Научная статья на тему 'Мыслители Востока о семейном воспитании молодого поколения'

Мыслители Востока о семейном воспитании молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
941
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / FAMILY / FAMILY EDUCATION / SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON / THE PURPOSE AND OBJECTIVES OF FAMILY EDUCATION / THE PRINCIPLES AND METHODS OF FAMILY EDUCATION / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аннакулов Акмирза Абдумуминович, Джуманов Шерали Зокирович, Сулаймонова Махсуда Тохировна, Дустназарова Наргиза Гайбуллаевна, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли

В данной статье речь идет о семейном воспитании как основного фактора социального развития и воспитания совершенного развитого поколения. Выделяются педагогические возможности семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аннакулов Акмирза Абдумуминович, Джуманов Шерали Зокирович, Сулаймонова Махсуда Тохировна, Дустназарова Наргиза Гайбуллаевна, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мыслители Востока о семейном воспитании молодого поколения»

Thinkers of the East about family education of the young generation

12 3

Annakulov A. , Djumanov Sh. , Sulaymonova M. , Dustnazarova N.4, Alimkulov S.5 (Republic of Uzbekistan) Мыслители Востока о семейном воспитании молодого поколения

1 2 3

Аннакулов А. А. , Джуманов Ш. З. , Сулаймонова М. Т. , Дустназарова Н. Г.4, Алимкулов С. О.5 (Республика Узбекистан)

1Аннакулов Акмирза Абдумуминович /Annakulov Akmirza - преподаватель;

2Джуманов Шерали Зокирович /Djumanov Sherali - преподаватель; 3Сулаймонова Махсуда Тохировна / Sulaymonova Makhsuda - преподаватель; 4Дустназарова Наргиза Гайбуллаевна /Dustnazarova Nargiza - студент, кафедра общей педагогики и психологии, факультет дошкольного и начального образования, 5Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли /Alimkulov Sirojiddin - студент, кафедра методов преподавания химии, факультет естественных наук, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье речь идет о семейном воспитании как основного фактора социального развития и воспитания совершенного развитого поколения. Выделяются педагогические возможности семьи.

Abstract: in this article, we are talking about family education as the main factor of social development and education of the perfect advanced generation. Educational opportunities are allocated family.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, социокультурный феномен, цель и задачи семейного воспитания, принципы и методы семейного воспитания, цивилизация.

Keywords: family, family education, social and cultural phenomenon, the purpose and objectives of family education, the principles and methods of family education, civilization.

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. В социологии семья рассматривается как: а) первичная социальная группа, в которой практически начинается и протекает социальная жизнь человека и которая является одним их из основных факторов социализации; б) социальный институт, регулирующий и контролирующий различные стороны жизни на основе принципов, норм, правил и установок, принятых в обществе; в) социальная система, в которой все её члены имеют определённые статусы и роли [1].

Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Для каждого человека семья - начало начал.

Учёные нашей республики тоже уделяли огромное значение проблемам семьи и воспитания. Учёные Юсупов Э., Шайхова Х., Холматова М., Назаров К., Сайдалиева Н., Тиллаева Г., - исследовали философские аспекты семьи; Отахаджаев Ф., -исследовали правовые стороны семьи и т.д.

Мыслители Востока уделяли особо внимание вопросу семьи, воспитания, обучения.

Видный поэт и мыслитель XI века Юсуф Хос Ходжиб большое место он отводит вопросам семьи и брака, воспитанию подрастающего поколения, взаимоотношениям родителей и детей. Поэт говорит, что высокие нравственные достоинства прививаются хорошим воспитанием. «Если ребенок растет неумелым, капризным, изнеженным, то виноваты в этом его родители. Дети - радость семьи, без них нет счастья» - считает мыслитель [2]. Их надо воспитывать с малых лет, обучать ремеслу,

European science № 4(14) ■ 34

приобретению навыков примерного поведения, умению уважать старших и дорожить честью семьи и родителей.

Ученый - энциклопедист Ахмад Дониш в своих произведениях даёт советы своим сыновьям о семье и браке. Он утверждает, что каждый человек должен изучать какие-нибудь знания и научиться какому-нибудь ремеслу. По его мнению, парень во-первых, должен выбрать умную, воспитанную и здоровую девушку, если думает о своём будущем. Во- вторых, должен иметь постоянную работу, и в-третьих, у него должно быть постоянное определенное место для дальнейшего проживания. А девушка в свою очередь, должна быть хорошо воспитана, должна уважать мужа и уметь скрывать семейные тайны.

Воспитание же молодого поколения зависит от семьи, так как воспитание начинается именно там. По мнению Ахмада Дониша, здоровый образ жизни зависит от членов семьи, от их воспитания. Если человек знает свою меру во всём, то может жить долго и долго. Мера определяет место человека в обществе, так как она проявляется и в еде, и в отдыхе, и в работе, и в человеческом отношении. Он обсуждает браки между близкими родственниками. По его мнению, такие браки препятствуют рождению здорового поколения.

Великий учёный - энциклопедист средневекового Востока Абу Али Ибн Сино провел интересный эксперимент. Двух ягнят он поместил в абсолютно одинаковые клетки, кормил их и ухаживал за ними также абсолютно одинаково. И вот первый ягненок рос хилым, робким, подавленным, а второй развивался вполне здоровым, обладал прекрасным аппетитом. В чем дело? А все дело в том, что первому ягненку из его клетки всегда был виден волк, сидевший в соседней клетке, а другой ягненок этого не видел.

Страх никогда не был помощником в добром семейном воспитании молодого поколения.

Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди.

Считаем необходимым рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный, религиозный феномен. Традиции как феномен бытия выявляют сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные, религиозные традиции семейного воспитания.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье-все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители-первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияние, чем предыдущий.

Успешность выполнения семьёй ведущей функции по воспитанию детей, их всестороннему развитию и подготовке к общественно-полезному труду в значительной мере зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, которые в совокупности и составляют педагогические возможности семьи.

35 ■ Еигореап Баепсе № 4(14)

Сюда следует отнести: материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи; её идейно-нравственный и эмоционально-психологический климат; уровень развитости семейного коллектива; характер отношений между его членами; трудовую атмосферу семьи; жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых членов семьи; наличие свободного времени и характер организации семейного досуга; личный пример родителей; возможность использовать средства массовой информации и культуры; систему и характер внутрисемейного общения и общения семьи с окружающей средой; уровень педагогической культуры взрослых членов семьи, распределение педагогических сил в семье; семейные традиции.

Обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, они мощные социальные средства стабилизации утвердившихся общественных отношений. Они также выполняют роль социальных механизмов передачи новым поколениям накопленного социального опыта.

Литература

1. Рапацевич Е. С. Новейший психолого-педагогический словарь под общ. Ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 696 с.

2. Ирисов А., Носиров А., Низомиддинов И. Урта Осиёлик кирк олим. - Т.: Фан, 1991. - 56 с.

Еигореап Баепсе № 4(14) ■ 36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.