ВЗГЛЯДЫ ВОСТОЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ
РЕБЁНКА И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В УЗБЕКСКИХ СЕМЬЯХ
1 2 Мусурманов Р.М. , Сотбаров А.А.
Email: Musurmanov682@scientifictext.ru
1Мусурманов Рахматилла Мусурманович - кандидат педагогических наук, доцент;
2Сотбаров Атабек Асилбекугли - преподаватель, кафедра педагогики и менеджмента, Чирчикский государственный педагогический институт, г. Чирчик, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье речь идёт о взглядах восточных мыслителей и учёных, таких как Навои, Кайкавус, Ахмад Дониш, Абу Али ибн Сина и т.д., а также приведены отрывки и примеры из их произведений. В статье излагается, что семья для Востока всегда была святым, а воспитание ребёнка в семье и обществе играло очень важную роль. Долг и обязанность родителей играли немаловажную роль в процветании счастливой семьи. Подводя итог, можно сказать, что очень важна роль и значение семьи в воспитании детей, чтобы они были идеальными людьми. Ключевые слова: воспитание, семья, взгляды востоковедов, функции родителей, семейная жизнь, девиантное поведение, социальная значимость.
VIEWS OF EASTERN THINKERS ON CHILD EDUCATION AND FAMILY RELATIONS IN UZBEK FAMILIES Musurmanov R.M.1, Sotbarov A.A.2
1Musurmanov Rakhmatilla Musurmanovich - PhD in Pedagogical, Associate Professor; 2Sotbarov Atabek Asilbek ogli- Lecturer, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND MANAGEMENT, CHIRCHIK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article is about the views of Eastern thinkers and scholars such as Navai, Kaykavus, Ahmad Donish, Abu Ali ibn Sina, etc., as well as excerpts and examples from their works. The article states that the family has always been holy for the East, and raising a child in the family and society has played a very important role. The duty and duty of parents played an important role in the prosperity of a happy family. Summing up, we can say that the role and importance of the family in raising children is very important so that they are ideal people.
Keywords: upbringing, family, orientalist views, parental functions, family life, deviant behavior, social significance.
УДК:1174
DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10401
Согласно классическим источникам, проблемы семьи и семейных отношений издавна привлекают самых выдающихся людей общества, то есть учёных и мудрецов.
Многие ученые, писатели и поэты, такие как Абу Наср Фараби, Абу Райхон Беруни, Махмуд Кашгари, Кайковус, Алишер Навои, Ризуддин ибн Фахриддин, Ахмад Дониш и многие другие великие мыслители Востока высказали свои драгоценные мысли по этим вопросам, которые имеют социальную и идеологическую значимость в науке по сегоднешний день. В произведениях учёных и философов имеет значительное место тема семья и семейные отношения. Мы хотели бы признать, что психологические взгляды и мнения, высказанные вышеупомянутыми мыслителями, не утратили своей научной
ценности даже сегодня. Взгляды востоковедов отражаются в роли семьи и семейной среды в развитии человека. Они подчеркивают роль семьи в интеллектуальном и нравственном развитии личности, социально ориентированные и воспитательные функции родителей, близких родственников. Авторы дают высокую оценку и ценят человеческие качества, которые могут развиваться только в семье. Они подчеркнули важность честности, чистоты, мужества, доброй воли, преданности, милосердия и справедливости в человеческих отношениях, прежде всего, от влияния родительских обязанностей на ребенка, а так же положительное влияние на развитие личности. Их ценные идеи в этом направлении ярко отражены в их философско-воспитательных и педагогически-психологических взглядах.
Стремление к приверженности одному из важнейших качеств человека настолько важно в жизни, что оно включает в себя любовь, уважение, верность и преданность людей, уважение к родине, нации, материнской природе, сохранение и приумножение материальных ценностей. Они представляют собой совокупность факторов, способствующих быстрому росту общества, таких как его рациональное использование. Обратите внимание, что значение слово РЕШИТЕЛЬНОСТЬ является характеристикой человеческих добродетелей.
Когда в обществе много хороших людей, то это общество будет процветать. Вопрос в том, как проявить решительность в ребёнке ? Ответ прост: «Птица делает то, что видит в гнезде» (узбекская народная пословица), то есть источником каждой положительной и отрицательной черты индивидуума является семья. Ученые говорят, что до пяти лет семьдесят процентов сознания ребенка достигает пятилетнего возраста. Остальное в учебных заведениях.
Давайте подумаем о судьбе и будущем ребенка, растущего в семье, в сердце родителей. Хорошо известно, что отец - хороший пример для мальчика, а мать - для девочки. Например, отец имеет высокую роль, достоинство и потенциал. Семейная дисциплина контролируется духовно образованным отцом. Каждое сказанное им слово будет исполнено. Если отец обещает принести игрушку своему дошкольному сыну или дочери или взять своих детей в тур, он обязательно сделает это. Отец может показать хороший пример своим детям. Те же самые положительные качества будут продолжать расти у их детей.
А если это положение будет наоборот? К сожалению, это самая страшная ошибка, которую может совершить семья, когда речь заходит о воспитании детей. Чтобы подтвердить нашу точку зрения, мы должны вспомнить вышеупомянутую пословицу «Птицы делают то, что видят в гнезде». Помните, что когда семья теряет свою репутацию, вам не нужно ожидать особых качеств от взрослого ребенка. Конечно, есть много семей с точки зрения материальной поддержки. Ваш ребенок может не иметь возможности на то, что он хочет сразу. Вы обратите внимание на своё состояние и объясните это своему ребенку. Опишите свои временные финансовые трудности, которые вы хотите дать, объясните свои текущие обстоятельства и затем выполните обещание. Вы не только не будете смущены своей совестью, но и окажете положительное влияние на своего ребенка. Как родитель, ваша репутация и уважение к вашим детям и их любовь и уважение к вам будут расти. По мере возможности насколь вы будете внимательны к ним в их развитии, так же и они будут более внимательны и ближе к вам [2, с. 50].
В семье и семейных отношениях играют важную роль такие ценные книги, как "Хадиси шариф", "Хадиси калом" [1, с. 23]. Хорошо известно, что хадисы также охватывают широкий круг вопросов морали, роли женщин в браке, отношений между супругами, вопросы о воспитании ребёнка в семье, а так же в обществе. Эти вопросы связаны со святостью семьи, ролью и важностью мужа и жены для их семей, их родителей и их детей. На протяжении веков в жизни наших предков, которых обучали духовности, поддерживали семейные отношения, не позволяли им в легкомысленности по отношению к семье и быть преданными.
Абу Али ибн Сина выступал за использование человеческих ценностей при формировании личности ребенка в своих психолого-педагогических взглядах и призывал родителей обучать своих детей на личном примере, а не с помощью суровых наказаний.
Такие образовательные работы великого учёного, как «Донишнома», «Рисолаи ишк», «Каноны медицины» ("Конуни тиб"), являются важными источниками присущий психологии воспитания, медицины и философии народов Центральной Азии. Взгляды Ибн Сино на семью и семейные проблемы подробно изложены в его книге «Тадбири манзил». В этой работе мыслитель излагает различные аспекты семейных отношений и выдвигает ряд требований перед главой семьи. По его мнению, глава семьи должен обладать как теоретическими, так и практическими знаниями о воспитании в семье. Родители должны влиять на дух ребенка не только на словах, но и на практике. Только тогда он сможет стать настоящей главой своей семьи.
Кайковус - один из выдающихся ученых Центральной Азии и, вообще, восточной философии и педагогики. В своей книге «Кабуснома» он подробно описывает об обязанностях родителей в воспитание детей и обязанности ребенка по отношению к родителям и семейной жизни.
Основная идея книги Кайковуса - побудить молодых людей, другими словами, призывать их уважать и почитать своих родителей. Автор подчеркивает, что родители готовы на всё для своих детей - они не пытаются обидеть или оскорбить их, а относиться к ним с уважением. Он говорит: «Когда ребенок мудрый, родители не откажутся проявать свою любовь».
С точки зрения семейной психологии мнения Алишера Наваи в своей популярной книге "Махбуб-ул кулуб" очень замечательны. В этой работе автор рассказывает о собственном опыте и личных наблюдениях.
Навои описывая о роли женщины в семье утверждает, что хорошая жена - это богатство и счастье семьи.
Психологически анализируя мнения Алишера Наваи нужно отметить, что хорошая жена - это хороший воспитатель, преданная жена, аккуратная и чистоплотная домохозяйка. Также следует отметить, по мнению автора о том, что все эти вышеупомянутые и другие характеристики у одной женщины встречается редко.
Взгляды Ахмада Дониша на это тему тоже бесценны. В своей работе "Наводир-ул вок;еъ" он обсуждает нравы и условия брака, свекровь и невестку, утверждение истинной и образной любви, о нравах влюбленных, а также о духовном и материальном наследстве, пользе воли и профессии для детей. Он считает, что когда человек достигнет определенного возраста, у него появляется желание создать семью. Конечно, в этот период человек поймет обязанности семьи, семейного счастья, семейных отношений, родительства и долг отца или матери [4, с. 96].
Подводя итог, можно сказать, что очень важна роль и значение семьи в воспитании детей, чтобы они были идеальными людьми. Вот почему великие мыслители Востока неоднократно подчеркивали необходимость быть очень осторожными с этим вопросом, призывая родителей подавать личный пример в воспитании детей.
Стоит отметить, что у обучающихся в средних школах и других общеобразовательных учреждениях подростках, которым родители уделяют очень мало времени или не уделяют достаточного внимания в воспитании, можно увидеть недостатки, неухоженность, отклонения в поведении. Дети с таким типом девиантного поведения, которые отказываются подчиняться правилам общества (если их не предотвратить), могут препятствовать социально-политическому, правовому, материальному и духовному развитию нашего общества и их будущей судьбе. Родителям, которые воспитывают в семье детей, было бы разумно следовать и применять принципы наших предков в семейном воспитании.
Список литературы /References
1. Ахлок-одобга оид хадис намуналари. Т.: Фан, 1990.
2. Шоумаров, Г.Б., Шоумаров Ш.Б. Му^аббат ва оила. Т.: Ибн Сино номидаги нашриёт-матбаа бирлашмаси, 1994.
3. Максудхужа ибн Мансурхужа. Мажмаъ ул-Максуд. Т.: "Адолат", 1996.
4. Узбек педагогикаси антологияси: Икки жилдлик. Ж. 1 / (Тузувчи-муаллифлар: К. Хошимов, С. Очил; Тадрир ^айъати: М. Хайруллаев ва б.). Т.: Укитувчи, 1995.
5. Кадирова Х.Б. Классификация эвфемистических средств по семантическому объёму. // Вестник науки и образования. № 23 (77). Часть 1. М.: «Проблема науки», 2019. С. 39-43. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/nMassifikatsiya-evfemisticheskih-sredstv-po-semanticheskomu-obyomu/ (дата обращения: 20.02.2020).
6. Мусулманова Н.Р. Сруктура общего значения категорий времени и наклонения в узбекском языке. // Вестник науки и образования. № 2 (80). Часть 1. М.: «Проблема науки», 2020. С. 36-40. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientificjournal.rU/a/114-fil/1349-sruktura-obshchego-znacheniya.html/ (дата обращения: 20.02.2020).
ВИДЫ И МЕТОДЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Абжанова С.1, Амирова Г.О.2, Умирзахова Г.А.3, Тогатай М.М.4, Раимкулова К.5 Email: Abzhanova682@scientifictext.ru
1Абжанова Сабиля - магистр, старший преподаватель; 2Амирова Гаухар Оразбековна - магистр, старший преподаватель; 3Умирзахова Гаухар Амирбековна - магистр, старший преподаватель; 4Тогатай Мадина Мырзабаевна - магистр, старший преподаватель; 5Раимкулова Карина - магистр, преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан
Аннотация: под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. Развитие мышления учащихся - одна из основных задач начальной школы. Обучение должно быть оговорено по-разному с уровнем развития ребенка. Различные учащиеся получают знания, умения и навыки по-разному. Каждый ученик имеет индивидуальные особенности в зависимости от характерных для него внешних и внутренних условий развития. Ключевые слова: начальная школа, дифференцированное обучение.
TYPES AND METHODS OF DIFFERENTIATED AND INDIVIDUAL WORK IN PRIMARY CLASSES Abzhanova S.1, Amirova G^.2, Umirzahova GA.3, Togataj M^.4,
Raimkulova K.5
1Abzhanova Sabilja - Master, Senior Lecturer;
2Amirova Gauhar Orazbekovna - Master, senior Lecturer;
3Umirzahova Gauhar Amirbekovna - Master, Senior Lecturer;
4Togataj Madina Myrzabaevna - Master, Senior Lecturer;