ВЫВОДЫ
1. Попадание в установленные коридоры соотношения силового, реактивномахового и скоростного компонентов прыжка позволяет планомерно и интенсивно повышать спортивные результаты в прыжках в высоту на всех этапах многолетней подготовки.
2. Уровни соотношения силового, реактивно-махового и скоростного компонентов прыжка являются определяющими факторами выбора тренировочных средств на различных этапах многолетней подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гойхман, П. Прыжок в высоту / П. Гойхман, Е. Сосина // Легкая атлетика. -2007. - № 1-2. - С. 22-25.
2. Оганжанов, А. Л. педагогические технологии индивидуальной подготовки квалифицированных легкоатлетов прыгунов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Оган-жанов А.Л. - М., 2007. - 50 с.
3. Тихонин, В.И. Формирование рациональной ритмо-темповой структуры разбега в прыжках в высоту : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тихонин В.И. - М., 2003. - 24 с.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ И ФАКТОРОВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ГРУПП ВИДОВ
Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры
(ВГАФК)
Аннотация
Статья посвящена исследованию спорта как социокультурного феномена. Рассматриваются особенности взаимовлияния показателей универсальных культурологических особенностей, предложенных голландским ученым G. Hofstede, и факторов личности спортсменов, дифференцированных в соответствии с классификацией В.С. Якимовича, основанной на характере взаимодействия спортсменов-соперников в соревнованиях.
Ключевые слова: культурологические особенности, факторы личности спортсмена.
THE INTERDEPENDANCE OF CULTUROLOGICAL PARAMETERS' INDICATORS AND ATHLETES' PERSONALITY FACTORS IN DIFFERENT CLASSIFICATORY GROUPS OF TYPES
Tatiana Victorovna Artamonova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Volgograd State Academy of Physical Education
Annotation
The article is devoted to sport’s research as socio cultural phenomenon. The particularities of mutual influence of indicators of universal culturological indicators, proposed by Dutch scientist G. Hofstede, and athlete’s personality factors differentiated in accordance with classification of V.S. Yakimovitch based on the character of sport-rivals interaction in events.
Key words: culturological particularities, athlete’s personality factors.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время широкое распространение получили сравнительнокультурные исследования, направленные на изучение отдельных культурных явлений и процессов, имеющих место в жизни современного человека [2, 3]. Одним из таких культурных явлений признан спорт - неотъемлемая часть культуры, ее продукт, которому в полной мере свойственны ее особенности [1, 4, 5].
Современная спортивная наука обладает обширным экспериментальным мате-
б
риалом в области изучения биологических, физиологических, психологических и других особенностей спортсменов, но исследования по выявлению культурных измерений в отдельных видах спорта практически не ведутся. В то же время, представляется очевидным, что на физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный рост индивида культура, в которой он развивается и живет, влияет в разной степени.
Поэтому исследование взаимозависимости универсальных культурологических особенностей и показателей личности спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта и спортивных дисциплинах, представляется своевременным и актуальным.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В основу методики исследования специфики формирования культурологических особенностей у спортсменов была положена модель G. Hofstede. На основе базовой части этой модели была разработана авторская методика, адаптированная к исследованию спорта как социокультурного феномена. В ходе эксперимента были исследованы выделенные G. Hofstede культурологические параметры: «дистанция по отношению к власти» (ДВ), «индивидуализм/коллективизм» (ИК), «маскулин-
ность/фемининность» (МФ), «избегание неопределенности» (ИН), «ориентация на время» (ОВ).
Для определения особенностей личности спортсмена использовался многофакторный опросник Р. Кэттелла (16PF).
С целью выявления взаимозависимости показателей культурологических параметров и факторов личности был проведен корреляционный анализ полученных данных.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 570 высококвалифицированных российских спортсменов (235 женщин и 335 мужчин), занимающихся спринтерским бегом, бегом на средние дистанции, барьерным бегом, плаванием, греблей на байдарках, футболом, баскетболом, гандболом, волейболом, боксом, тхэквондо, дзюдо, прыжком в длину, прыжком в высоту, тройным прыжком, прыжком с шестом, метанием копья, толканием ядра, тяжелой атлетикой, художественной гимнастикой, спортивной гимнастикой, спортивной акробатикой, легкоатлетическим многоборьем.
Виды спорта рассматривались в рамках классификации, основанной на характере взаимодействия спортсменов-соперников в соревнованиях (антагонистический, синергетический и автономный) [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами выявлено, что количество достоверных корреляционных связей между исследуемыми параметрами отличается у спортсменов разных классификационных групп видов спорта и спортивных дисциплин (табл. 1).
Более плотно связаны показатели личности и культурологических параметров у спортсменов - представителей антагонистических спортивных дисциплин (13), несколько слабее - в синергетических спортивных дисциплинах (12), а в автономных обнаружено наименее плотное взаимодействие исследуемых показателей (10).
Так, уровень ДВ в спортивных дисциплинах тем выше, чем более спортсмены -представители автономных спортивных дисциплин консервативны (Q1), подвержены чувствам и раздражительны (C), осторожны и благоразумны (F), недисциплинированны (Q3); антагонистических - артистичны, способны к эмпатии (I), подвержены чувствам и раздражительны (C), осознанно соблюдают нормы и правила поведения (G); синергетических - напряжены, беспокойны (Q4), недисциплинированны (Q3), имеют завышенную самооценку (MD).
Чем более выражено стремление к недопущению неопределенных, неясных си-
туаций, к установлению четких правил поведения (ИН), тем в автономных спортивных дисциплинах выше уровень тревожности, впечатлительности (О); в антагонистических выражены осознанное соблюдение норм и правил поведения (в), консерватизм (01), спокойствие и расслабленность (04); в синергетических - точность выполнения социальных требований (03).
Таблица 1
Взаимозависимость показателей культурологических параметров и факторов
личности у спортсменов различных классификационных групп видов спорта
Факторы личности Культурологические параметры
ДВ МФ ИН ОВ КИ
Авт Ант Син Авт Ант Син Авт Ант Син Авт Ант Син Авт Ант Син
МБ 195 268
I В
М
01 -213 -208
II С -201 -197 -302
о 211 206 240 207
I 209 191 245
о 203 -183
03 -216 -208 -223 244 310
04 279 208 -313
III А -195
Н 219
N 220
Б -227 -214 -288 -195
Е 187 231
02 252
Ь 191
Примечания:
1) значения корреляции умножены на 103;
2) уровень достоверности: 442 - при Р<0,001; 309 - при Р<0,05; 217- при Р<0,1;
3) I - интеллектуальные, II - эмоционально-волевые, III - коммуникативные факторы личности.
Расчетливость, упорство в достижении цели (долгосрочность ОВ) проявляют в автономных спортивных дисциплинах осторожные, благоразумные (Б), предпочитающие собственные решения (02); в антагонистических - те, у кого выше самооценка (МБ), уровень социальной смелости (Н), кому свойственны осознанное соблюдение норм и правил поведения (в), артистичность и способность к эмпатии (I), хладнокровие (О); в синергетических - артистичные, способные к эмпатии (I); с низким уровнем самоконтроля (03).
Индивидуализм собственной спортивной деятельности в большей мере ощущают те представители автономных видов спорта, кто подвержен чувствам и раздражителен (С), осторожен и благоразумен (Б); в антагонистических - те, кому свойственно осознанное соблюдение норм и правил поведения (в); в синергетических - те, кто более осторожен и благоразумен (Б), властен и самоуверен (Е), расчетлив, проницателен и разумен (Ы).
Нацеленность на достижение результата любой ценой, соперничество, уверенность в себе, целеустремленность, приверженность материальным ценностям, то есть восприятие собственной спортивной деятельности как маскулинной свойственны тем, кто в автономных спортивных дисциплинах более напряжен и беспокоен (04), в антагонистических - властен и самоуверен (Е), в синергетических - недисциплинирован-
(03), ревнив, завистлив, имеет большое самомнение (Ь), замкнут, необщителен (А).
Напротив, построение отношений на основе равенства, уважения личности (малая ДВ) свойственно тем, кто в автономных спортивных дисциплинах характеризуется
наличием интеллектуальных интересов (01), работоспособностью (С), жизнерадостностью, импульсивностью (Б), точностью выполнения социальных требований (03); в антагонистических - мужественностью и самоуверенностью (I), выдержкой и работоспособностью (С), безответственностью и склонностью к непостоянству (в); в синергетических - имеющим заниженную самооценку (МБ), спокойным, расслабленным
(04), выполняющим социальные требования (03);
Проявление личной инициативы, склонность к риску (преодоление неопределенности) свойственны в автономных спортивных дисциплинах более хладнокровным (О); в антагонистических - безответственным, склонным к непостоянству (в), критически настроенным (01), напряженным (04); в синергетических - недисциплинированным (03).
Приверженность традициям, выполнение социальных обязательств (краткосрочность ОВ) выражены в автономных видах спорта у жизнерадостных, импульсивных (Б), зависимых от группы (02); в антагонистических - у безответственных, склонных к непостоянству (в), мужественных и самоуверенных (I), сдержанных и робких (Н), тревожных (О) и тех, кто имеет заниженную самооценку (МБ); в синергетических - у мужественных и самоуверенных (I), склонных к точности выполнения социальных требований (03).
Приверженность нормам коллективизма в автономных спортивных дисциплинах ощущают выдержанные, работоспособные (С), жизнерадостные, импульсивные (Б); в антагонистических - безответственные, склонные к непостоянству (в); в синергетических - жизнерадостные и импульсивные (Б), застенчивые (Е), прямолинейные и естественные (Ы).
Почитание взаимоотношений, культурных ценностей, забота о качестве жизни (фемининность) проявляются в автономных видах спорта у более спокойных и расслабленных (04); в антагонистических - у застенчивых (Е); в синергетических - у тех, кто более склонен к соблюдению точности выполнения социальных требований (03), откровенен, благожелателен (Ь), общителен (А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, формирование культурологических параметров в зависимости от вида спортивной деятельности наиболее выражено в антагонистических спортивных дисциплинах, а менее - в автономных.
При этом выявлено, что значимость отдельных культурологических параметров в зависимости от вида спортивной деятельности отличается, и формирование различных культурологических параметров происходит под влиянием различных факторов личности в зависимости от вида спортивной деятельности.
Так, наиболее зависимым от факторов личности культурологическим параметром в автономных видах спорта является ДВ, в антагонистических - ОВ, а в синергетических равнозначно зависят ДВ, МФ и КИ.
Наиболее важными факторами личности для формирования культурологических параметров являются: в автономных видах спорта - «сдержанность - экспрессивность» (Б), отражающие эмоциональную окрашенность и динамичность общения; в антагонистических - «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения» (в), определяющая, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека; в синергетических - «низкий - высокий самоконтроль» (03), который измеряет уровень внутреннего контроля поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаров, В. Д. Физическая культура в системе социальной деятельности : дис. ... д-ра социолог. наук / Гончаров В.Д. - СПб., 1994. - 320 с.
2. Латова, Н.В. Этнометрические измерения: теория и практика / Н.В. Латова // Социология. - 2003. - № 17. - С. 142-166.
3. Наумов, А.Н. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) / А.Н. Наумов // Менеджмент. - 1996. - № 3. - С. 70103.
4. Столяров, В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры : метод. разработка для аспирантов и слушателей Высш. шк. тренеров ГЦОЛИФКа / В.И. Столяров. - М. : [б.и.], 1988. - 26 с.
5. Якимович, В.С. Культура в мире спорта / В.С. Якимович. - М. : Советский спорт, 2006. - 126 с.
6. Hofstede, G. Lokales Denken, globales Handeln. Kulturen, Zusammenarbeit und Management / G.Hofstede. - Munchen : Beck, 1997. - 420 s.
ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ УДЭГЕЙСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Татьяна Васильевна Белобородова, заведующая кафедрой Уральская государственная медицинская академия (ГОУ ВПО УГМА Росздрава)
г. Екатеринбург
Аннотация
В статье рассматривается, как традиционные удэгейские подвижные игры могут влиять на современную физическую подготовленность младших школьников. Приведена динамика развития физических качеств в экспериментальных и контрольных классах учащихся начальной школы.
Ключевые слова: физические качества, физическая подготовленность, школьники -удэгейцы младших классов, удэгейские подвижные игры.
THE INFLUENCE OF TRADITIONAL UDEGEYSKI ACTION-ORIENTED GAMES ON PHISICAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOL LEARNERS
Tatyana Vasilievna Beloborodova, Managing faculty Ural State Medical Academy
Annotation
The article studies how traditional udegeyskie action-oriented games can influence on modern physical development of junior school learners. The dynamics indicators of physical qualities' development in experimental and control classes of junior school are shown.
Key words: physical qualities, physical condition, junior school udegey learners, udegeyskie action-oriented games.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста, особенно коренных малочисленных народов Севера РФ, становится все ниже и ниже, что напрямую влияет на ухудшение состояния их здоровья. Можно отметить, что современный низкий уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста народов Севера, в частности, удэгейцев, по отношению к прошлым своим поколениям - это серьезная многоаспектная проблема, решение которой требуется найти незамедлительно.
Всесторонняя физическая подготовленность школьников может быть достигнута, в первую очередь, путем развития двигательных качеств с учетом возрастных и половых особенностей детского организма. Школьники младших классов наиболее адекватно реагируют на нагрузку, получаемую в результате вовлечения ребенка в игровую деятельность, поэтому мы в своей работе сделали попытку обосновать позитивную роль воздействия традиционных игр удэгейцев на физическую подготовленность современных учащихся-удэгейцев младших классов.