DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-2-88-96
Н.В. Авдеева
Независимый исследователь,
190000 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Взгляды ранних мариавитов на роль католической церкви в польской истории (по материалам «Мариавитских ведомостей» 1907-1914 гг.)
Статья посвящена одному из аспектов истории малоизученной религиозной группы мариавитов, возникшей в Польше на рубеже Х1Х-ХХ вв. и отлученной от католической церкви в 1906 г. папой Пием Х. Вводная часть статьи содержит краткую информацию о возникновении мариавит-ского движения, возглавляемого тайной монахиней Марией Козловской. Далее исследуется мариавитская оценка роли официальной католической церкви в прошлом Польши, представленная на страницах «Мариавитских ведомостей» ^а/^отоБ^, Wiadomosci Maryawickië), выходивших на раннем этапе движения (1907-1914 гг.). Изучение упомянутого источника показывает, что мариавиты сурово критиковали официальную церковь, рассматривая ее влияние на протяжении истории страны. Проблемы Польши во многом связывались с влиянием католической церкви, пренебрегавшей национальными интересами и преследовавшей иноверцев. Особенно негативной была оценка деятельности иезуитского ордена. Критика могла опираться как на осмысление реальных исторических событий, так и на мистификацию. В то же время при анализе публикаций о польской ^ истории обнаруживается, что мариавитские авторы отмечали и благотвор-о ное влияние на польское общество некоторых обладателей духовного х сана, выступавших за развитие образования и улучшение жизни крестьян. го Наиболее высокую оценку получил один из лидеров польского Просвещена ния - Гуго Коллонтай.
0
01
© Авдеева Н.В., 2022
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Ключевые слова: польский мистицизм, католичество в Польше, мариавиты, иезуитские теории заговора, история польской прессы, Мария Козловская, расколы в католической церкви, Гуго Коллонтай
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Авдеева Н.В. Взгляды ранних мариавитов на роль католической церкви в польской истории (по материалам «Мариавитских ведомостей» 1907-1914 гг.) // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2022. Т. 13. № 2. С. 88-96. DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-2-88-96
DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-2-88-96
N.V. Avdeeva
Independent researcher, Saint-Petersburg, 190000, Russian Federation
Views of the early Mariavites on the role of the Catholic Church in Polish History (based on the source of "The Mariavite News" in 1907-1914)
The article is devoted to one of aspects of history of the under-studied religious group of the Mariavites, which was formed in Poland at the turn of the XIX-XX centuries and was excommunicated from the Catholic Church in 1906 by Pope Pius X. The introductory part of the article contains brief information about the beginning of the Mariavite movement, led by Maria Koztowska, who was a secret nun. Next, the author undertakes analysis of the Mariavite point of view on the role of the official Catholic Church in the past of Poland, which was presented on the pages of the "Mariavite News" (Wiadomosci, Wiadomosci Maryawickie), published at an early stage x of the movement (1907-1914). The study of the mentioned source shows that ° the Mariavites severely criticized the official church, considering its influence throughout the history of the country. The Mariavite press stated that troubles ^ of Poland were largely associated with the influence of the Catholic Church, ^g which neglected national interests, and persecuted religious dissidents. u The assessment of activities of the Jesuit order was particularly negative.
ISSN 2500-2988
LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 2
The criticism could be based on interpretation of real historical events as well as on a mystification. At the same time, the analysis of the source demonstrates that the Mariavite authors also noted positive influence of some clergy on Polish society. They meant some persons, who advocated development of education and improvement of the lives of peasants. Hugo Kottgtaj, who was one of leaders of the Polish Enlightenment, received the highest praise. Key words: Polish mysticism, Catholicism in Poland, Mariavites, Jesuit conspiracy theories, history of Polish press, Maria Koztowska, schisms in Catholic Church, Hugo Kottgtaj, Wiadomosci Maryawickie
FOR CITATION: Avdeeva N.V. Views of the early Mariavites on the role of the Catholic Church in Polish History (based on the source of "The Mariavite News" in 1907-1914). Locus: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 2. Pp. 88-96. (In Rus.) DOI: 10.31862/2500-2988-2022-132-88-96
Мариавиты ('Mariawici) - польская религиозная группа, возникшая в конце XIX - начале ХХ вв. Существует она и поныне. Слово мариави-ты происходит от латинского Mariavitae («жизнь Марии»), что означало стремление подражать благочестивой жизни Святой Девы. Основательница мариавитизма Мария Франциска Феликса Магдалена Козловская (1862-1921) тайно стала францисканской монахиней в 1883 г. (т.к. после подавления польского восстания 1863-1864 гг. власти Российской империи запретили прием новых католических монахов и монахинь) [6]. В 1893 г. Козловская пережила мистический опыт. Как она утверждала, ей являлся Бог, недовольный испорченностью духовенства. Он благословил ее на создание нового христианского движения1. Позже католическое духовенство негласно признавало, что в мариавитской критике церковных нравов была доля правды [5, с. 300-302, 308, 312].
Козловской удалось привлечь на свою сторону некоторых монахинь и молодых польских священников, окончивших Санкт-Петербургскую Римско-католическую духовную семинарию [6]. Мариавиты несколько раз посещали Рим, где пытались получить разрешение на организацию конгрегации в рамках католической церкви. Попытки оказались неудачными. В апреле 1906 г. папа Пий Х окончательно отлучил Козловскую ¡5 и ее сторонников2. В ноябре того же года российские власти официально признали мариавитов легальной сектой [Там же].
3
ю
0
01
1 Kozlowska M. Dzielo wielkiego milosierdzia. Felicjanow, 2011.
2 Pio X. Tribus cirticer. URL: http://w2.vatican.va/content/pius-x/en/encyclicals/documents/ hf_p-x_enc_05041906_tribus-circiter.html (date of access: 10.03.2022).
Отлучение было обусловлено несколькими факторами. Исторический контекст того времени не способствовал признанию мариавитского движения Ватиканом. Католическая церковь в потерявшей независимость Польше была в крайне сложном положении, и острые дискуссии были опасны. Важным для конфликта было самовольное провозглашение необходимости реформ, не поддержанных церковью (в т.ч. использование современных языков для богослужений вместо латыни3, разрешенное позже Вторым Ватиканским собором 1962-1965 гг. [2]). Также это был в какой-то степени конфликт поколений (ядро руководства мариа-витов составляли молодые священники).
Определенную роль играл и гендерный вопрос: Козловская управляла священниками, что болезненно воспринималось официальной цер-ковью4. В свое оправдание монахиня писала, что, во-первых, согласно полученному Божественному откровению, это был ее долг, во-вторых, в женской духовной власти над мужчинами не было ничего нового: Иисус подчинялся своей матери, а современные священники внимали женщинам, с которыми состояли в связи, поэтому нет причин, почему добродетельное мужское духовенство не может быть управляемо жен-щиной5. Козловская ссылалась на опыт духовной власти католических святых, например, Колетты, Терезы Авильской, Екатерины Сиенской6.
Возникновение мариавитской прессы было одной из главных особенностей этого периода в истории данного религиозного движения. Типография расположилась в г. Лодзь. Одним из основных печатных изданий стал журнал «Мариавита», посвященный религиозным вопросам, основам христианской веры. У него появилось приложение, с 1907 по 1908 гг. оно называлось «Ведомости» (Wiadomosci), с 1909 г. было переименовано в «Мариавитские ведомости» (Wiadomosci Магуа^гсЫг) и выходило до 1914 г. Редакторами были мариавитские священники Ян Михаил Ковальский и Томаш Кракевич. «Мариавитские ведомости» были посвящены и религиозным, и социальным, культурным темам, сельскому хозяйству, пропаганде гигиены, научно-популярным материалам об анатомии, астрономии и т.д. Целевой аудиторией были преимущественно рабочие и крестьяне. Публиковались не только статьи единоверцев, но и материалы из других (не мариавитских) журналов и газет, с указанием выходных данных текстов. В большинстве случаев статьи, написанные мариавитами, были анонимными. °
3 Msza Рокка. Wiadomosci. Dodatek do Ыагуашу 1908. N0. 15. S. 113-115.
4 Jelenski J. №eszcz£sHwi ор^аш а1Ьо jakiego Ш dobгa Лса ksieza-mankietnicy dla naszego ^ Ми. Waгszawa, 1906. S. 5, 8. о
5 Koz^owska М. Dzielo wielkiego milosieгdzia. Felicjan6w, 2011. S. 12.
6 М. S. 20-21.
ш
Необходимо отметить, что после революции 1905-1907 гг. цензура несколько смягчилась по отношению к публикациям о польской истории, включая тему утраты Польшей независимости [7, с. 20]. Это обстоятельство, как будет показано далее, повлияло на содержание «Мариа-витских ведомостей».
Немало публикаций посвящалось критике не только современной католической церкви, но и ее прошлого, особенно деятельности на польских землях. Так, мариавиты критиковали католическую церковь за слишком большое политическое влияние, что, по их мнению, привело к ее постепенному духовному упадку. Он начался задолго до разделов Польши. Уже в XIII в. епископы стали не только духовными лицами, но и заседали в сенате. Со временем мирское оказалось намного сильнее духовного7.
Важную роль в кризисе польского государства и общества мариави-ты отводили иезуитам, обвиняя их в попрании веротерпимости, которая отличала Польшу от других стран при правлении Стефана Батория (1533-1586), когда «свобода вероисповедания благоприятно влияла на развитие торговли и промышленности», искусства, науки8. Признавая вклад иезуитов в развитие школ, «Мариавитские ведомости» отмечали, что подобная активность была продиктована, прежде всего, интересами ордена, а не заботой об уровне польского образования9. В статье об иезуитах они связывались с «началом упадка» страны в период правления короля Сигизмунда III (1586-1632)10. Подчеркивалось, что, помимо католиков, в Речи Посполитой конца XVI-XVIII вв. проживало немало протестантов и православных, сталкивавшихся с агрессией11.
Снижение уровня свободы вероисповедания рассматривалось как «упа-
12
док христианского духа» .
В начале XVIII в., при борьбе за власть в Речи Посполитой, представители т.н. Тарногродской конфедерации (1715 г.) и король Август II привлекли Россию к решению проблемы. Автор «Ведомостей» считал, что принятое в итоге решение сократить армию Речи Посполитой с 80 тыс. чел. до 18 тыс. оказалось прологом к утрате государственной
7 Katolicyzm polski. Wiadomosci Maryawickie. 1910. No. 28. S. 219; Jezuici w Polsce. Wiadomosci Maryawickie. 1911. No. 15. S. 114; Upadek ducha koscielnego w dawnej Polsce. Wiadomosci Maryawickie. 1912. No. 7. S. 49.
8 Jezuici w Polsce. Wiadomosci Maryawickie. 1911. No. 7. S. 49.
9 Ibid. No. 8. S. 60.
10 Ibid. No. 7. S. 49.
11 Jezuici w Polsce. Wiadomosci Maryawickie. 1911. No. 7. S. 50; No. 9. S. 65-68; No. 10. S. 73-76; No. 11. S. 81-84; No. 15. S. 113-115; No. 16. S. 121-123.
12 Ibid. No. 16. S. 123.
независимости13. Помимо этого, были введены дополнительные ограничения для иноверцев (ограничения в использовании храмов, богослужении и т.д.), которые стали «основанием для вмешательства в дела... страны»14. Вина за данное соглашение возлагалась на Августа II, часть польского духовенства и шляхты. По мнению «Мариавит-ских ведомостей», оно оказалось следствием влияния иезуитов, для которых государственные интересы не были важны15. Также в данном цикле статей иезуиты обвинялись в конфликте иезуитских студентов и протестантского населения в г. Торунь (1724 г.), закончившимся кровавой расправой с иноверцами и вызвавшим осуждение европейских стран16. Далее рассказывалось о продолжении угнетения религиозных диссидентов, из-за чего возникли Торуньская и Слуцкая конфедерации в 1767 г., весьма кратко упоминалось иностранное вмешательство. Упразднение иезуитского ордена в 1775 г., по мнению автора «Ведомостей», благоприятно повлияло на науку, «а славный Четырехлетний сейм не только признал гражданскую свободу и свободу вероисповедания, не только взял под защиту народ, но постановил ограничить в Польше влияние Рима»17.
В 1911 г. «Мариавитские ведомости» опубликовали «тайные инструкции» для иезуитов, якобы призванные обеспечить им власть над миром. Данное сочинение являлось подделкой, известной еще с XVII в. В 1614 г. в Кракове вышла книга бывшего иезуита Иеронима Захо-ровского «Тайные советы Общества Иисуса» (оригинальное название Mónita Secreta Societatis Iesu) [4, с. 36]. Согласно этому сочинению, иезуитам нужно было втираться в доверие к монархам и знати, уничтожать недоброжелателей, стремиться к обогащению ордена путем различных интриг и т.д.18 Текст множество раз переиздавался в Европе, став одним из самых популярных конспирологических сочинений Нового времени наряду с «Протоколами сионских мудрецов» [Там же, с. 36-40].
Что касается вопроса о возвращении польской государственности, то мариавиты старались подчеркнуть, что папство вовсе не было защитником польской независимости. В качестве доказательства приводились энциклики Пия IX и Льва XIII, касающиеся Польши, в которых они
13 Jezuici w Polsce. Wiadomosci Maryawickie. 1911. No. 14. S. 105-106.
14 Ibid. S. 105-106.
15 Ibid. S. 106-108.
16 Jezuici w Polsce. Wiadomosci Maryawickie. 1911. No. 16. S. 121-123; No. 17. S. 129-130
17 Ibid. No. 19. S. 146.
18 Monita secreta, czyli instrukcye tajne dla jezuitów. Wiadomosci Maryawickie. 1911 No. 31. S. 241-244; No. 32. S. 249-251; No. 33. S. 257-259; No. 34. S. 265-268; No. 35 S. 273-275; No. 36. S. 281-284; No. 37. S. 289-291.
призывали поляков подчиняться светским властям19. Точных названий в публикациях не содержалось. Изучение папских энциклик показало, что имелись в виду «Ubi Urbaniano» (1864 г.)20 и «Caritatis» (1894 г.)21. Стоит отметить, что в энциклике Льва XIII 1894 г. действительно подчеркивалось, что важно следовать католической вере, оставаясь законопослушными подданными, а в энциклике Пия IX, помимо подобных предписаний и осуждения восстания 1863 г., много внимания посвящалось и усилившимся гонениям на католичество в Российской империи.
Наконец, мариавиты заявляли, что «старая вера», «вера отцов» привела к экономическим проблемам в Польше22. Утверждалось, что опора на католическую церковь шла рука об руку с нежеланием менять свою жизнь, учиться новому, предпочтению физического малоквалифицированного труда. Польский народ провозглашался «почвой», которая начала преображаться под воздействием учения мариавитизма23. Подобная попытка сблизить экономическое и духовное могла говорить о своеобразной рецепции знаменитого труда М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.) [1].
Тем не менее, некоторые представители католического духовенства получали от мариавитов и положительную оценку. Например, иезуит Петр Скарга (1536-1612) и проповедник Анджей Фрыч Моджевский (1503-1572) за их сочувственное отношение к интересам крестьян24. При этом в тексте, посвященном крестьянскому вопросу, принадлежность Петра к иезуитам не обозначается, его называют просто «богословом». Из деятелей, оказавших благотворное влияние на страну в XVIII в., упоминались такие представители духовенства, как Станислав Конарский и Станислав Сташиц [3, с. 31]. Конарский занимался распространением образования, а Сташиц отдал свои владения селянам, т.к. «старался упразднить отвратительное рабство, а иначе - крепостни-
25
чество» .
19 Sprostowanie falszywych wiadomosci o maryawitach. Wiadomosci. Dodatek do Maryawity. 1907. No. 10. S. 78; Watykan i Polskosc. Wiadomosci Maryawickie. 1909. No. 32. S. 256.
20 Pio IX. Ubi Urbaniano. URL: https://www.vatican.va/content/pius-ix/it/documents/ enciclica-ubi-urbaniano-30-luglio-1864.html (date of access: 04.02.2022).
21 Leo XIII. Caritatis. On the Church in Poland. URL: https://www.vatican.va/content/leo-xiii/ en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_19031894_caritatis.pdf (date of access: 04.02.2022).
22 Uczmy nasz lud pracowac glowq. Wiadomosci Maryawickie. 1913. No. 20. S. 305.
23 Nasz lud polski a mariawityzm. Wiadomosci Maryawickie. 1912. No. 110. S. 873-874.
24 Kwestya chlopska w dawnej literaturze polskiej. Wiadomosci. Dodatek do Maryawity. 1908. No. 47. S. 369-371.
25 Jak mozemy zdobyc oswiat^ i kultur^ i jak mozemy rozwiqzac kwestya socyalnq. Wiadomosci Maryawickie. 1909. No. 49. S. 391; Kwestya chlopska w dawnej literaturze polskiej. Wiadomosci. Dodatek do Maryawity. 1908. No. 49. S. 385.
Представителем католического духовенства, о котором «Мариа-витские ведомости» рассматриваемого периода отзывались наиболее положительно, был политик и публицист Гуго Коллонтай (1750-1812). «В "Письмах анонима" (1788 г.) и в "Политическом праве польского народа" (1790 г.) он выступает, как и Сташиц, только с большей силой логики и аргументации при защите народа, и заставляет тех, кому пишет, признать за крестьянином принадлежащие ему права»26. Отмечалось, что Коллонтай видел глубокий кризис, постигший Польшу в конце XVIII в., и называл страну «не монархией, не республикой», а «дряхлой машиной»27. Подчеркивались его патриотические и антикрепостнические взгляды, огромный вклад в развитие образования и создание польской Конституции 3 мая 1791 г.28 При этом автор «Мариавитских ведомостей» упоминал, что он был неоднозначной личностью: Коллонтая укоряли за воровство, отказ от борьбы за независимость страны, «пренебрежение призванием священника»29.
Таким образом, в публикациях, посвященных польской истории, мариавиты стремились оспорить взгляд на католическую церковь как оказавшую благотворное влияние на страну. Критиковалась чрезмерная увлеченность католического духовенства (особенно иезуитов) вопросами власти, борьба с другими христианскими конфессиями. Впрочем, отношение к католическому духовенству отличалось противоречивостью: критикуя официальную церковь в целом, мариавиты положительно оценивали некоторых ее представителей, преимущественно реформистского крыла. В публикациях было явно выражено стремление подчеркнуть поликонфессиональность Речи Посполи-той, свободу вероисповедания как одно из главных достижений этой державы.
С одной стороны, польская история описывается как пережившая определенный расцвет, а затем упадок из-за деятельности католической церкви и слабости центральной власти. Потеря Польшей независимости оценивалась негативно, однако вопрос ее восстановления не поднимался. С другой стороны, мариавиты использовали и нарратив прогресса, провозглашая возможность технологического, экономического, духовного преображения. Воплощение в жизнь этих изменений мариавиты связывали со своим движением.
о
26 Kwestya сЫорзка w dawnej ШегаШгее рокИе]. Wiadomosci. Dodatek do Maryawity. х 1908. N0. 49. S. 386. £
27 Н^о КоН^. Wiadomosci Maryawickie. 1912. N0. 30. S. 233. Л
28 М. N0. 29. S. 225-226; N0. 30. S. 233-234; Kwestya сЫорэка w dawnej ШегаШгее ро1- ° skiej. Wiadomosci. Dodatek do Maryawity. 1908. N0. 49. S. 386.
29 Н^0 К0Й^. Wiadomosci Maryawickie. 1912 N0. 29. S. 226.
ш
ISSN 2500-2988 LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 2
Библиографический список / References
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 61-272. [Weber M. Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus. Weber M. Izbrannye proizvedeniya. Moscow, 1990. Pp. 61-272. (In Rus.)]
2. Гапанюк А.Е. Историко-культурные и теологические итоги Второго Ватиканского Собора: догматический и богослужебный аспекты // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 5А. С. 140-149. [Gapanyuk A.E. Historical, cultural, and theological results of the Second Vatican Council: Dogmatic and liturgical aspects. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. 2017. Vol. 6. No. 5А. Pp. 140-149. (In Rus.)]
3. Осипова Е.В. Философия польского Просвещения. М., 1961. [Osipova E.V. Filosofiya polskogo Prosveshcheniya [The philosophy of the Polish Enlightenment]. Moscow, 1961.]
4. Ferrer-Benimeli J.A. Freemasons and Jesuits: Making up myths, revealing secrets. Freemasonry: Invention and Tradition Studies. M. de Paz-Sanchez (ed.). Santa Cruz de Tenerife, 2015. Pp. 19-65.
5. Gorecki A. Mariawici i mariawityzm - narodziny i pierwsze lata istnienia.War-szawa, 2011.
6. Rybak S. Mariawityzm. Studium historyczne. Warszawa, 1992.
7. Wozniakowski K., Kwiecien S., Kolasa W.M., Rogoz M. Polish children's press 1824-1918: An attempt at a synthetic look. Rocznik historii prasy polskiej. 2020. Vol. 23. No. 1 (57). Pp. 7-29.
Статья поступила в редакцию 05.04.2022, принята к публикации 17.05.2022
The article was received on 05.04.2022, accepted for publication 17.05.2022
Сведения об авторе / About the author
Авдеева Наталья Васильевна - магистр истории; независимый исследователь, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Natalia V. Avdeeva - MA in History; independent researcher, St. Petersburg, Russian Federation
E-mail: avdnat89@gmail.com
о
3
ю
0
01