ВЗАИМОСВЯЗИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
INTERRELATIONSHIPS IN DEVELOPING SELF-ORGANIZATIONAL AND ORGANIZATIONAL SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS
H.A.Галеева
N.A. Galeeva
Профессиональная деятельность, навыки самоорганизации, организаторские навыки, образовательный процесс, староста академической группы, успеваемость.
В статье подчеркивается значимость вузовской подготовки, ориентированной на развитие навыков организации и самоорганизации будущих специалистов. Приводятся результаты исследования особенностей и наличия корреляционной взаимосвязи этих навыков у студентов, исполняющих обязанности старост академических групп. Осуществляется попытка определить влияние навыков организации и самоорганизации студентов-старост на их успеваемость.
Professional activity, self-organizational skills, organizational skills, educational process, monitor of an academic group, academic performance The article emphasizes the importance of university training, focused on the development of organizational and self-organizational skills of future specialists. The article presents the results of studying the features and the presence of a correlation interrelation of the given skills among students who are monitors of academic groups. In addition, the article makes an attempt to determine the influence of organizational and self-organizational skills of monitoring students on their academic performance.
В условиях рыночной экономики главным критерием оценки качества специалиста выступает его профессиональная конкурентоспособность - соответствие уровня подготовки требованиям профессиональной среды. В связи с этим специалист, во-первых, должен обладать системой знаний и умений, соответствующей квалификационной характеристике и квалификационным требованиям и необходимой при решении задач профессиональной деятельности [Дрешер, 2011], а во-вторых, системой универсальных личностных качеств, которые, с точки зрения Н.Л. Ивановой, являются для большинства основными условиями достижения профессионального успеха [Иванова, 2011].
Современные коллективные и индивидуальные формы профессиональной деятельности предполагают разумную целенаправленную организацию (П.С. Гуревич), в рамках которой каждый человек как элемент общей системы выступает в трех аспектах: организатор дру-
гих людей и систем - суборганизация, предмет организации других людей - метаорганизация, организатор себя - аутоорганизация / самоорганизация (Ф. Липтак).
Под организацией исследователи понимают: совокупность целенаправленных действий, обеспечивающих установление и использование различных связей [Райченко, 2007]; создание формальной системы взаимодействий подчиненных, способной обеспечить достижение намеченных в плане целей предприятия [Беляев, 2009].
Вовлечение работников любого ранга в решение управленческо-организаторских задач способствует повышению инициативности работников (А.П. Дьяков), мотивации и удовлетворенности трудом (А.Л. Свенцицкий), развитию самостоятельности, чувства причастности к общему делу, снижению сроков выполнения действий, выработке согласованных, компетентных решений (P.C. Немов), созданию психологически здоровой атмосферы коллектива.
<
m
Щ
$9
I %
tí и
о
ь
к к
W m н
сJ
Рч
<
о ^ О о
о Q
$ W
н S о
Рч W
0 §
к
1
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
Д
Н
и
щ
PQ
В то же время самоорганизация, по мнению Л.И. Савва, А.Л. Солдатченко, Е.Б. Плотниковой, Е.И. Рабиной, Л.С. Рязановой, является процессом упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на управление собой; предполагает, как считают В.И. Андреев, Н.П. Попова, рациональное использование собственных сил и времени, интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств для решения профессионально значимых задач.
Четкое, разумное и поочередное в соответствии с их значимостью планирование и выполнение основных дел (учебных, домашних, физически-трудовых и др.) является начальной ступенью самоорганизации, предпосылкой самореализации личности на производстве, в культуре, науке, руководстве и управлении [Якимов, 2016].
Самоорганизация, с точки зрения М.А. Гаме-зо, проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий [Гамезо, 2001]. Личность входе самоорганизации осуществляет сознательный целенаправленный процесс конструирования себя как специалиста в соответствии с имеющимися эталонными представлениями (Ю.А. Цагарелли).
Таким образом, по мнению исследователей, навыки самоорганизации и организации являются важными качествами специалиста, влияющими на эффективность профессиональной деятельности.
Основное развитие данных качеств происходит в ходе приобретения профессионального опыта, однако их «начальное» становление может осуществляться в процессе получения образования под руководством педагогов как минимум на этапе профессионального, а как максимум - школьного образования.
Поэтому в требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к подготовке выпускника по информационным направлениям бакалавриата включено освоение следующих компетенций: 09.03.01 Информатика и вычислительная
техника, 09.03.02 Информационные системы и технологии - способность работать в коллективе, к самоорганизации и самообразованию; 09.03.02 Информационные системы и технологии - способность к постановке цели и выбору путей ее достижения; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность; 09.03.03 Прикладная информатика - способность принимать участие в управлении проектами, принимать участие в организации ИТ-инфраструктуры.
Дополнительную актуальность проблема развития навыков самоорганизации студентов приобретает за счет того, что самоорганизация выступает важнейшей частью системы организации образовательного процесса [Фалеева, 2012]. «Стратегия современного образования, -как подтверждают Л.И. Савва, А.Л. Солдатченко, Е.Б. Плотникова, Е.И. Рабина, Л.С. Рязанова, - направлена на мобилизацию потенциала самоорганизации обучения, когда из ведомого, ситуативно зависимого субъекта учебной деятельности обучающийся превращается в инициативного партнера с высоким уровнем самоорганизации» [Савва и др., 2012]. Сформированные навыки саморазвития и самообразования позволят будущим выпускникам соответствовать стремительно изменяющимся требованиям потенциальных работодателей [Павлова, 2011].
Сточки зрения Л.В. Фалеевой, навыки самоорганизации тесно взаимосвязаны со знанием основ и специфики организаторской деятельности [Фалеева, 2012].
В связи с этим нами было сделано предположение - можно ли, реализуя в образовательном процессе вуза повышение уровня развития одних навыков (самоорганизации или организаторских), рассчитывать на одновременное / параллельное самостоятельное развитие вторых навыков (организаторских или самоорганизации).
С этой целью было проведено исследование среди студентов института информационных
технологий и инженерного образования ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», исполняющих функциональные обязанности старост академических групп I-IV курсов.
Опрос показал, что все старосты проявляют положительное отношение к занимаемой должности, из них 88,9 % ответили полностью утвердительно, 11,1 % - в качестве ответа написали «больше да, чем нет». Основными причинами нахождения на посту старосты являются «мотивация на хорошую учебу», «способствование повышению лидерских качеств, развитию ответственности», «нравится получать всю информацию первым», «хочу быть в курсе событий», «быть постоянно в центре информации», «нравится общаться с коллективом», «интерес к общественной и активной жизни», «доверие однокурсников», «есть опыт работы старостой». Однако встречаются ответы и с оттенком «подавленности» - «больше нет желающих», «надо», «как самая старшая в группе», «кто-то же должен». Такое соотношение положительного и негативного восприятия собственного нахождения на должности старосты может обосновываться тем, что 52,2 % старост были назначены на должность на основе выбора группы, 8,6 % - распоряжением деканата / кафедры, 39,2 % выдвинули свою кандидатуру сами.
48 % опрошенных считают, что справляются с должностными обязанностями на 90-100 %; 18,6 % опрошенных оценивают свои успехи в данной роли на 80-90 %; 26 % старост считают, что выполняют качественно 70-80 % своих обязанностей; 3,7 % справляются только «наполовину» и 3,7 % не могут оценить свой «вклад» в организацию работы академической группы. При этом 85,2 % старост полагают, что группа относится к ним «положительно, хорошо» и «удовлетворена их работой»; 7,4 % - «нормально» и «больше удовлетворена, чем нет»; 3,7 % - «по-разному» и «частично», и 3,7 % затрудняется оценить отношение и удовлетворенность. Полностью подчиняются авторитету старосты и выполняют поручения студенты в 66,7 % групп, «в большинстве случаев» - в 11,1 % групп, «не всег-
да» - 18,5 %, не выполняют - 3,7 %. Таким образом, наличие у старост высокой оценки собственной деятельности и хороших взаимоотношений с академической группой не всегда способствует получению необходимого результата, что может свидетельствовать об отсутствии качеств, необходимых для выполнения данных должностных обязанностей.
Так, средняя арифметическая склонность к организаторской деятельности у старост института, выявленная по методике КОС Б.А. Федори-шина, составила 0,71: очень высокий уровень склонности (от 0,81 до 1,00) имеют 26,7 % старост; высокий уровень (от 0,71 до 0,80) - 16,7 %; средний уровень (от 0,66 до 0,70) - 20 %; ниже среднего уровня (от 0,56 до 0,65) - 13,3 %; низкий уровень (от 0,20 до 0,55) - 23,3 %, то есть всего лишь 63,4 % старост имеют организаторскую склонность среднего уровня и выше. Максимальная средняя организаторская склонность (0,85) проявляется у старост, имеющих опыт от
I,25 до 2,25 года; при должностном стаже, равном 2,75, организаторская склонность уменьшается до 0,66. Зависимость уровня организаторской склонности старост от курса также имеет снижающийся характер: I курс - 0,75; II курс -0,72; III курс - 0,67; IV курс - 0,75 и I курс магистратуры - 0,6.
Такое изменение уровня организаторской склонности повлияло, на наш взгляд, на частую смену старост: на I курсе состав изменился на
II,1 %, на II курсе замена составила 50 %, на III курсе - 57 %, на IV курсе - 100 %. Действующие старосты находятся на своей должности в общей сложности 71,4 % от возможного времени, что в среднем составляет 1,5 года. Следовательно, прослеживается обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития организаторской склонности старосты и длительностью пребывания на должности / внутри образовательного процесса вуза. В качестве причин спада организаторской склонности можно назвать снижение уровня интереса, высокую ответственность, сложности во взаимоотношениях с группой, отсутствие достаточного организаторского опыта и педагогического сопровождения.
<С
а
ч
с m
о |
и и
о
Рч
W
m
н о
Рч <
о ^ 5 U
о ^
Рч W
« с «
S
X
н и
В то же время 87,1 % старост считают, что выполнение данных должностных обязанностей способствует развитию навыков самоорганизации и организации; при этом часть старост связывают это с обязательным наличием большой группы, а некоторые указывают, что организаторские навыки развиваются в большей степени. По 4,3 % исследуемых либо согласны только с развивающим эффектом для организаторских способностей, либо рассматривают в качестве развивающей основы другие личностные качества конкретного старосты, либо затрудняются ответить.
Поэтому далее с целью выявления уровня навыка самоорганизации исследуемых старост нами был использован «Опросник диагностики особенностей самоорганизации» (автор А.Д. Ишков), результаты которого показали по отдельным шкалам, соответствующим пяти функциональным компонентам процесса самоорганизации и одному личностному компоненту, следующее: «Целепогагание» составляет 75,9 из 100 возможных; «Анализ ситуации» - 72; «Планирование» - 72,2; «Самоконтроль» - 72,8; «Коррекция» - 69,2; «Воля» - 71,6. Навык самоорганизации старост в целом развит на 72,3.
Корреляционный анализ полученных данных, проведенный по методике К. Пирсона, выявил прямую корреляционную взаимосвязь между организаторской склонностью и навыком самоорганизации старост (г =0,371, р<0,05). Корреляционная взаимосвязь организаторской склонности с отдельными функциональными компонентами процесса самоорганизации наблюдается только в отношении навыка самоконтроля (г =0,366, р<0,05). Таким образом, высокие показатели организаторской склонности связаны с высокими показателями навыка самоорганизации, и в особенности с навыком самоконтроля.
Все исследуемые старосты также считают, что наличие у личности навыков самоорганизации и организации взаимосвязано, но первичную роль отдают навыкам самоорганизации, обосновывая тем, что без способности организовать себя личность не сможеторганизовать группу. 60,9 и 65,2 % старост отмечают за время выполнения обязанностей повышение уровня навыков самооргани-
зации и организации соответственно, а конкретно следующих действий: самоорганизации - проявление ответственности и пунктуальности; умения оценивать важность информации и вовремя ее сообщать; рационально распределять свои ресурсы; расставлять приоритеты; организации - общение с большой группой людей; проявление терпения, понимания, открытости и ответственности; вовлечение людей с разными интересами в необходимую деятельность, находя при этом в них что-то общее; умение вести группу за собой; быть более самоорганизованным, распределять время, четко излагать мысли, находить подход к людям.
Далее рассмотрим проявление навыков самоорганизации студентов-старост и влияние их на результативность какого-либо другого вида вузовской деятельности. В качестве наиболее значимой деятельности старосты выделили учебную деятельность (приоритет равен 1,7). Суммарные результаты единых государственных экзаменов (три дисциплины) старост составили 176,4 балла -средний результат по одной дисциплине равнялся 58,8 балла. Средняя успеваемость старост по итогам промежуточной аттестации, предшествующей проведению исследования, составила 4,5: имели средний балл 5 - 36,7 %; от 4,75 до 5 - 23,3 %; от 4,5 до 4,75 - 23,3 %; от 4 до 4,5 -10 % и от 3,5 до 4- 6,7 % исследуемых. Приведение результатов промежуточной аттестации к 100-балльной шкале позволило осуществить сравнение с результатами ЕГЭ -90 баллов и 58,8 балла соответственно. Таким образом, студенты-старосты показали достаточно высокие результаты учебной деятельности и, следовательно, навыки самоорганизации, однако для констатации явной взаимосвязи между уровнями развития исследуемых навыков необходимо проведение дополнительного эксперимента.
82,6 % старост отмечают важность данных способностей для своей будущей жизнедеятельности (в частности, профессиональной деятельности), однако их целенаправленным развитием занимается только 34,8 %.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что: 1) развитие навыков организации и самоорганизации будущих специалистов является актуальной проблемой современ-
ного профессионального образования; 2) между уровнями развития навыков организации и самоорганизации личности существует корреляционная взаимосвязь, однако их развитие может происходить в разных плоскостях вузовской среды; 3) длительное включение студентов в деятельность, носящую организаторский и самоорганизационный характер, может иметь отрицательный эффект для исследуемых навыков из-за отсутствия развития содержания, форм деятельности и системного педагогического сопровождения; 4) в целях оптимизации и повышения качества вузовского образования имеет смысл определить единую систему педагогических условий развития навыков организации и самоорганизации студентов, возможно, предполагающих «плавную» смену видов развивающей деятельности в зависимости от возрастных, личностных и профессиональных потребностей студентов, а также результатов мониторинга эффективности использования данных качеств молодыми выпускниками вуза в ходе их трудоустройства, осуществления профессиональной деятельности и построения карьеры.
Библиографический список
1. Беляев В.И. Менеджмент. М.: КНОРУС, 2009. 250 с.
2. Галеева H.A. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 2008. 231 с.
3. Гамезо М.А. Словарь по педагогической психологии. URL: http://educational_psychology. academic.ru
4. Дрешер Ю.Н. Подходы к проблеме оценки качества подготовки специалистов. URL: http:// www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011
5. Иванова Н.Л. Что такое «успех» и «успешность». URL: http://delovoymir.biz/ru/articles
6. Ишков А.Д. Психическая самоорганизация. URL: http://mgsu.ru/organizations/ RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf
7. Павлова В.А. Формирование навыков самоорганизации и самообразования студентов технических вузов. URL: http://obrazovanie21. narod.ru/Files/2011-4_pll5-118.pdf
8. Райченко A.B. Административный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2007. 416 с.
9. Савва Л.И., Солдатченко А.Л., Плотникова Е.Б., Рабина Е.И. Рязанова Л.С. Социализация студентов в профессиональном образовании. URL: http://www.monographies.ru/ru/ book/view?id=167
10. Фалеева Л.В. Умения самоорганизации современной личности студента: от беспорядка к совершенству?! URL: http://www. rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica. htm
11. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Направления подготовки: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 09.03.03 Прикладная информатика. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/9
12. Якимов O.B. Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 2 (36). С. 101-104.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м