Тимофеева О. В. Роль польской Римско-католической церкви в формировании польской национальной идентичности // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 2 (86). С. 85-90.
Timofeeva O. V. Role of the Polish Roman Catholic Church in the formation of Polish national identity. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2020. No. 2 (86). Pp. 85-90. (in Russ.)
УДК 930.85 (438)
О. В. Тимофеева
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
Пермь, Россия
РОЛЬ ПОЛЬСКОЙ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ1
Тимофеева Ольга Валерьевна — старший преподаватель кафедры «История и археология». E-mail: olga.timofiejewa@gmail.com
Статья посвящена анализу влияния польской Римско-католической церкви на идентичность польской нации, причин тесной связи между ними на протяжении польской истории XIX-XXI веков.
Ключевые слова: Польша, Римско-католическая церковь, национальная идентичность, традиционные ценности.
O. V. Timofeeva
Perm State University, Perm, Russia
ROLE OF THE POLISH ROMAN CATHOLIC CHURCH IN THE FORMATION OF POLISH NATIONAL IDENTITY
Timofeeva Olga V. — Senior Lecturer at the Department of History and Archeology.
E-mail: olga. timofiejewa@gmail.com
The article is devoted to the analysis of the influence of the Polish Roman Catholic Church on the identity of the Polish nation, the reasons for the close connection between them throughout the Polish history of the XIX-XXI centuries.
Keywords: Poland, Roman Catholic Church, national identity, traditional values.
Сегодня мы знаем Польшу как страну с одним из самых высоких уровней религиозности в Европе, страну католическую, а потому консервативную, традиционную, страну с сильным патриотическим духом, семейную и многодетную. По данным доклада Европейской комиссии, в 2005 году более 80 % населения Польши называли себя верующими [9, p. 9]. Сегодня регулярными исследованиями религиозности в стране занимается Институт статистики католического костела. Последние несколько лет, согласно отчетам Института статистики католического костела, в стране фиксируется небольшой рост религиозности поляков: в 2017 году на 1,6 % выросло число верующих, принимающих регулярное участие в таинстве воскресной мессы, что составило 38,3 % от общего числа польских католиков, или не менее 400 000 поляков [1, s. 4]. Также с 2015 по 2017 год выросло и число
1 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ 18-411-590010 «Традиционные ценности и глобализация в современном мире: Северная Америка, Западная и Восточная Европа».
молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет, называющих себя верующими [3]. В связи с вышесказанным исследование процессов, происходящих в польском обществе, не представляется возможным без установления их связи с католической религией.
Римско-католическая церковь исторически имеет в Польше серьезный вес. После разделов Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией в ситуации отсутствия государственности поляки в XIX веке подвергались двойному прессингу: как национальные меньшинства в многонациональных империях и одновременно как приверженцы католической религии. Специалист по истории костела в Польше Зигмунт Зелинский отмечает, что именно католическая церковь в период разделов поддерживала и даже усиливала польский народный дух, хотя организационно костел и был подчинен праву государств — участников разделов [17].
Наиболее значимыми вехами для польской идентичности стали освободительные восстания: ноябрьское 1830 года и январское 1863 года. Католические священники принимали активнейшее участие в январском восстании. Польские римско-католические священники оказались в числе арестованных и расстрелянных, сосланных на Урал и в Сибирь, отправленных на каторгу. При этом патриотические и, казалось бы, исключительно национально-освободительные манифестации поляков имели тесную связь с религией и костелом. Демонстрация поляками в империях своих патриотических настроений регулярно принимала религиозные формы: в выступлениях активно использовались религиозные символы, манифестации начинались из костелов, похороны становились местом демонстрации патриотических чувств, а студентами распространялась новая версия известной религиозной песни Boze, cos Polskg с припевом «Родину нашу свободную верни нам, Господи». Как отмечает специалист по истории Польши периода разделов Анджей Шварц, после подавления восстания 1863-1864 годов католический костел подвергся репрессиям потому, что власти небезосновательно видели в нем главную опору польскости [12, s. 72], в том числе католические священники принимали активнейшее участие в январском восстании 1863 года. Конфессиональная политика России в Царстве Польском в середине 60-х годов XIX века, предполагавшая закрытие монастырей, подчинение польской католической церкви петербургской бюрократии, упразднение ряда епархий, разрыв конкордата с Римом, по мнению А. Н. Кострыкина, была направлена на подрыв влияния и мощи как польской шляхты, так и польской католической церкви, поскольку именно они были носителями идеи польской независимости [18, с. 69]. В российской части Польши после восстания закрывались монастыри, в казенное управление было передано имущество приходских церквей и семинарий, был упразднен патронат польских помещиков над приходами, было запрещено преподавание религии в школе на польском языке, запрещалась постройка и даже ремонт костелов и часовен без разрешения властей, устанавливался государственный надзор за крестными ходами и молениями вне храмов, на похоронных процессиях запрещалось ношение хоругвей, песнопения и музыка. Подготовленные Станиславом Вехом к публикации «Рапорты начальника варшавского жандармского округа за 1868 год» сообщают нам, что «Польское Римско-Католическое духовенство, по своей духовной связи с народом и по влиянию на него, всегда занимало и ныне занимает в здешнем крае первое место в политическом отношении» [15, s. 95]. Глава варшавских жандармов называет и методы, к которым прибегало духовенство в этот период истории народа без государства, а именно «к скрытой под покровом религии пропаганде в исповеди и других религиозных обрядах». Что любопытно, власти полагали особенно опасным методом воздействия ксендзов на население их влияние на женщин посредством исповеди [14, s. 155]. Как видим, и после репрессий роль духовенства и церкви была необычайно высока.
С российской политикой «располячения католицизма», направленной на разрыв тесной связи между верой и народностью, вполне сравнима энергичная и последовательная германизация в прусской части Польши. Лишь в австрийской монархии поляки-католики пользовались широкими правами в обмен на лояльность трону. Таким образом, в польской истории XIX века польская церковь терпит лишения вместе с польским народом, укрепляя национальный дух и стремление к независимости.
С возрождением в 1918 году польского государства возродился и авторитет церкви на государственном уровне: в школах вводилось обучение религии, на приходы были возложены административные функции, монастыри открывали собственные школы, больницы, вели издательскую деятельность, ряд государственных праздников имел одновременно и религиозный характер. Значимая позиция католической церкви в Польше в тот момент становилась проявлением «нормальности» после периода разделов.
Во время Второй мировой войны церковь подверглась еще более жестким преследованиям: погибло более трех тысяч священнослужителей, то есть около 30 % всех представителей церкви, работавших в то время на польских землях.
После Второй мировой войны Польша становится частью соцлагеря. Власти народной Польши начинают открытую войну с костелом. Предпринимаются усилия по ликвидации влияния католичества на общественную жизнь: ликвидируются школы, больницы при костелах, закрываются религиозные журналы, отменяются уроки религии, костел облагается налогами, ликвидируются религиозно-патриотические довоенные праздники. Священники подвергаются арестам (около 900 католических священников в 1951 году пребывает в заключении). В 1953 году службы безопасности вывезли из Варшавы примаса Польши Стефана Вышинского, и он пробыл в местах лишения свободы три года. В период ПНР демонстрация приверженности к религии, безусловно, закрывала возможности профессиональной карьеры. Ситуация давления на религию 95 % населения страны не могла не ассоциироваться с периодом разделов, когда народ вместе со своим костелом отстаивал свою независимость.
Однако нужно отметить, что некоторые составляющие социальной повестки в народной Польше шли вразрез с ценностями христианской морали. В стране было законодательно реализовано право женщины на аборт, право на развод не вызывало сомнений. Широко практикуемые гражданские разводы и аборты демонстрируют, что в период, когда церковь фактически находилась в подполье, поляки без серьезного противодействия по ряду пунктов отступали от ценностей религии.
Грандиозный энтузиазм вызвало в стране известие об избрании Папой Римским краковского архиепископа Кароля Войтылу. У властей ПНР это вызвало серьезную панику, только на следующий год удалось согласовать визит Папы на родину. «Исключение Христа из человеческой жизни — это акт, направленный против человека», — говорит Папа, обращаясь к полякам на площади Победы в Варшаве. «Нельзя понять тот народ, который имел такое великое прошлое и такое трудное настоящее без Христа ... не может быть Европы справедливой без независимой Польши на ее карте...», — заявил Папа, обращаясь к полякам на площади Победы в Варшаве через год после своего избрания [8]. Озвучив желание независимости поляков, Иоанн Павел II обновил часто используемые пропагандой понятия патриотизма и независимости, связав их с верой. Папа стал не только духовным лидером для миллионов верующих поляков, но и национальным героем. Паломничество Папы в Польшу в 1979 году собирало пешие марши миллионов жаждущих встречи с ним, и также миллионы поляков продемонстрировали глубокую скорбь в связи со смертью первого Папы-поляка.
Невозможно не согласиться с мнением многолетней исследовательницы современной польской политической повестки Л. С. Лыкошиной в том, что в истории становления Третьей Речи Посполитой, а значит — в демократическом транзите Польши, роль католического костела трудно переоценить [19, с. 172]. В костелах проходили встречи, лекции, оказывалась помощь интернированным и арестованным, через церковные организации за границей оказывалась помощь нуждающимся. Вновь во время месс, как и в XIX веке, звучат слова из религиозного песнопения «Родину свободную верни нам, Господи». Ксендз Ежи Попелушко, организатор ежемесячных месс и капеллан «Солидарности», был жестоко убит в 1984 году сотрудниками службы безопасности и стал в глазах поляков мучеником за дело «Солидарности». В период активности «Солидарности», во время переговоров круглого стола, церковь исполняла роль посредника, была духовной опорой общества, и естественным образом борьба за демократию и либеральные ценности шла в стране рука об руку с борьбой за право свободно исповедовать католичество. Этим объясняется резкий разворот к традиционным ценностям, ценностям христианской морали, случившийся после 1989 года. Не случайно в первых же строках преамбулы польской конституции 1997 года упоминается Бог как источник правды и справедливости [5]. Как справедливо отмечает исследователь польской идентичности К. Косела, теория секуляризации, предполагающая уменьшение роли религии в ходе исторической эволюции, не всегда находит подтверждение. Религия может способствовать социальным преобразованиям вследствие морального осуждения существующего порядка вещей, что как раз применимо к польской действительности периода демократического транзита [6].
На сегодняшний день Польша является одной из немногих европейских стран, где законодательно почти полностью запрещены аборты (с точки зрения действующего сегодня «Устава о планировании семьи, охране человеческого плода и условиях допущения прерывания беременности» [13] от 7 января 1993 года аборты в стране легальны лишь при ограниченном круге обстоятельств), существуют ограничения на продажу определенных средств контрацепции1.
Католической церкви в Польше согласно принятому в 1989 году закону гарантировался возврат имущества, отнятого при социализме, право торговли землей и недвижимостью, были признаны налоговые льготы, гарантировалось социальное обеспечение, возможность создания собственных радиостанций и телеканалов. В настоящее время католическая церковь располагает 38 радиостанциями в епархиях, имеет одну общепольскую радиостанцию «Радио Мария», две радиостанции, принадлежащие монашеским орденам. Это наиболее обширная радиосеть в Европе. В ведении церкви — 120 издательств, 300 наименований газет и журналов [7]. Помимо медиа католическая церковь является собственником земель, по площади превышающих церковные владения в межвоенный период [10].
Католическая церковь в лице представителей епископата обозначает свою позицию в отношении важных социальных вопросов. Проект, требующий отмены возможности прерывания беременности по медицинским показаниям «Останови аборты» получил горячую поддержку со стороны польского епископата. Например, коммуникат о поддержке проекта со стороны архиепископа Хенрика Хосера был размещен на странице Варшавско-Пражской диоцезии [4]. 22 октября 2020 года Конституционный суд Польши принял решение о том, что аборт по медицинским показаниям противоречит установленному конституцией праву на жизнь, последовав, таким образом, за позицией епископата [16].
1 См. подробнее: Тимофеева О. В. Аборты, контрацепция и дискуссии о роли женщин в обществе в политической повестке современной Польши // Вестник Удмуртского университета. Серия «Социология. Политология. Международные отношения». 2018. Т. 2, вып. 4. С. 485-494.
Важно обозначить, что большинство детей в Польше с 1990 года посещают уроки религии в школе. В 1997 году преподавание религии было зафиксировано в польской конституции. Казалось бы, церковь невероятно преумножила таким образом свое влияние на умы. Однако по наблюдению всё той же Л. С. Лыкошиной, мнение священников становится всё менее авторитетным для многих в Польше [20]. Очень часто после первого причастия дети практически перестают посещать церковь. Чаще звучат мнения о необходимости перенесения преподавания религии из школы в специально отведенные при церквах пункты катехизации.
До последних нескольких лет ребенок, не посещающий с согласия родителей уроки религии, был редким явлением, но в последние годы наметилась и обратная тенденция. В начале октября 2019 года вся Польша всколыхнулась от широко распространившейся благодаря СМИ новости о том, что в Техникуме профессионального обучения в Сохачеве больше не преподается религия, причем не по воле руководства, а из-за отсутствия желающих изучать религию. Директор громко прозвучавшего техникума сказал изданию «Политика», что уже нет смысла бороться за изгнание религии из школы. Религия, по его мнению, скоро исчезнет из школы без посторонней помощи. Выяснилось, что в данном учебном заведении занятий религией не стало только в текущем учебном году, в предыдущем нашлось еще 30 желающих [11]. Ситуация привлекла много внимания, но на самом деле она не столь исключительна в современной Польше, в действительности религия уже является предметом по выбору так же, как и этика. При этом если родители или совершеннолетний ученик не выразят желания принимать участие в занятиях, школа их просто не организует.
Министерство образования сообщило, что уже в 2016/17 учебном году занятия по религии не проводились в 1 388 школах, в 2017/18 — в 2 098, а в 2018/19 — уже в 2 156 учебных заведениях. Таким образом, явственно прослеживается рост количества школ без уроков религии [11].
Помимо этого, в конце 2019 года в польских медиа прозвучала еще одна новость из разряда наступления на уроки религии в школе. Бурмистр местечка Устшик Дольных в Подкарпатье обратился к епископу с просьбой уменьшить количество часов религии в программе вдвое. Согласно распоряжению министра просвещения в случае такого желания необходимо просить на это согласия ответственного от епархии. Бурмистр объяснял свою просьбу не религиозными, а финансовыми мотивами и говорил о том, что уменьшение количества часов уменьшит долг по зарплате, и он готов предоставлять помещения для внеучебных занятий религией в прежнем объеме, если, конечно, преподаватели готовы проводить занятия без оплаты, как уже делают учителя физкультуры [2]. Следовательно, можно отметить, что постепенно, шаг за шагом, под влиянием достаточно бытовых обстоятельств уроки религии, а с ними и церковь, их представляющая, немного теряют свои позиции.
Подводя итог, хочется сказать, что приверженность поляков католической вере укрепила их национальное самосознание в XIX веке. Отказ от религиозных ценностей в период ПНР был во многом вынужденным, и резкий возврат к традиционным ценностям — своеобразное подтверждение собственной идентичности после 1989 года — тому доказательство. Только сейчас, в последние несколько лет, можно усмотреть в польском обществе, пережившем на рубеже XX-XXI веков очередной период национального возрождения, зачатки движения в направлении к секуляризации общественной жизни и ценностям постиндустриального мира. Взаимоотношения церкви и государства в Польше исторически крайне сложны. Как отмечает Л. С. Лыкошина, в современных условиях католическая церковь многое обрела, но и многое потеряла [20]. Масштаб протестов против прерываний беременности, ситуация со школами говорят нам о принятии значительной частью населения
западных либеральных ценностей и о крайне медленных, очень постепенных, но всё же изменениях в положении церкви в обществе и государстве. При этом возможности церкви влиять на политику, по прежнему почти поголовная религиозность и даже ее рост, сама острота споров о месте церкви в обществе определенно говорят о том, что роль церкви в общественной жизни всё еще значительна. На сегодняшний день церковь в Польше активно действует в качестве общественного института, и говорить об ослаблении влияния Римско-католической церкви в Польше рано, возможно — лишь о некоторой наметившейся тенденции к ослаблению. Таким образом, стереотип «поляк-католик» сегодня по-прежнему применим к современному польскому обществу.
Библиографический список
1. Annuarium statisticum ecclesiae in Polonia ad 2019. URL: http://www.iskk.pl/images/stories/ Instytut/dokumenty/Annuarium_Statisticum_2019.pdf (дата обращения: 09.06.2020).
2. Burmistrz chce mniej lekcji religii w szkolach. Chyba ze katecheci b^d^ uczyc za darmo. URL: https://tvn24.pl/krakow/ustrzyki-dolne-burmistrz-chce-zeby-w-szkole-bylo-mniej-lekqji-religii-ra988351-2308691 (дата обращения: 09.06.2020).
3. Deklaracja wiary polakow w wieku 16-24. URL: https://twitter.com/ISKKnews/status/1075320752314961920 (дата обращения: 09.06.2020).
4. Komunikat Abp. Henryka Hosera SAC ws. poparcia inicjatywy: Zatrzymaj aborcj^! URL: https://diecezja.waw.pl/5475 (дата обращения: 09.06.2020).
5. Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 2 kwietnia 1997 r. URL: https://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/polski/kon1.htm (дата обращения: 09.06.2020).
6. Kosela K. Polak I katolik. Spl^tana tozsamosc. Warszawa, 2003. 332 s.
7. Lazarewicz J. Co kosciol ma // Polityka. 2010. № 40. S. 39-40.
8. Papieska homilia wygloszona na pl. Zwyci^stwa w 1979 roku. URL: http://www.um.warszawa.pl/aktualnosci/papieska-homilia-wyg-oszona-na-pl-zwyci-stwa-w-1979-roku?page=0,0 (дата обращения: 09.06.2020).
9. Social values, Science & Technology. Special Eurobarometer 225, 2005. URL: http://ec.europa.eu/ commfrontoffice/publicopinion/archives/ebs/ebs_225_report_en.pdf (дата обращения: 09.06.2020).
10. StrozykJ. Kosciol na panstwowym garnuszku. URL: http://www.opoka.org.pl/biblioteka/P/PS/pk201149-opodatkowac.html (дата обращения: 09.06.2020).
11. Suchecka J. Szkoly bez lekcji religii. Sprawdzamy, ile jest w calej Polsce. URL: https://tvn24.pl/polska/szkoly-bez-lekcji-religii-ile-jest-w-calej-polsce-dane-men-ra992987-2587445 (дата обращения: 09.06.2020).
12. Szwarc A. Pod obc^ wladz^. 1795-1864. Warszawa: Bellona, 1997. 136 s.
13. Ustawa z dnia 7 stycznia 1993 r. o planowaniu rodziny, ochronie plodu ludzkiego i warunkach dopuszczalnosci przerywania ci^zy // Dziennik Ustaw. 1993. nr 17. poz. 78.
14. Wiech S. Raport naczelnika Warszawskiego Okr^gu Zandarmerii, gen. Platona Fredriksa z 1867 r. o stanie politycznym Królestwa Polskiego w 1868 r. // Czasy Nowozytne. 1997. № 3. S. 151-164.
15. Wiech S. Raport naczelnika Warszawskiego Okr^gu Zandarmerii o sytuacji politycznej Królestwa Polskiego w 1868 r. // Przegl^d Historyczny. 1998. Z. 1. S. 87-107.
16. Wyrok TK ws. Aborcji przygotowany do publikacji. URL: https://wiadomosci.onet.pl/tylko-w-onecie/aborcja-wyrok-tk-ws-aborcji-przygotowany-do-publikacji/22261jd (дата обращения: 09.06.2020).
17. Zielinski Z. Kosciól i naród w niewoli. Lublin: Redakcja Wydawnictw Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1995.
18. Кострыкин А. Н. Формирование новой конфессиональной политики России в Царстве Польском (сер. 60-х годов XIX века) // Вестник московского университета. Сер. 8. История. 1995. № 4. С. 57-69.
19. Лыкошина Л. С. «Польско-польская война»: политическая жизнь современной Польши / ИНИОН РАН. М., 2015. 258 с.
20. Лыкошина Л. С. Церковь и общество в современной Польше [Электронный ресурс]. URL: http://www.voskres.ru/oikumena/likoshina.htm (дата обращения: 09.06.2020).