого развития (онтогенеза). Данные материалы позволяют предположить, что в процессе развития взрослого человека наблюдается некоторое замедление скорости интеллектуальных реакций, но несмотря на это, обучаемость становится более эффективной.
По мнению Б. Г. Ананьева, сам факт обучения уже является показателем стабильной умственной работы и определяет высокий тонус интеллекта в целом. «Образование для взрослых является одним из важнейших факторов, обеспечивающих высокую жизнеспособность человека. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию взрослого человека являются огромной силой, противостоящей инволюционным процессам» [4, с. 7].
Согласно исследованиям по геронтологии, биохимии и возрастной физиологии, развитие всех функций человеческого организма происходит непрерывно от рождения к старости. Однако необходимо отметить, что различные функции и их составляющие эволюционируют неодинаково, или «нелинейно»: некоторые начинают стареть уже с момента рождения человека, другие, развиваясь до совершенства, ухудшаются только в старости, а третьи и в престарелом возрасте имеют способность к развитию. В частности, установлено, что произвольное запоминание неизменно улучшается с возрастом, а «если у пожилых людей и отмечается ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается интактной» [5, с. 112].
Многочисленные исследования показали, что ухудшение памяти вследствие старения не является настолько серьезным, как считалось ранее (Adams, Barry, Kaplan, Perlmutter, Person & Verdonik). Проблемы с памятью в большей степени обусловлены такими факторами, как угасание активной деятельности, сужение круга общения, минорное настрое-
ние и т. д., которые не являются неизбежными результатами старения. И несмотря на то, что люди более старшего возраста все же способны принимать и удерживать чуть меньший объем информации, с возрастом сохраняемость функций памяти в большей степени зависит от особенностей деятельности, которой занимается человек. Обзор литературных источников по развитию интеллекта в зрелом возрасте выявил, что «умственные способности человека до 60-летнего возраста не снижаются, а у многих людей даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (в особенности это касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями)» [6, с. 38-43], а «развитие формального мышления у любого человека отчасти определяется спецификой его образа жизни и профессиональной деятельности» [5, с. 84]. Таким образом, обучение иностранным языкам возможно в любом возрасте, а успешность учебной деятельности, вопреки стереотипам, не уменьшается с возрастом.
Очевидно, что овладение языком - это сложный процесс, в ходе которого знания, умения и навыки нуждаются в регулярной тренировке и практике. Преподаватель эффективнее выстраивает систему преподавания иностранного языка, когда базируется на твердой основе четких принципов. Обратимся к А. А. Леонтьеву, который сформулировал «общие принципы процесса усвоения иностранного языка: коммуникативный, когнитивный и личностный».
Коммуникативный принцип - это принцип, обеспечивающий общение как систему целенаправленных и мотивированных процессов, в ходе которого происходит взаимодействие людей.
Когнитивный принцип предполагает овладение языком как «строительным материалом» картины мира или образа мира. Язык понимается как система значений, актуализуемая в образе мира или в процессах порождения и восприятия речи.
Личностный принцип отвечает за перенесение навыков и умений, полученных в процессе обучения, в реальное общение. Его реализация предполагает создание ситуаций реального общения, учет индивидуальных стратегий и стилей обучающихся, их интересов» [7, с. 338].
Данные принципы, несомненно, берутся за основу при обучении студентов разных возрастных категорий. Однако принимая к сравнению данные о лингвистическом опыте детей, школьников и взрослых, можно сделать вывод, что старшие возрастные группы могут как превосходить, так и отставать от младшего поколения. Уровень вербального опыта взрослого человека выше у представителей с более высоким уровнем общего образования, а любой лингвистический опыт в родном языке может оказывать как положительное, так и от-
рицательное влияние на способность к овладению иностранным языком [3, с. 19].
Таким образом, рассмотрев социально-психологические, физиологические и психолингвистические особенности взрослых людей как субъектов обучения, можно сделать следующие выводы:
1. Способность к изучению иностранного языка в любом возрасте значительно зависит от мотивов обучения. Взрослый обучающийся, который имеет четкую целевую установку на овладение языком, добивается высокого результата, который мог оказаться недосягаемым в более ранний период жизни.
2. Для успешного овладения иностранным языком взрослыми обучающимися необходима адаптация программы обучения к личным интересам и жизненным потребностям слушателей, что может находить отражение в темах, ситуациях, речевых образцах.
3. Более весомых результатов в обучении можно ожидать от образованных взрослых (в силу высокого уровня развития вербальных функций), в том числе тех, кто стремится к непрерывному образованию в течение всей жизни.
4. Сформированные волевые качества человека, устойчивое произвольное запоминание (особенно при визуальной репрезентации языкового материала) могут быть эффективно использованы при получении новых знаний, восприятии и запоминании информации.
5. Учитывая «нелинейность» развития функций организма человека, технологии обучения взрослых иностранному языку должны базироваться на постоянной смене активности / видов речевой деятельности, позволяя тем самым выявлять развивающиеся способности личности и эффективно использовать их для формирования знаний, умений и навыков при усвоении иностранного языка.
6. С целью интенсификации обучения взрослых значимая роль будет принадлежать способам и методам обучения, в основе которых лежат процессы познания, осмысления и понимания системы языка (когнитивно-коммуникативный подход), а также индивидуальные способности и потребности обучающихся (личностно ориентированный подход).
7. Роль преподавателя выражается не только в передаче знаний, а в организации безоценочного учебного процесса, мониторинге и направлении деятельности обучающихся, формировании позитивного отношения к изучению языка и желания дальнейшего самосовершенствования.
Выявленные в рамках настоящей статьи особенности позволяют сформировать четкое представление о взрослом слушателе краткосрочных курсов как субъекте обучения в целом и субъекте овладения иностранным языком в частности. Впо-
следствии это позволит осуществить перенос данных характеристик на процесс восприятия и понимания иноязычной речи на слух, а также разрабо-
тать адекватные данным особенностям методы и приемы обучения аудированию в заданных образовательных условиях.
Список литературы
1. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во Московского университета, 1986. 175 с.
2. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. 128 с.
3. Житкова Е. В. Акмеологическая составляющая обучения взрослых иностранному языку. Томск: Томский гос. ун-т, 2012. 84 с.
4. Ананьев Б. Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М.: Педагогика, 1972. 245 с.
5. Витлин Ж. Л. Обучение взрослых иностранному языку. М.: Педагогика, 1978. 168 с.
6. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет - не возраст. 2001. № 6. С. 38-43.
7. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды. М.; Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
Шаравьёв В. А., аспирант.
Московский государственный лингвистический университет. Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал).
Ул. Ленина, 8, Иркутск, Россия, 664011. E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 24.12.2015.
V. A. Sharavev
SUBJECTIVAL CHARACHTERISTICS OF AN ADULT BEING STUDENT AT SHORT-TERM LANGUAGE COURSE
The article considers a mature student as the object of supplementary education at different establishments which offer language training. Based on Psychology and Linguodidactics researches, it analyses the characteristics of adult that are significant when studying a foreign language during a short-term study course. In order to acquire the knowledge of a foreign language one's skills have to be trained and practiced regularly. Therefore, the article reminds the general principles of requiring a foreign language.
Knowing the revealed peculiarities lets us form a clear understanding of who a mature student is, considering her both as a subject of study process in a whole and a subject of a foreign language learner in particular.
Key words: mature student, intensive learning, short-term course, supplementary education of adults, further self-development.
References
1. Kitaygorodskaya G. A. Metodicheskiye osnovy intensivnogo obucheniya inostrannym yazikam [Methodological basics of intensive teaching a foreign language]. Мoscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta Publ., 1986. 175 p. (in Russian).
2. Kulyutkin Yu. N. Psikhologiya obucheniya vzroslykh [Psychology of teaching adults]. Moscow, 1985. 128 p. (in Russian).
3. Zhitkova E. V. Akmeologicheskaya sostavlyayushchaya obucheniya vzroslykh inostrannomu yazyku [Acmeological component of teaching adults a foreign language]. Tomsk, Tomskiy gosudarstvenniy universitet Publ., 2012. 84 p. (in Russian).
4. Ananiev B. G. Razvitiye psikhophyziologicheskikh funktsiyvzroslykh lyudey[Development of psychological and physiological functions of adults]. Moscow, Pedagogika Publ., 1972. 245 p. (in Russian).
5. Vitlin Z. L. Obucheniye vzroslykh inostrannomu yazyku [Teaching adults a foreign language]. Moscow, Pedagogika Publ., 1978. 168 p. (in Russian).
6. Korsakova N. K., Balashova E. Yu. Kak ostanovit stareniye pamyati [How one can stop memory ageing]. 60 let ne vozrast - 60 is not age, 2001, no. 6, pp. 38-43 (in Russian).
7. Leont'ev А. А. Yazykirechevaya deyatel'nost vobshcheyipedagogicheskoypsikhologii. Izbranniyepsikhologicheskiye trudy [Language and oral activity in general and pedagogical psychology. Selected psychological writings]. Moscow; Voronezh, MPSI, NPO 'MODEK' Publ., 2001. 432 p. (in Russian).
Sharavev V. A.
Moscow State Linguistic University, Eurasian Linguistic Institute in the city of Irkutsk (Branch).
Ul. Lenina, 8, Irkutsk, Russia, 664011. E-mail: [email protected].