Научная статья на тему 'Взаимовлияние и взаимообусловленность конкурентных процессов и асимметрии информации на региональном отраслевом рынке'

Взаимовлияние и взаимообусловленность конкурентных процессов и асимметрии информации на региональном отраслевом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / INFORMATION ASYMMETRY / COMPETITION / TRADE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перский Юрий Калманович, Дмитриев Дмитрий Владимирович

В данной статье определяется содержание понятия «асимметрия информации» в зависимости от вида информации. Доказывается несостоятельность существующих сигналов сглаживания эффектов асимметрии информации, и обосновывается настоятельная необходимость создания информационно-экономического механизма, направленного на формирование конкурентной среды на региональном отраслевом рынке на основе управления уровнем асимметрии информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перский Юрий Калманович, Дмитриев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION AND INTERDETERMINATION OF COMPETITION PROCESSES AND INFORMATION ASYMMETRY ON THE REGIONAL TRADE MARKET

The present article is to define an «information asymmetry» term depending on the information type; to prove incapability of the existing signs of smoothing of information asymmetry effects; and to substantiate an urgent need for generation of an information and economic mechanism aimed at formation of competitive environment on the trade market on the basis of information asymmetry level management.

Текст научной работы на тему «Взаимовлияние и взаимообусловленность конкурентных процессов и асимметрии информации на региональном отраслевом рынке»

сударственных и частных институтов обусловливают смещение механизма управления партнерскими отношениями в системе координат «государство — бизнес» в плоскость саморегулирования. То есть в качестве субъектов управления системой взаимодействия государства и бизнеса могут выступать представители государственного и коммерческого секторов и их институциональные посредники.

Продолжающийся глобальный финансово-экономический кризис влияет на все отрасли экономики России и увеличивает риски роста давления на предпринимательские структуры. В этих условиях особую значимость приобретают проблемы экономической безопасности бизнеса. К числу главных угроз его безопасности следует отнести коррупцию, криминальную конкуренцию, теневую экономику. Сегодня они являются весомыми дестабилизирующими факторами, которые следует рассматривать как серьезные препятствия для достижения устойчивого развития предпринимательства, и угрозу экономической безопасности страны.

Попытки разрешить имеющиеся проблемы преимущественно административным воздействием также несут существенные риски для устойчивого развития экономики.

Противодействовать коррупции, теневой экономике, недобросовестной конкуренции следует преимущественно мерами, направленными на совершенствованием рыночной инфраструктуры.

Список литературы

1. Бугров В. Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий // ЭКО. 2008. № 4. с. 67-74.

2. Татаркин А.И., Куклин A.A., Агарков Г.А. Формирование оптимального комплекса мер по противодействию теневой экономике на основе сценарного анализа // Экономика региона. 2008. № 2. с. 9-22.

3. Галкин М. Холостой ход // Ведомости. 2010. № 28.

4. Нещадин А., Горин Н. Общество, бизнес и власть. Условия цивилизованного взаимодействия // Общество и экономика. 2005. № 10-11. с. 9-10.

5. Никитаева А. Ю. Теория и практика управления взаимодействий государства и бизнеса. Региональный аспект. Ростов н/Д : Изд-во Ю<Щ 2007. 348 с.

6. Иванов В., Суровцев Д. Система мер государственной поддержки малого предпринимательства. Концептуально-стратегический подход // Безопасность Евразии. 2008. № 3. с. 97-109.

УДК 332.143

ключевые слова: асимметрия информации, конкуренция, отраслевой рынок

Ю. К. Перский, Д. В. Дмитриев

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕССОВ И АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ

ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ

В данной статье определяется содержание понятия «асимметрия информации» в зависимости от вида информации. Доказывается несостоятельность существующих сигналов сглаживания эффектов асимметрии информации, и обосновывается настоятельная необходимость создания информационно-экономического механизма, направленного на формирование конкурентной среды на региональном отраслевом рынке на основе управления уровнем асимметрии информации.

События последних десятилетий выявили основополагающую роль конкуренции в развитии экономических систем. Между тем по ряду причин на многих товарных рынках

Российской Федерации конкурентная среда не сформирована. Как показывают исследования, среди множества факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентной среды современных отраслевых рынков, особое место принадлежит асимметрии информации.

Термин «асимметрия информации» в настоящее время относится к числу наиболее популярных и употребляется очень часто. Однако необходимо признать, что само понятие, обозначаемое этим термином, до сих пор сколько-нибудь точно не определено. В современной экономике сущность понятия «информационная асимметрия» определяется как неравномерное распространение информации между экономи-

ческими субъектами, необходимой для принятия ими оптимального решения при заключении сделки. Такое определение не предполагает фундаментальной необходимости внедрения понятия «асимметрия информации» в экономическом анализе. В данной работе мы хотели бы показать, во-первых, что понятие «асимметрия информации» используется в экономическом анализе не случайно, оно необходимо для более глубокого понимания функционирования отраслевых рынков, во-вторых, обосновать необходимость государственного вмешательства в конкурентные процессы отраслевых рынков посредством информационно-экономического механизма.

Анализ генезиса понятий «асимметрия» и «информация» позволил нам классифицировать понятия асимметрии информации следующим образом (таблица 1).

Очевидно, что любая хозяйственная система функционирует на основе вторичной информации, поэтому в рамках экономического анализа следует использовать определение второго вида асимметрии (см. табл. 1), а под информацией понимать сведения, снижающие неопределенность некоторой ситуации для экономического субъекта [1]. В свою очередь, в информированности хозяйствующих субъектов также могут присутствовать как признаки симметрии, так и признаки асимметрии. В этом случае имеет место асимметрия информации второго порядка, под которой следует понимать меру нетождественности в информированности субъектов рынка о необходимых для рационального поведения данных.

Введенное нами определение асимметрии информации позволяет обоснованно исследовать данную категорию с применением современных математических инструментов, выработать подход к измерению и определить количественный уровень асимметрии информации на рынке и с помощью моделирования проследить особенности влияния эффектов асимметрии на структурные изменения рынка.

В рамках данной статьи анализ взаимовлияния конкурентных процессов и асимметрии информации рассматривается на примере регионального отраслевого рынка железобетонных изделий Пермского края. На основе результатов анкетирования, которое проводилось в 2007 г., нами сформирована информационная сеть рынка железобетонных изделий, которая связывает между собой группу агентов, обеспечивая их информационное взаимодействие [2]. Анализ такой сети позволяет выявить от-

Таблица 1

Понятие асимметрии в зависимости от вида информации

Вид асимметрии Характеристика вида

Асимметрия первичной информации Понятие, обобщающее процесс неравномерного распространения информации об элементах систем и их движении, в определенных условиях и в определенных отношениях, между различными состояниями явлений окружающей нас действительности. Асимметрия первичной информации возникает в результате постоянного направленного движения элементов системы. Движение элементов системы происходит неравномерно, что приводит к асимметричному развитию самой системы и распространению информации, которая отражает процесс развития системы. Данный процесс протекает независимо от человека.

Асимметрия вторичной информации Мера неравномерного распределения информированности индивидов в рамках системы об определенных данных относительно максимально возможной информированности.

Асимметрия между первичной и вторичной информацией Мера нетождественности произведенной индивидом информации и к действительности.

дельные сегменты и особенности информационного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Учет всех предприятий при построении информационной сети невозможен по причине отказа ряда хозяйствующих субъектов проходить анкетный опрос. Однако сеть строится по данным ключевых предприятий данного рынка, чья совокупная доля составляет более 80%. Поэтому можно говорить о достоверности полученных результатов анализа и выявленных тенденций. Формирование связей осуществлялось на основе принципа взаимного определения продавцов как основных конкурентов, т. е. учитывались информационные связи только между основными конкурентами.

В рамках построенной информационной сети можно выделить четыре основных конкурентных сегмента (рис.). Первый сегмент включает конкурентную борьбу между тремя крупнейшими компаниями рынка: Пермский завод силикатных панелей (1), «Стройпанелькомплект» (2) и «Пермтрансжелезобетон» (3). При наличии трех хозяйствующих субъектов со значительными рыночными долями и доминирующим положением становится возможным проводить конкурентное давление, которое может выражаться в формировании барьеров

17

14

16

15

18

<5 ©

22

19

12

10

11

13

- 1-ое предприятие;

I—► - обратная связь между предприятиями; —► - п рямая связь между п редп риятиями.

Рис. Информационная сеть регионального отраслевого рынка железобетонных изделий Пермского края

в распространении информации о параметрах рынка [3]. Это обусловлено тем, что информация является активным элементом механизма конкурентной борьбы, поэтому доступ к наиболее ценной информации либо ограничен, либо отсутствует. Так как информация выступает в виде конкурентного преимущества, которое хозяйствующие субъекты не всегда реализуют в рамках установленных правил игры (оппортунистическое поведение), возникает искажение информационного поля, и, как следствие, асимметрия информации. В процессе недобросовестной конкурентной борьбы при прочих неизменных условиях рынок будет постепенно монополизироваться, что приведет к снижению эффективности его функционирования.

Во второй сегмент входят ЖБК-7 (4), ЖБК-1 (5), «Строймаркет» (6), Завод ЖБИ «Стройиндустрия» (7). Третий сегмент состоит из ЖБК-1 (5), «Строймаркет» (6) и Краснокамского завода ЖБК (8). Второй и третий сегменты включают в себя предприятия, имеющие большой опыт работы на рынке, но существенно уступающие по объемам продаж первой тройке лидеров. Анализ рынка за последние пять лет позволяет утверждать, что ЖБК-7 и ЖБК-1 позиционируют себя в качестве сильных предприятий в рамках выделенных сегментов, о чем свидетельствуют их относительно стабильные рыночные доли и взаимная идентификация ЖБК-1 и Пермского завода силикатных панелей в качестве конкурентов. Четвертый

сегмент включает «Уралжелезобетон» (10), «Сентябрь» (9) и Краснокамский завода ЖБК (8). Также на рынке прослеживаются более мелкие сегменты: «ЖБИ-Монолит» (12) — «Эллина» (11), «Технология» (14) — Закамский завод ЖБК (17), «Сентябрь» — «Железобетон» (13), «Железобетон» — «Строймаркет», «Строймаркет» — «ЖБИ-Монолит». В рамках данных сегментов конкурируют предприятия, чьи рыночные доли не превышают 3%. Это небольшие, но, как правило, эффективные предприятия, которые успешно закрепили свои позиции на рынке. Относительно небольшой размер данных компаний позволяет проводить более гибкую рыночную политику и максимально быстро подстраиваться под изменяющуюся рыночную конъюнктуру. Так, компания «Железобетон» в соответствии современными требованиями рынка в 2006 г. провела комплексную замену производственной линии, что позволяет ей учитывать индивидуальные требования строительных организаций при производстве нестандартных изделий. Однако предприятия данных сегментов обладают гораздо меньшими финансовыми возможностями, поэтому обеспечить доступ к необходимой для эффективной деятельности информации способны лишь крупные компании, обладающие значительными финансовыми ресурсами. Также результаты исследования показали, что некоторые мелкие компании обособлены и не участвуют в конкурентной борьбе, что связано с тем, что более крупные компании, как правило, не расценивают в качестве конкурентов предприятия с рыночной долей менее 2% [4].

Формирование локальных монополий и (или) локальных сегментов рынка обусловлено тем, что при совершенной конкуренции количество информационных связей между покупателями и продавцами при большом количестве и тех и других будет велико. Поэтому с ростом количества хозяйствующих субъектов рынка возрастает количество информационных связей и, соответственно, увеличиваются трансакци-онные издержки на поддержание этих связей между хозяйствующими субъектами рынка. Рынок функционирует в условиях асимметричной информации.

Данное обстоятельство объясняется тем, что в модели совершенной конкуренции каждый продавец имеет т информационных связей с покупателями и (и-1) связей с другими продавцами, общее количество связей продавцов будет равно и(/я+(я-1)). И каждый покупатель имеет п информационных связей с продавцами

и (/и-1) связей с другими покупателями, общее количество связей покупателей будет равно т(п+(т-1)). Следовательно, общее количество связей в представленной модели N будет равно [5]:

И=п(_т + (и-1)) + т (и + (т - 1)) =

— (п + т) 2 — п — т — (п + т)(п + т — 1). (1)

В 2007 г. количество продавцов (по данным Росстата) железобетонных изделий по Пермскому краю составило 47 предприятий (я), а количество покупателей (строительных организаций, производящих общестроительные работы по возведению зданий, т) — 256 предприятий. Таким образом, применение формулы (1) позволяет определить, что при симметричном распространении информации количество связей должно было составить 91506. Однако, по результатам исследования и анализа сети рынка, фактическое число информационных связей меньше, а информация асимметрична.

Анализируя конкурентное взаимодействие хозяйствующих субъектов рынка на основе классификации форм конкуренции, предложенной В. В. Кругловым [6], можно сказать, что на данном рынке сформировались две основные формы: нейтралитет и нестрогий конфликт. Нейтралитет — это такая форма взаимодействия, при которой субъекты не определяют друг друга в качестве конкурентов. При нестрогом конфликте субъекты периодически соперничают друг с другом, но данная борьба не приобретает острой формы (антагонизма), которая способствует развитию системы. Для формирования в системе данной формы конкуренции требуется симметричный информационный обмен между элементами системы [6]. Таким образом, хозяйствующие субъекты рынка строго определяют своих основных конкурентов, с которыми происходит нестрогий конфликт, и второстепенных конкурентов, по отношении к которым конкуренция не возникает.

С учетом взаимовлияния конкурентного взаимодействия субъектов рынка и его структуры был произведен анализ показателей концентрации рынка, который показал, что с 2003 по 2007 гг. рынок тяготел к умеренно концентрированному типу (таблица 2).

Таким образом, состояние рынка железобетонных изделий Пермского края на сегодняшний день характеризуется отсутствием действительной конкуренции, наличием локальных монополий и сегментов рынка, возможностей манипулирования посредством асимметрии информации.

Таблица 2

Динамика показателей, характеризующих степень монополизации регионального отраслевого рынка

железобетонных изделий Пермского края1

Наименование показателя 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009*

Количество предприятий 24 26 27 28 47 35 34

Коэффициент концентрации для трех предприятий, С3 0,554 0,524 0,543 0,479 0,467 0,588 0,524

Коэффициента «Херфиндаля — Хиршмана», НН1 1 388,3 1 216,8 1 264,1 1 083,6 918,5 1500,9 1216,5

Индекс энтропии 0,098 0,094 0,093 0,091 0,060 0,068 0,078

Коэффициент Холла — Таймана 0,124 0,114 0,105 0,103 0,077 0,117 0,103

Коэффициент Линда 9 2 18 12 4 9 9

Коэффициент Джини 0,664 0,663 0,648277 0,652 0,722 0,75 0,69

Коэффициент вариации 19,999 21,756 22,335 23,364 40,926 30,76 29,19

Дисперсия рыночных долей 0,0040 0,0032 0,0033 0,0026 0,0015 0,0035 0,0028

Коэффициент относительной концентрации 1,173 1,041 1,215 1,390 - 0,95 0,86

1 По данным Территориального органа государственной статистики по Пермскому краю. * Рассчитанные автором значения.

Некоторые исследования последних лет свидетельствуют о том, что большинство предприятий данного рынка имеют убывающую отдачу от масштаба [7], в последнее десятилетие в строительном комплексе прослеживаются дезинтег-рационные процессы — выделение отдельных подразделений крупных компаний в самостоятельно хозяйствующие субъекты. Данные тенденции вызваны стремлением повысить эффективность функционирования предприятия [8]. По результатам нашего анализа дезинтегра-ционные процессы на рынке железобетонных изделий Пермского края не прослеживаются, но происходит постепенный рост количества хозяйствующих субъектов. С одной стороны, увеличение количества предприятий на рынке приводит к постепенному снижению уровня концентрации. С другой стороны, подобные преобразования способствуют увеличению количества информационных связей и трансак-ционных издержек как фактору асимметрии информации. В этом случае на рынке будет формироваться большее количество локальных монополий или конкурентных сегментов, что приведет к усилению негативных эффектов, вызванных ростом уровня асимметрии информации.

Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что на рынке железобетонных изделий невозможно определить без специальных исследований, к какой градации качества действительно относится изделие. В условиях асимметрии информации о качестве между продавцами и покупателями стратегическое поведение продавцов некачественных товаров характеризуется стремлением максимизировать свою прибыль. Они устанавливают свою цену

на уровне цен качественных товаров, так как покупателям невозможно определить качество товаров до их приобретения. В результате на рынке формируется единая цена для товаров любой градации качества, наблюдается снижение интенсивности неценовой конкуренции.

Вследствие высокой дифференциации продукции по градациям качества на рынке железобетонных изделий ГОСТы не способствуют снижению уровня асимметрии информации. Они лишь формируют у покупателей убежденность, что продукция удовлетворяет минимальным требованиям по качеству. Асимметрия информации о качестве на рынке железобетонных изделий проявляется в несоответствии отраженных в технологической документации показателей качества с действительностью, что приводит к повышению риска последующего разрушения строительных конструкций. При этом потребители товаров не имеют стимулов и возможностей проводить регулярные лабораторные исследования всех изделий на предмет установления действительного уровня качества, а производители железобетонных изделий при асимметричном распространении информации о качестве получают возможность реализовы-вать продукцию низкого качества по ценам продукции высокого качества, которая используется непосредственно при строительстве.

Как показывают исследования, строительная продукция реализуется с уровнем качества как выше, так и ниже нормативных требований [9].

В случае асимметрии информации между продавцами и покупателями о ценах на товары стратегическое поведение продавцов на рынке с асимметричным распределением информации

зависит не только от стратегического поведения конкурентов, но и от степени информированности покупателей о ценах на товары и транс-акционных издержках на поиск информации. Стратегическое поведение продавцов в данных условиях сводится к постепенному увеличению цен на товары, что позволяет получать ренту от асимметрии информации. Так, результаты анкетирования хозяйствующих субъектов рынка железобетонных изделий Пермского края свидетельствуют о разной информированности о ценах на железобетонные изделия. В результате одним покупателям товар реализуется по более высокой цене, другим — по низкой.

Современной экономической науке известны некоторые механизмы и сигналы сглаживания эффектов асимметрии информации (цены, репутация, стандартизация, гарантия, аукционы, расточительные расходы), однако результаты нашего анализа показали их несостоятельность при сглаживании негативных последствий асимметрии информации.

Цена на рынке с асимметрией информации не является сигналом о качестве, т. к. несет в себе недостоверную информацию для потребителя по причине возникающей в данных условиях проблемы «принципал — агент». Данный аспект был подробно рассмотрен выше при анализе асимметрии информации о качестве и ценах между продавцами и покупателями.

Стандартизация и сертификация товаров, как было показано ранее, также не снижает уровень асимметрии информации. Данные меры могут использоваться в антиконкурентных целях и являются барьерами для развития конкурентной экономики.

Репутация фирм выступает в качестве сигнала о высоком качестве товара. Однако на рынке с асимметричной информацией данный сигнал укоряет процесс монополизации, т. к. потребитель не в состоянии рационально принять решение о выборе поставщика товаров, предпочитая пользоваться услугами проверенного продавца. В данном случае асимметрия информации выступает в качестве определенного механизма, который, усиливая эффект репутации, формирует барьеры входа.

Гарантия выступает сигналом о качестве не на всех рынках. Так, на рынке железобетонных изделий, во-первых, низкое качество изделий может проявить себя и через десятилетия, во-вторых, вызывает сложность определение действительных причин разрушения конструкции.

Аукционы как модель организации торгов, во-первых, приемлемы не для всех видов

рынка, во-вторых, аукцион всегда начинается в ситуации, для которой типична асимметрия информации: каждая из сторон точно определяет свои возможности, однако имеет лишь приблизительные представления о потенциальных возможностях конкурентов. В-третьих, оценка суммарных значений спроса и предложения для каждого товара, определение нового вектора цен и общение с каждым субъектом требуют существенных затрат. У хозяйствующих субъектов также не имеется стимулов сообщать центру (аукционисту) качественную информацию о характеристиках товара.

Расточительные расходы, в качестве которых могут рассматриваться инвестиции в репутацию, должны быть настолько велики, чтобы фирма не могла их покрыть из текущей выручки за небольшой промежуток времени [10]. Данный сигнал требует полной информированности покупателя об инвестициях в репутацию продавца, кроме того, требуется выполнение условия, при котором покупатель понимает предоставляемую информацию об инвестициях в репутацию.

Низкая входная цена. В данном случае продавец товаров высокого качества выбирает такую ценовую стратегию, которой невыгодно было бы придерживаться продавцу некачественного товара при условии получения прибыли в долгосрочном периоде. В действительности продавцы товаров любой градации качества далеко не всегда стремятся к долгосрочной хозяйственной деятельности. Также при снижении репутации продавец может выйти на рынок под другой торговой маркой.

Таким образом, в случае асимметричного распространения информации повышение эффективности функционирования рынков неразрывно связано с преобразованием системы управления экономикой со стороны государства, что особенно актуально в условиях экономического кризиса, когда происходит разрушение информационных связей между субъектами. Поэтому формирование устойчивых связей между участниками отраслевого рынка будет способствовать повышению эффективности его функционирования.

Приведенные аргументы говорят о настоятельной необходимости разработки информационно-экономического механизма, действие которого должно быть направлено на снижение негативных последствий асимметрии информации и на усиление интенсивности конкурентного взаимодействия на региональном отраслевом рынке.

Список литературы

1. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. №5. с. 98-107.

2. Кузьминов Я. И. Курс институциональной экономики. Институты, сети, трансакционные издержки, контракты : учебник для студентов вузов / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М., Юдкевич. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.442 с.

3. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. 584 с.

4. ЛамбенЖ.Ж. Стратегическиймаркетинг.Европейская перспектива. [Электронный ресурс]. URL: http://www.koob. ru/lamben_jan

5. Боканов А. А. Информационные аспект обращения // Актуальные проблемы современной экономики : сб. науч. труд. Волгоград: ООО «Ригель», 2001. с. 76-84.

6. Круглое В. В. Конкуренция : учеб. пособие. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 80 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Перский Ю. К., Жуланов Е. Е. Конкурентная среда регионального отраслевого рынка. Методы и модели. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. 307 с.

8. Киямов И. К. Строительная отрасль в хозяйственной системе России. Казань : Центр инновационных технологий, 2001.44 с.

9. Организация строительного производства : учебник для вузов / Т.Н. Цай, П.Г. Грабовой, В. А. Большаков и др. М.: Изд-во АСВ, 1999. 432 с.

10. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков : учебник. М.: ИЧП «Издательство магистр», 1998. 320 с.

U.D.C. 332.143

keywords: information asymmetry, competition, trade market

Y. K. Persky, D. V. Dmitriev

INTERACTION AND INTERDETERMINATION OF COMPETITION PROCESSES AND INFORMATION ASYMMETRY ON THE REGIONAL TRADE MARKET

The present article is to define the "information asymmetry" term depending on the information type; to prove incapability of the existing signs of smoothing of information asymmetry effects; and to substantiate an urgent need for generation of an information and economic mechanism aimed at formation of competitive environment on the trade market on the basis of information asymmetry level management.

The recent decades proved a fundamental role of competition to play in the economic system development. Alongside with that, competitive environment on many commodity markets of the Russian Federation does not exist for a number of reasons. According to the researches, information asymmetry takes a particular place among many factors influencing competitive environment generation on modern trade markets.

The "information asymmetry" term is very widespread at present and it is used quite often. However, we have to admit that the notion itself defined by the term has not still been properly qualified. In modern economics "information asymmetry" is understood as unbalanced dist-ribution of information among market participants — the information that is essential to make a proper decision in the context of bargaining. Such a definition does not imply deep

necessity in implementation of the "information asymmetry" term inbusiness economics. In the present research work we would like, first, to demonstrate that the "information asymmetry" notion is employed in the economic analysis not randomly, it is required for deeper understanding of a trade market functioning; second, to substantiate the fact that state interference with trade market competition processes is required through application of an information and economic mechanism.

Analysis of an origin regarding "asymmetry" and "information" terms made it possible to classify information asymmetry concepts as follows (Table 1).

It is evident that any economic system functions on the basis of secondary information. Therefore, the second asymmetry type definition (ref. Table 1) is to be employed in the context of the economic analysis, and information is to be understood as the data reducing ambiguity of a certain situation for a market participant. [1] In its turn, both symmetry and asymmetry features may refer to market participant awareness. In this case second-order information asymmetry occurs, which is to be understood as a diversity measure in terms of market participant awareness about essential data required for reasonable behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.