Бебинов С.Е. Взаимосвязи между динамикой формирования профессиональных водительских навыков у девушек на различных этапах обучения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№3 (10) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00364.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 374.72
Бебинов Сергей Евгеньевич
Заведующий кафедрой физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Взаимосвязи между динамикой формирования профессиональных водительских навыков у девушек на различных этапах обучения
Аннотация. Современные условия дорожного движения повышают требования к качеству подготовки водителей. В статье представлены экспериментальные данные, показывающие взаимосвязи динамики профессиональных водительских навыков у девушек на различных этапах формирующего эксперимента. Выявленные характеристики дают возможность индивидуализации учебного процесса в автомобильных школах.
Ключевые слова: лонгитюдное исследование, динамика профессиональных водительских навыков, уровень подготовленности.
Введение
Педагогическая система обучения водителей учитывает индивидуальные особенности субъекта. При этом система учебной деятельности способна саморегулироваться путем построения и переструктурирования своих компонентов с учетом мотивов, цели и задач подготовки [1, 2].
Гетерохронность развития профессиональных навыков вождения автомобиля определяет особый интерес к изучению динамической структуры их формирования. Известно, что на более раннем этапе подготовки водителей происходит интенсивное обучение. Более поздний этап, в свою очередь, направлен на совершенствование и закрепление полученных ранее умений [3, 4]. Сформированные профессиональные навыки начинают проявляться в своеобразном сочетании, определяющим стиль управления автомобилем, который выступает особым «уравновешивающим» звеном между условиями дорожного движения и индивидуальными особенностями обучаемого [5].
Задача исследования
В задачу исследования входило выявление взаимосвязей между динамикой водительских навыков у девушек на различных этапах формирующего эксперимента.
Организация исследования
Для изучения индивидуальных путей формирования основных водительских навыков и их динамики было проведено лонгитюдное исследование подготовки водителей
транспортных средств категории «В». Изучаемая выборка состояла из девушек 18 - 23 лет, не имевших начального опыта управления автомобилем (п = 56).
Формирующий эксперимент проводился в условиях автодрома. На первом этапе развивались профессиональные водительские навыки. Второй этап эксперимента способствовал закреплению ранее полученных навыков. Каждый из этапов завершался тестированием, позволившим оценить подготовленность испытуемых.
Изучаемые показатели распределены по трем группам. Первая (двигательная) включает навыки, в большей степени связанные с проявлением двигательной активности в управлении автомобилем. К ним относится двигательный навык начала движения (УДН) и общая скоординированность управляющих автомобилем действий (СД). Вторая группа состоит из сенсорно-оценочных навыков, позволяющих определять пространственные характеристики движения автомобиля. Это чувство переднего (П1 ) и боковых (БГ) габаритов автомобиля. К третьей группе относятся навыки, связанные с оценкой изменения положения автомобиля в среде движения (сенсорно-ориентировочные). В первую очередь это навык оценки зрительно-моторных ориентиров движения (ЗМО), а также навык определения ориентиров движения задним ходом (ДЗХ).
Результаты исследования и их обсуждение
Корреляционный анализ поэтапного изменения подготовленности показывает, что динамика формирования навыка общей скоординированности действий на первом этапе подготовки отрицательно коррелирует с приростом чувства переднего габарита на втором этапе обучения (г = -0,36; р < 0,01), в то время как чувство боковых габаритов на первом этапе эксперимента отрицательно связано с изменением этого показателя на втором этапе (г = -0,33; р < 0,05) и приростом общей скоординированности управляющих действий на втором этапе подготовки (г = -0,30; р < 0,05) (рис. 1).
Динамика на I этапе
1
1
6
6
Динамика на II этапе
Рисунок 1 - Корреляционные связи динамики формирования навыков вождения между первым и вторым этапами эксперимента у девушек: 1 - УДН; 2 - СД; 3 - ПГ; 4 - ЗМО; 5 - БГ; 6 - ДЗХ; в квадратах - прирост навыков; пунктирная линия - отрицательная взаимосвязь; одинарная линия - связь на уровнер < 0,05;
двойная линия - связь на уровне р < 0,01
Такой характер корреляций предположительно обусловлен различиями в динамике развития навыков на разных этапах формирующего эксперимента. Вначале темп прироста более значительный, на втором этапе -ниже.
Структура корреляционных плеяд темпа прироста показателей на первом этапе эксперимента и общей динамики их формирования имеет заметные отличия от характера межэтапных связей (рис. 2).
Выявлены положительные корреляции между динамикой навыков, связанных с проявлением двигательной активности испытуемых. Прирост двигательного навыка начала движения на первом этапе эксперимента коррелирует с общим приростом этого показателя (г = 0,65;р < 0,01).
Динамика навыка общей скоординированности управляющих автомобилем действий на первом этапе подготовки имеет связь с общим приростом этого навыка (г = 0,38; р < 0,01), в то же время отрицательно коррелирует с общим приростом навыка определения ориентиров движения задним ходом (г = -0,32; р < 0,05) и общим приростом навыка чувства переднего габарита (г = -0,32; р < 0,05). Показатель ПГ на первом этапе эксперимента связан с общим приростом чувства переднего габарита (г = 0,27; р < 0,05).
Динамика на I этапе
Общая динамика
Рисунок 2 - Корреляционные связи динамики формирования навыков вождения на
первом этапе эксперимента с общим приростом показателей у девушек: 1 - УДН; 2 - СД; 3 - ПГ; 4 - ЗМО; 5 - БГ; 6 - ДЗХ; в квадратах - прирост навыков;
сплошная линия - положительная взаимосвязь; пунктирная линия - отрицательная взаимосвязь; любая одинарная линия - связь на уровне р < 0,05; любая двойная линия - связь на уровнер < 0,01
По характеру корреляций можно сделать предположение, что успешность освоения к окончанию подготовки показателей УДН, СД и ПГ в значительной степени связана с их динамикой на первом этапе эксперимента.
У девушек обнаружены положительные связи между приростом навыков вождения на втором этапе формирующего эксперимента и их общей динамикой (рис. 3).
Динамика на II этапе
Общая динамика
Рисунок 3 - Взаимосвязи динамики навыков вождения между вторым этапом формирующего эксперимента и показателями общего прироста значений: 1 - УДН; 2 - СД; 3 - ПГ; 4 - ЗМО; 5 - БГ; 6 - ДЗХ; в квадратах - прирост навыков; сплошная линия - положительная взаимосвязь; двойная линия - связь на уровнер < 0,01
Наиболее тесные связи выявлены между приростом общей скоординированности управляющих действий на втором этапе подготовки и общей динамикой формирования показателя СД (r = 0,92; р < 0,01). Динамика навыка оценки зрительно-моторных ориентиров движения на втором этапе также коррелирует с общим развитием этого показателя на уровне r = 0,94 (р < 0,01), а коэффициент корреляции динамики формирования чувства боковых габаритов на втором этапе эксперимента с общим приростом этого показателя составляет r = 0,98 (р < 0,01).
Структура корреляционных плеяд в женской группе показывает неоднозначный характер связей, объединяющих поэтапную динамику навыков вождения автомобиля. Незначительное количество отрицательных корреляций между приростом показателей первого и второго этапов эксперимента (см. рис. 1) предположительно является свидетельством недостаточного соответствия имеющегося у девушек уровня способностей с методикой обучения.
В то же время результаты первого этапа обучения имеют достаточное количество корреляций с общей динамикой подготовленности (см. рис. 2). Выявлены связи темпа приростов навыков вождения, имеющих двигательную структуру с общим увеличением этих показателей к окончанию эксперимента. Эта же особенность отмечена во взаимосвязи динамики чувства переднего габарита.
Имеющие место корреляции развития всех изучаемых навыков на втором этапе эксперимента с общим приростом одноименных показателей (см. рис. 3) позволяют предположить, что общая успешность обучения вождению автомобиля у девушек зависит от режимов подготовки на более позднем этапе обучения.
Ссылки на источники:
1. Котик М.А. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами) / М.А. Котик, А.М. Емельянов. - М. : Транспорт, 1993. - 252 с.
2. Шадриков В.Д. Генезис психологической системы деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. М. : Логос, 2007. С. 184 - 199.
3. Бебинов С.Е. Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы курсантов автошкол на динамику обучаемости и формирование индивидуального стиля управления автомобилем / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 10. - С. 454 - 465.
4. Бебинов С.Е. Взаимосвязь обучаемости управлению легковым автомобилем со свойствами темперамента / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 9 (63). - С. 115 - 121.
5. Bebinov S. Innovative means for enhancing of drivers' reliability / S. Bebinov, S. Kapralov // Organization and Traffic Safety Management in large cities : 12th International Conference, (2830 September 2016) // Transportation Research Procedia Электрон. дан. - Elsevier, 2017. - Р. 41 -46. - Режим доступа : http : // dx.doi.org/10.1016/j.trpro.2017.01.009, свободный. - Заглавие с экрана.
Sergey Bebinov
Head of the Department of Physical Training and Sports, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
Interrelations between the Dynamics of the Formation of Professional Driving Skills in
Girls at Various Stages of Training
Abstract. Modern conditions of road traffic raise the requirements for the quality of driver training. The article presents experimental data showing the relationship between the dynamics of professional driving skills in girls at different stages of the formative experiment. The revealed characteristics enable the individualization of the educational process in automotive schools.
Keywords: longitudinal study, dynamics of professional driving skills, level of preparedness.