Научная статья на тему 'Влияние асимметричной информации на развитии рынков в современной экономике'

Влияние асимметричной информации на развитии рынков в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1212
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ФИРМА / РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / INFORMATION / ASYMMETRIC INFORMATION / FIRM / MARKET / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батайкин Павел Александрович

В статье исследовано влияние асимметричной информации на развитие рынков, а также на уровень и структуру трансакционных издержек фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батайкин Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Asymmetric Information on Development of Markets in Modern Economy

In the clause investigated influence of asymmetric information on development of markets, and also on level and structure of transactional expenses of firms.

Текст научной работы на тему «Влияние асимметричной информации на развитии рынков в современной экономике»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Экономика

УДК 338

Влияние асимметричной информации на развитии рынков в современной экономике

Батайкин П.А

Соискатель кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

В статье исследовано влияние асимметричной информации на развитие рынков, а также на уровень и структуру трансакционных издержек фирм.

Ключевые слова: информация, асимметричная информация, фирма, рынок, конкуренция.

Исследование показывает, что для отраслевых рынков характерен умеренный уровень конкуренции. В соответствии с объективной экономической закономерностью, уровень эффективности функционирования отдельных субъектов хозяйствования повышается по мере развития конкуренции. В то же время для рыночных отношений не присущи внутренние механизмы развития конкурентной, что обусловливает настоятельную потребность в разработке и реализации мер воздействия со стороны органов государственной власти на совокупность отношений, участниками которых выступают субъекты локальных отраслевых рынков. Поскольку асимметрия информации вступает атрибутивным свойством системы отношений на подобном рынке, ее регулирование становится условием активизации конкуренции. Если классическая школа исходит в своих трактовках из тезиса о симметричном распространении информации, то институциональная традиции признает ее асимметричный характер, что подтверждается опытом развития подобных рынков в постиндустриальном обществе.

Признавая асимметричность информации, авторы исследований в данной сфере не имеют единого подхода к трактовке направления воздействия асимметричности на уровень конкурентоспособности. Ряд исследователей считают, что повышение уровня асимметричности оказывает негативное влияние на уровень конкурентности на локальных отраслевых рынках. Другие доказывают, что по мере роста уровня асимметричности возникает угроза нарушения равновесия на рынке, тогда как симметричность распространения информации обеспечивает

устойчивость развития, которое может быть нарушено только в условиях технологических сдвигов и изменений в содержании вкусов и потребностей участников. При этом конкуренция не играет роль движущей силы развития, поскольку субъекты хозяйствования без реализации конкурентных стратегий обеспечивают сохранение рыночной власти, что выступает фактором монополизации рынка.

Проведенный анализ альтернативных подходов к определению роли асимметрии в развитии конкуренции показывает, что при всем различии выводов авторы не исследуют региональную составляющую исследуемых процессов. В то же время процессы регионализации показали, что данный фактор выступает важной составляющей происходящих процессов. Степень его влияния зависит во многом от фазы жизненного цикла. Так, на фазах оживления и подъема конкуренция развивается при наличии симметричной информации, тогда как в условиях спада и депрессии для повышения уровня конкуренции необходимо снижать степень асимметричности информации. Выявленный характер взаимосвязи определяется тем, что в условиях макроэкономической стабильности субъекты хозяйствования, обладающие значительным потенциалом и стремящиеся к монопольной власти, получают доступ к информации, получение которой позволяет сформировать эффективный механизм взаимодействия с конкурентами, что обеспечивает повышение уровня концентрации рынка. При этом высокий уровень асимметрии информации на локальном рынке становится препятствием для принятия эффективных стратегических решений, направленных на существенное

16

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

Экономика

улучшение рыночных позиций субъектов конкурентных отношений, что препятствует монополизации рынка. В условиях высокого уровня нестабильности субъекты хозяйствования ориентированы на снижение трансформационных и трансакционных издержек, что предполагает необходимость формирования долгосрочных контрактных уровня концентрации на локальном отраслевом рынке.

На основании изучения результатов проведенного нами исследования можно выделить два варианта развития локального отраслевого рынка, которые характеризуются спецификой влияния асимметрии информации на протекание конкурентных процессов:

1) Вариант I, который реализуется на фазах кризиса и депрессии региональной экономики. В этом случае на рынке формируется тенденция роста (снижения) уровня конкурентности вследствие увеличения (уменьшения) уровня асимметрии информации.

2) Вариант II, который реализуется на фазах оживления и подъема региональной экономики. В этом случае на рынке формируется тенденция роста (снижения) уровня конкурентности вследствие уменьшения (увеличения) уровня асимметрии информации.

Варианты изменения степени концентрации рынка под воздействием уровня асимметрии информации отражены в таблице 1.

Таким образом, в условиях свободного функционирования локального отраслевого рынка в разных периодах развития экономики региона влияние асимметрии информации на уровень концентрации локального отраслевого рынка имеет неоднозначный характер. Выявленные особенности позволяют сформировать искомый информационно-экономический механизм, применение которого позволит государственным органам власти определить наметившиеся тенденции в изменении степени концентрации рынка и уровня асимметрии, и на этой основе своевременно принять меры по развитию конкурентной среды на локальном отраслевом рынке региона посредством управления асимметрией информации между продавцами и покупателями.

Прежде чем переходить непосредственно к разработке информационно-экономического механизма формирования конкурентной среды посредством управления уровнем асимметрии информации следует выделить региональные структуры, которые способны осуществлять процесс развития конкуренции на локальных отраслевых рынках посредством предлагаемого механизма. Изучение законодательных документов позволило прийти к выводу, что в качестве такой структуры должно выступать Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ, в полномочия которого входит процесс регулирования конкуренции локальных отраслевых рынков.

В условиях свободного функционирования отраслевых рынков хозяйствующие субъекты зачастую не в состоянии найти и обработать необходимую информацию. Преимуществом в данной сфере обладают крупные компании, которые располагают значительными ресурсами и возможностями. Они могут не только идентифицировать информацию о параметрах рынка, но и эффективно ее использовать в целях укрепления рыночных позиций. Более мелкие компании в подавляющем большинстве не обладают материальной базой, технологиями и персоналом для решения задач информационного обеспечения своей деятельности. В результате локальные отраслевые рынки функционируют в условиях асимметричного распространения информации, что, как показали результаты нашего исследования, оказывает непосредственное влияние на формирование конкурентных процессов.

Учитывая выявленную специфику функционирования отраслевого рынка в условиях асимметрии информации, следует сформатировать стратегические цели и задачи деятельности государственных органов управления конкурентной средой посредством регулирования уровня асимметрии информации. Целью стратегического управления является формирование конкурентной среды на локальном отраслевом рынке. К задачам можно отнести: формирование устойчивых связей органов управления уровнем асимметрии информации с хозяйствующими субъектами; формирование системы сбора, обработки и контроля качества информации; разработку решений об управлении уровнем асимметрии информации. Поэтому для решения задач стратегического управления важно разработать базовые элементы искомого информационно-экономического механизма. Это, на наш взгляд, позволит наиболее оперативно производить сбор, обработку и контроль качества информации с ее последующем транслированием на локальный отраслевой рынок.

Таблица 1

Возможные тенденции изменения уровня асимметрии информации и степени концентрации локального отраслевого рынка

Отношения числа покупателей к числу продавцов НШ рынка продавцов Асимметрия информации между продавцами и покупателями (общая тенденция)

Многократное превосходство количества покупателей над количеством продавцов (более чем в 10 раз) рост рост

снижение снижение

Количества покупателей над количеством продавцов менее чем в 10 раз рост снижение

снижение рост

17

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Экономика

В процессе обработки и сортировки исходной проверенной информации производится ее занесение в электронную базу данных, которая включает в себя три информационных блока по видам выделенных параметров рынка. Это позволяет: во-первых, оперативно управлять уровнем асимметрии информации между продавцами и покупателями, не нарушая системности функционирования информационно-экономического механизма; во-вторых, накапливать детализированные знания о развитии и текущем состоянии локального отраслевого рынка. Это позволит как государственным органам власти, так и предприятиям осуществлять качественный прогноз развития локального отраслевого рынка и на этой основе принимать более эффективные управленческие решения. Подразделения стратегического управления конкурентной средой должны в целом ориентироваться на генеральные цели и стратегии развития экономики региона.

Источником информации о ценах на товары на локальном отраслевом рынке являются непосредственно предприятия, которые в случае изменения цен на свою продукцию сообщают об этом государственным органам власти. Контроль качества информации о ценах в процессе ее обработки производится государственными органами власти. Предприятия ведут первичную бухгалтерскую отчетность, что выступает источником необходимой информации для принятия эффективного управленческого решения относительно методов конкурентной борьбы.

По итогам проверки составляется сводная аналитическая таблица, в которой отражены цены реализации продукции по датам в разрезе предприятий. На основе данной информации органы государственной власти осуществляют сравнительный анализ фактических цен реализации с ценами, транслируемыми предприятиями на рынок в конкретные промежутки времени. В случае выявления отклонений следует, что на рынке происходит искажение информации.

Нарушение субъектами хозяйствования требований к объективности предоставляемой отчетности в органы государственного управления влечет за собой применение к ним соответствующих санкций. Штрафы в рамках данного механизма выступают

в качестве регулятора экономических интересов между продавцами и государственными органами власти. Предприятия не заинтересованы в транслировании качественной информации на рынок. При отсутствии соответствующих интересов стратегическое поведение предприятий будет выражаться в двойственном поведении. С одной стороны, им целесообразно транслировать искаженную информацию органам власти для достижения определенных целей. Так, например, предприятие может транслировать органам власти информацию о поступательном росте цен на свою продукцию. В свою очередь, органы власти предоставляют искаженную информацию другим субъектам рынка. В результате на отраслевом рынке происходит постепенное снижение интенсивности конкуренции. С другой стороны, предприятие параллельно может транслировать наиболее предпочтительным покупателям информацию о снижении цен на свою продукцию, тем самым увеличивая свои объемы продаж. процессе переговоров продавец имеет возможность обоснованно изменить свое решение о цене в сторону ее увеличения. В случае, когда покупатель не готов нести затраты на проведение переговоров с другим продавцом или его способность к торговым операциям достаточно низка, то он может уступить продавцу и приобрети товар по ценам, выше транслируемых. В этой связи органам власти необходимо использовать инструменты согласования экономических интересов по поводу обмена качественной информацией между хозяйствующими субъектами.

Литература:

1. Урсул А.Д. Информация. Методологический аспект. М.: Наука, 1971. - 131 с.

2. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. - 1995. - № 5. - С. 34-37.

3. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы. М.: Финансы и статистика, 1996. - 231 с.

4. Файрушина М.А. Особенности развития отраслевых рынков в условиях асимметрии информации // Вестник экономии, права и социологии. - 2011. - № 3. - С. 81-83.

Influence of Asymmetric Information on Development of Markets in Modern Economy

P.A. Bataykin

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

In the clause investigated influence of asymmetric information on development of markets, and also on level and structure of transactional expenses offirms.

Key words: information, asymmetric information, firm, market, competition.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.